Фантаст александр беляев умер в фашистском тылу.

Александр Романович Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске в семье священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.

С детства его интересовали приключения и изобретательство; любимым автором Беляева был Жюль Верн. В 11 лет мальчика отдали в Смоленскую духовную семинарию, но, окончив ее (1901 ), он не пожелал связать свою жизнь с карьерой священнослужителя. Беляев увлекается музыкой, литературой; заключив контракт с театром смоленского Народного дома (сезон 1901/02 ), становится актером. Беляев учится в ярославском Демидовском юридическом лицее, а с 1906 работает в Смоленске - сначала помощником присяжного поверенного, затем присяжным поверенным; одновременно печатается в местной прессе.

В 1913 Беляев совершает путешествие по Европе, впечатления от которого позднее найдут отражение в его творчестве. Вскоре Беляев оставляет юриспруденцию.

В 1914 в московском журнале для детей «Проталинка» появляется его первое литературное произведение - пьеса «Бабушка Мойра». Через некоторое время он становится редактором журнала «Смоленский вестник».

1915 год оказывается трагическим для Беляева. Он заболевает туберкулезом позвоночника. Семья Беляевых перебирается в Ялту. 3 года (с 1917 по 1921 ) будущему писателю пришлось провести в постели, в гипсе. После того как болезнь отступила, Беляев работает в уголовном розыске, инспектором в детском доме, а затем, переехав в Москву (1923 ),- в Наркомпочтеле.

В 1925 году в журнале «Всемирный следопыт» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля». Фантастическое произведение, в основу которого была положена история человека, потерявшего свое тело, сразу привлекло внимание к автору. Казалось бы надуманный, сюжет рассказа по существу был глубоко автобиографичен - Беляеву на собственном опыте пришлось ощутить, что значит полная неподвижность и оторванность от окружающего мира. Правдоподобие психологических описаний, увлекательная, мастерски воплощенная коллизия обеспечили ему успех у читателей. Широкий интерес вызвала сама идея, которую Беляев избрал в качестве темы своего произведения, - возможность существовать без тела, «конструировать» человека. Вокруг нее развернулись критические дискуссии, которые порой сводились лишь к попыткам выяснить степень «научности» художественного рассказа. 12 лет спустя Беляев переработает свое произведение.

В 1937 «Голова профессора Доуэля», теперь уже роман, появится на страницах газеты «Смена».

Вскоре после «Головы профессора Доуэля» во «Всемирном следопыте» появляется повесть Беляева «Последний человек из Атлантиды» (1925 ), замысел которой, по всей видимости, был связан со всеобщим для начала века интересом к истории легендарного континента. Непосредственным источником ее стала книга Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк». А в 1926 в том же журнале выходит фантастический кинорассказ «Остров погибших кораблей». В предисловие произведение было охарактеризовано как «вольный перевод» американского кинофильма. Вымышленное экзотическое место, где разворачиваются события (остров в Саргассовом море), напряженный приключенческий сюжет, явно ощутимое драматургическое начало действительно роднят его с приключенческими кинопроизведениями. Через год Беляев написал продолжение романа (в фабульном отношении, правда, совершенно самостоятельное).

С 1927 Беляев начинает сотрудничать в возобновленном к этому времени журнале «Вокруг света». С первых номеров в нем начинают печатать роман «Человек-амфибия». Его героем становится ученый - искусный хирург, который создал человека, чье существование неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом и драматическими событиями, ломающими жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего - судьба ученого в обществе. Действие «Человека-амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далекой экзотической стране.

Во второй половине 1920-х Беляев публикуется достаточно регулярно. Он создает цикл рассказов о профессоре Вагнере - человеке, который умеет делать несколько дел одновременно, не спит, проходит сквозь стены: «Человек, который не спит», «Гость из книжного шкафа» (оба - 1926 ), «Творимые легенды и апокрифы», «Ковер-самолет», «Чертова Мельница» (все - 1929 ), «Амба», «Хойти Тойти» (оба - 1930 ). Рассказы написаны с юмором, динамичны, фантастические образы в них порою предельно близки реальности, порой граничат со сказкой.

В декабре 1928 Беляев с семьей переезжает в Ленинград и очень скоро - в Киев.

К этому периоду относится его работа над романами «Продавец воздуха» и «Властелин мира» (оба - 1929 ), главной темой которых оказывается проблема власти над миром; а также над романом «Человек, потерявший лицо» - об уродце-комике, поменявшем свою популярность и славу на жизнь человека обыкновенной внешности. Тогда же Беляев пишет совершенно противоположное по тематике «производственное» научно-фантастическое произведение - «Подводные земледельцы» (1930 ).

Результатом интереса Беляева к работам К.Э. Циолковского становится ряд произведений о космосе: «Звезда КЭЦ» (1936 ), «Лаборатория Дубльвэ» (1938 ).

В 1938 Беляев окончательно поселяется в Пушкине под Ленинградом. В последние годы своей жизни писатель много внимания уделяет работе с детьми.

Александр Романович Беляев умер от голода 6 января 1942 года в оккупированном фашистами Пушкине.

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске (источник газета «Вечерний Мурманск» от 10.10.2014). В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»

Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

«Научная фантастика, если она подлинно научная, не теряет связи с миром реальным. Ведь одна из задач нашей научной фантастики и состоит в том, чтобы показать еще не существующее, как уже существующее».

Александр Романович Беляев

Писатель-фантаст Александр Беляев, на книгах которого выросло не одно поколение юных романтиков, рисовал далекое будущее силой своей фантазии. Но фантазия эта не была абстрактной, она была провидческой. Иначе, чем можно объяснить, что из полсотни научных предвидений в его книгах, только три считаются нежизнеспособными. То, что он писал почти 100 лет назад, было фантастикой, а в наше время это уже реальность.

Творческое наследие Беляева, который начал писать фантастику почти в 40 лет , составляет больше 70 научно-фантастических и приключенческих произведений . По-видимому, многие свои фантастические идеи Александр Беляев почерпнул из трудов Ломоносова, Павлова, Менделеева, Циолковского. А потом, выстраивая по ним увлекательный сюжет, и облекая его в захватывающую литературную форму, создавал настоящие шедевры. На эту мысль наводит тот факт, что в его литературных трудах есть подробные очерки об этих великих русских ученых, значит, он их изучал.

Александр Беляев фантаст – кумир подростков

В советское время трудно было найти мальчиков и даже девочек, которые не читали бы произведения Александра Беляева. Их восхищенно пересказывали, а прочитав одну книгу, ты был обречен прочитать их все, потому что писатель умел до крайности разжечь детское любопытство необычайно увлекательными сюжетами и невиданным полетом фантазии. Как быстро писал сам Александр Беляев книги – легко и запойно, так и читались они на одном дыхании.

Это в равной мере касается всех его романов. Классику советской фантастики: географическо-приключенческий роман «Остров погибших кораблей», романтический «Человек-амфибия» и жутковатый «Голова профессора Доуэля» оценил даже кумир Беляева – английский писатель-фантаст . При их встрече в 1934 году в Ленинграде Уэллс сказал, что с удовольствием прочитал его чудесные романы. Написаны они были во второй половине 20-х годов, когда частично победив жестокую болезнь, приковавшую его к постели, истосковавшийся по перу Беляев пробует себя в научной фантастике.

Вся жизнь – борьба…

Эти слова, как нельзя точно, относятся к Александру Беляеву. Его жизнь никак нельзя назвать праздником, хоть он всегда стремился к нему. Он родился с артистической душой, и она часто вела его против течения жизни. За это, очевидно, жизнь и награждала Александра тумаками и затрещинами.

Родился будущий писатель в семье священника 16 марта 1884 года в провинциальном Смоленске , но продолжателем дела отца не стал, хоть и закончил духовную семинарию. С 17 лет против воли отца он идет своим путем: учится в юридическом лицее, чтобы получить высшее образование, и одновременно играет в театре, увлекается музыкой и живописью, участвует в общественной жизни.

