Паровой мир. Механический стиль - стимпанк - разное (творчество) - творчество рук - каталог статей - линии жизни

Стимпа́нк (или паропа́нк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Тем не менее существует немало произведений с противоположной направленностью — романтика, драматизм высоких чувств, даже элементы утопии.

Реалии стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в нарочито сказочные и даже детские произведения.

В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре. Стиль «стимпанк» все шире распространяется в графике, иллюстрации, скульптуре, дизайне и даже в сфере компьютерных игр.

Искусство и дизайн
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи. Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк.

Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света.

Художественная группа Kinetic Steam Works изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (англ. Стимпанк-дом на дереве), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group). Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр).

В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов (англ.), оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк). Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief" по мотивам «Вокруг света за 80 дней».

С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке были продемонстрированы работы восемнадцати стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли обычные предметы обихода, переделанные соответствующим образом. Выставка оказалась весьма успешной, собрав более 80000 посетителей.

Ряд стимпанк-мероприятий проводится и в России. К примеру, 7-10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России».

Стимпанк как субкультура
В настоящий момент среди готов, панков, киберготов, фанатов индустриальной музыки и геймеров наблюдается тенденция в направлении осмысления стимпанка как субкультуры. Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода. Эти проявления иногда объединяются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику и современные технологии и систему мышления. Некоторые энтузиасты жанра даже предлагают определённую философию стимпанка, в которой панк-составлющая сочетается с оптимизмом по поводу человеческого потенциала.

Мода
Стимпанк-мода не имеет какого-либо набора правил, но имеет тенденцию к синтезу современных стилей под влиянием викторианской эпохи. Зачастую стимпанк-мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, и костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари — для мужчин. Наряды, вдохновляемые стимпанком, часто имеют выраженный акцент на специфические аксессуары: карманные часы, зонты, очки (гогглы). Современные аксессуары, такие, как сотовые телефоны или музыкальные плееры, в принципе могут входить в стимпанк-наряды, но после придания им «викторианского» вида. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства, стилей готической лолиты и готического аристократа.

_________________________________

Перед вами коллекция самых необычных и оригинальных образцов этого направления, которые окунут вас в альтернативный ход истории.

Механические фантазии Джастина Гершенсон-Гейтса (Justin Gershenson-Gates) - это целая серия работ известного ювелира, который решил немного отклониться от основного рода деятельности и заняться чем-то другим.

Для своих работ Джастин использовал части часов (стрелки, шестеренки, обычные лампы накаливания и многое другое). Каждая работа, будь то кулон, насекомое или членистоногое, занимает у мастера по несколько часов. С учетом того, что Джастин Гершенсон-Гейтс (Justin Gershenson-Gates) привык все доводить до конца, он никогда не оставляет работу недоделанной и все выполняет в один присест. В работе использует исключительно пайку и никакого клея. «Mechanical Mind» - действительно уникальная и неповторимая серия от известного ювелира.

Джим Мулланни (Jim Mullani) со своей женой Тори (Tori) под маркой Mullanium создают красивые стимпанк-скульптуры певчих птиц.

Стимпанк (или паропанк) - термин, рожденный английскими словами «steam» и «punk». Со словом «steam» - «пар», всё кристально ясно - оно является основополагающим для жанра. Паровые технологии правят миром! Представьте, в конце 19 века была построена машина Бэббиджа, величиной с собор Святого Павла, технократичное общество разделено на классы и помимо веры в Бога как такового (что совсем не обязательно) верит в Бога в машине. А машина эта управляется паром, что делает его основной жизненной силой, питающей мироздание. Паровозы, дирижабли, квадроциклы на пару, механизированные имплантанты - паровая реальность.

Пример механизированного стимпанк-имплантанта, автор


Стимпанк-техника - "Паровой мустанг", автор

Гораздо сложнее определиться со словом “punk”. Рассмотрим 2 гипотезы:

1. «Этот мир прогнил насквозь»

Поклонники жанра, пропагандирующие данный взгляд на стимпанк, трактуют слово “punk” буквально-то есть как «бунтарь» и «гниль». В этом прослеживается некая солидарность со старшим братом стимпанка - киберпанком. В данном случае классовое расслоение общества не просто есть - оно критично. Классы враждуют друг с другом, ведутся повстанческие войны за лучшую жизнь и криминальные войны за лучшее место под солнцем. Аристократия и буржуазия - пафосны и куртуазны, низшие классы - бедны и опасны в своей отчаянной борьбе за выживание. Это отражается и во внешнем облике обитателей мира - кожаные корсеты и виниловые сапоги на железных шпильках сочетаются с классическими кринолинами, вечерний цилиндр с рваным килтом. Максимум бунтарской, панковской эстетики - вот что отличает приверженцев такого взгляда на стимпанк.

2. «Боже, храни Королеву»

В правление королевы Виктории в Англии случилась техническая революция, приведшая королевство к процветанию. Но представим на мгновенье, что старая добрая Англия не останавливается на достигнутом и превращается в паровую державу - монополиста. Постепенно на новый путь развития становятся и другие страны. Что же такое «викторианский» стимпанк? Это наша история и наша реальность, но альтернативная (слово “punk” имеет значение «девиантный», «альтернативный»). В нашей реальности мисс К. из Ливерпуля утренний чай приносит горничная Нэнси, в стимпанк реальности - горничная автоматон N-C16. В нашей реальности мистер Н ходит по выходным смотреть бокс, в стим реальности битвы паровых роботов. Костюмы такого альтернативного мира мало отличаются от костюмов XIX-начала XX веков нашей вселенной, но имеют обязательные атрибуты и аксессуары «парового» общества - механические устройства, дамские украшения соответствующего дизайна. Надо сказать, что «викторианский» стимпанк-джентельмен наденет гогглы, если решит, к примеру, лихо прокатится на своём автомобиле с паровым двигателем, повсеместно же носить гогглы он не будет, ибо это нонсенс и моветон, сродни появлению на балу в поварском фартуке.


Стоит упомянуть и точку зрения, что «викторианский» стимпанк - это лишь ступень в развитии технологий и в 40-е годы альтернативной вселенной он плавно превращается в дизельпанк. Что не лишено некоторой логики, но напрочь лишено паровой романтики, по моему скромному мнению.


Если обобщить, сказанное выше получаем что стимпанк - это технократичная альтернативная реальность, либо другой мир, вставший на путь развития на основе паровых технологий и ведущий точку социального и культурного отсчёта начиная с 19 века нашего времени. Несмотря на конкретные рамки, задаваемые таким определением, стимпанк имеет множество граней. Постоянно делаются попытки выделения различных поджанров и даже отдельных жанров на основе стимпанка.
Вот самые известные:

Обычно клокворк или механическая «часовая-шестерёночная» составляющая является гармоничной и неотъемлемой частью стим-вселенной. Но в чистом виде - это мир, превозносящий эстетику механизма в котором искусство создания механических вещей доведено практически до совершенства. Механический компьютер на валах и пружинах - обыденная вещь для клокворкпанка.

Поджанр, вдохновленный гениальным ученым конца 19 века Николой Тесла. Электричество - вот основа теслапанка. В чистом виде не встречается, но если в стимпанк произведении присутствуют электрогенераторы его могут отнести к теслапанку.

Таймпанк

Герберт Уэллс «Машина времени» - яркий (и практически единственный) пример. Путешествия во времени, приключения с этим связанные - вот что такое таймпанк.


Кадр из фильма "Машина времени", вполне в стиле стимпанка
Сейл-панк вселенная может представлять собой мир из летающих островов, или мир-город в котором свободным осталось только небо. Но так или иначе сейлпанк - это корабли, воздушные и водные баталии и пираты. Сейлпанк тоже является гармоничной частью многих стим-вселенных. Из самостоятельных примеров можно привести роман «Аквалон» Ильи Новака и Льва Жакова.

Фэнтези-стимпанк

Стимпанк, но с эльфами, драконами, магией и прочими фэнтезийными атрибутами. Иногда выделяется как отдельный жанр. Один из самых ярких примеров - великолепная компьютерная игра Arcanum.


Выделение поджанров, идентификация «стимпанковости» того или иного произведения или вселенной - почва крайне зыбкая и приводит к непрекращающимся спорам в среде стимпанкеров. Стоит ли считать гогглы и шестерни обязательными атрибутами или банальностью и признаками безвкусия? Если главный герой - капитан воздушного фрегата, превращает ли это стимпанк в сейлпанк? Несмотря на расхождение мнений и разногласия в груди каждого стимпанкера бъётся горячее паросердце и бьётся оно в ритме стимпанка. Стимпанк вдохновляет на творческие подвиги и неважно профессионально ли это выполненный действующий макет дирижабля или ожерелье из старых шестерёнок - каждое такое творение немного приближает и самого мастера и зрителей к любимому миру. А это самое главное.

На основе статьи

Представьте себе на секунду мир, где техника вышла на удивительно новый уровень, мир погряз в выхлопных газах и фабричных выбросах, и добавьте к этой картине нотку декаданса и людей, облаченных в костюмы прошлых столетий. Да-да, все это называется steam-punk . Все шире эта субкультура проникает в музыку, дизайн, графику и т.д.

Сам термин «стимпанк» появился благодаря К. Джетеру в конце 1980-х годов. Правда, сейчас уже многие работы, созданные ранее, тоже относят к направлению стимпанк.
Мир стимпанка огромен, сказочен и разнообразен. Его основным элементом служит, конечно же, техника – паровозы, дирижабли, паролеты, украшенные рычагами, циферблатами и прочими приборами. О красоте природы можно и не вспоминать, ее просто нет. Вокруг лишь кирпичи, копоть и дымящие трубы. Урбанизация, так сказать!

Современные поклонники стимпанка используют в одежде и декоре его элементы. В одежде это, в основном, карманные часы, очки-гогглы, зонты. Отчасти в моде стимпанка присутствуют детали стилей готик-лолиты, готического аристократа и викторианства. Многие проводят параллель между стимпанком и нео-викторианством, в коем эстетика викторианства тесно переплетается с современными технологиями. Для более глубокого понимания атмосферы можете ознакомится с фильмами «Опочтарение», «Дикий, дикий Вест», «Хранители времени».

Вдаваться в философию этой весьма молодой субкультуры непросто… слишком уж много мнений. Но большая часть представителей стиля говорят о панк -части как о связи с оптимистичными взглядами на человеческий потенциал в будущем.

Предлагаю рассмотреть основную классификацию стимпанка:

Альтернативно-исторический стимпанк является наиболее распространенным из всех остальных направлений. Как правило, антураж стилизован под викторианскую Англию 19 – начала 20 веков с примесью фантастических технологий. Это время получило название «Эпоха пара». Здесь же выделяют подкатегорию Вестерн-стимпанк – Дикий Запад, окутанный паром.
-Фэнтезийный стимпанк. Одно слово «фэнтезийный» вызывает непроизвольные ассоциации, в первую очередь, с эльфами, гномами и иными сказочными расами. Несуществующие миры, где магия уживается с наукой и паровой техникой.
-Дизельпанк сумел гармонизировать фантастические элементы, стилистику пин-апа с технологиями начала – середины 20 века.
-Сейлпанк отрывает нас от земли, унося в воздушные просторы. Тут чего только не встретишь – дирижабли, летающие корабли и даже целые города и страны, парящие в воздухе!
-Космосейлпанк. По названию нетрудно догадаться, что это тот же сейлпанк, за одним лишь исключением: все действия переносятся в космическое пространство.
-Теслапанк. В теслапанке границы расширяются, у нас появляется возможность увидеть не только паровые технологии, но и впустить в свою жизнь электричество! В остальном же это классический стимпанк.

Что же касается музыки, то, как полноценное музыкальное направление, я бы сказала, стимпанка еще не существует. Большинство артистов, причисляющих себя к этому стилю, играют дарк-кабаре, арт-рок , индастриал . Самыми яркими и интересными представителями можно считать: The Clockwork Dolls, The Cog is Dead, Dr. Steel, Abney Park и Voltaire. Их образы и тексты выдержаны в стилистике нео-викторианства, порой даже используются инструменты и мелодические приемы произведений конца 19 – начала 20 века.

А чего стоит графическое искусство стимпанка! Стоит хотя бы назвать выдающихся художников – Bill Carman, Hans Rudi Giger, Manuel Rodriguez Sanchez, Marco Rolandi.

Нельзя обойти стороной и литературную грань стимпанка, накопленную за последние полвека! Внимания, я считаю, заслуживают такие произведения, как: «Машина различий» У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия «Левиафан» Скотта Вестерфельда, «Конец прекрасной эпохи» Михаила Харитонова, «Пересмешник» Алексея Пехова, «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова и многие другие.
Популярность стимпанка породила и множество потрясающих компьютерных игр, среди которых легендарные Arcanum и Syberia.

Несмотря на свою относительную новизну, стимпанк покорил уже множество сердец! И кто знает…а не паровое ли нас ждет будущее?

Ангелия Эрбен

Сегодня мы попробуем разобраться, а что же такое современный стиль стимпанк и по каким отличительным признакам его можно узнать. Вообще, стимпанк — один из самых самодостаточных и узнаваемых стилей, благодаря своим характерным атрибутам. При упоминании слова стимпанк мне сразу же представляется классический викторианский пейзаж с характерными английскими улочками, различные паровые механизмы и технические средства с холодным блеском медных труб, авантюрные джентльмены в высоких цилиндрах и больших защитных очках. Стимпанк особенно интересен своей необычностью. Синтез старины и высоких технологий представляет собой новое поле для различных стилистических решений и маневров. Итак, по порядку.

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы достаточно давно, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для своих произведений. Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени».

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала научно-фантастическая литература Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является хорошо известная подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965-1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. А фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы).

Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Еще стиль стимпанк можно узнать по оружию времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов, нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар - клинок, размещённый внутри трости. Информационные технологии викторианской эпохи — это уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины, телеграф, пневмопочта и пневмотранспорт.

Также для стимпанка характерен урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера. Одежда и аксессуары викторианской Англии — это аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Рабочие в кепках, куртках, сапогах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.

Викторианские стимпанковские персонажи это — безумные учёные и инженеры а-ля Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и идейные преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки - образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы).