Ян ван эйк картины с описанием. Ян ван Эйк: картины и биография

Хуберт и Ян ван Эйки - нидерландские живописцы первой половины XV века, основатели ранней нидерландской живописи. Их творчество относят к эпохе раннего Возрождения, хотя во многом оно ещё остается средневековым. Современники считали работы Яна ван Эйка «новым искусством». А вот факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта уже долгое время подвергается сомнению. Высказываются предположения, что это был вовсе не брат знаменитого художника.Есть даже версия, что такого человека не существовало. Тем не менее в городе Маасейк установлен памятник двум братьям ван Эйкам.

Памятник братьям ван Эйкам в городе Маасейк

Хуберт ван Эйк (гравюра Edme de Boulonois)

Хуберт был старшим братом Яна, а также Маргарет и Ламберта (тоже художников). В настоящее время не сохранилось ни одного произведения, про которое можно с уверенностью сказать, что это работа Хуберта ван Эйка.

Предполагается, что братья родились в городе Маасейк (т.е. Эйк на реке Маас) в Северных Нидерландах (сейчас бельгийская провинция Лимбург) в семье мелких дворян. Год рождения Хуберта - около 1370 года, Ян родился между 1385 и 1390 годами. О ранних годах братьев ничего не известно, но в книгах 1560-х годов упоминается, что Яна обучал живописи его старший брат Хуберт. Какое образование они получили, тоже не ясно, но, судя по отзывам современников, Ян ван Эйк был литературно образован, читал классиков, занимался изучением геометрии. И на картинах художника встречаются надписи на французском, латинском, греческом, фламандском (родном для ван Эйка) и на иврите. Знание языков, символика и образы картин, показывают человека с пытливым, острым умом и хорошим образованием.

Основываясь на том, что имя Хуберт было не очень распространено, исследователи предполагают, что именно Хуберт ван Эйк упоминается как "Magister Hubertus, pictor" (Мастер Хуберт, художник), получивший в1409 году плату за выполнение заказа для церкви Пресвятой Богородицы в Тонгерене. Он, вероятно, и Master Hubert, чью картину завещал Ян де Виш ван дер Капелле своей дочери, монахине бенедиктинского монастыря возле Гревелингена. Однако, его имя не появляется в записях гильдий и завещание не включает ни одного ребенка. Предполагают, что около 1420 года Хуберт поселился в Генте. Примерно в это время художник начал работу над своим единственным выжившим произведением - алтарем для собора в Генте, известным сейчас под названием "Гентский алтарь". Однако эта работа была закончена Яном ван Эйком лишь в 1432 году, спустя шесть лет после смерти Хуберта. Так что сложно говорить, в какой степени это работа старшего брата. Надпись на раме, обнаруженная в начале XIX века на латинском языке, на основании которой искусствоведы и сделали важные заключения об авторах алтаря, гласила: "Хуберт ван Эйк, величайший художник, что когда либо жил, начал эту работу, которую Ян, его брат, второй только в мастерстве, имел счастье продолжать" Неизвестно, насколько достоверна эта запись.. Некоторые исследователи рассматривают ее в качестве сверхщедрой братской дани.

Гентский алтарь в закрытом виде

Гентский алтарь в открытом виде

Еще одна работа, которую, как считают, начал Хуберт - это "Три Марии у могилы". Но она тоже была закончена другим художником.

"Три Марии у могилы"

В 1425 году город Гент заказал художнику две работы, которые, скорее всего, не были выполнены. Хуберт ван Эйк умер 18 сентября 1426 года и был похоронен в соборе святого Бавона рядом с сестрой Маргарет.

Ян ван Эйк (гравюра Доминика Лампсония)

Младший брат Ян оказался более удачливым. До нас дошло много его работ и сведений о его жизни.

Существуют документы, что в 1420 году он представил голову Мадонны в Гильдию Антверпена, а в 1422 украсил пасхальную свечу для собора в Камбре.

В 1422 году он стал придворным живописцем Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау. До 1424 года Ян ван Эйк участвовал в оформлении графского дворца в Гааге.

После смерти Иоанна Баварского мастер, уже пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.

При дворе Ян ван Эйк значился одновременно камергером и придворным живописцем. Несомненно, он вращался в самой гуще придворной жизни. Отношения с герцогом, большим ценителем искусств, сложились самые добрые. Об этом можно судить по подаркам и денежным выплатам. Сохранилось гневное письмо Филиппа от 1435 года к городскому казначею Лилля, который пытался уменьшить сумму, которую он должен был выплатить ван Эйку: "Это весьма огорчает Нас, так как Мы не можем назвать ни одного другого художника, равного Нам во вкусах, и столь искушенного в вопросах живописи и наук!".

