«Алексей Антипович Потехин - известный и забытый. А

Потехин Алексей Антипович

П отехин (Алексей Антипович) - известный писатель. Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями - , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта "Забавы и удовольствия в городке", напечатан в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. "Сочинения" (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); "Винегрет современной морали" ("Сочинения", т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

Другие интересные биографии:

Биография

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7-ми т.. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3-х т.. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т.. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • Потехин Алексей Антипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Клевенский М. Потехин Алексей Анисимович // Литературная энциклопедия
  • Потехин Алексей Антипович . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • Потехин, Алексей Антипович в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 13 июля
  • Родившиеся в 1829 году
  • Умершие 29 октября
  • Умершие в 1908 году
  • Драматурги по алфавиту
  • Драматурги России
  • Драматурги XIX века
  • Родившиеся в Кинешме
  • Родившиеся в Костромской губернии
  • Персоналии:Кострома
  • Выпускники Демидовского лицея
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Русские драматурги
  • Почётные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Похороненные на Тихвинском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Потерянный уикенд (фильм)
  • Потехин Алексей Евгеньевич

Смотреть что такое "Потехин, Алексей Антипович" в других словарях:

    Потехин, Алексей Антипович - известный писатель. Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым … Большая биографическая энциклопедия

    Потехин Алексей Антипович - Потехин (Алексей Антипович) известный писатель. Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями Писемским, Островским,… … Биографический словарь

    ПОТЕХИН Алексей Антипович - (1829 1908) русский писатель, почетный член Петербургской АН (1900). Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах Около денег (1876), Молодые побеги (1879) отражено возникновение капиталистических отношений в России,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потехин Алексей Антипович - , русский драматург, почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Окончил ярославский Демидовский лицей (1849). Печатался с 1851. Сблизился с «молодой… … Большая советская энциклопедия

    Потехин Алексей Антипович - (1829 1908), русский писатель, почетный член Петербургской АН (1900). Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах «Около денег» (1876), «Молодые побеги» (1879) возникновение буржуазных отношений в России, революционное… … Энциклопедический словарь - … Википедия

    Потехин - русская фамилия. Известные представители: Потехин, Александр Владиславович (род. 1961) петербургский журналист, политик и общественный деятель, бывший вице губернатор. Потехин, Александр Николаевич писатель. Потехин, Александр Павлович … Википедия

«Алексей Антипович Потехин -известный и забытый» Е.А.Потехина

14 июля 2009 года исполняется 180 лет со дня рожденья нашего земляка – кинешемца, писателя-беллетриста, драматурга, почетного академика изящной словесности, начальника репертуарной части Императорских театров Потехина Алексея Антиповича. Так и хочется сказать «известного». Но нет… Автор 12 пьес, бытописатель, краевед, современник и последователь Островского незаслуженно забыт современниками. А зря. Его пьесы о произволе чиновников, падении нравов, развале деревни, о власти денег актуальны до сих пор. Изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранности его таланта, творческой плодовитости и глубокими знаниями народной жизни.
Ученик К.Ушинского, А.Потехин родился и вырос на Волге, неоднократно участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье вместе с другими писателями. Любовью к Волге и Кинешме пронизаны его очерки – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке», а также его «Неоконченная повесть». А.А.Потехин дружил с Н.А.Некрасовым. Большой интерес к творчеству писателя проявлял Л.Н.Толстой.
Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма 14 июля 1829 года. В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин имел 11 детей. А.А.Потехин учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где и окончил курс в 1849 году. Многое во взгляде А.Потехина на русского человека, его природу сложилось под влиянием Константина Дмитриевича Ушинского, профессора Ярославского Демидовского лицея. Идеи Ушинского, как добрые семена, падали на подготовленную почву детской и юношеской любви к родному волжскому краю. Общение молодого профессора со своими учениками не ограничивалось лекциями. Педагог вовлекает студентов в научную деятельность. За 1847-1848 учебный год Совет лицея присуждает две золотые медали за студенческие работы, выполненные под руководством Ушинского. Одним из медалистов становится А.Потехин. А.Потехин прочно усвоил главный урок своего учителя – изучать, исследовать родной край, описывать его, поскольку в русской литературе мало «путешествий», а читающая публика не знает не только окраин своей огромной Родины, но и русской равнины. Поэтому еще со студенческой скамьи Алексей Антипович начал знакомство с родным краем, избороздив пешком всю Костромскую губернию.
Влияние Ушинского на Потехина сказалось уже в первых очерках 1852 года, где начинающий автор описывает Волгу и ее окрестности от Ярославля до Кинешмы. Позднее, в 1856 году, во время литературной экспедиции он выполнил существенную часть замысла своего учителя: исследовал лесную и торговую (очерки «С Ветлуги», «Река Керженец»), пустынную и рыбную (очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии») стороны великой реки. Волга со своей тихой величавостью, живописными картинами природы, ее городами заложила в душу будущего художника чувство глубокого преклонения, восхищения, крепкой связи с Родиной. Написанные более ста лет назад, произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей.
Некоторое время А.А.Потехин служил на военной службе. Был офицером, вышел в отставку. В 1852 году А.Потехин становится сотрудником журнала «Москвитянин», членом «молодой редакции».
Его первые беллетристические опыты - это «Тит Софронов Козонок» и «Бурмистр», повести из народного быта, замысел которых возник во время написания очерков о Волге.
В письме к родителям Потехин просит прислать не только сведения о Кинешме и уезде, но и «сюжеты тех анекдотов, где выражается так хорошо веселая, добрая, готовая на самопожертвование душа русского крестьянина… теперь у меня явилось желание облечь эти анекдоты в хорошенькую форму рассказа». Это письмо свидетельствует также о поисках молодым писателем своего пути в литературе, своей темы. Изображение быта, нравов, а главное, «доброй, готовой на самопожертвование души русского крестьянина» принесло А.Потехину известность.
Конечно же, А.А.Потехин причислял себя к «школе Островского», считая себя его учеником. Когда его пьеса из крестьянского быта, которую он написал по подсказке Островского «Суд людской – не Божий» была опубликована осенью 1853 года в журнале «Москвитянин» и с большим успехом поставлена в Петербурге, начинающий тогда драматург писал Александру Николаевичу: «Общество Ваше лучшая для меня школа: я чувствую, как взгляд мой на великое дело искусства развивается…» В этом же письме А.А.Потехин называет великого русского драматурга «образцом и страшным судьею».
Сближало их и то, что Алексей Антипович родился в Кинешме, где часто по долгу службы и проездом в свое имение Щелыково бывал А.Н.Островский.
Характерной особенностью произведений А.А.Потехина был язык: это не условная книжная речь, а чисто-русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем высоко художественный, не придуманный, а подсказанный самою жизнью. И выработался он за долгие годы живого общения с простыми людьми – с источниками народного словесного творчества. От того-то А.А.Потехин и стал мастером русского слова, что жил этим словом, дышал им и любил его, как сам русский воздух и несравненную русскую природу среднего Поволжья.
В начале 80-х годов Алексей Антипович Потехин становится заведующим репертуарной частью Александринского Петербургского театра, позднее – управляющим драматическими труппами императорских театров, входит в состав Театрально- литературного комитета. Принимает активное участие в театральных реформах.
Последнюю треть своей жизни писатель посвящает художественному исследованию быта русского народа, крестьянства, русской деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги… Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни. В это время проявляется интерес писателя к маленькому человеку (очерки «Крестьянские дети»). Потехин показывает, как земледельческий труд придает детям силу, уверенность в себе, помогает преодолевать трудности и лишения сиротства, закаляет и облагораживает душу и сердце.
Пьесы драматурга ставились в Малом, Александринском, в провинциальных театрах и пользовались большим успехом у публики. В них участвовали крупнейшие актеры П.А.Степанова, Л.П.Никулина-Косицкая, И.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Г.Савина и др. Всего А.А.Потехин написал 12 пьес.
Мы видим, что по иронии судьбы ученик и почитатель таланта Островского становится как бы его начальником, ведь именно А.Потехин утверждает теперь репертуар Императорских театров, решает кадровые вопросы, а так же устанавливает содержание актеров. Из писем А.Н.Островского А.А.Потехину видно, как Островский настойчиво рекомендует (диктует) свой кадровый состав актеров и размер их жалованья.
Театр отнимал у А.Потехина очень много сил и времени, причем зачастую возникали ситуации, требующие выбора – совесть, справедливость, разум или чувство долга и верность традициям.
Вот выдержка из Записки Островского (1884г.): «Потехин позволяет себе учить на репетициях – кого же? – Стрепетову! да еще покрикивает на нее».
Ученик выходит из повиновения учителя, что начинает раздражать Островского. Вероятно, между ними происходит разрыв. Об этом свидетельствует довольно жесткое письмо А,Н.Островского А.А.Потехину (апрель 1885г.), где Островский обвиняет адресата в профессиональной непригодности:
«…В управление сценическим искусством в двух (главных) столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес…»
Но вот совершенно противоположное мнение не менее авторитетного писателя Л.Н.Толстого (в одном из писем А.А.Потехину):
«Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; то же, что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду Вам всей душой благодарен».
Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участии в спектакле известной актрисы М.Г.Савиной, которая готовилась к бенефису и выбрала для этого одну из ролей в новой пьесе Толстого. Более того, не щедрый на похвалы Лев Николаевич пишет в том же письме, что
«…я всегда чувствовал близость с Вами по Вашим произведениям, которые любил и люблю, и по коротким и случайным встречам у меня составилось о Вас представление как о вполне близком и родственном человеке».
В начале 80-х годов формирование трупы Александринского театра, составление репертуара, наблюдение за подготовкой спектаклей, систематический надзор за их уровнем входило в круг обязанностей А..А.Потехина, назначенного 5 апреля 1882 года заведующим репертуарной частью и сделавшегося фактически его художественным руководителем.
За время пребывания на своем посту Потехин в какой-то мере обновил и укрепит труппу, пригласив ряд талантливых актеров из провинции. Он выступал против строгого соблюдения сценических амплуа, настаивая на том, чтобы крупные актеры играли небольшие роли и эпизоды. При нем попало на сцену «Дело» («Отжитое время») А.В.Сухово-Кобылина, находившееся под запретом цензуры 20 лет, а «Ревизор» и «Горе от ума» были впервые поставлены в костюмах, отвечающей эпохе, в которую происходит действие пьес. Спектакли стали более правдивыми в деталях. Постановочная часть стала работать при нем более слаженно, но приглашение провинциальных актеров вызвало в труппе напряжение и конфликты.
Последние годы (летние месяцы) А.А.Потехин провел в с. Орехово, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.
В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него была объектом критического исследования.
В 1900 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности.
В этом же 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева… Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества. Сочинения А.А.Потехина вышли в 1873 – 1874 г.г. в 6 томах, а в 1904-м – в 12-ти томах.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры. Умер писатель 29(16) октября 1908 года.
То, что некоторые произведения А.А.Потехина пробыли под запретом 12-15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости. Жизнь А.А.Потехина не была легкой.
К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, не смотря на это, в усадьбу была направлена губернская комиссия. В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60-70 годов прошлого столетия». Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль… «Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.
Позднее дом А.А.Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры.
Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Жаль, что имя А.А.Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей. Потехина миновал ореол «мученика-эмигранта», поскольку он умер до революции. Однако сколь высоко оценивали его творчество современники!
Изучая и анализируя выписки из репертуарных сводок, мы видим, что пьесы А.Н.Потехина пользовались большой популярностью у зрителей, их постановки неоднократно возобновлялись.
В 2007г. сотрудниками МУ КГЦБС была разработана программа: «Потехин А.А. – летописец Верхней Волги». 29 октября в ЦБ им. В.А.Пазухина планируется провести «Потехинские чтения», посвященные 100-летию со дня смерти писателя. В 2009 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения писателя и надеемся, что сумеем собрать к этому времени достаточный материал по жизни и творчеству нашего замечательного земляка.

Библиографический список

1. Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист. – краевед. очерки о Кинеш. р-не – Иваново: Иван. газета, 1993.
2. Историко – культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-ей (27 сентября 2005г.) и 4-й (18-19 апреля 2006г.) регионал. краевед. конференций./ Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Лебедева. – Кинешма, 2006.
3. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.
4. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 в.в.: (На материалах Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006.
5. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.
6. Писатели земли Ивановской: Биобиблиогр. справочник./ Ив. обл. науч. б-ка; Ив. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина. – Иваново: Верх. Волж. кн. изд. , 1988.

Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта "Забавы и удовольствия в городке", напечатан в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина , ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. "Сочинения" Добролюбова (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); Скабичевский "Винегрет современной морали" ("Сочинения", т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

Известный писатель.

Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе.

В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье.

В 80-х годах заведовал репертуарной частью С.-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность П. началась в 1852 г. сценами из провинциального быта: "Забавы и удовольствия в городке", напеч. в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком.

Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества.

Впоследствии П. не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения П. на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ П. печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми.

Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман П., ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами.

Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство.

Шумным успехом пользовались драмы П. "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13-го представления.

Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена.

П. написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью.

Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности.

Рисует он захватьваемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного П. вошло в собрание его произведений, изд. в 1874 г. в 6 т. Ср. "Соч." Добролюбова (т. 2); Aп. Григорьев (т. 1); Скабичевский, "Винегрет современной морали" ("Соч.", т. II). {Брокгауз} Потехин, Алексей Антипович (дополнение к статье) - известный писатель.

В 1900 г. избран почетным академиком. {Брокгауз}