Виды субкультур. Примеры субкультур

Небылицы про готов, шутки над эмо и боязнь скинхедов

Это теперь все хипстеры и рассерженные горожане или в крайнем случае русские националисты, а раньше, в школе и на первых курсах, вся социальная жизнь определялась принадлежностью к той или иной субкультуре. Трансеры, скейтеры, панки и рэперы, тру- и не тру-готы, эмо или позеры. Рубеж 1990-х и 2000-х был золотым веком для молодежных субкультур: о них говорили по телевизору, для них выпускали тетрадки, а только что появившийся интернет помог каждому найти свое место в мире молодежной культуры. W→O→S решил вспомнить, каково же это было, жить в окружении субкультур.

В России готы - люди в черном, приверженцы темной эстетики и исповедующие мрачный взгляд на жизнь - оказались едва ли не самой интегрированной в сетевую жизнь субкультурой, которая оформилась в 1999 году. Тогда же на основе тематических конференций FIDO.net был создан портал , великовозрастный создатель которого Андрей Coroner Наркевич учил вновь прибывших жизни. На сайте выясняли, кто тру, а кто не тру и получали баны за вопросы вроде «Бывают ли негры готами?» (на самом деле да). Сайт работает по сей день и каталогизирует видовое разнообразие готов.

Готы второсортные тусовались на пленэре: в Петербурге - у Дома кино, а в Москве - на Чистых прудах вместе с прочими . Готы на стиле, соблюдающие субкультурные обряды и имеющие кое-какие музыкальные претензии, - соответственно в Red Club и «Точке». Для людей, интересовавшихся дарк-эстетикой, это было славное время в плане начавшихся привозов групп вроде Deine Lakaien или Diary of Dreams, но собственно готические массы все равно слушали в основном «Лакримозу» и HIM, хотя и тщательно это скрывали.

Самыми яркими и комичными были местные сайберготы (cyber goths) - те приплетали к и без того канекалоновым дредам провода, носили очки газосварщика, отплясывали под электро в диапазоне от Wumpscut до Infected Mushroom и при этом, как правило, были напрочь лишены музыкального вкуса и, несмотря на морфологическую схожесть с трансерами, панически боялись приема веществ.

Готы

Суровые парни с выбритыми висками, татуировками, одетые в камуфляжные портки и майки KMFDM, любили готов - на «готоплясках» можно было подцепить «готическую сосалку» и почувствовать себя сверхчеловеком рядом с дергающимися сайберготами. Убежищем индустриальщиков в интернете стал портал , методичкой - созданный ныне покойным саратовским деятелем Дмитрием Толмацким (проект DMT) .Несмотря на грозную парадную атрибутику вроде костюмов химзащиты и часто присущего индустриальщикам политического радикализма и тяги к оккультизму, они относились к себе с изрядной самоиронией. В локальном фольклоре в ходу были шутки вроде «Ты переносишь свое звуковое оборудование в ванную потому, что акустика классная, а электрические разряды не дают тебе расслабиться» и «Грузовик - тоже твое музыкальное оборудование». Среди тру-индустриальщиков считалось признаком хорошего тона засыпать под Throbbing Gristle или How to Destroy Angels Coil, презирать NIN и поздних Ministry (девочкам делались поблажки), собирать продукцию лейбла Wax Trax на кассетах и устраивать сейшены на заброшенных стройках с сеансами звукоизвлечения с помощью шпал, арматуры и кенгурятника от папиного внедорожника.

Индустриальщики

В российском сознании эмо остались непонятными существами в полосатых колготках, с мягкими игрушками, приколотыми на розовые рюкзачки, пирсингом и длинными челками. Эмо должны были ходить в депрессии и выражать свои эмоции как можно более открыто. Их главными музыкальными кумирами вроде как были позорный немецкий коллектив Tokio Hotel и российская группа Amatory. В действительности же это была довольно солидная субкультура, уходящая корнями в американский хардкор 80-х, с убеждениями, намешанными из веганства, молодежного протеста и стрейт-эйджа (сложной системы отказа от алкоголя, наркотиков и других допингов). В рядах эмо проходили постоянные споры о том, настоящий ли ты эмо (слушаешь ли эмоциональный хардкор и знаешь ли истоки субкультуры) или позер (не знаешь ничего). Обуреваемая противоречиями эмо-культура в какой-то момент исчезла практически полностью и лишь недавно пережила ренессанс благодаря серии ностальгических вечеринок с названиями вроде «Верни мне мой 2007-й».

Эмо

Альтернативная точка зрения

Российским ребятам, которые любили хип-хоп, было непросто. Сейчас хип-хоп - это мейнстрим и фактически универсальный язык, который понимают все. Тогда же возникало много вопросов: почему исполнители черные и ведут себя в клипах как гангстеры, а не попса ли это (положение ухудшилось после появления Тимати), могут ли белые ребята, да еще из школы читать рэп так же, как великие мастера. Даже с самоназванием были проблемы: считалось, что рэперы - это гангста, а те, кто не хотел ассоциировать себя с ними, называли себя «хоперы». Рэперы по идее воевали со скинхедами, потому что те против музыки черных. У Децла даже была песня на эту тему . В реальности близость скинхедов не была такой фатальной. Многим скинам тоже нравился хип-хоп, и Salt-n-Pepa слушали вперемешку с «Коловратом». Из-за никудышного знания языка восприятие западной хип-хоп-музыки было в основном музыкально-ритмическим. А героями настоящего российского хип-хопа были только Bad Balance, а затем Михей. Ну и решите для себя наконец: «Onyx - лох» или «Onyx - бог».

Рэперы, или хоперы

Толкиенисты и хиппи

Самые свободные люди в этой стране. Будущие программисты и перспективные российские ученые часто были хиппи и ролевиками (не обязательно одновременно). Из важных атрибутов - культура автостопа как универсального способа путешествия по стране, почти обязательное увлечение фэнтези-литературой и фенечки с цветовой кодировкой. Кодировка была сложной, так что приходилось искать объяснения всех цветов в интернете и распечатывать, чтобы не запутаться. Правда, разные списки противоречили друг другу. Красный с черным носят склонные к суициду или фанаты группы «Алиса», красно-белые фенечки - у сторонников свободной любви, которая была так важна в момент полового созревания. Фенечки нужно было плести вручную и дарить (покупать их было нельзя). Если все фенечки куда-то пропадали (их могли срезать в милиции или дома злые родители) то можно было прийти на любое хиппи-сборище, даже совершенно незнакомое и получить по фенечке от каждого, кто там находился. Местами скопления московских хиппи (которые так себя не называли) были клубы «Форпост» и «Живой уголок», довольно долго «Билингва», а из общественных пространств - Чистые пруды.

Толкиенизм был отдельным явлением, которое сейчас практически полностью выродилось или превратилось в более серьезное и агрессивное движение реконструкторов. Ключевыми местами для того, чтобы помахать деревянными (а потом дюралевыми) мечами, были Царицыно и Филевский парк. Принадлежность к субкультуре предполагала знание эльфийского языка, что привело к тому, что в России до сих пор есть десятки тысяч человек, которые могут по памяти пропеть отрывки песен из «Сильмариллиона». Важными событиями были Хоббитские игрища, где несколько дней подряд можно было оставаться орком или эльфийской принцессой (но обязательно в берцовых сапогах). Музыканты у толкиенистов назывались «менестрели». Популярнейшие из них - это Тэм Гринхилл, Канцлер Ги, Иллет и рок-орден «Тампль». Во времена толкиенистов орден прославился эпической оперой «Финрод-зонг» по «Сильмариллиону» Толкиена.

Субкультура, у которой не было особых предпосылок для развития в России. Зато был свой Христос. Мальчики-первоклассники середины 1990-х выбирали себе друзей из тех, кто мог правильно ответить на вопрос «Кто убил Курта Кобейна?». Определенной идеологии гранжеры не исповедовали, а из одежды выделялись только балахонками с обложкой Nevermind. Места для других гранж-команд (может, за редким исключением для Pearl Jam) в их сердцах не оставалось, но у них было одно важное преимущество: логотип Onyx на заборе очень легко и эффектно переделывался в логотип Nirvana.

Гранжеры

Теперь подростки-электронщики рубежа 1990–2000-х кажутся самой интеллектуальной, созидательной и при этом герметичной субкультурой. Студенты-технари, компьютерщики и просто слегка аутичные музыкальные задроты особо не тусовались, а точечно собирались в интернет-тредах а-ля «Как спаять карманный терменвокс?» и прицельно посещали привозы от промоутеров вроде «Светлой музыки» и смежные вечеринки. Российским центром электронного движения был город Ижевск - там не только зарождались прогрессивные локальные IDM-проекты, но и вся мировая мода сперва приходила туда, а уж потом докатывалась до столиц: получалось путешествие из Бристоля через Ижевск. Ребята в очках и капюшонах плотно сидели на продукции Warp Records, непререкаемыми авторитетами были Amon Tobin, Aphex Twin и Autechre. Движение породило собственные лейблы вроде Lagunamuch или Zvezda, где еще почти подростки-энтузиасты учились пахать неблагодатную грядку отечественного музыкального бизнеса.

Электронщики

Субкультура со сложной судьбой, фактически повторившая ситуацию с эмо. Сами бритоголовые парни в гриндерсах могли исповедовать широкий спектр убеждений: изначальная английская субкультура не предполагала обязательного расизма и национализма (и музыкой скинов долгое время был регги), но в обществе укоренился стереотип об опасной уличной субкультуре расистов, готовых устроить драку по любому поводу. А поскольку воевать было еще мало с кем (приток мигрантов начался значительно позднее), то врагов искали среди белых братьев, фанатевших от рэпа и другой черной музыки. В начале 2000-х субкультура начала развиваться: появился русский аналог модов, еще одной британской субкультуры, сочетавшей агрессию с любовью к хорошей одежде, а также антифа как борцы с расизмом и любыми проявлениями бритоголовости и просто большое количество скинхедов, не имеющих отношения к национальной розни. Потом все эти игры закончились и начались погромы овощебаз и фильм «Околофутбола». Но это уже совсем другая история.

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.

Молодёжные субкультуры список

Панки - самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.

Современные молодёжные субкультуры

Visual Kei - «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…

История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!

вс, 04/10/2015 - 13:36

Панки с разноцветными ирокезами и серёжками во всех местах, брутальные длинноволосые металлисты, обвешанные цепями, мрачные дети ночи, именуемые себя готами, а также добродушные хиппи, посылающие всем лучи добра – всё это представители всем известных субкультур, которые каждый хотя бы раз в жизни видел на улице или хотя бы в интернете. Но есть множество интересных и малоизвестных течений, о которых вы наверняка даже не догадывались, о них и пойдёт речь в продолжение статьи.

Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы - для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч - для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины. Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ - в том числе денег на модные вещи. Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать». Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски. Самое радикальное движение - мамба: по сравнению с ними гангуро - лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler - «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla. Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения b[ более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно. На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни : казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE - «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо - юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета - черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты - как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном - в эмигрантских семьях США. Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак». Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда - золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан - это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости. В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают. Субкультура зародилась совсем недавно - в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга - и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин //

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Воловникова, Е. Молодёжные субкультуры: Секрет молодежной субкультуры как явления / Е. Воловникова // Клиника «Инсайт»

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // Сoolreferat.com

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Сoolreferat.com

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Лебедева, И.В. Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения / И.В. Лебедева // Сoolreferat.com

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Левикова, С.И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект / С.И. Левикова // Библиотека диссертаций

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Минязева, К. Нонконформисты – модное безумие?: Одежда как инструмент самовыражения. Субкультуры / К. Минязева // Модный магазин

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова // Виртуальная Япония

Молодежная культура как явление субкультуры : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Молодежная субкультура. Неформальные объединения : (информационные материалы) // МУК «ЦБС» г. Батайска

Молодежный экстремизм и молодежная субкультура : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Назарова, Н. Кризис яппи: Яппи во время финансового кризиса /Н. Назарова // Атлас страхования. – 2011. – № 3.

О молодежной субкультуре // Блог социального педагога, психолога

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Сайт свободных игровых коммуникаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века : Причины создания неформальных молодежных объединений // Пятифан

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат. Секция обществознания / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Алые паруса

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // D isserCat: электронная библиотека диссертаций

Резухина, Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина // Валеоцентр

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // iPages.ru

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура : Презентация // Хостинг презентаций

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка


Страницы: