Школьная энциклопедия. Развитие живописи в древнем египте

И другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, - это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил , он ей остаётся и до сих пор.

    Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу . После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

    Скульптура

    Живопись

    Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске - грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк - и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными , дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным - яичная темпера , разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco» . Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются . Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных.

    Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире . Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

    Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.)

    Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, - привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору . Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов . Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен .

    Для искусства Среднего царства характерно развитие ювелирного дела.

    Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему...

    Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.)

    Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов . В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

    Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона , определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

    В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре , близ Фив . Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

    Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона , в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон , близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, - он обнимает жену, ласкает ребёнка.

    Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников - , а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

    Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей . Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

    Искусство

    В древнем Египте развивались разнообразные направления искусства, обычно связанные с существующими культовыми практиками. Искусство не имело самостоятельного значения. Архитектура, музыка, живопись, литература и скульптура становились частью обрядового действа, служили способом или антуражем для общения с богами. Египетское искусство было большим шагом вперед по сравнению с первобытным искусством, наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств народов Древнего Востока. Главным его достижением было реалистичное изображение человека, интерес к человеческой индивидуальности, духовности. Создание произведений искусства считалась священнодействием. Архитекторы, скульпторы, живописцы и музыканты имели высокий социальный статус. Искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти.
    На протяжении тысячелетий искусство Египта оставалось традиционным и каноническим. Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы. В искусстве Египта долго сохранялись архаические приемы и способы изображения действительности. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Проявление индивидуальности и свободы творчества не допускалось. Краткий период отхода от канона, развития творческих начал в искусстве связан с правлением фараона Аменхотепа IV и получил в литературе название «искусство Телль эль Амарны».
    Пережитком искусства и религиозных представлений явилось сохранение в искусстве Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Несмотря на это египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.

    Архитектура

    История архитектуры начинается в Египте. Когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высокими и развитыми . Точные археологические даты установить невозможно: поэтому памятники классифицируют в порядке следования современных им династий. Наибольшего блеска и выразительности египетская архитектура достигает при XIX династии, к ней относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, которые датируются XIV в. до н. э. В VI в. до н. э. происходит покорение Египта персами, негативно сказавшееся на развитии архитектуры. В эллинистический период вновь наблюдается расцвет архитектуры, но в ней наблюдается уже много заимствований из греческого искусства.
    Египет - страна, практически лишенная строительного леса. Обычным строительным материалом служила глинистая земля Нильской долины, использовавшаяся для изготовления сырцового кирпича. Из него возводили прочные своды. Для стен и столбов использовались различные породы камня (известняк, песчаник, гранит), добывавшиеся из каменоломен в скалах, окружавших нильскую долину и область Нильских порогов. Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники из камня, к которым относятся культовые здания - храмы и гробницы.
    С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Храм строится как дольмен. Горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Мастаба была самой ранней формой усыпальницы египетских властителей, она послужила конструктивной основой для монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Таковы пирамида Джосера в Саккара, усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Все культовые сооружения древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурами, барельефами, росписью. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных. При фараонах Среднего царства возник новый тип погребального ансамбля, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-эль-Бахри.

    Скульптура

    Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, руки опущены и прижаты к телу, левая нога выставлена чуть вперед; сидящая – модель сидит прямо, голова в фас, смотрит перед собой, руки положены на колени или одна рука согнута в локте, ноги сведены вместе. Таким образом, выражался покой, уверенность, властность могущество и связь с космосом и светилами, прежде всего с солнцем. Эти типы статуй не утратили своей актуальности вплоть до эпохи Нового царства.
    Связь с заупокойным культом определила ещё одну особенность египетской скульптуры – портретность. Несмотря на наличие канонических черт (передаются образы людей, достигших зрелости и пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих власть, высокий дух, отрешенность от всего мирского), для скульптурных изображений характерна передача индивидуальных особенностей натуры. Скульптурные портреты изготовлялись из различных пород камня, дерева и глины.
    Значительное место в украшении гробниц и храмов занимали инталии и барельефы. Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен чаще всего покрывали именно инталиями. Барельефы преобладают в отделке внутри помещений. Ещё в Древнем царстве сложилась система их размещения. Фигура покойного помещалась у входа в гробницу по обе стороны. Стены и коридоры заполнялись «шествием носителей даров». В погребальной камере обычно изображались сцены из жизни умершего. Фигура фараона всегда была выше ростом. Размеры других фигур также зависели от их социального статуса. Торс и ноги изображались в профиль, плечи и голова в фас. Фигуры обводились контуром и раскрашивались однотонными (без оттенков) красками, почему, не имели объема и выглядели плоскими.
    Бытовала скульптура в форме мелкой пластики. В гробницах размещались миниатюрные фигурки людей, предметов, животных. Скульптурными изображениями украшались и многие бытовые предметы.
    Наибольшую известность из скульптурного наследия древнего Египта получили сфинксы – статуи фантастических существ с телом льва и головой человека (реже животного), обычно украшавшие аллеи, ведущие к храмам. Перед входом в храм устанавливались каменные обелиски «окаменевший луч Ра».

