«Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М. Е

Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка — первоначально фольклорный жанр, в ос­новании сюжета вымысел, сохраняющий связь с дей­ствительностью на уровне морального поучения, отра­жения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновид­ности комического: юмор, сатира, сарказм.

Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, до­брый, веселый смех, проявление жизнерадостности, помощник в жизненном созидании. Сатира — коми­ческое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Са­тирик показывает недостойное в жизни, внутренне не­состоятельное. Сарказм — суждение, содержащее ед­кую, язвительную насмешку над изображаемым. Сар­казм отличает тон негодования, возмущения.

Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разно­образны. В сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Мед­ведь на воеводстве» сатирически изображаются пра­вительственные и общественные верхи, эксплуататор­ские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения. В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.

Дикий помещик из одноименной сказки возмечтал об освобождении собственных земель от мужиков, раздражающих его своей жизнью, деятельностью, внешним видом. Мечта сбылась, но с ее осуществлением исчезают люди и все средства, при помощи которых поддерживалось комфортное и внешне «культурное» существование. Помещик постепенно дичает, превращается в полузверя. Интересно, что и в этом состоянии он упорно придерживается своего странного выбора жить без мужиков. Это показывает глубину ненависти и отчуждения от жизни народа значительной части землевладельцев.

На вершину общественной пирамиды переносят чи­тателей перипетии сюжета сказки «Медведь на вое­водстве». Очень часто сатирический заряд сказок Сал­тыкова-Щедрина направлен против общественной позиции и поведения различных слоев российской ин­теллигенции. Этому посвящены сказки «Самоотвер­женный заяц», «Карась-идеалист». Гротескным, на­рицательным образом трусливого, боящегося жизни человека стал образ главного героя сказки «Премудрый Пискарь». Насмешку сменяет ирония, иронию — горь­кий саркастический смех над существом, лишившим себя жизни, «дрожавшим» весь свой долгий, но абсо­лютно бесплодный и бессмысленный век.

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются “Бедный волк”, “Сказка о щуке зубастой” и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.
Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно “хорошие”, а помещики – “плохие”. Сказки Салтыкова Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над “здравомысленным” зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку “где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали”, то приходится волей неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.
Как ни странно, “угнетенные”, порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка “Бедный волк”. Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, “комплекция у него каверзная”. Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка “Карась идеалист”. Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, “комплекция такая каверзная”, и ничего с этим поделать нельзя.
Получается, что “хозяева жизни” оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и “законов”, которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и “волки голодные, и зайцев нет”. Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.
Если в животном мире положение вещей “хищник – жертва” являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова Щедрина

Тема занятия: Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Двойной дневник», «Чтение с остановками».

Цели: дидактическая (учебная) – познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развивающая: - продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения; развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеризовать литературного героя.

Воспитательная: Нравственное воспитание обучающихся.

Умение видеть человеческие пороки, стремиться искоренять их в других и в себе. Воспитание уважительного отношения к литературе, русскому языку.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, тексты сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Раздаточный материал: опорная логическая схема «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, литературоведческий словарь (словарь литературных терминов), иллюстрации к сказкам.

Литература: тексты сказок, учебник Ю.В. Лебедев «Литература», словари.

Нормативно-техническая документация: КТП, поурочный план.

Рабочие записи на доске:

«Я писатель, в этом мое призвание».

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Живость боли и

Непрерывное ее

Ощущение служит

Источником живых

Образов.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Наименование этапа занятия

Наименование элемента технологии

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Время

Оргмомент

Подготовка рабочего места

Определение готовности к работе.

Вступительное слово

Мотивация

Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»

Оказание необходимой помощи

Анализ сказки «Дикий помещик»

Работа с текстом сказки:

Пересказ, ответы на вопросы, анализ сказок.

