Романа мастер и маргарита булгакова литературный урок. Тема: «И родилось творение необыкновенное!»

Общие цели изучения романа "Мастер и Маргарита": познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему, найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы, охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман “Мастер и Маргарита“, целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке. Описанная далее система уроков по роману “Мастер и Маргарита“ построена на сочетании коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности.

Первое занятие состоит из двух частей. Сначала идет лекция учителя о замысле романа и его редакциях, построенная на материалах статьи Л. Яновской "Треугольник Воланда". Ее цель: представить роман как плод долгого и кропотливого труда, как произведение, к которому писатель шел всю жизнь.

Далее учитель предлагает учащимся коллективно познакомиться с первыми страницами романа и выборочно их прокомментировать, указать источник эпиграфа. Цель этой работы: обнаружить в Воланде дьявольские черты. При анализе обратить внимание на позу героя, детали его костюма, (трость с головой пуделя – в "Фаусте "Гете Мефистофель является в образе пуделя; поза-скульптура Антокольского "Мефистофель”<Рисунок1 >; расшифровка треугольника на портсигаре Воланда как его монограммы дана в статье Яновской), а также на игру слов "черный”и "черт", на употребление эпитета “сверхъестественный”.

Вывод: Булгаков наделяет Воланда сатанинскими чертами, взятыми из мировой литературы (интертекстуальность романа), по ним читатель с первых строк романа должен "узнать" Воланда.

Вопрос классу: кто из героев романа сразу узнает Воланда, а кто нет, чем отличаются эти две группы героев? (Мастер и Маргарита сразу и независимо друг от друга узнают Воланда, не узнают его сатирические персонажи).

Второе и третье занятия проходят в форме семинаров. Учащиеся заранее получают вопросы для индивидуальной работы и рекомендации учителя по дополнительной литературе для подготовки ответа, на уроке заслушиваются мини сообщения (2-3 минуты) и коллективно обсуждаются, схемы, таблицы, выводы фиксируются на доске и в тетрадях.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

(см. ниже материалы к некоторым семинарским вопросам)

  1. Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. (Сравнительную таблицу представить на доске).
  2. Какие временные пласты выделяются в романе? Как они связаны между собой?
  3. Система двойников в романе. Кто не имеет двойника? (Схема на доске).
  4. Описание Москвы и Ершалаима: параллели и соответствия (ночной и дневной пейзаж, образ разбитого светила, время московских и ершалаимских событий - страстная неделя).
  5. Лунный и солнечный свет в романе, игра света и тени в соотношении с основной философской идеей романа.
  6. Мотив дома в романе. Что такое дом? Кто ищет дом? Какие в романе есть дома?
  7. Тема сумасшествия в романе. Кого считают сумасшедшим?
  8. Свобода и несвобода в романе. Кто свободен и кто несвободен? Кого из героев волнует эта тема?
  9. Полеты в романе. Общекультурная символика, мифологические корни полетов. Связь с темой свободы. Мотив падения в романе как противоположность мотиву полета.
  10. Через каких героев, в каких эпизодах реализуется в тексте тема власти?
  11. "Писатель "и "мастер" - каковы значение этих слов в романе? Литературный мир на страницах романа. Глобальная роль творчества в романе. Почему роман Мастера должен быть написан? Зачем Воланд спасает рукопись Мастера? (“Рукописи не горят!”)
  12. Тема одиночества, ее связь с темой свободы и творчества.
  13. Сосуществование добра и зла в романе, их взаимодополняемость. (Воланд утверждает, что без зла мир был бы “голым светом“. Носителем справедливости в романе является именно Сатана).
  14. Пожары и апокалиптическая символика в романе.
  15. Философские проблемы в романе (бытие Бога, свободная воля человека, границы человеческого разума).
  16. Тема жертвенности. Кто и ради чего (кого) жертвует?Что приносится в жертву?
  17. Предатели и предательство в романе во всех временных пластах.
  18. Счастье, боль и цена любви. (Маргарита на страницах романа).
  19. Критерий истины в романе. Кто смог и кто не смог ее постичь?
  20. "Он не заслужил света, он заслужил покой". Почему? Что такое в романе "свет" и "покой"? Представление разных версий. ,
  21. Концовка романа – анализ 32 главы. (Трансформация персонажей свиты Воланда в лунном свете. ”Настоящее “ и “ненастоящее” обличие нечистой силы, разоблачение обмана. История-сцена, где действуют маски.)
  22. Жанровое своеобразие произведения. Признаки каких жанров можно обнаружить в романе? (В данном произведении можно увидеть признаки следующих жанров:
  • сатирическая повесть, фантастический роман, любовный роман, философская
  • повесть, миф, мениппея. Признак мифа - отсутствие пространственных и временных
  • противоречий, амбивалентность в оценке добра и зла.)

Общие выводы: роман "Мастер и Маргарита "- сложная многоуровневая система, в которой через лейтмотивы исследуются очень важные философские и нравственные темы. Однажды возникнув, мотив всплывает много раз в разных формах, по этой причине текст романа прочитывается через призму ассоциативных связей между героями, деталями и событиями разных пространственно-временных пластов.

Домашнее задание на четвертое занятие: собрать материал к сочинению и написать черновик по одной из предложенных тем: "Почему роман о Сатане Булгаков назвал "Мастер и Маргарита"? (читательское размышление)",

"Я открыл (а) роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и… (читательское открытие), "Писатель и мироздание (на примере судьбы Мастера)", "Мастерство Булгакова в романе “Мастер и Маргарита” (аналитические заметки читателя)”, ”Философская проблематика романа “. Тему сочинения ученик может сформулировать самостоятельно.

Четвертое занятие - творческая работа.

Пятое занятие посвящается чтению и рецензированию наиболее удачных творческих работ.

