Субкультурные направления. Странные и необычные субкультуры мира

Готов и панков помнят все, а многие и сами ими были – тогда, в нашем навеки утраченном 2007. А что насчёт современных подростков? Рассказываем, кто ещё, кроме хипстеров, задаёт тон в поколении 2010-х.

Чем мы отличаемся?

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком мы их знаем, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, или ).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером ты обсуждаешь с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеваешь кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто тебя не осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий

А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы». Тем не менее, попробуем разобраться, что ещё не успело отмереть.

Ванильки (ванильные)

Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях. Во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь.

Распространённый образ «ванильной» девушки

Вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества. И, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров.

Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк)

«Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями – наверняка вы видели не одну подобную картинку. В отличие от субкультур прошлого, им не надо заморачиваться с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов вконтакте. А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Если ванильки считают подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Все твои таланты сводятся к поеданию пиццы, просмотру сериалов и сну? Отлично, ты принят в эту компанию.

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумных шуток, интересных образов и глубоких мыслей вы там, скорее всего, не найдёте. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей.

Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете

Корейская волна

Корейская волна – это субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» придумали в Китае, куда эта волна, закономерно, докатилась гораздо раньше. Видели, как какая нибудь ваша знакомая репостит на стену картинку с несколькими не различимыми для неподготовленного взгляда азиатскими лицами и подписью «Кто-то такой милый! А кто-то опять его обижает! Ничего, кто-то им покажет!»? Это именно оно.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Основная форма проведения досуга - тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор.

Хиппи. Литературно-художественно-публицистический журнал «Хиппилэнд» - это издание о хиппи и для хиппи, а также для всех тех, кто духовно близок их культуре и эстетике. «Хиппилэнд» - это проза и поэзия, графика и фотографии, философия и телеги, хайрастая хроника и фенеплётство, музыка - от рока до фолька и средневековья, Рэйнбоу и Толкиен, хипповые фестивали и «университет», «преданья старины хипповской» и «автостопный блюз», а также многое другое.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) - это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы - убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения - марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы - красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков - «Нет будущего!». Философия панков - философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ - стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки - самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам - видимо, от безделья.

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика - пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Эмо - сокращение от «эмоциональный» - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик - отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развитомго социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей - покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще - равнодушное. Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.

Яппи - молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» - успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином - это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, - это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется.

Хакеры - компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий - компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Экстремалы - те, кто любят жизнь как никто другой, но готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы.

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Паркур - это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur - человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Основатель паркура - Давид Белль.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х гг.

Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» - по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны.

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера - пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах - только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок - «Ангелы ночи», «Ночные волки».

Ролевики. Ролевые игры - заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный - и поверить в него.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) - автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных - очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков - Зиланткон (от татарского Зилант - мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч - деревянный или текстолитовый - не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Историческая реконструкция - довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х гг. и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования.

Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки.

Граффити. Слово граффити - итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро - при помощи баллончиков с краской, изредка - маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы.

Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов, как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag - дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро, оставляли вот эти тэги для того чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов...

Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура.

Так же как и у любого искусства у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей - как своих, как и из мультфильмов и комиксов.

вс, 04/10/2015 - 13:36

Панки с разноцветными ирокезами и серёжками во всех местах, брутальные длинноволосые металлисты, обвешанные цепями, мрачные дети ночи, именуемые себя готами, а также добродушные хиппи, посылающие всем лучи добра – всё это представители всем известных субкультур, которые каждый хотя бы раз в жизни видел на улице или хотя бы в интернете. Но есть множество интересных и малоизвестных течений, о которых вы наверняка даже не догадывались, о них и пойдёт речь в продолжение статьи.

Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы - для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч - для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины. Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ - в том числе денег на модные вещи. Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать». Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски. Самое радикальное движение - мамба: по сравнению с ними гангуро - лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler - «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla. Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения b[ более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно. На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни : казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE - «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо - юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета - черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты - как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном - в эмигрантских семьях США. Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак». Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда - золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан - это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости. В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают. Субкультура зародилась совсем недавно - в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга - и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

1950-е годы

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги » — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения.

Такое молодежное движение совсем не одобрялось советским государством. «Стилягам» вменялось «поклонение перед Западом», они всячески преследовались и порицались властями, а потому такая субкультура скоро прекратила свое существование.

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

В конце 1979 года появляется советская хипповская субкультура, получившая название «Система ». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя как панков им металлистов, так и не очень законопослушных люберов.

1986 год

Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими и носят название «альтернативных ».

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультуры Время зарождения Особенности
1960 Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
1960 Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки 1970 Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы 1970 Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
1980 Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры 1980 Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи 1980 Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры 1990 Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.