Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Сочинение по картине С.Тутунова "Зима пришла. Детство"

На картине С.А. Тутунова «Зима пришла» изображен мальчик, стоящий у окна. Он стоит спиной к нам, поэтому мы можем лишь догадываться о выражении его лица. Оно может быть задумчивым, мечтательным или даже восторженным. Может быть мальчик очень ждал этого снега, прихода зимы, чтобы покататься на санках с горы, поиграть в снежки, порезвиться с друзьями во дворе. Появляются мечты о новогодних праздниках, подарках. Фантазии наполнены светом гирлянд и ароматом хвои.

Мы видим, что снег, лежащий на деревьях, выпал на неопавшие желто-зеленые листья. За окном открывается удивительная, красивая картина. Весь двор укрыт будто белоснежным бархатным покрывалом. Мы видим забор, который словно окутан снежной белой дымкой. Его видно не очень отчетливо. Мальчик вглядывается вдаль, может быть, размышляя о том, что еще вчера двор был темного цвета, а сегодня произошли такие изменения, на которые он не может налюбоваться.

Медленно падают крупные хлопья снега, кружась и зависая в воздухе, будто в танце. Если выйти во двор поиграть, то можно получить огромное удовольствие, шагая по свежевыпавшему, хрустящему снегу. Наконец-то зима пришла, ведь дети так ее любят. Земля покрыта белоснежным ковром, деревья украшают охапки снега и иней. Морозный воздух придает атмосфере спокойствие, так и хочется вдохнуть его.

Я думаю, что эта картина лишний раз напоминает, что зима - самое волшебное время года. Оно полно загадок. У зимы своя, специфическая красота. Думаю, что зиму любят все люди, независимо от возраста. Ведь именно в это время происходят чудеса, осуществляются самые несбыточные мечты. Зимние месяцы приносят нам максимум новых эмоций, впечатлений, которые мы можем вспоминать весь год, в ожидании следующего чуда. Они не менее красивы, чем летние воспоминания.

Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), поможет научить детей писать сочинение по картине художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине

Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

2 класс

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

  • Познавательные

познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» ;

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  • Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

  • Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея ), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь .

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Тема урока

Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.

III. Беседа о художнике и его картине.

  1. Рассказ о художнике.

Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.

Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.

Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

  1. Выразительное чтение стихотворений.

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»

* * *

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

И. Никитин

Первый снег

Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.

Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.

Николай Селезнёв

3. Беседа.

Декабрь, январь, февраль - зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

  • Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
  • Объясните значение этих слов.
  • Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?

Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.

  1. Рассматривание картины.
  • Какие краски здесь преобладают?
  • Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
  • Ваши впечатления от представленной картины?
  • Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)

5. Интеллектуальная разминка.
- Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш -
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется - портрет.


А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)

  1. Физкультминутка

(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).

Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».


- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
- Где происходит действие картины?
- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

Как бы вы назвали эту картину?

А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?

К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).

Какие краски использует художник для изображения природы?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …

деревья - с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...
листья - желтые, зеленые, …

Кусты - спрятались под снегом, …


- Что вы видите на этой части картины?

  • Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине

С.А. Тутунова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Мальчик

маленький

Время

ранним утром,

Зима

волшебная, праздничная

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.


V. Составление плана.

Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

О чем скажем в основной части? (опишем героя).

Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2. Мальчик у окна.

3. Зима.

4. Мое отношение к картине.

При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.

VII. Итог урока .

  • Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Северная средняя П.Северный, Нижегородской области Урок русского языка во 2 классе п о теме: « Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова « Зима пришла. Детство».» Подготовила и провела: у читель начальных классов Мохова О.И. 2016 год

Сочинение по картине С.А.Тутунова « Зима пришла» .

Что такое сочинение? Вступление Основная часть Заключение Каждая часть пишется с …

П е р е д нами к а ртина С.А. Тутунова « З и ма пришла. Де тст во.» Вступление. С.А.Тутунова к а ртина н а ми « З и ма пришла.Де тст во.» перед

вид и м, мален ь кий, ка ртина, на, мы, мал ь чик Основная часть. Что изображено на картине? На к а ртине мы вид и м мален ь к ого мал ь чика.