Если позволяет время и уровень подготовленности класса, можно провести интеллектуальную игру или викторину по роману, взяв за основу задания, предложенные в пособии Т. Г. Кучиной и А. В. Леденева . В составлении заданий и вопросов для игры могут принять участие и сами одиннадцатиклассники.

Литература

  1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. -М. , 1991.
  2. Булгаковская энциклопедия\ под ред. Соколова Б. – М. , “Локид”, 1997.
  3. Колодин А. Б. Свет и во тьме светит //Литература в школе. -1994. –№1.
  4. Кучина Т. Г. Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. -М. , --“Дрофа”, 2000.

Русская литература 20 века (учебник для 11класса) -– часть 1–М. , "Дрофа", 1996.

  1. Русская литература (учебник для 11класса) - часть 2-М. , "Просвещение", 1994.
  2. Шапошников В. Н. От "серебряного века”до наших дней. - Новосибирск, 1996.
  3. Яновская Л. М. Треугольник Воланда //Октябрь. - 1991. – №5.

Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
  2. Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
  3. Выявить идею создания данных героев.
  4. Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
  5. Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
  6. Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
  7. Способствовать воспитанию нравственной личности.
  8. Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.

Методическая цель.

Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.

Оборудование:

  • видеофильм «Мастер и Маргарита»;
  • музыкальные треки из кинофильма;
  • мультимедийные слайды;
  • раздаточный материал;
  • роман «Мастер и Маргарита»;
  • толковый словарь, словарь образных выражений.

Предварительное домашнее задание:

  • просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон;
  • выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев;
  • индивидуальные задания: создать слайд – «справка о герое».

Ход урока

1. Организационный этап.

Обеспечение психологической комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита».

*на доске портрет М. Булгакова, на столе книга «Мастер и Маргарита». На интерактивной доске слайд №1(название романа)

2. Постановка целей урока.

Под музыку учитель читает наизусть текст: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»

(В это время на интерактивной доске доске появляется портрет Пилата.)

1 ученик читает наизусть текст: «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

(Во время чтения появляется портрет Воланда.)

2 ученик читает наизусть текст: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

(Во время чтения появляется на интерактивной доске портрет Иешуа.)

Учитель: Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.

(На интерактивной доске появляются портреты трех героев.)

Кто из них вымысел, а кто реальность?

(Появляется слайд – три имени, соединенные между собой.)

Как они связаны между собой?

Каковы границы их власти на страницах романа?

Что в центре этого треугольника?

И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?

Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.

3. Вызов. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания.

Учитель: Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?

Итак, Понтий Пилат.

(Учащийся демонстрирует слайдыв с исторической справкой о Пилате.)

Значит, мы можем утверждать, что Пилат – историческое лицо.

Запишем в кластер ИСТОРИЯ (под именем Пилат).

Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку об Иисусе.)

Упоминается ли имя Иисуса в исторических энциклопедиях?

Иисус – лицо вымышленное?

Запишем в кластер БИБЛИЯ (под именем Иисуса).

Действительно, согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат отправил на казнь человека. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в ранг святого, а его учение – в религию.

Смотрите, как интересно получается: Понтий Пилат – реальное историческое лицо. Он жил, действительно правил Иудеей. И даже отправил на казнь человека. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Но тем не менее Иисуса знает весь мир и воспринимает его как факт, полагая, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.

Где же граница между историей и Библией? (Трудно ответить на этот вопрос.)

Кто же такой Воланд?

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку о герое.)

Итак, Воланд – лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы.

Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА (под именем Воланд).

4. Этап рефлексии.

Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа? (Он создает героя, который существовал реально, который, вероятно, существовал и который как человек не был вообще.)

5. Осмысление.

Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.

Кто из героев первым появляется на страницах книги? (Воланд.)

Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом? (Иисус существовал.)

Но начинает он говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.

Давайте посмотрим этот эпизод.

(Ккинокадры из 1 серии фильма «М. И М.» – Иешуа приводят к Пилату.)

Какое впечатление производит Пилат? (Неумолимый, жестокий, злой, беспощадный, грозный властитель, самоуверен, спокоен внешне; у него нет друзей, он болен и одинок.)

И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.

Какое впечатление производит Иисус? (Мудрец, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, гуманен, спокойная душа.)

Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа? (Добро и зло.)

Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути.

В чем суть «добра» Иешуа? (Злых людей нет, всякая власть является насилием.)

Найдите строки, подтверждающие это.

Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире? (Добро и справедливость.)

Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса).

6. Чтение с пометами.

Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.

1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?

Выводы.

1 группа:

Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.

2 группа:

Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.

Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)

В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)

Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)

Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)

Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)

3 группа:

  1. «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
  2. Эпизод с появлением ласточки.

Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»? (Фразеологизм – «умыть руки».)

Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного выражения. (Умывать руки, умыть руки – отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо.)

Что означает эта фраза в устах Пилата? (Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.)

Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом? (Трусость, он не смог пересилить себя – струсил.)

Это какая трусость? (Нравственная, духовная.)

Для чего введен эпизод с ласточкой? (Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа – на освобождение, Пилат – уговорить Каифу помиловать Иешуа.)

***Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа: разве можно предателя Иуду, разбойников Дисмаса и Гестаса назвать «добрыми людьми»? Никогда, по мнению Пилата, «не настанет царство истины», но он сочувствует проповеднику этих утопических идей. Лично он готов продолжить с ним спор, но положение прокуратора обязывает его вершить суд.

Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит? (Нет, он честен и прямодушен.)

То есть Пилат отстаивает свою истину – ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ.

Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата).

А что же Воланд? В каких главах он действует? (Московских и потусторонних.)

Почему его нет в ершалаимских главах? (Он антипод Иешуа.)

Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века.)

Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков? (Политические – тоталитарный режим. Социальные – все одинаковые, выделяться нельзя. Нравственные – бездуховность, неверие в Бога.)

Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…

А с какой целью появляется Воланд? (Разоблачить московское общество? Помочь Мастеру и Маргарите? Наказать кого-то?...)

Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам – ничего.)

А Воланд – это символ чего? (Зла.)

То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?

Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.

1 группа. Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд? (Люди за века не изменились.)

2 и 3 группа. Сопоставьте слова о милосердии, добре и истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.

Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.

Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)

А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)

Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)

Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)

Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.

Этап рефлексии.

*** На самом деле Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.

7. Рефлексия.

Вернемся к целям урока.

Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)

Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).

Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)

Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?

Почему именно эти вопросы задает Булгаков?

Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.

8. Домашнее задание.

Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.

Используемая литература:

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.
  2. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  3. Фразеологический словарь русского языка.
  4. Толковый словарь русского языка.

«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование: презентация, видеоматериал.

« Я – часть той силы, что вечно хочет зла

и вечно совершает благо »

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М. Ю. Лермонтов

1.Вступительное слово учителя

«Рукописи не горят…» - с этой верой в силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. Роман «Мастер и Маргарита», вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, настолько многогранен, что в привычные рамки и схемы не укладывается. В нем совместились философия, фантастика, сатира, политика, любовь; переплелись дьявольское и божественное. Вряд ли найдется человек, для которого все тайны романа, все загадки решены.

Действие романа разворачивается сразу в нескольких мирах. Цель нашего урока: разобраться в предназначении каждого мира и найти «место» главных героев Мастера и Маргариты.

Многие исследователи выделяют в романе три мира, три уровня реальности. Назовите их.

Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров. (Работа в группах. Составление таблицы.)

Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Современный

Московский мир

Древний

Ершалаимский мир

Потусторонний

Мир

«Носители истины»

«Ученики»

Доносчики

Правители, принимающие решения

«Палачи»

Животные

Служанки

Г е р о и р о м а н а: Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.

Как связаны между собой эти три мира? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

- Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов. Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

2. Аналитическая беседа. Работа в группах.

В час необычайно жаркого заката на Патриарших прудах начинается наше знакомство с Москвой 30-х годов. И вслед за Иванушкой, несущимся по улицам, забегающим в коммуналки, видим этот мир.

1 группа. Московский мир - Москва 30-х годов 20 века.

Проблемный вопрос: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

С какой целью посещает Воланд и его свита Москву? Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Индивидуальные сообщения:

· Степа Лиходеев (гл.7)

· Варенуха (гл.10,14)

· Никанор Иванович Босой (гл.9)

· Буфетчик (гл.18)

· Аннушка (гл.24,27)

· Алоизий Могарыч (гл.24)

Вывод: Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно. Наказание в самих людях

2 группа. «Евангельские» главы – 1 год нашей эры.

Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду дворца Ирода Великого в ненавидимом им городе Ершалаиме вышел прокуратор Иудеи, сын звездочета, всадник Понтий Пилат,..»

Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

(«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу»)

Проблемный вопрос: В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав? Чем схожи Ершалаим и Москва? ( Два мира очень похожи, хотя и отделены временем. Одинаково описаны два города (тучи, гроза, пришедшая с запада). Разная одежда, разные привычки разные дома, Но суть людей одна. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.)

Два мира связаны между собой, Связаны Мастером, угадавшем и написавшем роман,

– Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

Два мира связаны между собой и той силой зла, которая присутствовала всегда и везде.

Мы входим в третий мир - мир потусторонней силы.

3 группа. Мир потусторонней силы – вечный.

Проблемный вопрос : Главный вопрос, который нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»

– С кем пришел Воланд на землю?

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Какова же роль Дьявола и его свиты в романе? У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. . Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. Именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Давайте посмотрим, что произошло после исчезновения Воланда из Москвы. Наказание-то закончилось. Вернулся Римский, Варенуха перестал быть вампиром, излечились пациенты клиники Стравинского. Значит, не только для наказания не устоявших перед искушением нужен Воланд. Он оставил предупреждение. А наказание - внутри.

- Рухнул в черный провал Воланд, по лунному лучу уходил отпущенный на свободу Мастером Понтий Пилат. Но Мастер не с ними. Где же место Мастеру и Маргарите?

4 группа. Мастер и Маргарита

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс. Но характер покоя неясен.Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Только она из героев не имеет двойника? Почему? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

А что такое любовь? Любовь – второй путь(после творчества) в сверхреальность, то, что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

Вывод: Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь

Какое же главный вывод романа? Каждому воздастся по заслугам. На этом построен мир. Бог в ваших душах - СОВЕСТЬ. Она не дает совершить злые дела и защитит от всяких искушений.

3. Итоги урока.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

4. Домашнее задание : эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»

Приложение №1

Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ. Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

Группа 1.

Что за время перед нами? Как и чем живут москвичи? Каков язык этих глав? Какой подтекст мы можем найти?

- В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?

Каким изображает Булгаков Пилата? Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

Вспомните сцену допроса. Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Каково главное убеждение Иешуа?

Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат? Каково наказание?

– С кем пришел Воланд на землю? Каким его изображает автор? Какую роль выполняет каждый из свиты Воланда? Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

- Кого искушает Воланд? Кого погубил? Кого наказал?

– Какая действительность в Москве?

Какова же роль Дьявола и его свиты в романе?

Группа 4.

- Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Чем Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг?

Технологии: создание презентации в Microsoft Power Point , использование программы Gimp .

Цели урока:

2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программа GIMP .

План урока

Учитель : Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11 «А» класс средней школы №20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданномуМ.Булгаковым. Цели нашего урока следующие:

1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Обратить внимание насимволику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

Ершалаимский мир;

Московская действительность;

Фантастический мир.

Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)


Групповая работа.

