Произведения описывающие жизнь детей во время войны. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев

"...Нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем" - писатель Борис Балтер (1919-1974).

Для того чтобы дети знали и помнили о героических подвигах наших дедов и отцов - в них нужно воспитывать патриотические чувства. Рассказать о войне, о погибших родственниках, о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить миллионам людей, о борьбе с фашизмом и о Победе. Только тогда ребенок сможет понять, что такое любовь к Родине и как важно уметь защитить своё Отечество и своих близких в случае необходимости.

Уже младшим школьникам можно начинать читать детские книги на военную тематику. Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Книги о войне помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Наши дети, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, должны знать о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу, но и внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми!

Предложите детям прочитать:

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Баруздин С. «Шел по улице солдат»
  • Кассиль Л. «Твои защитники»
  • Маркуша А. «Я - солдат, и ты - солдат»
  • Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
  • Артюхова Н. «Светлана»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Для среднего школьного возраста:

  • Алексеев С. «Рассказы о войне». В книгу вошли рассказы о героической Московской битве, великих битвах на берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя, блокаде Ленинграда, о штурме Берлина. Автор, встретив войну курсантом лётного училища, будто списал с памяти увиденное и пережитое в те юные годы, адресовав свою книгу тем, кто любит родную страну и гордится её великим прошлым.
  • Митяев А. «Письмо с фронта». В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Мы вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают нас к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война - тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
  • Катаев В. «Сын полка». Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине. Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.
  • Балтер Б. «До свидания, мальчики!». "До свидания, мальчики!" - самое известное произведение Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах Европейского континента. В 1964 г. по повести был снят фильм, а спектакль, поставленный в Московском театре им. Ленинского комсомола, собирал неизменные аншлаги. Эта повесть - о южном городе, наполненном зноем и запахом акаций, о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой.
  • Лиханов А. «Последние холода»
  • Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»
  • Богомолов В. «Иван», «Зося»
  • Ильина Е. «Четвертая высота»
  • Кассиль Л. «Улица младшего сына»
  • Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»
  • Для старшего школьного возраста: Бондарев Ю. «Батальоны просят огня»
  • Медведев Д. «Сильные духом»
  • Полевой Б. "Повесть о настоящем человеке"

1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной.

3. Проза о войне. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.

4. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Детской литературой задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. «Малышок» (1947), В. Осеевой Васёк и его товарищи» (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Детская литература главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева («Юность Маши », «С тобой »), («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большая советская энциклопедия

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Портрет героя в лирике о Великой Отечественной войне (МИНЕРАЛОВА)
А.Ф. Лосев делает в повести “Жизнь” 1941 г. важные для нас выводы, которые по большому счету диктовала и русская история, и русская философия, и русская литература: “Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы «...» Нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для нее общее, если она не любит этого общего, т.е. если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины“
Зачем?

Отдать дань тем немногим, что еще живы

Вспомнить тех, кто отдал жизнь

Поклониться народному страданию.

Постараться понять, как выстоял Советский Союз и победил

Все труднее понять современной молодежи, потому что из лексикона уходят слова

Равенство и братство

Чувство Родины

Героизм
Все доминантней определение трагическая эпоха вместо героическая эпоха, хотя должно быть ясно, что одно не отменяет другого, но расставляет акценты, которые ближе по каким-то соображениям нашему времени.
Сколько камней “поминальных” как будто брошено уже и еще будет брошено в лицо моей Родины?

Сколько рассуждений о том, что защищать ее можно было бы изящней и эстетичней. Наверное, сегодня можно и порассуждать, еще каких-нибудь четверть века это казалось пошлым и святотатственным: ни одна жертва не напрасна.

Наверное, когда пройдет 1000 лет и я забуду, что 22 июня 1941 г. был выпускной вечер у моего отца, и что из 7 Георгиев, учившихся в их классе, он живым вернулся один, а в 37 лет получил свой первый инфаркт, потому свинец войны догонял и догоняет их и сегодня.

НО есть еще одна особенность: родившиеся в начале 50-х, мы не ощущали себя “послевоенным поколением”, уже другое десятилетие распахнуло нам свои объятья, но, чем дальше от Великой победы, тем (парадокс) мы ближе к войне.

