Урок литературы. Cочинение «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Важную роль в романе играет образ Элен, холодной свет­ской львицы. Ее красота, искусство с молчаливым достоинст­вом держать себя в свете очаровывают Пьера. Не обладая бо­гатым внутренним миром, Элен благодаря лести вскоре обретает репутацию обворожительной женщины. Рисуя порт­рет героини, Л.Н. Толстой подчеркивает повторяющуюся де­таль - открытые плечи, очень оголенные, белые, полные. Пи­сатель не жалеет эпитетов, чтобы подчеркнуть холодную, чисто физическую красоту графини Безуховой. Улыбка у нее однообразно красивая. И в этом однообразии угадывается не­искренность.

Видя, что Элен глупа, он понимает, что брак не принесет ему счастья, но князь Василий, все родные и знакомые из его окружения всячески подталкивают его к женитьбе. И тот в конце концов идет у него на поводу. О том, что Пьер соверша­ет ошибку, он понимает после первого же поцелуя.

Рассказывая о том, как готовится этот брак, и о том, как развиваются дальнейшие отношения супругов, Л.Н. Толстой убедительно показывает, что в светском обществе любовь, подлинные человеческие чувства не являются определяющи­ми при вступлении в брак. Главным аргументом здесь являют­ся связи, богатство. Подобный же вывод можно сделать из рассказанной автором истории сватовства Анатоля Курагина к Марье Болконской. Им движет лишь желание поправить свои дела. Старый Болконский, желая оградить дочь от ошибки, от­крывает ей на это глаза: «Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать…». Рассуди­тельная Марья дает отказ Курагину. Жесткий торг за приданое ведет Берг, делая предложение Вере (старшей дочери в семье Ростовых).

На фоне женских образов второго и третьего планов ярко прописан образ главной героини романа - Наташи Ростовой. Впервые она предстает на страницах произведения в день именин еще совсем юной: «Черноглазая, с большим ртом, не­красивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными руками и маленькими ножками в кружевных панта­лончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Шаловливая Наташа мила своей непосредственностью, но Л.Н. Толстой не раз еще подчеркивает ее некрасивость. Для него важна, прежде всего, душевная красота. Красивые Вера и Элен холодны душой. Их лица не освещает улыбка. Княжна Марья же, как и Наташа, болезненна и некрасива, но у нее глубокие и лучистые глаза: «как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них». Марья религиозна, спо­собна на самоотверженную любовь. Ее душевную тонкость хорошо иллюстрируют противоречивые переживания героини по поводу смерти своего отца: с одной стороны, она скорбит об этом, а с другой - радуется своему неожиданному осво­бождению от его тяжелой в психологическом плане опеки и одновременно ужасается этой радости. Княжна переосмысли­вает свое отношение к любовнице отца m-lle Bourienne, разде­ляя с ней свое горе.

Мучительно винит себя Марья за то, что, может быть, в последние минуты жизни отца упустила что-то важное, что он хотел бы ей сказать. Эти рассуждения писателя подчеркивают важность каждого сказанного нами при жизни слова.

На примере портрета княжны Марьи в церкви, когда она молится после известия о Бородинском сражении, Л.Н. Тол­стой показывает, как облагораживает черты лица тонкая ду­ховная работа: «Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем». Не случайно именно эта встреча с княжной в церкви так сильно запала в душу Николаю Ростову и помогла ему открыть для себя богатый внутренний мир Ма­рьи Болконской: «Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное - эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чер­тах ее, тревожили его и требовали его участия».

Наташа Ростова - любимая героиня Л.Н. Толстого. Она любит танцевать (причем знает и классические бальные, и на­родные танцы). Юная Наташа мечтает стать танцовщицей. У нее красивый, хотя и необработанный голос.

На примере образа Наташи Л.Н. Толстой показывает, что душевная красота, а в особенности красота любовного чувства преображает человека и внешне. На вечере у Бергов Наташа буквально преображается и хорошеет на глазах, когда к ней подходит князь Андрей. Однако свадьба с Болконским, кото­рый делает ей предложение, отложена на год. Юная девочка, ослепленная успехом в свете, влюбляется в Анатоля Курагина и решается с ним бежать. Променяв благородного человека на мерзавца, Наташа своими руками разрушает свое счастье. Од­нако через эти страдания она взрослеет, становится добрее. Сначала героиня совершенно теряет всякую радость жизни. С чрезвычайной психологической тонкостью передает Л.Н. Тол­стой ее душевное состояние: «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с чер­ными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, - тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе». Успокоение Наташа находит в молитве.

