Почему только великое горе может сплотить русский народ? Какие народы россии самые сплоченные.

Наступают тяжелые времена во всех сферах жизни, бюджет у страны напряженный, денег на всех и на все не хватает. Но не это самое страшное, российский народ выдерживал за свою многовековую историю и не такие испытания. Экономику, в конце концов, всегда можно возродить, приняв правильные управленческие решения.

Опасность таится в другом, а именно в том, что российский народ оказался раздроблен, он не един и это, несомненно, результат внешнего воздействия. Четверть века назад была ликвидирована такая общность людей, как советский народ, в которой ни национальность, ни религиозная принадлежность, ни антропологические признаки человека не имели никакого значения. На протяжении всех последних лет народу так и не была предложена идея, которая сплотила бы всех граждан России. Так, где же произошел этот разлом, на каких чувствах сыграли наши заклятые зарубежные «друзья», чтобы ослабить страну изнутри, понимая, что с наскока ее не возьмешь. Ведь Россия во все времена позиционировала себя как многонациональная и многоконфессиональная страна, об этом неоднократно говорил Президент страны Владимир Путин. Однако именно в национальной политике и в религиозных отношениях проявились слабые места.

Российская Федерация так и не стала «плавильным котлом» для населяющих ее народов, хорошо это или плохо, вопрос, не имеющий однозначного ответа. Ясно одно, в последние годы национальный вопрос в стране обострился, причем не столько в политическом плане, сколько на бытовом уровне.

Если в советские времена почему-то во всех проблемах виноватыми считали евреев, то в новейшей истории России их место заняли кавказцы. На мой взгляд, причин здесь несколько. В 90-е годы после распада Советского Союза, кавказская молодежь, причем не самые лучшие ее представители, хлынула в центральные города России, в том числе в столицу нашей Родины — Москву. В стране тогда царил «закон джунглей», действовал принцип «кто смел, тот и съел», стали возникать этнические преступные группировки, которые брали под контроль не только мелкий бизнес, но и крупные предприятия. Кавказцы, выросшие в суровых горных условиях, действовали при этом жестко, а порой жестоко. Местное население отнеслось к этому крайне негативно. Это был первый звоночек.

Затем началась чеченская компания, попытка отторгнуть от страны целый регион была инициирована и профинансирована из-за рубежа. И именно тогда, в средствах массовой информации чеченцев, а затем и всех кавказцев, стали изображать беспредельщиками и бандитами. Никто при этом не писал о кавказской интеллигенции, о тружениках села, временами положительно отмечали кавказских спортсменов, которые завоевывали для страны золотые медали на мировых и европейских чемпионатах, да и то зачастую без упоминания региона. Такая односторонняя политика федеральных СМИ привела к тому, что в различных регионах страны стали возникать межнациональные конфликты, на всю страну прогремели Кондопога в Карелии, Сагра и Демьяново соответственно в Свердловской и Кировской области.

Пожалуй, единственным белым пятном в федеральных СМИ тех лет стали события 1999 года, когда банды международных экстремистов, вторгнувшиеся в Дагестан, получили жесткий отпор со стороны местного населения, ополченцы совместно с российскими вооруженными силами разгромили их. Именно тогда Владимир Путин сказал: «Когда я увидел, как они защищают свою Родину и землю, я еще больше полюбил Дагестан и дагестанцев». Этот позитив о дагестанцах недолго держался на телеэкранах и страницах печати, через некоторое время «все вернулось на круги своя».

Можно также обратить внимание на то, что после начала конфликта с Украиной накал негативных публикаций по отношению к кавказцам пошел на убыль. Однако проблема остается, и это наглядно проявляется на футбольных матчах, когда фанаты выкрикивают националистические, антикавказские лозунги. Нужно понимать, что уговорами и воспитательными беседами эти деструктивные для страны процессы не остановить, за разжигание межнациональной розни нужно наказывать и наказывать жестко, соответствующее законодательство имеется, а вот почему оно не работает – вопрос другой.

Еще об одном, в настоящее время, не мытьем, так катаньем в обществе создана атмосфера, когда религию критиковать нельзя, а «поносить» все светское считается чуть ли не хорошим тоном. Об этом свидетельствует принятый Государственной Думой закон о защите чувств верующих, что вызвало непонимание у светской части российского общества. Особенно здравомыслящих людей беспокоит, когда религия проникает в систему государственного образования, ведь это без сомнения тормозит развитие ряда естественных наук, так под удар уже попала астрономия.

