Одоевский В. Ф.: биобиблиографическая справка

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Цель : Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».

Задачи: Развить память, речь, мышление.

Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества,

Доброту, справедливость.

Дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к

Творческой деятельности.

Расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Выставка книг, портреты писателей:

П.П. Бажов

С.Т. Аксаков

В. М. Гаршин

В.Ф. Одоевский

Иллюстрации к сказкам, магнитофон, проектор

Ход урока

  1. Орг. Момент

Ребята, сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Не знаем ты и я,

Что есть страна синеглазка

И называется…(сказка)

О чем сегодня пойдет речь? (о сказке)

II. Актуализация знаний.

А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые).

(слайд)

А почему их называют сказками? (в них присутствует волшебство)

III. Постановка цели урока.

Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? (литературные, авторские)

Что общего у этих сказок?(в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим свои знания по разделу «Литературные сказки». (Тема на экран слайд)

IV. Обобщение по сказкам

1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!

Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.

потренируем ваше внимание и память.

Ну вот и первое испытание: Узнай автора (портреты перевернуты, под ними конверты с заданиями). Как дети узнают – переворачиваем портрет.

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов 1879-1950г.) (слайд.портрет)

  • Этот писатель родился в Уфе. Он отпрыск старинного дворянского рода, Учился в казанском университете. Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.) (Слайд).
  • Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.) (слайд)
  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г .) (слайд)

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

2) Игра « Путаница»

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Ну вот пришли к нам сказки и заблудились. Давайте поможем каждой сказке найти своего автора. (Соедини линией. На листочках напечатаны сказки и авторы ).(слайд- автор и сказка)

Ну что ж, вы молодцы, пройдем следующее испытание.

3) Отгадай загадку (Вам надо не только отгадать загадку, но и вспомнить, к какой сказке относится этот предмет)

  • Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается (кошка) –Серебряное копытце
  • Коль сожмешь её сильней-больше будет силы в ней (пружина) Городок в табакерке
  • На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед

Но не редко льются слезы

Тех, кто рвет их. Это …(розы) Сказка о жабе и розе

  • Выпуча глаза сидит,

Непонятно говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле? (жаба) (можно показать картинки – разновидности жаб)

  • И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -

Всё как есть ему покажет (зеркало)

Висит на стенке Блюдце

В Блюдце рожицы смеются.

(Зеркало.)

В школьном коридоре

Озорной Овал.

Девчонок и мальчишек

Вмиг нарисовал.

(Зеркало.)

4)-В каждой сказке есть свои герои. Какие герои бывают в сказке? (главные, положительные и отрицательные)

Назовите положительных героев каждой сказки. Дайте им характеристику.

В какой сказке есть отрицательные герои?

v . Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и улетел

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется

VI. Следующий конкурс –творческий.

  1. – Работа с учебником. Выборочное чтение.

Сейчас будете работать в группе. Вам надо прочитать отрывок из сказки и нарисовать к этому отрывку рисунок. (1 ряд – Серебряное копытце- встреча Даренки с серебряным копытцем. 2 ряд – Аленький цветочек- Разговор отца с дочерьми перед отъездом) – чтение

А сейчас вам надо нарисовать рисунок к прочитанному эпизоду.(звучит музыка – в мире много сказок, ребята рисуют рисунки)

  1. А теперь, ребята, вам предстоит защитить свой рисунок. Для этого вы должны представить инсценировку прочитанного фрагмента.9 инсценировка «Аленький цветочек»

Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

VII. .Работа по вопросам (обобщение)

  1. Как роза повлияла на настроение мальчика? (он улыбнулся)
  2. Что сделали с розой?(Её засушили)
  3. Что в сказке олицетворяет роза, и что жаба? (роза – доброта, красота, жаба – зло)
  4. Почему Кокованя решил взять сиротку?(он узнал, что она одна и пожалел её)
  5. Сколько лет было Даренке?(6)
  6. Как Кокованя, Даренка и Муренка проводили время?
  7. На какой ноге у особенного козла было серебряное копытце?
  8. Какие рожки были у этого козла?
  9. Почему, по словам Коковани, серебряное копытце лучше искать зимой?(картинки оленей)
  10. – Кого увидела Даренка на покосном ложке?
  11. Почему Кокованя не узнал своего балагана?
  12. Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (хризолиты)
  13. Кого любил купец из сказки Аленький цветочек больше своего богатства? (своих дочерей)
  14. Куда собрался купец и зачем? (в тридевятое царство, тридесятое государство по делам торговым)
  15. Какой гостинец попросила каждая из дочерей?
  16. Где купец нашел аленький цветочек?
  17. Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?
  18. Как младшая дочь оказалась во дворце?
  19. Что сделали старшие сестры?
  20. Почему младшая сестра вернулась раньше срока во дворец?
  21. Что произошло с хозяином купца?
  22. Что сказала младшая сестра чудовищу?
  23. Чем закончилась сказка?
  24. Почему Городок в табакерке назвали сказкой?
  25. Чему научился герой сказки, попав в табакерку?