Пересказ

Проверка знания текста цепочкой

Беседа по прочитанному тексту

Вопрос-ответ

фронтально

Вопросы преподавателя

Работа с иллюстрациями по сказке «Дикий помещик»

Элемент технологии «Письмо по кругу»

Письменная работа обучающихся

Контроль преподавателя

Рассказ по схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Каждая группа отвечает на вопрос, предложенному по схеме

Словарная работа

Запись в тетрадях, поиск словарных слов в тексте

Помощь преподавателя

Подведение итогов работы по сказкам

Вывод обучающихся

Домашнее задание

Элемент «Двойной дневник»

Заполнение таблицы «Фразы из текста»

Анализ сказки «Премудрый пескарь»:

1. Историческая справка

Сообщение обучающихся

Контроль преподавателя

2. Пересказ

Деятельность обучающихся

Помощь преподавателя

3. Анализ сказки

Вопрос-ответ фронтально

Вопросы задает преподаватель

4. Вывод по сказке

Вывод обучающихся

5. Словарная работа

Элемент «Чтение с остановками»

Запись в тетрадях

Запись на доске

6. Вывод по сказке

Вопрос «Чему учит сказка»

7. Работа по логической схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Изучение схемы, ответы

8. Итог работы урока

Итог подводит преподаватель

9. Домашнее задание

Элемент технологии «Двойной дневник»

Запись в тетрадях

Объяснение преподавателя

Этапы проведения урока

    Вступительное слово преподавателя. (3 минуты)

    «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина». (сообщает обучающийся)

(7 минут)

    Работа с текстом сказок. Чтение, пересказ и анализ сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь». (60 минут)

    Словарная работа: (10 минут)

    Итог работы. (4 минуты)

6. Анализ урока (выполнение плана, выставление оценок). (3 минуты)

7. Домашнее задание. (3 минуты)

Сценарий проведения урока

I . Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.

1. Сообщается тема, цели урока.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого мастерства. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе.

Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим, т.к. его литературное имя остается в духовном сознании потомков, обогащает нас знанием человеческих характеров, опытом истории. Вот и сегодня мы попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя

II . Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова – Щедрина (студенты составляют хронологическую таблицу).

15(27) января 1826 года в селе Спас – Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через 30 лет, в августе 1856 году ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем»,- вспоминал писатель.

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский В.Г. русский критик, который учил мыслить, указывать цель жизни.

В 1844 году Салтыков-Щедрин, выпущен из лицея (Царское село), а прежде получил блестящее образование в Дворянском институте в Москве и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к кружку Михаила Петрашевского, где распространяются революционные идеи.

В 1847 году написана первая повесть «Противоречия», а затем «Запутанное дело» под псевдонимом «Николай Щедрин».

За участие в работе кружка Петрашевского, за сочинение своих повестей, напечатанных без ведома начальства, Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку (1848г.)

В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику Салтыкову разрешил «проживать и служить, где пожелает». С 1848 года по 1856 год в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика», - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Но в 1862 году он оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду. По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник». «Я – писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин.

В 1877 году после смерти Н.А. Некрасова он возглавит журнал «Отечественные записки», который был организован вместо запрещенного «Современника». Весной 1884 года будет закрыт и этот журнал. Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 году Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе, написал 22 названия книг». Его мысли, и помыслы сосредоточились на одной литературе, ради нее он пожертвовал многим, о ней думал в последние минуты своей жизни.

III . Анализ сказки «Дикий помещик»

Каждая группа работает по вопросам, которые были даны заранее в качестве домашнего задания.

Вопросы для домашнего задания:

Сказка «Дикий помещик»

План: 1 – краткий пересказ

2 – найти элементы народной сказки

3 – в чем отличие от сказок народных

4 – какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?

5 – какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Сказка «Премудрый пескарь»

План: 1 – краткий пересказ

2 – анализ

3 – как вы понимаете смысл заглавия?

4 – каково значение эпитета «премудрый»

Пересказ (краткий) сказки «Дикий помещик».

Беседа по прочитанному

1. Представьте элементы народной сказки (В некотором царстве, сказано – сделано, по-щучьему велению, много ли, мало ли времени прошло, элементы, которые обычно встречаются в УНТ: «куча черная», тело белое, рыхлое, рассыпчатое»).

2. В чем отличие от сказок народных? («И был этот помещик глупый. читал газету «Весть»).

3. Какие пороки отмечает писатель? Над чем смеется?

(Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «приедят» «Освобожденные» крестьяне «куда ни глянут – все нельзя да не позволено, да не ваше». Вконец измученные крестьяне взмолились: «Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Исполнилось желание мужиков «услышал милостивый быг слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

4. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку. (Студенты делятся своими впечатлениями).

6. Что же происходит с помещиком после исчезновения мужика? (Наступает не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу, да так со всеми внутренностями со шкурой и ест).

7. О чем свидетельствует одичание помещика?

(О том, что народ – создатель и материальных, и духовных ценностей). Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Отсюда вывод: русский мужик кормилец и поилец, мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Народ созидатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

(Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью. В конце сказки летит рой мужиков, «сейчас эту благодать собрали, посадили в клетушку и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая, правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью. В сказке звучит призыв к борьбе, к действию).

Словарная работа. Запись в рабочие тетради:

Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике; изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде.

Гипербола – преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни.

Эзопов язык (Эзоп-древнегреческий сатирик) – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании с использованием иронии.

Опираясь на словарные слова, найдите в сказке «Дикий помещик» примеры гротеска, гиперболы.

Работа с иллюстрациями Кукрыниксов, Е. Муратова, Е. Рачева к сказке «Дикий помещик».

Вопросы к иллюстрациям:

    Определить, какой из эпизодов сказки изображен художниками?

    Какой из рисунков и почему кажется наиболее выразительным?

Изучение логической схемы к сказке «Дикий помещик».

    Работа с опорной схемой, отображенной на доске.

«Для детей изрядного возраста»


Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей


Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзоповский язык.


«Дикий помещик»


Цель: пробудить самосознание, показать отношения между


помещиками

безропотность, терпение, трудолюбие

Обобщение полученных знаний:

IV . Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Слово преподавателя.

Итак, мы закончили работу по сказке «Дикий помещик», а теперь перейдем к анализу сказки «Премудрый пескарь».

Историческую справку дает Фелюшова К. (3 минуты)

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II наступает пора реакции, Русский либерализм открыто провозглашает это событие как измену Отечеству. В жизни наблюдается трусость, доносы, малодушие. В эту мрачную пору писатель – сатирик Салтыков-Щедрин пишет сказку «Премудрый пескарь», решив напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Краткий пересказ.

Беседа по прочитанному

    Как вы понимаете смысл заглавия? О чем говорит приставка пре-?

    Подберите эпитеты к слову премудрый (умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом).

    А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый).

    Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба». Позиция старого пескаря заключается в предостережении, напоминающем о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

    Меняется ли к концу общий тон повествования, общее настроение? Да, меняется. Автор вызывает у читателей то насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце даже появляется сострадание к жалкой судьбе пескаря.

    Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны? (Щедринскому пескарю открывается тоскливая истина в конце своей долгой жизни «живут, даром место занимают да корм едят».

    Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Рой вопросов смущает пескаря: «Какие у него были радости»? «Кого он утешил»? «Кому доброе слово сказал».

Пескаря гложет обида, что другие рыбы именуют его «дураком», «остолопом».

Вывод:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.

    Словарная работа: обыватель – это

    1. постоянный житель, какой – нибудь местности,ьный, т.е. ассудитеумный, мудрый, толковыйком достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

ется за помощью. ерн

    1. это человек, лишенный общественного кругозора, с костными мещанскими взглядами. Первое определение не для нас. А второе? Живет?

Докажите свою позицию.

    Чему учит сказка? (Честности, гражданской смелости, благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле).

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Судьба пескаря

Цель жизни: Черты:

беречь свою распостылую глупость, трусость,

жизнь беспомощность

Итог жизни:

«Жил дрожал и умирал – дрожал»

V . Подведение итогов работы:

Какие человеческие пороки высмеивает автор в сказках «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик». Чему учат эти сказки? Почему автор облек свои художественные произведения в форму сказок.

Анализ урока. (выполнение плана, выставление оценок.)

VII . Домашнее задание:

Составить таблицу «Фразы из текста»

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека

Судьба пескаря

черты

глупость, жадность трудолюбие, покорность,

Литература

    Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века II ч. М., 2006.

    Русская литература 19 века. Под ред. В.П. Журавлева. М., 1998.

    Литература. Поурочные планы.

    Литературоведческий словарь. М., 2004.

    М.Е. Салтыков- Щедрин. Сказки М., 1996.

Самоанализ проведенного урока по теме «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» с использованием элементов технологии РКМЧП

Во вступлении были поставлены цели и задачи, сообщен план работы.