Несколько раз художник исполнял для Филиппа тайные дипломатические поручения. Так в 1427 года ван Эйк выезжал с тайным поручением в Тур, расположенный в десяти милях от Лилля.

На следующий год, 19 декабря 1428года, ван Эйк, в качестве дипломата,вместе с послами Филиппа, отбыл в Лиссабон с заданием подготовить почву для заключения брака между вдовцом-герцогом Филиппом и португальской принцессой Изабеллой. Исполняя возложенную на него миссию, в Португалии художник написал два портрета невесты (не сохранились) и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. Так часто тогда делалось "для знакомства".
Миссия была успешно выполнена, и 25 декабря следующего года ван Эйк вернулся во Фландрию вместе со свадебным кортежем и португальской инфантой.

Наряду с придворной деятельностью "мастер Ян" выполнял заказы церкви и городских купцов. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано во время службы у герцога Бургундского.

Одна из ранних, дошедших до нас работ - "Мадонна в церкви".

Ян ван Эйк "Мадонна в церкви" (до 1426 года)

Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Эта легенда была рассказана Джорджо Вазари спустя сто лет после смерти знаменитого нидерландца и была подхвачена другими писателями и искусствоведами. На самом деле краски на основе растительных масел были известны задолго до XV века. Может быть, Ян ван Эйк несколько усовершенствовал их состав, недаром его считали не только выдающимся живописцем, но и алхимиком. И владел он техникой письма масляными красками виртуозно. Живописцы всех стран, по словам Вазари, "вынуждены были его прославлять и воздавать ему бессмертные хвалы, но в то же время всячески ему завидовали...".

Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е годы. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а в 1433 году женился. В 1434 году герцог Филипп III стал крестным отцом первого ребенка живописца и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.

Ян ван Эйк "Портрет жены Маргарет"

В 1432 году Ян ван Эйк закончил работу над выше упомянутым алтарем для Кафедрального собора в Генте, а затем работы следуют буквально одна за другой.

Ян ван Эйк одним из первых стал создавать портреты, добиваясь предметной точности облика модели.

Ян ван Эйк "Портрет молодого человека (Тимофей)" (1432 год)

Ян ван Эйк "Портрет человека в красном тюрбане" (1433 год)

Ян ван Эйк "Портрет кардинала Никколo Албергати" (1431 год)

Ян ван Эйк "Портрет человека с гвоздикой" (1435 год)

Среди шедевров Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена" (около 1436 года), а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой; так называемый "Портрет четы Арнольфини" (1434 год).

Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Ролена"

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"

Художник скончался 9 июля 1441 года в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен в ограде церкви Святого Донациана, недалеко от своего дома. В следующем году, его брат Ламберт, обратился к герцогу с просьбой о перезахоронении праха художника внутри церкви. Филипп не только дал такое разрешение, но и назначил вдове художника вполне приличное пожизненное содержание.

Эпитафия на могиле Яна ван Эйка гласит:

"Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн,
В котором любовь к живописи была изумительна.
Он писал и дышащие жизнью изображения людей,
И землю с цветущими травами,
И всё живое прославлял своим искусством."

Картина "Святой Иероним" была закончена, скорее всего, друзьями художника уже после его смерти, хотя основная часть выполнена самим Яном ван Эйком. Вероятно, об этом написано в письме, лежащем на столе.

Ян ван Эйк "Святой Иероним" (1442 год)

Памятник братьям ван Эйкам перед Кафедральным собором св. Бавона, Гент

Й. Хёйзинга "Осень Средневековья"

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390—1441) — нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426).

Портрет четы Арнольфини, 1434, Национальная галерея, Лондон
Кликабельно - 3 087px × 4 226px


Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.

Портрет четы Арнольфини, деталь зеркало на стене, 1434

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Хубертом. Ян ван Эйк закончил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур.

Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».

Имел несколько учеников, в их числе — Петрус Кристус.

«По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 — 1441). Величайшее его создание — многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте». Э.Гомбрих «История искусства».

Благовещение, 1420

Диптих - Распятие и Страшный суд, 1420-1425

Портрет человека с кольцом, около 1430

Святой Франциск Ассизский, Стигматизация, около 1432

Lam Godsretabel, Mystic Lamb, Agneau Mystique, Der Genter Altar (Lammanbetung), Políptico de Gante (El Políptico de la Adoración del Cordero Místico). 1432

Гентский алтарь, Бог Иисус, 1432

Гентский алтарь, Бог Иисус, деталь одежды, 1432

Гентский алтарь, Мария, 1432

Гентский алтарь, Иоанн Креститель, деталь, 1432

Гентский алтарь (Внешняя панель, Архангел), 1432

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Евангелист, деталь), 1432

Гентский алтарь, Ева, деталь, голова, 1432

Гентский алтарь, Адам, деталь, голова, 1432

Гентский алтарь, Женщины, идущие на поклонение Агнцу, 1432

Гентский алтарь, Евреи и язычники, 1432

Гентский алтарь, Ангелы, 1432

Гентский алтарь, Ангелы, деталь, 1432

Гентский алтарь, Поклонение Агнцу, деталь, 1432

Портрет человека в тюрбане, 1433 (возможно, автопортрет)

Портрет Джованни Арнольфини, около 1435

Мадонна канцлера Ролена, 1435

Мадонна канцлера Ролена, деталь, 1435

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, 1436

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, деталь Святой Георг и донатор, 1436

Святая Варвара, 1437

Мадонна с младенцем в церкви, около 1438

Портрет Маргарет ван Эйк, 1439

Святой Иероним, 1442

Полностью

Ян ван Эйк (Jan van Eyck) (ок. 1390-1441). О жизни Ван Эйка известно очень мало. Он был выходцем из небольшого городка Маасэйка, расположенного на берегу реки Маас, в окрестностях Маастрихта. Первое свидетельство о его жизни относится к 1422 году. К этому времени он был уже известным мастером, в 1422-1425 годах выполнял заказы голландских графов в Гааге, служил при дворе графа Иоанна Баварского, после смерти которого перебрался в Брюгге, а затем в Лилль, где стал придворным живописцем Филиппа Доброго, герцога Бургундии.

Ван Эйк пользовался неограниченным доверием своего патрона, выполнял для него деликатные дипломатические поручения, одним из которых было устройство брака герцога с принцессой Португалии Изабеллой. С 1430 года и до конца жизни Ван Эйк жил в Брюгге, где в 1431 году купил дом. Он был женат и имел десять детей.

Творчество Ван Эйка знаменует собой переход от традиций Северной готики к новой традиции, известной как Северное Возрождение. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было - «Как могу». Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Новая манера, открытая художником, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, в том числе и на художников итальянского Ренессанса.

Самой знаменитой работой Яна Ван Эйка, и вместе с тем одним из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи, является «Гентский алтарь» (1432), написанный художником совместно с его старшим братом Губертом (ум. 1426). Он состоит из 12 дубовых створок (общий размер которых составляет 3,6x4,5 м). На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший мастер из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда».

Построение алтаря сложно и полифонично, его части точно выверены и соподчинены. Уникальный ансамбль поражает воображение обилием фигур, разнообразием человеческих типов, богатством мимики. Мир, изображенный в нем, многолик и разнообразен. И хотя в целом его иконография восходит к средневековым «космическим» произведениям, подобного размаха и точности изображения искусство Позднего Средневековья не знало.

Ян ван Эйк был также одним из первых портретистов в истории западноевропейской живописи. Его портреты глубоко психологичны и совершенны по исполнению. Подлинной жемчужиной портретного наследия Ван Эйка является «Портрет четы Арнольфини» (1434), где мастер изобразил себя отраженным в круглом зеркале, висящем в центре картины позади фигур заказчиков.

Художник умер предположительно в Брюгге около 1441 года.

Произведения мастеров живописи прошедших веков, созданные во времена, когда еще не был изобретен фотоаппарат, являются одним из наиболее достоверных источников информации о быте, нравах, внешности, вкусовых предпочтениях и других подробностях жизни наших предков. Нередко они ставят исследователей в тупик и вызывают споры, которые не утихают в течение десятилетий. Одним из таких полотен является картина, которую написал фламандский живописец Ян ван Эйк.

«Портрет четы Арнольфини» выставлен в Лондонской национальной галерее, которая приобрела его в 1842 году всего за 730 фунтов.

Несколько слов о Яне ван Эйке

Художник родился где-то между 1385 и 1390 годом в городе Маасейке в Северных Нидерландах. В молодости он работал вместе со своим старшим братом Губертом. Тот также был успешным художником и считается одним из авторов знаменитого Гентского алтаря. В 1425 году мастер Ян стал придворным живописцем Бургундского герцога Филиппа Третьего Доброго. В 1431-м он приобрел дом в городе Брюгге, где жил до самой смерти.

Его по ошибке считают основоположником живописи масляными красками. На самом деле он просто усовершенствовал эту технику, но, несомненно, сделал многое, чтобы она стала основной в Нидерландах, откуда проникла в Германию и Италию.

Джованни Арнольфини

Человек, изображенный на известном полотне художника Яна ван Эйка, — это богатый купец из итальянского города Лукки. Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров.

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

На полотне изображены мужчина и женщина, стоящие на некотором отдалении друг от друга в спальне городского дома. Молодой человек (Джованни Арнольфини на момент написания картины исполнилось 34 года) изображен почти анфас. Его правая рука поднята на уровень плеча, как если бы он собрался произнести клятву. Его дама стоит, повернувшись влево. Комната, в которой они находятся, видна как бы сверху. Таким образом, на изображении отсутствует единая точка схождения горизонтальных и вертикальных осей.

Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Их соприкосновение выглядит очень церемониальным. Живописец изобразил руки почти в центре полотна, придавая, таким образом, им особое значение.

Описание фигур

Оба персонажа картины Яна ван Эйка («Портрет четы Арнольфини») одеты в праздничные наряды. У туалета женщины виден аккуратно расправленный длинный шлейф, что означает ее принадлежность к богатому бюргерству. У нее округлый живот. По мнению специалистов, он, как и ее осанка в виде так называемой готической кривой, скорее всего, является не признаком беременности, а данью моде, таким образом подчеркивавшей главное достоинство дамы — плодовитость.

На мужчине надета цилиндрическая шляпа с широкой тульей, хук из бархата винно-красного цвета, подбитый мехом, и нижняя одежда из дорогой черной материи. Несмотря на богатый наряд, очевидно, что мужчина не является аристократом. Об этом свидетельствуют его деревянные башмаки, которые носили те, кто ходил пешком, тогда как представители благородного сословия ездили верхом или передвигались на носилках.

Интерьер

Картина ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» отличается тщательной прорисованностью всех деталей изображенного помещения. На полу зритель видит дорогой восточный ковер, люстру на потолке, круглое зеркало на стене, остекленную верхнюю часть окна, скамью с апельсинами. Все это свидетельствует о том, что хозяин является состоятельным человеком. Доминирующей в обстановке является кровать с пологом.

Тайна прекрасной дамы

Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом.

Некоторые искусствоведы считают полотно документальным свидетельством бракосочетания купца. Тогда дама должна быть его женой. Известно, что в 1426 году Арнольфини женился на 13-летней Констанце Трента. Однако в 1433 году она умерла, т. е. на момент написания картины ее не было в живых. Тогда либо на картине ее изобразили посмертно, либо это вторая жена Арнольфини, о которой не сохранилось никаких документальных свидетельств.

Существует также мнение, что дама на портрете — это Маргарита ван Эйк, а мужчина — сам художник. Косвенным свидетельством этой гипотезы считается наличие на полотне изображения статуэтки святой Маргариты, которая находится рядом с лицом дамы. В то же время есть и другая версия. Согласно ей, Маргарита была покровительницей рожениц, и ее изображение рядом с альковом означает пожелание скорого прибавления в семействе.

Отличительные особенности

Портрет четы Арнольфини имеет несколько отличительных особенностей. В частности, он считается одним из наиболее ранних светских супружеских портретов в истории европейской живописи. До создания этого полотна художники не стремились так тщательно изображать мелкие детали и бытовые подробности, как стали делать после появления картин Яна ван Эйка.

Техника

Создавая «Портрет четы Арнольфини», Ян ван Эйк использовал масляные краски. Как уже было сказано, на тот момент такая техника была новым словом в живописи. Она позволяла наносить один за другим прозрачные слои краски и достигать слитности мазков, получая смягченные контуры. Будучи текучим, масло сохло значительно дольше, чем используемая до этого темпера, позволяя достигать высочайшего реализма и даже иллюзии трёхмерности пространства.

Символы

В Средние века художники изображали на своих полотнах различные предметы и знаки, которые доносили до современников информацию о добродетелях или пороках изображенных лиц.