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете сказки. ,

VIII.Проверка д/з

Но у нас есть еще один конкурс. «Юный сказочник».

У вас было задание сделать книжку- малышку и сочинить свою сказку в соавторстве с соседом. Вы готовы рассказать нам свои сказки?(выставка работ детей)

IX . ИТОГ урока

И так,Ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? (каждая сказка чему то учит)

Да, сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок .(слайд)

А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?

  • Городок в табакерке – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.
  • Сказка о жабе и розе – о доброте и зле. Роза-добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой жадность.

Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а жадные и ленивые –

отвратительны.

  • В сказке серебряное копытце каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.
  • Аленький цветочек- сказка, в которой добро побеждает зло.

Какая сказка связана с реальностью? Серебряное копытце

Какой вывод можно сделать из нашего урока? (Добро лучше, чем зло)

Я хочу закончить наш урок такими словам:

СТИХОТВОРЕНИЕ

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда_

Добро творить трудней.

Рождает зверя-зверь

Рождает птицу-птица

От доброго-добро,

От злого-зло родится

Добро, сколь ни было б мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

РЕФЛЕКСИЯ: -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и совершайте добрые поступки.

X. Д/з Подготовить сообщение о жабах, о розах, о

Самооценка урока. Ребята, у нас тоже собрались хризолиты. Если вам было интересно на уроке, вы узнали из урока что то новое, то возьмите зеленый камешек, а если что то вам не понравилось, или вызвало затруднение, то возьмите – красный камешек.

Оценки за урок:

«Существительные общего рода» - Умница - ? Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Сколько родов в русском языке? Итоги урока Что нового узнали на уроке? Словарная работа. Закрепление темы. Тихоня не торопился домой. Иголок очень много, А нитки ни одной. Новая тема. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода?

«Мать Тереза» - В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Практические советы Матери Терезы. Есть только один язык – язык сердца. Мать Тереза - пример бескорыстия, любви, веры и милосердия. - Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. Жить стоит. Надпись на стене основанного Матерью Терезой приюта для умирающих от СПИДа.

«Урок Древний мир» - Науки-помощницы. Новые слова. Карта мира. Вещественные. В чем отличие древнего человека от современного? Проверь себя. Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Знакомство с древним человеком. Лента времени. Назовите материки, где находились первые стоянки древних людей.

«Культура Древней Индии» - В основе хозяйства - ирригационное земледелие. В Древней Индии успешно развивалась наука. Агни – бог огня. Поклонение многим животным свидетельствует о сохранении фетишизма и тотемизма. Астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Сегодня буддизм распространен в Китае, Японии и других странах.

«Женщина-мать» - Церковь Петра и Февронии. Через 9 лет муж был казнен. Зачем, господин, мое веселье По ковылю ты развеял?». Храм-часовня Ксении Петербургской. Ярославна. «О ветер, ветрило! Женщина! «Святые дочери России». «…Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом, С подснежником в конце зимы!». Камилла Ивашева. Петр и Феврония.

«Род имён прилагательных» - Не знаем. Проверь. Расшифруй слова брз пльт квр. 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных. Береза пальто ковер. Знаем. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Проблема. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. 1. Способ определения рода у имен прилагательных.

Областной историко-культурный фестиваль «Декабристские вечера» стал причиной визита в Ишим потомка древнего русского княжеского рода Александра Одоевского.

Когда трескучий сибирский мороз сковал льдом реки и опушил снежным инеем деревья, превратив их в сказочное кружево, наш град на синей реке встречал званого московского гостя Алексея Максина. Его визит в Ишим взволновал культурную общественность. Алексей Борисович, потомок «самого крупного и популярного поэта декабристской каторги», оказался общительным собеседником. Составленное им родословное древо – от великого князя Новгородского Рюрика – принято Российским дворянским собранием как информационный документ.

