Шпаргалка: Оратории Йозефа Гайдна. Ваша речь - ключ к процветанию! Гайдн оратория времена года история создания

Страница 6 из 6

Величайшими, сохранившими до наших дней свое значение, вокальными сочинениями Гайдна являются его оратории. Еще в 70-х годах Гайдном была написана небольшая оратория «Возвращение Товия», Но наиболее замечательные, монументальные произведения его в жанре оратории созданы в конце творческого пути: это - две большие оратории.

«Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801), написанные после пребывания в Лондоне и под впечатлением генделевских ораторий.
Однако идейная сущность ораторий Гайдна уже иная: как было сказано выше, не идея героического подвига во имя спасения народа привлекла его (так это было в ораториях Генделя на библейские темы), а идея радости и счастья бытия человека на фоне расцветающих сил природы. Поэтому в ораториях Гайдна большую роль играют жанрово-бытовые элементы и изобразительность.
Либретто оратории «Сотворение мира» написано венским вельможей бароном ван Свитеном на сюжет поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», в свою очередь заимствованный из известного библейского мифа о сотворении мира.
В оратории три части: в первых двух частях повествуется о постепенном творении мертвой и живой природы (неба, звезд, воды и суши, растений, животных и человека); третья часть рассказывает о счастливой, безмятежной жизни первых людей Адама и Евы в земном раю. Несмотря на то, что текст оратории пронизан славлением бога, в музыке оратории нет ничего религиозного. Она носит светский, народный характер и очень жизнерадостна, напоминая тем самым музыку «Лондонских» симфоний и квартетов Гайдна. Основное в ней - воспевание могучей, наливающейся жизненными соками природы, а также апофеоз человеческого счастья, показанного идиллически в образах Адама и Евы.
В музыке много программной изобразительности, хотя подчас и наивной, но яркой и образной. Так, уже оркестровое вступление к оратории, рисующее хаос, господствовавший в мире до начала творения, носит изобразительный характер: обилие хроматизмов, диссонирующих задержаний, тональных отклонений, создающих впечатление ладовой неопределенности,- все это сообщает музыке ту импровизационную свободу, которую можно в данном случае объяснить особым* стремлением Гайдна - изобразить нечто беспорядочное, неорганизованное.

В начале оратории есть другой яркий пример изобразительности. Внезапная перемена лада (До мажор после до минора) и динамики (fortissimo после pianissimo) создает контраст тьмы и ярко вспыхнувшего света (на слова хора: «И господь сказал: «Да будет свет». И был свет»).

Можно привести ряд других примеров изобразительности (водные потоки, рычание льва, прыжки тигра, бег оленя, ржание коня, ползанье червя), но, разумеется, не только в них дело.

Главное в музыке оратории «Сотворение мира»- человек, радостно воспринимающий расцвет природы, ее могущество и красоту.
Либретто оратории «Времена года» написано также бароном ван Свитеном по одноименной поэме английского писателя Джеймса Томсона. В ней изображается сельская крестьянская жизнь, полевые работы, красивые пейзажи лугов и лесов. В оратории Гайдна четыре части, соответственно временам года: весна, лето, осень, зима. При общем единстве замысла и стиля каждая часть имеет свой характер, свой колорит. Как и в оратории «Сотворение мира», и здесь много звукописи: изображение в музыке звуков грозы, охоты, крика петуха, плесканья рыбок, кваканья лягушек, стрекотания кузнечика и т. д. Но эта изобразительность не заслоняет основного: вся музыкальная драматургия оратории - это вдохновенный гимн человеческому труду; люди в труде находят счастье и смысл жизни - плоды, принесенные трудом, дают повод к радости и веселью.
Эта идея оратории вполне соответствует образному строю музыки Гайдна с ее народно-крестьянской тематикой, с ее искрящимся весельем. Но в оратории проводится и философская мысль, выраженная в заключительных ее номерах: подобно тому, как времена года сменяют друг друга, так и в человеческой жизни чередуются юность (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Наступает неизбежный конец. Но достойная жизнь приносит человеку счастье. Крестьянская жизнь представлена в этом произведении хорами поселян, земледельцев и охотников и партиями трех солистов: старого пахаря Симона (бас), его дочери Ганны (сопрано) и молодого крестьянина Луки (тенор), влюбленного в Ганну. Большую роль играют оркестровые вступления к каждой части, имеющие программные заголовки.
Так, вступление к первой части (Весна) носит название: «Вступление изображает переход от зимы к весне». Это - яркая симфоническая картина, написанная в форме сонатного аллегро (Vivace) с коротким четырехтактным величественным вступлением (Largo). Vivace, не имеющее самостоятельного заключения и сливающееся с первым речитативом, носит характер беспокойный, драматический,- еще не установилась светлая весна, еще чувствуется дыхание суровой зимы с ее бурями и метелями. Этот характер создается минорным ладом (соль минор), быстрым темпом, частыми ладотональными отклонениями, обилием уменьшенных гармоний. Такова главная партия.