Древний Ершалаимский мир

Вопросы:

Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

Каково главное убеждение Иешуа?

Ответы учащихся.

Учитель : Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.


Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Кто является олицетворением власти?

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ученики : Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.


Учитель : Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)

Учитель : Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

Ученики : «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.

Современныймосковский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Ученики : Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

Учитель : За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство»Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Варенуха (гл.10,14)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Буфетчик (гл.18)

Аннушка (гл.24,27)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях.

Учитель : Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая силавступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Ученики : Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Учитель : Маргарита – земная, грешнаяженщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.



Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Ученики : Взаимоотношение творца-художника и общества.

Учитель : Чем Мастер похож на Иешуа?

Ученики : Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.

Потусторонний мир

Учитель : С кем пришел Воланд на землю?

Ученики : Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.

Учитель : С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Ученики : Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.


Учитель : Кто составлял свиту Воланда?

Ученики : Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Учитель : Какую проблему поднимает авторв потустороннем мире?

Ученики : Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

Учитель : Какая действительность в Москве?

Ученики : Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы,корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Учитель : Чем схожи Ершалаим и Москва?

Ученики : Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

Индивидуальная работа:

Составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);


Рисование символических образов на компьютере (программа GIMP );

Презентация ученическихработ.

Проверка выполнения заданий.

Итоги урока, выводы.

Все планы книги объединены проблемой добра и зла;

Темы: поиска истины, тема творчества;

Все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

И сатирический роман

И комическая эпопея

И утопия с элементами фантастики

И историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словахзвучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Домашнее задание: составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.

Татьяна Светопольская , учитель русского языка и литературы гимназии №6 города Новочебоксарска Чувашской Республики

Иллюстрация: http://nnm.ru/blogs/horror1017/bulgakov_mihail_afanasevich_2/

(ершалаимских) глав в романе «Мастер и Маргарита». Философско-эстетические проблемы, поднятые в этих главах.

4 урок – 5 урок. «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели».

6 урок. Проблемы творчества и судьбы художника – мастера.

Любовь на страницах романа.

Цели: 1) познакомить учащихся со сложным многопроблемным романом, подводящим итог развитию условной, гротескной повествовательной линии русского реализма.

2) показать, как удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику.

3) помочь учащимся осмыслить внутрижанровый синтез элементов сатирического, трагического, философского в рамках русского философского романа - формы художественной действительности духа, движения мысли, религиозных и нравственных идей, интеллектуальной активности героев и автора.

Урок 1.

Тема: «И родилось творение необыкновенное!»

Цель: 1. Дать информацию о фактическом материале создания романа, показать, что заставило писателя обратиться к столь необычному сюжету, какие чувства водили пером Булгакова? (личность, биография писателя как одна из «разгадок» тайны романа – материал предыдущих уроков смотрите);

2. на тексте произведения показать своеобразие художественной манеры писателя;

3. определить сюжетные линии романа.

Ход урока.

I. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

II. План урока (запись на доске)

1. Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг Булгакова, творение необыкновенное.

2. Жанр романа. | Словарная работа

3. Тема романа. | 1.Евангелие –(греч.) = радостная весть

4. Стиль булгаковского письма. | 2.Новелла = небольшая повесть, рассказ

5. Сюжетные линии романа. | 3.Парафраз = выражение, являющееся передачей

смысла другого выражения.

III. Работа над домашним заданием.

Тема домашнего задания сформулирована была таким образом: передайте ваши впечатления (первичные) о прочитанном романе «Мастер и Маргарита» (ответы учащихся).

Слово учителя : (как итог домашнего задания).

Есть верный способ получить об этой чрезвычайно сложной, как утверждают все исследователи, вещи, максимум того, что каждый из нас в меру своих интеллектуальных и духовных сил в состоянии освоить. Надо, не пытаясь «разбирать» и препарировать роман, просто отдаться во власть мысли, чувства, фантазии автора. Лишь в этом случае сможешь ощутить силу света, идущего от легендарного бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. И заразиться упоительным чувством свободы, которым охвачена Маргарита, невидимкой парящая над землей по пути на Великий Бал Сатаны. И почувствовать поистине сатанинскую красоту и таинственность лунных весенних ночей. И осознать убожество того быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви, подлинного добра. И вдруг испытать вместе с Мастером страх, которым он заболел, когда вышел к людям со своим светлым и мудрым творением и был встречен не поддающимися объяснению злобой и яростью. И вместе с озорными ассистентами Воланда позабавиться над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостниками: мошенниками, взяточниками , заскорузлыми бюрократами и чинодралами. И открыть для себя многое-многое другое.

IV. Слово учителя. Переходим к теме сегодняшнего урока.

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет (с г. г.) он работал над ним. Теперь, когда открыты архивные материалы писателя, можем судить о той колоссальной работе, которую проделал писатель: менялись замысел, сюжет, композиция, система образов, заглавие… То есть было потрачено много сил, чтобы художественное произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Первые наброски романа были сделаны еще в |

1928-29 г. г. | И родилось

Запрет на все сочинения Булгакова остановил | творение

продолжение работы. | необыкновенное!

А задумал писатель роман о Христе и |

дьяволе, который |

первоначально назывался «Инженер с копытом». Но все наброски уничтожил. В 1931 г. продолжил работу, потом перерыв на 3 года, в 1934 г. вернулся и завершил черновой вариант. На три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 г. вновь вернулся к роману, который теперь стал именоваться «Мастер и Маргарита», чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил автор за свою жизнь, - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал Булгаков этому роману. И родилось творение необыкновенное.

Писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Это ведь было время сталинской диктатуры, господство вульгарно-социологической критики, и чуда он не ждал (впрочем, как и его герой – Мастер). Из трехсот рецензий 298 были разгромными. сказала, прочитав рукопись: «Он гений».

Роман сложный, многопроблемный, но можно жанр | Жанр романа

определить так: сатирико-философский, |

хотя и бытовой план объемный |роман-притча

(то есть сатирико-бытовой пласт). |мистерия, роман-

|утопия, сатирический

| Некоторые литерату-

| роведы определяют

|жанр романа

|Булгакова как роман - миф

Тема романа | Может быть, и преждевременно, но хочется уточнить ваше

| понимание темы. Итак, с вашей точки зрения, о чем роман

(о чем?) | Булгакова? (ответы уч-ся).

Слово учителя. Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина. Ну а как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века! Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет. Но разбираться во времени и его проблемах можно по-разному: на бытовом, повседневном уровне (на кухне дома), на «газетном», а можно на уровне вечных, непреходящих ценностей, вечных нравственных принципов – что и делает. То есть автор пытается проанализировать, как вечные нравственные категории – совесть, долг, честь, ответственность, свобода личности «живут», «действуют» в его время. А может быть, они изменились, трансформировались?

Вопрос классу.

А где написаны эти нравственные принципы?

Слово учителя. В Евангелиях. О чем рассказывают Евангелия (их четыре, их написали 4 ученика Иисуса Христа: Матфей, Лука, Марк, Иоанн)? О жизни Иисуса Христа, сына Божьего, которого Бог послал для спасения людей от пороков, для искупления их грехов.

Вывод (запись в тетради учащихся). О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).

Выразить невыразимое Булгакову помог выработанный им стиль письма | Стиль письма

| Булгакова

У него удивительная продуманность соединения коротких и длинных предложений.

Например, Дисмас умолк. Иешуа оторвался от губки и, стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно, и, не добившись этого, хрипло попросил палача:

Дай попить ему.

Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые,

Кипящие облака неслись впереди наполненной черной влагой и огнем тучи».

Такое «соседство» предложений дает отражение стремительных перемен в мироощущении писателя и его героев. Причем Булгаков всегда мелодичен. Прочитаем первую фразу главы «Понтий Пилат»: «В белом плаще с кровавым подбоем//, шаркающей кавалерийской походкой//, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана// в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел// прокуратор Иудеи// Понтий Пилат». Значительность, весомость, особая эмоциональная наполненность фразы ощущается и в зрительном, и особенно в слуховом восприятии. Фраза ритмична, она отчетливо делится на 6 равновеликих отрезков, которые хочется произнести, делая большие паузы, как при чтении стихов. Каждое слово весомо и значительно, и даже без обширного описания создается образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение.

А вот следующая фраза: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с самого рассвета». И эта фраза сразу же снимает ореол значительности с образа героя, подчеркивает его земные слабости, приземляет образ. Таким образом, Булгаков владел тайной художественного слова.

Сюжетные |С моей точки зрения, в романе «Мастер и Маргарита»

можно выделить

линии романа | три сюжетные линии:

| 1. Иешуа Га-Ноцри – Понтий Пилат

| 2. Воланд (его свита) – москвичи

| 3. Мастер – Маргарита

В следующие уроки мы и рассмотрим каждую из сюжетных линий.

Домашнее задание:

2. заполнить таблицу (см. приложение).

Уроки 2, 3

Тема: Роль библейских (ершалаимских) глав. Философско-этические проблемы романа.

Цель: 1. Прокомментировать фрагменты романа, провести параллель в изображении Ершалаима 30-х г. г. I века н. э. и Москвы 30-х г. г. ХХ века, тем самым показать связь ершалаимских глав со всем романом.

Ход урока.

I. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

II. Словарная работа 1 ).парафраз – выражение, являющееся передачей смысла другого выражения.

2).истина – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

Слово учителя. Сегодня мы работаем над 1 сюжетной линией романа «Мастер и Маргарита» - ершалаимские главы. Вопросы будут основаны на знании художественного текста. Но не только. Сейчас прозвучат сообщения учеников, состоящие из 2-х частей:

1). Выразительное чтение глав 27, 28 из Евангелия от Матфея (см. приложение).

2). Небольшой комментарий по 2-ой главе романа Булгакова (с цитированием).

Сообщение учащегося.

Понтий Пилат.

Евангелийский образ. (Зачитать из Евангелия от Матфея сцену «Суд Пилата»). Фигура Понтия Пилата представляет для писателей с философской и психологической точек зрения особый интерес, и каждый писатель стремится по-своему истолковать странное для привыкшего к жестокости римского гегемона стремление спасти Иисуса от тяжелой и позорной казни, которой требовали и старейшины Синедриона, и ведомый ими народ. Гегемон остался Судией, который не хотел казнить Спасителя, и в знак этого публично «умыл руки», сказав: «Невиновен я в крови Праведника сего, вы сами решили». В ответ гегемон услышал из толпы некие слова, страшный смысл которых не понял тогда никто. Иудеи закричали: «Кровь его на нас и на детях наших»! Этих роковых слов Булгаков словно не слышит, он избегает их. Однако предстоящее разрушение Иерусалима римлянами и расселение евреев по всему миру Булгаков напрямую связывает с тем, что иудеи в праздник своей Пасхи помиловали убийцу и убили невинного, но он обвиняет не народ, с которым в романе, вопреки всем Евангелиям, Пилат встречается только для объявления приговора, - нет, Булгаков обвиняет проповедника – мудреца первосвященника Каиафу. Сегодня можно понять и доказать, что Булгаков в конце 30-х годов имел только одну возможность выйти в своем остросовременном романе на проблему власти: через евангельский сюжет «Суд Пилата», который он развернул как глубоко зашифрованную притчу о современных ему судах, в том числе над писателями, да и над ним самим. Писатель слишком хорошо знал по опыту своего века, что за толпами народа, требующего расстрелять «врагов народа », стоял советский Синедрион ХХ века. Если это так, то надо признать, что лично Сталину писатель отводил роль Пилата. Остается гадать, кого же он видел за Каиафой: Кагановича? Берию? Ежова? Молотова? Кандидатов немало, Синедрион есть Синедрион. Что касается толпы, то она, как всегда, не знает ничего, кроме того, что ей внушают руководители. Глас толпы играет как бы решающую роль, именно ему уступает гегемон, но толпа виновата – и не виновата. Народ виновен – и не виноват! Абсолютная вина – на власть имущих! Так или иначе, но свое представление о власти и народе, об отношении властей к неформальному духовному лидеру Булгакову пришлось выразить, используя прием вставной новеллы, позволившей ему глубоко зашифровать свои мысли и чувства, свой горький жизненный опыт независимого художника в стране «победившего социализма».

