Откуда берутся левши? Шиворот-навыворот, или откуда берутся левши Блоха в сказе левша.

Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике.
О его смерти несправедливо мало сказано.

Караван верблюдов
В игольном ушке
Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы

Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."

Тульский самовар
Тульский самовар
Высота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубль
Диаметр - 0,88 мм
Материал - золото 999,9 пробы

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 — 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блоха
С седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой — по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы — 40 микрон, длина — 50, диаметр шляпок гвоздиков — и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовь
Рисовое зерно
Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка Мосина
На рисовом зерне
Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком — менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85
Расположен на продольном срезе яблочного зерна
Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса — 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, — рассказывает Николай Сергеевич. — Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашня
Расположена на яблочном зерне
Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса — заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

Велосипед
Расположен на швейной игле
Длина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», — сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47
Расположен поперек спички
Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы — „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, — планировал Николай Сергеевич. — Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж — подкована блоха...

Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике.
О его смерти несправедливо мало сказано.
Караван верблюдов
В игольном ушке
Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы

Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."

Тульский самовар
Тульский самовар
Высота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубль
Диаметр - 0,88 мм
Материал - золото 999,9 пробы

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 - 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 - 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом - она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блоха
С седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой - по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы - 40 микрон, длина - 50, диаметр шляпок гвоздиков - и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовь
Рисовое зерно
Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. - И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка Мосина
На рисовом зерне
Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком - менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85
Расположен на продольном срезе яблочного зерна
Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса - 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, - рассказывает Николай Сергеевич. - Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашня
Расположена на яблочном зерне
Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса - заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

Велосипед
Расположен на швейной игле
Длина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», - сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47
Расположен поперек спички
Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы - „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, - планировал Николай Сергеевич. - Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж - подкована блоха...

Однажды,в кругу знакомых и друзей разговорившись затронули тему о блохах у животных. И мне вдруг стало интересно, а что знают о блохе, которую подковал левша? Выяснилось, что все считают, что это чисто литературный сюжет! А ведь это связано с историей, а Лесков передал потомкам только как народный сказ.Кто запямятовал - напомню! Кто не знает - расскажу!

Имя «левши» стало нарицательным. Хотя это и не имя вовсе, а особая при-мета. Тульский умелец упомянутый у Лескова, имел про-блемы с глазами. Он косил. Но это не помешало Левше стать символом мастерства и умения. Еще бы! Подковать блоху, которую без микроскопа и рас-смотреть невозможно! Все справедливо, достоин Левша такой чести, только вот кто вам сказал, что блоху подко-вал Левша? Уж точно не Лесков! Он сообщил, что масте-ров, колдовавших над английской диковиной, было трое . И результат их труда представил государю Левша. Именно его генерал Платов отправил к госу-дарю И удивленный государь собственными глазами (правда, не без помощи «самого сильного мелкоскопа») убедился в наличии на лапках блохи подковок. Более того, на каждой подковке имя мастера, ее выковавшего, имелось! Только имени Левши на тех подковках не значилось. Все дело в том, что Левша к производству подковок отношения не имел, он «мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, ко-торыми подковки забиты , — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

В сюжете Лескова в произведении смешаны выдуманные и реальные исторические события.

Император Александр 1 во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николай 1, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в ее чём смысл. Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских мастеров, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову сделать диковинку и переплюнуть мастерство аглицое! И поехал Платов в Тулу. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

В Туле Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша» , показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан И поехал далее по государственным делам, куда его отправил государь., На обратном пути Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург.. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Этот шедевр хранится в Тульском музее .

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался

В настоящее время такие произведения искусства называются микроминиатюрами.

