Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали чудо!"
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Чем, чем? - спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
Что, что?
Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза-и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Горький Максим
Воробьишко
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали чудо!"
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Чем, чем? - спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
Что, что?
Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза-и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Сказка «Воробьишко» Максима Горького была написана в 1912 году. Впервые она была напечатана в сборнике сказок «Голубая книжка», издание т-ва О.Поповой, СПб. 1912, и отдельной книжкой — издательством «Парус», Петроград 1917. В собрания сочинений не включалось. На данной странице нашего сайта вы можете ознакомиться с текстом сказки.
Сказка «Воробьишко» читать онлайн
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
— Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!»
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза - и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
Ольга Семехина
Непосредственно образовательная деятельность. Чтение сказки М. Горького «Воробьишко»
Чтение сказки М . Горького “ Воробьишко”
(подготовительная группа) .
Цель : Формировать целостности восприятие художественного текста в единстве содержания и художественного текста. Проанализировать сказку . Помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими. Воспитывать любовь к природе.
Интеграция областей : «Познание ФЦКМ» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Социализация» , «Художественное творчество»
Ход занятия
В. Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители : в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слушать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
Вы спросите, где же эта страна?
Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! (открыть стенд с книгами) . Вот в этих чудесных книгах.
Некоторые из них мы уже прочитали и узнали много интересного. (примеры детей) .
В. Ребята, кто пишет книги?
Д. Писатели, поэты.
В. Назовите писателей, поэтов которых вы знаете.
В. А можно ли посмотрев на обложку, предположить, о чем написано в книге?
В. Ребята кто рисует иллюстрации к книгам?
Д. Художники-оформители.
В. Какие жанры художественных произведений вы знаете?
(Садятся на стульчики.)
B. Послушайте внимательно стихотворение “ Дом весны”
Среди травы
Густой и влажной
Дом поднялся многоэтажный.
Тут есть балконы и беседки
Столовые на каждой ветке
И спальни посреди сучков,
Но нет замков
И не крючков.
Открытый солнцу и ветрам,
Дом ждет гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы
Сороки, иволги, скворцы.
В. Ребята, о каких домах идет речь в этом стихотворении?
В. Правильно, о птичьих гнездах. О таких как на этих картинках.
(Выставляются картинки с изображением птичьих гнезд ) .
Какие гости прилетают из дальних стран?
Правильно, перелетные птицы. Грачи, скворцы, журавли, кукушки, дикие утки, гуси…
(дети называют птицу и берут картинку, лежащую на стульчике)
Наверное, их обратно зовет любовь к родному краю, родному дому.
П/и «Найди свой дом»
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей ,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
В. Ребята, отгадайте, кто сегодня будет героем Зеленой страны?.
Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый…
Д. Воробей .
В. Правильно, а точнее целая семья : воробей…
Д. Воробьиха , воробьята , (воробьишки , воробушки , воробьенок ) .
В. Сегодня мы познакомимся с произведением Максима Горького «Воробьишко » . Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Наверное он был очень маленький, а может быть, Горький очень любил его и восторгался им.
В. Верны ли ваши предположения, мы сейчас узнаем.
(Высказывания детей )
В. Слушайте, что же случилось; сейчас вы поймете, чье предположение было верным.
(Дочитывается произведения до конца)
В. Где жил воробьишко ? (картинка)
Д. Жил он над окошком бани, за верхним наличником.
В. Как звали героя сказки ?
В. Что же произошло?
Д. Воробьишко доигрался , не слушал маму, и вот – встреча с кошкой.
В. Значит, Горький назвал Пудика воробьишкой потому , что он был маленький и глупый.
В. Какие в сказке слова указывают на то, что Пудик действительно маленький?
Д. «…Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда : хотел узнать, что такое мир и годится ли он для него».
В. Как вы думаете, что думал воробьишко об окружающем мире ?
Д. Он мало знал но все критиковал.
В. Что он чирикал, глядя на землю?
Д. Чересчур темна, чересчур…
В. Когда папа приносил ему букашек, о чем думал Пудик?
Д. Чем чванятся, червячка с ножками дали – вот чудо!
В. А разве легко добывать пищу?
Д. Нет. Необходимо целый день трудиться.