Побочная партия, интонационно связанная с главной, более светла по колориту благодаря мажорному ладу (параллельный мажор), более мягкой динамике, прозрачной оркестровке, тональной устойчивости.

Медленный темп, тяжелый, ступенчатый, словно с препятствиями, подъем мелодии, хроматизмы, остановки с акцентами сфорцандо на хроматических звуках,- все это дает картину еще не рассеявшегося сумрака ночи, когда с трудом сквозь туман пробиваются солнечные лучи, когда человек не пришел еще в состояние бодрствования.
В целом вторая часть оратории заключает в себе особый, по своему законченный замысел: изображение летнего дня в деревне от восхода солнца и утренней зари до наступления вечера.
Вступление к третьей части (Осень) передает «радость земледельца, снявшего с полей обильный урожай». Музыка народного характера вводит в мир радостных чувств и определяет колорит всей части.

Короткое вступление ко второй части (Лето), как указано самим Гайдном, «изображает приближение утреннего рассиета»:
«Осень» - наиболее веселая и жизнерадостная часть оратории. Это-не та унылая пора года, когда падают желтые листья с деревьев, когда идет непрерывный дождь, когда дни становятся короткими и уже чувствуется дыхание зимних холодов.
Нет, в оратории Гайдна это ранняя «золотая» осень с хорошим урожаем хлебов, с фруктами и виноградом, с лесной охотой, с праздником в честь урожая. Поэтому и вступление носит столь жизнерадостный характер.
Контрастом ко всему предшествующему является оркестровое вступление к четвертой части (Зима), изображающее «туманы и мглу надвигающейся зимы». Это вступление меланхолично, полно грустного чувства, что выражено минорным ладом (до минор), медленным темпом, секундовыми «вздыхающими» нисходящими интонациями, задержаниями, хроматизмами.
Здесь важно не столько самое изображение природы, сколько передача того грустного настроения, которое возбуждает в человеке унылый, однообразный зимний пейзаж, т. е. сочетание картинности, пейзажности с психологическим переживанием.
Хоры в оратории разнообразны и их появление и характер обусловлены как общим колоритом каждой части, так и динамикой драматургического развития. Много в них изобразительных элементов.
Светлой и ясной музыкой в духе хороводной песни хор земледельцев приветствует весну в первой части оратории.

Светлая лирика этого хора переходит в последующих хорах в радостное возбуждение, которое растет, ширится все больше и больше. Природа оживает, звери и букашки вместе с людьми радуются свету и солнцу. Все это яркими красками, с большой силой выразительности передано в хоровых номерах с участием солистов, - вплоть до мощной хоровой фуги, завершающей первую часть оратории. Тема фуги благодаря широким интервалам и чеканному ритму носит величественный характер.

Среди хоров второй части (Лето) выделяются гимн солнцу и хор «грозы». Простыми, но чрезвычайно выразительными средствами изображает Гайдн постепенный восход солнца, обливающего землю ярким светом (№ 12).
В вокальных партиях и в оркестре появляются хроматически восходящие интонации, постепенно увеличивается количество голосов, происходит усиление общей звучности от piano до fortissimo.
Все это непосредственно переходит в мощный и радостный гимн солнцу для хора и трех солистов.

Внезапно оркестр обрушивается мощным потоком звуков. В оркестре все бурлит и клокочет. Тремоло литавр изображает раскаты грома, свистящие фигуры флейт - блеск молний:

Хор «грозы» - это яркая изобразительная картина, достигающая симфонических масштабов. Хору этому предшествует контрастирующий с ним эпизод - речитатив Симона, Луки и Ганны, в котором рассказывается о затишье в природе перед грозой (№ 18). Все замерло в напряженном ожидании; неподвижны листья деревьев, надвинулись черные тучи, стало темно и жутко. В оркестре применены очень тонкие изобразительные приемы: едва слышная дробь литавр изображает отдаленный раскат грома, возвещающий приближение грозы; отрывистые аккорды pianissimo (pizzicato-струпных) с паузами - наступившую тишину. Вместе с тем эта изобразительность имеет глубоко психологический смысл: в музыке чувствуется напряженное ожидание чего-то неотвратимого.

