Брюллов Карл Павлович. «Главный русский романтик»

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) - великий Карл - так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I пришел в такое восхищение от одной из его работ, что пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Французские корни

В семье Брюлло была наследной: прадед, дед, отец - все состояли в цехе художников. Отец, академик и преподаватель, был первым учителем своих детей. Матушка будущего живописца имела девичью фамилию Шрёдер, происходя из обрусевшей немецкой семьи.

Годы учебы (1809 - 1821)

Двенадцать лет учился в Академии его в эти годы, благодаря уникальному таланту и серьезной домашней учебе, складывалась более чем благополучно: он резко выделялся среди однокашников. Образование базировалось на принципах классицизма. Последовательность обучения, ныне утерянная, была незыблема. К рисованию живой натуры приходили после ряда длительных этапов обучения: копирования оригиналов (натюрмортов и фигурных композиций), рисования с гипсовых слепков, потом - манекенов в драпировках «под людей».

Карл постоянно шел впереди своих сверстников. Юноша искренне любил классицизм, в котором реальное подчинялось идеальному, где не было места волнениям и суете мира. Но живая жизнь с ее политическими страстями и красота живой натуры вторгалась в мир идеалиста. И в своей первой картине «Нарцисс» (1819) он вышел за условные рамки, которые были заданы Академией. А за конкурсную картину, которую он выполнил, соблюдая все каноны, Брюллов получил золотую медаль.

Поездка в Италию

Недавно созданное Общество поощрения художников отправляет двух братьев, Карла и Александра, в Рим. Перед вами портрет Александра Брюллова в те годы.

Он был не только красив, но обладал большими способностями к рисованию и архитектуре. В Петербурге им построено здание и не только. Этот первый визит в страну, где вся атмосфера пропитана искусством и красотой, навсегда войдет в душу братьев. В это время по разрешению императора их фамилия русифицируется и теперь становится не Брюлло, а Брюллов. А пока, по дороге, Карл Брюллов, биография которого дарит ему встречи с готическим искусством и творчеством Тициана, поражается и восхищается ими. Но исподволь идеи романтизма, с которым русские еще не знакомы, начинают его волновать.

Флоренция и, наконец, Рим совершенно ошеломили и пленили начинающего художника. Более всего он восторгается Рафаэлем и Леонардо, но также и замечает, что в стране неспокойно. В ней зреет освободительное движение. Свобода - вот что влечет весь народ страны. Ни одну картину в это время Брюллов не может довести до конца - в голове никак не укладывается в стройную систему все, что он видит. Но зато делает около 120 портретов. Все его модели без исключения красивы. Например, «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824).

Уже в этой ранней работе виден и блестящий дар колориста, и мастерство, которое дала ему Академия. Этот интимный с которой художник дружил, сразу вызывает симпатию. В эти годы, став популярным живописцем, получая много заказов, Карл Брюллов, биография которого делает новый поворот, порывает с Обществом поощрения художников и начинает писать самостоятельные работы. Он свободен в выборе тем, он может создать новое произведение и продать его. Брюллов стал независимым человеком.

Парадный портрет (1832)

Это парный портрет-картина, который изображает Джованнину и Амацилию Паччини. Он известен как картина «Всадница». Итальянцы сразу заговорили о молодом русском живописце. Восторженные итальянские критики расхваливали в картине все - виртуозность, с которой она написана, нежную и богатую палитру. Их поразила естественная грация движений и поз, пластическая завершенность. Многие из них считали, что картина «Всадница» отмечена гениальностью.

Движения модели на вороном коне стремительны, но они уравновешены и торжественны благодаря композиционному построению. Фигура Джованнины, уверенно сидящей в дамском седле, находится в центре внимания художника, который покорен ее царственным величием, умением управиться с норовистым конем, который не может прийти в себя после прогулки и встает на дыбы. Вороной атласный конь и белая пышная воздушная юбка модели, которая ложится изящными складками, контрастны. Нежен и смел колорит одежды Джованнины и Амалиции, которая на балкончике с восхищением встречает грациозную всадницу.

Весь мир прекрасен под кистью мастера. Маленькая Амалиция призвана оттенить уверенность управления конем и спокойствие сестры. Амалиция смотрит на великолепную амазонку доверчиво, нежно, изумленно. Две маленькие собачки также встречают юную прелестную всадницу. На мохнатом песике ошейник с надписью «Самойлова», написанной латиницей. Очарование юности, ее отважную нежность и уверенность видим мы на этом портрете. Невозможно не поместить рядом портрет заказщицы Ю. Самойловой, которая всегда вдохновляла живописца.