– Алексей Борисович, какие родственные узы связывают вас с поэтом-декабристом?

– По линии матери Ирины Николаевны Кондаревой моя прапрабабушка княжна Софья Ивановна Одоевская (в замужестве Маслова) является родной сестрой Александра Ивановича Одоевского. Ее я, разумеется, не знал.

А прабабушку Варвару Николаевну Маслову (в замужестве Кондареву) помню. Формально род Одоевских угас, так как Александр Одоевский – единственный сын в первом браке отца, не был женат и не имел детей. По правилам геральдики потомками декабриста считаются дети, внуки его родных сестер и братьев по второму браку отца... Поэтому княжеский титул был присвоен Николаю Маслову 30 июня 1878 года в связи с отсутствием потомков рода Одоевских по мужской линии.
На декабристских мероприятиях меня представляют как наследника декабристов, так как дети сестры являются продолжателями рода, но не княжеского звания.

– Как вам удалось составить столь непростое родословное древо?

– В оригинале родословное древо занимает два чертежных листа. Часть документов Кондаревых и Одоевских находится в Пушкинской библиотеке на Арбате. Работая там, понял, что уложить все от Рюрика не в состоянии: от него произошло очень много княжеских родов. Цепочка прослеживается до того князя, который, прибыв в Одоев, стал Одоевским. Формально он и считается родоначальником рода Одоевских...

– Какие семейные традиции вашего рода незыблемы по сей день?

– Как бы правительство ни относилось к дворянам, раз в год наша семья Кондаревых собирается вместе...

– А сколько вас?

– Сейчас до тридцати человек. Политические разговоры не ведем. Встречаемся, общаемся, обсуждаем вопросы культуры.

– Интересно узнать о каком-нибудь славном представителе вашего рода.

– Архитектор-художник Александр Кондарев спроектировал главный дворцовый зал приемов Ливадийского дворца в Крыму, который возводился к 300-летнему юбилею династии Романовых.

В 1945-м дворец стал местом проведения Ялтинской конференции глав правительств антигитлеровской коалиции Сталина, Рузвельта, Черчилля. Александр Константинович не-обычно решил вопрос освещения зала дворца – использовал метод отраженного света. Его стали применять и на других объектах. Подобным образом освещается, к примеру, станция московского метро «Кропоткинская».

– Алексей Борисович, расскажите о ваших родителях.

– Отец Борис Максин из купеческой среды, а мать – из дворянской. Отец работал инженером-путейцем, большую часть времени проводил на изысканиях. Интересно, что он всегда лично проходил большую часть трассы, чтобы убедиться, что она выбрана правильно и все учтено, как надо. Моим воспитанием больше занималась мама, исключительная красавица и умница. С ней мы часто совершали маленькие походы в лес. Может быть, поэтому после окончания школы серьезно задумался о поступлении в лесной институт... Тем не менее отец многое сделал для формирования моего характера. Во время Великой Отечественной войны он был подполковником.

Родители воспитали меня в духе преданности театру, так как сами были заядлыми театралами. За билетами в Большой стояли трое суток: каждые шесть часов ходили с отцом на перекличку. Предпочтение отдавали Художественному театру. Помню впервые увиденную там постановку «Синей птицы» Метерлинка.

– Театру преданы и по сей день?

– Да, это увлечение я пронес через всю жизнь. В театре существует прямой психологический контакт между исполнителями и зрителями. Чувствую себя там комфортнее, чем перед экраном. Это совсем не означает, что не хожу в кино и не люблю фильмы. Большое впечатление произвел кинофильм военных лет «Поединок».

– А в годы войны ваша семья находилась в Москве?

– Оказались вынуждены полтора года жить в эвакуации в Армении. В Москве перед войной жили между двух заводов: шарикоподшипниковым и тем, что выпускал мотоциклы. В ноябре 41-го военные приказали покинуть дом, так как заводы могли быть взорваны. Нас увезли вместе с предприятиями в Ульяновск. Мама приняла решение ехать к знакомым в Армению.

– В вашей судьбе это единственная разлука с Москвой?