Образовательная и воспитательная цели, на мой взгляд, сформулированы достаточно четко. Выбранный тип урока целесообразен при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен соревновательный момент: Каждая группа в ходе урока будет стараться работать лучше. На стадии вызова урока прозвучало сообщение о биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обучающиеся, слушая выступающего, заполняли в рабочих тетрадях хронологическую таблицу жизни и творчества великого русского сатирика.

На стадии «Осмысление» началась работа с текстом сказок: пересказ текста, анализ текста в форме вопрос - ответ. Вопросы для анализа сказок имели достаточный уровень трудности, но обучающиеся работали активно, отстаивая свою точку зрения.

В ходе анализа сказок сразу же проводилась словарная работа: обучающиеся записывали в рабочие тетради словарные слова, выбирая их из текста, применяя элемент чтение с остановками.

Другой вид работы, который я предложила, это составление части плана урока – элемент технологии «Работа по опорным схемам».

Была предложена опорно-логическая схема сказок, которая отражает развивающую цель урока.

Применяя элемент «Мозаика», каждая группа работала по данной схеме, отвечая на заданный вопрос по отрывку текста (одна группа задавала другой и т.д.) (всего было 5 групп).

Выводы по уроку были сделаны обучающимися:

    Сказки содержат важный нравственный урок.

    Было доказано в ходе анализа произведения, что действительность, которую представил М.Е. Салтыков-Щедрин, действительно изображена сатирически с приемами гиперболы, гротеска, фантастики.

    Сказка учит быть гражданином, высоконравственным человеком, ответственным за свои поступки.

    Обучающиеся отметили, что применение на уроке элементов технологии РКМЧП было удачным, целесообразным, эффективным. Произведения становится более доступным для усвоения, осмысления и понимания материала.

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.

Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова-Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей-неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка «Карась-идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.

Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.

Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков-Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

Из книги Семь кругов блужданий автора Карлова Ольга

Ольга Карлова Семь кругов блужданий Вокруг Николая Васильевича Гоголя Заместитель Губернатора Красноярского края, заместитель Председателя Правительства края, доктор философских наук профессор О. А. Карлова прочла этот доклад на Академическом собрании, посвященном

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА СВЯТОГО Не менее сложными для христианской церкви оказались поиски изображения третьего лица святой троицы - духа святого.После длительных и жарких споров богословы пришли к выводу, что святого духа должно изображать в виде голубя. Понятно, что

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VIII. РОМАН В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСТОЛКОВАНИИ САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА (А. С. Бушмин) 1Предпочтение, отдаваемое писателем тому или иному жанру, в каждом отдельном случае бывает обусловлено целым рядом моментов субъективно - творческого порядка: идейно -

Из книги Кошмар: литература и жизнь автора Хапаева Дина Рафаиловна

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения великого русского сатирика во многом остались непонятыми и недостаточно оцененными его современниками. Особенно это касается наиболее сложного и наиболее новаторского произведения Щедрина – «Истории одного города».

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал

Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

14. Женское изображение, несущее угрозу Ясно вместе с тем, что женское изображение, таящее в себе неведомые силы, может быть не только благостным, но и страшным. Еще в 1830 г., т. е. за много лет до знаменитой «Венеры Илльской» Мериме, в ЛГ выходит перевод новеллы Ожера

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Как один пятница двух робинзонов прокормил: о литературных подтекстах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина Цикл сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина предназначен, по ироническому замечанию сочинителя, «для детей изрядного возраста».

Из книги автора

Изображение в литературе человека и окружающего его мира Вы уже знаете, что в любой книге заключен целый художественный мир, созданный воображением автора. Известно вам и то, что мир этот условный, не только похожий на окружающую человека действительность, но и

Из книги автора

Изображение человека в литературе европейского Просвещения Эпохой Просвещения называют XVIII век. Эта эпоха тесно связана с классицизмом XVII века, и многие писатели-просветители были тоже классицистами. Но создаваемые ими характеры имели свои отличия. Просветители

Из книги автора

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера В конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие. Люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине

Из книги автора

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. «Это был писатель-боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев).II. Мастер социально-политической сатиры.1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга».Голос революционного демократа в

Из книги автора

Быкова Н. Г Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки