Герои рассказа И. Бунина «Чистый понедельник»

О чём рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник»? О любви? Да, и ещё о том, какие ипостаси может иметь любовь, о том, что стоит от неё отказаться, чтобы она жила. О нашей великой прекрасной столице? Да, о её людях и нравах, об особенностях архитектуры, о смешении стилей и красок. О времени? Да. О том поэтическом времени, когда

Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживлённее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие...

Сколько поэзии в этом чарующем, завораживающем описании! Уже в первом абзаце можно встретить основной принцип рассказа – противопоставление: темнел – зажигался; холодно – тепло; вечерняя – дневных; бодрей неслись – тяжелей гремели; снежные тротуары – чернеющие прохожие. Все акценты сместились, и звёзды сыплются с шипеньем. В этом и недовольство и звук шампанского… Всё смешалось.

Любовь кажется какой-то странной: вроде любовь и вроде холодность. Он любит, но кого? Сколько самолюбования в каждом его слове описания себя: он «был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». А это: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Да, видимо, это приятно, когда тебя и твою спутницу провожают взглядами. Но в этом такая самоуверенность. Вот и любит он девушку, которую совсем не знает. Он постоянно повторяет, что все их отношения – странные, и зачем они вместе? Она сразу отвела разговоры о будущем, сказав, что в жёны она не годится. А зачем тогда длить эти томительные, изматывающие отношения.

Девушка, не в пример герою, живёт глубокой внутренней жизнью. Она её (эту жизнь) не афиширует, не гордится посещением курсов в скромном форменном платье, тем, что обедает в вегетарианской столовой на Арбате за тридцать копеек. Всё это спрятано где-то глубоко внутри души этой изысканной, такой, на первый взгляд, избалованной красавицы. В отличие от своего болтливого друга, она всегда молчит, но вот накануне того самого дня, обозначенного в названии рассказа, она начинает говорить. В её речи и выдержки из Платона Каратаева, и цитаты из летописей и священного писания. А описание похоронной процессии, которую она наблюдала на Рогожском кладбище? Восторг песнопениями диаконов по крюкам?! Она говорит об этом с нескрываемыми радостью и гордостью. Во всём этом настоящее чувство – Любовь! Она любит православную Русь, хочет посвятить себя Богу, служению людям. И вот здесь становится ясно, что всё сходится в этой важной для неё точке: и квартира с видом на Храм Христа Спасителя, и портрет босого Льва Толстого на стене в зале, и курсы, и молчание. Она готовит себя в монахини. Как понять этот шаг, человеку, любящему её? Проведя последнюю ночь «в миру» с любимым, она словно отрезает нить, связующую их, объявляя о своём решении. Один день, проведённый с девушкой, занимает весь рассказ, двум годам, прошедшим без неё посвящены две строчки. Мир без возлюбленной, словно перестал существовать.

Два года спустя он проходит тем же маршрутом, по которому проехали они вместе тогда, в тот чистый понедельник. И встречает её. Её или нет? Разве можно угадать это? Нет. Но он понял и простил свою любимую, а значит, отпустил её.

Выходные данные статьи: Дмитриевская Л.Н. Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина как ключ к пониманию «тайны» характера // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. Статей. Вып.7. Т.1. М.: МГПИ, 2008. с.55-59.

«Портрет в литературном произведении — одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя».
Женский портрет в живописи и литературе особенно интересен, так как с ним связана семантика красоты, любви, материнства, а также страданий и смерти, эротики и мистики… Роковое, трагическое в женской красоте открывали русские классики на протяжении ХIХ века. «Лучезарно-равнодушная» красота А.С. Пушкина, «вызывающая» — М.Ю. Лермонтова, страдальчески-демоническая — Н.В. Гоголя, «властная» и «обезволивающая» — И.С. Тургенева, страдающая, страстно-циническая, «злобно-расчётливая» — М.Ф. Достоевского (эпитеты в кавычках принадлежат И. Анненскому «Символы красоты у русских писателей») предопределили появление на рубеже веков пугающей и влекущей, искушающей и искупительной женской красоты у символистов. В символистских произведениях воплощён культ демонической женщины, в которой сочетаются невинность и «искусительность», преданность и предательство, честность и вероломство. Здесь можно вспомнить Ренату из романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел» (1907) и женщин из его рассказов, подругу царевича Алексея Евфросинью из романа Д.С. Мережковского «Антихрист (Пётр и Алексей)» (1904), «огородникову» дочку Зореньку из сказки «Куст» (1906), кухарку из рассказа «Адам» (1908), Матрёну из «Серебряного голубя» (1909) А. Белого и др.
В ряду загадочных, противоречивых женских образов русской литературы — героиня «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Автор (автор-повествователь) преподносит героиню как непостижимую, непонятную, неразгаданную им самим женщину.
Рассказ начинается со слов толстовского героя Платона Каратаева: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне; тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (2; 614). Бредень — невод, который тянут вдвоём вброд по реке. Река — символ жизни, поэтому народная пословица становится метафорой жизни, отчасти объясняющей невозможность счастья и любви между героями «Чистого понедельника». Он этот невод тянет в одиночку, а она (являясь выразителем философии автора) ищет в жизни не счастья. Она «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала», он, не понимая её, отмахивался: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью».
Герой ещё в начале своего повествования-воспоминания говорит «<…> она была загадочна, непонятна для меня <…>» (2; 611).
Постараемся постигнуть тайну образа героини, которую не может понять герой-повествователь. Но её образ понятен автору, и он, конечно, оставил следы для распутывания клубка таинственных деталей.
Детали, связанные с востоком, исследовал Л.К. Долгополов (3), с православием — И.Г. Минералова (4, 5, 6). Мы своё исследование посвятим деталям портрета героини рассказа.
Первое описание внешности героини повествователь даёт в сопоставлении с собой: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я … (пропустим автопортрет героя, напомнив лишь о его южной, горячей красоте — Л.Д.). А у неё красота была какая-то индийская, персидская : смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные , как бархатный уголь , глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком <…>» (курсив здесь и в других местах наш — Л.Д.) (2; 612).

Врубель «Сирень» (1900), ГТГ

Портрет героини напоминает восточных красавиц Врубеля («Гадалка» (1895), «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), «Тамара и демон», «Сирень» (1900) и др.). Это можно расценивать и как художественный приём: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями из искусства того времени, о котором он вспоминает.
«<…> Выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застёжками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате) <…>» (2; 612). Портрет очень конкретен: в нём царственные цвета и материя. Вспомним парадные портреты императриц: те же цвета, тот же образ сильной, волевой женщины. Антитеза (царственного и простого) в данном портрете героини объясняет одну из загадок в её жизни: над диваном «…зачем-то висел портрет босого Толстого» (2; 611). Граф (босой — было бы оксюмороном, не будь реальностью) Л.Н. Толстой, ищущий истины у народа, со своей идеей опрощенья являлся одним из путей, по которому чего-то искала и она. Её обед в вегетарианской столовой и образ бедной курсистки (хотя, напомним: «мы оба были богаты») — это, вероятно, не что иное, как следование идеям модного на рубеже веков философии толстовства.


