Что превратило обломова в апатичного лежебоку. Илья ильич обломов - апатичный лентяй

Введение

Произведение «Обломов» Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность. Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.
Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал. Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Подробный анализ образа героя романа Гончарова пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Образ Обломова в романе «Обломов»».

Тест по произведению

  • Тема №1: «Проблематика и поэтика романа И. А. Гончарова «Обломов»» Противоречие в характере , 99.66kb.
  • «Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая , 20.9kb.
  • Любовь в жизни Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов») , 409.17kb.
  • Тема Вопросы и задания , 70.07kb.
  • 1. Введение , 287.04kb.
  • Московская Городская Педагогическая Гимназия Лаборатория №1505. Смерть и бессмертие , 171.98kb.
  • Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд , 8676.94kb.
  • Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич» , 23.16kb.
  • Программа руководства, основанного на любви: измените свою жизнь за семь недель 173 , 10905.7kb.
  • Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа . В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной... Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

    Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет...» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше, на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится хлеб к пристани... А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей. И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов»

    ^ В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: «Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!» – настаивал Штольц…

    «Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь... теперь поздно...» Даже Ольга не в состонии воскресить его: «Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!»

    Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

    – Что там? – спросила Ольга…

    – Ничего!..

    – Он жив, здоров?

    – Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

    – Нельзя!

    – Что же там делается?… Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

    – Обломовщина!

    И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. «Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату...»; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

    Что ни день, то новое открытие!

    Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. Почему? Потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”».

    Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

    Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

    В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

    – А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

    – Отчего же? Какая причина?

    – Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

    – Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

    – Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»

    Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

    Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. «Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты.

    1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

    Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

    2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

    Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

    3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

    Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

    4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

    Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

    5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

    Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

    6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

    В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

    7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

    Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

    8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

    Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

    9. Что такое «обломовщина»?

    «Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

    10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

    Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

    Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

    12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

    Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • что превратило обломова в лежебоку
    • ответы на вопроса по обломову
    • какие вещт стали признаками обдомовщины
    • можно ли считать ольгу положительной героиней
    • вопросы обломова

    Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова

    Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, и тогда же И. А Гончаров опубликовал главу «Сон Обло-мова» , центральную по смыслу и месту в повествова-нии. Полностью роман был напечатан только в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Чи-тая это произведение, нельзя не вспомнить замеча-тельную фразу М. Ю. Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Наблюдения над образом главного героя — Ильи Ильича Обломо-ва, позволяют проследить судьбу целого поколения. Сам И. А. Гончаров так определил идейную направ-ленность своего романа: «Я старался показать в «06-ломове», как и отчего у нас люди превращаются пре-жде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

    Что же это за частные обстоятельства, превратив-шие Обломова в лежебоку, не интересующего ничем, кроме собственного спокойствия? Что породило в нем безволие, апатию, равнодушие к собственной судьбе? Что привело его к никчемности, несостоятельности, распаду личности?

    Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Автор, искусно используя прием обращения к памяти персонажа для развертывания событий, показывает читателю детство героя. Замкнутость и однородность пространства, цикличность жизненного круга, преоб-ладание физиологических потребностей, полное от-сутствие духовности — вот основные признаки жизни в Обломовке. «Нет... там высоких гор, скал и пропас-тей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого... Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представляет ряд живопис-ных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей... Пра-вильно и невозмутимо совершается там годовой круг... Главною заботою были кухня и обед... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Об-ломовке». После сытного обеда всех жителей Обло-мовки охватывал «какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».

    Без главы «Сон Обломова» образ главного героя был бы неполным. В ней автор показывает, в чем кроются корни «обломовщины». Гончаров называет ро-довое имение Ильи Ильича «благословенным уголком земли», «чудным краем». Жители Обломовки «нико-гда не смущали себя никакими туманными умствен-ными или нравственными вопросами... Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедуш-ки... Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке.

    О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?

    Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них».

    Маленький Илья в доме родителей был окружен любовью и постоянной заботой. Он с детства впитал тот барский образ жизни, который вели жители в име-нии. «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезыва-ется в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чер-тит программу своей жизни по жизни, его окружаю-щей», — пишет автор.

