Население мира: размещение и миграции.

Данный урок «Размещение и миграции населения» сформирует у вас знания об особенностях размещения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения. Вы поймете, с чем связана современная мобильность населения. Учитель подробно объяснит причины миграции, расскажет о том, какие страны и регионы являются поставщиками мигрантов, а какие – их новым домом, пусть даже и на время или навсегда…

Тема: География населения мира

Урок: Размещение и миграции населения

Население планеты размещено неравномерно, примерно половина населения Земли живет на 5% обитаемой территории суши. Неосвоенные земли занимают 15% территории суши. Средняя плотность населения - 51 чел./кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 100 человек на 1 кв. км) сравнительно немного: Европа (без северной ее части); в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява; в Африке - долина Нила и низовья Нигера; в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине. Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (более 1000 человек на 1 кв. км), Республика Корея, Пуэрто-Рико, Руанда - по 400 - 500 человек на 1 кв. км, Нидерланды и Бельгия - по 330 - 395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км (наибольший показатель имеют такие города, как Манила (43 000 чел./кв. км), Мумбаи (22 000 чел./кв. км). Наименьшая плотность населения характерна для Монголии, Австралии, Намибии, Мавритании (менее 3 человек на 1 кв. км).

Рис. 1. Карта плотности населения мира

(чем темнее цвет - тем выше показатель плотности населения)

Факторы, влияющие на неравномерность размещения населения:

1. Природные условия. Высокогорья, пустыни, тундра, ледниковые территории неблагоприятны для проживания людей и практически не заселены. Наоборот, на низменностях и высоте до 500 метров проживает 80% всего населения. Большая часть населения концентрируется в субэкваториальном и субтропическом поясах.

2. Исторические особенности заселения. Изначально человек заселил Восточную Африку, Южную Европу и Юго-Западную Азию, потом распространился по другим частям света.

3. Различия в демографической ситуации. В странах с высоким естественным приростом высока также плотность населения.

4. Социально-экономические условия. Большинство населения тяготеют к прибрежным районам, особенно это проявляется в Австралии, Европе, Америке. В 200-километровой полосе вдоль побережий живет более 50% всего населения. В промышленных центрах Европы средняя плотность населения достигает 1500 чел./кв. км.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

Практическая работа Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира» Цель работы: формировать умение анализировать размещение населения по территории мира, научить пользоваться легендой данной тематической картой. Оборудование: атлас для 7 класса

Ход выполнения работы: 1. Внимательно изучите карту атласа, определите какую информацию вы можете получить 2. Назовите регионы мира, где плотность населения более 100 человек на 1 кв. км. 3.Назовите регионы мира, где плотность от 1 до 10 человек1кв.км._____________ 4.Сопоставьте данную карту с физической картой мира, влияет ли рельеф на размещение населения? _______________________________________________ 5.Сделайте сравнение и с картой « Климатические пояса Земли», какую зависимость вы обнаружили? ___________________________________________ 6. Найдите на физической карте реки: Инд, Ганг, Хуанхэ, Миссисипи- какая плотность населения в низовьях этих рек? ___________________________ Сделайте вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории мира. _______________________________________________________________________
Практическая работа Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры Цель работы: формирование умений использования тематических карт для выявления взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Оборудование: карты атласа «Строение земной коры», «Физическая карта мира» Тектоническая структур Форма рельефа Полезные ископаемые Восточно-Европейская платформа Южно-Американская платформа Индийская платформа Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Вывод: 1.Платформам в рельефе соответствуют __________________________________________ здесь залегают /тип полезных ископаемых /_________________________________ 2.Складчатые структуры в рельефе представлены ______________________________ здесь залегают / тип полезных ископаемых/__________________________________

Практическая работа Работа с климатограммами Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата. Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.

Ход выполнения работы: 1. По графику хода температуры определите средние температуры июля и января. 2. Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур. 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения. 4. Полученные данные занесите в таблицу. 5. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата _______________________________________________________

Практическая работа Описание географического положения Евразии Цель работы: выявить особенности географического положения материка, как сам большого материка по площади; изучить береговую линию Евразии, отработать навыки определения ГП материка потиповому плану. Оборудование: карты атласа для 7 класса: « Физическая карта», «Климатические пояса и области»

Задания: 1.Относительно экватора материк лежит в ________________ полушарии; относительно 0 меридиана _______________________________ полушариях; пересекается ________________________ тропиком на севере материк пересекает _____________________________ круг. 2. Определите координаты крайних точек материка; северная - мыс Челюскин _______________________________ _широты южная – мыс Пиай _ _____________________________________ широты восточная– мыс Дежнёва ________________________________ долготы (?) западная – мыс Рока ____________________________________ долготы (?) 3. Определите протяженность материка: с севера на юг по 100 меридиану_ _______________________________________________ с запада на восток по 50 параллели ______________________________________________ 4. По карте «Климатические пояса и области » определите, в каких климатических поясах простирается континент ________________________________________________________ _________________________________________________ 5.Какими океанами омывается Евразия с севера ____________________________________________________________________ с юга _______________________________________________________________________ с запада _____________________________________________________________________ с востока ___________________________________________________________________ 6. Ближе всего к Евразии через проливы лежат материки _____________________ ____________________________________________________________________________ 7. Используя перечень номенклатуры, нанесите на контурную карту крупнейшие объекты береговой линии материка.
Практическая работа Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона). Цель: научить анализировать данные климатической диаграммы, делать выводы о влиянии климатических факторов на формирование морского климата. Оборудование: атлас для 7 класса, учебник с.75, рис.38, с.335.

Задания: 1.Определите среднюю Т января, июля ______________________________ 2.Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур ________________ 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения ____________________________________________________ 4. Определите по климатической карте направление преобладающих ветров __________________________________________________________________ 5.Определите по климатической карте, в каком климатическом поясе, области расположен город Лондон __________________________________________ Сделайте вывод: под действием, каких факторов формируется морской тип климата? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Практическая работа Составление по картам атласа комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы) . Цель: формирование умений отбирать необходимую информацию, анализировать отобранные данные, делать выводы о влиянии особенностей природы на хозяйственную деятельность населения. Оборудование: атлас 7 класса, учебник с.110-118, форзац учебника.

Задания: 1.Как называется столица страны? _____________________________________________________ 2.В какой части Европы расположена страна? ____________________________________________ 3.Страна имеет выход к океану, морю или внутриконтинентальная? __________________________ ___________________________________________________________________________________ 4.Какие формы рельефа преобладают, высшей точкой страны является? _____________________ ___________________________________________________________________________________ 5.В каком климатическом поясе расположена страна, определите тип климата _________________ ___________________________________________________________________________________ 6.Определите: Ср.t Я_______, Ср.t И ______ , min t,______ , max t,_______ , год. кол-во О ________ равномерно или неравномерно выпадают осадки, в какое время года больше и в виде чего? _________________________________________________________________________________ 7. Крупнейшей рекой является _______________________________, она берет начало _ _________ и впадает _________________________________________________________________________ 8. В каких природных зонах расположена страна, есть ли высотная поясность? 9. численность населения ________, коренное населения относится к расе ____________ , к языковой семье __________________________________________________________________ . 10.Население размещено равномерно или неравномерно, наиболее заселена часть страны ________________________________________________________________________________ 11. По комплексной карте определите какие отрасли промышленности развиты, на производстве каких культур и животных специализируется сельское хозяйство. Вывод: Обоснуйте вывод о развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства ____________________________________________________________________________________________

Практическая работа Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии) Цель работы: познакомить учащихся с достопримечательностями Италии, развивать интерес и воспитывать уважение к природе культуре других регионов мира; формирование умений работать с различными источниками географической информации. Оборудование: материалы Интернет, детская энциклопедия, справочная литература, атласы.

Задания: 1. 1группе: составьте описание вулканов, которые представляют интерес для туристов. 2 группе: изучите водные объекты Италии, сделайте подборку материалов о Венеции. 3 группе: познакомьтесь с памятниками истории, какие из них вы хотели бы посетить? 4 группе: какие композиторы, музыканты, художники, прославили страну? Какие музеи, театры имеют мировую известность 5 группе: изучите возможности рекреационных ресурсов страны, какие места для зимнего и летнего отдыха вы можете предложить? 2. На основе собранного материала сделайте презентацию с комментариями. 3. На контурную карту нанесите объекты, которые вы предлагаете для посещения туристами.

Практическая работа Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья) Цель: формирований умений работы с тематическими картами, отбора необходимой информации; умение делать выводы о зависимости типа климата от климатообразующих факторов. Оборудование: атлас 7 класс, учебник с 160-165. Задания: 1.Сравните географическое положение1)Колхидской низменности и 2)Куро-Араксинской низменности: а) в какой части Закавказья расположены: 1)___________________________________________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________________________________________ б) какими морями омываются: 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ в) опишите климат данных низменностей: ср.t Я, ср.t И, min t, max t, годовое кол-во О 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ г) объясните, почему Куро-Араксинская низменность получает меньше осадков 1)____________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают: 1) ____________________________________________________________________________________________________________ 2) ____________________________________________________________________________________________________________ Вывод: главной причиной разной специализации сельского хозяйства Грузии и Азербайджана является то, что эти страны __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан) Цель: закрепить умения составлять характеристику климата территории, определять факторы, влияющие на распределение температур и осадков; формировать навыки работы с контурной картой. Оборудование: учебник, карты атласа

Задания: 1. Прочитайте текст с.192-193 учебника. 2. Используя план характеристики климата территории (с. 335 учебника), и карту на с.193 составьте устную характеристику климата полуострова. 3. Сделайте вывод о факторах, влияющих на климат: 3.1больше всего осадков выпадает на__________ полуострова, их приносят ___________, с ____________ океана: 3,2 в местечке Черапунджи выпадает более ____ мм осадков это объясняется тем, что: ________________________________________________________________________________ 4. На контурную карту нанесите: 4.1 северный тропик и экватор; 4.2 горы Гималаи 4.3 области В и Н атмосферного давления; 4.4 преобладающее направление ветров в июле и январе. 5. Подпишите климатический пояс и тип климата полуострова Индостан.

Практическая работа Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая) Цель: развивать умение читать тематические карты учить анализировать полученную информацию, делать выводы о размещения населения от природных условий. Оборудование: атлас для 7 класса с.21, учебник пар.34.

Задания: 1. Население по территории страны размещено (равномерно или неравномерно) ______________________________________________________________________________ 2.Наиболее плотно заселена ____________________________________________ часть страны (плотность _________________ -чел./ кв. км). 3.Менее заселена ______________ часть страны (плотность ______ чел/на кв.км.) 4.Есть ли территории, где население практически отсутствует? Где они находятся? _______________________________________________________________________________ Вывод: Население размещено _____________________, так как на размещение населения влияют следующие факторы: а) климат: наиболее заселенными являются климатические пояса ______________________ ______________________________________________________________________________ б) рельеф: высокую плотность имеют ___________________ части территории; в) близость океана: высокая плотность отмечается __________________________________ г) долины рек:: самая высокая плотность населения в долинах рек _____________________ На территории Китая четко выражены Восточная ____________________ заселённая часть и слабо заселенная ______________________________ часть страны.

Практическая работа Географическое положение Африки. Определение крайних точек материка, протяженности с севера на юг и с запада на восток . Цель: закрепить умения определять географическое положение материка, делать выводы об особенностях природы, зависящих от географического положения. Оборудование: атлас для 7класса, карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»

Задания. 1.Африка почти по середине пересекается ______поэтому лежит в ______и_____________ полушариях. 2. Африка на западе пересекается _____ меридианом, поэтому расположена в _____и_______ полушариях. 3.Основная территория материка лежит между__________________________________________________ 4.Крайние точки: северная - мыс _____________________________________________________________ южная - мыс_______________________________________________________________ восточная - мыс _________________________________________________ ___________ западная – мыс ______________________________________________________________ 5.Африка омывается с востока _______________________________________________________________ с северо–запада ____________________________________________________________ 6.У берегов материка проходят течения: теплые ________________________________________________ холодные ______________________________________________ 7.Африка находится под влиянием постоянных ветров: __________________________________________ 8..Протяженность материка с севера на юг __________________________ градусов, _____________ км. 9. Протяженность материка с запада на восток ______________________ градусов, ______________ км 10.Материк расположен в климатических поясах:_______________________________________________ 11.Ближе всего расположены материки (указать относительно сторон горизонта)____________________ _______________________________________________________________________________________

Практическая работа Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (Алжир, Кения, Нигер) Цель: продолжить формирование умений и навыков получения информации в процессе анализа карт атласа. Оборудование: атлас 7 класса.

Задания: 1.Внимательно изучите легенду карты «Комплексной карты Африки». 2.Какими полезными ископаемыми богата страна? ___________________________________________________________ 3.Какие отрасли промышленности получили развитие в данной стране? ____________________________________________________________________ 4.Определите климатический пояс, тип климата, почв, природную зону ________________________________________________________________ 5.Какие отрасли сельского хозяйства развиты? Назовите возделываемые культуры и виды животных, которых здесь разводят? ____________________________________________________________________ 6.Назовите заповедники, существующие в стране. _________________________________________________________________ 7. Какими стихийным бедствиям подвержена территория страны, какие природоохранные мероприятия проводятся в стране? _____________ ____________________________________________________________

Практическая работа Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США) Цель работы: научить в результате анализа карт, выявлять региональные различия полуостровов Аляска и Флорида в природе и хозяйственной деятельности населения. Оборудование: карты атласа, текст учебника.

