Егэ русский язык. банк аргументов


Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество. Она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такої* культура, элементарной осведомленности.
Техника заполонила t-обой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. По природа не терпит пусготы. Техника и весь комфорт, который с нею связан, могут вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством: страшной агрессивностью. Агрессивность охватывает опустошенную потребность к деятельности человека. В человеке заложена потребность не только к умственной работе, но к деятельности вообще. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, - удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде, И не случайно после таких концертов публика, пришедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, опрокидывать... тумбы, ларьки, тележки.
От духовной пустоты и порожденная ею агрессивность в идеологии. Упрощенные концепции жизни (куда там до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивного, доминируют у молодежи. Отсюда опасность распространения крайних политических теорий... «Черное знамя - это так красиво!» «Когда окружающие тебя боятся - это так приятно!» Во всем этом есть эрзац храбрости, эрзац убежденности. Отсюда же стремление поразить окружающих невероятной одеждой, чудовищной прической, выразить свое презрение к окружающим неопрятностью своего платья. «А нам-то что? Пусть смотрят и терпят!» Агрессивность - это и брань, и арго в разных его формах. Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды.
Пустота агрессивна. Она угрожает лопнуть с треском, иногда даже с опасностью для жизни окружающих... Иногда бездуховному человеку хочется даже пострадать, ввязаться в драку. Это придает ему обличив человека, «страдающего за убеждения*. Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность.
Поэтому бессмысленно полагаться в борьбе с растущей агрессивностью на запрещения* разгоны милицией беснующейся толпы и пр. Агрессивным людям нужны свидетели, зрители, скандалы. Они испытывают от этого только удовлетворение. Лучше, если это возможно, как можно меньше замечать эту громкую пустоту. Агрессивность, как и всякая истерика, должна тушиться спокойствием и безразличием.
Но, конечно, одного спокойствия недостаточно в борьбе с растущей агрессивностью. Надо понять ее истоки, если они кроются только в пустоте. Основанная на бездуховности агрессивность, не имеющая определенной, серьезной цели, всегда найдет себе эту цель и противостоящую силу, в которой бездуховная агрессивность так нуждается (заметьте, что я постоянно говорю об агрессивности не самой по себе, а вызванной бездуховностью).
Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. И здесь мы подходим к центральной моей мысли. Как я уже сказал, агрессивность происходит от потребности в деятельности. Эта деятельность - в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности - естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.
Из всех моих соображений об агрессивности, порождаемой бездуховностью, и, напротив, социальности культуры - следует один непреложный вывод. Если мы хотим создать нормальное общество, если мы хотим нормального экономического, научного, технического развития, нам следует во что бы то ни стало принимать широкие и -глубокие меры по поднятию культуры...
Д. С. Лихачев

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно.


Сочинение

Если бы человек жил только инстинктами, наверное, наш мир не смог бы стать таким, каким он является сейчас. Одной из составляющих нашего бытия, помимо прочего, является культура. О её роли в нашей жизни предлагает задуматься в своем тексте Д.С. Лихачев.

Говоря о проблеме, автор, в первую очередь, конечно, имеет в виду бездуховность и бескультурье как феномен цивилизованного и высокотехнологичного 21 века. Подразумевая такие проблемы современного общества, как страшная агрессивность, а также потребность в постоянной деятельности, писатель выводит понятие культуры. Он подводит нас к мысли о том, что весь внешний технологический прогресс дает человеку возможность упрощать свою деятельность, но культура придает этой деятельности содержание и глубину, нужный подтекст. «Культурный человек – это...тот, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому».

Д.С. Лихачев считает, что роль культуры состоит в том, что она наполняет деятельность человека высоким содержанием, определяет нужный, полезный вектор. Классическая культура воспитывает каждого, кто к ней приобщается, делает нас чище и наполняет своим опытом. Культурный человек не просто поглощает книги и музыку, а обогащается ими, приобретает уважение к другим народам, к их культуре и верованиям.

Безусловно, я согласна с мнением автора. Я тоже считаю, что культура выполняет одну из главных ролей в нашей жизни, делая из человека разумное и мыслящее существо, способное к полезным и даже красивым поступкам. Благодаря, например, книгам, в которых заложен опыт предыдущих поколений, человек имеет возможность культурно обогащаться и совершенствоваться, наращивать багаж своих знаний, и, к тому же, учиться смотреть на себя со стороны.

Так, например, среди произведений русских классиков существуют те, в которых герои служат ярким примером бескультурья и бездуховности. Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», раскрываются как невежественные личности, без каких-либо духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов, например, Манилова, ограничен настолько, что из всего многообразия дел он любит собирать кучки трубочного пепла. Характеризующей деталью в его доме служит книга, с закладкой на все той же 14 странице, «которую он постоянно читал уже два года». Невысокий уровень культуры и читательского кругозора в поэме является общей чертой чиновничества. С помощью подобных образов Н.В. Гоголь призывает читателя быть культурным и развиваться.

О роли культуры рассуждал и Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». В ней писатель говорит о том, что изучение наук не является заведомо гарантом к культурному развитию личности. Другими словами, насильно нельзя вырастить интеллигента. Как бы не пыталась Простакова научить своего сына быть образованным и культурным - его нежелание и неспособность к этому, наложенные на плохое воспитание, не могли привести к хорошему результату. Те герои, которые изначально служат антиподами Простаковой и Митрофанушки, потому и ужасаются образу жизнедеятельности этой семьи, что сами уже стали интеллигентными и порядочными людьми до знакомства с главными героями комедии.

Мне кажется, что культура является, или, по крайней мере, должна являться образом нашей жизни и нашего мышления. Человек – существо мыслящее и рефлексирующее, и его деятельность постоянно должна быть направлена на развитие как умственное, так и духовное. В этом ему и помогает культура.

Люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений. Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Вступление.

Рассказать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли "лгати" на промышление Божие. что это-де - во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви - это уж будет в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия мифов до них не додумается.

Архиепископ Никон. (Рождественский).

Восстановить или построить каменный храм - дело, несомненно, нелегкое. Строить же подлинный храм человеческой души - дело великое, и оно куда сложнее и труднее.

Рассказать о христианстве, показать его можно книгами, храмами, иконами, пением, но это все поверхностно, но именно на этом уровне нынче остановлено внимание большинства. Задача и цель Православия - научить людей истинному христианству, то есть восстановить способность воспринимать Божественные энергии, воссоздать в душе человека его божественный образ.

В своей работе я бы хотела поднять проблему бездуховности нашего общества, я не говорю о полной бездуховности - нет, я о том, что большинство людей не представляют, что значить верить, верить не только во что-то насущное, то есть в окружающее нас, а в то, что должно быть внутри нас - любовь, то, что дает начало всему. Именно любовь к Высокому, вера заставляет задуматься над смыслом существования человека. Этим и актуальна проблема, тем, что многие забыли, об истинном предназначении человека: любить ближних, пробуждать в себе и в других веру, чистую, настоящую, не прикрытую ложью, мыслить и чувствовать, помнить заветы Божьи.

Первая половина двадцатого века

Говоря о Православии, мы начинаем думать о церкви. Так что пережила церковь? Какой подвиг был совершен Православием? На что должна обратить внимание современная молодежь, чтобы почувствовать значимость веры, веры не только в себя, но и в Бога?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно вспомнить историю. Начиная с Октябрьской революции и заканчивая 90-ми годами - это время притеснения церкви, а начало всего было положено в правление В. Ленина и Сталина, время, когда священные места: храмы и соборы - разрушали; попов, епископов, священников - убивали, то время, когда большевики пытались искоренить веру. Об этом говорят документы того времени. Я привожу один из таких, как подтверждение этого.

Председателю В. Ч. К. №13666/2 товарищу Дзержинскому Феликсу Эдмундовичу.

Указание

В соответствии с решением В. Ц. И. К. и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.

Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.

Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В. Ц. И. К. Калинин.

Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин) ".

Но это гонение не сломило народ, они продолжали креститься, тайно молиться, и из этого не трудно сделать вывод, что в то время люди поистине трепетно относились к вере.

Исторически было выверено, по переписи 1937 года больше половины населения СССР открыто называли себя верующими. Следует подчеркнуть, что это была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, место их проживания, работы и при этом спрашивали: "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?" Православно верующими назвали себя треть городского населения и две трети сельского - всего, таким образом, половина населения Советского Союза (56,7%).

Вторая половина двадцатого века

Вера для народа - это все, именно, благодаря ней, русские объединились и выиграли Великую Отечественную Войну. Во время войны церковь являлась успокоением для людей, это то, что давало им силы - вера! Теперь в речи Сталина вместо партийного "товарищи" - "братья и сестры", "соотечественники". Уже летом 1941-го года сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. В итоге положение Церкви в СССР за годы войны разительно изменилось. Церковь обрела легальный статус, открылись тысячи храмов, возобновилась работа семинарий, но уже в 1948 году политика Сталина меняется в антицерковную сторону. Вплоть до смерти Сталина ни один новый православный храм не был открыт.

Более того, в конце 1940-х - начале 1950-х годов храмы вновь стали отбираться под клубы и склады. В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распоряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сентябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский). Но, несмотря на все это, самым главным в истории Великой Отечественной Войны является то, что русский народ продолжал верить и должен верить и сейчас, ведь чудо 40-х годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, "войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей".

И говоря о хрущевском времени, мы можем вспомнить, что натиски Церкви ослабли, но все же людям, и особенно тем, кто был в партии нельзя было быть верующими, но можно привести такой пример, академик Королев - человек, который тайно ходил в церковь, верил и давал большие деньги на то, чтобы восстановить и построить храмы.

Значит, есть те люди, которые несмотря ни на что, идут и молятся в церковь. И самое главное, батюшки и церковные служители не были сломлены этим тяжелым временем, Церковь и вера не искоренилась, благодаря тем людям, кто продолжал верить. Есть в русском народе сила и то, что влечет их к Богу то, что невозможно сломить физически то, что заложено в человеке духовно.

Современное общество и отношение людей нашего времени к вере на основе статистики

Говоря о современном обществе, о современной России, можно сделать вывод, что люди, живущие в наше время, не могут быть признаны истинными православными, потому что мировоззрения не соответствуют «требованиям» православной веры: люди слабо знают догматику, мало посещают церковь, редко причащаются, и об этом говорят многочисленные опросы, проводившиеся на протяжении десяти-пятнадцати лет цель которых – выявление характера религиозного мировоззрения,

По результатам 1996 года количество опрошенных (1000 человек) к верующим отнесли 66,2% респондентов (половина из них 36,4% - «определенно верующие»). При этом 47% верят в колдовство, порчу, дурной глаз.

Результаты 1996г. (1000чел.) Результаты 1997г. (1578 чел.)

42% верят в бессмертие души "Бог - высшая личность" - 42%;

41,5% -в Воскресение Иисуса Христа; "Верите, в бессмертие души" - 39%

40% - в Божий суд "Верите в спасительную силу молитвы, обряда" - 37%

38,7% - в спасение души для вечной жизни "Верите в существование Рая" - 22%

32,2% - в существование дьявола, сатаны "Верите в существование Ада" - 22%

31% - в загробную жизнь "Верите во второе пришествие Христа" - 19%

21% - в приход антихриста "Боитесь греха" - 36%

18% - в конец света нет ответа - 25%

В другом экспресс-опросе того же фонда (декабрь 1998г. , 1600 опрошенных по общероссийской выборке) согласны/не согласны с утверждениями: "Верите ли вы в приметы?" - "Да" - 56%, "Нет" - 36%, "Не знаю" -8%; "Верите ли вы предсказаниям астрологов?" - "Да" - 30%, "Нет" - 55%, "Не знаю" - 15%.

Чудеса Православия

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе Тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляют болящую плоть.

А. А Ахматова

С этих слов я хочу начать говорить о тех чудесах, которые происходят в мире Православия. Для этого мне бы хотелось больше рассказать о молитве, о ее исцеляющей силе.

Но почему о ней, о молитве?

Именно, потому, что это величайший, бесценный дар Творца человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим.

Но многие ли этим дорожат? Многие ли понимают это?

К сожалению, нет. Некоторые часто несмысленно и неискренно молятся. Но ведь как молитва нас учит каяться, находить в себе недостатки, изображает всю внутреннюю жизнь человека, заставляет пробудить в нас искренние чувства.

«Как прекрасно они научают нас каяться, благодарить Бога за бесчисленные Его милости, славословить Его за Его божественные совершенства, просить Его о разных нуждах!», «Каждому дается явление Духа на пользу».