Во время работы над своей знаменитой картиной язык символов использовал и ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини» до сих пор считается одной из наиболее трудноинтерпретируемых работ мировой живописи, так как специалисты и по сей день не могут прийти к единому мнению по поводу тайного смысла некоторых деталей интерьера:

  • Люстра. Светильник на картине «Портрет четы Арнольфини» выполнен из металла. В нем горит только одна свеча. Она расположена над мужчиной. В том, что вторая свеча погасла, некоторые историки видят намек на то, что на картине изображена умершая женщина.
  • Собака. У ног пары стоит щенок брюссельского гриффона. Он находится ближе к даме и олицетворяет ее верность супругу.
  • Окно. Хотя персонажи облачены в теплую одежду, подбитую мехом, на заднем плане видно вишневое дерево, на котором много спелых плодов. Скорее всего, оно должно означать пожелание плодовитости в браке.
  • Апельсины. Это еще один символ плодовитости. Они также могли быть использованы, чтобы подчеркнуть высокий имущественный статус семьи.

Зеркало

Главным символическим элементом, изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало. В нем видно отражение главных персонажей, а также двух других людей. Некоторые исследователи утверждают, что художник изобразил в зеркале и самого себя.

Считается, что это свидетели бракосочетания, которое в те времена могло происходить без участия священника путем подписания брачного контракта. Кстати, в том, что женщина и мужчина протянули друг другу левые руки, историки видят намек на неравный брак. В Средние века в Европе такие союзы означали, что в случае смерти мужа вдова и ее дети не могли претендовать на наследство, а получали лишь небольшую фиксированную долю его имущества. В некоторых странах существовало даже юридическое понятие «брак левой руки».

Не менее интересна и оправа зеркала. На ней присутствуют медальоны с изображением сцен Страстей Христовых. Интересно, что эти сюжеты в Средние века интерпретировались как брак Спасителя с церковью.

История полотна до 19 века

Картина «Портрет четы Арнольфини» имеет запутанную историю. Была ли она передана заказчику или нет — неизвестно. Согласно сохранившимся документам, в начале 16 века портрет был собственностью испанского придворного дона Диего де Гевара, который постоянно жил в Нидерландах. Он подарил его штатгальтеру Испанских Нидерландов Маргарите Австрийской. Она приказала снабдить ее двумя деревянными створками.

В 1530 году картина «Портрет четы Арнольфини» перешла в наследство следующему штатгальтеру - Марии Венгерской, которая перевезла ее в Испанию в1556 году. Следующим владельцем полотна стал Филипп Второй. До 1700 года картина находилась в резиденции испанских монархов Алькасар. К счастью, когда в 1734 году там случился пожар, «Портрет четы Арнольфини», символы на котором и по сей день являются предметом споров, уже находился в Королевском дворце. Затем его следы потерялись.

Судьба портрета после наполеоновских войн

Полотно нашлось в 1815 году. Ее новый владелец - британский полковник Джеймс Хей - рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Британцы, вместо того чтобы возвратить картины и статуи в Мадрид, погрузили их на корабль, отправлявшийся в Лондон. Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка.

На этом история картины «Портрет четы Арнольфини» не закончилась. В 1816 году полковник Хей привез ее в Лондон и передал будущему королю Георгу Четвертому «для опробации». Известно, что полотно висело в покоях принца-регента до весны 1818 года, но затем его вернули владельцу. В1828 году полковник передал картину на хранение приятелю, и о ее судьбе в следующие 13 лет ничего не было известно.

В 1842 году полотно приобрели для Лондонской национальной галереи за довольно скромную сумму, и до 1856 года оно экспонировалось там под названием «Фламандский мужчина и его жена». Позже надпись на табличке изменили. Сегодня полотно внесено во все каталоги как «Портрет четы Арнольфини», и перед ним всегда собираются толпы зрителей.

Некоторые документы свидетельствуют, что у «Портрета четы Арнольфини» существовала верхняя крышка из дерева с изображением обнаженной девушки, совершающей ритуальное омовение невесты. Она хранилась в коллекции живописи кардинала Оттавиани, однако на данный момент утрачена. Итальянский историк Фацио описал ее в своем произведении De viris illustribus.

Еще один интересный факт: когда картина ван Эйка была изучена под инфракрасным излучением, оказалось, что все детали, которым приписывают символизм, были дописаны в конце работы над полотном. Иными словами, они не являлись частью замысла живописца, а появились позднее, возможно, по пожеланию заказчиков.

Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Наверняка она еще долго будет находиться в центре внимания всех тех, кто любит разгадывать исторические загадки, так что, вполне возможно, что нас ждут громкие сенсации.

Его младший современник, итальянский гуманист Бартоломео Фацио. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский живописец и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.

С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Нередко Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения.

Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о разносторонне одаренном человеке. Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.

Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное - это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.

Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Ян развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной Европы.

По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415- 1417) , так называемого Туринско‑ Миланского часослова, исполненных для герцога Беррийского. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».

В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города. А через год художник завершил свой шедевр - Гентский алтарь, большой полиптих, состоящий из 12 дубовых створок. Работу над алтарем начал его старший брат, но Хуберт умер в 1426 году, и Ян продолжил его дело.

Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Христос родился и умер. Искупление свершилось. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк - не как иллюстратор молитвенника, а как живописец - пластически передал это великое таинство? Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Впереди "Источник жизни". Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. В центре - алтарь, покрытый пурпурной тканью; на алтаре - Белый агнец. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно‑ голубыми и розовато‑ серыми оттенками. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. На первом плане слева - коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, совершенно живые физиономии. Мало жестов и мало позы. В этих двадцати фигурах - сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Те, кто еще сомневаются, - колеблются в раздумье, те, кто отрицал, - смущены, пророки охвачены экстазом. Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия - священников, аббатов, епископов и пап. Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах, изумрудах. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. На третьем плане, далеко позади агнца, и на высоком холме, за которым открывается горизонт, - зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа - шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Они одеты в нежные цвета: в бледно‑ голубые, синие, розовые и лиловые. Мученики, по большей части епископы, - в синих облачениях. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Это необычайно тонко, точно и живо. Еще дальше - более темная полоса холмов и затем - Иерусалим, изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. А на последнем плане - далекие синие горы. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно‑ голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. В небе - перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари.

Вот вам изложение, а скорее искажение, сухой отчет о центральном панно - главной части этого колоссального триптиха. Дал ли я вам о нем представление? Нисколько. Ум может останавливаться на нем до бесконечности, без конца погружаться в него и все же не постичь ни глубины того, что выражает триптих, ни всего того, что он в нас вызывает. Глаз точно так же может восхищаться, не исчерпывая, однако, необыкновенного богатства тех наслаждений и тех уроков, какие он нам дает».

Первая датированная работа Ван Эйка , «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином» (1433) . Мадонна сидит в обыкновенной комнате и держит на коленях ребенка, листающего книгу. Фоном служат ковер и балдахин, изображенные в перспективном сокращении. В «Мадонне каноника Ван дер Пале» (1434) престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Георгию, что почти касается белыми одеждами ее красного плаща и рыцарских доспехов легендарного победителя дракона.

Следующая Мадонна - «Мадонна канцлера Ролена» (1435) - одно из лучших произведений мастера. Л.Д. Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча, и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии! Что может быть великолепнее его облачения? Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу, и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Вглядитесь в волосы мадонны - что в мире может быть мягче их? В корону, которую ангел держит над ней, - как блещет она в тени! А за главными фигурами и за тонкой колоннадой - уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись».

Последнее датированное произведение художника - «Мадонна у фонтана» (1439) .

Ян ван Эйк был также замечательным новатором в области портрета. Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот. Он положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность. Примером могут служить «Тимофей» (1432) , «Портрет человека в красной шапке» (1433) , «Портрет жены, Маргариты ван Эйк» (1439) , «Портрет Бодуэна де Ланнуа».

Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем - важнейшее произведение ван Эйка. По замыслу оно не имеет аналогов в XV веке. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге, изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами.

«…здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Не отступая от системы своего искусства, Ян ван Эйк находит пути к косвенному, обходному выражению проблем, осознанная трактовка которых наступит только два века спустя. В этой связи показательно изображение интерьера. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно‑ бытовой средой.

Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Так же поступил и ван Эйк. Имеют его и яблоки, и собачка, и четки, и горящая в люстре свеча. Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности - собачка таращит пуговичные глаза.

Портрет четы Арнольфини является примером и гениальной гибкости системы ван Эйка и ее узких рамок, за пределы которых интуитивно стремился выйти художник. По существу, мастер стоит в непосредственном преддверии появления целостного и определенного, характерного и замкнутого в себе образа, свойственного развитым формам раннего Ренессанса».

Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства. Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый.

Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Он положил начало новому видению мира, воздействие которого простирается далеко за пределы его эпохи.

Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»