Задания: 1. Определите географическое положение полуостровов: 1,1 Аляска __________________________________________________________________________, 1.2. Флорида ________________________________________________________________________. 2. Омываются водами: 2.1 Аляска___________________________________________________________________________, 2.2 Флорида__________________________________________________________________________ 3. Расположены в пределах климатических поясов, тип климата: 3.1 Аляска____________________________________________________________________________ 3.2 Флорида __________________________________________________________________________ 4. Характеристика климата: 4.1 Аляска ___________________________________________________________________________-, 4.2 Флорида __________________________________________________________________________. 5. Природная зона: 5.1 Аляска____________________________________________________________________________, 5.2 Флорида __________________________________________________________________________. 6. Тип почв: 6.1 Аляска____________________________________________________________________________ 6.2 Флорида __________________________________________________________________________. 7. Традиционно население занимается: 7.1 Аляска ____________________________________________________________________________, 7.2 Флорида __________________________________________________________________________. 8. Современные отрасли хозяйства: 8.1 Аляска ____________________________________________________________________________ , 8.2 Флорида ___________________________________________________________________________. Вывод: природа и хозяйство полуостров имеют существенные отличия. Это объясняется тем что: _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

Практическая работа Описание реки по плану (Амазонка, Парана ) Цель: продолжить формирование умений, на основе анализа карт, составлять описание реки по типовому плану. Оборудование: учебник с.261,271,336.Атлас «Физическая карта Южной Америки»

План описания: 1.Название реки ___________________________________________________ 2.Река находится на материке в ___ части. 3.Река берёт начало _________________________________________________ 4. Река течёт с на; впадает ___________________________ относится к бассейну _________________________ океана. 5.Крупными притоками являются _____________________________________ 6.Река имеет (спокойное или бурное) течение, так как протекает по _____________________________________________________________________ 7.Река питается _____________________ водами __________________________ 8.Река замерзает, разливается, мелеет _________ . 9.Человек в хозяйственной деятельности использует реку для: _______________ _____________________________________________________________________

Практическая работа Составление географического описания островов (на примере одного из островов Новой Зеландии) Цель работы: закрепление умений использования карт атласа для географического описания острова. Оборудование: карта атласа «Физическая карта мира», раздаточный материал «Физическая карта Новой Зеландии».

Задания: 1.Найдите на карте остров Южный; 2. Географическое положение: 1) относительно Австралии остров расположен на ___________; лежит между _________ ю.ш. 2) остров простирается с ______________________ на _________________________________; 3) с запада омывается ___________морем, с севера заливом ____________________________; 4) от острова Северный отделяется проливом ________________________________________; 3. Рельеф: 1) по происхождению острова Новой Зеландии _______________________________________; 2) рельеф острова __________; на ______________ простирается горный хребет ___________; наивысшая точка острова гора ____________, высота ___________________________________ 4. Климат: 1) остров расположен в ______________________ климатическом поясе, средние температуры Я _____, И______, годовое количество осадков ________________________________________; 5. Внутренние воды: 1) остров _____________ внутренними водами, реки берут начало ______________ и несут свои воды _____________ океану, крупнейшей рекой является река ____________________________. 6. Остров Северный расположен в природной зоне _________________________________; 7. На островах Новая Зеландия расположено государство ____________________________, крупнейшие города__________________________________________________________________.

Практическая работа Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана Цель работы: формирование умений комплексного использования различных географических источников для описания природы Северного Ледовитого океана. Оборудование: карта атласа, учебник, схема движения воды в океане, материалы презентации «исследования Северного Ледовитого океана»

Ход выполнения работы: 1. Северный Ледовитый океан расположен относительно: Северного полярного круга и северного полюса______________________________________________________________________________ 2. По площади это самый_______________________________________________________ океан. 3. По количеству островов занимает __________________ место среди океанов. 4. Вдоль берегов льды движутся с _________ на __________, 5. Океан самый мелкий среди океанов, так как образовался в результате_________________________ _____________________ , самый крупный хребет ____________________,наибольшая глубина____ 6. Океан расположен в _____________________________________________ климатическом поясе, в природной зоне_____________________________________________________________________ 7. На шельфе морей найдены запасы _______________________________ , из биологических ресурсов человек использует_____________________________________________________________ 8. В период навигации океан используется как _____________ путь, крупнейшие порты____________ ______________________________________________________________________________________ 9. На островах океана много __________________________ станций, их данные используются для составления прогноза ___________________________________________________________________ 10. Выскажите своё мнение о перспективах использования богатств океана. Может ли человеческая деятельность повлиять на ПК Северного Ледовитого океана_________________________________ __________________________________

Практические работы к курсу «География», 9 класс

Практические работы к курсу «География» 9 класса

Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте границ, соседних государств и субъектов РФ

Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России

Ход работы

На контурной карте (стр. 1-2) отметить карандашами разного цвета:

Границу РФ

Республики и столицы

Автономные округа

Края и автономную область

Практическая работа №2

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение

(Работа с к/к и письменный вывод)

Цель работы: формировать умении работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

Ход работы

На контурной карте отметить

города – миллионеры и городские агломерации

желтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

Практическая работа №3

Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Смоленской области

Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы.

Ход работы

Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Ивановской области. Данные занесите в таблицу

Показатели

Ивановская область

Численность населения (млн. чел.)

Площадь территории (тыс. кв. км.)

Плотность население (чел/ кв. км.)

Доля городского населения (%)

Доля сельского населения (%)

Естественный прирост

Сравните показатели, объясните причины различий

Практическая работа №4

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа

Ход работы

Используя текст, карты и таблицы учебника, статистические материалы, заполните таблицу

Вид машиностроения

Трудоемкое

Металлоемкое

На контурной карте отметьте основные центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения

Сделайте вывод о том, в какой части страны и почему сосредоточены эти виды машиностроения.

Практическая работа №5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Ход работы

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал сравнить 2 угольных бассейна. Фактические данные занести в таблицу

Показатель

Печорский угольный бассейн

Канско-Ачинский угольный бассейн

Географическое положение

Способ добычи

Качество угля

Использование

Себестоимость угля

Какой бассейн наиболее перспективный и почему? Почему нельзя закрывать неперспективный бассейн?

Отметить на контурной карте основные районы добычи угля в России

Практическая работа №6

Составление характеристики нефтяной базы по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям

Ход работы

Дать характеристику Западно - Сибирской нефтяной базы по плану:

Географическое положение, площадь бассейна

Глубина добычи

Доля в добыче нефти России

Основные месторождения

Использование в хозяйстве

Направления транспортировки

Проблемы и перспективы развития

Справочный материал к работе

Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн

Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км.Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров.

Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40- 60%), повышенное количество летучих веществ, поэтому она ценное сырьё для химической промышленности.

Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.
Около 60% нынешнего объема нефтедобычи по-прежнему обеспечивает Югра.
В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой.

Практическая работа №7

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и статистическим показателям

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал составить характеристику Уральской металлургической базы. Фактические данные занести в таблицу

Характеристика

Доля района в общероссийском производстве проката (%)

Основные месторождения руды (свое сырье, привозное)

Месторождения каменного угля (свое сырье, привозное)

Крупнейшие металлургические заводы

Проблемы металлургической базы

Сделать вывод о перспективах развития Уральской металлургической базы

Практическая работа №8

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику производств цветных металлов по картам и статистическим показателям

Ход работы

Объясните факторы размещение производства меди в Медногорске и алюминия в Братске. Для этого заполните таблицу

Производство меди

Производство алюминия

К какой группе цветных металлов относится

К какой металлургической базе относится

Какие факторы размещения наиболее характерны

Отметьте на контурной карте основные районы производства цветных металлов в России

Сделайте вывод о том, чем производство цветных металлов отличается от производства черных металлов

Практическая работа №9

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства

Цель работы: формирование умений составлять характеристику отраслей агропромышленного комплекса по картам и статистическим показателям

Ход работы

Используя текст учебника и карты атласа, статистические материалы выясните основные факторы и районы размещения основных отраслей растениеводства и животноводства в России. Фактический материал занесите в таблицу

Направления растениеводства и животноводства

Условия выращивания культур или факторы размещения животноводства

Районы размещения

На основе таблицы сделайте вывод об основных факторах размещения растениеводства и животноводства

Практическая работа №10

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану

Цель работы: формирование умений составлять характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации

Ход работы

Дать характеристику транссибирской магистрали по плану:

Протяженность

Направление

Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условия на эффективность ее работы

Крупнейшие транспортные узлы магистрали

Состав и направление основные грузопотоков

Перспективы развития и пути повышения эффективности работы магистрали

На контурной карте показать направления грузопотоков и транспортные узлы

Практическая работа №11

Оценка ЭГП Северо-Западного района

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики

Ход работы

Отметить на контурной карте состав экономического района

Оценить ЭГП Северо-Западного района России

Типовой план характеристики ЭГП района

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства)

Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и т.д.)