Из истории известно, что чрезмерная клерикализация общества до добра не доводит. Так что делать? Известный русский вопрос. Ответ прост: религия должна быть отделена от государства, необходимо четко определить роль и место традиционных для России конфессий в системе государственного устройства. А что касается религиозного радикализма, он должен быть полностью изжит.

Россия – уникальная страна, территориально она раскинулась на 9 часовых поясов. Каждый регион имеет свои особенности: территориальные, климатические, а также национальную и религиозную окраску, но, несомненно, одно, их должно объединять общее законодательное поле, единые конституционные нормы. Вспомним 90-е годы прошлого столетия, когда каждый ее субъект принимал свои законы, когда начался парад суверенитетов. Российская Федерация фактически превратилась в конфедерацию, дело шло к развалу страны по подобию Совестного Союза. Именно с приведения региональных законов в соответствие с федеральным законодательством начал свою президентскую деятельность Владимир Путин. И это было верным шагом. Во всех концах нашей необъятной Родины поняли, что вольница лихих 90-х закончилась и теперь нужно жить по принципу «одна страна – один закон».

Однако не всех на Западе устраивал такой ход событии, Соединенные Штаты за предыдущее десятилетие привыкли к однополярному миру, им нужна была слабая Россия, отдающая свои ресурсы за бесценок. Но их финансовые вливания в различные фонды поддержки демократии, за все последующие годы так и не дали серьезного результата, несистемная оппозиция остается слабой и аморфной. Имеющаяся на политическом поле так называемая «пятая колонна» по сути никакой реальной угрозы российской государственности не несет, поэтому такие акции, как многотысячный митинг в Грозном, считаю бесполезным, а по сути даже вредным для единения страны.

Известно, что по данным социологических опросов подавляющее большинство россиян считает Владимира Путина национальным лидером, однако гордиться мы все-таки должны своей страной, вне зависимости от того, кто ее возглавляет. Да, несомненно, России повезло, что после Ельцинского раздрая 90-х годов, Президентом страны был избран Владимир Путин, который укрепил российскую государственность и поднял ее авторитет на международной арене. При всем этом, признавая «роль личности в истории», нужно понимать, что России жизненно необходима такая властная конструкция, которая обеспечит стране устойчивое развитие вне зависимости от личности ее лидера. Уроком может служить вся история двадцатого века, когда на политический Олимп попадали самые разные лидеры. В конце концов, мы все не вечны, но Россия то на века, в ней жить нашим детям и внукам и мы должны оставить им достойную страну.

Теперь о сегодняшнем дне. Внешнеполитические действия последних лет считаются успешными, но даже они не сплотили весь российский народ, хотя конечно определенный рост уровня патриотизма в стране наблюдается, это вполне естественная реакция, когда тебя информационно атакуют со всех сторон. Однако и здесь есть болевые точки.

С Украиной все ясно, мы не против украинского народа, мы против бандеровцев, захвативших там власть и пока они там есть, выстроить добрососедские отношения не получится. Теперь что касается Ближнего Востока. Сирия исторически была союзником России, поэтому мы оказываем ей помощь по просьбе законного руководства страны, действуем при этом в противовес США, которые помогают своему сателлиту Саудовской Аравии, так и получилось, что мы с американцами оказались по разную сторону окопов. Не углубляясь в проблемы этого региона, отмечу, что геополитические интересы России, которые привели нас к союзу с Ираном и Сирией, вызывают недовольство части мусульман-суннитов, проживающей в нашей стране. Ведь российские мусульмане не любят Башара Асада вовсе не потому что он «диктатор», а потому, что он алавит, т.е. по их мнению, не настоящий мусульманин. Такое же негативное отношение к шиитскому Ирану. Похожая ситуация возникла и в результате конфликта с Турцией, в России исконно проживает немало тюркоязычных народов, которые этот конфликт воспринимают очень остро, как, например в Татарстане. Таким образом, общенациональные интересы России пришли в противоречие со взглядами некоторых ее граждан. Все это необходимо учитывать, чтобы «не наломать дров» и еще больше не разобщить россиян, а вот как – это дело политиков и дипломатов.

Так что же может сплотить всех нас? Рецепт достаточно прост, объединяющим фактором должно стать равноправное отношение властных структур к своему законопослушному и добропорядочному гражданину в любой точке страны, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. А мы, граждане России, должны независимо от места жительства четко следовать своим правам и обязанностям, предусмотренным действующим законодательством.