Крамской И.Н. Неизвестная, 1883, ГТГ

В следующих портретах особую роль играет чёрный цвет: «Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в чёрных фетровых ботиках.
— Всё черное ! — сказал я, входя, как всегда, радостно. <…>
— Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в чёрной лайковой перчатке»
(2; 615).
«Чёрный» и «чистый» — многозначность позволяет воспринимать эти слова в качестве антонимов, но героиня свой чёрный оправдывает Чистым понедельником, потому что чёрный — это ещё и цвет скорби, знак смирения и признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые шубка, шляпка и муфта. Каракуль — овца, паства, агнец Божий. Накануне она была на Рогожском («знаменитом раскольничьем») кладбище — центр московской общины старообрядцев (3; 110) — и в Прощёное воскресенье они снова едут на кладбище Новодевичьего монастыря. «В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение друг у друга, равно как и ходить на могилы умерших для той же цели» (1; 548). В это время в храмах читаются покаянные каноны о смерти, о приближающемся конце, о покаянии и прощении (подробнее в комментарии: 3; 109).
На кладбище у могилы Чехова, героиня вспоминает о А.С. Грибоедове, и они «…зачем-то поехали на Ордынку <…>, но кто же мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов» (2; 617). Очередное «зачем-то» психологически объяснимо: «противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра» (2; 617) на могиле Чехова в противовес напоминает о трагической смерти в Персии и могиле А.С. Грибоедова. Его знание Московского общества, отражённое в известной комедии, жизнь и смерть на востоке — всё было близко ей. Ведь глядя на неё и вдыхая «какой-то слегка пряный запах её волос» герой думает: «Москва, Астрахань, Персия, Индия!» Зачем ищет этот дом на Ордынке? Наверное, чтобы, как и полагается в этот день, просить прощения у автора «Горя от ума» за неизменившиеся московские нравы.
Дом не нашли; проехали, не завернув, мимо Марфо-Марьинской обители и остановились в трактире Егорова в Охотном ряду. «Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед чёрной доской иконы Богородицы Троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на чёрный кожаный диван… Пушок на верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, — я не мог оторвать глаз от её лица» (2; 617).
Портрет в интерьере: она вся в чёрном сидит на чёрном диване рядом с черной доской иконы. Мотив чёрного в образе героини благодаря иконе выводится на сакральный уровень. Героиня, со своей индийской, персидской красотой, связывается Богородицей ещё и через восточные черты:
«— Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы — барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву» (2; 617).
По последнему восклицанию можно понять, что в Москве для героини (и автора, как известно) сливаются Запад — Восток — Азия: это и дикие мужики, и блины с шампанским, и богородица, и Индия… Ранее это «Василий Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах…» (2; 614). Такое же слияние есть и в её образе. Вот следующее портретное описание:
«…Она прямо и театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье. Делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнажённых рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных серёжек вдоль чуть припудренных щёк, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам чёрные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки» (2; 619).
По-прежнему через чёрный цвет проводится мотив скорби о своей греховной сущности, в которой героиня признаётся строками древнерусского сказания: «И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся к ней в естестве человеческом, зело прекрасном…» (1; 618).
Восточная красавица предстаёт в театральном и царском блеске и с театральной позой возле пианино, на котором только что играла начало «Лунной сонаты». Сакральный смысл восточных черт героини, возникший в сопоставлении с иконой, разрушается, а образ восточной красавицы утрируется до лубочной картинки.
На «капустнике» Художественного театра она «ловко, коротко притоптывая, сверкая серёжками, своей чернотой и обнажёнными плечами и руками» (2; 620) танцевала польку с пьяным Сулержицким, который при этом «кричал козлом». «Капустник» напоминает шабаш, а в героине проявляются почти демонические черты — дала волю своей греховной, уже давно осознанной, сущности. И это тем неожиданнее, что ещё совсем недавно читателю предлагался в параллель к её образу святой лик Богородицы.
Ауру загадочности, непредсказуемости героини снова можно развеять психологическим анализом поступков. Решение поехать на «капустник», отдаться в последний, а может, и единственный раз безудержной страсти своей натуры, а затем провести ночь с тем, о ком думала: «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…», возникло после того, как окрепло решение: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» Как не испытать себя, проверить правильность решения, попрощаться с миром, вкусить в последний раз греха перед полным отречением? Но вера ли движет ею, насколько искренне её покаяние, если она и раньше спокойно признаётся, что в монастыри её тянет не религиозность, а «не знаю что…»
«Чистый понедельник» заканчивается портретом героини в общей процессии инокинь, следующих за великой княгиней: «<…> из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом , длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр <…> И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд чёрных глаз в темноту, будто как раз на меня…» (2; 623).
И.А. Бунин в эмиграции уже знал о судьбе, постигшей царскую семью и великую княгиню, поэтому её портрет подобен иконе — в нём лик («тонколикая»), образ святой.
Среди чисто-белой процессии, под белым платом — она, которая хоть и стала «одной из», а не Шамаханской царицей, как было прежде, но все-таки не смогла спрятать смольную черноту своих волос, взгляд чёрных глаз и свою ищущую чего-то натуру. Трактоваться последний портрет героини может по-разному, но для Бунина, скорее, важна была мысль о неукратимой силе природы человека, которую невозможно спрятать или победить. Так было и в «Лёгком дыхании», рассказе 1916 года, то же и в «Чистом понедельнике», написанном в 1944 году.

ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковных служителей. — М., 1993. — Ч.1.
2. Бунин И.А. Чистый понедельник
3. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века. — Л., 1985.
4. Минералова И.Г. Комментарии // В кн.: А.П. Чехов Дама с собачкой. И.А. Бунин Чистый понедельник. А.И. Куприн Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков М., 2000. С.102-119.
5. Минералова И.Г. Поэтический портрет эпохи // Там же. С.129-134.
6. Минералова И.Г. Слово. Краски, звуки… (стиль И.А. Бунина) // Там же. С.134-145.

В более коротком варианте статья выходила здесь:

Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина // Национальный и региональный «космо-психо-логос» в художественном мире писателей русского подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). Елец, 2006, с.91-96.

Просмотров: 5211

"Чистый понедельник" написан 12 мая 1944 года , когда Бунин находился в эмиграции во Франции. Именно там, уже в преклонном возрасте, он создал цикл "Темные аллеи" , куда входит рассказ.

«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из лучших рассказов: "Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»".

В словаре чистый понедельник объясняется, как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы и Прощеного воскресенья. По прилагательному "чистый" можно предположить, что повествование ведется об очищении, возможно, от греха, или об очищении души.


Действие происходит в 1913 году . Своими воспоминаниями делится молодой человек (безымянный, как и его подруга).

Композиция

1. Сюжет и фабула : – сюжет не совпадает с фабулой (о знакомстве рассказывает герой).

2. Кульминация : Чистый понедельник (первый день Великого поста), любовное соединение в первый день поста – большой грех (мотив греха), смысл заглавия.

3. Время :

– устремлённость в будущее ("перемена", "надежда на время");

– повторяемость ("всё то же", "и опять");

– прошлое ("как тогда", "как тот") и "прапамять":

" Какой древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке "

– неоконченность (только начало «Лунной сонаты»),

– начальность, новизна (новые цветы, новые книги, новая одежда).

Основные мотивы

1. Контрастность :

– темнота и свет (сумерки, вечер; собор, кладбище – свет); мороз и тепло:

"Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь…"


– стремительность и покой.

2. Тема огня, жара – ч у в с т в о ("горячий дурман"):

– значение чувственного, физического;

– он – воплощение чувственного мира; чрезмерное проявление чувства – грех ("Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!" );

– любовь: мука и счастье, красота и ужас: "Всё та же мука и всё то же счастье…" ;

– скоротечность любви (обманность: слова Каратаева); невозможность брака.

3. Физический мир :

– богатство, молодость;

4. Московские реалии :

– объединение Запада и Востока (южное, восточное в героях; Юг и Восток приравниваются: "...что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах" , о бое часов на Спасской башне: "И во Флоренции совсем такой же бой, он там напоминает мне Москву…", "Москва, Астрахань, Персия, Индия!" );

– реалии того времени: "капустники ", Андрей Белый, современная литература, и т.д.;

– движение – кабаки и "капустники": "летел", "и раскачивающиеся санки"; кладбище, Ордынка – спокойствие, неторопливость: "вошли", "шёл", "Только не шибко";

– он тороплив, она неспешна.

5. Непривлекательность окружающего мира :

– театральность, наигранность;

– пошлость мира (литература: противопоставление "новых книг" Толстому, Каратаев – "восточная мудрость", преобладание Запада: "Ол райт", "жёлтоволосая Русь", "противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра");

– грядущая историческая трагедия, мотив смерти: "кирпично-кровавые стены монастыря", "светящийся череп".

6. Главные герои рассказа :

– отсутствие имён (типизация);

– Возлюбленные в «Чистом понедельнике» - абсолютно разные люди .

ОН: несмотря на свою привлекательность и образованность, обыкновенный, не отличающийся особой силой характера, человек.

ОНА: героиня безымянна. Бунин называет героиню - она .

а) таинственность, неразгаданность;


б) стремление к уединению;


в) вопрос к миру, удивление: "зачем", "не понимаю", "вопросительно глядела", "кто же знает", "недоумение"; финал – обретение знания (знание = чувство): "видеть в темноте", "почувствовать";


г) странность, "странная любовь" ;


д) она будто из другого мира: он не понимает её, он ей посторонний (она говорит о нём в третьем лице, любовная близость – жертва, ей это не нужно: "Похоже было на то, что ей ничего не нужно" );


е) чувство родины, её старины; Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь – переход во внешний мир.


Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него,

"всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой".


Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы её не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. Но её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища.

Это цельная, редкая «избранная» натура. И ее волнуют серьезные нравственные вопросы, проблема выбора дальнейшей жизни. Она отказывается от мирской жизни, от развлечений, светского общества и, что самое главное, от своей любви, и уходит в монастырь на «чистый понедельник» .

Она шла к своей цели очень долго. Только в соприкосновении с вечным, духовным она чувствовала себя на своем месте. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Это можно объяснить ее молодостью, которой свойствен поиск себя, своего места в жизни. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в мирской жизни.

В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в "Чистый понедельник": ушла в монастырь. "Нет, в жёны я не гожусь" . Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь "она может видеть в темноте" , и "вышел из ворот" чужого монастыря.

Герой желал ее телесной женской красоты. Его взгляд выхватывал ее губы, «темный пушок над ними», «изумительное по своей гладкости тело» . Но мысли и чувства ее были ему недоступны. Непонятная своему возлюбленному, непонятная самой себе, она «зачем-то училась на курсах» . «Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? – говорила она. Ей нравился «запах зимнего воздуха», «непонятно почему»; она зачем-то разучивала «медленное сомнамбулически-прекрасное начало «Лунной сонаты », – только одно начало …».



7. Песня, звук : раздающиеся в квартире звуки "Лунной сонаты", но не всего произведения,а лишь начала…

В тексте все приобретает некий символический смысл. Так, имеет свой скрытый смысл бетховенская «Лунная соната». Она символизирует начало иного пути героини, иного пути России; то, что еще не осознанно, но к чему стремится душа, и звучание «возвышенно-молитвенного, проникнутого глубокой лиричностью» произведения наполняет бунинский текст предчувствием этого.

8. Колорит :

– красный, пурпурный и золотой (её платье, вечерняя заря, купола);

– чёрный и белый (сумерки, ночь, огни, лампадки, белые одежды поющих, её чёрные одежды);

В рассказе прослеживается переход от темных тонов к светлым . В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. С первых строк И.А Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать черный цвет:

"А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком...".


Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с ее чертами внешности в плане цветовой гаммы: "Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью..." . Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине, как о существе загадочном, таинственном. Также в рассказе автором используется лунный свет, который является знаком несчастной любви.

В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек: "Черный пушок над губой и розовый янтарь щек" . Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем резко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу. С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово "белый" употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Движение от "черного" к "белому" – движение от греха к чистоте.

И.А. Бунин цветовыми оттенками передает замысел, идею рассказа. Используя светлые и темные оттенки, их чередование и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини "Чистого понедельника".

9. Финал :

– письмо – разрушение надежд (традиционный мотив);

– предопределение, судьба ("почему-то захотелось" );

– И. Тургенев, «Дворянское гнездо».

ВЫВОДЫ:

Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» - это попытка автора описать и донести до читателя свое понимание любви. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь – великое счастье, даже если она заканчивается гибелью или разлукой.

Но рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, но и о нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой. Бунин рисует молодых людей красивыми, уверенными в себе: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Однако автор подчеркивает, что материальное и физическое благополучие – отнюдь не залог счастья. Счастье – в душе человека, в его самосознании и мироощущении. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, - как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».


Повествовательная форма, выбранная Буниным-автором, наиболее близка его «чувственно-страстному» восприятию мира в его внешней природно-предметной выраженности.

Повествование в рассказе, при всей кажущейся установке на объективность, вещественность, предметное восприятие, все же не является героецентристским. Автор в «Чистом понедельнике», как носитель культуры, через культурно-словесное бытие героя-рассказчика ориентирует читателя на свое собственное мировосприятие , которое «нюансируется» монологами и внутренней речью героя. Поэтому нередко трудно вычленить, где речь героя, а где автора , как, например, в данном размышлении героя, которое в равной степени может быть отнесено и к автору:

«Странный город! – говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. – «Василий Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы – и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах …»

Главные герои и их характеристика в рассказе Бунина "Чистый понедельник". и получил лучший ответ

