Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Наверняка известно только одно — точно без мягкого знака на конце.
Сразу отметим: перечисленными вариантами многообразие форм этого слова не исчерпывается. В речи носителей языка орфографических воплощений этой единицы так много, что следует написать отдельный текст с перечислением их всех.
Для начала самое главное: слово это относится к арго , именно в значении «язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих» . Поэтому вопрос о его правильности можно не рассматривать: с унификацией таких слов часто бывает трудно. Их этимология может быть неопределенной, а широкое употребление характерными группами носителей языка (а они все равно что «хозяева» этой лексики) даже предполагает наличие сотни вариантов.
По какой-то причине из тех вариантов, что начинаются на «к», Словарь русского арго под редакцией В. С. Елистратова отмечает только форму «кипеж». Условно можно считать её правильной на этом основании. (Наверняка, основание у Елистратова было.)Вот такую словарную статью мы находим в этом источнике:
ХИПЕЖ, ХИПЕС, ХИПЕШ, ХИПИЖ, ХИПИС, ХИПИШ, КИПЕЖ, ХИБЕЖ, ХИБЕС, ХИБЕШ, ХИБИЖ, ХИБИС, ХИБИШ. Шум, скандал, крик.
«Хипеж поднять (или навести) — поднять шум, устроить кому-либо крупную головомойку.
Уголовное „хипе(и)ж“ — грабительство с помощью женщины-проститутки, заманивающей жертву, ср. „хипесник“ — соучастник такого ограбления.
Возможно, слово связано с уголовным „хипа“ — женский половой орган , восходящим к древнееврейскому chupo — балдахин, имеющий отношение к свадебному обряду (chupe stl"ln — устроить свадьбу). Уголовное „хипес“, таким образом, есть форма множественного числа от „хипа“ (сhupo)».
Но всё же не стоит относиться к этому слову предвзято: масса арготизмов просочились в разговорную речь носителей языка, а некоторым даже удалось с течением времени очиститься от своей «наследственности». Многие из них не распознаются нами как арготизмы уже давно.
Плюс к тому, мы наверняка знаем, откуда пришли слова шестерка, стукач, зашквар, авторитет и гопник , но используем их совершенно спокойно и не табуируем. Во всяком случае, последние два — точно. А слово зашквар силами молодежи и вовсе переместилось в сленговую группу, и теперь так называется любой позорный случай/поступок. (Хотя лучше не знать, что оно на самом деле значит в переводе с тюремного языка). В общем, всё это нормальные языковые процессы, и блокировать их не стоит.Итак, в словаре в качестве существующих перечислены формы кипеж, хипеж и хипиж , но ни у одного из них нет статуса правильного. Поэтому можно считать, что ответа на вопрос «как правильно — кипеш, кипиш, кипеж или кипиж?» — нет.
Но важно вот что: это слово в современном русском языке — мужского рода. Трактовка его как слова женского рода в вариантах кипишь, кипижь, кипешь и кипишь — неправильная . Таких форм у него нет.
Кипиш 1.
Суета, беспорядок, волнение, паника.
Прекратите этот кипиш.
Молодежный сленг
2.А потом, как показывает практика, теряют те, кто начинает делать операции во время кипиша.
Ошибочные варианты написания
3.Кипиш – измененное со временем слово «хипиш» – названия одного из старых преступных промыслов – хипес. Родился этот помысел в Одессе и заключался в следующем: молодая симпатичная женщина-хипесница завлекала на квартиру жертву-фраера якобы для занятий любовью. В самый ответственный момент, когда «любовник» находился неглиже, в комнату с праведным гневом врывался разъяренный «муж». Дальше разыгрывался настоящий спектакль, целью которого было выпотрошить кошелек незадачливого простачка, будучи при этом уверенными, что лох не обратится в полицию. Кстати, чаще всего хипесник и хипесница формально действительно состояли в гражданском браке (на всякий случай)… Хипес происходит от еврейского «хипэ»: так на одесском идише назывался свадебный балдахин (на иврите – «хупа») или сама по себе свадьба. Во время еврейского обряда свадьбы под «хипэ» стояли вместе жених с невестой.
Отсюда, кстати, и название жертвы хипеса – фраер (немецк. «жених»).
Молодежный сленг
Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .
Синонимы :Смотреть что такое "кипиш" в других словарях:
кипиш - сущ., кол во синонимов: 24 ажиотаж (11) бардак (57) бедлам (40) … Словарь синонимов
КИПИШ - Не в кипиш. Жарг. мол. 1. Легко, без проблем, запросто. Я молодой, 1996, № 18 19. 2. Неприятно, не хочется. БСРЖ, 255. /i>
Кипиш - Галдеж, шум, драка. 1. Беспорядок, кавардак. Син.: бедлам, бардак, свалка. предположительно от английского to keep хранить, то есть хранить слишком много ненужной ерунды. Ну и кипиш у тебя в комнате! 2. Ссора, драка, неполадка, шум … Словарь криминального и полукриминального мира
не в кипиш - невкипиш, легко, без проблем, невхипиш, запросто Словарь русских синонимов. не в кипиш нареч, кол во синонимов: 5 без проблем (23) … Словарь синонимов
Не в кипиш - Жарг. мол. 1. Легко, без проблем, запросто. Я молодой, 1996, № 18 19. 2. Неприятно, не хочется. БСРЖ, 255. /i> Кипиш хлопоты, суета; скандал, шум … Большой словарь русских поговорок
поднявший кипиш - прил., кол во синонимов: 4 закативший концерт (6) закативший скандал (11) … Словарь синонимов
Четыре таксиста и собака (фильм) - У этого термина существуют и другие значения, см. Четыре таксиста и собака (значения). Четыре таксиста и собака … Википедия
В этот вечер все пришедшие услышали как хитовые песни «Ресницы», «Дыхание», «Кустурица», так и новые вещи. Многие приятно удивились, когда со сцены вдруг заиграла знаменитая песня примадонны российской эстрады «Старинные часы» — но в новой, рОковой обработке.
Веселья было много: в зале танцевали твист, под строгим руководством Бурдаева учились петь, «тянуть ноты» и просто отдыхали. Перед шоу Костя дал «НГ» эксклюзивное интервью.
- Как тебе в Пензе?
Хорошо! Пенза для меня практически родной город. Во-первых, мы соседи, а, во-вторых, когда-то здесь учился мой дедушка. Когда он поступил в художественное училище, то бабушка твердо заявила: «Либо твои художества и Пенза, либо я». Так и пришлось моему деду уехать обратно в Самару. Кстати, перед смертью бабушка рассказала, что моя мама была зачата в вашем городе. Так что, повторюсь, Пенза для меня почти родной город.
- Песню «Ресницы» знают все и постоянно просят играть концертах. Тебе самому она не надоела?
- Ну почему же? Песня действительно хорошая, и так считают многие. Специалисты вообще говорят, что подобные композиции появляются на небосклоне раз в 30 лет. «Ресницы» прошла проверку временем: люди продолжают ее любить, петь. Я ей очень горжусь. Хотя на самом деле, никогда не думал, что она станет такой хитовой.
- Что такое музыка «Братьев Грим»?
- Мы представляем из себя уникальное явление. «Братья Грим» - это особое настроение. Мы появились в середине 2000-х. Это время, когда зародилось общество, готовое слушать рок-музыку с улыбкой на лице. Появилась свобода, пространство для жизненного маневра. Люди стали больше зарабатывать, рожать детей, целоваться, встречаться. Наша группа стала саундтреком к этому улучшению жизни.
- На какие вопросы журналистов ты не любишь отвечать?
- Да я отвечаю на все вопросы. Я вообще люблю поговорить. И о себе любимом могу разговаривать бесконечно!
В начале своей музыкальной карьеры вы некоторое время работали с продюсером. Расскажи про этот период. Были ли в этом какие-то плюсы?
- Вначале помощь нужна каждой группе. Мы работали с продюсером недолго - 1,5 первых альбома. И то, это был не «продюсер» в том понимании, которое принято в России и поп-индустрии. Скорее, это был проводник. Когда мы приехали в Москву, у нас практически был готов альбом. Мы просто перезаписали наши демки в более лучшем качестве. В нашу музыкальную составляющую никто никогда не лез. Мы самодостаточная группа.
- На чей концерт ты мечтаешь попасть?
- Я не люблю живые концерты даже очень любимых групп. Боюсь разочароваться (смеется)
. Ведь не всегда услышишь хороший живой звук и хорошее исполнение. Бывает, смотришь на какого-нибудь музыканта и боишься: не дай бог облажается. Думаешь - ах, вот не так сыграли! Ах, тут кто-то «мимо кассы» спел. А вот тут звук пропал. И вместо того, чтобы наслаждаться действом, ты только и переживаешь за своего коллегу.
- А если бы «Led Zeppelin» приехали, ты бы тоже не пошел?
- А я был на концерте ее бывшего солиста Роберта Планта. И мне очень понравилось. Это было в Англии, на фестивале. Оказалось, он поет также, как и раньше: голос не претерпел изменений, в отличие от Яна Гиллана из «Deep Purple». А его гитарист играет в точь, как Джимми Пейдж. Поэтому, можно считать, что я практически побывал на полноценном концерте «Led Zeppelin».
- А какой момент ты считаешь поворотным в своей жизни?
- Мне всегда казалось, что я стал музыкантом не случайно. Это карма поколений. Во всем моем роду, включая бабушек и дедушек, были нормальные профессии. Кто-то был милиционером, кто-то - врачом, кто-то - учителем. Тем не менее, все мои предки тяготели к искусству. Дядя до сих пор сочиняет свои песни, дедушка, о нем я уже рассказывал, рисовал картины. В общем, вся эта накопившаяся карма должна была когда-то выплеснуться. И это случилось со мной. Я думаю, что это было предопределено.
- Скоро Россия отметит великий праздник - День Победы. Что для тебя 9 мая?
- Это Победа нашей страны над теми захватчиками, которые пришли сюда и хотели получить наши ресурсы. Они совершали это на протяжении веков и продолжают делать до сих пор. День Победы означает силу духа русского народа.
Мой прадед, его звали, как меня - Константин Бурдаев, - погиб в Сталинграде много лет тому назад. Я считаю, это день, когда наши предки сделали что-то невероятное: они заплатили своей кровью за наше будущее.
- А не хотел бы ты выступить на праздновании юбилея нашего города?
- Я за любой кипиш, кроме голодовки! Я приеду и выступлю, и спою, и подарю настроение, то которое сидит во мне…если меня пригласят. А так, я хочу пожелать пензенцам бодрости духа, оптимистичного взгляда на жизнь. И я надеюсь, что своим настроением и творчеством я как-то этому поспособствую.