Он поразителен и достоин наивысших похвал мастерства Брюллова.

Историческая картина

Параллельно с созданием небольших итальянских пейзажей Брюллов Карл, произведения которого сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, задумывает еще в 1827 году большое, грандиозное историческое полотно и в 1830 году приступает к его выполнению. Дело в том, художник посетил раскопки в Помпее. Он был ошеломлен той степенью, в которой сохранились остатки древнего города. Помпеи были живы, не хватало только торговцев в лавках, жителей, которые ходят по своим делам по улицам, отдыхают дома или сидят в кабачках.

Замысел картины «Последний день Помпеи» Брюллов Карл вынашивал три года. В это время он много читал письма очевидцев. Эстетика романтизма, которой теперь был наполнен художник, требовала достоверности. В некоторой степени на него повлияла и дружба с композитором Паччини, который написал оперу «Последний день Помпеи». Брюллов Карл слышал ее, и она тоже представила ему пищу для размышлений и фантазии. Кроме того, он, обожествлявший Рафаэля, вдохновлялся его многофигурными фресками в Ватикане. Пластика его персонажей, ритмика организации движения и разнообразная жестикуляция - это школа Рафаэля. Однако колорит, который он будет использовать, живописец подчерпнет в богатстве цвета Тициана. Он вырабатывает особый женский тип - сильный, крепкий, страстный и необыкновенно красивый. Его музой была графиня Ю. Самойлова, чей облик на картине он напишет три раза.

День катастрофы

Величие рокового мига отражено на полотне. Страшен этот последний черно-алый день.

Он весь охвачен пламенем пожаров, сыплющимся черным пеплом, грохотом зданий, которые рушатся, криками о помощи несчастных мечущихся людей, которым их боги не послали защиты. Да сами их боги падают, не выдерживая гнева земли и разбушевавшегося вулкана. На переднем плане мать обнимает двух дочерей и с ужасом видит, что защиты больше ждать неоткуда. Боги их рухнули. Рядом сыновья несут престарелого отца, а юноша поддерживает упавшую невесту. Дальше испуганный конь совершенно не хочет слушать своего всадника. Все находится в бурном движении. Лишь художник спокоен. Он хочет навсегда запомнить эти краски и движения. Творец - свидетель, в памяти которого останется кровавый конец этой ночи.

Фигуры просто скульптурны. Еще никто не верит, что это их последние роковые минуты. Но всеблагие боги призвали их на это высокое, жуткое зрелище. Люди выпьют полную чашу страданий, которые им послали. Брюллов облек в классическую форму переживания, которые испытывают люди на картине. Все оттенки их чувств, которые выразил художник - это уже чистый романтизм.

Успех в Италии был необычайно велик. А Париж не оценил этого произведения, но Россия с триумфом встретила это полотно. На него откликнулись и А. Пушкин и Е. Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Кюхельбекер - все высоко оценивают это произведение. И на выставку пошел народ - горожане, мастеровые, ремесленники, купцы. А император Николай I на личной аудиенции, которая состоится позже, увенчает голову живописца венком из лавра.

Возвращение на родину

После создания величественного полотна по требованию императора Николая I художник Карл Брюллов, посетив Грецию, Константинопль и Москву, вернулся в Петербург. Но дорогой он заболел, и возвращение растянулась почти на три года. В пути живописец много работал. Так он написал в 1835 году портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.

Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Сейчас он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, в Москве он уже был в 1835 году. Там состоялось его личное знакомство с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся портретистом, который вышел из крепостных. Два художника оценили таланты друг друга и крепко подружились.

В Петербурге (1836 - 1849)

В это время он преподавал в Академии и писал много портретов. Нам по его работам знакомы Н.В. Кукольник, В.А. Жуковский, И.А. Крылов - это все современники Карла Брюллова. Их портреты напишет художник. Сделает иллюстрацию к "Светлане" В.А. Жуковского. Больших исторических полотен не создаст больше Брюллов Карл. Произведения и достижения последнего периода жизни лежат в области портрета. Нестор Кукольник - человек, которого художник любил и считал своим близким другом, даже на портрете проявит свои не лучшие качества, так глубоко художник сумеет заглянуть в его внутренний мир.

Его модель соткана из противоречивости и рефлексий. Романтик Брюллов перенес на полотно атмосферу сомнений и разочарований - дух времени. Жизнеутверждающего праздничного Брюллова не стало. На портрете мы видим то, что сложно передать словами, это противоречивость, которая заложена в самом характере Кукольника. В нем и застенчивость, и развязность, и некоторый цинизм. Модель смотрит прямо на зрителя, но фигура согнута под тяжестью безвременья. От жизни его отгораживает стена. Композиция спокойна, лишь играющий рефлексами свет вносит динамику и напряженность.

Женитьба

В 1838 году Карл Павлович Брюллов познакомился и через год женился на Эмилии Тимм. Уже через месяц совместная жизнь супругов оказалась невозможной. Последовал длительный бракоразводный процесс. Карл Брюллов, биография которого так резко колебалась, был отвергнут обществом. Утешением для него стала встреча с которая приехала из Италии по делам, связанным с наследством. Для себя он пишет ее парадный портрет.

И вновь он видит идеал Женщины, достойной места на пьедестале. Карл Павлович Брюллов вновь, оживая, воспевает прекрасного человека. Мощь духа графини проявляется и во внешней монументальности колонн и драпировок, самой литой фигуры Самойловой, которая предстает перед зрителем, как прекрасная античная скульптура. Художник вновь видит перед собой красоту и духовную силу. В мире маскарада Самойлова сбросила маску и явила миру свободную личность.

Карл Брюллов: автопортрет (1848)

Работая над росписями Исаакиевского собора, который еще строился, Брюллов тяжело заболел. Он получил ревматизм, который дал осложнения на сердце. Ему был предписан постельный режим и полный покой. Общение сократилось до минимума - его посещали только врачи.

И вот уже немолодой художник, ему скоро пятьдесят, после болезни, когда он отлежал в одиночестве более полугода, смотрит на себя в зеркало с горьким разочарованием. Он слаб, об этом говорит его расслабленная поза, рука, на которой вздулись вены, висит недвижимо. Но покоя здесь нет. На картине подводится итог жизни. Брови сведены, складки и морщины между ними показывают обостренную работу мысли. Политические изменения, которые затронули страну, им пропущены, и художник, как думается ему, идет не по той дороге. Он безгранично устал, этот благородный и возвышенный человек. Высока сила его духа, которую он вынужден смирять. Все разочарования отражены в автопортрете. Он видел в зеркале не только себя, но все свое поколение.

Творчество Карла Брюллова

Последние годы жизни (1849 - 1852) по рекомендациям врачей Брюллов проведет за границей. Он лечится на острове Мадейра, затем переезжает в Италию. Он живет в семье соратника Гарибальди. Идеи борьбы за свободу подхвачены художником. Он снова, несмотря на сердечную недостаточность, много работает. Академические каноны отодвигаются в сторону. Воодушевление, которое охватило страну, проявляется в портрете Джульетты Титтони, которая изображена в латах. Это итальянская Жанна Д´Арк.

Художник создает галерею образов борющейся Италии. К нему вернулась вера в себя и свои силы. Но он не может знать, как мало ему отпущено времени. Пройдя длинный путь увлечения академизмом в юности, перейдя к романтическому восприятию мира и радостному воспеванию Красоты, а в поздние годы приблизившись к реализму, Карл Брюллов, кратко говоря, сделав для русского искусства необычайно много, особенно в области портрета, не успел раскрыть весь свой творческий потенциал.

Ему отказало сердце, и он скончался ночью в удушье. Русский гений похоронен в Италии, в маленьком местечке под Римом, на протестантском кладбище. В этот 1852 год Россия потеряла В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, лучшего ученика Брюллова П. Федотова.

По мере возможности в статье дано описание картин Карла Брюллова. Его творения говорят с нами ярким доступным языком. Войдите в мир, созданный живописцем, и вас заворожит любовь и красота, которую прославлял мастер.

Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) (до 1822 года - Брюлло ; 23 декабря 1799, Санкт-Петербург, Россия - 23 июня 1852, Манциана, Папская область) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным , затем переехал в Санкт-Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема - не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.

Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию - от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

Брат Александр Брюллов, архитектор, представитель романтизма.

Детские годы. Учёба в Академии

Карл Брюлло. Автопортрет. Ок. 1813-1816 гг.