– В 1954 году после окончания судостроительного факультета Московского института рыбной промышленности я семнадцать с половиной лет трудился на Сахалине.

– Романтика позвала?

– Да. Сыграли роль рассказы отца, который был главным инженером проекта строительства тоннеля, соединяющего Южный Сахалин с материком железной дорогой... Не буду прятаться за одну романтику. При направлении на Сахалин у меня сохранялась московская прописка, то есть в любой момент мог вернуться
в столицу, что и сделал.

– Свою вторую половинку встретили на Сахалине?

– Да, моя жена Миниямал Минияровна – медицинский работник. В будущем году отпразднуем золотую свадьбу. Воспитали двух сыновей. Старший Виктор – филолог и экономист, а младший Андрей – журналист.

– Где трудились по возвращении в Москву?

– В Министерстве судостроительной промышленности, в Акустическом институте.

Поэтический дар Александра Одоевского не унаследовали?

– Больше люблю прозу. Работая на сахалинской судоверфи, однажды написал фельетон в местную газету. Через некоторое время узнал о его судьбе. Прочитав, редактор от души рассмеялся, а потом серьезно сказал: «Печатать не будем, а автору – выдать удостоверение внештатного корреспондента».

– Какому отдыху отдаете предпочтение?

– Под отдыхом понимаю какую-либо деятельность. 7 сентября отметил 80-летие, но продолжаю раз в неделю осуществлять лыжные походы. В Подмосковье имеем большой загородный участок. Читаю лекции об Александре Одоевском, декабристском восстании, малоизвестных событиях и фактах войны 1812 года. К таковым, к примеру, относятся оборона Петербурга от нашествия Наполеона и неосуществленный план включения в битву с Наполеоном дирижаблей.

– Какими источниками пользуетесь при составлении лекций?

– Литературными и архивными. Работал в военно-историческом архиве. Часто сталкиваюсь с противоположным толкованием фактов и событий в литературных источниках. Приходится логически сопоставлять, искать то, что ближе к истине...

– Алексей Борисович! Какое у вас впечатление от Ишима? Столь же светлое, как у Александра Одоевского?

– Считаю, что за Уральским хребтом – в Сибири (как и на Дальнем Востоке) люди более цельные, патриотичные. Чувствую себя здесь в родной среде.

ГОУ ЦО № 000 .

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки» Викторина по сказкам

Цели: 1.Повторить и обобщить пройденный материал.

2.Развивать память, внимание, мышление, речь.

3.Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность,

чувство товарищества, доброту, справедливость.

4. Дать детям возможность раскрыть свои способности,

обнаружить склонности к творческой деятельности.

Оборудование: портреты авторов сказок, иллюстрации к сказкам, магнитофон, проектор, Ход урока: 1. Организационный момент (клип) «В мире много сказок» - Да, в мире очень много сказок. Мы с рождения любим слушать сказки, смотреть по сказкам мультфильмы, художественные фильмы, читать сказки. - А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, бытовые, о животных.) - Сегодня на уроке у нас будет викторина по сказкам. Мы с вами повторим и обобщим свои знания по разделу «Литературные сказки». Итак, добро пожаловать в «Мир сказок!».

2. Введение в тему ур ока . Слайд 1. /Три девочки с книжками сидят под окном, окно на слайде Учител ь -Три девицы под окном читали поздно вечерком. 1 ый ребёнок - Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир! 2 ой ребёнок - Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА, Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром! 3-й ребёнок - Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА Вместо комнат и палат – сотворила книгоград! Учитель - Разговор услышал царь, стороны той государь, во всё время разговора он стоял позадь забора… Мальчик (царь) - Что ж голубушки сестрицы! Выбирайтесь из светлицы, выходите из палат, заходите в Книгоград - капитанами команд. Учитель - Итак, у нас появилось три капитана, я попрошу их подойти ко мне и выбрать название командам. /Капитаны у учителя берут таблички с надписями «Олицетворение». «Строфы». «Повествование»/ Правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. У каждой команды на столе лежат флажки. Если команда будет готова отвечать, то её капитан обязан поднять флажок. За каждый правильный ответ – вы будете получать карточки, которые мы подсчитаем в конце урока,Во время игры карточки считать нельзя! Та команда, которая наберёт больше арточек-победитель! Если у команды готов ответ, то капитан поднимает флажок.