Так вот по праву той памяти я и хочу говорить о портрете героя в литературе ВОВ


Тема необъятная:

1. Лирика, явленная в песне Великой Отечественной войны Исаковский, Фатьянов, Долматовский


2. В прозе военной и послевоенной: галерея, но вглядитесь в Егора Дремова (Русский характер Алексей Толстой) и Андрей Соколов (М.Шолохов Судьба человека) или героев рассказа “Пятница” Б. Васильева.
3. Поэзия ВОВ: сотни имен
Живой портрет времени и его героя:

Симонов


“Сын артиллериста”

Алигер “Зоя”

Твардовский “Василий Теркин”

“Новая война разразится тогда, когда вырастет поколение, не помнящее ее” (Ромэн Роллан)


Лубочный” – Теркин

Монументальный”

Набросок”

Эскиз”

Гравюра”

Жанровая зарисовка”

В годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»).
ЛЕВ КАССИЛЬ О ГАЙДАРЕ: (Чуда Гайдара)
Помочь подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей коммунистического будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире, – вот то «самое важное», про что с такой изумляющей, убедительной простотой умел говорить детям Гайдар.

К пониманию э того «самого важного» ведет Гайдар маленького читателя каждой своей строкой. Все у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено мыслям о величии Советской страны, о ее могучей силе, все зовет оберегать ее счастье, отвоеванное в жестокой борьбе.

Не раз говорил ребятам Гайдар о том, что он считает самым важным на свете:

«Совсем рядом с ней проносились через площадь глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы, но они не задевали и как будто бы берегли Натку, потому что она шла и думала о самом важном.
Рецензия на Фронтовые записи

Первое обращение А. П. Гайдара к молодежи и детям в дни Великой Отечественной войны было написано в Москве для радио-это был страстный призыв писателя: «Берись за оружие, комсомольское племя!» Позднее, в конце 1941 года, это обращение было напечатано в сборнике «Советским детям», выпущенном Детгизом.

В июле 1941 года А. П. Гайдар уехал на фронт, под Киев, в качестве специального военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Фронтовые записи Гайдара печатались на страницах «Комсомольской-правды» и «Пионерской правды». Его корреспонденции с фронта имели пометку «От специального корреспондента «Комсомольской правды» и подписаны: «Действующая Армия. Аркадий Гайдар».
Первая корреспонденция - «У переправы» - была послана Гайдаром в самом начале августа и опубликована в газете 8 августа, на третьей странице, под общей шапкой: «Героическим комсомольцам орденоносного 306-го полка - слава!»
20 августа в «Комсомольской правде» появился второй военный очерк писателя - «Мост».
Третий очерк А. П. Гайдара - «Война и дети» - был опубликован в «Комсомольской правде» 21 августа. В этот же день очерк «Война и дети» был напечатан и в «Пионерской правде».
30 августа в «Пионерской правде» было напечатано письмо Гайдара пионерам и школьникам перед началом нового учебного года - «В добрый путь!». Это письмо известно несколько менее других фронтовых корреспонденции А. П. Гайдара.
Очерки «У переднего края» и «Ракеты и гранаты» были напечатаны в «Комсомольской правде» 17 сентября и 4 октябри 1941 года.
«Ракеты и гранаты» - последнее произведение, созданное писателем.
26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб.
Источники:
Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза . Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя».
Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).
Сюжетно-композиционные особенности.

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.

Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.

В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.


– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.

Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)


– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.


Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».


Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы:

1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце».

2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».

Книги для детей

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?




Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим школьникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы - повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже ребятам начальных классов. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я - солдат, и ты - солдат»

Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление - они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Артюхова Н. «Светлана»

Война шла не только на фронте - в тылу тоже гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелейший физический труд на предприятиях, продолжавших работать и в годы войны, болезни, трагедии потери близких людей уносили тысячи и тысячи жизней. Предложите детям прочитать книгу Алексина А. «В тылу как в тылу».

Самые трагические страницы истории связаны с блокадой Ленинграда. О том, что происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из следующих произведений:

Миксон И. «Жила, была»

Юные читатели, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, узнают и о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу - многие внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми.

Сухова А. «Дети войны»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прочитав книги о второй мировой войне следующих писателей:

За четыре долгих года войны было все: и поражения, и победы. Сведения о самых масштабных операциях советской армии, о знаменательных сражениях, о героях дадут юным читателям книги о Великой Отечественной войне таких авторов:

Вознесенский И. «Четвертая высота»

Пронин В. «Сын полка»

Ростоцкий С. «Сын полка»

Что дает детям чтение столь серьезной и, в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов - современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Ольга Крусь (учитель русского языка)
специально для сайта



Вопросы к статье

К этой статье вопросов пока нет.


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

Воронкова Л.Ф. Девочка из города

Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.