Юрий Деулин из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку, прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки. Никто из сотрудников школьного музея не поверил Деулину, когда он показал им свое крошечное изделие. С годами увлечение Юрия стало профессией. Сегодня у этого мастера уже не один десяток экспонатов. Многие удивляют своей неповторимостью и оригинальностью. Так, Деулин в игольном ушке поставил статую Свободы. У него есть картины размером в 1 миллиметр. Портреты Петра I, Николая II, Папы Римского… Юрий смог сделать копию яйца Фаберже, художник выполнил его размером в 5 миллиметров (диаметр). А недавно Деулин из черной жемчужины изготовил шкатулку, а внутрь поместил автомобиль, длина которого 3,7 миллиметра. Искусством микроминиатюры занимаются только самые преданные этому делу люди. Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Сегодня у мастера уже большая, поистине уникальная коллекция. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки — 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд. К тому же, Анатолий прекрасный автор микрокартин, которые он создает с помощью соков из фруктов и овощей.

Загадка левшей — одна из наиболее обсуждаемых и по-прежнему наиболее таинственных. Именно загадка, потому что, несмотря на многолетние исследования, число неразрешенных вопросов здесь на порядок превышает уже полученные ответы. Причем новые находки и открытия порождают все новые и новые вопросы.

Левши составляют от 5 до 15% населения человечества. Чаще всего встречаются так называемые генетические левши. Ученые Оксфордского университета обнаружили ген ЛРРТМ1, устанавливающий "правила" работы правого и левого полушарий мозга. Это объясняет тот факт, что леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Есть и другие теории. Например, левши — это уроды , отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость — это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству — ее нужно искоренять.

Левши — это представители избранной касты. Какприрода рождает гения, так и левша рождался на 1000 правшей. Верховная каста не может быть многочисленна, управляющих должно быть меньше. Поэтому левшей гораздо меньше правшей.

Ранее в природе было равное количество левшей и правшей, такие игры эволюции вроде бы подтверждаются находками археологов. Племя правшей как наиболее умное и сильное победило и расселилось, подстроив мир и, естественно, инструмент под себя. С тех времен у левшей выжили только самые сильные и умные воины и деятели. И, пожалуй, самая невероятная и интересная теория — "Параллельный мир." Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. Почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства". "

Что было совсем недавно…

Ранее, в советское время (до 1985 года) и еще в эпоху Возрождения, детей, берущих ручку в левую руку, переучивали и заставляли писать правой рукой. Такого рода насилие над детьми, особенно с ярко выраженной доминантой левой руки, может приводить к задержке в развитии, отклонениям в психике и прочим негативным явлениям, так как воздействие идет против законов человеческой природы. Встречается достаточно примеров, когда человек с задатками незаурядных способностей (левша) при переучивании его работать правой рукой терял все эти способности, загасив "божественную искру". Есть исследования, доказывающие, что если вернуться к своей природе и начать писать и вообще все делать левой рукой, то все приобретенные болезни проходят, а человек становится способен творчески реализоваться. Ученые медицинского факультета Лондонского университета считают, что: "Рост числа левшей может привести к соответствующему подъему общего интеллектуального уровня общества и даже к появлению настоящих гениев в области математики, искусства и спорта". США иногда называется страной левшей. Несмотря на то, что левшей в США всего около 30%, в колледжах левши составляют более 50% учащихся. А президенты США — это вообще отдельный разговор.

…И давно

Левши существовали всю историю человечества. И в разные периоды отношение к ним было неоднозначное. В Древнем Риме левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло" (правша "dexter" — добро, умение). В Древней Греции, наоборот, считалось, что левша приносит счастье. Так же думали и некоторые индусы и почти так — китайцы. Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков. Средневековая инквизиция считала всех левшей исчадием зла. Недаром из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол — левша. Левшей истребляли. Именно в это время процент левшей среди населения резко сократился.
Но все-таки они выжили.

Знаменитости-левши

Среди них политики и полководцы (Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Билл Клинтон, Барак Обама, Тиберий, Уинстон Черчилль, Жанна Д"Арк, Джорж Буш Старший, президент Форд, Коллин Пауэл, Отто Бисмарк, Фидель Кастро, Махатма Ганди, Бенджамин Метаньяху, Карл Великий, королева Виктория). Ученые и бизнесмены (Альберт , Леонардо да Винчи, Джек Потрошитель, Гарри Каспаров, Нэйл Армстронг (космонавт), Генри Форд, Билл Гейтс, Рокфеллеры, физиолог Павлов, Исаак Ньютон). Художники (Микеланджело, Пабло Пикассо, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Питер Пауль Рубенс, Анри Тулуз-Лотрек). Актеры (Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Грета Гарбо, Антон Камолов, Джим Керри, Том Круз, Роберт Де Ниро, Дэвид Духовны, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Дрю Берримор, Вупи Голдберг, Деми Мур). Музыканты (Маккартни, Паганини, Бетховен, Роберт Шуман, Дэвид Боуи, Энрике Карузо, Курт Кобэйн, Фил Коллинс, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Прокофьев, Рахманинов, Стинг, Эминем, Джорж Майкл). Писатели и философы (Ганс Христиан Андерсен, Фридрих Ницше, Льюис Кэролл, Аристотель, Николай Лесков, Владимир Даль, Марк Твен, Герберт Уэллс, Франц Кафка, Джеймс Кэмерон).

И многие, многие другие…

Привычка к неудобствам

Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход, адаптируются к любым условиям — ведь им приходится делать это с детства.

Судите сами: левшам приходится разрабатывать вторую руку, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой. Компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, на правшей рассчитан и общественный транспорт, а также бытовые инструменты - напрмер, штопор, консервные ножи. Можно перечислять бесконечно, но левши уже не обращают на это внимания — они приспособились.

Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы — это огромная проблема; далее — консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Самый простой выход для левшей — это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же у нас, в отличие от развитых стран, только начинают производиться.

Отдельным пунктом идет оружие и вообще техника. Она также создавалась правшами для правшей, соответственно, левше не стоит ждать заботы о нем. На Западе благодаря выдающимся деятелям-левшам, например, Биллу Клинтону, производство обернулось в сторону левшей и выпускает в этом плане универсальные станки и технические продукты.

Хотите верьте, хотите нет

Утверждается, что, войдя в незнакомую комнату, левша повернется влево, а правша — вправо. Люди, страдающие дислексией, в 12 раз чаще оказываются левшами. Левая сторона мозга ответственна за выбор слов, а правая — за тон голоса. Гораздо чаще левши встречаются среди близнецов. Считается, что это указывает на недостаток свободного пространства в утробе матери и, возможно, на нехватку кислорода. Недоношенные младенцы в 5 раз чаще бывают левшами.

Некоторые ученые считают, что левши обладают большими преимуществами в музыке благодаря активности участков мозга, отвечающих за обработку звуков. Полушария мозга несут неодинаковую нагрузку по обработке звуковых стимулов и выполняют эту функцию по-разному. Левая сторона человеческого мозга отвечает за контроль речи. Левая сторона мозга птицы управляет пением. По крайней мере в этом мозг людей схож с мозгом птицы.
Обычно левши хорошо проявляют себя в алгебре. Предполагается, что мозг левшей значительно лучше справляется с анализом абстрактных понятий.

65% людей, страдающих аутизмом — левши.

У животных тоже есть левши. Например, среди белых медведей 99% — . А вот среди бурых медведей "леворукость" встречается нечасто — меньше 10%. Выяснить, каков ваш любимец достаточно просто: если вы играете, например, с котом, присмотритесь, какой лапой первой он дотрагивается до игрушки.

Проверьте себя:

"Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий, и наоборот. Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Если вы хотите облегчить жизнь левше

Подарите левше самые обычные предметы, с которыми мы сталкиваемся в обычной жизни, но обладающие "зеркальным" свойством". Это ручки, линейки, ножницы, компьютерная клавиатура, фотоаппараты, которые учитывают "левую" эргономику. Пока у нас в стране таких "подарков" для левшей не делают. Все — импортного производства. Но хотя бы признали за левшами право на индивидуальность и перестали переучивать "под правшей". И то хорошо. Есть и у левшей и свой праздник - Международный день левши, который отмечается сообществом 13 августа.

Жизнь у левшей всего мира нелегкая. Практически на протяжении всей истории человечества из-за тех многочисленных предрассудков, которые существовали в отношении левшей, этих людей воспринимали не так как остальных - их считали то нечистыми, то колдунами. В средние века, если человек писал левой рукой, то это означало, что его наверняка обвинят в одержимости дьяволом, да и вообще сам дьявол в те времена считался левшой. С тех пор мир изменился, в том числе, и изменилось наше отношение к левшам, хотя по-прежнему склонность пользоваться в повседневной жизни левой рукой, несомненно, ассоциируется с чем-то отрицательным. Письменные столы, парты и блокноты на спирали устроены так, что у левшей постоянно возникают проблемы, эти люди почти лишены возможности пользоваться ножницами. И, как показали исследования, не исключено, что и продолжительность жизни левшей меньше, чем у праворуких.

Человеческие предрассудки в отношении левшей выглядят тем более несправедливыми, что те такими рождаются. Кстати, ученые уже давно высказывают предположения о том, что у людей леворукость определяется одним единственным геном. К сожалению, они пока не могут точно сказать, где этот ген находится.

Теперь же, в статье, опубликованной на этой неделе в журнале по вопросам генетики PLOS Genetics, группа ученых описывает систему генов, которые связаны с тем, какая рука человека будет доминировать. Более того, авторы статьи связывают такое доминирование с развитием асимметрии туловища и головного мозга.

В своих более ранних исследованиях ученые заметили, что у пациентов, страдающих дислексией, то есть, неспособностью к чтению, доминирующая рука зависит от гена PCSK6. Поскольку каждый ген имеет две разновидности, называемые аллелями, то и возможностей для мутации у каждого гена тоже две. Ученые обнаружили, что неспособные к чтению пациенты с более выраженной изменчивостью гена PCSK6, то есть, при которой произошла мутация одной или обеих аллелей, чаще всего бывают праворукими.

Это вызвало особый интерес ученых, поскольку им было известно, что PCSK6 является именно тем геном, который напрямую связан с развитием лево-правой асимметрии человеческого тела. Но ученые не совсем понимали, почему это проявляется только у пациентов с дислексией, поскольку дислексия и то, какая рука является доминирующей, между собой не связаны. Следовательно, ученым пришлось расширить область исследования и включить в эксперимент более 2,6 тысячи человек, не страдающих дислексией.

Как показало исследование, доминирующая рука у основной массы людей определяется не только с помощью гена PCSK6. Существенное влияние на выбор преобладающей руки оказывают и другие гены, отвечающие за развитие право-левой асимметрии человеческого тела. Точно так же, как и в случае с геном PCSK6, влияние этих генов на выбор доминирующей руки зависит от количества мутаций, произошедших в аллелях. Каждый ген способен мутировать, и по предположению ученых, чем больше мутаций произошло у человека в одном направлении (в сторону леворукости или праворукости), тем больше вероятности того, что соответствующая рука и будет у него доминировать.

Эта гипотеза позволяет дать вполне логичный ответ на главный вопрос: если доминирование одной из рук определяется генами, и если доминантным признаком, то есть, основной чертой человека является праворукость, почему же тогда леворукость не исчезла из нашей генетической копилки? В действительности же, как предполагают ученые, преобладание одной из рук является не просто «доминантным» или «рецессивным», а более тонким, своего рода неуловимым признаком, поэтому здесь важную роль может играть вся совокупность генов.

И, что самое удивительное, все эти гены связаны с развитием право-левой асимметрии человеческого тела и головного мозга, что является веским доказательством того, что физическая симметрия и доминирование одной из рук связаны между собой. Разрушение одного из этих генов может привести к серьезному нарушению физической симметрии, как, например, situs inversus - транспозиция внутренних органов. Это редкое врожденное состояние, при котором основные внутренние органы имеют зеркальное расположение по сравнению с их нормальным положением (например, сердце находится справа). У лабораторных мышей в результате разрушения гена PCSK6 произошло серьезное нарушение расположения внутренних органов.