Еще я хотела бы сказать о том, что в жизни каждого случаются чудеса и исцеление молитвой не единственное из них, просто надо уметь их видеть, да и вообще жизнь человека – это сплошное чудо, потому что судьба его есть непрестанное действие Божиего о нас попечения. Но не всегда человеку все это кажется ясным, так как он смотрит на все поверхностно, и все печали, заботы и радости, из которых ткется ткань судьбы человеческой, мешают разглядеть ее узор.

Я считаю, что люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений, ведь, что творится вокруг? Оглянитесь!

Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Мне кажется, что достаточно вспомнить многие случаи исцеления молитвами, иконами, мощами, чтобы поверить в силу Бога, в силу нашей веры! Православия!

Я могу привести свой пример. В прошлом году к нам в Покровский собор привозили мощи святой праведной Матроны. Мы стояли в очереди к мощам в собор около трех часов, на улице был мороз, я очень сильно замерзла, думала, что просто заболею, но никаких признаков простуды у меня не было, даже наоборот, я почувствовала в себе силы, легкость. Могу сказать больше, что Матрона помогла моей знакомой, и это не единственный случай.

Ведь не правда ли стоит задуматься?

Значит святые нас слышат, помогают нам, направляют, оберегают.

Я думаю, что все в жизни стояли перед выбором и в это время внутренний голос направлял нас на истинный путь! Умейте прислушиваться к нему! Зачастую он помогает нам избежать многих ошибок.

Сила в любви, вере! Помните это!

И в заключение я хотела бы закончить работу такими словами:

"Душа русского народа крепнет молитвами Церкви небесной и земной. Душа русского народа выдержала и выдерживает, не становится безбожной, не повергается в прах пред прахом материи".

В пьесе поднимается проблема бездуховности подрастающего поколения. Выпускники приходят к учителю математики с целью получить ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы. У каждого веская причина исправить и подменить работы, обоснованная желанием лучшей жизни завтра. Их лицемерие просто зашкаливает. Они приносят торт, цветы и подарок, чтобы поздравить учительницу с днём рождения. Рассчитывая, что Елена Сергеевна от обилия подношений посчитает себя обязанной пойти навстречу выпускникам, они удивлены, что учитель вдруг категорически откажется участвовать в подобном мероприятии. Раззадорившись, они подвергают учителя обыску, обшаривая её одежду и квартиру. Они не понимают, какому унижению подвергают немолодую женщину, какую боль причиняют человеку. Ключ не найден. Но поступок заканчивается трагично: женщина не выдерживает подобного издевательства. Она умирает.

2. Р. Брэдбери «Вельд»

Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.

3. В.П. Астафьев «Людочка»

Главная героиня волею судеб оказывается в городе, где царствует расчёт. Ежевечерне она проходит через парк Вэпэвэрзэ, насаженный в пятидесятые годы, заброшенный и загаженный в семидесятые. Какие-то чиновники решили проложить через парк трубу вырыли канаву, трубу проложили, а закопать забыли.

Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой.

4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Одноклассники ненавидят девочку, ученицу своего класса. Их презрение – слепо. Они видят её заношенную одежду, её рыжие волосы, и всё это раздражает их. Особенно её пение, когда она на лодке выплывает на середину озера и начинает петь высоким голосом, который им кажется завыванием. Никто не видит в ней человека. А она прощает им всё. Удивительно то, что девочка не сломалась, ей было тяжело: с ней никто не общался, все презирали, издевались как-то мелочно, гадко. Все считали себя людьми первого сорта, Светка вне общности людей. Она не подходила под их вещный мир. Счастье в том, что девочка сумела подняться над бездуховностью, пустотой своего класса, «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

5. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Центром повествования в рассказе является Матрёна – женщина, прожившая трудную неоднозначную жизнь. Автор в конце рассказа называет Матрёну праведником. Не праведницей, а праведником! Она прожила жизнь, отдавая людям всё, что она имела: добро своего сердца, чистые помыслы, труд, щедрость души. После её смерти, набежавшие соседки делят оставшееся добро: тряпки, фикусы, козу и кота. Они не стесняются говорить о ней нелестно, что не накопила благосостояния, не обзавелась добром, скарбом. Никто не говорит о том, сколько времени она отработала на их огородах, помогая по хозяйству, сколько здоровья потеряла. Вещи заменяют память о добром и щедром душевно человеке. Так вещное заменяет духовное.

Сочинение на тему «Проблема бездуховности людей»

Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин — духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно. Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде — образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.

В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!

В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».

Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.

Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.

В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.

Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.