3. Основная часть. ИГРА. - Эти сказки называют литературными. Внимание вопрос. Каждая команда должна подумать и сказать одним предложением, какие такие отличительные особенности есть в литературной сказке, ответы не должны повторяться.

Задание 1. (слайд 4) - Наш раздел называется «Литературные сказки». Что это означает? Что значит – литературные сказки? (авторские)

Задание 3. (слайд 6) Загадки в пословицах и поговорках.

Слайд 6. Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, а нужна зелёная ветка. «Сказка о жабе и розе» Слайд 7. Мал горшок, да её варит. Сам её заварил, сам и расхлёбывай. Её маслом не испортишь. КАША из сказки «Серебряное копытце» Слайд 8. Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, но с водой не знается (кошка Мурёнка) ск. «Серебряное копытце» Слайд 9. Коль сожмешь ее сильней, Больше будет силы в ней. (Пружина) ск. «Городок в табакерке» Слайд 10. На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Тех, кто рвёт их. Это?. (розы) «ск. О жабе и розе» Слайд 11. Выпуча глаза сидит, Непонятно говорит, Родилась в воде, А живёт на земле (жаба) «ск о Жабе и Розе»

Задание 4.Слайд 12 – 16. Конкурс «Узнай автора и его сказку».

Информация для учителя.

1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов)

2) Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу с Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова. Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.

(Сергей Тимофеевич Аксаков)

3) Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

(Всеволод Михайлович Гаршин) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы.

(Владимир Фёдорович Одоевский

Задание 5. Тест по произведению «Серебряное копытце» Слайд (16-21).

/На слайдах вопросы к тесту и ответы/

Задание 6. Конкурс «Кто они»

В каждой сказке есть главные герои, по картинке назвать героя, из какой сказки, автор, дать характеристику по памятке.

1) Младшая дочка. Ск «Аленький цветочек», Аксаков, это положительный герой, любимая дочь отца, лицо и одежда, характерна русской красавице того времени, по характеру – добрая, нежная, отзывчивая, любящая своего отца, сестёр, честная, преданная своему слову. Она очень похожа на царевну молодую из сказки Пушкина «о мёртвой царевне и семи богатырях». 2) Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы)из ск «Серебряное копытце» Бажов. Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно, доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных. 3) мальчик Миша из ск. «Городок в табакерке» - Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей. 4) КОКОВАНЯ Это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки). Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.

5)Чудище из ск. «Аленький цветочек», Аксаков, страшное, мохнатое, с диким голосом, но с доброй душой, ласковый, злая волшебница заколдовала его на 30 лет, а младшая дочь полюбила его и чары развеялись.

6) Девочка Маша из «ск о жабе и розе», Гаршина. Добрая, заботливая, любящая своего брата. Задание 7. Конкурс «Блиц-опрос» - ответить на вопросы

1)Что было изображено на крышке табакерки? (городок)

2) От чего папа предостерегал Мишу? (не трогать пружинку)

3) Почему Миша позавидовал колокольчикам? (они ничего не делали)

4) Что делал надзиратель? (переворачивался с боку на бок )

5) С какой царевной познакомился Миша? (с царевной пружиной)

6) Чем закончился Мишин сон? (механизм табакерки сломался)

7) Чему папа посоветовал Мише учиться? (механике)

8) Каким был цветник, где росла роза? (очень запущенным)

9) Что могла делать роза? (разливать вокруг себя тонкий и свежий запах)

10) Почему этой весной мальчик не мог выйти в сад? (он ослаб от болезни)

11) Что хотела сделать жаба? (слопать розу)

12) Как жаба очутилась около розы? (жаба влезла на куст, несмотря на все трудности)

13) Чем закончилась история ? (мальчик умер)

14) Что сделали с розой? (засушили в толстой старой книге)

15) Почему Кокованя решил взять в дети сиротку? (он узнал, что девочка осталась сиротой, и пожалел её)

16) Сколько лет было Дарёнке? (6)

17) Как проводили дни Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?(Кокованя ходил на охоту, Дарёнка работала по дому, Мурёнка ловила мышей)

18) На какой ноге у особенного козла было серебряное копытце? (на правой передней)

19) Какие рожки были у этого козла? (пять веточек)

20) Почему, по словам Коковани, Серебряное копытце лучше искать зимой? (зимой все козлы безрогие, а этот – всегда с рогами)

