Запоздалая любовь «рыцаря красоты» Василия Поленова: Неизвестные страницы личной жизни русского гения. Василий Поленов

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.

Илья Репин. Портрет художника В.Д. Поленова, 1877, холст, масло, 80 x 65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Государственная Третьяковская галерея продолжает серию блокбастеров. После Репина, осенью 2019 года очереди будут стоять на Василия Поленова (1844–1927), юбилейную выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Впервые в Москве окажется самое крупное произведение Поленова «Христос и грешница» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

150 произведений из 14 государственных и частных собраний (пейзажи, портреты, эскизы декораций) украсят залы Новой Третьяковки. Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи», - говорил Василий Поленов, которого за личностные и профессиональные качества называли «рыцарем красоты».

Василий Поленов.Портрет художника Ильи Репина, 1879.

Петербуржец Василий Поленов родился в многодетной дворянской семье историка, секретаря Русского археологического общества. Мать художника брала уроки у Карла Брюллова, а Василий с 14 лет учился живописи у Павла Чистякова. «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – отмечал Чистяков. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Поленов параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». Вместе с таким же отличником, сокурсником по Академии Ильей Репиным, юный живописец получил право на шестилетнюю зарубежную стажировку, которая полностью оплачивалась казной.

Василий Поленов. Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882.

От Неаполя до Нормандии В 27 лет Поленов еще не определился, что рисовать. Во время зарубежной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство Пилоти, Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. После он отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию. В Париже познакомился с барбизонцами и пейзажами Камиля Каро. Вслед за Репиным поехал в Нормандию, где написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль»... Его парижские работы особенно понравились на родине. За картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 парижских этюдов Василий Поленов очень скоро, в 32 года, получил звание академика.


Василий Поленов. Бабушкин сад, 1878. Государственная Третьяковская галерея

Пейзажист и мастер жанровой живописи В Россию художник вернулся досрочно, за два года до официального окончания стажировки. «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал - не то; всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».


Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея

Академик-доброволец Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя щедро публиковал журнал «Пчела». Но посылал он бытовые, а не батальные зарисовки. «Я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».


Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

Передвижник В 1877 году Василий Поленов переехал в Москве. Этюд, который он создал у церкви Спаса на Песках из окна своей квартиры на углу Дурновского и Трубниковского переулков, лег в основу картины «Московский дворик», дебютировавшей на выставке Товарищества передвижников (ТПВ) в 1878 году, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Критикам московский дворик с летним солнцем, покосившимся забором, играющими малышами, женщиной и лощадью полюбился сразу. Так Поленов стал лирическим художником, родоначальником «интимной живописи». Отношения с ТПВ у Поленова были не самыми простыми. Он был против натуралистичных изображений «страданий русского народа». «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».


Василий Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Холст, масло. 325 × 611 см.
Государственный Русский музей.

Христос и грешница Замысел будущего эпохального 325 × 611 cм полотна «Христос и грешница» сложился под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и книги «Жизнь Иисуса» французского философа-гуманиста Эрнеста Ренана. Реализация замысла, начавшись в 1868-м, растянулась на двадцать лет и потребовала многих усилий и многих зарубежных поездок.

Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Русский живописец Василий Поленов добавил в список своих загранкомандировок Ближний Восток: Константинополь, Александрию, Каир, Асуан, Палестину и Сирию. Позже, опять-таки ради картины и сбора материала для нее, преподаватель Поленов взял в училище годичный отпуск и отправился в Рим, Вену, Венецию и Флоренцию.

Летом 1885 года художник наконец создал полноформатный эскиз картины, а ее окончательную версию - через год, в кабинете Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве. Помимо родных и близкого друга Саввы, Поленов советовался со своим учеником художником Константином Коровиным и физиологом Петром Спиро. Главная премьера для широкой публики холста «Христос и грешница (Кто без греха?)» должна была состоятся 25 февраля 1887 года на 15-й выставке ТПВ.

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

За несколько дней до открытия она была показана цензору, который не дал разрешение на участие картины и доложил об этом руководству. В результате «Кто без греха?» сначала увидели петербуржский градоначальник Петр Грессер, обер-прокурор Константин Победоносцев и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Судьбу произведения решил император. Александр III купил полотно за 30 00 рублей, перебив цену у «конкурента» - московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар (в переводе на нынешние деньги - около 23 млн. рублей) Поленов, мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу.