Перечислите отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Почему промышленные предприятия сосредоточены в припортовой части города и вдоль Невы?

Сделайте вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства Северо-Западного экономического района

Практическая работа №12

Составление сравнительной характеристики экономических районов

Цель работы: формирование умений сравнения экономических районов с использованием различных источников информации

Ход работы

1.Сравнить Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы, используя план, текст учебника и карты атласа.

Природные ресурсы

Население и трудовые ресурсы

Характеристика межотраслевых комплексов

Крупнейшие города

Перспективы развития

2.Сделать вывод о роли этих районов в развитии нашей страны

Практическая работа №13

Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Цели работы: составить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; проверка навыка работы с контурной картой.

Ход работы

Используя карту атласа (страницы 44 – 45), определите географическое положение Норильска: широту и долготу, положение по отношению к Северному полярному кругу, транспортно-географическое положение, положение по отношению к Енисею, к ресурсным базам.

Посмотрите на карту учебника (рисунок 67 на странице 224). На ней показаны выбросы Норильского промышленного узла. Подумайте, почему зона этих выбросов тянется на восток, к реке Хатанге.

Подумайте, почему перед вскрытием Енисея убирают подальше от берега все портовые сооружения, краны, рельсовые пути, временные причалы.

Используя контурную карту Восточной Сибири, создайте схему Норильского промышленного узла. Для этого:

В пунсонах городов Норильск, Дудинка, Усть-Порт, Талнах, Игарка обозначьте цветом промышленную специализацию;

Нанесите на схему природные ресурсы;

Соедините центры – покажите связи между Норильском, местами добычи руд, угля, газа (газопроводы), портами (железная дорога);

Линиями движения покажите, в каких направлениях по Енисею из портов Дудинка и Игарка направляются грузы, что и куда перевозят по Северному морскому пути;

Цветным пунктиром обозначьте главные зоны загрязнения территории района Норильским комбинатом и стрелкой укажите направление выбросов.

Дополнительная информация

Город Норильск был назван по реке Норилке, соединяющей озера Пясино и Ламское. Город расположен в 122 километрах к востоку от порта Дудинка (имеющего причалы как для морских судов, так и для речных). С этим портом он соединен самой северной в России железной дорогой. Город возник в связи с открытием в этом районе (1919 – 1922) никелевых и платиновых руд и строительством (с 1935 года) горно-металлургического комбината. И комбинат, и сам город были построены узниками сталинских лагерей (ГУЛАГа). В Норильском районе помимо крупнейших ресурсов комплексных медно-никелево-кобальтовых руд имеются крупнейшие в мире запасы платины, а также ресурсы золота, серебра, селена, теллура. В состав здешних руд входит большое количество серы, из-за чего при их переработке происходят значительные вредные выбросы.

На базе Норильской группы месторождений развивается самый северный в мире крупный территориально-промышленный комплекс. Его ядро составляет мощный горно-металлургический комбинат, включающий в себя несколько заводов и рудников. Крупнейшие рудники находятся неподалеку от Норильска, у города Талнаха. Месторождение углей – у города Каеркан и несколько поселков. К западу от Норильска разрабатывают месторождения газа (Мессояха и другие), которые соединены с городом газопроводом. Южнее, на реке Хантайке, построена ГЭС. Есть крупный порт по вывозу леса и лесоматериалов – Игарка, доступный до морских судов, есть порт Диксон – морские ворота енисейского Севера.

Наряду с преимущественно русским городским населением близ Норильска проживают ненцы. Есть здесь и поселения менее крупных народов. Они занимаются оленеводством. Значительное количество оленей забивают для снабжения мясом Норильского района.

Город Норильск построен на вечной мерзлоте с использованием бетонных свай, приподнимающих здания над поверхностью, что сохраняет грунт в мерзлом виде. Норильск хорошо спланирован, имеет несколько архитектурных ансамблей. В городе есть драматический театр, Дворец культуры и спорта.

По реке Енисею через порт Дудинка Норильск связан с краевым центром – Красноярском, куда отправляет часть своей продукции, в том числе концентраты платины и редких металлов, для переплавки на металлургическом заводе Красноярска.