На фоне этой грандиозной симфонической картины «разорванные», возбужденные возгласы хора передают чувство смятения, охватившее людей при виде страшной разбушевавшейся стихии.
Вся хоровая сцена завершается двойной фугой, в которой Обе темы звучат одновременно: одна тема хроматически нисходящая и замкнутая в пределах октавы, другая тема волнообразная, беспокойная.
Их сочетание в быстром темпе (Allegro) и в «драматической» тональности до минор создает образ беспокойства и тревоги.

Но буря успокоилась, снова засияло ласковое солнце, снова в природе наступила блаженная тишина.
В одноименном по мажоре светло и спокойно заканчивается эта замечательная хоровая картина, предвосхищающая знаменитую «Грозу» из «Пасторальной» симфонии Бетховена. В ясный и приветливый колорит второй части оратории хор «Грозы» вносит драматический контраст.
В третьей части (Осень) центральными по значению являются хор охоты (№ 29) и заключительный хор веселой пирушки (№ 31). В хоре охоты четыре валторны изображают звуки охотничьих рогов.

К ним присоединяются форшлаги струнных, имитирующие лай собак.

Быстрые пассажи шестнадцатыми передают бег оленя, В отдельных моментах хоровые партии имитируют звуки рогов.

Обращает на себя внимание крайне редкий для музыки XVIII века случай: этот номер начинается в Ре мажоре и кончается в Ми-бемоль мажоре. Повышение в середине номера всей

тональной сферы на полтона имеет выразительный смысл: энтузиазм охоты растет и достигает более высокого напряжения.
В хоре, завершающем третью часть оратории, изображается народный праздник после хорошего сбора урожая. Выкатываются бочки вина, звенят молодые голоса, раздаются песни, молодежь затевает пляску. Свистят флейты, гремят барабаны, гудит волынка. И все это сливается вместе, образуя большую хоровую сцену, полную жизни и огня. В основе этой сцены простая в народном духе мелодия, многократно повторяющаяся в разных вариантах и образующая рефрен всей сцены.
Танцевального характера музыка, громкая динамика, полифонические сплетения голосов хора создают впечатление безудержного необузданного веселья, могучего разлива жизненных сил.
В оратории «Времена года» отдельные действующие лица (партии солистов) получают свою индивидуальную и вместе с тем разнообразную характеристику, лирический образ влюбленного юноши Луки, женственно-мягкая и лукавая Ганна, умудренный жизненным опытом старый крестьянин Симон. Эти характеры раскрываются преимущественно в ариях.

Так, в арии Луки из второй части оратории (№ 15 Largo) выражено лирическое чувство, вызванное созерцанием летнего дня. В арии Ганны (№ 16, 17 - речитатив Росо adagio, Allegro assai) -радость и душевный покой при видецветущей природы, густых ветвей деревьев, журчащего ручья, душистых трав. Ария Ганны построена по типу развитых оперных арий: ее образуют речитатив типа accompagnato, медленная, лирическая, задумчивая часть и оживленная часть с виртуозными пассажами.
В отличие от оперности первой арии Ганны, ее две арии с хором в четвертой части оратории (Зима) представляют собой простые песни в народном духе. В теплом уютном домике собрались крестьяне и крестьянки и коротают время в мирной беседе и работе. Ганна вместе с подругами прядет и поет песню (№ 38). В оркестре все время изображается монотонное жужжание прялки. Песня состоит из ряда варьированных куплетов, исполняемых солисткой, с неизменным рефреном хора.

В следующей песне Ганны, тоже сопровождаемой хором (№ 40), рассказывается смешная история о богатом кавалере, пожелавшем объясниться в любви молодой крестьянке, но одураченном ею. Песня имеет народный характер и близка по музыке финалам некоторых инструментальных сочинений Гайдна.

Хор реагирует на этот рассказ репликами и смехом. Особенно остроумен конец этого номера, когда в мужских голосах и в оркестре внезапно врывается в ясную соль-мажорную тональность ля-бемоль (вторая низкая ступень) fortissimo, что создает впечатление громкого хохота мужчин, крайне довольных веселым рассказом.

Характеристика Симона дана в трех ариях.

Его ария из первой части (Весна)-это песня пахаря, идущего за плугом.В оркестровое сопровождение песни включена тема второй части симфонии Гайдна Соль мажор № 94 (см. прим. 103). Вторая ария Симона (из Лета) изображает пастуха, зовущего стада в поле.
Третья ария и следующий за ней речитатив, терцет и двойной хор, заключающий всю ораторию, переводят из бытового в философский план. Они говорят о смысле человеческой жизни, проходящей те же стадии, что и природа в течение года. В соответствии с этим содержанием текста в музыке нет прежних непосредственных связей с народно-бытовой песенностью. Начальная медленная часть арии Симона (Largo), полная глубокого раздумья, напоминает некоторые медленные части симфоний или квартетов венской классической школы.