С детства увлеченный Жюлем Верном и Уэллсом, Александр мечтает о приключениях и путешествиях. Мечта сбывается, когда он начинает работать присяжным поверенным, а параллельно заниматься журналистикой и театральной деятельностью. Гонорары позволяют ему, наконец, посетить Европу и поколесить по ней несколько месяцев. 1913 год был лучшим в жизни Беляева: он молодой, красивый, здоровый, щегольски одетый, переполненный впечатлениями после путешествий, мечтает о будущем.

Впереди вся жизнь и заманчивые перспективы в театральной карьере. Но война 1914 года вносит свои коррективы в эти перспективы. Приходится оставить театр и адвокатскую практику. Выручает второе увлечение – журналистика, он работает редактором журнала «Смоленский вестник». Следующий, 1915 год становится печальной точкой отсчета в жизни Беляева.

Вследствие врачебной ошибки, во время прокола плевры был задет спинной позвонок. В результате занесенной инфекции начал развиваться костный туберкулез. Жизнь амбициозного молодого человека в одночасье меняется навсегда. Его слабая спина, поврежденная в юности рискованным прыжком с зонтом, не выдерживает удара новой болезни. Она укладывает Беляева в постель на долгие 6 лет.

Отсюда начинаются его беды, и отсюда же начинается Александр Беляев фантаст. Лечение в теплом климате Крыма приходится на бурный период революции и гражданской войны. Ялта бурлит и клокочет, а он лежит неподвижный, в гипсе, почти без средств к существованию, но с жаждой жизни. У него парализованы ноги, а ему снится, что он летает.

Сражаясь с болезнью, изучает медицину, биологию, иностранные языки, историю. Необходимыми книгами его обеспечивает будущая жена Маргарита Магнушевская, сотрудник местной библиотеки. Если раньше Александр Беляев писал только театральные статьи, очерки, обозрения для журналов, то теперь, лежа, сочиняет сюжеты, где главный герой приключений он сам, и где он обладает невероятными сверх способностями летать, плавать, передавать мысли на расстоянии.

Он побеждает болезнь, и уезжает вместе с молодой женой из Крыма в 1923 году уже другим человеком. Работа в Москве юрисконсультом не мешает ему писать и печатать в журналах научно-фантастические повести и рассказы. После переезда в 1928 году в Ленинград Беляев занимается литературой профессионально, но сырой климат вреден его здоровью и периодически выбивает его из рабочей колеи.

Короткий период жизни в солнечном Киеве в 1930 году, где писатель надеялся поправить свое здоровье, полон бед и печалей. От менингита умирает их старшая 6-летняя дочь, заболевает тяжелым рахитом младшая. Болезнь самого Беляева тоже обострилась. Печатать свои произведения в Киеве на русском языке он не может, переводы стоят дорого. Возвращение в Ленинград было окончательным, а город Пушкин стал его последним местом жительства.

Судьба или редчайший парадокс?

После знакомства с биографией Беляева не покидает ощущение присутствия в ней череды парадоксов. Судите сами.

  • Рос в необычайно религиозной семье священника, а зачитывался Жюлем Верном и Уэллсом.
  • Закончил духовную семинарию, но служил не в церкви, а в театре.
  • Мечтал путешествовать, а с молодости был прикован к постели.
  • В жестокие сталинские годы мало кто из известных людей ушел от незаслуженных репрессий за неосторожно сказанное слово, а произведения Александра Беляева, в частности, резкие критические статьи, такие как «Золушка. О научной фантастике в нашей литературе», проходят незамеченными или воспринимаются благосклонно.
  • Александр Беляев фантаст известен всему миру, но никому не известно точно, где его могила. В войну после операции ему пришлось остаться с семьей в оккупации в Пушкино, и умереть в январе 1942 года от голода и мороза. Жена и дочь не успели его похоронить, потому что их угнали немцы. Похоронен в общей могиле.

Такая вот цепь случайностей, составившая всю жизнь. Даже болезнь Беляева – это звенья одной цепи. Если бы не болезнь, возможно, Беляев так и остался бы в родном Смоленске, продолжая нелюбимую адвокатскую работу, которая хорошо кормила, а для души играл бы мелкие роли в местном театре и писал театральные рецензии и обозрения. Если бы не лечение в Крыму, он не встретил бы такую верную жену, которая стала опорой в его нелегкой жизни.

Его молодого и здорового предали две предыдущие спутницы, а Маргарита всю жизнь была ему не только сиделкой, но и секретарем, и машинисткой, и корректором. После немецкого плена и 11-летней ссылки на Алтае она с дочерью Светланой, наконец, возвратилась в Пушкино. Пережила мужа на 40 лет, но по странному стечению обстоятельств так и не смогла воспользоваться результатами его богатого творческого наследия, к которому имела самое непосредственное отношение.

Всего за 15 лет своего писательства, практически постоянно на больничной койке, Беляев настолько проник в суть научной фантастики, что равных в этом жанре ему не было. Его лебединая песня – роман «Ариэль», написанный в 1941 году , тому подтверждение. Все его читатели единогласно утверждают, что лучшего произведения Александра Беляева они не знают. Это удивительная история о летающем человеке, талантливо написанная мужественным мечтателем, которому приходилось подолгу лежать в гипсе и постоянно носить ортопедический корсет. Но он жил, мечтал и страстно верил, что человек может летать!

Успешного дня вам,

* статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы», http://сайт

Александр Романович Беляев - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, первый из советских писателей, целиком посвятивший себя этому жанру. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске (источник газета «Вечерний Мурманск» от 10.10.2014). В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»

Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 - 6 января 1942) - Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ . Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация - дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.

НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман - "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938 ); герой - гениальный ученый -хирург - открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке : мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла - эксцентричного ученого - всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость - в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона - в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ - в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.

Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией , о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929 ), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928 ), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане , но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия" ). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958 ); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940 ) - фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. - "Ариэль" (1941 ) - юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.

Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) - типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана ; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк" ), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том - сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927 ). В сб. "Борьба в эфире" (1928 ) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий , мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны " ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести - "Золотая гора" (1929 ) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям : герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию , а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса , грозя вызвать глобальную катастрофу ; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.

Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля" , не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958 ) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана , впервые высказанная в "Человеке-амфибии" : герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя - "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964 ), "Под небом Арктики" (1936-37 - "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936 ; рус. 1956 ); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".

Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса . Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 - "Стормер-сити"; 1933 ) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью ; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского . Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, - "Воздушный корабль" (1934-35; 1964 ), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940 ); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского - цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой .

НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. - "Голова профессора Доуэля" (1926 ), "Борьба в эфире" (1928 ); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963 -64 под ред. Б. Ляпунова ) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983 -85 - под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова ). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 - под псевд. А. Ром) - практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах ; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.

Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи - "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) - и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса - публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) - предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).

Вл. Б.

Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:

"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957 ),

"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958 ),

"Властелин мира" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Остров Погибших Кораблей" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Звезда КЭЦ" (1959 ; др. составы - 1959 , 1960 ),

"Последний человек из Атлантиды" (1959 ),

"Человек-амфибия" (1959 ; др. состав - 1961 ).

Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).

Дополнительные материалы

Вл. Гаков. Подвиг

Беляев, Александр Романович

(1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография:

1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. - 1939. - № 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. - 1938. - № 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - № 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - № 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - № 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - № 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - № 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. - М., 1928. - № 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. - 1938. - № 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Беля ев, Александр Романович


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Беляев, Александр Романович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Один из основоположников советской научно фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: «Голова профессора… … Большая советская энциклопедия

    - (1884 1942) русский писатель. Научно фантастические произведения: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Беляев, Александр Романович - БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    - (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. * * * БЕЛЯЕВ Александр Романович БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель.… … Энциклопедический словарь

    БЕЛЯЕВ Александр Романович - (1884—1942), русский советский писатель. Научно фантастич. и приключенч. ром. «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред. 1937), «Человек амфибия», «Борьба в эфире» (оба — 1928), «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»,… … Литературный энциклопедический словарь