В завершении отмечу, нам всем нужно еще многое сделать, чтобы сформировать единый российский народ. И только тогда, когда каждый житель нашей страны будет с гордость говорить – я гражданин Российской Федерации, можно будет сказать, что эта задача решена.

Уллубий Эрболатов

Объединить народы внутри и вокруг РФ может только идея потребления и совместного процветания: эксперты

Премьер-министр России Владимир Путин написал статью по национальному вопросу для «Независимой газеты». «Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, „всемирной отзывчивостью“, по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет „нацменов“, а принцип распознания „свой-чужой“ определяется общей культурой и общими ценностями», — подчёркивает в статье кандидата в президенты.

В состоянии ли русский народ сегодня выполнять эту миссию? Во времена Достоевского русскому народу в этом помогало государство. Православие было той идеей, которую должно было нести с собой русское государство, и включение в него новых и новых земель означало расширение пределов православного мира и увеличение численности православного народа. Таким образом, парадигмы религиозные и государственные сливались: государственная мощь империи связывалась с могуществом православия, а последнее выражалось посредством державного могущества, таким образом, происходила сакрализация государства.

Какая идея может сплотить многонациональное население России и постсоветского пространства?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Главный кандидат в президенты в очередной раз поднял столбовую для России тему — межнациональную. Однако теперь каждую инициативу Путина будут встречать одним и тем же лобовым вопросом: «А почему это не сделано Вами в предыдущие 12 лет?» Эти издержки нового старого срока рубят на корню все путинские проекты.

Если не говорить об открытой вооружённой экспансии, то сегодня русский народ и русское государство могут объединить (или удержать) вокруг себя другие народы только в том случае, если предъявят миру такой пакет:

— свежие русские лидеры и русская политическая элита, не связанная, по своей биографии, с развалом СССР или персонально с теми, кто его разваливал;

— безусловные, а не иллюзорные, экономические и сырьевые преференции для тех народов, которые потенциально готовы вновь подружиться с Москвой;

— технологические сверхцели, завораживающие, замутняющие постороннее общественное сознание (в сфере космоса, аграрного изобилия и т.п.);

— огромные квартиры, дома для всех граждан и семей Российской Федерации за символическую цену, чтобы эта визуальная картинка давила и давила на психику окружающих.

Когда Россия могла объединять, у неё были великие писатели, великие изобретатели, другие мировые величины во всех сферах человеческой деятельности. Сегодня придётся заново найти аналогичных специалистов, и только потом, лет через 100, претендовать на новые объёмы влияния. Другая проблема — сначала вычистить русский язык от всей лингвистической грязи, которая опустила этот мощнейший инструмент на дно, не позволяя ему не только выходить за пределы страны, но и выживать внутри самой России.

Религиозный аспект, к сожалению, таких целей достичь не позволит. Он не завораживает, по-хорошему не заводит, поэтому акцент, сделанный на нём, только забирает у России драгоценное время, остающееся для запуска центростремительных тенденций. Ошибка и в том, что кто-то путает клерикализм с национальной идеей. Это крайне опасное заблуждение, которое в итоге окончательно разорвёт федеративную ткань России.

Россия сегодня никого не может подломить, подогнать под себя, однако она сохраняет потенциал центра по следующим признакам: а) огромный размер территории и запасов сырья; б) культура и язык, которые однажды уже доказали свою глобальную притягательную силу. К примеру, китайцы никогда не смогут объединить вокруг себя другие народы только по той причине, что китайские иероглифы, эти крайне запутанные и пугающие языковые коммуникации, будут всегда стоять на пути внешней китайской экспансии.

Таким образом, России нужна идея, состоящая из двух неразрывных частей: высокое и насущное, цель и еда с жильём. Одно без другого не сработает никогда. Не надо бояться нацелить россиян и на потребительство. Кому как не им, обладающим всеми возможностями природы, начать, наконец-то, жить «как в Европе», которая не обладает ничем? Не надо забывать, что все народы стремятся в Европу — как раз по причине того, что она и является царством потребления.