Только на первый взгляд может показаться, что ершалаимские главы – парафраз евангелийской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за ним казни, происшедшей почти 2 тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества.

Сопоставим евангелийские основы с булгаковским текстом и выявим сходство и различие.

Иисус Христос Иешуа Га-Ноцри

1.возраст 33 года 1.возраст 27 лет

2.происхождение: 2.происхождение:

мать – дева Мария, мать – женщина сомнительного

дух святой, Бог. поведения, отец–сириец.

3.ученики – 12 апостолов 3.Левий Матвей, неумело и неточно

записывающий некоторые

слова и мысли учителя

4.популярность в народе. 4.никто в городе не знает его.

5.нагорная проповедь 5.из проповедей только одно поло-

жение: «Все люди добрые».

6.после смерти воскрешение 6.после смерти тело его похищает

Левий Матвей и предает земле.

7.Иуда повесился. 7.Иуда из Кариафа убит по приказу

Понтия Пилата, который хочет ус-

покоить свою совесть.

8.лексика: «крест», «распятие» 8.«столб», «повесить».

9.сюжет состоит их событий жизни 9.ершалаимские главы скрепляют

Иисуса Христа прокуратор, как главный герой

этих глав.

Значит, герои не тождественны. Да, Булгаков по-своему рассказывает. Иешуа – обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, он воплощение чистой идеи, высокий нравственный идеал. Ничто: ни страх, ни боль, ни наказание, ни смерть – не могут заставить его изменить идеалам добра, милосердия, умению сочувствовать, сопереживать.

Итак, вновь обращаемся к художественному тексту.

К мучающемуся гемикрамией (болит полголовы) прокуратору привели обвиняемого. В разговоре Понтия Пилата с Иешуа можно выделить 3 вопроса:

1. Что проповедует Иешуа?

2. Что есть истина?

3. Почему Пилат, желая спасти Иешуа, все же приговаривает его к смерти? Как он наказан за это?

Вопрос классу: Что хотел сделать с арестантом Пилат сразу? («Повесить его!», не обременяя себя допросом, но чувство долга заставило его задать обвиняемому вопросы, хотя прокуратор и понимал их бессмысленность).

Зачитайте первые слова Иешуа, обращенные к Пилату.

(-Добрый человек! Поверь мне… (реакция Понтия Пилата)

Это меня ты называешь добрым человеком?

……………………………………………………………………………..

Ты всех что ли так называешь?

Всех, злых людей нет на свете.

Итак, все люди добры. А доставлен сюда Иешуа по доносу «доброго и любознательного» человека – Иуды из Кариафы!

Действительно ли, что все люди добры? Откуда тогда зло?

Иешуа точно знает, что Понтий Пилат не настолько зол, только зло его идет от несвободы, внутренней несвободы. Это одна из важнейших проблем романа, и к ней мы возвратимся при рассмотрении 3-го вопроса. А пока проповедь положения Иешуа, что все люди добрые, что-то пошатнула в мире Пилата, привыкшего к жестокости, знающего, что его в народе называют «свирепое чудовище».

Следующий вопрос разговора коснулся понятия «истина» (см. словарную работу). Человечеству не дано знать, что такое истина. И если спросить каждого из вас, то получим поток туманных, отвлеченных понятий. (чтение эпизода из романа – спор об истине).

Вопрос классу: чем поразителен ответ Иешуа?

(Тем, что неземное, далекое понятие – «истина» - вдруг оказывается человеческим понятием. Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет » (внушение). Чудо? Нет. Исцеление словом (это делают хорошие психотерапевты). В основе слова – внушение и проницательность, и ум, и наблюдательность, и главное, сострадательность. Она и лечит П. Пилата.

Сострадание избавило человека от страдания. Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря (см. текст). Далее Иешуа говорит: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Не веры, а истины! Истина есть правда (у Горького в пьесе «На дне» звучат слова: «Правда – Бог свободного человека!») Вера может быть слепа, истина – правда – нет. Правду – истину легко говорить человеку свободному от пут зависти, денежных пут, от карьеры, от зла, от лжи, от равнодушия, от чинопочитания… Значит, вновь выходим на проблему свободы – несвободы (внутренней). Следовательно, Иешуа проповедует одно: «Идите, люди, от зла к добру, от веры - к истине». Это и есть путь человечества: к внутренней свободе!

И третий вопрос, возникший из диалога Пилата с Иешуа. Гегемон убежден в невиновности бродячего философа, нет у Пилата желания погубить его жизнь, он снисходительно смотрит на его чудачество, она безвредно … пока! Но подают новое обвинение (см. гл.2). оскорбление величества, верховной власти. И Пилата пронзил острый страх. Сразу перед ним нарисовался отвратительный портрет Тиверия (см. текст). И в мыслях пронеслось: «Погиб!», потом «Погибли!»

Вопрос классу: Почему «Погибли!» (мн. число). Это Понтий Пилат гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Он, ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОКУРАТОР, НЕНАВИДЯ Тиверия, римского императора, боится его и возможного доноса, боится погубить карьеру. Это трусость. Он пытается склонить Иешуа к компромиссу, старается подсказать ему спасительные ответы, но Иешуа не может лукавить (см. худ. текст). И тогда П. Пилат кричит, кричит от страха за себя (см. худ. текст). Он пытается склонить Иешуа к конформизму (сделке), а тот не только не идет на соглашательство, но еще продолжает развивать свои безумные идеи. Тогда все решено. Пилат идет против голоса человечности, против совести, обрекая невиновного на заклание. В основе предательства лежит трусость.

Вопрос классу: так неужели Понтий Пилат, Всадник Золотое Копьё, трус, он же бесстрашный воин?

Обратимся к главе 26 (сон Пилата).

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Да, Понтий Пилат – раб кесаря, раб своей должности, раб своей карьеры, а значит, внутренне несвободен. Страшно то, что П. Пилат умен, понимает зло, может его пресечь, но не делает этого из боязни лишиться собственного комфорта, лишиться карьеры.

Вопрос классу: Как наказан П. Пилат? (см. гл.32)

Наказан страшными муками совести. Двенадцать тысяч лун он мучается, терзается тем, чего тогда не договорил, что не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». Но его прощает в итоге Мастер (см. гл.32).

Только человек способен понять, испытав сострадание к чужому человеку, трагедию Пилата, да и любого другого, чья жизнь – арена борьбы добра и зла.

Слово учителя. Запишем выводы по первой сюжетной линии романа.

1) Булгаков переосмысливает евангельский сюжет: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадательности, истины и внутренней свободы.

2) Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности человека за свои поступки.

3) Самый большой порок – трусость.

2) Воланд. Его предшественники в литературе (сообщение учащегося)

3) Воланд и его свита. Приёмы создания образов:

а) портреты;

б) яркие эпизоды «московской дьяволиады»

Знакомство с Берлиозом, Иваном Бездомным;

Сеанс черной маги;

Великий Бал Сатаны

4) Кого и за что наказывают Воланд и его свита? (индивидуальные задания)

Берлиоза |

Лиходеева |

Варенуху | записать фамилию учащегося

Босого |

Сокова |

Членов зрелищной комиссии

5) Сатира в романе (на членов Моссолита) – доклад учащегося)

6) Ответить на вопросы:

Как связаны ершалаимские главы с московскими?

Тема: «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели».

Цель: 1. работая над московскими главами, получить ответы (но не окончательные) на вопросы, вставшие на предыдущем уроке;

2. обратить внимание учащегося на общую интонацию, атмосферу московских сцен;

3. мотив человеческого прощения в московских главах как основной вывод.

Словарная работа 1). миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

2). догма – положение, принимаемое за истину, неизменную при любых обстоятельствах, не подлежащее критике, слепо принимаемое на веру.

Ход урока:

I. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

Слово учителя. На предыдущем уроке мы выделили три смысловых «ключа», три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода. Мы также говорили о трёх сюжетных линиях романа, сегодня мы и будем работать над второй сюжетной линией Воланд, его свита – москвичи, а тема урока сформулирована так: «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели». Какой цели? Это определим в конце уроков.

- Вопрос классу ! С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Здесь цель визита свою Воланд выражает четко)

Итак, каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди?

Прослушаем небольшое сообщение ученика по теме «Мифологическая культура» (см. приложение).

Воланд – антитеза Иешуа, как противопоставление добра и зла? Нет. «Faland» (нем)= черт. Воланд вобрал в себя черты многих духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея, гетевского Мефистофеля (см. эпиграф к роману). Но Воланд не сеет беспричинно зла, может быть, он ближе к лермонтовскому Демону? Критики сошлись на том, что однозначно оценить образ нельзя.

Лакшин : «…палач порока», «карающий меч в руках правосудия».

Яновская : «сила, вскрывающая, разоблачающая зло».

Доманский : «Это дух иронии, сомнения и отрицания»

Мир Воланду открыт без грима и маски. Ирония Воланда сродни иронии автора. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокие идеалы. Образ Воланда труднопонимаем по той причине, что он наделен совершенно реальными подробностями, вплоть до больной ноги, которую свита натирает разными вонючими мазями. И в то же время это существо потустороннего, фантастического мира. Он единственный герой, кто обладает сверхчеловеческим знанием и проницательностью, способен незаметно внушать и читать чужие мысли. Как «дух зла и повелитель теней», Воланд в булгаковском романе не подвластен неумолимым законам времени и пространства и не подвержен смерти.

- Вопросы классу.

Зачем Булгаков обратился к этому образу? К его свите?

Какова их роль?

Воланд и его помощники не наказывают людей (это не их область), они стремятся и не вмешиваться в жизнь людскую, почти не влияют на текущие события людской жизни. А роль их в том , чтобы высветить , обнажить, усилить сущность явления , сделать зримым то, что скрыто от глаз. То есть Воланд нужен автору для того, чтобы провести своеобразную ревизию общества, моральную состоятельность эпохи проверить. А мораль – категория, скрытая от наших глаз, и потому нужна сила сверхъестественная, чтобы раскрыть «нутрь» человека.

- Вопрос классу.

Каково ваше отношение к Воланду и его свите? (мрачное обаяние, неторопливость, гордость, мудрость, спокойствие, то есть привлекает читателя)

Обратимся к сатирико - бытовому пласту романа.

- Кого и за что наказывает Воланд и свита?

Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а может быть только обнажено. Какое же зло обнажает нечистая сила? Ложь, жадность, эгоизм, равнодушие, нежелание заниматься делом…

Воланда (см. главу 12) интересует одно: «изменились ли эти горожане внутренне?» И вот опыт, эксперимент на человечнось – бесчеловечность, жадность, жестокость. Итак, рухнул ли храм старой веры, пришел ли человеческий мир в царство справедливости, счастья, истины? Именно в этой стране, претендующей на мессианскую роль? Есть ли в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Иисуса Христа? И вот они, искушения. (см. главу 12)

- Вопрос классу.

Так что же, изменились ли люди внутренне? (см. главу 12 – «резюме» Воланда)

(«Ну что же…они – люди как люди…)

А теперь обратимся к героям второго плана, которые не столько наказаны, сколько их внутренние пороки доведены до видимого явного результата, обнажены. (ответы учащегося)

Степа Лиходеев , директор Варьете, погряз в пьянстве, разврате и выброшен из квартиры в Ялту.

Босой, управдом , взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50 Берлиоза, а обернулось это ему арестом: «рублевая пачка сама вползла ему в портфель».

, «умный дядя Берлиоза, развенчан по «уму» и выгнан в Киев.

Поэт Рюхин , завистливый и бездарный , полностью лишен воли что-нибудь «исправить» в своей жизни.

Тимофей Квасцов , сосед Берлиоза, за чрезмерное любопытство поплатился свободой.

Варенуха, администратор Варьере, превращен в вампира за вечное враньё.

Римский, фининспектор Варьете, поплатился безмерным испугом за свое равнодушие.

Соков, буфетчик , скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов, добровольно лишает себя естественных радостей жизни. Поплатился за чрезмерное скупердяйство.

Николай Иванович, сосед Маргариты , подкаблучник, даже во время полета на шабаш ведьм в качестве «перевозного средства» - борова не расстается с портфелем: «Я бумаги важные могу растерять», - а по окончании просит справочку для жены, подтверждающую, где он был. («Я не намерен лететь на незаконное собрание»).

Латунский , критик, поплатился за гонения на литераторов.

- Вопрос классу :

Какие приемы использует Булгаков в изображении москвичей тридцатых годов 20 века? (иронию, сатиру, гротеск, гиперболу, пародию)

Например, когда речь идет в романе об арестах, доносах, допросах писатель использовал прием пародии; допросы Никанора Босого и Чумы Аннушки – анекдотичны . Гротескные сцены: превращение лжеязычного Варенухи в вампира; замена в начальственном кресле пустым костюмом председателя Зрелищной комиссии Прохора Петровича; служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок против воли, надрывают глотки «Священным Байкалом (вот здесь–то как раз нетрудно вспомнить мысль профессора Преображенского, героя повести Булгакова «Собачье сердце»: «Нужно заниматься своим делом»)

Вывод. Подавляющее большинство этих персонажей – люди несвободные, колодники, окованные путами инструкций, догм, установлений. Например, трамвайная кондукторша твердо знает, что можно, что не положено, и, когда кот Бегемот садится в трамвай и сует ей 10 копеек на билет, она видит в этом только нарушение порядка, предписания Инструкции: «Котам нельзя! С котом нельзя!». Слезай, а то милицию позову!».

- Вопрос классу:

Почему Воланд и свита особенно строги к Берлиозу? (Для Булгакова Берлиоз – самая отвратительная фигура. Человек эрудированный, начитанный и ….неисправимый догматик. Наставник молодых, отучающий эту молодежь мыслить самостоятельно. Внушаются только новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Берлиоз первым появляется на страницах романа, с полным перечислением своих титулов, чинов, званий. (см. главу 1)

О чем диалог Берлиоза и Ивана Бездомного? (идет разговор по поводу антирелигиозной поэмы, которую редактор заказал поэту; тот написал, но поэма не устроила Берлиоза. Он начинает учить Ивана, как надо написать.

- Вопрос классу:

- Что вносит в разговор Берлиоза и Бездомного появление Воланда ? (своими вопросами Сатана обнажает искусственность тех догм, которые проповедует Берлиоз).

- Вопрос классу:

Чем же опасен Берлиоз и берлиозы? (Подобные ему внушают определенные истины, не сомневаясь в них, воздействуют на сознание людей, берут их в духовный плен. Берлиоз не только сам проповедует официально утвержденные истины, но и требует этого от подчиненных. Значит, именно председатель МАССОЛИТ(А) является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей; именно под его руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие идеалы. Иван Бездомный не имеет большого жизненного опыта, не очень образован, он не в состоянии понять ложность внушаемых ему тезисов и их подоплеку, но сам – то Берлиоз образован, но каждая его фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических положений: «Надо будет возразить ему так…». Теперь становится понятно, почему Воланд по отношению к Берлиозу – единственному – изменяет своему правилу – не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня (у трупа Берлиоза исчезает голова, чтобы появиться вновь на Великом Бале Сатаны). Берлиоз тоже колодник, догматик, он тоже внутренне несвободен. А несвобода (от пороков таких, как ложь, мошенничество, лицемерие, самоуправство, заносчивость, насилие, пьянство, разврат, доносительство, бестолковщина, лукавство, жадность, лесть…) рождает зло, а свобода – добро! Вот в этом и есть связь ершалаимских глав с московскими.

Несомненно, есть параллели, что связывают Ершалаим I в. н. э. с Москвой тридцатых годов 20 века. (см. гл. 25, гл. 29)

Не так просто Булгаков повторяет удачно найденные образы, детали, например, «вечные» символы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния, что присутствуют при описании и тех, и других глав (день казни Иешуа – последний день пребывания Мастера и Воланда в Москве. Но главное даже не в сходных сценах, а в идее!

В евангелийской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Писатель убежден: в основе любого общества должны лежать не материальные, не классовые, не политические основания, а нравственные. И герои ершалаимских глав, и московских глав несут в себе некую «внутреннюю подчиненность», «несвободу духа», а это главная причина социальных подлостей на земле.

Сейчас мы прослушаем сообщение