Реализм комедии "Горе от ума" Ф.М.Достоевского
По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные.
Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди.
Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.
В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.
Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер.
Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.
Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведениеДраматического писателя должно судить по законам, им самим над собою призванным.
А. С. Пушкин
Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов.
“Горе от ума” явилась комедией исключительной в свете развития русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово - все это сделало комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.
Драматический род литературы требует от писателя особого искусства - практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользоваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее - образ строится из слов и реплик действующих лиц.
В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит “Горе от ума” с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение “сценической комедией”.
Чацкий - герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.
Главный закон, который был признан Грибоедовым, - это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалистическое произведение.
Персонажи “Горе от ума” созданы глубоким наблюдением над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.
Противоречивость характеров и есть тот безусловный эталон реализма, который отличает Чацкого от “добродетельных резонеров дидактической комедии”. Но в его уста Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы. Роль Лизы напоминает служанку из комедии “Женитьба Фигаро” Бомарше, которая устраивает хозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в “Горе от ума” все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, но ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию (“в любви не будет в этой прока”). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России - Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.
В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешается. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самому задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии “Горе от ума” трагичен, тем самым Грибоедов “как бы снимает с себя маску драматурга-классика”.
Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.
Действующие лица в “Горе от ума” кажутся живыми людьми прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.
Как известно, реализм “предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Подобного рода требование и выполняется в полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои - живые люди.
Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые вырабатывал он сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.
Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции - Чадский) - тот, кто в чаду; Молчалин - бессловесный; Фамусов - всем знакомый; Репетилов - повторяющий чужие слова; Тугоуховский - тугой на ухо; Хлестова - хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту. Графиня Хрюмина “замечательна” глухотой, а княгиня Тугоуховская - неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество. Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.
В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сатиры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок,
благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начиная от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.
Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: “У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для писателя есть знакомый не знакомец”. Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве “ведущей силы” враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более “простые” по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы “входят” в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться в центральном образе. Этот прием, судя по всему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизненные типичные ситуации, но под пером драматурга они превращались в широкие обобщения.
К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие - любовная и общественно-политическая - проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.
Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи - столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.
Комедия «Горе от ума» - реалистическое произведение
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.
Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия «Горе от ума» была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем в театре стал Грибоедов.
Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в истории русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово - все это делает комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.
Драматический род литературы требует от писателя особого искусства - практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользоваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее - образ строится из слов и реплик действующих лиц.
В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит «Горе от ума» с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение «сценической комедией».
Чацкий - герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честное, справедливое.
Главный закон, который был признан Грибоедовым, это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалистическое произведение.
Персонажи «Горя от ума» - результат глубоких наблюдений над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.
Противоречивость характера и есть тот безусловный признак реализма, который отличает Чацкого от «добродетельных резонеров дидактической комедии». Но в уста главного героя Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы.
Другое действующее лицо комедии - Лиза напоминает служанку комедии «Женитьба Фигаро» Бомарше, которая устраивает хозяйке любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в «Горе от ума» все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию («в любви не будет в этой прока»). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России: Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.
В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешилось бы. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самим задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии «Горе от ума» трагичен, тем самым Грибоедов «как бы снимает с себя маску драматурга-классика».
Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.
Действующие лица в «Горе от ума» кажутся живыми людьми; прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.
Как известно, реализм «предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Подобного рода требование и выполняется в полной мере грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои - живые люди.
Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые он вырабатывал сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.
Грибоедов-реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции - Чадский) тот, кто в чаду; Молчалин - бессловесный; Фамусов - всем знакомый; Репетилов - повторяющий чужие слова; Тугоуховский - тугой на ухо; Хлестова - хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту: графиня Хрюмина «замечательна» глухотой, а княгиня Тугоуховская - неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество. Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.
В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сатиры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок, благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается и убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, но и для большинства власть имущих, от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По своей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.
Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для писателя есть знакомый незнакомец». Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве «ведущей силы» враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более «простые» по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы «входят» в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться и центральном образе. Этот прием, судя по всему, особенно эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизненные типичные ситуации, но под пером драматурги они превращались и широкие обобщения.
К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных пиний. Причем обе составляющие - любовная и общественно-политическая проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.
Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи - столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».
Черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума»
В конце 1823 года А. Пушкин пишет П. Вяземскому из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны». А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему лицейский товарищ И. Пущин. Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличаются друг от друга, но, как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным, стало стремительно расходиться среди читающей публики. Первая половина двадцатых годов - это, по определению В. Белинского, «последний период французского классицизма в русской литературе».
Впрочем, вряд ли это суждение Белинского можно считать абсолютно исчерпывающим, и, конечно, не случайно это определение литературной эпохи великий критик употребил именно в статье о «Горе от ума». Дело в том, что и проза, и особенно поэзия к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм. К этому времени уже взошла яркая звезда В. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стаи Н. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические стихи периода южной ссылки, но и начал «Евгения Онегина». Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы, преодолевала правила и устои классицизма. Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные потребности времени. Эстетический вкус его был безупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе те черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала XIX века в русской литературе.
Упомянув о «последнем периоде французского классицизма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет всё то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма: во-первых, его комедия была написана «не шестиногими ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни»; во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком »; в-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превратился в пословицу или поговорку»; в-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.
В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии. «Характеры и резкая картина нравов», по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными. Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости или коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия или доверчивости и т. д. Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений. Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?» Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма «времен очаковских и покоренья Крыма», но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом и заботливый отец, и добрый барин. Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?»
Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), ибо его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю или зрителю.
Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «механизма старинной драмы». Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с теми требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: действия, места и времени.
Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие происходит в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес Грибоедова: как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел «главную погрешность» грибоедовской комедии «в плане». Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете «Горе от ума».
Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: значащие имена (Фамусов - знатный, знаменитый, Софья - мудрая, Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о судьбе Чаадаева), монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо к зрителям.
Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной эстетики своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть и их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей. Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексеевна и многие другие дамы, мадам Розье, Левон и Боринька, Татьяна Юрьевна, - именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия. С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Платона Михайловича Горича, Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени - от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов.
«Характеры и резкая картина нравов», по словам Пушкина, не потеряли своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя. И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органичного соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
Проблема жанра. Основные приемы комического
Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно художественным произведением. И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр рассматривал в традициях классицизма не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки - мелочные, пошлые, комичные - и ужаснулась им, и посмеялась над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.
По правилам приличия (как часто забывает о них главный герой!), обратимся вначале к хозяину дома - Павлу Афанасьевичу Фамусову. Он ни на минуту не может забыть о том, что он отец дочери-невесты. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять - вот главная проблема, которая его мучает. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - вздыхает он. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»! Комичен и сам Скалозуб - его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье в товариществе - это когда товарищи перебиты и ему достаются звания. Но вот интересно: Скалозуб, персонаж чисто фарсовый, смешон всегда одинаково. Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Грибоедов делает его смешным по-разному Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоученье Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максим Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексевны» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову - это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего». Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим. И «Горе от ума» - это воистину смешная комедия, это созвездие комедийных типов.
Вот, например, семейство Тугоуховских: чванливая супруга, муж на посылках, не произнесший за время своего сценического присутствия ни одной членораздельной реплики, и шесть дочерей. Бедный Фамусов у нас на глазах из кожи лезет вон, чтобы одну-единственную дочку пристроить, а тут шесть княжон, да к тому наверняка не блещущих красотой. И не случайно, увидев на балу новое лицо,- а им, конечно же, оказался Чацкий (всегда некстати!) - они тут же принялись за сватовство. Правда, узнав, что тот не богат, моментально ретировались.
А Горичи? Разве не комедию они разыгрывают? Наталья Дмитриевна превратила своего мужа, молодого военного, вышедшего недавно в отставку, в неразумное дитя, о котором ну просто необходимо постоянно и назойливо заботиться. Платон Михайлович иногда впадает в некоторое раздражение, но, в общем, стоически сносит этот присмотр, давно уже смирившись со своим унизительным положением.
