Социальная культура общества кратко. Тезаурус понятия социально-культурная деятельность

Социально-культурная деятельность - это процесс, который направлен на формирование условий для самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением и прочим. Менеджер принимает участие в формировании удовлетворительной среды и инициатив населения в области досуга, в решении задач религиозной, историко-культурной, экологической сферы, проблем семьи и детей, используя своеобразные формы и методы.

Признание и общественное положение действий в большей степени зависят от уровня разработанности теоретических основ, раскрывающих цели, предмет, функции, закономерности. Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов. Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других разных возрастов. Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом. При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением, оздоровлением и прочим, учитываются потребности и

Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение. Так, предварительная продуманность после определения задач, анализ той ситуации, в которой будет происходить действие, выбор средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере.

При рассмотрении основных черт особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.

Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий,

Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

4. Отраслевая структура социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

Жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

Бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

Здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

Управление и планирование народного хозяйства;

Отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

Обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

5. Ремонт техники.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

8. Образование.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКС включает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

· воспитание человека.

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

В разделе на вопрос что такое социально-культурная деятельность? заданный автором Проставить лучший ответ это Сфера возможного трудоустройства:
туристско-экскурсионные и культурно-досуговые учреждения
турфирмы
турбюро
гостиницы различных форм собственности
государственные органы управления туристской отраслью
продюссерские центры
центры современного искусства
кино- и видеоцентры
дансинг-холлы
казино
аквапарки
элитные клубы
игровые центры
концертно-зрелищные мероприятия
коммерческие и некоммерческие организации
службы по информационному обеспечению
отделы маркетинга культурно-досуговых учреждений различного профиля

Ответ от Европейский [гуру]
В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер. 90-х годов) До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т. е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название СКД. СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.


Ответ от Виктор Неудахин [эксперт]
СКД это в первую очередь призвание и если именно это движущая сила то о зарплате сдесь речи нет, к стати она маленькая. да и где в нашей стране виданно что за организацию досуга, постановку праздников, и прочую муть котрая связанна в основном с работой с детьми и подростками что тоже не елегко и приятно платили большие деньги. исключение составит тот случай если только получать заказы не от садов и детских лагерей (ныне оздоровительных комплексов) а к примеру от администрации. тогда все будет в шоколаде! о постановке каких либо театральных действий думать не стоит это совсем другое!