И если физическая асимметрия связана с доминированием одной из рук, то у людей, родившихся с транспозицией внутренних органов, по сравнению с основной массой людей должно чаще наблюдаться и доминирование одной из рук. Однако по результатам исследований, такого не происходит - люди, у которых имеется situs inversus, также зеркально противоположно отличаются от большинства людей и по доминированию рук. В связи с этим ученые теоретически допускают, что, хотя эти гены, несомненно, влияют на доминирование одной из рук, вероятно, в организме человека все-таки существуют и другие механизмы, которые при наличии серьезных нарушений физической симметрии компенсируют праворукость или леворукость.

У других животных, например, у белых медведей или шимпанзе, так же доминирует одна из лап или рук. Шимпанзе при использовании орудий или во время еды предпочитают пользоваться какой-то одной рукой, при этом среди всей популяции количество праворуких и леворуких животных примерно одинаковое. Люди это единственный вид, у которого разделение на правшей и левшей выраженно наиболее четко - среди всего населения планеты их, соответственно, 90% и 10%.

Одна из преобладающих гипотез, которая объясняет такое разделение, связана с еще одной особенностью человека - способностью говорить. Речевые способности распределены между обоими полушариями головного мозга, кстати, так же, как и доминирование рук, поэтому существуют предположения о том, что доминирование руки, как способность говорить, разделены на своеобразные блоки и распределены по разным полушариям. В большинстве случаев те участки головного мозга, которые управляют речью, находятся в левом полушарии, и такие люди, как правило, являются правшами. А у тех немногих людей, за речевые способности которых отвечают участки мозга в правом полушарии, как правило, доминирует левая рука.

Однако Уильям Брэндлер (William Brandler), докторант из Оксфордского университета и ведущий автор статьи, не уверен, что эта теория достаточно обоснована, поскольку пока нет научных доказательств взаимосвязи между речевыми способностями и доминированием какой-либо руки. Брэндлера гораздо больше интересует то, каким образом премутации и комбинации генетических мутаций привели к тому, что люди в основной своей массе рождаются правшами. «После того, как мы поймем генетическую составляющую доминирования одной из рук, мы сможем понять эволюционные корни такого доминирования, - считает он. - И когда мы до конца разберемся, какие гены были при этом задействованы, мы, возможно, сумеем понять, как и почему люди рождаются левшами или правшами».

А еще ученый убежден, что даже при том, что на доминирование одной из рук оказывали влияние и условия жизни (например, вечная неприязнь двух третьих населения планеты по отношению к левшам), все-таки главная причина, по которой люди предпочитают пользоваться той или другой рукой, имеет генетическую основу. «Люди считают, что все дело в окружении, но надо еще задуматься и о том, почему изначально люди рождались правшами, почему такая тенденция преобладает, и почему она отмечается на протяжении всей истории и повсеместно? Почему нет таких сообществ людей, в которых все рождаются левшами? - рассуждает Брэндлер. - То, какая рука является доминирующей, во многом определяется генами, сотней различных вариантов мутаций, и каждая из этих мутаций может направить вас в ту или другую сторону, и именно от вида мутации зависит, какая рука будет преобладать, а еще от вашего окружения, от тех многих факторов, которые оказывает на вас влияние».

Но до тех пор, пока не будет обследовано большое число людей - по мнению Брэндлера, сотни тысяч человек - невозможно будет составить полную генетическую карту, объясняющую, какие гены управляют доминированием одной из рук, и понять, почему количество левшей и правшей так отличается. «Для того, чтобы сделать это, потребуется какое-то время, но когда-нибудь это произойдет, - считает Брэндлер. - В генетике произошел настоящий переворот, так что через несколько лет мы по-настоящему сможем разобраться в генетических основах всех этих сложных особенностей человека».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.