Как в медленной, так ив быстрой части (Allegro molto) вокальная партия часто приобретает речитативный характер, создавая совместно с оркестровой партией единый нераздельный образ. Оптимистическая, жизнеутверждающая идея оратории получает свое завершение в мощном заключительном терцете и двойном хоре с финальной фугой.

Огромно творческое наследие Гайдна. Далеко не все его произведения сохраняют в настоящее время свою жизнь. Многое устарело и принадлежит лишь прошлому. Но лучшие произведения Гайдна способны и сейчас доставлять высокое художественное наслаждение миллионам слушателей. Народность и демократичность, неисчерпаемая изобретательность в пределах относительно скромных технических средств, жизнерадостность, оптимизм, остроумие и высокое художественное мастерство - залог их долговечности.
Влияние Гайдна на последующее развитие музыкального искусства было велико. Под воздействием Гайдна в значительной степени развивалось творчество молодого Бетховена, не говоря уже о Моцарте. От музыки Гайдна протягиваются нити к творчеству выдающихся мастеров второй половины XIX и начала XX века, так или иначе связанных с Веной и с народно-бытовой музыкой Австрии, - таких, как Брамс и Густав Малер. Это особенно относится к жанрово-народным элементам в их музыке.
И советские композиторы не прошли мимо Гайдна. Не подлежит сомнению, что шаловливые, «озорные» образы в некоторых произведениях Прокофьева и Шостаковича с их неожиданными, остроумными «выходками» тоже восходят к Гайдну. Примерами могут служить «Классическая симфония» Прокофьева, финал из его же 7 симфонии, или 9 симфония Шостаковича. Музыка Гайдна пережила века, ибо в ней с большой силой художественной убедительности выражена любовь к жизни, радость земного бытия.



Рефератстудентки 518а группы

Денисенок Натальи.

БУК 2000/>Гайдн Франц Йозеф - австрийский композитор. Один из основоположников венской классической школы. Наряду с К.В.Глюком иВ.А.Моцартом определил характерные черты этой школы - оптимистическое утверждение жизни - отражение действительности в развитии - диалектическое соотношение образной многогранности и целостности содержания. Все это содействовало расцвету симфонии, сонаты, квартета, сонаты. В творчестве Гайдна эти жанры занимают центральное место. Им написано 104 симфонии,52 сонаты для фортепиано, большое количество концертов и камерных ансамблей для различных составов. Выдающийся вклад внес Гайдн своими вокально – симфоническими произведениями, в том числе ораториями “Сотворение мира” (1798) и ”Времена года” (1801). В них Гайдн продолжиллинию лирико – эпической оратории, намеченную еще Г.Ф.Генделем. Знакомство с творчеством Генделя было одним из самых сильных впечатлений,вынесенных из поездок Гайдна в Лондон (1791 – 92, 1794 – 95). Гайдна роднит с Генделем стремление к воспроизведению в музыке картин природы.Присущий Гайдну яркий колорит, восприимчивость к жанрово – бытовым впечатлениям придали его ораториям непривычную для того времени сочность, рельефность, национальную характерность. Особенно это отчетливо проявляется в оратории “Времена года”, написанной на бытовой сюжет. Идеализация народного быта несколько сглаживает динамичность высказывания Гайдна, но не снижает общего художественного уровня, тем более, что в рядеразделов оратории Гайдн тяготеет к философской трактовке содержания. Такойподтекст присутствует в последней части оратории “Времена Года”, в которойнамечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека, воркестровых эпизодах и во вступлении к оратории “Сотворение мира “.

Оратория:история и теория жанра.