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок» (ныне Поленово), 1908.

Кто из вас без греха «Картина была названа мною «Кто из вас без греха», - писал много позже Поленов. В этом был ее смысл... В музее потом ее назвали «Блудная жена»...» Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице: к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. В результате Христос оказывался перед дилеммой - либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. По свидетельству Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана. «В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году», - комментировал критик Стасов.

О ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА, НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Василий Дмитриевич Поленов. Автопортрет


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">
Когда Василий подрос, родители взяли ему в учителя студента Павла Чистякова, дабы обучал их сына живописи. Он сразу же подметил дар у юного Васи к необыкновенно гармоничному сочетанию красочной палитры.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев:

«Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Первая серьезная любовь пришла к Поленову, когда ему было уже двадцать восемь. Это произошло в Риме. В те годы Поленов, будучи пенсионером Петербургской академии художеств путешествовал по Европе. Позади остались Австрия, Швейцария, Германия с их знаменитыми художественными галереями. По приезду в Рим, его радушно принимали в семьях Адриана Прахова, и Саввы Морозова.

Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">
Но к сожалению это творение мастера было утеряно, и дальнейшая его судьба не известна.
До нашего времени дошла лишь картина «Больная», первый набросок которой художник сделал у изголовья угасающей Маруси. А позже, когда сестра Вера окажется на смертном одре брат
и создаст эту мрачную картину, где будут просматриваться черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.

Кладбище среди кипарисов. Этюд. Автор: Василий Поленов." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0026.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title="Кладбище среди кипарисов. Этюд.


Кладбище среди кипарисов. Этюд.



Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…
Вторая любовь Василия Поленова


По истечении пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.


Мария Климентова - оперная дива


Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Любовь на всю оставшуюся жизнь


В довершение к его несчастной любви у Поленова умирает его сестра-близнец Вера, которую он очень любил. Муки и страдания заставляют художника искать отдушину в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцеве, где всегда находил утешение поддержку и вдохновение.
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">К тому же Наталья так же имела талант к живописи: иногда писала пейзажи. А вот ее младшая сестра Мария Васильевна, после замужества Якунчикова-Вебер, стала известной художницей.

Жуковка. Этюд. (1888). Автор: Н.В. Якунчикова." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/219412036.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title="Жуковка. Этюд. (1888).



И вот однажды во время совместной работы над эскизами вышивок для церковных хоругви у Поленова наконец-то открылись глаза, и он обо всем догадался. У 40-летнего художника к этой девушке не было той жгучей страсти, которую он испытывал к Оболенской или Клементовой, но с ней ему так было тепло, уютно и хорошо.

И когда в Абрамцеве завершилось строительство храма, который спроектировали Поленов и Виктор Васнецов, первыми в нем обвенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

Наталья Васильевна будет одной из самых преданных жен русских художников: он сам и его творчество составит весь смысл её жизни.

В.Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей

В.Д. Поленов с дочерьми

И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." vspace="5">

Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она проиллюстрировала множество русских сказок , чем и стала знаменита.

Будущий талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в 1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние, сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив возможность отражать свои чувства на полотне.

Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.

Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат университета , но и свою любовь к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал музыкальные творения.

Для получения художественного образования мастеру пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил учебу в университете на юридическом факультете. С помощью академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах, которые сейчас стали , . Он много времени прожил во , в , где создал знаменитое полотно «Арест графини д"Этремон», которое принесло ему звание академика.

Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с живет и работает во французской Нормандии, где пишет многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два года он возвращается в , а когда начинается русско-турецкая война, становится официальным художником при ставке будущего императора Александра III.

Следующие годы жизни художника тесно связаны с преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в связано с именами таких в будущем известных художников, как Коровин, и множество других.

На выставке художников-передвижников в 1877 году картина Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного «интимным пейзажем».

Став членом Товарищества передвижных художественных выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства. Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием сельских детей, в том числе и обучая их живописи.

В последующие годы художник неоднократно выезжает заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.

Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в них красоту и безбрежную мощь русской природы.

Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.