    Музыка и танец

    Как и в других видах искусства в музыке египтяне следовали законам гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорции золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне достигли высокого мастерства, о чем свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты , художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен египтян распространялась далеко за пределы страны.
    Отдаленность времени и особенности музыкального творчества позволяют лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта. О мелодике и звуковом строе судить сложно. Вероятно, звуки инструментов подражали звукам природы. Звуку предписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массовых народных празднеств. Как свидетельствуют сохранившиеся источники, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без групповых танцев под музыку, которые чередовались хоровым пением, драматическими сценами, воссоздававшими мифологические сюжеты и бытовые сцены. Музыка не только служила культовым целям, но и воспринималась как развлечение, что подтверждает её древнее название: «хи», что в переводе означает удовольствие. Любимы были и песни-плачи связанные с погребальным обрядом и культом Осириса.
    Профессия музыканта передавалась из поколения в поколение. Известной династией музыкантов была семья Снефрунофер из которой происходили многие придворные музыканты и руководители царских музыкальных коллективов. В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера – песни-танцы, песни-гимны, песни-баллады.

    Живопись

    Несмотря на отсутствие в Древнем Египте такого явления как станковая живопись, живописное искусство египтян довольно разнообразно. Живопись тесно связана с архитектурой, поскольку в виде фресок и раскрашенных барельефов и инталий служила украшением дворцов, храмов и гробниц. Для фресок поверхность обычно штукатурили и затем, нанеся контуры рисунка раскрашивали кисточкой или палочкой.
    До периода XVIII династии темой стенной росписи и рельефов являются в основном бытовые и исторические сцены. После появляются религиозные изображения и мифологические сюжеты. Потолки расписывались обычно в синих тонах и символизировали небо. На нижней части стен - стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены занята живописной композицией и иероглифическими надписями. Последние покрывали все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных и оконных пролетов.
    Растительный и животный мир, боги, люди, их тела, прически, одежда, головные уборы, украшения и прочие предметы, представленные на изображениях, были достаточно реалистичны и раскрашивались «под натуру». Набор красок у древних египтян был довольно разнообразен: черная, серая, зеленая, синяя, коричневая, красная, белая, оранжевая, желтая и др. Мелкотолченый краситель (сажу, охры, мел и др.) смешивали с клеистым веществом (камедью) и водой. Таким образом, египетский рисунок состоял из цветных силуэтов. В Египте, в условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна.
    Живопись, так же как и рельеф, служила дополнением архитектурного целого. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой штукатурки, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались карнизы, плафоны и капители.
    В ходе археологических работ на архитектурных памятниках были обнаружены глиняные плитки с яркой цветной глазурованной поверхностью на одной из сторон. Их называют изразцами , хотя последние имеют лишь внешнее сходство с ними. Наиболее простой способ украшения стен изразцами отмечен в виде неширокой полосы-фриза из разноцветных геометрической формы пластинок, образующих ряды, гирлянды. Встречаются изразцы в виде дисков и плиток. Изразцы отличались очень тщательной моделировкой деталей.
    Существовали и другие способы украшения помещений. Яркими красками раскрашивались вырезанные из дерева детали, украшавшие интерьер, рисунками украшали изделия из ткани , рукописи . Само иероглифическое письмо имело немало общего с рисунком, поскольку сохраняло элементы пиктографического письма.

    Росписи


    Литература

    Создание литературных произведений немыслимо без письменности. Письменность в Египте считается, наряду с письменностью Месопотамии, древнейшей в мире. Древнейшее письмо было пиктографическим, затем в процессе письма рисунки, обозначавшие целые понятия и слова становились всё более схематичны, появились знаки, обозначавшие слоги и отдельные звуки. Возникла иероглифическая египетская письменность. Несмотря на широкую известность надписей на древнеегипетском языке возможность прочесть их появилась только в XIX в. благодаря открытию Ж-Ф. Шампольона, расшифровавшего египетские тексты.
    Древнейшие надписи вырезали на каменных плитах и деревянных дощечках, чеканили на металлических предметах, наносили краской на штукатурку, кожу, керамику. Главным материалом для письма в Египте являлся папирус , который использовали в виде свитков. Источников на папирусе сохранилось немного.
    Египетская литература была обширна и разнообразна. Важное место в ней занимали мифы. Многочисленные рукописи повествовали о деяниях фараонов, их походах, победах, законах. Бытовали и , прославляющее фараона как живое божество и других богов. Известна и лирическая поэзия древнего Египта, а также научные трактаты, поучения,

    Кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

    Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

    На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

    Именно египтяне дали миру основные архитектурные формы – колонну, пирамиду, обелиск.

