Тарифные методы регулирования торговли. Тарифные методы регулирования международной торговли



1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

Под таможенным тарифом понимается:

    систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

    По направлению движения товара (по объекту обложения):

    экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    По способу установления (взимания):

    адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

    специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

    комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

    альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

    преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

    Классификация тарифов по направлению действия:

    сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

    преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

    дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования



C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.


Введение

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

Таможенные тарифы;

Нетарифные ограничения;

Формы стимулирования экспорта.

Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

1.Регулирование внешней торговли

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

    обеспечение экономического роста;

    изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

    выравнивание структуры платежного баланса;

    обеспечение стабильности национальной валюты;

    сохранение политической и экономической независимости страны;

    обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм :

    протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

    либерализации , связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство ) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденция. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики , предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма . Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Но развиваются и тенденции протекционизма:

    Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран.

    Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

Промышленно развитые страны используют:

    прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);

    экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);

    страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы :

    тарифные ограничения (таможенные пошлины);

    нетарифные ограничения.

2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды - нетарифные.

Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложе­ний - менее 10%, а квотированных - менее 25% импорта.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    фискальную;

    протекционистскую;

    балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортныхцен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представленне об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость товара - нормальная, скла­дывающаяся на открытом рынке между независимым про­давцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи тамо­женной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.

В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспор­тировки до порта назначения и цену страхования.

В Российской Федерации таможенный тариф основы­вается на принятой в международной практике системе клас­сификации товаров.

Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом опре­деления таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.

При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:

    расходы по доставке товара до места ввоза;

    расходы покупателя;

    цена сырья, материалов и т. д., предоставленных по­купателем продавцу для производства экспортного товара;

    лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель дол­жен осуществлять в качестве условия продажи импорт­ных товаров;

    доход продавца от последующих перепродаж, пе­редачи или использования импортируемых товаров на тер­ритории РФ.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможен­ного обложения товаров по мере роста степени их переработ­ки - применяется в целях защиты национальных произво­дителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен ры­нок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

В результате введения любой страной тарифа возника­ют, экономические эффекты перераспределения (эффекты до­хода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).

Эффект дохода - увеличение доходов бюджета: про­исходит перемещение доходов из частного сектора в госу­дарственный.

Эффект передела - перераспределение доходов от по­требителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты - экономические потери страны, воз­никающие в результате необходимости внутреннего произ­водства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.

Эффект потребления возникает в результате сокраще­ния потребления товара из-за роста его цены на внутрен­нем рынке.

Для большой страны характерен эффект условий тор­ говли - перераспределение доходов от иностранных про­изводителей в бюджет этой страны в результате улучше­ния условий торговли.

Импортный тариф оказывает потенциальное воздей­ствие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективно­сти внутреннего производства по сравнению, с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только боль­шая страна может повлиять на уровень мировых цен и обес­печить себе некоторый экономический эффект за счет улуч­шения своих условий торговли. В любом случае необходи­ма оптимальная ставка тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - это уровень тари­фа, обеспечивающий максимизацию национального эконо­мического благосостояния.

Данная ставка всегда относительно невелика. Оптималь­ный тариф ведет к экономическому выигрышу одной стра­ны и к потерям мировой экономики в целом, так как он слу­жит перераспределению доходов от одной страны к другой.

Страны могут использовать тарифную квоту - раз­новидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пре­делах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определен­ного объема импорт облагается по более высокой, сверх­квотной ставке тарифа.

Сторонники тарифов обосновывают их введение не­обходимостью защиты неокрепших отраслей националь­ной промышленности, стимулирования отечественного про­изводства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что та­рифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торго­вым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экс­порта и сокращают занятость.

Административной формой нетарифного государствен­ного регулирования торгового оборота являются количе­ственные ограничения, включающие квотирование (кон­тингентирование), лицензирование и добровольное огра­ничение экспорта.

Квота - количественная мера ограничения экспорта
или импорта товара определенным качеством или суммой
на определенный промежуток времени.

По направленности квоты делятся на экспортные и им­портные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обес­печения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные - установленные в рамках глобальной кво­ты, носящие временный характер.

Лицензирование - это регулирование внешнеэко­номической деятельности через разрешения, выдаваемые
государственными органами на экспорт или импорт това­ра в установленных количествах за определенный проме­жуток времени.

Лицензии могут быть разовыми - сроком до 1 года на одну сделку; генеральными - на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными - на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).

Механизмы распределения лицензий разнообразны: аук­ционы; система явных предпочтений - закрепление за фир­мами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.