Итак, перед нами комедия светской жизни современной Грибоедову Москвы. Какую черту, характерную особенность ее автор постоянно подчеркивает? Мужчины находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию - быть главными - и вполне довольствуются жалкой ролью. Замечательно формулирует это Чацкий:
Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей.
Считают ли они ненормальным подобное положение вещей? Отнюдь нет, они вполне довольны. Причем, обратите внимание, как последовательно проводит Грибоедов эту идею: ведь женщины правят не только на сцене, но и за сценой. Вспомним Татьяну Юрьевну, покровительство которой так дорого Молчалину; вспомним финальную реплику Фамусова:
Ах! Боже мой! что станет говорить
Для него - мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких - суд какой-то Марьи Алексевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света. Она и ей подобные - Татьяна Юрьевна, Хлестова, графини бабушка и внучка - создают общественное мненье.
Женская власть,- вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы.
Комедия неизменно взывает не к неким абстрактным представлениям зрителя или читателя о том, как должно быть. Она апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно. Но что же тогда отделяет смех веселый, радостный от смеха горького, желчного, саркастического? Ведь то же общество, над которым мы только что смеялись, привело нашего героя на грань безумия: «От сумасшествия могу ли остеречься?» - говорит он перед тем, как навсегда покинуть дом Фамусова и пуститься по свету. Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического, или, как мы говорили, смеется по-разному.
От действия к действию комизм «Горя от ума» приобретает все более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии, Все герои - не только Чацкий - шутят по ходу пьесы все меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома становился душной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не шутник, который высмеивает всех и вся. А ведь как, казалось бы, свойственно ему смеяться. Потеряв эту способность, герой просто перестает быть самим собой. «Слепец!» - выкрикивает он в отчаянье. Ирония - это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни- это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ побороться с Чацким и прежде всего с его злым языком, ироничным и саркастическим,- сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он - шут и паяц, хотя о том не подозревает. Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, в которой обличает нравы тех, кто «сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма». Роль Чацкого – страдательная, и в этом нет сомнения. Драматический мотив все более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает свое главенство. И в этом также состоит новаторство Грибоедова.
С точки зрения классической эстетики - это непозволительное смешение жанров сатиры и высокой комедии. С точки зрения читателя нового времени - это удача талантливого драматурга и шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и один жанр не отделен от другого глухим забором. Итак, по словам Гончарова, «Горе от ума» - «картина нравов, и галерея живых типов - и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, ...какая едва ли найдется в других литературах».
Точно определил суть комедии ский в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»: комична «...внутренняя пустота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение».
Каковы же приемы комического в «Горе от ума»?
Через всю комедию проходит прием «разговора глухих». Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый кричит о своем, перебивая другого:
Фамусов Ах! Боже мой! Он карбонарий!
Чацкий Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов Опасный человек!
Чацкий Кто путешествует, в деревне кто живет.
Фамусов Да он властей не признает!
Чацкий Кто служит делу, а не лицам...
По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога. И пусть мы согласны со словами и идеями Чацкого, пусть мы искренне осуждаем дремучий эгоизм Фамусова, все равно нельзя не увидеть, как нелеп и комичен этот спор. «В споре рождается истина»,- утверждали древние. Да, но в споре продуктивном, где оппонентов интересует именно истина, а не стремление отстоять свою точку зрения при априорном отрицании чужого мнения. Что, кроме взаимного раздражения, может родиться в споре Фамусова с Чацким?
В третьем явлении третьего действия Чацкий вновь встает лицом к лицу с человеком «фамусовских» убеждений - с Молчалиным. Обратите внимание на принципиальное отличие этой сцены от предыдущей. С Фамусовым Чацкий спорил, даже не желая выслушать собеседника. В разговор с Молчалиным он вступает, стремясь понять его роль в жизни Софьи: «...Неужели Молчалин избран ей!.. Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?»