Оратория (от итальянскогоoratoria, от латинского oro – говорю, молю) крупное музыкальное произведение для хора, солистов – певцов и симфонического оркестра, написанное обычно на драматический сюжет, но предназначеннное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория появляется почти одновременно с кантатой и оперой (на рубеже 16 – 17 веков) и по своей структуре близка к ним. Предшественниками оратории были средневековые литургические представления (9-14 века). Они сопровождались пением и полностью подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 века такого рода представления вырождаются. В 1551 году были основаны молитвенные собрания Филиппо Нери, имевшие название конгрегация ораториума. Их целью являлось распространение вероучения вне храма. Два отделения собрания разделялись проповедью. Повествование вел рассказчик в виде псалмодии, а хор исполнял духовные песнопения –лауды (жанр бытовой-духовной песни 14 века). Выражение ”ходить в ораторию” употреблялось на ровне с выражением ”ходить в церковь”.Вскоре сами представления стали называться ораториями. Оратория противопоставлялась мессе, приобретая все более светские концертные черты. В 1600 году появляется первая оратория ”Представление о душе и теле” Эдуардо Кавальери. Она представляла собой попытку совместить духовное содержание и новые светский жанр оперы. В музыкальной ткани первой оратории соединились хоровые мадригалы и речитативы с аккомпанементом оркестра. В Италии 17 века имели место два типа оратории: 1) вульгарная (простонародная) 2) латинская. Вульгарная берет начало из молитвенных собраний Филиппо Нери. Она строится на основе итальянского поэтического текста. Главными представителями этого жанра являлись: Каччини, Страделла, Анерио. Латинская оратория вобрала традиции литургической драмы, соединив ее с гомофонным стилем. Расцвет латинской оратории - творчество Кариссими (1605-1674). Им было создано 16 ораторий, в том числе ”Иевфай”, ”Суд Соломона”, ”Валтасар”. Кариссими соединяет хоровые полотна с арией lamento. Учениками Кариссими были Шерпантье во Франции, Скарлатти в Италии. Классический тип оратории создал Г.Ф. Гендель в Англии в 30-40-x годах 18 века.Ему принадлежат 32 оратории: среди них ”Самсон” (1741), ”Мессия” (1740) –на библейские сюжеты; ”Геракл” (1747) - на мифологический; ”Веселость,задумчивость и умеренность” (2740) – на светский сюжет. Оратории Генделя-монументальные героико-эпические произведения, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Главное действующее лицо оратории- народ, в связи с этим велика роль хора. Ария в ораториях Генделя по содержанию различна, но чаще лирического характера, как бы ”от автора”. Форму оратории создают ария, ансамбль, речитатив, хор чередуясь,сопоставляясь. Особое место в истории жанра занимают ораториикомпозиторов венской классической школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творческого метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В.А. Моцарта”Кающийся Давид” (1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы. Йозеф Гайдн явился создателем светской лирико-созерцательной оратории. Народно –бытовая тематика, поэзия природы,мораль труда и добродетели претворены в ораториях Гайдна ”Сотворение мира” (1797) и ”Времена года” (1800). Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 веках, в 19 веке в эпоху романтизма оратория утрачивает монументальность и героическое содержание, становится лирической. В современное время оратория получает широкое развитие как монументальный концерт, вокально-симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого общественного значения.

Место и значение оратории втворчестве Гайдна.

В огромном и многообразном творческомнаследии Гайдна хоровая музыка занимает значительное место. Им написано 14месс, мадрегал для хора и оркестра, известный под названием “Буря”, “Stabat Mater”, хоровое сочинение “7 слов Спасителя на кресте” итри наиболее значительных произведения – оратории “Сотворение мира”, ”Временагода”, ”Возвращение Товия”.

Музыка Гайдна демократична по самому своему существу. Нетак уж часто прибегая к прямому цитированию народных напевов, композиторбуквально пропитал свои сочинения народно-песенными элементами во всем ихжанровом разнообразии. Сочинения Гайдна пронизаны интонациями австрийских ивенгерских песен и танцев.

Непосредственное, эмоциональноевосприятие композитором сельского быта и природы, наблюдательность ихудожественная интуиция позволили ему создать впечатляющие музыкальные картины.При этом изобразительность музыкального языка многих сочинений Гайдна никогдане воспринимается натуралистически. Это яркая звукопись, врезающаяся в память.С особенной полнотой эти черты проявились в двух гениальных ораториях:”Сотворение мира”, ”Времена года”. В “Письмах о прославленном композитореГайдне” Стендаль, уделяя ряд страниц описанию своих впечатлений от ораторииГайдна, говорит об изобразительности его музыки, как об одном из примечательныхмоментов. ”Гайдну всегда будет принадлежать первое место среди мастеровпейзажа” – пишет Стендаль.

Оратории Гайдна были созданы впослелондонский период, в последние годы жизни композитора. Непосредственнымповодом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя, которыепроизвели на Гайдна неизгладимое впечатление.

Оратория ”Времена года” былазакончена в апреле 1801 г. и тогда же исполнена в Вене. Пожалуй, ни однопроизведение не приносило Гайдну такого триумфального успеха. ”Времена года” –последняя и самая яркая кульминация творчества музыканта, за которой начинаетсяугасание его гения.

Текст оратории “Времена года” (как итекст ”Сотворения мира”) был написан бароном ван Свитеном (на основеперевода с английского и обработки материалов тетралогии поэм Джеймса Томсона ”The Season” 1726-1730). Согласно воспоминаниям современников,Гайдн жаловался на то, что текст ”Времен года” недостаточно поэтичен ивынуждает его иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается.Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором.

