Чем для меня интересен рассказ гамбринус. Торжество искусства в произведении а

В период политической реакции Куприн с гневом и болью вел летопись страшного времени («Бред», «Гамбринус», «Обида» и др.). Нарисовав в рассказе «Гамбринус» (1907), самом сильном произведении этих лет, картину разгула реакции, Куприн отметит, что он был заранее подготовлен.

Уже грозился полицейский: «Я вам покажу революцию, я вам покаж-у-у-у!», — и «в улицах, похожих на темные липкие кишки, совершалась тайная работа. Настежь были открыты всю ночь двери кабаков, чайных и ночлежек». А утром начался погром, после которого «победители проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью».

Так скупо, но вместе с тем выразительно Куприн укажет на тех, кто подготовлял подобные погромы, на кого ориентировались силы реакции. Он не снимает вины с темной, еще не пробужденной социальным сознанием толпы, которая попала во власть необузданных звериных инстинктов и чувствует себя безнаказанной, но, как и в предшествующем творчестве, переносит борьбу со злом из сферы политической в сферу социально-психологическую.

Темным инстинктам, овладевшим людьми, жизнелюбивый писатель противопоставит свои святыни — красоту и высокую духовность. «Гамбринус» — гимн искусству и красоте несгибаемого человеческогодуха. Финальный аккорд этого гимна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Портовый кабачок «Гамбринус» — место веселого разгула «портовых и морских» людей — славился и своим виртуозом, скрипачом-самородком Сашкой, репертуар которого составляли «песни, привезенные из всех гаваней земного шара». Выступления Сашки отразили трудную историю начала века: русско-японскую войну, революцию, период реакции («странное время, похожее на сон человека в параличе»).

Сашка увлекал своих слушателей и чувствительным романсом, и песнями многих наций, и Марсельезой. Его музыка — выражение народной души, именно в этом и состоит его необыкновенное искусство, а народную душу нельзя убить. И как бы ни была сурова действительность по отношению к Сашке, как бы ни калечила его физически, душа его оставалась все той же поющей и несгибаемой душою народа.

О великой силе искусства, делающей человека смелым и протестующим, Куприн говорит также в рассказе «Анафема» (1913), сразу же запрещенном цензурой. Под влиянием захватившего его чтения повести «Казаки» протодьякон Олимпий провозглашает в церкви вместо анафемы Толстому «Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву <...> Многая ле-е-е-та-а-а-а».

Давая оценку художественного мастерства Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: «В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык».

Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 г. Куприн вместе с И. Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности Академии наук.

«Гамбринус» был одним из последних рассказов Куприна на острую социальную тему. Писатель говорил, что Горький хотел сделать его певцом революции, но это не соответствовало его таланту. Продолжая порою откликаться на «злобы дня», Куприн был далек от революционной среды и чуждался политики.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Очень кратко Скрипач-еврей, играющий в пивной портового города, переживает русско-японскую войну и еврейские погромы. Его калечат, но тяга скрипача к музыке велика, и он продолжает играть на губной гармошке.

«Гамбринус» - пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, весёлый, вечно пьяный человек неопределённых лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего пребывания в подвале лицом.

В крупный порт прибывают суда из многих стран, по ночам промышляют контрабандисты, возле порта множество кофеен, притонов, ночлежек. Прибывшие в город и обитатели здешних мест непременно посещают «Гамбринус». Сашка играет без перерыва заказанные ему песни всех народов и краёв. К вечеру его карманы полны серебряных монет. Посетители берут у него в долг мелкие суммы и никогда не возвращают.

Начинается русско-японская война. Сашку забирают в солдаты. Посетители пивной приходят в ужас, один из них даже вызывается идти вместо скрипача. Сашка дарит свою скрипку одному рабочему, а собачку оставляет мадам Ивановой. Будучи сиротой, он отправляет заработанные деньги дальним родственникам. Свою последнюю зарплату он оставляет буфетчице, чтобы та отправила её родне скрипача после его отъезда.

Без Сашки и его скрипки «Гамбринус» пустеет. Хозяин приглашает различных музыкантов, но их забрасывают сосисками. Однако со временем о Сашке забывают. В пивной играет гармонист, а о скрипаче помнят лишь мадам Иванова да собачка Белочка.

Через год Сашка возвращается. Гармониста выгоняют, несмотря на заключённый с ним контракт, и «Гамбринус» снова оживает.

Вскоре в городе начинается еврейский погром, но Сашка спокойно ходит по улицам, его не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, что не может тронуть Сашку, убивает его собачку Белочку.

В «Гамбринус» заходят сыщики, один из которых - Мотька Гундосый, крещённый еврей. Между ним и Сашкой происходит ссора. Сашка разбивает скрипку об Гундосого, и тот хочет забрать его в участок, но толпа скрывает скрипача. Арестовывают его вечером по дороге из пивной.

Три месяца спустя Сашка возвращается. Его левая рука скрючена, «приворочена локтем к боку» и не разгибается, видимо, повреждено сухожилие. «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит», - говорит Сашка, здоровой рукой берёт губную гармошку и начинает играть любимые песни посетителей «Гамбринуса».

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса.

Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.

В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.

Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.

Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.

На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.

На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

  • Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

  • Сочинение Человек в творчестве Горького 11 класс

    Человек в творчестве Горького - это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями

  • У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг - это тот, кто всегда придет на помощь.

Сочинение

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус».
2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши.
3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия.

Все Бог сделал на радость человеку.
А. И. Куприн

Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка. Он представлял собой неотъемлемый атрибут пивной одного портового южнороссийского города. Это яркий и запоминающийся образ; «...среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». Музыкант знал мелодии всех национальностей, представители которых приходили в пивную и заказывали ему песни: играл и русские, и украинские, и греческие, и грузинские, и английские, и итальянские, и еврейские мелодии. К нему постоянно обращались люди: «И он играл без отдыха все заказанные песни. По-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Со всех сторон в карманы ему сыпались серебряные монеты, и со всех столов ему присылали кружки с пивом. Когда он слезал со своей эстрады, чтобы подойти к буфету, его разрывали на части». Сашка был востребован как музыкант, его работа, безусловно, была нужна посетителям «Гамбринуса». Но был ли скрипач-еврей свободным художником? Играл ли он по своей воле, по зову сердца или же это была нудная ежедневная работа, необходимая только лишь для зарабатывания денег? Ответ на этот вопрос дает повествователь рассказа: «Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно». Надо заметить, что музыкант играл не только на публику, но и для себя. В присутствии буфетчицы мадам Ивановой он часто исполнял свои любимые грустные еврейские национальные мелодии. Как выяснится, сам скрипач - сирота. Кроме собачки Белочки и еще, пожалуй, двоюродного брата и вдовы племянника, у него никого не было. Поэтому музыка была смыслом Сашкиной жизни, его счастьем и отрадой.

Сашку забирают на войну, хотя ему уже около сорока шести лет: он впервые разлучается со своим любимым ремеслом и работой. Но через год музыкант возвращается к всеобщей и собственной радости. В начале переворота, революции Сашку стали притеснять. Помощник пристава взял со скрипача слово не играть гимнов. На улице творился беспредел. А Сашка «свободно ходил по городу со своей смешно обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов». И даже после храброго сражения с хамом Гундосым и последующим отбыванием в участок «по политическому» скрипач не сломался и не утратил своего таланта. У Сашки работала теперь только правая рука, несмотря на это скрипач остался способным работать, счастливым и свободным, - «искусство все перетерпит и все победит».

В рассказе «Анафема» другая ситуация. Протодьякон Отец Олимпий обладал мощным красивым голосом, но пел всегда строго то, что было разрешено. Кроме того, он искренне боялся своей истеричной жены дьяконицы. У церковного певца была привычка читать художественную литературу. И однажды прочтение произведения Л. Н. Толстого о Кавказе открыло в нем новые чувства и стремления: «Это чтение взбудоражило стихийную протодьяконскую душу. Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок своим огромным телом. Конечно, лучше бы ему было быть охотником, воином, рыболовом, пахарем, а вовсе не духовным лицом». Еще большую подневольность Отец Олимпий чувствует на службе в соборе, когда надо было петь анафему тому чудесному писателю, который доставил так много радостных минут чтения протодьякону. Это шло против души Отца Олимпия, и он решился пойти наперекор и архиепископу-формалисту, и мнению официальной церкви. Протодьякон стал славить Л. Н. Толстого. Ему сердце подсказывало: «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что Бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что это все одна фальшь». Этот протест освободил церковного певца и от сана, и от психологической зависимости от жены. Протодьякон и сам больше не хотел служить в соборе. И причина у него для этого была веская: «...Душа не терпит. Верую истинно, по Символу веры, во Христа и в апостольскую церковь. Но злобы не приемлю». Отец Олимпий стал свободным человеком в нравственном смысле.

Что же объединяет вольного скрипача-еврея Сашку с протодьяконом Отцом Олимпием? Во-первых, принадлежность и того, и другого к искусству, к творчеству. Виртуозная игра на скрипке Сашки и мощный голос Отца Олимпия завораживали людей, слушателей. «Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса... звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни...». И протодьякон: «В нем проснулась настоящая гордость любимца публики, баловня всего города, на которого даже мальчишки собирались глазеть с таким же благоговением, с каким они смотрят в раскрытую пасть медного геликона в военном оркестре на бульваре». Главные герои этих двух рассказов - «Гамбринус» и «Анафема» дарили людям радость и сами получали удовольствие от занятий любимым делом.

И Сашке, и протодьякону пришлось пережить испытания, заключающиеся в обоих случаях в нарушении их душевной гармонии, покушения на свободу (внешнюю или внутреннюю). Но скрипач Сашка со сломленной рукой все-таки выстоял и вновь вернулся к любимому делу, к музыке. А Отец Олимпий решил снять с себя сан, да и это было уже почти неизбежно. Наконец-то он стал свободным внутренне, независимым человеком: «Все равно. Пойду кирпичи грузить, в стрелочники пойду, в катали, в дворники, а сан все равно сложу с себя. Завтра же...». Только крепкому духом и по-настоящему свободному человеку под силу такой решительный шаг. Теперь Отец Олимпий приобрел внутреннюю свободу и душевную гармонию с самим собой. С этого момента перед читателем он предстал не как «нежно снисходительный» и покорный вышестоящему духовенству человек, а как «необъятно огромный, черный и величественный монумент». И он, даже лишившись духовного сана, будет счастлив, потому что не растратил свое искусство на бессмысленную злобу и остался чист перед своей душой, совестью и искренней благодарностью великому русскому писателю Л. Н. Толстому.

Таким образом, анализ двух рассказов А. И. Куприна показывает, что тема свободы, творческой и внутренней, занимала важное место в творчестве писателя.

Ю.В.Берёзкина

учитель русского языка и литературы НП ДВОК «Пенаты»

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки (попурри из различных мелодий).

Термины: рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Ход урока.

На доске эпиграф (слова из «Гамбринуса»): «Человека можно искалечить, но искусство всё претерпит, всё победит».

1 .На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Куприна. Сегодня мы продолжим разговор об особенностях его творчества и мироощущения на примере произведения «Гамбринус». По ходу урока мы должны будем использовать план анализа художественного произведения и делать записи в тетрадях по каждому пункту плана (см. приложение).

Дома вы прочитали произведение. Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. Ответьте на вопрос: к какому жанру вы отнесли бы это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении к конспекту урока). Учащимся выдаётся текст о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

На доске записываются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк. Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.

Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих, рыбаков, моряков, контрабандистов. Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа.

На доске выписываем предположения учащихся.

Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания. Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые, по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и задания для беседы.

  1. Найдите описание внешности Сашки.
  2. Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
  3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
  4. За что посетители кабачка любят Сашку?
  5. Как Сашка относится к посетителям кабачка?
  6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
  7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
  8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
  9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
  10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым объясняет поведение Сашки во время погрома?
  11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика останавливают?
  12. Почему каменщик убивает Белочку?
  13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
  14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
  15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

После беседы каждый учащийся составляет в тетради синквейн «Сашка» (2 прилагательных, 3 глагола, фраза, междометие).Слушаем получившиеся синквейны.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка, его музыка воплощают, воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный, с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна (звучит скрипичная мелодия).

Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Провести параллели со стихотворением Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Уделить внимание эпизоду с профессором.

На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» или «Игра Сашки: клоунада или искусство?», используя факты истории.

Приложение.

1 Таблица, которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Элементы анализа

Мои мысли

Лекция

жанр