21) Кого увидала Дарёнка на покосном ложке? (Серебряное копытце)

22) Почему Кокованя, вернувшись не узнал своего балагана? (он был усыпан дорогими камнями)

23) Почему Кокованя набрал только полшапки сокровищ? (Дарёнка попросила оставить до завтра)

24) Что стали находить люди по тем покосным ложкам, где скакал Серебряное копытце ? (хризолиты)

25) Кого любил купец больше всего своего богатства? (дочерей)

26) Куда собрался купец и зачем? (в тридевятое царство, в тридесятое государство, по торговым делам)

27) Какой гостинец попросила старшая дочь, средняя и младшая? (золотой венец из камениев самоцветных, тувалет из хрусталю восточного, аленький цветочек)

28) Почему просьба младшей дочери оказалась самой трудной? (купец не знал, что найденный цветочек – самый красивый на свете)

29) Где нашёл купец аленький цветочек ? (в саду у чудища лесного)

30) Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу? (прислать вместо себя самую любимую из дочерей)

31) Как младшая дочь оказалась во дворце? (надела волшебный перстень на правый мизинец)

32) Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дворца? (упала в обморок)

33) Что сделали старшие сёстры? (перевели стрелки на час назад)

34) Почему младшая сестра вернулась во дворец раньше срока? (сердце её не вытерпело)

35) Что произошло с хозяином дворца ? (он умер)

36) Что сказала девушка чудовищу? (что она любит его, как жениха)

37) Кто заколдовал хозяина дворца? (злая волшебница)

38) Чем закончилась сказка? (свадьбой)

4. ИТОГ УРОКА,

Что самое главное в сказке? (сказке чему - то учит)

- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Мы должны выяснить, чему же учат нас прочитанные сказки.

1) «Сказка городок в табакерке» - это научно – фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.

2) «Сказка о жабе и розе» - эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и

нежная, радуется жизни, Жаба несет зло и представляет собой

жадность. Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые - отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

3) «Серебряное копытце» - каждый из героев верил в сказку и хотел

увидеть чудо,

4) «Аленький цветочек» - это волшебная сказка, где всегда добро побеждает зло. 5. Рефлексия . Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке, попробуйте оценить свою работу объективно и покажите, какую оценку вы себе поставили. - Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

Тема урока: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Тип урока : урок обобщения и коррекции знаний.

Вид урока : комбинированный (повторение и обобщение).

Цели урока :

    Скорректировать знания обучающихся по разделу «Литературные сказки»;

    Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

Педагогические задачи урока:

  • обобщить знания по разделу «Литературные сказки»;

    пополнить словарный запас.

    развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.

    развивать творческие способности учащихся.

    воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.

    создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

    воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;

Требования к уровню усвоения материала на конец урока :

    знать изученные литературные произведения и их авторов;
    знать основное содержание изученных произведений;

Общая характеристика урока

    Форма организации – самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов.

    Тип урока – контрольный и обобщающий.

    Стратегия – диагностическая и коллективно-соревновательная.

Используемые методы и приёмы : объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Обеспечение урока:

    учебник;

    демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);

    презентация.

Литература :

    Литературное чтение, 4 класс. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, С.В. Кутявина Изд-во «Вако» 2011г.

    «Литературное чтение», учебник для 4 класса, 1 часть авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд-во «Просвещение» 2011 г.

Ход урока

(Ребята разделились на 4 группы. Каждая группа выбирает капитана команды и название.)За правильные ответы команде вручается сердечко (оригами).

Вступительное слово

Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, поприветствуем наших гостей и друг друга как мы умеем, и присаживаемся на места.(исполнение желаний

Целеполагание

А о чём пойдёт речь, вы должны догадаться. Слайд №1 (Стих)

Со сказками все дружат. И сказки дружат с каждым,

Они необходимы, Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки, Тому они расскажут,

О том, что, может,было, А, может быть, и нет.

Как думаете, чему будем учиться на уроке? (Ученики ставят цель и УЗ )

Навострите, дети ушки.

Мы начнём издалека.

И не будем бить баклуши

На уроке чтения.

Что значит не бить баклуши?

Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий(ложек, поварешек и т. д.), то есть делать несложное дело.

Мы будем трудиться.

Работа над пройденными материалами

Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.