Добровольное ограничение экспорта - количе­ственное ограничение, основанное на обязательстве ограни­чить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.

Существует множество методов скрытого протекциониз­ма, в их числе: технические барьеры - требование соблюде­ния национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных ком­понентов (устанавливает долю продукта, произведенного на­циональными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Наиболее распространенными финансовыми метода­ми торговой политики являются субсидирование, креди­тование и демпинг.

    Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дис­криминацию импорта. Субсидирование национального про­изводства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.

    Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.

В рамках ВТО признанной основой международной тор­говли является режим наибольшего благоприятствования.

Заключение

Мировое хозяйство - наиболее динамичная область экономики. Однако Россия еще недостаточно "встроена" в систему международного разделения труда и международной торговли.

Рыночная реформа открыла перед Россией возможность всестороннего включения в мировое хозяйство. Но чтобы приспособиться к законам мирового рынка, их надо прежде всего изучить, понять, чем руководствуются в своей практике наши экономические партнеры, каковы принципы деятельности многообразных международных экономических организаций.

Защитой национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего таможенное регулирование товаропотоков.

Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифны и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству.

Список литературы

    Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симонов, О.А. Лыкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.

    Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. - М.: ТК Велби, 2003. - 552 с.

    Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734 с.

    Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Николаевой И.П. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 575 с.

Регулирование внешней торговли (4)Реферат >> Экономика

Союза. 1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли По сравнению с тарифными методами , наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения...

  • Государственное регулирование внешней торговли , понятие, методы регулирования . Внешнеторговая по

    Реферат >> Экономика

    ... регулирование внешней торговли Государственное тарифное регулирование внешней торговли Секретариат Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве методов государственного регулирования внешней торговли рассматривает тарифные и нетарифные ...

  • Нетарифные методы таможенного регулирования , сущность и классификация, количественные ограничени

    Контрольная работа >> Таможенная система

    3. Классификация нетарифных методов регулирования .....................................8 4. Административные меры..................................................................................11 5. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли ...

  • Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно слабеет . В послевоенный период входе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х годов до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (см. гл. 9) он составил около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла, что связано со значительным расширением форм и мер нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время насчитывается не менее 50. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К началу XXI в. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим перед Всемирной торговой организацией стоит задача постепенно отменить количественные ограничения, т.е. провести так называемую тарификацию (замену количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

    Нетарифные меры, применяемые во внешнеторговой политике, многообразны, причем их роль по мере снижения таможенных тарифов не уменьшается, а возрастает. Наиболее распространены те, которые направлены на прямое ограничение импорта:

    • квотирование;
    • лицензирование;
    • добровольные ограничения экспорта;
    • технические ограничения;
    • антидемпинговое законодательство.

    Особое значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.

    Квотирование

    Это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений.

    Глобальная квота, на долю которой приходится две трети всех случаев, устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается.

    Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты учитываются встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

    Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты.

    Квотирование вводится для сбалансирования внешней торговли и , регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

    Лицензирование

    Эта нетарифная мера в международной торговле отличается большим разнообразием. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара.

    Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии.

    Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

    Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда дву- мя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).

    Составным элементом лицензирования является контингентирование т.е. установление государством централизованного контроля над вызовом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия торгового баланса.

    Добровольные количественные ограничения

    С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения , когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Уже заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозы применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

    В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может служить добровольное ограничение российского экспорта в США неочищенного урана и стали.

    Технические барьеры

    В числе мер нетарифного ограничения в зарубежной практике значатся специальные требования к импортным товарам, устанавливаемые для обеспечения безопасности и охраны природной среды, роль которых сегодня значительно возросла. Они предполагают соблюдение таможенных формальностей — технических стандартов и норм, требований к упаковке и маркировке товаров, нормативов санитарного и ветеринарного контроля. Сами по себе эти формальности необходимы и нейтральны, но они могут быть сформулированы таким образом, что либо становятся барьером на пути определенных товаров, либо служат целям дискриминации по отношению к отдельным странам.

    Одна часть технических барьеров представляет собой запрет или ограничение импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы). Другая часть включает расширение протекционистских мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха. Наконец, последняя связана с качеством товаров, и эти технические барьеры защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении, что относится прежде всего к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, пищевым продуктам, детским товарам. Многие страны приняли законы, предусматривающие суровые санкции в отношении поставщиков импортных товаров, которые обязаны информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетке о всех возможных рисках, связанных с потреблением товара.

    Для защиты национальных производителей государство одновременно с ограничением импорта предпринимает меры, направленные на поощрение экспорта. Одна из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей - экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря таким субсидиям экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

    Особенности отраслевой защиты национального производителя

    Даже наиболее в подавляющем большинстве практикуют очень жесткий аграрный протекционизм; показательно, что в благополучных западноевропейских странах уровень таможенного обложения ввозимых сельскохозяйственных товаров сейчас выше, чем в России. Уже на этапе создания и в первые годы деятельности ГАТТ — организации, призванной, как известно, обеспечить либерализацию мировой торговли, — эти страны договорились, что их аграрный сектор остается в основном за пределами ее компетенции. Во всех иных серьезных ситуациях, когда национальные интересы и/или национальные законодательства приходили в противоречие с международными торговыми нормами, эти государства, как правило, находили возможности для компромиссного решения. В результате за рамки «свободной» (все с теми же оговорками) международной торговли было выведено немалое число товаров и отраслей. Многие из них получили государственную поддержку в виде торговых ограничений либо субсидий, но лишь на сравнительно небольшой срок, который необходим отечественным фирмам для структурной перестройки и приспособления ктребованиям мирового рынка, а потом вновь вступили в открытую конкурентную борьбу — это так называемый воспитательный протекционизм. Другие все еще находятся под защитой государства.

    Самая защищенная отрасль — сельское хозяйство. Помимо щедрого субсидирования производства, в том числе в странах с очень благоприятными климатическими условиями для развития этой сферы экономики, в довольно широких масштабах ограничивается импорт и дотируется экспорт сельскохозяйственных товаров (табл. 8.3).

    Таблица 8.3. Структура внутренней поддержки сельского хозяйства, %

    К мерам «зеленой корзины» поддержки национального сельхозпроизводителя по положениям ВТО относится создание государственных продовольственных запасов; прямые выплаты производителям, не связанные с производством сельхозпродукции; страхование; компенсация потерь от стихийных бедствий; выплаты по программам зашиты окружающей среды; выплаты по программам регионального содействия сельхозпроизводителям и др.

    К мерам «желтой корзины» относится целевая поддержка сельхозпроизводителей, выплаты из расчета площади сельхозугодий; субсидии на средства производства; льготные кредиты.

    К мерам «голубой корзины» относятся меры, поощряющие сокращение сельхозпроизводства (например, в странах ЕС).

    Уже более трех десятилетий под опекой государства находятся текстильная и швейная отрасли. На основе соглашений о добровольном квотировании экспортерами своих поставок США ограничивали ввоз продукции этих отрасли из 28 стран, ЕС — из 19, Канада — из 22, Норвегия — из 16, Финляндия — из 7 и Австрия — из 6 стран. Позже от этих ограничений, установленных ЕС, пострадала Россия, несмотря на довольно скромные размеры своих поставок соответствующей продукции.

    В привилегированном положении давно находится в Западной Европе черная металлургия, и это уже коснулось интересов России. США, ограждая своих производителей от демпинга и субсидируемого экспорта, до 1993 г. практиковали ограничение импорта черных металлов и проката на основе все тех же добровольных обязательств, полученных ими от 17 стран, а с 1993 г., когда эта система была отменена, они ввели антидемпинговые и компенсационные пошлины на ввоз этих товаров примерно из такого же количества стран. Изменилась, таким образом, только форма защиты, а не ее суть.

    В разное время в западных государствах вводились ограничения на импорт легковых автомобилей, нержавеющей стали, станков, самолетов, бытовой электроники, химических товаров, обуви, кожаных изделий.

    Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером, поскольку этот вид пошлин нейтрализует экспортные субсидии. Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса. Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты. Импортные депозиты - это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.

    Демпинг

    Распространенной формой конкурентной борьбы на является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может быть, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует свой доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается того же результата путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

    Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостный, и экономический ущерб.

    Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Такая пошлина назначается не автоматически: она взимается только после расследования на предмет подтверждения факта демпинга и, что важно, — выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

    Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера. Постоянные выглядят наиболее серьезной мерой, применение которой приводит к значительным потерям экспортера, а возможно, и к его полному уходу с рынка.

    Наряду с перечисленными антидемпинговыми мерами используется и такая, когда экспортер принимает на себя обязательство по соблюдению минимального уровня цен («нормальной стоимости») или по ограничению количества поставляемого товара.

    Однако проблема антидемпинговых мер в мировой практике продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы — недостаточно эффективными. Так, среди десятков антидемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в Министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

    Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении таких экспортеров.

    Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции. К их числу относится торговое эмбарго - введение государством запрета на ввоз в какую- либо страну или вывоз из нее товаров, причем, как правило, по политическим мотивам. Но экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить и коллективный характер, например когда они вводятся по решению ООН.