В муках и страданиях Наташа взрослеет. Ее первый яркий личностный поступок - решение отдать подводы раненым при эвакуации из Москвы. Затем судьба дает ей шанс загла­дить вину перед уже смертельно раненым князем Андреем. Символично, что Наташа безошибочно находит глазами кры­тую повозку, еще не зная, что именно в ней везут Болконско­го. Перед смертью князь Андрей прощает измену Наташи, и она нежно ухаживает за ним в его последние минуты. Л.Н. Толстой пишет, что Наташа ничего не делала «не от всей души, не изо всех своих сил». Любимая героиня писателя на­ходит свое счастье в семье, в детях. Она выходит замуж за благородного человека.

Отдельной важной темой романа является изображение семейных отношений. Наиболее подробно в произведении в этой связи описывается семейство Ростовых. Это гостеприим­ная семья, где собираются люди более прямодушные и сер­дечные, чем у А.П. Шерер, и держат себя просто и естествен­но. У Ростовых всегда хлебосольно и весело, танцы, звучит музыка. В семье царят теплота и взаимопонимание. Родствен­ники часто обнимаются и целуются между собой.

Несколько иная семейная атмосфера описывается в доме старого князя Николая Андреевича Болконского в Лысых Го­рах. «Он говорил, что есть только два источника людских по­роков: праздность и суеверие, и что есть только две доброде­тели: деятельность и ум», - так характеризует Л.Н. Толстой хозяина дома.

Н.А. Болконский регулярно занимался со своей дочерью княжной Марьей математикой, которую она плохо понимала. В определенные часы (между 12 и 14 часами) девушка игра­ла на клавикордах. В доме поддерживается строгий порядок.

Не случайно описание праздненств в доме Ростовых и аске­тичного быта в Лысых Горах в произведении расположены рядом. Толстой хочет подчеркнуть, что в доме Ростовых жи­вут чувствами, эмоциями, а в жизни Болконских чувства ус­тупают место разуму. Чтобы рельефнее показать тип отно­шений в этой семье, Л.Н. Толстой ярко описывает сцену прощания князя Н.А. Болконского с сыном Андреем перед отъездом: вместо теплых объятий отец и сын молча смотрят друг на друга, а затем старый князь с сердитым криком «Ступай!» выгоняет сына из кабинета. Конечно, старик нервничает, понимая, что, может быть, видит сына в послед­ний раз, но даже в такой момент он не дает воли сентимен­тальным нежностям.

С течением времени старый князь Болконский становится все более раздражительным, порой просто оскорбляя своих домашних. Набожная Марья уже мечтала уйти из дома стран­ницей, но не могла бросить отца и племянника. Однако Л.Н. Толстой показывает читателю причины этой несдержан­ности: князь тяжело переживает свою старость и немощность. Однажды перед сном он вспоминает себя молодым генералом без одной морщины на лице, сцену первого свидания с Потем­киным, с матушкой-императрицей. Особенно ужасной кажет­ся Болконскому собственная беспомощность перед лицом на­полеоновского нашествия: французы стоят в Витебске, через четыре перехода могут быть в Смоленске, а старый князь со­бирает ополчение и, отправляя домашних в Москву (подальше от линии фронта), принимает отчаянное решение остаться в Лысых Горах и защищаться «до последней крайности». В этой беспомощной и безрезультатной попытке совершить свой по­следний ратный подвиг он умирает. Прощаясь перед смертью с княжной Марьей, старый князь просит ее надеть любимое им белое платье. Так трогательно он выражает свое отцовское чувство к ней. Одновременно это символическая деталь в ро­мане: до самой смерти князя Марья не покидала его, а теперь она стала свободной и получила возможность устроить свою личную жизнь.

Рисуя обряд прощания со старым князем, Л.Н. Толстой одновременно подчеркивает ужас и величие смерти: закосте­нелый рот, маленькое ссохшееся тело, расходившиеся ноги, которые перевязывают платком, холодная и закоченевшая ру­ка - все эти натуралистические детали подчеркивают брен­ность тела человеческого. Лишь строгий вид спокойного лица все еще напоминает в облике мертвого князя о силе гордого величия его интеллекта и высоких помыслах души. Буквально в одном предложении сопрягает писатель две художественные детали: мундир с орденами и маленькое ссохшееся тело. Здесь автор хочет подчеркнуть разительный контраст между при­жизненными заслугами человека и его ничтожными останка­ми. Таким образом, читатель еще раз убеждается в том, что не в физических данных, полученных человеком от природы, за­ключается суть его отношений с миром, но только в духовной составляющей.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 4


На этой странице искали:

  • оголенные белые полные плечи
  • сватовство анатоля курагина к марье болконской
  • сватовство анатоля курагина к марье болконской сочинение
  • аргументы к роману война и мир
  • почему княжна марья не вышла замуж за анатоля курагина

Тема урока: «Отец и дочь». (По роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»). Анализ эпизода.

Цель урока: продолжить изучение произведения «Война и мир», показать истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери, проанализировав эпизод сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его дочери Татьяны Львовны, цитаты (высказывания Грибоедова, Крылова, Карамзина, Шекспира и др.)

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

А.С. Грибоедов

Отцы и матери! Вам басни сей урок

Я рассказал её не детям в извиненье…

Но если выросли они в разлуке с вами

И вы их вверили наёмничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

И.А. Крылов

Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

Несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М. Карамзин

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью,

которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная,

которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Мудр тот отец, который знает

своё собственное дитя.

В. Шекспир

Ход урока:

    Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Отец и дочь». Вы дома внимательно прочитали 3-ю, 4-ю, 5-ю главы из 3-ей части 1 тома романа «Война и мир», выписали главные, на ваш взгляд, фразы, отрывки, которые характеризуют душевное состояние, мысли князя Болконского и его дочери Марьи, в эпизоде сватовства Анатоля Курагина.

Давайте обратимся к цитатам, написанным на доске, прочитаем и подумаем, какое из высказываний может служить подтверждением тому, что вы прочитали к уроку.

(Учащиеся высказываются, делают вывод, что так или иначе, но все предложенные высказывания соответствуют теме урока).

Скажите, впервые ли мы встречаемся с темой «отец и дочь»? (Да, впервые).

До этого мы говорили об отце и сыне. Из какого произведения? («Отцы и дети» И.С. Тургенева), свекровь и сноха (Кабановы в драме Островского), мать и дочь (Огудаловы из «Бесприданницы» Островского).

Слово учителя:

Старшее и младшее поколения, отцы и дети постоянно в этом учебном году в центре внимания на наших уроках. Почему? Потому что на примере героев произведений мы учимся понимать те, возможно, тщательно скрываемые тревоги, боль «отцов» за своих детей.

А каким отцом был Л.Н. Толстой, глава большого семейства?

(Проверка домашнего задания. Сообщение учащегося.)

Слово учителя:

В книге Н. Домениной «По страницам «Войны и мира» есть главы «Князь и княгиня», «Отец и сын», «Два императора» и др. Но нет главы с названием нашего урока. Так вот на сегодняшнем уроке мы и попытаемся понять, что чувствуют два этих родных человека в ситуации испытании для обоих – сватовства по расчёту.

II. Проверка домашнего задания.

Какие строки романа о Николае Андреевиче Болконском и княжне Марье вы записали в тетрадь? Как они передают внутреннее состояние героев?

(Учащиеся читают и кратко комментируют домашнее задание. Например, о князе Болконском:

Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима;

И кто возьмёт её из-за любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство;

Убралась, как дурра! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет! А он её и знать не хочет. И так далее.

О княжне Марье:

-…тщательно пыталась преодолеть внутреннее волнение…;

Одна мысль о взгляде её отца приводила в ужас;

Она вспыхнула, прекрасные глаза её потухли, лицо её покрылось пятнами;

В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главное, сильнейшею и затаённою её мечтой была любовь земная;

И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем.

Беседа по вопросам:

Какой он, старик Болконский?

(Он сильный, деспотичный, деятельный, с причудами, прямой, крутого нрава, вспыльчивый, немного смешной, противоречивый, страшный, живой – рядом с ним и князь Василий, и гости Анны Павловны Шерер – духовные мертвецы).

Почему, когда мы читаем страницы, рассказывающие о Николае Андреевиче и княжне Марье, мы невольно думаем: «Бедная княжна Марья!»

Как к причудам отца относится княжна Марья, а как князь Андрей?

(По-разному. Сын позволял себе судить отца. Он понимал его слабости.

Обратимся к главам, которые перечитали к уроку. Как, чем живёт Болконский сейчас, когда идёт война с Наполеоном и на фронте его сын, от которого он получает ежедневно письма; о чём думает во время ежедневных прогулок по парку, что заботит его?

(Индивидуальное задание. Сообщение учащегося на тему: «Мир мыслей князя Болконского»).

III. Основная часть урока. Анализ эпизода сватовства Анатоля Курагина.

Слово учителя:

Князя Болконского заботят совсем другие мысли. Идёт война, он полностью погружён в военные события. А тут Курагины с визитом, да ещё с намерением посвататься к его единственной дочери. И в данный момент он должен думать об этом.

Почему старый князь кричит на Алпатыча? (Прочитать сцену Алпатыч и князь Николай Андреевич 3глава.)

(Ему стыдно, что он поднял палку на Алпатыча, но в глубине души рад, что тот уклонился от удара, но всё равно продолжает кричать: «Прохвосты! Закидать дорогу!» - потому что он, властный человек, в отчаянии от своей беспомощности перед ненавистной силой, которая врывается в жизнь.)

В чём выразилось волнение в доме Болконских в связи с приездом Анатоля?

(Княгиня Лиза приоделась, мадемуазель Бурьен прибавила ленточку к своему наряду, обе от чистого сердца хотят принарядить княжну Марью, но бедняжка так нехороша.)

Что испытывает княжна Марья в момент переодевания, о чём её думы?

(Выразительное чтение со слов: «Княжна Марья чувствовала себя оскорблённой в чувстве собственного достоинства…

До слов: «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.)

Найдите строки, передающие первое впечатление княжны Марьи от Анатоля.

Как Толстой характеризует Анатоля в этот момент? (Прочитать.)

«…Анатоль, заложив большой палец правой руки… до слов…и ничем не изменяемая уверенность».

Какой вопрос мучает старика Болконского в момент одевания перед выходом к гостям?

(Уч-ся читают: «Старый князь неторопливо одевался в кабинете …» до слов: «Это-то мы и посмотрим».)

Обобщить прочитанное, что войдя в комнату, князь увидел всё: платье Лизы, ленточку Бурьен, и главное, «одиночество своей княжны в общем разговоре».

Слово учителя:

Он растил дочь, он её учил и воспитывал, хотел сделать её умной, образованной – потому так и сердился, когда она не понимала геометрии. И он любит её, видит за этим некрасивым лицом её доброту и благородство; он-то знает, как прекрасны бывают лучистые глаза, -кто достоин этой души, этих глаз? Что они, эти, могут видеть в его княжне? Богатую дурнушку? Эта мысль просто нестерпима.

А каков идеал мужчины для княжны Марьи?

Давайте выразительно прочитаем диалог князя Николая Андреевича с Анатолем. Этот разговор важен для Болконского и «потеха» для Анатоля, который сразу заявил отцу, князю Василию: «Я этих стариков терпеть не могу». (Со слов: «Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут?») (Николай Андреевич увидел, что он из себя представляет.)

Что он может сейчас сделать? Может выгнать?

Слово учителя:

И ведь может выгнать! Прямо может сказать: уезжайте, скатертью дорога, позвать Алпатыча, приказать снова расчистить нарочно закиданный снегом «прешпект» - пусть катят гости восвояси. А нужно сдерживаться, говорить с князем Василием. Более того, надо звать дочь и объявить ей о предложении. Она ещё и согласиться может, ведь гордости-то у неё нет: «…первый встречный показался – и отец, и всё забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца!»

А что за разговор произошёл между князем и княгиней Марьей в кабинете отца?

Слово учителя:

И снова нам хочется сказать: «Бедная княжна Марья!» Как он мучает её, злой старик! А думает ли кто-нибудь о нём, об этом старике? Каково ему всё понимать и видеть, что дочь готова полюбить Анатоля, уже мечтает о нём и надеется быть счастливой – с ним! Легко ли ему говорить: «От твоего решения зависит счастье твоей жизни. Обо мне говорить нечего»?

Что стоит за этими словами?

(Он переламывает себя, свой властный нрав, подчиняясь тем правилам, которые он сам избрал. Но как тяжело это ему, как он уязвим в своей любви к дочери!)

Слово учителя:

Когда через час Тихон пришёл звать княжну Марью к отцу для ответа, перед нами предстала другая княжна Марья. Давайте это прочитаем.

Какое решение она принимает?

В чём же видит своё призвание княжна Марья? Что главное в ней?

(«Моё призвание – быть счастливой другим счастьем любви и самопожертвования.)

А какие выводы из события сделал князь Николай Андреевич? Этих слов мы не услышим, но можем «додумать» сами.

IV. Задание на дом: что мог бы написать в своём дневнике старик Болконский после отъезда отца и сына Курагиных? Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Из дневника Н.А. Болконского. Декабрь 1805 года».

V. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать, заканчивая наш урок?

Был ли этот урок полезен для вас? Что вы поняли? (ребята делают выводы, высказывают своё мнение об отношении родителей к своим детям).

Слово учителя. (Учитель обобщает сказанное).

Итак ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели один из эпизодов романа-эпопеи «Война и мир» - сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской. И анализ этого эпизода нам показал истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери Марье. Мы увидели, что отец до глубины души любит свою дочь, переживает за неё, хочет видеть её счастливой. Хотя внешне нам, читателям, казалось, что Болконский недолюбливает свою дочь. Я думаю, что окажусь права, сказав, что и вам кажется порой, что родители к вам несправедливы, что делают всё не так, как вам хотелось бы. Даже может возникнуть мысль, что они вас не любят. Но уверяю вас, что это не так. Любая мама, любой папа желают своим детям только самого лучшего, готовы в любую минуту придти на помощь.

Урок закончен, можете быть свободными.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец

Задонского муниципального района Липецкой области

Открытый урок по литературе

в 10 классе

Тема урока:

( по роману эпопее Л . Н . Толстого

« Война и мир »)

Анализ эпизода

Тюрина Н.А.

Хмелинец - 2014

/ / / Анализ эпизодов «Сборы Наташи Ростовой на бал» и «Сватовство князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

Эпизод сборов на бал будет продолжен очень важным событием в жизни главной героини – ее первым балом. Именно поэтому, перед таким ответственным жизненным моментом, вся семья Ростовых готовилась с необычайной щепетильностью. Тем более, на бал были приглашены высокопоставленные особы вместе с самим государем. Нельзя было ударить в грязь лицом.

По этой причине, все Ростовы были надушены, напудрены и вымыты с особой тщательностью. Руки, ноги, голова, лица – все было опрятно и ухожено. Практически закончены были прически. На ногах уже одеты кружевные, шелковые чулки.

Для самой Наташи этот бал был шагом в другой, взрослый мир. Именно от первого бала зависит ее дальнейшее расположение в обществе присутствующих персон. Поэтому, героиня, пыталась уследить за всеми, подсказать, где и что не так. Она сама взялась приделывать бант Соне и графине, ведь со стороны замечала, как будет лучше.

В такой суете Наташе не успевают подшить платье и вся семья Ростовых чуть не опаздывает к началу бала. Только лишь в карете, во время пути, юная девушка немного остыла и начала осознавать, куда же она все-таки едет.

Войдя в огромный, шикарный зал, Наташа совершенно растерялась и разволновалась. Ее пульс начал ускорятся, а кровь подступила к самому сердцу.

Конечно, Лев Толстой пытается подробно описать и сам бал. Он заостряет свое внимание на его механичности, неестественности. К примеру, всех пришедших гостей приветствовали одинаковыми выражениями.

Очень важен момент перед первым танцем на балу, когда Наташа стояла у стены, вместе с Соней. У девушки не было кавалера. Она была разочарована. Неужели никто из присутствующих не пригласит ее. А ведь она была искусной танцовщицей. И тут, по просьбе Пьера, к героине подошел Андрей Болконский. Их дуэт смотрелся великолепно. Они шикарно смотрелись в паре.

После этого бала, решительно настроен сделать Наташу своей женой. Сначала он просит благословления у своего отца, который не разрешает сыну жениться в течение ближайшего года. Затем, он отправляется в усадьбу Ростовых, просит руки Наташи сначала у графини, а затем и у самой девушки. На раздумья у юной героини был целый год. Их помолвка была тайной. Однако Наташа и думать об этом не хотела. Девушка начала готовиться к замужеству, хотя и не могла с уверенностью заявить, что любит Андрея. Автор неоднократно подмечает, что он был чужим среди Ростовых. Но, это не помешало ей дать положительный ответ. Теперь, после благословения, Наташу и Андрея именовали невестой и женихом.

Два сватовства в романе

в романе «Война и мир»

(опыт сопоставления)

Для анализа предлагаются два эпизода из романа «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).

Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?

(Тема сватовства.)

Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в и искусстве.

Вспомните, в каких произведениях она встречается.

(Сцены сватовства встречаются и у в «Дубровском», и у в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)

Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.

Вспомните об истории названия романа.

(Учебник Кутузова стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).

В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).



Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?

(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).

Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?

(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.

Пьер беспомощен и кн. Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).

Что думает кн. Василий о счастье своей дочери?

(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).

Какой видит кн. Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?

(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?

(заполнение соответствующей графы в таблице).


Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?

(Именно там молва соединяла людей, формировала мнение о человеке, здесь делался выбор).

Какую роль в этом эпизоде сыграла? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?

(– хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).

7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.

(Докажите текстом).

Что Пьер думает об Элен?

(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).

Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.

(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).

Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?

(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).

Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят…» Что она думает о будущей семейной жизни?

(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).

Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).


А что же происходит с Пьером?

(Внутренняя борьба).

В чем проявляется эта внутренняя борьба?

(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.

Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.

Уже знал, будет стоять под венцом с нею).

Любит ли он ее?

(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).

Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн. Василий?

(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.


Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?

(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).

Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?

Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?

(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)

В чем это проявляется?

(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).

Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?

(Он любит Марью, но по-своему; кн. Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).

Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.

(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн. Болконском в соответствующую графу.


Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.

Что представляет он из себя? Почему старый кн. Болконский постоянно «хмурится»?

(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству - святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн. Андрея).

А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?

(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)

Как он ведет себя?

(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)

А какова же кн. Марья в этой сцене?

(Волнуется, переживает. Это доказывают внутренние монологи.

Ей совестно за себя и за других).

Какая художественная деталь подчеркивается автором во внешнем облике княжны в этой сцене?

(«Глаза ее потухли», «глаза, полные слез и мысли», «глаза, полные грусти и мысли»).

Какие же мысли ее мучают? Какой она видит свою будущую семейную жизнь?

Толстой внешне изуродовал героиню, сделал ее некрасивой. А как он относится к ней?

(Любит. Неоднократно упоминает о «лучистых» глазах Марьи. А ведь глаза человека – зеркало души. Она умеет чувствовать, переживать, мыслить (внутренние монологи). Сцена игры на фортепиано (стр. 253). Княжна преображается. Неслучайно автор не дает восторжествовать злу в образе Анатоля Курагина.)

На решение вопроса о женитьбе Толстой отводит героям только одну ночь. Как ведут себя герои?

(Анатоль заснул тот час (стр. 253). Все остальные не спят: Марье чудится дьявол с белым лбом, черными бровями и румяным ртом (стр. 254), кн. Николай Андреевич чувствует себя оскорбленным за дочь, все понимает (стр.254).

Что повлияло на решение, которое принимает кн. Марья?

Как характеризует ее этот поступок?

(Благородна, способна на самопожертвование ради счастья других (стр.257).

Заполним до конца таблицу, отметив в ней наши мысли об Анатоле и Марье.


К какому выводу подводит нас автор?

(Противопоставляет героев).

В чем смысл антитезы? Какую модель семьи Толстой не принимает, зачеркивает?

(Обе модели не принимает).

(Толстой делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Пройдя через испытания, любимые герои: Пьер, кн. Марья, Наташа - обретают счастье, дом, семью. Нелюбимые: Элен, Анатоль – лишены будущего. (Об этом мы узнаем в эпилоге романа (4том, стр.336)). Одним из испытаний для героев стала любовь, женитьба!)

Вывод: В своей книге Толстой показал нам, что хорошо, а что плохо, как можно и нужно жить, а как нельзя. По существу, «Война и мир» - модель жизни.

Домашнее задание: На страницах романа еще образовываются семьи (Берг, Друбецкой). Как возникают эти семьи, что их отличает. Продолжите свои наблюдения в таблице.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, и как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины – дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, - государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин – приспособленец и карьерист. Этот человек не приносит пользы Отечеству: он просто приближенный царя, «значительный», «важный» слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина – пристроить детей, т.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа.

Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку. У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского – непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовит облегченный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест – княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны, - красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, а с другой, - внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок тысяч только крепостных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа – невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы – там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться».

Болконские, в отличие от Курагиных, - аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважают чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую не любит. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадит ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».

У Болконских и Курагиных между членами семьи существуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля – «беспокойным». Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное ничтожество и примитивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.

Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.

Болконские – образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных. О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»