Летом по Енисею осуществляется снабжение Норильского района (с юга) всем необходимым для его жизнедеятельности.

Дудинка – морской порт на Северном морском пути, по которому Норильск отправляет рудные концентраты и рядовой металл на переплавку в города Кольского полуострова – Мончегорск и Печенгу. Эти центры вместе с Норильским комбинатом объединены в концерн «Норильский никель», производящий 80% никеля, кобальта и значительную часть меди России. Этот комбинат – крупнейший в мире экспортер никеля.

В то же время Красноярский край занимает первое место среди республик и областей России по выбросу вредных веществ в атмосферу. Из них 80% приходится на Норильский комбинат. Помимо этого в Норильском районе значительно загрязнены воды, огромны бытовые отходы.

Эти проблемы загрязнения сказываются на экологии полуострова Таймыр: 13 миллионов гектаров земель охотничье-промыслового значения и оленьих пастбищ там настолько загрязнены, что выведены из хозяйственного оборота. Неочищенные стоки вод подрывают рыбохозяйственное значение его рек.

Практическая работа №14

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Смоленской области

Цель работы: формировать умение объяснять основные демографические процессы, происходящие на территории нашей области

Ход работы

Определите среднюю плотность населения Смоленской области, используя атлас Ивановской области

Определите районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделайте вывод о причинах высокой и низкой плотности населения в отдельных районах Смоленской области

Население размещено по поверхности земного шара неравномерно . Показатели, по которым можно судить о размещении населения, – его численность и плотность (количество на единицу площади ). Около 70 % всего населения Земли проживает на 7 % обитаемой суши. Вместе с тем около половины обитаемой суши имеет плотность населения менее 5 чел./км 2 .

Более половины человечества проживает не далее 200 км от берегов морей и океанов. А в прибрежной полосе до 50 км от берегов, которая занимает всего 12 % суши, сосредоточено около 30 % населения Земли. 80 % населения нашей планеты живут на равнинах, расположенных ниже 500 м от уровня моря. Только в некоторых странах (Афганистан, Эфиопия, Мексика, Боливия, Перу ) большинство населения проживает в горах (свыше 1000 м ).

Средняя плотность населения на Земле – 40 чел/км 2 . При этом в Азии и Европе она составляет 70-80 чел/км 2 , в Африке и Америке – около 20 чел/км 2 , а в Австралии с Океанией – 3 чел/км 2 . Особенно высокой плотность населения отличаются страны Южной и Восточной Азии (это связано с распространением трудоемкого рисосеяния) и страны Западной Европы (за счет концентрации городского населения).

Максимальные значения показателя плотности наблюдаются в микрогосударствах. Например. в Монако плотность населения достигает 15 тыс. чел/км 2 . Без учета микрогосударств максимальная плотность населения в Бангладеш – 800 чел/км 2 . Минимальный показатель плотности населения в Монголии – около 1,5 чел/км 2 .

Внутри отдельных стран также могут наблюдаться очень большие контрасты в заселенности территории. Например, в Канаде 2/3 населения живут на юге страны не далее 150 км от границы с США, а на севере этого государства 1 человек приходится на 20-25 км 2 . В Египте 98 % населения живут в долине Нила, занимающей всего 4 % площади страны, а пустынные территории остальной части страны практически не заселены.

Определенное влияние на размещение населения оказывают миграции . Наиболее массовые внешние миграции в истории – перес еление примерно 60 миллионов человек из Западной Европы за период 1815-1945 гг. Люди переселялись в США, Канаду, Австралию , Новую Зелан дию, ЮАР, Аргентину, Бразилию. Из Ирландии за этот период уехало около половины населения. Значительными по массовости были также в прошлом и начале нашего века миграции рабочих из Индии и Китая.

После второй мировой войны направления основных миграционных потоков существенно изменились. Наиболее массовыми стали миграционные потоки из развивающихся стран в развитые. В США за послевоенный период переселились около 20 миллионов человек , в основном из Латинской Америки и Восточной Азии. В Западную Европу за послевоенный период переселилось около 15 миллионов человек , причем не только из развивающихся стран, но и из государств Южной и Юго-Восточной Европы. Крупным центром притяжения мигрантов стали малонаселенные нефтедобывающие страны Персидского залива. Интенсивное развитие нефтепромыслов вызвало здесь острую потребность в рабочих из соседних стран.

В целом современные миграции – в основном трудовые , когда неквалифицированные работники из развивающихся стран в поисках работы и более высоких заработков стремятся переехать в развитые страны, где ощущается их дефицит. Существует и «утечка умов », когда в развитые страны из развивающихся переезжают ученые, врачи, инженеры и другие высококвалифицированные кадры , привлеченные лучшими условиями труда и жизни.

Существуют и более локальные миграции перемещение населения из сельской местности в города как следствие урбанизации , т.е. повышения роли городов в жизни общества. В настоящее время городское население Земли составляет 50 %. Наиболее высокой долей городского населения отличаются развитые страны (в среднем около 70 % ), тогда как в развивающихся странах эта доля еще невысока (35 % ).

В развитых странах население городов, как правило, уменьшается из-за переезда жителей в пригороды и сельскую местность, а в развивающихся странах – увеличивается. Часто в развивающихся странах наблюдается ложная урбанизация – явление, при котором рост численности населения городов обгоняет их экономическое развитие. Зачастую это приводит к формированию трущобных районов с очень высокой плотностью населения.

Сельских поселений в мире 15-20 миллионов – намного больше, чем городских, которых всего 30-40 тысяч.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема: Размещение и миграция населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Урок разработан с учетом календарно-тематического планирования. Это третий урок по теме: "Население мира". По типу урок - изучение нового материала.

Структура и содержание данного урока определены поставленными целями и задачами:

  • Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока;
  • Сообщение нового материала с использованием систематизирующих таблиц и картосхем;
  • Постановка проблемного вопроса для закрепления изученного материала;
  • Итоговое закрепление в форме взаимопроверки;
  • Домашнее задание с учетом РУВ учащихся.

На уроке используются:

следующие методы- репродуктивные: словесный, наглядный, практический; эвристические: частично-поисковый с переходом на проблемный.

формы работы: фронтальная; работа в парах; индивидуальная.

Материал урока излагается доступно, научно обоснованно. На уроке используются элементы разноуровневого обучения (воспроизведение материала и анализ).

Время на уроке распределено рационально. Связки между этапами логичны. Урок выглит как единое целое.

ТСО, наглядные пособия, дидактический материал используется в соответствии с целями и задачами урока.

Контроль усвоения знаний ведется в течении выполнения заданий. Осуществляется контроль в форме фронтальной работы, индивидуальной работы и в форме взаимной проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Размещение и миграции населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Оборудование:

Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник,

тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).

Ход урока:

Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.

I) Изучение нового материала.

1. Размещение населения на Земле.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.

Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.

Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?

2. Практическое задание.

2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:

Размещение населения

_________________ ____________________ ________________

_________________ ____________________ ________________

Приложение 1.1

Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.

2.2 Практическое задание.

Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Max плотность

Где?

Почему?

Min плотность

Где?

Почему?

Вывод: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Приложение 1.2

3. Миграции населения.

"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".

Ученик (работа со словарем):

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

Приложение 1.3

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.

Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.

США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.

После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".

Ученик (работа с дополнительной литературой)

Приложение 1.4

Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?

4. Практическое задание.

4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.

Миграции

__________________ _______________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Приложение 1.5

4.2 Работа с учебником стр. 65-66;

Какие причины вызывают перемещение населения?

Виды миграций

Причины

Откуда? Куда?

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 1.6

II) Закрепление пройденного материала.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом, на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,

11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.

Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.

Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.

III) Домашнее задание (по выбору учащихся):

1)Упражнение № 9, стр. 77;

2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;

3)Упражнение № 10, стр. 78;

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Размещение и миграции населения мира.

Приложение 1.1

Размещение населения

средняя плотность наибольшая плотность наименьшая плотность

Населения населения населения

45 чел/км более 600 чел/км менее 1 чел/км

1 Юго-восточная Азия на каждом материке

2 Южная Азия

3 Европа

4 Восток С.А

Приложение 1.2

Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Евразия

Северная Америка

Австралия

Евразия

Max плотность

100-200

1-10

200-600

Где?

побережье Т.О

побережье А.О

Юго-восток

Центр, юг

Почему?

природные условия

историческое заселение

природные условия

экономические

центры

Min плотность

менее 1

менее 1

менее 1

менее 1

Где?

запад

север

центр

север

Почему?

горы Гималаи

суровые условия

пустыни

суровые условия

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения, социально-экономические условия.

Приложение 1.3

Использовать Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Гл. редактор А.Ф. Трешков. - М: Советская энциклопедия, 1993 год.

Приложение 1.4