    Древнее Царство

    В период один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

    Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

    Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

    Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

    Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

    Среднее царство

    Период Среднего царства – это XXI-XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

    Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

    Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.


    Тотемы номов Древнего Египта

    В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

    Пектораль – украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего.

    Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.

    Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

    Новое царство

    Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

    Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

    Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.


    С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

    Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

    Искусство Древнего Египта
    «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу»…(Из древнеегипетского папируса)
    Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита, т. е. было автохтонным. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм проявлялся в создании статуй-дворников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

    Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие - статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «санх» - «творящий жизнь».
    Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
    Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
    Скульптура

    Хатхор богиня неба, изображаласась в облике коровы, позднее с коровьими рогами, между которыми помещен солнечный диск.

    Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя, Ах - привидение, Ба - проявление сущности и Ка - душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин - желтым, волосы - черным, одежды - белым. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

    Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Другой тип египетской скульптуры - культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. На теле - набедренная повязка, на голове - убор. Лицо бесстрастно. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» - ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов - всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.

    Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.

    С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Сложившийся тип статуи Древнего царства представляет статуя фараона Снофру: шея имеет правильные пропорции, глаза слегка углублены в орбитах. В статуе фараона Микерина показаны полные щеки, прямой, слегка вздернутый нос, прекрасно очерченный, своеобразный рот. Скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента. Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
    Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. На статуях реалистических всегда свободные передники, а на головах плотно облегающие повязки, на статуях идеализированных - пышные парики, туго обтягивающие бедра передники, широкие ожерелья. Точные ритуальные функции двух различных статуй не выяснены.

    В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.е. контр рельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных наст. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом - символами власти.

    Рельеф — один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры располагающийся на плоскости и ориентирующийся на нее.

    Время правления V-IV династий - период наивысшего расцвета гробничных рельефов и росписей Древнего царства.
    Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы. Мастаба - современное название гробниц Древнего царства - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. Мастаба включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Наземная часть мастабы имела высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту - стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, и каменный жертвенник, установлений перед ложной дверью. В зависимости от знатности умершего мастаба имела такие дополнительные элементы, как сердаб, в котором помещались стелы, в надземной части могли находиться молельни и верхние камеры, куда захоранивали родственников умершего. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

    Мастаба — наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой

    Следующий этап оформления заупокойного храма - создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера в XXVIII в. до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных
    из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Пирамида Джосера достигала 62 м в высоту. Первоначально вход в нее находился с северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде также с ее северной стороны. У восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной. К югу от пирамиды Джосера обнаружена постройка с такой же планировкой погребальных камер, ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр, здесь также находился комплекс молелен, посвященных царскому юбилею. Здания ансамбля в камне воспроизводили формы деревянной и кирпичной построек: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий. В ансамбле впервые встречаются капители полуколонн в виде стилизованной раскрытой метелки папируса, капители в виде стилизованного цветка лотоса, а также протодорические - с каннелюрами, на самом деле повторяющими в камне связки тростника.

    Полуколонны еще не отделились от кладки стен. Стены залов были декорированы алебастровыми плитами, в некоторых - панно из зеленых фаянсовых плиток, воспроизводящих плетенку из тростника. Решающее значение создание Джосера имело в том смысле, что здания стали расти вверх и камень был определен как главный материал монументального зодчества. Возле пирамиды Джосера ученые нашли обломки его статуи и пьедестал с именем Имхотепа.
    В период IV династии в XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия - от ступенчатой пирамиды к классической. Переходный период отмечен возведением пирамиды Снофру, первого фараона IV династии в Дахшуре, имевшей в высоту более 100 м. При Снофру окончательно сложилась геометрическая форма пирамиды, наклон ее стен чуть более 46 градусов, еще довольно пологий по сравнению с классическими. Формирование канона завершилось созданием пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, сына Снофру, - самая известная из них. Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем ступени пирамиды были заложены камнями и под конец грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. Вызывает удивление и не имеет объяснения тот факт, что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь грубо отесан, не имеет крышки и шире прохода в камеру, т.е. не мог быть занесен в нее после строительства пирамиды. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального ансамбля. От нижнего заупокойного храма вел крытый коридор, по которому участники процессии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора и центрального двора. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. С четырех сторон в углублениях скалы помещались 4 деревянные ладьи, предназначенные для путешествия фараона по потустороннему миру. Вблизи пирамиды находился огромный могильник с масштабами знати и высших сановников. В отношениях высоты и основания пирамиды содержалось число «пи», при высоте в 318 локтей и основании 500 локтей отношение удвоенного основания к высоте отвечало священному для египтян числу. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

    Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Посередине храма возможно находилась статуя фараона, от обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипостиль с монолитными гранитными столбами. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Пирамида Микерина, как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Достигала в высоту 66,5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. В пирамидах Гизы впервые встречаются свободно стоящие колонны с круглыми стволами и четырехгранные.

    Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн. Основу Сфинкса из Гизы составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит.
    На голове Сфинкса надет царский платок, на лбу высечен урей - священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

    Еще один канон египетского храма - «Солнечный храм».
    Огромные затраты на строительство пирамид ослабили страну. Начались смуты, войны с соседями. После распада Египта около XXIII в. до н.э. начинается долгая борьба за его воссоединение. Фиванские правители Юга завершили объединение страны, однако подчинить номархов Среднего Египта им не удалось. В это время возникли местные художественные центры.

    Искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.)
    Расцвет Среднего царства связан с правлением XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними народами и сооружали крепости на границах с Нубией. В эпоху Среднего царства на видные места в государственном управлении
    начинают выдвигаться незнатные люди. Развивается бронзовое производство, возникает производство стекла. Значительные изменения произошли в области архитектуры.
    Происходит переоценка ценностей. В заупокойном культе сильнее ощущается моральных! аспект. Вступающий в мир мертвых должен предстать перед Осирисом.

    В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов - башен с проходом между ними. Создается новый тип капители - с головой богини Хатхор. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. По фасаду и бокам храма, возвышавшегося двумя террасами, проходили портики, на террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны были четырехгранными. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находился вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. От заупокойного к нижнему храму вела дорога, огражденная стенами, вдоль которой были установлены раскрашенные статуи царя.

    Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор, а сбоку от пандуса, ведшего на крышу нижней террасы, - два водоема. Снова возродилось возведение пирамид, но не таких огромных, как прежде. Строительным материалом теперь служил кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом и песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами. В отличие от пирамид Древнего царства эти пирамиды оказались недолговечными.
    При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме и был сооружен погребальный комплекс, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 тыс. кв. м, состоявший из множества залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Колоннады исполняли ведущую роль в оформлении и являлись его характерной особенностью. Архитекторы применяли и новый тип колонн с каннелюрами и прямоугольными абаками. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом» (по тронному имени Алиенемхета III - Ни- матра, по-гречески - Лабира).

    С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание стали уделять передаче возраста. Скульптурные изображения фараонов приобретают реалистические черты. Так, скульптурные изображения фараонов Сенусерта III и Аменемхета III реалистичны: глаза уже поставлены наклонно и глубоко сидят в орбите, лица проработаны. Произошли изменения и в построении рельефов. Их темы стали разнообразнее, так, в рельефах номарха Среднего царства Сенби в Меире в сценах охоты звери изображены среди холмистых пространств пустыни. В рельефах переданы сцены повседневной жизни - сбор папируса, работа ремесленников и т.д.
    Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)

    После изгнания гиксосов столицей Египта вновь стали Фивы, где развернулось колоссальное строительство. Зодчеству этой поры свойственна пышность и декоративная изысканность. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону, почитание которого объединяло в себе и поклонение солнечному божеству Ра. Наибольшее распространение получает тип храма с четким прямоугольным планом, включающим открытый двор,
    обнесенный колоннадой, колонный зал и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или баранами. Вход окаймляли каменные пилоны - сужающиеся кверху в форме трапеции стены, разделенные узким проходом посередине. Перед пилонами возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора по главной оси намечала прямую линию пути в колонные залы, к молельням и кладовым. Стены храмов покрыты монументальными рельефами.
    Архитектура

    К началу Нового царства храм отделяется от гробницы. Храмы Нового царства строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
    Из всех храмов фараонов XVIII династии выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшеп- сут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.

    Еще один скальный храм Нового царства - заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом - вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке - небо со звездами.

    Скульптура претерпела ряд изменений. Женские статуи стали более мягкими и пластичными.
    Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Этот период получил название Телль-аль Амарна.
    Фараон Аменхотеп IV произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону. Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу - Ахетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами (папирусовидными, лотосовидными и пальмовидными), статуи фараона, храм - Дом Атона.

    Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом.

    Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Нефертити показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
    В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.

    Искусство позднего периода (1085-332 гг. до и.э.)
    К концу 1 тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
    В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Устанавливается власть сначала представителей ливийской знати, затем династий Куша, Эфиопии и Ассирии. Борьбу с ассирийцами вели правители западной Дельты. Изгнав захватчиков, они образовали XXVI династию со столицей в городе Саисе.
    Во всех областях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
    Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта.

    Искусство Древнего Египта - собирательное название для произведений живописи, скульптуры, рельефов, архитектуры, некоторых декоративных промыслов, созданных в разные периоды Египта эпохи фараонов. Большой интерес представляют остраконы (или остраки), глиняные черепки, служившие доступным писчим материалом - на них древнеегипетские художники также наносили рисунки.

    Условно искусство можно разделить в соответствии с периодами древнеегипетской цивилизации: искусство Древнего, Среднего и Нового царства. Однако, несмотря на некоторые стилистические отличия между ними, существует и преемственность, проявляющаяся, прежде всего, в верности религиозным традициям.

    Скульптура и чрезвычайно стилизованы, символичны, сосредоточены на и идеализации мира мертвых. Вместе с тем оно характеризуется, с одной стороны, строгой формализацией и канонизацией, с другой стороны, высокой степенью реализма.

    Изначально искусство Древнего Египта создавалось ради религиозных и магических целей. Его символика показывает убеждения и их попытки понять окружающий мир. В религиозном и социальном контексте играли практическую роль, эту материалистичность не просто понять современному зрителю. Например, рельеф на стенах храма, изображающий фараона, подносящего богам дары и уничтожающего врагов Египта, выражал мысль, что фараон выполняет свою главную обязанность - поддерживать порядок во Вселенной. Египтяне верили, что изображения только посредством их существования способствовали тому, чтобы все изображенное происходило в реальности.

    То же можно сказать и в отношении скульптурных изображений, помещенных в храмах и гробницах - они являлись физическими хранилищами для духов. С помощью церемонии «отверзение уст» статуи или становились, как считалось, живыми существами, способными дышать, говорить, принимать подношения. Существуют доказательства, что этот ритуал совершался, начиная со времен Древнего царства и до римского периода. Принципиальным различием между человеком и статуей было то, что статуя обладала вечной жизнью. Поэтому скульптура изготавливалась из прочных материалов - металла, камня, дерева.

    Искусство Древнего Египта предписывало строгий формализм и сложные каноны красоты при изображении богов, царей, людей высокого социального положения. Они могли варьироваться от династии к династии в зависимости от преобладающих социальных структур и властных отношений. Осанка человека или бога в человеческом обличье должна быть прямой. Изображалась фигура стоя или сидя; лицо с увеличенным и расширенным глазом и ноги изображали в профиль, верхняя часть туловища была обращена вперед, бедра - повернуты на три четверти. На изображениях мужчины делают шаг вперед, руки держат сжатыми в кулак. Ноги у женских фигур находятся на одном уровне, руки открыты. Цвет кожи мужчин красновато-коричневый, женщин - желтой охры, следовательно, намного ярче. По самим изображениям невозможно определить, какие именно люди на них изображены. Идентифицировали их только по надписанному имени. По этой причине письменность являлась интегральным аспектом искусства. Создание иллюстрированных знаков фактически само по себе было творчеством.

    Реализм в египетском искусстве преобладает в изображениях природы, растений, животных, а также объектов, связанных с сельскохозяйственной и другой практической деятельностью (судоходство, рыболовство, охота).

    Особенно абстрактны или полны аллегорий иллюстрации сцен из мира богов, космических процессов и загробной жизни. Эта иконография очень сложна для понимания непосвященному зрителю даже при наличии надписей, учитывая и то, что иногда рисунок представляет собой иероглифические надписи. Притом, что все изображенные объекты и предметы вполне конкретны, в разных комбинациях они обретают новый смысл.

    В целом искусство Древнего Мира построено в значительной степени на символике, но если сравнить древнегреческие рисунки с древнеегипетскими на одинаковые темы, например, «Восход солнца», то отличия разительны. На эллинском рисунке, скорее всего, будет изображена колесница, запряженная крылатыми конями, в которой бог Гелиос взлетает на небеса. Лучи его короны (символические лучи солнца) золотят морские воды, в которых резвятся юноши, радостно встречая новый день. Если добавить изображение ещё одного юноши или заменить их нереидами, то смысл изображенного не поменяется. Но если проделать похожее с древнеегипетским рисунком и заменить одно изображение другим, то возникнут другие образы и символы.