Итак, хочет его понять, хочет услышать. И - не может. Настолько сильна в Чацком уверенность в себе, в своем уме, в своей силе, в своем - и это главное! - праве судить ненавистный «век минувший», «прошедшего житья подлейшие черты», что не может он объективно оценить окружающее. И даже предыдущий разговор с Софьей не остудил его: Я странен; а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...
Ведь и с Софьей глух был Чацкий, глух и слеп: «Вот я за что его люблю», - говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит».
Сейчас, пытаясь ближе узнать Молчалина, Чацкий заводит с ним беседу. Но о жизни, о мыслях Молчалина в этой беседе - лишь первые реплики. Почти сразу же Молчалин переводит разговор на самого Чацкого. И тот, уверенный в молчалинской глупости, подчиняется, даже не заметив, что он уже не он, а соперник ведет разговор, задает вопросы, комментирует.
Молчалин. Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий. Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин. Как удивлялись мы!.. Жалели вас.
Молчалин издевательски рекомендует Чацкому искать покровительства могущественной Татьяны Юрьевны, служить в Москве, где легко «И награжденья брать, и весело пожить»; советует попридержать язык: «В чинах мы небольших». Но Чацкий не слышит этой издевки, он лишний раз убеждает себя, что его собеседник глуп и мелочен.
Прием «разговора глухих» блистательно сработает в фарсовой сцене общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (IV действие, 20 явление).
И вновь трагедией отзовется он в сцене монолога Чацкого в 22 явлении - монолога самого страстного, о самом наболевшем. Чацкий уже не тот милый, веселый юноша, каким прибыл утром в Москву. Перед нами измученный, растерянный человек:
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, уму от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата...
О чем его монолог? О главном - о России, о его России, где «ни звука русского, ни русского лица», где напыщенное обезьянничанье почитается за ум и воспитанность, а искренняя боль за народ высмеивается. Где нет места ни уму, ни сердцу, ни душе... Он кричит об этом - и... «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Его опять никто не слышал, он обращался к глухим.
Второй основной прием комического, блистательно найденный Грибоедовым,- прием «кривого зеркала». Посмотрим сцену появления Репетилова (IV действие, 4 явление). Как неожиданно: «грянул вдруг, как с облаков», приехал в дом Фамусова Чацкий, так же внезапно, стремительно является Репетилов. И - так же, как Чацкий,- в погоне за химерой, за кем-то, кто его выслушает и поймет... Репетилов безусловно глуп, вздорен, воистину «не в себе». Но - всмотритесь! - как пародийно повторяет он Чацкого. С порога, не разобравшись ни в чем,- кричит он о самом для него главном, открыто, не таясь. Само имя этого персонажа говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного героя (Репетилов от французского слова repeter - повторять.)
Чацкий сознает себя особым: «Я странен...», «Я сам? не правда ли, смешон?» Ему вторит Репетилов: «Я жалок, я смешок, я неуч, я дурак». Чацкий говорит о «нынешнем веке», противостоящем «веку минувшему»,- и Репетилов: о тайных обществах, где толкуют «...о камерах, присяжных, об Бейроне, ну, об матерьях важных...» - то есть о приметах нового времени, социальных преобразований. И так же, как Чацкого, никто не принимает всерьез Репетилова, никто не слушает.
Репетилов - карикатура на Чацкого, беспощадная пародия. Но кривое зеркало, искажая, отражает все же именно того, на кого направлено, выявляя, утрируя, доводя до абсурда его черты, его недостатки и слабости. Как бы ни сочувствовал автор главному герою, как бы ни любил его, взгляд Грибоедова беспощаден. Перед нами не идеальный образ, не образец - но реальный человек, с его силой и слабостью. В этом и состоит главная особенность, суть реалистической комедии. Этот жанр определяется самим взглядом автора на описываемые события, его стремлением не идеализировать героев и их идеи, но отразить их объективно, увидеть их достоинства и недостатки. В реалистической комедии не может быть идеального положительного героя, все ее персонажи в той или иной степени комичны.
