Что обозначает малая родина. Что такое "Малая Родина"? Что значит для вас это выражение

Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

У одних – это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок – Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

Наш поселок – это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

Красива и разнообразна местная природа.

Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

Наш поселок очень красив во все времена года.

Зимой он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

Я желаю своему поселку процветания и благополучия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его – тема Родины....
  2. Картина художника Владимира Петровича Фельдмана «Родина» написана в пятидесятых годах прошлого века. Тогда еще были совсем свежими воспоминания о кровавой...

В наше время люди все интенсивнее становятся сторонниками космополитических взглядов, которые раньше подвергались осуждению. Тем не менее сейчас также можно заметить довольно четкое разделение в той сфере мировоззрения, которая касается истоков.

Разные мнения

Для одних огромное значение имеет не только большая, но и малая родина. Это патриотическое отношение к земле, к своей стране, к городу и району, в котором человек родился.

Другие же не имеют такой привязанности и считают своим домом весь мир или то место, где им довелось жить волею судьбы. В нашу задачу не входит определить, какие взгляды лучше. То, что основывается на чувствах, на восприятии и по большому счету зависит от окружающих людей, от воспитания, слабо поддается рациональному осмыслению. А ведь как раз малая родина - это родной город, район, двор, то есть места, с которыми мы связаны эмоционально. Это школа и соседи, это любимые уголки - парки, аллейки, рощи, где человек чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где формировался как личность.

малая родина?

Можно долго спорить о том, насколько влияет окружающая природа и среда на характер и взгляды. Для большинства из нас малая родина - это место, которое вызывает ностальгические воспоминания, которое всегда ассоциируется с домом, с семьей. С тем, что воспринимается позитивно, с оттенком грусти. Малая родина - это и предмет заботы, и объект привязанности человека. Занимаясь уборкой двора или вопросами развития родного города, мы проявляем любовь к этому месту. И это намного более действенно (также и в плане воспитания), чем отвлеченные рассуждения о патриотизме и о том, почему большая и малая родина должны всегда вызывать любовь и поклонение. Не должны. И уж тем более это не может стать политической Но, как сказал поэт, "любовь к отеческим гробам" всегда отзывается в человеке. Патриотизм - это то чувство, которое формируется в детстве и которое потом становится частью мировоззрения.

Понятие "малая родина", хотя и прочно связано с конкретной территорией, с определенным уголком Земного шара, намного сильнее определяется окружающими людьми. То, сформируется ли у человека чувство дома, привязанности к нему, зависит от семьи и родителей. Кроме того, личная ответственность за окружающий мир также формируется в детстве. Если человеку хорошо, комфортно, если он приучен взрослыми к тому, что от его деятельности тоже многое зависит, он будет заботиться о том, чтобы сохранить и обустроить этот небольшой уголок земли. Для него малая родина - это не просто место, где он родился и рос. Оно вызывает ностальгические воспоминания, щемящее чувство грусти, желание заботиться и усовершенствовать. Для него актуальна пословица "Где родился, там и сгодился".

Но формирование эмоционального отношения к малой родине у каждого из нас проходит по-своему. Одни не представляют себе жизни вдали от дома, от родных. Другие, наоборот, стремятся вырваться из той среды, где росли, уехать и устроиться на новом месте. Для них дом там, где находятся близкие им по духу люди, а не там, где они родились. Однако можно смело утверждать, что в патриотических чувствах малая родина - это самый значимый образ. В отличие от отвлеченного понятия об отечестве вообще, которое может формироваться с помощью литературных произведений, фильмов, народной культуры, он для каждого из нас ассоциируется с семьей, друзьями детства, любимыми уголками.

Малая родина Л.Н. Петуховой

Своё название село получило от местности.

Центром Утмановской волости был городок Сосновец, стоявший невдалеке от впадения реки Ёнталы в реку Юг. Округа места впадения носила название « Утманово », образованное от "утока", "уток" в значении устье, «мань» - малый, маленький.

Впервые Утманово упоминается в договорных грамотах Василия III в 1511 году.

Что такое "Малая Родина"? Что значит для вас это выражение?

Прежде чем приступить к анализу лирики, посвященной малой родине, мы решили узнать какой смысл вкладывают в это понятие наши современники. Взрослые и совсем юные. С этой целью мы разместили на форуме в Интернете следующие вопросы:

1. Что такое "Малая Родина"?

2. Что значит для вас это выражение?

Люди с желанием и интересом откликнулись на эту тему. Ниже мы приводим наиболее часто встречающиеся ответы и размышления:

· Город, где родился. Место, где твой дом.

· Для меня "Малая Родина"-это село где прошло моё детство и юность.

· Это место, по которому ты больше всего скучаешь, находясь за рубежом, и не важно там ли ты родился, для меня это место, где я училась в школе и прошло детство

· Там, где прошло детство.

Малая родина в стихах Любови Николаевны Петуховой

Читая сборник стихов моей бабушки, я удивлялся тому, что в большинстве ее стихов, написанных на разные темы, так или иначе затрагивается тема родины.

«Истинный, не показной патриотизм, боль и тревога за свою малую родину и судьбы земляков - отличительная черта творчества Л.Н. Петуховой», - пишет в своем отзыве на книгу Надежда Мохина, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Родник».

«Плачет деревня» - так называется глава в поэтическом сборнике Л.Н. Петуховой, которая объединяет стихи, посвященные малой родине.

Обратимся к стихотворению, давшему название этой главе.

Плачет деревня прогнившими крышами,

Плачет проемами окон пустых.

Детского смеха и песен не слышала,

Слишком давно нету ликов святых.

В сутних углах темнота и тенета,

Русские печи давно холодны.

Та, где на входе стояли ворота, Мохом покрытые бревна видны.

В центре деревни журавль у колодца,

Словно взлететь собирается ввысь.

Что же вы, люди? Хоть кто-то вернется?

Может, еще здесь появится жизнь?

Но… тишина, даже ветер-гуляка

Больше не пляшет здесь и не поет,

Родина малая! Грустно… Однако,

Кто нам поверит, простит и поймет?!

Плачет деревня. Название стихотворения построено на олицетворении. Этот художественный прием лежит в основании самого поэтического текста. Деревня - живое существо. Поэтому все в ней живое: и «журавль у колодца/ Словно взлететь собирается ввысь», и «ветер - гуляка», и холодные русские печи, и ворота, и даже темнота и тенета в сутних углах кажутся живыми. Но так грустно на сердце, что из груди вырывается крик: «Родина малая! Грустно…». Почему «плачет деревня»? Откуда эта щемящая неизбывная грусть?

Давно нет детского смеха, а значит нет счастливого будущего у деревни Детского смеха и песен не слышала

Русскую деревню как будто «покинула душа», потому что «слишком давно нету ликов святых», а «в судных углах темнота и тенета».

Русская печь - это символ благополучного дома, символ крепкой семьи, и если печь холодная, т.е. в доме не топлено, значит там - беда, несчастье, горе. «Русские печи давно холодны», - сетует поэт, и сердце сжимается от боли и сожаления.

Даже веселый «ветер-гуляка больше не пляшет здесь и не поет». И только журавль, пусть и колодезный, как символ семейного счастья, стоящий рядом с живой водой, еще стоит в центре деревни, хоть и «взлететь собирается ввысь». Значит, есть надежда на то, что все еще живая деревня не умрет. «Может, еще здесь появится жизнь?» - хочет верить лирическая героиня. Она чувствует себя ответственной за то, что происходит в родной деревне. Ответственной перед будущими поколениями и перед родиной, за то, что не смогли ее сберечь, за то, что деревня «плачет». «Кто нам поверит, простит и поймет?!»

Душа поэта болит за свои родные места, за людей, которые прожили всю свою жизнь здесь и теперь остались совсем одни.

В деревне Страшково живет единственная, последняя старушка Худорожева Серафима Михайловна, которой уже 95 лет. О ней Любовь Николаевна Петухова написала стихотворение «Одиночество».

Приду в деревню, что из трех домов,

Ну, кто поймет, что сущее мученье

Глядеть на деревенских стариков.

В избушке с покосившеюся крышей

Одна старушка, с ней любимый кот.

Она подслеповата и не слышит,

Но, говорят, надеждами живет.

Она еще всё ждет сынов и внуков,

Авось приедут летом погостить.

Ее в узлах мозолистые руки,

Могли когда-то горы своротить.

И опять боль за деревню, за последних ее жителей и большое желание помочь хотя бы чем-нибудь. Но «старушке, вновь дежурящей у окна» очень хочется, как говорят, напоследок, увидеть ни кого-нибудь, а своих родных «сынов и внуков». И лирическая героиня с грустью понимает, что «я ее утешить не могу».

Настолько широко сердце поэта, что хочет обнять все, что дорого, все родное; согреть и, может быть даже, оживить своей любовью. И в этом высоком порыве душа-христианка ищет поддержки и помощи у Бога:

Болит душа? Так значит есть она!

Не плакать бы, а радоваться надо,

Отпляшут вьюги, зазвенит весна,

И майских гроз аукнет канонада.

Растает лед сомнений и тревог.

Опять крестьяне выйдут сеять в поле.

Храни нас всех, храни Россию, Бог,

Она заслуживает лучшей доли.

Любовь Николаевна хорошо знает родные места. Ее память хранит воспоминания о счастливых временах, когда деревни были полны жизни.

Поэт с восхищением и радостью передает нам подробности прошлого, которые сегодня стали уже историей:

Добротной деревней была Подгорбунье,

Какие здесь женщины были певуньи!

Почти на лугу, возле маленькой речки

Стояла часовня с тесовым крылечком.

Дома пятистенки, амбары да баньки,

Здесь мерялись силой на каждой гулянке.

В конце, за деревней, у кузницы старой

Сидели до зорьки влюбленные пары.

Картина передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим деревню Подгорбунье, слышим звонкое пение, ощущаем запах душистого ржаного хлеба:

И запах ржаного душистого хлеба

Витал над любою деревней с утра…

И снова моей бабушке, Любови Николаевне Петуховой, становится горько от того, что:

Но всё это было давно, не вчера…

Сегодня прогнулись дома и осели,

Разбиты все стекла, зимою метели

Здесь плачут и пляшут, как малые дети,

Увы, это нашей России приметы.

Стихи правдиво рисуют печальную картину действительности. Сегодня в деревне остается всё меньше и меньше людей. Большинство стараются уехать в город. Некоторые деревни совсем опустели, а есть и такие, от которых не осталось даже названий. Но ведь это наша родина, ее прошлое. Я знаю, что моя бабушка очень любит историю своей родины, ей тяжело видеть то, как уходят с лица земли и из памяти людей места, где когда-то счастливо жили, трудились и любили. Возможно, поэтому у нее родились такие строки:

Я былое хочу воскресить.

Нет ни Жукова, ни Подгорбунья,

У кого мне о них расспросить?

Хорошо б у деревни у каждой,

Или там, где стояла она,

Появились таблички однажды,

А на них деревень имена.

Чтоб стояли немым укором

За бездушие наше, грехи,

Ах, как хочется верить, что скоро

Запоют в деревнях петухи.

Следует отметить, что поэт снова и снова говорит о личной ответственности за то, что происходит с родиной сегодня. Как непросто жить с таким чувством!

Не только боль и грусть за родину наполняют стихи вятской поэтессы и педагога. Чувство гордости за родные места, желание рассказать о их красоте и величии - еще одна сторона ее лирики о малой родине. Именно так раскрывается родная сторона в стихотворении «Здесь России живет душа»

Пахнет мятою, хлебом и медом

Воздух наших полей и лугов.

Не остудит ни время, ни годы

К Подосиновцу нашу любовь.

Мой поселок, моя столица,

Ты начало всему начал.

Я хочу тебе вновь поклониться,

Ты надежды моей причал.

Жемчуга в январе и злато

Дарит щедро тебе заря,

Здесь Осиновец был когда-то,

В Юг бросали купцы якоря.

Деревень и поселков братство -

Изначально сложилось тут,

Только главное наше богатство

Это люди, что здесь живут.

Вдоль лесов и лугов изумрудных

Протекает река не спеша,

И красиво, и честно, и трудно

Здесь России живет душа.

Я думаю, что именно в глубине нашей огромной Страны, среди лесов и бескрайних полей, там, где спрятались маленькие деревушки и древние села, как сказала в своем стихотворении моя бабушка, Петухова Любовь Николаевна, и находится душа России. Именно поэтому мы должны любить и беречь свою малую Родину.

Классный час «Моя малая родина…»

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного посёлка.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических, культурных, природных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Фотографии природы родного края, посёлка, участников ВОВ, книги о Тулунском районе «Край серебристых озер и золотых поле», « Без села России не бывать» ,воздушные шары цвета российского флага

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине.
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

  1. Проводится конкурс «Родня» .
    Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
    (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
    РОДИЧ – родственник, член рода.
    РОДНЯ – родственники.
    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
    НАРОД – нация, жители страны.
    Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом - с этого начинается малая родина.
    Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родственники, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
    Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
  2. Игра составь пословицу
    Родина – мать, Родине служить.
    Жить- , умей за неё постоять.
    Человек без Родины, там и пригодится.
    Где кто родится, что соловей без песни.
    - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
    - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?

Известные люди Утая. Главное наше богатство – люди.

Леспромхоз

ФАП

Почта

Школа

Ж/д

  1. Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.


- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Сегодня Утай входит в Котикское поселение из населенных пункта: Утай, Красная Дубрава, Котик, Заусаево, численность населения Утая более 400 человек. На территории кроме администрации, работают Котикская средняя школа, Утайская основная общеобразовательная школа, детский сад в Котике, терапевтическое отделение с.Котик, фельдшерские пункты, культурно-досуговый центр Котик, Утай, почтовое отделение Котик, Утай. А глава нашего поселения кто? (Фишер Татьяна Александровна)

II. Родная улица моя.

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц, на которых они живут.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Перед вами фотографии. Представьте, что вам предложили организовать выставку фотографий, рассказывающих о малой родине. Какие фотографии вы выберете? Почему? Обоснуйте свой выбор. (Проблемы охраны природы и красота природы, исчезновение в посёлке производства и вместе с тем рабочих мест)

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

- “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Учащийся: Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.


Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.