Лариса Бельцер-Лисюткина , культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Текст напомнил Третий Рейх, первая половина ХХ-го века. Время проходит мимо российской политической элиты. Они выдают заявления, которые по всем стандартам выглядят дико, пещерно. По сути, выражение «Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию...» — это преступное заявление. После неоколониального дискурса употреблять такие выражения в политических манифестах не просто неуместно, но и запрещено культурным кодом. Такого себе не позволяют представители других стран, например, турки в отношении курдов. Или китайцы в отношении тибетского меньшинства. Доминирующие нации, конечно, кроваво подавляют эмансипационные потуги своих меньшинств, но никто при этом не говорит о «великой миссии» китайского/турецкого/нигерийского народа.

На вопрос «Какая идея может сплотить многонациональное население России и постсоветского пространства?» уже давно очевиден ответ: Никакая. Народы, нации и социальные группы удерживают вместе общие интересы — экономические, политические, культурные. А время «миссий» одних народов по отношению к другим безвозвратно прошло.

Очень неловко и досадно из-за таких невежественных заявлений политического руководства. Путин остался военным, полковником ФСБ/КГБ, и время от времени он выдаёт такие высказывания, что можно от стыда сгореть. За державу обидно.

Леонид Савин , политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:

Я не думаю, что эта идея устарела. Проблема в том, что после распада СССР Россия и другие регионы, которые исторически можно отнести к ареалу русской цивилизации, подвергались системному давлению как идеологическому, так и политическому (в том числе с раздуванием конфликтов). Теперь вопрос в том, как вдохнуть новую жизнь в идею русскости. И, конечно же, государство будет играть в этом далеко не последнюю роль, хотя многие считают, что эпоха государств, как международных актёров закончилась. Плюс, идея евразийства при правильном и адекватном наполнении может стать как раз фундаментом для объединения народов постсоветского пространства. Однозначно, ни западноевропейская идентичность, ни либерально-демократические ценности не подходят данному региону, который имеет свой уникальный цивилизационный тип и народы которого вполне могут вместе творить историю, что уже неоднократно случалось. Если ранее Британская Империя всячески подрывала узы народов Евразии, сталкивая их между собой, то сейчас такую роль играют США с их многочисленными инструментами влияния. Избавиться от этого влияния — задача минимум. А далее — творить собственную судьбу!

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

Идея, которая может сплотить постсоветское пространство, а также великороссов и меньшинства в самой России — это совместное процветание. Она может сочетаться с православием (или, скажем, коммунизмом), а может — и нет. Других успешных идей в наше кризисное время и быть не может.

Михаил Веллер, писатель, философ:

Жажда идеала

Человек самоидентифицируется на двух уровнях - личностном и групповом. Человеку потребен не только идеал личного процветания - ему потребен идеал великого государства. Ему потребно знать, что он гражданин великой страны. Могущест-венной, славной, уважаемой. Стремление быть гражданином великой страны, стремление иметь эту великую страну - эти чувства в определённые периоды обретали форму национальной идеи. И смысл жизни (так думали мы в эпоху СССР) заключается в том, чтобы ощутить свою причастность к свершению великих дел, нужных для страны и для всего человечества. Это то, что движет человеком в эпоху исторического оптимизма (таковой была хрущёвская оттепель) и чего лишена нынешняя эпоха потребительства. Тогда, в 1950-е, люди делали сверх своих возможностей, жили в нищете, тяжело, но при этом у них было чувство великого удовлетворения прожитой жизнью.

За что боремся?

В новые времена мысль о национальной идее возникла ещё в 90-е годы - нужно было создать что-то великое впереди, куда мы пойдём. Прошло 20 лет. Национальная идея не сформирована. Очевидно, что её нельзя сконструировать - её можно только увидеть, когда она есть.

Разумеется, российскому народу (говорю «российскому», потому что соборный народ собрался из многих) желательно наличие национальной идеи. Потому что привычки к упорному, ежедневному, непрестанному труду в России в силу исторических обстоятельств никогда не было. Но вот когда клевал жареный петух, то здесь действительно иногда показывали чудеса - и выносливости, и самоотверженности, и работоспособности. Так что сплотить народ воедино национальной идеей, поднять на великие свершения и вообще взбодрить - мысль прекрасная.

Другой вопрос, что сегодня такой идеей может быть. Перечень национальных идей во все времена и у всех народов был до крайности ограничен. Это борьба за независимость своего народа или своей страны; борьба с врагами; расширение, укрепление, подъём своего государства, своей империи.

Слава богу, независимости России ничего сегодня не угрожает. Но живётся нам сейчас трудно. Для простоты обозначим это словом «кризис»: экономические и культурные перспективы весьма туманны, производительность труда низка, продукта, который делается при помощи своих мозгов и своих рук, страна производит до крайности мало.

В чём может быть наша цель, наша идея? Жить в процветающей стране. Свободными, успешными, сытыми и умными. В России есть - и это говорили миллионы раз - огромные территории, масса полезных ресурсов. Есть много не только талантливых и умных, но и работящих, честных, энергичных людей. Но, как только эти работящие, энергичные, порядочные люди начинают разворачивать какое-то дело, к ним мгновенно, как мошкара, на лету превращающаяся в пиявок, слетаются чиновники, высасывают всё досуха. Отбирают бизнес, если он выгоден. Душат бизнес, если он мешает чьим-то личным доходам. И на этом кончаются процветание и рабочие места. Это наша главная беда.

Что требуется? Чтобы люди, которые могут, умеют и хотят работать хорошо и честно, могли работать, могли обогатить себя и создать рабочие места для окружающих, обогатив этим страну в целом.

Как это обеспечить? Требуется честный, объективный, независимый суд, куда они могут обратиться в случае любых притеснений. Абсолютно независимый парламент, который будет издавать законы, нужные для процветания народа и государства, а не для элиты. И независимая пресса, от которой не сможет укрыться ни один казно-крад, ни один нечестный чиновник, ни один продажный судья. И каждый, кто попытается в любой форме надавить на независимые суд, парламент, прессу, карается как государственный изменник, узурпирующий права народа и государства. Всё! Представьте, что это произошло, и через полгода страну будет не узнать. Люди будут работать. И богатеть они будут вместе со страной. Не вместо неё, не за её счёт, а вместе. Создание такого государства и может быть российской национальной идеей.

На территории России проживает более сотни народов. Для многих из них взаимовыручка и сплоченность были едва ли не важнейшим условием сохранения этноса. Они готовы прийти на помощь соплеменнику и сегодня.

Буряты

Поддержка нуждающихся соплеменников была всегда присуща монгольским народам. Причем она оказывалась не только членам рода, но и совершенно незнакомым людям. Этот незыблемый закон степи был зафиксирован в Ясе Чингисхана и с тех пор не менялся. Как писал историк Лев Гумилев, «Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких-либо компромиссов».

Со временем положения Ясы вошли в монголо-ойратский Устав, который обязывал всех без исключения предоставлять религиозным или гражданским посланникам лошадей, давать им еду и ночлег. Одна из статей Устава прямо говорит об ответственности за отказ дать путнику возможность утолить жажду.

Взаимовыручка была органичной частью и монгольского воинского быта. Если ехавший впереди воин терял лук или стрелы, то следовавший за ним всадник обязан был поднять оружие и вернуть его владельцу. А неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям и могло повлечь смертную казнь.

Все эти нормы взаимопомощи впитали и буряты, как представители монгольской народности. Так в этнографических сведениях о западных бурятах за 1822 год было зафиксировано: «В обхождении между собой буряты дружелюбны и снисходительны, один над другим без причины никогда не сделает ни злоречия, ни посмеяния, а если найдется такой невежа, то призывается на суд и публично ему делается выговор. Считалось за священную обязанность сделать кому добро, ту или иную помощь».

Даже современные буряты, многие из которых далеки от своих исконных традиций, соблюдают кодекс взаимовыручки и солидарности. Не так давно в одном из торговых центров Улан-Уде пожилая бурятка вежливо попросила продавца киргиза обменять купленную у него куртку. Торговец отреагировал на это крайне болезненно. Когда женщина еще раз напомнила о своем праве вернуть деньги за некачественный товар, продавец разразился в адрес покупательницы нецензурной бранью.

Женщина заметила, что употреблении ненормативной лексики неуместно, и обвинила его, как представителя киргизской диаспоры в Республике Бурятия в неэтичном и непристойном поведении. В ответ, как отмечают свидетели инцидента, киргиз «в циничной форме унизил честь и достоинство женщины, как и весь бурятский этнос в ее лице», дословно заявив: «Да, вы все буряты, проститутками пропахли». И в завершении бурного диалога швырнул женщине деньги в лицо.

Очень быстро весть о происшествии донесли до представителей организации «Боевое братство Бурятии». Но отправившись в магазин, «бурятские братья» не нашли зачинщика скандала. Дальше их путь лежал в центр Улан-Удэ к «Дому дружбы народов» для встречи с представителем киргизской диаспоры. На площади в тот день собралось до 200 решительно настроенных бурят, и только действия сотрудников МВД смогли погасить назревающий конфликт.

Чеченцы

В чеченской среде есть такое понятие как «нохчалла» – кодекс чести, включающий в себя моральные, нравственные и этические нормы, которых должен придерживаться каждый вайнах. Неотъемлемой составляющей «нохчалла» является взаимовыручка, без которой не выжить в условиях гор. Кавказцы понимали, что непринятый в дом путник мог замерзнуть, потерять силы, пасть жертвой разбойника или погибнуть от дикого зверя.

Взаимопомощь среди представителей чеченского этноса – само собой разумеющееся явление. При встрече с членом своего тейпа чеченец обязательно спросит: «Как дела? Все ли живы, здоровы? Испытывает ли он в чем-либо нужду?». И это не просто дань вежливости: проявляющий внимание к собеседнику обязательно окажет посильную помощь.

Истоки взаимоподдержки у чеченцев можно проследить в особенностях их трудовой деятельности. Так, скашивая траву на опасных горных склонах, крестьяне связывались одной веревкой, чтобы избежать случайного падения. Всем селом вайнахи отвоевывали у гор земли под посевы. Если вайнахская семья внезапно теряла своего кормильца, заботу об ее обеспечении на себя брало также все селение. К примеру, мужчины–соседи не могли сесть за стол, пока часть еды не будет отнесена в семью лишившуюся кормильца.

Любое горе соплеменника каждый вайнах воспринимал как свое собственное, сообща они делили и радости. Это чувство коллективизма чеченцы пронесли чрез всю свою историю. «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», – так говорит чеченская мудрость.

Тейповое сознание чеченцев породило не только традиции взаимопомощи, но и обычай кровной мести, который не смогла вывести ни Российская империя, ни Советская власть. В 1980-х годах в Чечено-Ингушетии произошло резонансное событие. Во время открытого процесса по делу об убийстве в зал суда вошел чеченец и выстрелом в сердце убил подсудимого.

Стрелявший спокойно положил пистолет в карман и покинул помещение. Его не остановили даже милиционеры. Разбираться в происшествии была послана специальная комиссия из Москвы. Однако куда бы ни отправились следователи, никто не собирался выдавать мстителя. Наконец они обратились к овдовевшей жене застреленного.

«Вы то, наверное, хотите, чтобы поймали убийцу вашего мужа. И вам, скорее всего, известно его имя. Назовите!», – умоляли москвичи. «Да, я его знаю, – ответила чеченка, – но не скажу. До сих пор на моих сыновьях была кровь человека, который был убит их отцом. Теперь мы квиты с этой семьей, и мои сыновья могут жить спокойно, не скрываясь».

Манси

Суровая природа заполярного Урала выковала у народа манси смелость, терпеливость и взаимовыручку, без чего на Севере не выжить. Даже в глухой таежной чаще можно встретить охотничий домик манси, где путник найдет себе ночлег и пропитание. Воспользовавшись гостеприимством, постоялец обязан запасти новых дров и оставить что-нибудь из еды.

Манси придерживались взаимовыручки не только в быту, но и на войне. Новгород и Москва, пытавшиеся покорить Север, испытали на себе всю силу сплоченности этого воинственного народа. В 1446 году новгородские воеводы Василий Шенкурский и Михаил Яковль с ратью из 3000 человек предпринял масштабный поход в Югру. Заложив там острог, они стали совершать регулярные вылазки в мансийские селения, захватывая пленных и выпрашивая за их освобождение выкуп.

Вогульские князья не бросили своих и приступили к переговорам с новгородцами, обещая богатый ясак. Пока воевода Яковль совершал очередной набег на югорскую деревню, манси тем временем «удариша на острог, и много людей, детей боярских и удалых людей, избиша – человек на восемьдесят». Как пишет летописец, при виде разоренного острога, «а своих побитых, а иных разбегшихся», новгородцы с трудом собрали остатки отряда и спешно отправился восвояси.

В освобождении заложников принимал участие знаменитый пелымский князь Асыка, который впоследствии доставил немало проблем московскому войску. За своих мстил жестоко, неоднократно разоряя пограничные русские селения. Только в 1465 году Асыка был взят в плен московским воеводой Василием Скрябой.