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии: рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В старших классах юноша часто помогал своим однокурсникам, за небольшую плату правя их экзаменационные работы. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства» (1817-1820, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим Советом образцом для копирования. В 1819 году молодой художник создал ещё одну известную картину «Нарцисс, смотрящий в воду», которую А. И. Иванов выкупил для своей коллекции. Ныне она хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Первое путешествие в Италию. Итальянский период жизни (1823-1835)

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1823 год

В 1821 году Брюллов окончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Но президент Академии А. Н. Оленин настоял на том, чтобы молодой художник остался в Академии ещё на три года для совершенствования мастерства, назначив ему в наставники мало одарённого и не пользовавшегося авторитетом у студентов художника А. И. Ермолаева. Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. В это самое время на живописца обратило внимание недавно созданное известными на то время меценатами Общество поощрения художников (ОПХ) и, чтобы убедиться в его таланте, предложило ему выполнить несколько работ на программные темы, пообещав взамен оплатить заграничную поездку. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (1821, местонахождение неизвестно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Взамен с него бралось обязательство составлять подробные отчёты о своих впечатлениях и результатах изучения произведений искусства, а также предоставлять новые работы. Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию.До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. Именно в связи с этой поездкой фамилия двух братьев была русифицирована, получив русское окончание в Высочайшем указе, которым было дано соизволение императора Александра I на их художественную поездку за границу.

В мае 1823 года братья Брюлловы прибыли в Рим, посетив по пути Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.

По прибытии в Италию Брюллов увлёкся жанровой живописью и наряду с картинами на исторические и религиозные сюжеты стал писать работы на эту тему, черпая вдохновение из окружавшей его действительности. Первой удачной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль). Увидев её в Петербурге, современники были поражены оригинальной трактовкой сюжета и свежестью письма, а император Николай I, после того, как ОПХ подарило ему эту картину, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную к ней картину. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), однако она не понравилась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему мнению, сюжета с точки зрения высокого искусства. В ответ на критику Брюллов в 1829 году разорвал отношения с ОПХ.

Помимо больших полотен жанровой живописи, в 1827 году художник увлёкся созданием акварелей - небольших по размеру произведений, ставших для мастера удачной возможностью для передачи жизненных наблюдений. Из-за своей тематики эти работы носили название «итальянский жанр», поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям. Однако, помимо заказных акварелей, Брюллов писал и вполне самостоятельные работы в этом жанре. Всех их отличали воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, в некоторых случаях - ироничность автора над своими героями («Сон монашенки», 1831, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Как правило, художник писал акварели с помощью больших лаконичных цветовых пятен, достигая выразительности их контрастными сочетаниями. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва); впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж. Некоторые акварели были сугубо пейзажными («Итомская долина перед грозой», 1835, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Общим недостатком этих произведений было, пожалуй, только отсутствие психологических трактовок в образах, но законы жанра зачастую и не предполагали наличие таковых в акварелях. Большинство из них воспевало Италию с её прекрасной природой и представляло итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков, наделённым врождённой пластикой и грацией движений и поз и живущим по законам красоты и эстетики.

Но подлинную славу и популярность в Италии принесли молодому художнику его портреты представителей итальянской знати и своих соотечественников. Не последнюю роль в решении Брюллова разорвать отношения с ОПХ сыграло как раз наличие на тот момент множество заказов, что позволяло ему обходиться без финансовой поддержки со стороны. Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов классицизма, реализма и барокко, стремлением передать внутреннюю жизнь героев - иногда через обилие бытовых деталей, призванных полнее раскрыть героев полотен и мир, в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей. Эта особенность сохранилась и на некоторых портретах позднего периода творчества живописца.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом - «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия. Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник изобразил стоя спиной к городским воротам. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова.

Возвращение в Россию. Петербургский период (1836-1849)

Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Для русской живописи эта работа стала новаторством в первую очередь из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину. Однако перед возвращением живописец принял приглашение графа В. П. Давыдова принять участие в путешествии по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. В Афинах Брюллов тяжело заболел жёлтой лихорадкой, из-за чего был вынужден расстаться со своими спутниками. Немного оправившись, живописец через Малую Азию отправился в Константинополь, где его ждало новое предписание императора немедленно прибыть в Петербург, чтобы занять место профессора Императорской Академии художеств. Наконец в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов вернулся в Петербург. Пребывание в Москве, куда живописец приехал в декабре 1835 года, затянулось на несколько месяцев: Москва встречала Брюллова как героя, устраивая в его честь торжественные приёмы. На одном из таких вечеров художник познакомился с А. С. Пушкиным. Ещё одним событием стало его знакомство со знаменитым московским портретистом, бывшим крепостным В. А. Тропининым: ещё в Италии Брюллов был много наслышан о нём. Знакомство переросло в крепкую дружбу: во время своего пребывания в Москве Брюллов, высоко оценивший как талант и профессионализм художника, так и его личные качества, часто посещал Тропинина, не раз пренебрегая очередным парадным обедом, устроенным в его честь. Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского.