К приемам комического, безусловно, можно отнести и прием «говорящих имен». Это один из традиционных приемов мировой литературы, преданный забвению в наше время. До середины минувшего века он был очень популярен. Имя персонажа предполагало его характер, становилось как бы эпиграфом к образу, определяло авторское отношение к герою и настраивало читателя на соответствующий лад. Грибоедов искусно пользуется этим приемом в комедии. Его Тугоуховский действительно глух; Молчалин скрытен и подчеркнуто немногословен; Скалозуб к месту и не к месту острит и хохочет - «скалит зубы». Фамусова соотнесена с латинским словом fama - молва. Таким образом подчеркивает автор одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. В фамилии Репетилова, как мы уже говорили, скрыто французское слово repeter - повторять. Репетилов - повторяющий, говорящий не свои слова, переносчик чужих мнений, суждений и мыслей.
Художественные особенности комедии «Горе от ума»
1. Общественный характер конфликта (предпочтение не любовному, а общественному конфликту: Чацкий – фамусовское общество).
2. Новаторство Грибоедова в развитии реализма (преодоление «трех единств» классицизма; верный показ русской жизни первой четверти XIX века).
3. Показ характеров героев в развитии; создание «типических характеров в типических обстоятельствах».
4. Особенности композиции (простота, ясность композиции, своеобразие концовки).
5. Особенности стиха («вольный стих»).
6. Смелое введение в пьесу живого разговорного языка и умелое соединение его с литературным.
7. Особенности речевой характеристики героев.
8. Знаменитый «разговор глухих» между Чацким и Фамусовым, во время которого они не слышат друг друга.
9. «Говорящие фамилии» персонажей, группировка образов по принципу «кривого зеркала» (Чацкий – Репетилов).
Мастерство и новаторство Грибоедова-драматурга
1. Жанр комедии и его задачи в эпоху Грибоедова. Связь с классицистической жанрово-стилистической теорией.
2. Основные сюжетные схемы комедий в эпоху Грибоедова. Комедии интриги и комедии положений.
3. Начало «Горя от ума» как комедии интриги: заявка на традиционный сюжет борьбы претендентов за руку девушки.
4. Мастерство Грибоедова в использовании традиционной комедийной интриги для раскрытия основного конфликта.
5. Отход Грибоедова от традиций комедии как низкого жанра и наполнение комедии проблемами, связанными с идеологическими, философскими и политическими вопросами.
6. Отход Грибоедова от классицистических принципов изображения человека и создание реалистических характеров в «Горе от ума».
7. Частичное сохранение Грибоедовым классицистических принципов в создании персонажей-амплуа (Лиза) и персонажей - персонификаций пороков (Скалозуб и др.).
8. Отказ Грибоедова от пятого действия как знака благополучной развязки, то есть отход от традиционной комедийной композиции с целью обострения основного конфликта.
9. Мастерство Грибоедова в создании психологических портретов персонажей с помощью художественных деталей.
10. Новаторство Грибоедова в вопросе языка действующих лиц и стиховой организации комедии: отказ от традиционного александрийского стиха и использование свободного ямба, с помощью которого создается образ живой разговорной речи.
Сюжет и композиция комедии «Горе от ума»
Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противуречий с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше, прочих... Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, и все повторяют...» Итак, сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе, от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии. По мысли автоpa, все эти ключевые моменты неразрывно связаны в сюжете, однако историческая судьба грибоедовской комедии и споры вокруг нее, не прекращающиеся и в наше время, по сути дела, касаются вопроса о том, что же все-таки является главным сюжетообразующим элементом в этом удивительном произведении.
А. Пушкин писал: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным, потому не сужу ни приличий, ни завязки комедии Грибоедова. Цель ее - характеры и резкая картина нравов». Стало быть, Пушкин видел в «Горе от ума» прежде всего комедию общественную, политическую, сюжет которой строится на противостоянии Чацкого и враждебного ему общества. Пушкинское понимание сюжета «Горя от ума» подтверждается и дальнейшими его словами из того же письма А. Бестужеву: «Недоверие Чацкого в любви Софьи к Молчалину натурально, и как прелестно. Вот на чем должна была держаться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел, - его воля». Другими словами, Пушкин считает любовную интригу в комедии значительно менее существенной, чем общественную.