Оратория ”Времена года” - произведение обобщенно-философского содержания: Гайдн раскрыл в ней своепредставление о самых значительных проблемах бытия, о человеке и окружающем егомире, о главных ценностях жизни. В таком подходе к жанру оратории композиторследует сложившейся традиции, прежде всего традиции Генделя. Однако самосодержание гайдновского произведения было ново, впервые в истории жанра онобращался к народным образам, рисовал картины деревенской природы,крестьянского быта. Важнейшая образная сфера произведения – мир природы.Картины природы, совершающей свой годовой цикл, получают у него не толькокрасочно-живописное, но и философское толкование.

Музыкальный язык ораторий близокязыку зрелых симфоний Гайдна. Композитор и здесь опирается на народно-жанровыйтематизм. Вместе с тем тяготение к описатальности и картинности мышленияпроявились в использовании приемов звукоизобразительности, в красочностиоркестровой палитры. Картинность, програмная описательность становится здесьгосподствующим принципом музыкального письма. Этот принцип получит развитие вдальнейшем творчестве Бетховена (в Шестой ”Пасторальной симфонии”), позже в 19веке - в программно-описательном симфонизме Берлиоза.

Оратория Гайдна связала прошлое(генделевскую традицию) и будущее. Она со всей полнотой выразила настоящее.


Литература.

1. А. Альшванг ”Иосиф Гайдн”. ”Музыка”1974 г.

2. Ю. Кремлев “Путь Гайдна”. ”Музыка”1975 г.

3. Ю. Кремлев “Йозеф Гайдн”. ”Музыка”1980 г.

4. Д. Локшин “Зарубежная хороваялитература”. “Музыка” 1966 г.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

Заказать написание уникльной работы

Й.Гайдн.Оратория «Времена года»

Особое место в наследии Гайдна принадлежит ораториям - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). Непосредственным поводом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя, которые произвели на Гайдна неизгладимое впечатление.

Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста. Непосредственное, эмоциональное восприятие композитором сельского быта и природы, наблюдательность и художественная интуиция позволили ему создать впечатляющие музыкальные картины. При этом изобразительность музыкального языка многих сочинений Гайдна никогда не воспринимается натуралистически. Это яркая звукопись, врезающаяся в память. С особенной полнотой эти черты проявились в двух гениальных ораториях: "Сотворение мира", "Времена года".

Оратория "Времена года" была закончена в апреле 1801 г. и тогда же исполнена в Вене. Пожалуй, ни одно произведение не приносило Гайдну такого триумфального успеха. "Времена года" - последняя и самая яркая кульминация творчества музыканта, за которой начинается угасание его гения.

Текст оратории "Времена года" (как и текст "Сотворения мира") был написан бароном ван Свитеном (на основе перевода с английского и обработки материалов тетралогии поэм Джеймса Томсона "The Season" 1726-1730). Согласно воспоминаниям современников, Гайдн жаловался на то, что текст "Времен года" недостаточно поэтичен и вынуждает его иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается. Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором.

Оратория "Времена года" - произведение обобщенно-философского содержания: Гайдн раскрыл в ней свое представление о самых значительных проблемах бытия, о человеке и окружающем его мире, о главных ценностях жизни. В таком подходе к жанру оратории композитор следует сложившейся традиции, прежде всего традиции Генделя. Однако само содержание гайдновского произведения было ново, впервые в истории жанра он обращался к народным образам, рисовал картины деревенской природы, крестьянского быта. Важнейшая образная сфера произведения - мир природы. Картины природы, совершающей свой годовой цикл, получают у него не только красочно-живописное, но и философское толкование.

Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.

Оратория написана для хора, оркестра и трех солистов. Это старый пахарь Симон (бас), его дочь Ганна (сопрано) и влюбленный в нее молодой крестьянин Лука (тенор). Оркестр довольно большой, в его составе струнные, 2 флейты плюс флейта piccolo, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота плюс контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, треугольник, бубен.

Драматургия оратории строится на неторопливой смене контрастных картин. Четырем временам года соответствуют 4 части оратории – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», каждая из которых имеет свой колорит. Все части состоят из ряда номеров, общее их количество 47. Из них 13 хоров (это хоры поселян, пахарей, охотников), 6 ансамблей (главным образом терцетов), 10 арий. Кроме этого есть речитативы и оркестровые номера.

В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звуко-изобразительных приемов.

Весеннее настроение царит в хоре «К нам, к нам, весна!» (№2), с плавной непритязательной мелодией в народном духе, и в арии Симона «Веселый пахарь на поля выходит и поет» (№4), где в оркестре звучит тема медленной части симфонии №94, «Сюрприз». Большой речитатив и ария Ханны «Привет тебе, деревьев сень» (№16—17) напоминает развернутую оперную сцену с контрастными по темпу двумя частями и виртуозной вокальной партией. Хор «Ах! к нам близится гроза» (№19) драматичен: яркие звуко-изобразительные эффекты (молния, гром, вихрь, ливень) подчеркивают душевное смятение. Немало изобразительных деталей и в №20, терцете с хором «Но вот уходят тучи вдаль»: крик перепела, стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, удары колокола, но характер его — умиротворенный, светлый. В центре 3-й части — картина охоты. Ария Симона «Зеленый луг манит, зовет» (№27) содержит последовательное описание погони за дичыо, внезапной стойки охотничьего пса, взлетевшей птицы и ее падения на землю после громкого выстрела. Хор земледельцев и охотников (№29) сопровождают переклички 4 валторн, подражающих охотничьим рогам. Финалом этой самой жизнерадостной части служит деревенская пирушка — хор «Гайда, гайда, вот вам вино» (№31), где шумные возгласы сменяются непритязательным танцем под звуки сельских инструментов. Оркестровое вступление к 4-й части, с неустойчивыми гармониями, хроматизмами, замедленным развитием, «рисует густые туманы, с чего начинается зима». Две песни Ханны с хором различны по характеру. Первая, на слова немецкого поэта второй половины XVIII века Бюргера «Ну, жужжи же, прялка» (№38) — с мелодией в народном духе и подражающим монотонному жужжанию прялки аккомпанементом. Вторая песня, «Раз к честной девушке пристал богатый, знатный франт» (№40) — настоящая комическая сценка, диалог крестьянки и влюбленного дворянина с возгласами и смехом хора. Ария Симона «Взгляни сюда, о человек!» (№42) — мрачный философский монолог, построенный на декламационных фразах, прерываемых паузами. Терцет и двойной хор «Встает великая заря» (№44) — финальный марш-гимн, полный радости и надежды; величавая фуга, украшенная звонкими юбиляциями, завершает ораторию.

Музыкальный язык ораторий близок языку зрелых симфоний Гайдна. Композитор и здесь опирается на народно-жанровый тематизм. Вместе с тем тяготение к описательности и картинности мышления проявились в использовании приемов звукоизобразительности, в красочности оркестровой палитры. Картинность, програмная описательность становится здесь господствующим принципом музыкального письма.

Самый яркий номер оратории "Времена года" - Гроза. Сцена написана в сложной двухчастной форме, в которой первая часть - одночастная строфическая сквозная форма не контрастного типа, а вторая написана в форме четырехголосной фуги с хором.


Заказать написание уникльной работы

Состав исполнителей: Симон, пахарь (бас), Ханна, его дочь (сопрано), Лукас, молодой крестьянин (тенор), крестьяне, охотники (хор), оркестр.

История создания

1799-1800 годы ознаменовались новыми свидетельствами широкого признания 67-летнего Гайдна. 19 марта 1799 года в Вене состоялось первое публичное исполнение оратории «Сотворение мира», вызвавшее настоящее столпотворение и принесшее композитору чистый доход в 4088 гульденов 30 крейцеров. Знаменитое лейпцигское издательство Брейткопф и Гертель предложило опубликовать полное собрание его сочинений, и в первые месяцы 1800 года вышло несколько томов с портретом композитора. Тогда же в Вене были изданы партитура «Сотворения мира» и переложение для квинтета самых красивых отрывков. В марте Гайдн по приглашению наместника Венгрии дирижировал «Сотворением мира» в Пеште, а 24 декабря оратория прозвучала в Париже. В честь этого события была выбита медаль с портретом композитора на одной стороне и звездной короной на другой; адрес Гайдну подписали 142 участника парижской премьеры.

Успех оратории побудил ее либреттиста ван Свитена взяться за сочинение нового либретто. Готфрид ван Свитен (1733-1803), барон, дипломат, композитор-любитель и смотритель императорской придворной библиотеки в Вене, был увлеченным пропагандистом ораториальных произведений Баха и Генделя. Во второй половине 1780-х годов для устройства концертов в частных домах он организовал из 12 богатых аристократов Вены общество «Ассоциированных». Знаток английского языка, переводчик на немецкий ораторий Генделя и первоначального текста «Сотворения мира», основанного на поэме Джона Мильтона, ван Свитен и для второй оратории Гайдна избрал английский источник. Это были 4 поэмы «Времена года» (1726-1730) родоначальника английского сентиментализма Джеймса Томсона (1700-1748), пользовавшиеся большой популярностью во всей Европе. Описание сельской природы в ее непрестанных изменениях от первых дней весны до метелей зимы, мирные пейзажи, оживляемые севом, сбором винограда, охотой, деревенской пирушкой, - все было ново и вызывало восхищение и подражание в Германии, Франции, России. Ван Свитен включил в текст оратории также 2 песни современных немецких поэтов Кристиана Феликса Вайса и Готфрида Августа Бюргера и ввел мотивы псалмов №3, 15 и 24 в финале.