    Детская любознательность побуждает Илюшу бе-жать к горе, в березняк и в овраг, но все эти порывы пресекаются няней, родителями. Учебой своего един-ственного сына родители тоже не неволили. То его на недельку оставят дома, так как «все... были проник-нуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью всю неде-лю». А то «и недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остает-ся недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».

    Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Это добавляет ленивому и не спо-собному к созиданию Обломову обаяния и симпатии и сближает его с героями русских сказок. С детства впи-тавший сказочное восприятие окружающего мира, он и в зрелом возрасте пытается создать особый мир. «Взрослый Илья хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом, сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

    Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гу-ляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остает-ся расположение полежать на печи, походить в гото-вом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

    И нужно заметить, что взрослому Обломову в ка-кой-то степени удается воплотить в жизнь свои мечта-ния. Благодаря Захару ему не нужно заботиться об устройстве своего быта, Тарантьев (пусть и из корыст-ных целей) берет на себя хлопоты по переезду на Вы-боргскую сторону, Штольц спасает родовое имение от разорения. Обломов даже на Ольге бы смог жениться, если бы приложил немного усилий. Воодушевленная вестью о том, что дело с ее имением решилось, она ду-мала: «Он поскачет, сломя голову, в Обломовку, на-скоро сделает все нужные распоряжения, многое за-будет, не сумеет, все кое-как, и поскачет обратно, и вдруг узнает, что не надо было скакать — что есть дом, сад и павильон с видом, что есть где жить и без его Об-ломовки... Да, да, она ни за что не скажет ему, выдержит до конца; пусть он съездит туда, пусть пошеве-лится, оживет — все для нее, во имя будущего сча-стья! Или, нет; зачем посылать его в деревню, расставаться? Нет, когда он в дорожном платье при-дет к ней, бледный, печальный, прощаться на месяц, она вдруг скажет ему, что не надо ехать до лета: тогда вместе поедут...»

    Слово «обломовщина» как обозначение образа жизни употребляет впервые Штольц. Автор показал нам ее корни в главе «Сон Обломова». Эта глава важна для понимания образа главного героя как общечело-веческого типа. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломо-ва заставляет читателей задуматься над вопросами свободы воли, об ответственности за себя и за окру-жающих нас людей. В чем залог полноценного бытия? Как должна быть устроена жизнь, чтобы в ней не по-гибал человек, не прятался от нее? Необходимо жить «как нужно» или «как хочу»? Судьба Обломова — это пример того, как все «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

    1. Какие вещи стали символом "обломовщины"?

    Символами "обломовщины" стали халат, домашние тапочки, диван.

    2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

    Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана.

    3. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова "Обломов"?

    Глава "Сон Обломова" рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка - как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие "обломовщину".

    4. Можно ли Обломова назвать "лишним человеком"?

    Н. А. Добролюбов отмечал в статье "Что такое обломовщина?", что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть "лишним людям". Но "лишние люди" предшествующей литературы были окружены неким романтическим ореолом, казались сильными людьми, исковерканными действительностью. Обломов же тоже "лишний", но "сведен с красивого пьедестала на мягкий диван". А. И. Герцен говорил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

    5. В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гончарова "Обломов"?

    Композиция романа И. А. Гончарова "Обломов" характеризуется наличием двойной сюжетной линии - романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Ольги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман (бессмертное произведение) построен на контрастности образов: Обломов - Штольц, Ольга - Пшеницына, Захар - Анисья. Вся первая часть романа представляет собой обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом возрасте.

    6. Какую роль играет в романе И. А. Гончарова "Обломов" эпилог?

    В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

    7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нравственно?

    Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сделала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспитание.

    8. Как в романе И. А. Гончарова "Обломов" показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

    Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому - судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти - он становится нищим.

    9. Что такое "обломовщина"?

    "Обломовщина" - социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стремлении к покою.

    10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

    Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, переломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обломова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

    Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстрастной, рациональной. Он схематизированный, неестественный человек.

    12. Охарактеризуйте Штольца из романа И. А. Гончарова "Обломов".

    Штольц - антипод Обломова. Он активный, деятельный человек, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стремится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: "Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей". Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художественном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.