Давайте вспомним, что такое литературные сказки ? Какое литературное произведение можно назвать сказкой? (Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, где всегда добро побеждает зло. Произведение создано для развлечения.) ?

На какие группы можно разделить все сказки? Приведите примеры. (Сказки подразделяются на волшебные, сказки о животных, бытовые, кумулятивные, докучные. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. Кумуляция - в переводе с латинского - накопление. В таких сказках, как «Колобок», «Теремок» и т.д. происходит накопление героев. Докучный - надоедливый, наводящий скуку. В этих сказках события бесконечно повторяются и возвращаются к началу.)

Кто является автором сказок «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»? (Русские народные сказки. Долгими, зимними вечерами какой-нибудь умный, с богатым воображением рыбак или охотник рассказывал о своих приключениях, как водится, преувеличивая и привирая. Если рассказ был интересным, то его охотно слушали и просили еще раз рассказать. Услышанный рассказ передавали из уст в уста, внося свои элементы. Поэтому сказка со временем стала результатом выдумки и фантазии не одного человека, а многих. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ.)

Чем отличаются литературные сказки от русских народных сказок? (Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора. Обычно автор использует в качестве образца народную сказку, но привносит в нее что-то свое. Мы как бы видим за текстом сказки конкретного рассказчика. А он, как любой человек, может симпатизировать одним героям, подсмеиваться над другими, огорчаться, когда речь идет о чем-то печальном.)

В сказках очень много непонятных слов. Давайте попробуем запомнить их значение.

Физкультминутка

1. Показать части тела (глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, выя - шея, длань - ладонь, персты - пальцы, десница - рука).

2. Дыхательная гимнастика (вдыхаем приятный запах, задуем свечки)

Актуализация знаний.

Нужно каждой группе сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, чуть-чуть волшебной.(5 мин) Защита мини-проекта .

Сказка про __ .
Шёл ___ . По дороге он нашёл _____, взял и понёс царю. Пришёл _____ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _____, хотел было _____ , как вдруг _____ из-за ______ выскочил _____ и давай ___ . Глянул на ____ и _____ . Поблагодарил царь умного ______, и он отправился домой.

Давайте попробуем выяснить, к то из сказочных персонажей мог написать такое объявление?

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар. )

Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан )

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже с тремя глазами. (Крошечка – Хаврошечка )

Ветеринарные услуги в любую часть света. (Айболит )

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и молодая царевна )

Охранному агенству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор )

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка )

К нам пришла гостья. Отгадайте, кто это?

Васильев Паша читает .

Она у батюшки жила, любимой дочерью была. Да из-за чудного цветка – с родными вмиг разлучена. Но чудо-зверя полюбила и чары ведьмины разбила.

Как зовут героиню?

Это Настенька из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова

Выходит Сорокина Ангелина в русском народном костюме. Читает стихотворение .

В сказку вам открою дверь,
Только сам себя проверь.
Вы предметы выбирайте
И мне сказку называйте.

- музыкальная шкатулка, колокольчик, пружинка.

- роза, лягушка, книжка, птичка соловей.

- козочка, кошка, нитки(клубок), кукла девочка..

- цветок, перстень, часы

Показывает предметы и спрашивает:

Из какой сказки?

Учащиеся называют сказки

На доске появляются названия сказок.

«Городок в Табакерке»

«Сказка о жабе и розе»

«Аленький цветочек»

«Серебряное копытце»

– Чему учат нас все эти сказки?

– Какой закон сказки вы знаете?

– Концовку, какой из сказок хотели бы изменить?
– Почему?

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как поняли, о чём эта притча?
Какого волка вы будете кормить в своей душе

Задание для капитанов команд.

Восстановить порядок событий

«Аленький цветочек».

-Отправился купец в дальние страны.

-Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

-Жил купец и было у него три дочери.

-Младшая дочь у зверя лесного.

-Зависть сестёр

-Купец встретился со зверем лесным.

-Превращение зверя в принца.

Слайд 2. Угадай название сказки.

Презентация монопроекта учеником
Вопросы к слайдам задаёт Вурнарская Настя:
– Кто на иллюстрации?

– Какой момент из сказки изображён?

– Кто на слайде?

– Как догадались?

Индивидуальная работа (Из каждой группы по 2 участника работают с карточкой с заданием)

1.Вот перед ними ещё дверцы: они отворились, и Миша очутился на …

Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, …; по небу ходит золотое …; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять … А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-… с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их и все мал мала …

2.Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои …

Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных …

Роза точно … Она не могла говорить; она могла только, склонив свою … разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, … и молитвой.

3.Тут вспрыгнул … на крышу и давай по ней … копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то … посыпались. Красные, голубые, …, бирюзовые – всякие. К той поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего … не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными... Наверху … стоит – всё бьёт да бьёт … копытцем, а камни сыплются да …

4.И пошло тому немало времени: скоро сказка …, не скоро дело …

Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице … что батюшка её нездоров …; и напала на неё тоска неусыпная, и увидел её в той тоске и слезах зверь …, чудо..., и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во... Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего … родимого и … своих любезных.

А сейчас предлагаем вам узнать авторов этих замечательных строк .

Узнай автора . Вопросы задают Манина Даша, Меркушова Ксюша, Жирнова Настя, Тамоян Кристина.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950)).

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге. Где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова» .Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)).

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на будущий характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)).

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869)).

Писатели –сказочники. Слайд 3 Защита проекта детьми.(Павлова Настя, Суетнова Лиза)( В результате защиты проекта, ребята делают вывод о том, что объединяет писателей и какие отличия.)

    Аксаков, Гаршин, Одоевский – из дворянских семей; Бажов – из рабочей.

    Гаршин, Одоевский, Бажов – прошли военную службу, Аксаков – нет.

    Произведения стали классикой.

    Жили в одном веке.

    У всех высшее образование.

    Сказки являются литературными

Релаксация Зарядка для глаз

Вот такая наша Клава – смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит прямо и на нос и в окно на паровоз.

Сочини сказку.(Каждый из команды придумывает фразу, используя слова, называет их по очереди, чтобы получился один сюжет. Одно слово лишнее.)

- девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет

Девочка, цветок., крот, жаба, ласточка, телевизор

Девочка, лес, зима, подснежники, принцесса, телефон

Девочка, квартира, роза, брат, королева, компьютер

Слайд 4 . Игра « Найди ошибку»

«Малахитовое копытце» – «Серебряное копытце».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«Сказка о жабе и тюльпане» – «Сказка о жабе и розе».

По опорным словам определи название сказки .( Каждая команда распределяет слова по назначению )

Мальчик- колокольчик дядьки-молоточки царевна-пружина господин Валик

«Городок в Табакерке» Владимир Федорович Одоевский

Пика повилика цветник ежик мальчик «слопаю»

«Сказка о жабе и розе» Всеволод Михайлович Гаршин

Рукодельня похлебка пожитки Кокованя Даренка Муренка

«Серебряное копытце» Павел Петрович Бажов

Парча венец зверь лесной цветочек чудо морское дремучий лес

«Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков

Рефлексия

Предлагаю поздравить друг друга крепким рукопожатием и бурными аплодисментами.

Но ведь на каждом уроке необходимо оценить знания учеников, проверить самих себя – как хорошо усвоен материал урока. Я предлагаю написать каждому из вас небольшой тест по изученным произведениям.

Итоговый контроль усвоенного материала? Каждый ребёнок получает тест.

1. На табакерке изображены:

Город и улица;

Деревья и небо;

Солнце и вода.

2. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:

3. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:

Равнодушие;

Радость.

4. Сколько лет было Дарёнке:

5. Какое полное имя у Дарёнки:

Дарья Григорьевна;

Дарёнка Григорьевна;

Даша Григорьевна.

6. В какой сказке героине помог цветок:

О жабе и розе;

Аленький цветочек;

Серебряное Копытце.

7.Что является главным в работе шкатулки ?

Молоточки

Колокольчики

Пружинки

8.Что любил делать мальчик в цветнике?

Бегать

Разговаривать

9.Где нашел купец волшебный цветочек?

В саду своего дворца

За тридевять земель в волшебном лесу

На необитаемом острове

Итог урока. Стихи читают ребята.

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.
Мы сегодня постарались
В сказку быстро перебрались.

Рефлексия

– Что запомнили с урока?

– Что унесёте с собой?

– Чему научили нас сказки?

– Кому понравился урок? Похлопайте в ладоши и скажите: «Что за прелесть эти сказки».

Домашнее задание

– Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Нарисовать героя.

Сочинить сказку.

Написать герою письмо.