Что он делает? ст о ит, у о кна, смотр и т, уд и влё нн о Он ст о ит у о кна и уд и влё нн о смотрит.

В чём одет? Почему? На мальчике ночная рубашка. Он проснулся и подошёл к окну. А за окном? рубашка проснулся ночная подошёл к окну

Чему удивлен он? Что мальчик видел вчера во дворе? сне г,вып а л, первый, вч е ра,двор,н е взра чн о, ещ ё , темно-чёрн ого Выпал первый снег. Ещё вчера двор был невзрачного темно-черного цвета.

Как изменил снег вид из окна? п о хож на, двор, се г одня, пл а ток, б е лосне ж ный, пуховый, эт о т же Се г одня этот же двор стал похож на белоснежный пуховый платок.

С чем можно сравнить землю, покрытую снегом? з е мля, бумага, лист, белая, чистая, стала Земля стала белая, как чистый лист бумаги.

Что мы видим на ветках деревьев и заборе? ша п ка, белая, сне г На ветках д е рев ь ев и з а боре л е жат белые ша п ки снега.

О чем подумал мальчик? всеми, д о лг о жда нн ая, з и ма, л ю бимая, пр и шла, нак о нец-то Нак о нец-то пр и шла д о лг о жда нн ая и всеми л ю бимая з и ма.

Заключение Твоё отношение к картине п о нравилась, к а ртина, мне з а гад а чное, з и ма, время, кр а сивое, года Мне понравилась эта к а ртина. Художник пок а зал,что з и ма самое кр а сивое и з а гадо чн ое время года. Её о б о жают все люди, от мала до в е лика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык»...

/ / Сочинение-описание по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Тутонов написал свою прекрасную картину «Зима пришла. Детство» в 1961 году. Это невероятно светлая картина, на которой изображён мальчик, подошедший к окну, чтобы посмотреть на красавицу-зиму.

В декабре срывается первый снег и хлопьями застилает землю. Всё скрыто под белым покрывалом. Именно такой пейзаж увидел мальчик из своего окна.

На переднем плане - мальчик, стоящий у окна. Кажется, что он только проснулся, открыл глаза и увидел белое полотно за окном. Он одет в обычную хлопковую рубашку, его густые волосы взлохмачены и рука прильнула к окну. Кажется, что он удивлён таким переменам. Только вчера он прыгал по лужам в резиновых сапогах, а сегодня уже оденет валенки.

Поза мальчика показывает его очарование перед зимой: он стоит как заворожённый, не смея двинуться. Хочет поскорее дождаться завтрака и выйти на улицу, ступая по нетронутой заснеженной полянке. Первым оставить свой след на снегу.

На центральном плане мы видим само окно: старое, деревянное, кое-где облупилась краска. Особый шарм придаёт зелёная полупрозрачная занавеска, которая просвечивает зимний пейзаж.

На заднем плане - наступившая зима: пора детских забав. Скоро дети соберутся лепить снеговиков и играть в снежки. Вместе с соседними ребятишками натаскают колодезную воду и зальют каток. А потом пригласят на него и других ребят. На льду можно кататься часами.

Мы видим тот же пейзаж, что и мальчик: деревянный забор, тонкие деревья, бьющие ветками об окно, они как будто просят, чтобы их пустили согреться. Первый снег всегда радостное событие, это перемены не только в климате, но и в образе жизни. Теперь нужно будет одеться теплее и не получится гулять допоздна.

Картина получилась светлой и располагающей к себе. Такого эффекта художник добился благодаря пейзажу за окном, который ослепил белизной комнату. Дети любят зиму особенной любовью, ведь зимой, бабушка печёт пирожки с вареньем, вяжет всем тёплые носки и вся семья с нетерпением ждёт главного праздника - Нового года. Каждый ребёнок любит этот праздник за волшебство, за сказку и, конечно же, подарки, которых собирается достаточно много.

Мальчик у окна и не думал расстраиваться холодам, он фантазировал, как проведёт это чудесное время. Художнику удалось передать настроение мальчика, его трепетность к зиме и красоту природы. Он великолепно совместил зимний пейзаж и деревенский быт в одной картине, что добавило полотну колоритности.