В Петербурге живописца ожидал торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи». К его приезду картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой, несмотря на то, что получила первую премию на парижском Салоне 1834 года: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время она находится в Русском музее.

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день.

Е. А. Баратынский

Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836 г.

С 1836 по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу императора посетили Псков, где художник сделал множество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Однако картина так и осталась незаконченной, несмотря на столь тщательный подход к её созданию.

В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели. К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837-1838), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие; к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В 1837 году к Брюллову обратился Жуковский с просьбой написать его портрет для императорской фамилии, с тем чтобы использовать вырученные средства на выкуп из крепостничества Тараса Шевченко. Брюллов охотно согласился, и портрет Жуковского с помощью графа М. Ю. Виельгорского был разыгран в придворной лотерее, которая принесла 2500 рублей, необходимые для освобождения Шевченко. 22 апреля 1838 года Шевченко получил свободу и поступил в Академию художеств, став позднее одним из любимых учеников Брюллова.

Также Брюллов пробовал себя в жанре монументально-декоративной живописи, расписывая лютеранскую церковь на Невском проспекте.

Состоял в ложе «Избранного Михаила».

Последние годы

К. П. Брюллов на картине Ф. С. Завьялова, 1844 г.

В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы ». Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П. В. Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.

27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. В этом же году художник вернулся в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию. В это время художник познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода характерны некоторая театрализация и романтическая взволнованность образов, а также стремление запечатлеть дух самого времени через представленные образы, превращая их в точные исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого археолога Микеланджело Ланчи, созданный в 1851 году.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после приступа удушья.

Художник был похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо, по лютеранскому обряду.

Личная жизнь

Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, и влюбился в неё. 27 января 1839 года они поженились, однако, уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова.

Оценки

Брюллов был современником Делакруа и Энгра. «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году, «Резня на Хиоссе» - в 1824, а «Свобода на баррикадах» - в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью - оно вполне укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь , А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания… » (И. С. Тургенев. Собрание сочинений. Т. 10. - М. 1949. - С. 258).

Галерея известных работ

Итальянское утро , 1823. Кунстхалле, Киль, Германия

Итальянский полдень

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя , 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Последний день Помпеи , 1830-1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Всадница , 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет М. А. Бек, 1840. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Карл Павлович Брюллов — известный русский художник монументалист, акварелист, портретист и представитель школы реализма и классицизма. Родился будущий великий живописец в семье академика и преподавателя Санкт-Петербургской академии наук Павла Ивановича Брюллова и его жены Марии Ивановны Шрёдер. Карл имел немецко-французские корни, а кроме него в семье воспитывались трое братьев и две сестры. Болезненный и застенчивый, Карл до 7 лет плохо ходил, поскольку часто болел, но его отец делал все, чтобы привлечь мальчика к живописи, а в 1809 году, поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где успешно проучился до 1822 года.

Юноша сменил непривычную русскому слуху фамилию Брюлло на Брюллова. Талантливый, умный и разносторонний, Карл привычно помогал однокурсникам, развивал творческие способности и успешно закончил академию художеств, чтобы затем получить приглашение в Италию для совершенствования мастерства.

Итальянский период творчества

Произведения Карла Брюллова в итальянский период его жизни носят довольно разнообразный характер, в основном отражая романтические настроения гениального творца, лишь по возвращении в Россию и дальнейшем возмужании, Карл Брюллов стал посвящать время более серьезным работам в стиле реализма, а одними из наиболее выдающихся его художественных творений стали автопортреты. Художник увлекся портретизмом, а одну из главных тем в его живописи стали занимать женщины, благодаря которым он успешно черпал вдохновение. Можно привести сразу несколько успешных работ талантливого живописца, вот картины Карла Брюллова с названиями:




В творчестве Карла Брюллова хорошо прописано торжество жизни, красота и восторг, с которым художник делал работы. Особо отметили в России картину Брюллова «Всадница», которая удачно показала торжественность и сдержанную красоту очаровательной наездницы, а окружающий фон был удачно вписан Брюлловым, будучи продуманным до мельчайших деталей.