В. Что ответил Пудик на предупреждение мамы об опасности при сильном ветре?
Д. Пусть перестанут качаться деревья, тогда и ветра не будет.
В. Он был прав?
В. А еще он посмотрел на мужчину и сказал ?.
Д. Чушь, чушь! Все должны иметь крылья. Чай на земле хуже, чем в воздухе!
В. Его ответ подтверждает то, что он еще глупенький и мало знает об окружающем мире.
В. Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший, мама и папа его любят, они заботятся о нем, значит и все должны его любить.
В. Какой был Пудик? Давайте охарактеризуем его.
Дети передают игрушечного воробья и называют слова .
(Маленький, серенький, желторотый, пушистый, любопытный, жизнерадостный, веселый, смешной).
В. А еще, ребята, Пудик был САМОНАДЕЯННЫМ. Что значит -самонадеянность?
(Ответы детей)
В. Это, ребята, лишнее доверие к своим силам и способностям, пренебрежение к чужой опытности, советам и помощи. А ведь Горький писал : «У воробьев совсем так же , как у людей…»
Вы слушаете советы своих родителей? Почему?
В. Правильно, родители своим детям плохого не пожелают. Вот и мама воробьиха предупреждала Пудика об опасности. А верил ли он своим родителям?
Д. Пудик не верил маме : он еще не знал, что если маме не верить, то это плохо кончится…
В. И какие последствия непослушания воробьишки ?
(Картинка – встреча с кошкой)
Д. Он вывалился из гнезда, а воробьиха за ним , а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут. И мама осталась без хвоста.
В. Испугался Пудик?
В. А какое чувство испытывали вы, во время чтения сценки встречи Пудика с кошкой?
В. Как вела себя мама?
Д. Храбро защищала Пудика.
В. Да, она храбро защищала своего детеныша, не боясь умереть, лишь бы защитить его.
Как вы думаете, научила ли чему Пудика встреча с кошкой?
(Высказывание детей )
В. Я тоже думаю, что воробьишко исправится . Он повзрослеет, и будет ценить и уважать родителей, будет гордиться своей мамой.
Ребята, понравилось вам путешествие в удивительную Зеленую страну?
Я предлагаю вам нарисовать свои рисунки к этой сказке , побыть самим художниками оформителями.
Главный герой сказки Горького «Воробьишко» — юный воробей по имени Пудик. Он жил в теплом гнезде за оконным наличником. Мама-воробьиха и папа-воробей приносили ему вкусных червячков и мошек. Пудик был любопытным и часто высовывался из гнезда. Мама предупреждала его, чтобы он так не делал. Она говорила, что может подуть ветер и тогда птенец выпадет из гнезда и попадет в лапы кошке.
Тогда Пудик спрашивал у мамы, зачем деревья качаются и создают ветер? Мама пыталась объяснить сыну, что все не так, но нужных слов не могла подобрать. Однажды Пудик увидел странное существо на двух ногах и без крыльев. Мама объяснила, что это человек. Тогда Пудик сочинил про человека насмешливое стихотворение.
Он уселся на краю гнезда и принялся декламировать свое творение. И сам не заметил, как вывалился из гнезда. А летать Пудик еще не умел. Кошка, о которой Пудику говорила мама, тут же проявила интерес к выпавшему из гнезда птенцу, но мать отважно бросилась на защиту малыша. Она раскрыла клюв и пыталась попасть кошке в глаз.
Пудик очень испугался, стал махать крылышками и неожиданно взлетел. Он уселся на окно, и вскоре к нему присоединилась мама-воробьиха. Она сердито клюнула Пудика, а он сказал ей, что сразу всему не научишься.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Воробьишко» заключается в том, что родители плохого не посоветуют. Пудик пропускал мимо ушей советы родителей и чуть не попал в лапы кошки. Однако, благодаря этому случаю, молодой воробей научился летать.
Сказка Горького учить быть осторожным и слушать советы родителей.
В сказке мне понравилась мама Пудика. Это очень отважная воробьиха, она не побоялась сразиться с кошкой ради спасения сына.
Какие пословицы подходят к сказке «Воробьишко»?
Страшнее кошки зверя нет.
И воробей на кошку чирикает.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.