__________________________________________


Гайдар А.П. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Героическая сказка замечательного детского писателя. В Мальчише-Кибальчише воплощены все лучшие черты наших мальчишек, мечтающих о совершении настоящего подвига во имя Родины.

Присутствие этого произведения в списке, посвящённом Великой Отечественной - спорно, ведь в нём имеется в виду Гражданская война (1918-1921), враги - "буржуины", а не фашисты... Но ведь это же сказка-притча! О стойкости, верности, мужестве...

"Пришла беда, откуда не ждали. Напал из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию..."

Большая Победа не была бы завоёвана, если бы не находились вот такие большие и маленькие герои. Разве судьба пионеров-героев не повторила судьбу Мальчиша-Кибальчиша?

Текст А.Гайдара в предлагаемом источнике сопровождён рисунками В. Лосина.

Если вспомнить фильм "Сказака о Мальчише-Кибальчише", который старшее поколение смотрело в детстве, то в нём воспроизведена прямая параллель с Великой Отечественной войной, так эта сказка и запомнилась...

Так что - читайте, сами оценивайте!

__________________________________________


Кассиль Л. Улица младшего сына

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина - героя Великой Отечественной войны.

__________________________________________


Катаев В. Сын полка

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

__________________________________________


Михалков С. Быль для детей

Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» - хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 - 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

__________________________________________


Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи

Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

__________________________________________


Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.

__________________________________________


Платонов А. Никита

Рассказ назван по имени главного героя - маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, - а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...

__________________________________________


Платонов А. Цветок на земле

Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа "Цветок на земле" вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.

__________________________________________


Симонов К. Сын артиллериста

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.

__________________________________________


Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей. (Перейти к следующему разделу (5-7кл.)

Сегодня мы отмечаем День победы !

Это один из самых светлых дней, праздник со слезами на глазах. Это день, когда слова не нужны, и когда они так необходимы , чтобы выразить нашу благодарность тем, кто еще жив и помнит 9 мая 1945 года, а также тем, кто до этого дня не дожил, но всеми своими силами приближал Победу.

Правда жива, пока ее помнят.

Чтобы наши дети знали о прошлом своего отечества, мы должны рассказывать, читать вместе с детьми и, самое главное, обсуждать прочитанное. Только так мы передадим Память нашим потомкам.

Сегодня мы подготовили для вас 8 книг о Великой отечественной войне для чтения детям. Чтобы знали. Чтобы помнили.

С праздником вас и мирного неба над головой!

Тематическая книжная подборка "О Великой отечественной войне детям"

Людмила Пожедаева: Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - и это есть в книге.

Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история - и это есть в книге.

Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.

Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!

Для старшего школьного возраста

Анатолий Митяев: Подвиг солдата. Рассказы о Великой Отечественной войне

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: "Летом 1942 года записался добровольцем.

На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе". Вот и все.

Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Татьяна Кудрявцева: Маленьких у войны не бывает

Никто из героев этой книги не выдуман, они - реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.

Возможно, вы даже встречались с этими людьми, не подозревая о том, что история каждого из них достойна высокой литературы.

Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу - ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает .

Для среднего школьного возраста

Лев Кассиль. Рассказы о войне

Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.

Среди рассказов, вошедших в книгу, можно отметить:

  • Федя из подплава
  • Батарейный заяц
  • Линия связи
  • У классной доски
  • Держись, капитан!

Для среднего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Дунаева И., Юдин В.


Валентин Катаев. Сын полка

Валентин Петрович Катаев, русский писатель и драматург, прошёл Великую Отечественную войну и не понаслышке знал о том горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства.

В 1944 году Катаев написал повесть "Сын полка ".

Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.

Для среднего школьного возраста


Юрий Яковлев: Как Сережа на войну ходил

Пронзительная сказка замечательного писателя Юрия Яковлевича Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Серёжа хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою…

Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбёжку фашистским самолётом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.



Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач. Стихи и рассказы о войне

В этой книге собраны произведения В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, С. Михалкова, Е. Евтушенко и других известных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, о победе, доставшейся нашему народу дорогой ценой.

Стихи, песни и короткие рассказы стали невольными свидетелями событий военных лет.

Благодаря им современный читатель не только узнает исторические подробности, но и эмоционально сопереживает их с героями литературных произведений.

Для младшего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Владимир Гальдяев, Светозар Остров,

Петров М., Владимир Винокур

Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?

Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём, что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.

Книга строится на рассказе дедушки-ветерана своему внуку, который наткнулся на военную фотографию. В издании 91 история, почти каждая из которых сопровождается красочными иллюстрациями.

Для дошкольного и младшего школьного возраста