Создание полотна «Последний день Помпеи»

Большинство работ Карла Брюллова наполнены жизнерадостностью, легкостью и воздушностью Отлично выписывал он и акварели для русских и итальянских аристократов, занимался написанием полотен на историко-религиозную тематику, ну а ключевой работой этого периода стало знаменитое полотно художника «Последний день Помпеи». Замысел картины появился у живописца после посещения города Помпеи, который трагически погиб в результате извержения Везувия. Написанием этой монументальной картины он занимался до 1833 года, тщательно подходя к описанию эмоций и чувств людей, которые подверглись влиянию неуправляемой стихии, что вызвало повсеместное одобрения, но было отвергнуто в Париже в ходе выставки, хотя и получило там высокое место.

Заказанное купцом Демидовым творение, стало украшением Русского музея и по сей день. Тогда же художник занимается созданием картины «Вирсавия», имеющем религиозную подоплеку и оставшееся незаконченным. Графиня Юлия Самойлова — муза Карла Брюллова, познакомилась с гением именно в итальянский период его жизни и стала одним из важнейших героев его художественных произведений, где художник часто изображал и самого себя.

Петербургская карьера

Выставка Карла Брюллова в Третьяковской галерее и сейчас вызывает неподдельный восторг — все его акварельные работы создавались с помощью больших лаконичных цветовых пятен, которые делал их выразительными благодаря их выразительности и контрастности сочетаний. Тогда же сам император Николай пожелал, чтобы Брюллов стал профессором Академии художеств и занялся написанием монументальной исторической картины. Интересным сюжетом для ее создания стала история стала осада Пскова польским королем Стефаном Баторием, но довести до конца автор ее не смог.

Виртуозный портретист стал активно приглашаться в лучшие дома Петербурга для написания акварелей с самыми именитыми городскими чиновниками, что на тот период считалось особым шиком. Биография Карла Брюллова в этот период чрезвычайно насыщенна — он рисует портреты знати, разрисовывает фрески лютеранских церквей, а также начинает заниматься росписью Исаакиевского собора. Благодаря творчеству Карла Брюллова, удалось освободить из крепостничества гения украинской литературы Тараса Шевченко — чтобы предоставить ему вольную, Карлу пришлось сделать портрет Жуковского, чтобы затем успешно и довольно дорого продать на придворном аукционе. Художник Карл Брюллов в поздний период своего творчества занимается написанием автопортретов — 1843, 1848. На них он изображен усталым, серьезным и уже пожилым человеком, который успел многое повидать в жизни, а его творчество становится более зрелым и основательным.

Последний этап жизни

Годы жизни Карла Брюллова полностью охватывают первую половину 19 столетия и в конце своего творческого пути художник заново переосмысливает собственное творчество пытается запечатлеть романтическую взволнованность образов, характерных для его времени. Последняя работа Брюллова — портрет Микеланджело Ланчи, знаменитого итальянского археолога, в которой художник удивительно точно выписал психологические особенности и детали героя своего полотна.

Карл Павлович Брюллов — это удивительное явление для своего времени, его шедеврами мы и до сих пор наслаждаемся в различных картинных галереях. За свою жизнь художник успел попробовать себя в разных жанрах, а его любимыми учениками стали небезызвестные Тарас Шевченко и Петр Федотов. Живописец сумел значительно обогатить своим творчеством Россию, а по его стопам были созданы многие выдающиеся работы художников более позднего периода

Категория

Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии - всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением - «Последний день Помпеи» (1830-1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств. Карл практически не знал матери, которая рано оставила этот мир, был болезненным мальчиком, который практически до 8 лет не вставал с постели, к слову, Брюллов и завершил свой земной путь весьма болезненным.

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

С 1850 года он полностью переезжает на территорию Италии, где пишет собственный автопортрет, ставший наиболее знаменитым. Он проживает в доме А.Титтони, где пишет интересные акварели, оставшиеся в коллекции этой семьи. Заключительной работой Брюллова стал портрет Микеланджело Ланчи его приятеля, археолога.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш - это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам - путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

Жюль Верн - французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион

  • Михаил Богданович Барклай де Толли

    Михаил Богданович Барклай де Толли выдающийся российский полководец, шотландского происхождения родился в поселке Памушис, неподалёку от Литвы. Точной даты рождения Михаила Богдановича не установлено, известна только предположительная дата,