Работа Гайдна с либреттистом омрачалась спорами и ссорами, композитор жаловался на непоэтичность текста и необходимость иллюстрировать совершенно неподходящие понятия, например, трудолюбие. Хотя, по собственным словам, Гайдн был «прилежным человеком всю свою жизнь, но ему никогда не приходило на ум изложить прилежание нотами». То же касалось кваканья лягушек, по поводу которого Гайдн оставил колкие замечания на полях либретто. Ван Свитен мечтал о дальнейшем сотрудничестве: он хотел «обработать для Гайдна один трагический и один комический сюжет, дабы убедить весь мир в том, что гений Гайдна всеобъемлющ». Однако этим планам не суждено было осуществиться - «Времена года» оказались последним произведением Гайдна, вершиной и итогом его творчества. Не в библейском, а в простом житейском сюжете об обычных людях Гайдн наиболее полно выразил свое мироощущение, свою философию, понимание смысла жизни и предназначения человека, включенного в круговорот природы. Как и она, он переживает весеннее пробуждение, летний расцвет, осеннюю зрелость, как и она, погружается в зимний сон; все бренно, все проходит. Но это не порождает ни у Гайдна, ни у его героев уныния: дети природы, они поют гимн земле, труду, любви, вину и, наконец, добродетели. В награду за трудолюбие и добродетель человеку открываются небесные врата, и Божья рука ведет их туда, где царит вечная весна.

Сочинение музыки продолжалось до апреля 1801 года. 24 апреля состоялась премьера новой оратории в том же венском дворце князя Йозефа Шварценберга, где впервые было исполнено «Сотворение мира». «Времена года» пользовались таким успехом, что на протяжении недели прозвучали еще дважды, а месяц спустя, 29 мая 1801 года, прошла публичная премьера в Большом зале Венского Редута.

В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных приемов; богатство номеров - здесь встречаются разнообразные хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и двойным хором. 44 номера равномерно распределены по 4 частям - «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Весеннее настроение царит в хоре «К нам, к нам, весна!» (№2), с плавной непритязательной мелодией в народном духе, и в арии Симона «Веселый пахарь на поля выходит и поет» (№4), где в оркестре звучит тема медленной части симфонии №94, «Сюрприз». Большой речитатив и ария Ханны «Привет тебе, деревьев сень» (№16-17) напоминает развернутую оперную сцену с контрастными по темпу двумя частями и виртуозной вокальной партией. Хор «Ах! к нам близится гроза» (№19) драматичен: яркие звукоизобразительные эффекты (молния, гром, вихрь, ливень) подчеркивают душевное смятение. Немало изобразительных деталей и в №20, терцете с хором «Но вот уходят тучи вдаль»: крик перепела, стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, удары колокола, но характер его - умиротворенный, светлый. В центре 3-й части - картина охоты. Ария Симона «Зеленый луг манит, зовет» (№27) содержит последовательное описание погони за дичыо, внезапной стойки охотничьего пса, взлетевшей птицы и ее падения на землю после громкого выстрела. Хор земледельцев и охотников (№29) сопровождают переклички 4 валторн, подражающих охотничьим рогам. Финалом этой самой жизнерадостной части служит деревенская пирушка - хор «Гайда, гайда, вот вам вино» (№31), где шумные возгласы сменяются непритязательным танцем под звуки сельских инструментов. Оркестровое вступление к 4-й части, с неустойчивыми гармониями, хроматизмами, замедленным развитием, «рисует густые туманы, с чего начинается зима». Две песни Ханны с хором различны по характеру. Первая, на слова немецкого поэта второй половины XVIII века Бюргера «Ну, жужжи же, прялка» (№38) - с мелодией в народном духе и подражающим монотонному жужжанию прялки аккомпанементом. Вторая песня, «Раз к честной девушке пристал богатый, знатный франт» (№40) - настоящая комическая сценка, диалог крестьянки и влюбленного дворянина с возгласами и смехом хора. Ария Симона «Взгляни сюда, о человек!» (№42) - мрачный философский монолог, построенный на декламационных фразах, прерываемых паузами. Терцет и двойной хор «Встает великая заря» (№44) - финальный марш-гимн, полный радости и надежды; величавая фуга, украшенная звонкими юбиляциями, завершает ораторию.