Это мнение не должно казаться странным: именно так или почти так восприняли комедию многие современники, и никто не удивлялся, что «Горе от ума» расходится в списках и не может быть ни опубликовано, ни поставлено на сцене. Конечно, столь непростая судьба комедии была прямо и непосредственно связана с резкой сатирой общественных нравов, критикой рабства и непросвещенности, утверждением нравственных идеалов, близких идеологии декабризма. Современники Грибоедова заучивали наизусть знаменитые монологи Чацкого, повторяли крылатые фразы , сразу ставшие пословицами, видели в авторе комедии великого единомышленника, нравственного и политического союзника. Конечно же, в контексте времени смысл «Горя от ума», содержание и сам сюжет прямо связывались с понятием политической сатиры, и для многих эта сторона комедии становилась главной, а порой и единственной. Но в этом случае естественно возникает вопрос: где же завязка общественного конфликта, где его кульминация? По сути дела, равно напряженными по мысли и страсти оказываются все монологи Чацкого, и уже один из первых монологов «А судьи кто?» мог быть расценен как кульминационный, если бы за ним не разворачивалось многоактное и многоплановое действие. Не отрицая огромной общественной силы комедии Грибоедова, нельзя не заметить, что ее обличительная, сатирическая интонация гармонично вплетается в естественное сюжетное движение, где определяющей становится все-таки любовная интрига. При таком понимании сюжета не вызывает удивления трактовка Белинского, который считал, что классическая экспозиция комедии (по Белинскому, интродукция) завершается в момент появления главного героя: «К вам Александр Андреич Чацкий». Читатель к этому моменту уже познакомился с Фамусовым, Софьей, Молчалиным, Лизой, да и о Чацком получил некоторое представление, и вот все главные герои сведены вместе, чтобы вступить в те отношения, которые определят сюжетное движение комедии. При такой трактовке сюжета естественной кульминацией оказывается последняя сцена, во время которой прозревают и Чацкий, и Фамусов, и Софья и вслед за которой следует развязка: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок» (Чацкий) и «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» (Фамусов).
В том-то и состояло искусство Грибоедова, что, положив в основу сюжета любовную интригу, он сумел создать не сентиментальную драму, в центре которой отвергнутый и страдающий герой, а истинно общественную комедию, где этот отвергнутый и непонятый возлюбленный становится главным обвинителем и обличителем косных и отживших общественных правил.
Но в таком прочтении сюжета опять-таки остается одна загадка. Грибоедов писал Катенину: «Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший». В статье «Сюжет «Горя от ума» Ю. Тынянов резко подчеркивает неслучайность того обстоятельства, что этот «кто-то» - Софья. Она не названа по имени, а представлена как безличный представитель общества, «кто-то». Из приводимых далее Грибоедовым четырех реплик с осуждением Чацкого только одна принадлежит Фамусову, а три - Софье. Замечательный знаток и исследователь творчества Грибоедова, Ю. Тынянов утверждает, что самым сильным местом в сюжете комедии является «рост и развитие выдумки о сумасшествии Чацкого». Дойдя в анализе текста до знаменитой реплики: «Он просто якобинец, ваш Чацкий!» - Тынянов констатирует: «Выдумка превращается в донос». Конечно, такое толкование сюжета чрезвычайно интересно и помогает понять, насколько непростым является знаменитое грибоедовское произведение, ставшее хрестоматийным и представляющееся порой совсем несложным.
Думается, что при анализе сюжета «Горя от ума» важно учитывать все те элементы, которые не отделены, не оторваны друг от друга, а существуют в неразрывной связи и вместе образуют замечательный сюжетный рисунок «Горя от ума».
В композиции комедии важно отметить не только те очевидные моменты, которые являются классическими: деление пьесы на действия к явления, гибкость и интонационное многообразие поэтического текста, множество внесценических персонажей, расширяющих пространственно-временные границы комедии, но и своеобразную расстановку действующих лиц, позволяющую говорить об интересе Грибоедова к романтическому искусству. В «Горе от ума» нет противоборствующих групп персонажей, а есть Чацкий и противостоящее ему общество. Это общество представлено очень колоритными и очень разными фигурами: Фамусов и Молчалин, Хлестова и Скалозуб, Тугоуховские и Горичи, Репетилов и господа N. и Д. Но все они антиподы главного героя. Как известно, романтический герой всегда одинок, и Чацкий как нельзя более соответствует этой модели героя. Можно подумать, что именно о нем вспоминал И. Тургенев, когда писал свою рецензию на перевод «Фауста»: «Он не предается ничему - он всё заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает. Он романтик - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности».
Это определяющее композицию одиночество героя особо подчеркнул и сам Грибоедов: «Его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих». Поставив в центр комедии одинокого, непонятого молодого человека, вложив в его уста не только пылкие признания в любви, но и резкие обличения в адрес общества, Грибоедов добился той гармонии, того единства, которое, по словам Белинского, «в мире искусства является высшим достоинством художественного произведения».
Метод и герой
Грибоедов был одним из первых русских драматургов, обратившихся к реалистическому методу. Это позволило ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. И легкий, казалось бы, жанр комедии дал возможность художнику-реалисту коснуться глубочайших проблем общественной жизни и раскрыть их без излишнего пафоса, свойственного трагедий, но сохраняя истинный драматизм реального бытия современного мира.
В качестве материала пьесы Грибоедов, взял самую обыденную жизнь: обычный московский дворянский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами. Но для того, чтобы показать скрытые пружины этой рутинной жизни, ее истинное лицо, нужен взрыв, необходимо появление героя «из иного мира», с иными жизненными принципами. И тогда в доме, где жизнь расчислена по календарю, появляется Чацкий - с его непочтительностью, дерзостью, страстной искренностью, попирающей все святыни фамусовского мирка. В своей запальчивости он коснется всех, затронет интересы каждого - и вызовет «скандал в благородном семействе», спровоцирует необходимый автору взрыв, заставит остальных героев пьесы сбросить маски. Чацкий оказывается одновременно и участником драмы, и судьей, ведь он не только осуждает устои фамусовского мира, но и провозглашает идеологию нового времени, «века нынешнего». Поэтому главный герой грибоедовской комедии, помимо роли влюбленного и благородного героя, играет и роль резонера. Это непременное амплуа классического театра: один из положительных героев, человек честный и добрый, должен выражать авторские идеи, его гражданскую позицию. Чацкий, кроме всех прочих своих обязанностей, должен был принять на себя и эту. Отсюда и утомительная длина его обличительных монологов, которые тормозят развитие драматического сюжета. Классический герой-резонер должен был выходить на авансцену и «вещать», в сюжете же активного участия он не принимал. Чацкий одновременно и резонер, и активный «деятель» сюжета (поэтому Чацкого часто гримируют под Грибоедова). Так, противоречия в образе главного героя - не только противоречия его натуры, но и особенность проявления нового метода в литературе.
Но все это не помешало автору отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала XIX века. Грибоедов показал наиболее актуальный конфликт, в этом также сказалось его особое социальное чутье: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего XIX и начала XX веков.
Итак - современный материал, современный конфликт и современный герой, выражающий самую актуальную в то время - вольнолюбивую - тенденцию русского общества. Кроме этих признаков реализма в комедии Грибоедова можно выделить следующие; построение пьесы на основе двух сюжетных линий; отсутствие крупных переломных событий, определяющих развитие действия; отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала.
Чтобы лучше понять, в чем здесь реалистическое новаторство, поговорим немного о классицизме, царившем в начале прошлого века в русском театре.
Прежде всего классицизм требовал соблюдения «трех единств»: единства времени, места и действия. Грибоедов в «Горе от ума» нарушает главное требование - требование единства действия. Оно было основным, ибо классицизм опирался на убеждение, что превыше всего в человеке ценится его гражданственность. Чацкий, будучи героем-гражданином, не исчерпывается этим, он - страстный, искренний, влюбленный - ничем не напоминает ходульных положительных героев классической драмы. В «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.
В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений комедии и определяют ход действия.
Отказ Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан,- важнейшее свойство его комедии. Реализм не признает однозначных финалов: ведь в жизни все слишком сложно, у каждой ситуации может быть много непредсказуемых завершений и продолжений. Поэтому «Горе от ума» не закончено логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент, когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума».
«Горе от ума» - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах и дядя Кузьма Петрович:
Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Образ Чацкого, напротив, - это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя! -
раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н., г-н Д., 1-я княжна, 2-я княжна и т. д.
Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: толи Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н. упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.
Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! –
Молчалины блаженствуют на свете! -
говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:
Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва»
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
В чем заключается общественно-политическое и литературное значение художественного произведения?
Для чего художник создает произведение? Только ли для того, чтобы зеркально точно отразить жизнь, общественную борьбу? Конечно, нет. Он сам принадлежит к определенной социально-политической группе общества. Сознательно или бессознательно, желает или не желает, но писатель является участником общественной борьбы. Его оружие - художественное слово. Автор хочет, чтобы его произведения утверждали определенные идеи, разоблачали идеологию противников.
Чтобы раскрыть общественно-политическое значение художественного произведения, надо
а) коротко охарактеризовать историческую обстановку, в которой создавалось произведение, т. е. указать годы его создания, основные политические группы того времени и вопросы, по которым шла борьба, определить мировоззрение и общественную позицию автора;
б) показать, как отразилась общественная жизнь, ее главные вопросы в изучаемом произведении, т. е. к каким общественно - политическим группам относятся герои произведения, какую оценку дает им автор, кому и в чем помогало произведение.
Решая вопрос об общественно-политическом значении «Горя от ума», можно наметить примерный план темы:
1. Два политических лагеря в русской жизни 20-х годов XIX века:
а) реакционное дворянство - защитники самодержавно-крепостнического строя;
б) декабристы - передовая, революционная группа общества.
2. Близость к декабристам.
3. Прогрессивное значение «Горя от ума»:
а) широкая и правдивая картина жизни 20-х годов XIX века;
б) резкое обличение «века минувшего»;
в) декабристская программа Чацкого.
Подлинно художественное произведение продолжает жить и оказывать воздействие на последующие поколения. Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский чрезвычайно высоко оценивали комедию Грибоедова. Белинский писал: «Вместе с «Онегиным» Пушкина «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении этого слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Герцен в середине XIX века подчеркивал революционный смысл комедии. Для Чернышевского «Горе от ума» было одной из самых любимых книг. М. Горький указывал, что образы грибоедовской комедии вышли далеко за пределы изображаемой автором эпохи.
Уже давно исчезли с лица русской земли фамусовы и молчалины, скалозубы и репетиловы, но встречается еще и бездушно-бюрократическое отношение к людям и делам, и трусость, и низкопоклонство, и карьеризм, и пустозвонство. Значит, комедия интересна не только тем, что позволяет увидеть жизнь людей в прошлом, но и тем, что помогала и помогает поколениям читателей распознавать отрицательные качества, которые живут в современниках. А если помогает распознавать - значит, помогает бороться!
Чтобы определить литературное значение произведения, необходимо ответить на такие вопросы:
1. Черты какого литературного направления являются основными, определяющими в произведении? Насколько, широко и правдиво отражена в нем жизнь, жизненны ли характеры?
2. Каковы роль и особенности языка произведения, его персонажей?
3. Какое влияние оказало произведение на современную ему литературу?
Черты классицизма .
Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.
А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.
Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправдано. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день прожить успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватизмом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и конфликтом. Особняк Фамусова является в комедии символом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все московские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произведении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжетными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требований не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, торжества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.
Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского "fama" - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от "repeter" - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами "говорить", "слышать", "повторять", "молчать", что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан определенный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.
Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персонажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характеристики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.
Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, наполняя их социально-психологическим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отношению к привычному стилю изображения - классицизму.
Черты романтизма .
Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.
Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.
Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.
Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.
Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.
Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.