Ответ от Darling ***[гуру]
Герои рассказа Бунина «Чистый понедельник» вызывают у читателя симпатию, и читатель переживает за них. Мы не знаем их имен, но это и неважно. Писатель дает молодым людям, полюбившим друг друга, точные характеристики, причем повествование ведется от лица героя, который пытается быть объективным, рассказывая о своей жизненной драме. Оба они красивы: «Я будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…». Его возлюбленная была также удивительной красоты: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: - смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате)…»
Герой предстает перед нами как человек вполне земной, который имеет простые представления о счастье с любимым человеком, ему хочется создать с ней семью, быть всегда вместе. Но героиня, ее внутренний мир, представляется нам более сложным. Сам герой говорит об этой их разнице, отмечая различия во внешнем поведении: «Насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой…». ТО есть с самого начала она выглядела странной, необычной, словно чуждой всей окружающей действительности. Она сама говорит о том, что чувствует себя не созданной для привычной в сознании многих людей радостей жизни: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…». Действительно, по мере развития повествования мы видим, что она вполне искренно относится к герою, она искренне любит его, но есть в ней что-то, что тревожит ее, мешает ей принять однозначное решение.
Девушка изумляет своим непостоянством в увлечениях и интересах, в ней как будто существуют несколько людей, она постоянно следует разными путями. Возлюбленный не в силах до конца понять ее, поскольку видит, насколько несовместимые вещи объединены в ней. Так, временами она ведет себя как обыкновенная девушка ее возраста и круга: посещает курсы, ездит на прогулки, в театра, обедает в ресторанах. И становится непонятным, зачем она училась на курсах, зачем разучивала начало «Лунной сонаты», для чего повесила над диваном портрет босого Толстого. Когда возлюбленный задавал ей вопрос «зачем?», она пожимала плечами: «А зачем делается все на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Но в душе героиня внутренне чужда всему этому. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…»
Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины », духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений. Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.
Девушка уезжает из Москвы, объясняя свой отъезд так: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом

Тема урока Д

Эпиграф: «Путь к бунинской философии лежит

через бунинскую филологию».

В.Ходасевич.

Тип урока: урок – размышление.

Цель урока:

1.Образовательная:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению идейно-художественных особенностей рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».

2. Обучающая:

Отработать навык самостоятельного анализа текста,

Обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

Проанализировать духовные искания героев рассказа И.Бунина «Чистый понедельник», выявить авторскую позицию, дать собственную интерпретацию рассказа.

3. Развивающая:

Способствовать развитию исследовательских умений и навыков учащихся,

- развитию творческого потенциала учащихся через осознанное чтение художественного произведения, развитию коммуникативных умений и навыков

4 . Воспитательная:

- способствовать воспитанию любви к Родине, национальной православной культуре;

Формировать умения внимательно относиться к мнению другого человека.

Задачи:

Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств и литературных приёмов.

Образовательные технологии:

    технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление таблицы (графическая организация материала);

    ценностно- ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);

    диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);

    информационно-коммуникационные технологии (использование Интернет-ресурсов; мультимедийные приложения (презентация к уроку); работа с текстом и другими источниками).

    Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем учеников и учителя. На уроке была создана атмосфера непринуждённости.

Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Опережающее домашнее задание к уроку.

    Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

    Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

    Повторить средства художественной выразительности.

К уроку класс поделился на группы, каждая группа заранее п олучила вопросы для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением и комментарием учителя.

Оборудование: мультимедийная презентация с музыкальным файлом « Лунной сонаты» Бетховена» , фрагментом празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник», видеолекция «Духовная музыка в творчестве композиторов» учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура 5-6 классы» авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «Духовная музыка в творчестве композиторов» (Церковная музыка П.И.Чайковского), текст рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина.

Планируемые результаты

Предметные результаты

    выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    умение анализировать литературное произведение;

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

    владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;

    понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств.

    Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания

Личностные результаты

    воспитание духовно-нравственных качеств (интерес к творчеству писателя, и т.д.)

    уважительное отношение к русской литературе, религии, культуре и живописи.

Метапредметные результаты

    умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

    умение самостоятельно организовать свою деятельность;

    умение определять сферу своих интересов.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к восприятию материала. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами закрываем последнюю страницу лучшей книги, по мнению самого автора, сборник «Темные аллеи», который был создан И.А.Буниным в 1937 – 1945 годах в Грассе (Франция). «Все 38 рассказов этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

3.Рефлексия (1 этап). Первичное усвоение знаний.

Дома в ы самостоятельно познакомились с рассказом И.А.Бунина «Чистый понедельник», который многие по праву называют «маленьким шедевром большого писателя».

Задание: 3-4 прилагательными(причастиями) охарактеризуйте первичные впечатления, которые на вас произвел рассказ. (Вернемся в конце урока, на втором этапе рефлексии).

4.Целеполагание: попробуйте сформулировать тему и цели урока. (Примерные ответы: тема урока Смысл названия рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник», цель урока: проанализировать рассказ)

Можем ли сейчас ответить на вопросы: Почему рассказ называется «Чистый понедельник?» В чем проявилось мастерство писателя? (Ответ: нет, не можем.)

Попытаемся раскрыть "тайны Бунина- стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».Обращение к эпиграфу урока. Запишите тему урока Д уховные искания героев рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Как понимаете выражение «духовные искания»? (Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни)

С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?(С главной героиней).

5 .Актуализация знаний. Анализ рассказа.

Реализация домашнего задания(задания для групп).

Учитель: Рассказ «Чистый понедельник» создавался в эмиграции, в тяжелые годы Второй мировой войны, был окончен 12 мая 1944 года. В очень короткой экспозиции мы узнаем о том, что действие происходит в Москве, зимой в 1912-1914г... Повествование ведется от имени героя. Бунин использовал прием ретроспекции - взгляд из настоящего в прошлое. Завязкой сюжета является знакомство молодых людей и на лекции в литературно – художественном кружке.

5.1.

1 группа «Корреспонденты». Респонденты (одноклассники) должны были 2-3 словами ответить на вопрос: О чём рассказ «Чистый понедельник»?

Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов): «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.

Учитель: Действительно, в центре внимания любовный конфликт, кульминация – разрыв отношений, развязка – уход героини в монастырь. Почему герои не могли быть вместе? В чём их трагедия? А есть ли трагедия, если Бунин утверждает:

« Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»?

Попробуем разобраться вместе. Повествование у Бунина ведётся от первого лица, у героев нет имён. Значит, для Бунина главное показать не героев, а что-то другое.

5.2.Аналитическая беседа.

Какие приметы московского быта начала 10-х годов 20 века вы нашли в тексте?
Жизнь у героев самая обычная для их круга: каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут в театр, или на концерт, либо на театральный капустник. Но главной героине рассказа такая жизнь не нравится. Тем не менее, она продолжает посещать капустники, концерты, театры. Часто и герой чувствует себя ненужным. Но он счастлив оттого, что сидит с ней, слышит её мелодичный голос. И завтра, и послезавтра будет всё то же счастье…
Но завтра и послезавтра счастья не бывает. Герой скоро поймёт это. «Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…»

Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье? («Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»)

6.Составление таблицы «Сравнительная характеристика героев»(в течение урока)

Обратите внимание на портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа? Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Я привозил ей коробки
шоколаду, новые книги – Гофмансталя,

Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.

Счастливый, влюбленный.

Странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь»

- Как увидел рассказчик свою возлюбленную? (Весь рассказ построен на антитезе, противопоставляются героиня и герой. В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность». Она раз и навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она зачем-то училась на курсах, сама точно не знала зачем (может, и мы в жизни также совершаем поступки, не зная зачем. Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех, а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате; душа ее тянулась ко всему русскому, но внешне она была похожа на русскую: «Москва, Астрахань, Персия, Индия», - думал о ней герой.

- Проанализируем описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и з ападных мотивов, портрет босого Толстого).

Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

(Звучит фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)

5.3.

3 группа «Литераторы». «Писатели, упоминаемые на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина.

Лекция A. Белого, пародийно описанная в рассказе.

B. Брюсов. «Огненный ангел». Исторический роман.

Л. Андреев. Рассказ «Гуго фон Гофмансталь».

Австрийский символист Артур Шницлер.

Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж.

7. Осознание и осмысление материала.

Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе? (Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты. Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей).

Д ля создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

(Колокольный звон)

Учитель: Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века. В рассказе речь идёт о религиозных праздниках.

    Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

    Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

(Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

Великий пост - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

5.4.

3 группа « Историки». Упоминания в рассказе древних храмов, монастырей, икон, имен исторических личностей, цитаты из древних рукописей и молитв. (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя. Цитаты из древних летописей. Молитва «Господи Владыко живота моего...», духовная музыка. Имена выдающихся исторических личностей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий, князь Святослав).

Учащиеся зачитывают: «Левее была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близк о, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него».

Какие слова говорят об отношении автора к храму?(Все свои помыслы и преставлении о высшей красоте любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощением царства Божия на земле).

Учащиеся зачитывают:« Я... часто хожу по утрам или вечерам... в кремлёвские соборы. Так вот... диаконы – да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие. В длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по крюкам». «Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё в церковных песнопениях.»

На Рогожском кладбище была похоронена благоверная княгиня Анна Кашинская. Народ приходил к гробу своей небесной покровительницы. Люди молились ей в бедах, болезнях и скорбиях, а молодые просили у нее совета перед вступлением в брак).

(отрывок видеолекции «Духовная музыка в творчестве композиторов» учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура 5-6 классы» авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «Духовная музыка в творчестве композиторов» (Церковная музыка П.И.Чайковского)

Учитель: В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика и свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина по Родине. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев "И. Бунин"). Всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, соотносятся с внутренним миром героини.

Именно этой меркой исторического прошлого измеряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев. Таков идейный замысел рассказа.

8. Аналитическая беседа.

Учитель:

Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?

В конце рассказа величественно-высоко “вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке” появляется великая княгиня Елизавета Федоровна. Поистине Великая, принявшая без благословения отца православие, мужественно стоявшая на коленях во время панихиды около останков своего супруга князя Сергея Александровича, зверски убитого террористами в 1905 году, отдавшая самую большую часть своего наследства на благотворительные цели. Великая княгиня выделила часть денег на приобретение усадьбы на Большой Ордынке и начала здесь строительство церкви и помещений обители, амбулатории, приюта. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия, в ней было всего шесть сестер (к 1910 году сестер было уже 17). В эту-то обитель и уходит героиня рассказа И.Бунина. Жизнь-отречение, отданная бедным и нуждающимся. Сразу вспоминается портрет босого Толстого в квартире героини, отказывавшегося от графского титула. И более понятным становится уход героини, нашедшей успокоение своей мятущейся душе в обители. Святые места в рассказе наполнены каким-то особым сиянием, здесь даже вечер светлый и тишина, чего так не хватает в обыденной современной жизни в тех местах, куда каждый день “таскает” ее герой.

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос: Почему рассказ называется «Чистый понедельник?»

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную. Центральные события рассказа приходятся на Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. В Прощёное воскресенье люди просят прощение и прощают обиды и несправедливости; для героини это не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти высшего смысла, высшей гармонии. В Чистый понедельник, первый день поста, человек начинает очищаться от скверны. Веселье масленицы сменяется самоуглублением и самосозерцанием. Само название рассказа вызывает в памяти категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. «Чистый понедельник – начало весеннего обновления мира. Заметим, что этот день стал переломным моментом и в жизни героя. Героиня открывает ему путь в иной мир. Пройдя через страдания, связанные с утратой любимой, герой начинает ощущать стремление к тому духовному миру, в который уходит она. Она уже давно в нём живёт, не случайно вспоминает героиня молитву: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия – не даждь ми…»

Праздность – это лень, ничего-не –делание, духовный вакуум, за которым – духовная смерть.

Любоначалие происходит от гордости, от тщеславия, от стремления к первенству во всём.

Празднословие – ненужные, лишние, фальшивые слова, ни к чему не обязывающие.

В рассказе нет этих ненужных, фальшивых, лишних слов. Автор продемонстрировал нам не только вершину своего филологического мастерства, но и позволил проникнуть в свой внутренний мир, свою философию. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом, потому что миру, наполненному сиюминутностью, мельканием лиц, меркантильности они предпочитают мир просветлённости, покоя и ясности. Мир, основанный на традициях православной культуры.

9.Закрепление учебного материала.

4 группа «Стилисты». Художественные средства, используемые Буниным в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны , эмоционально окрашенные слова, ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста и т. д.). Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Чем объясняет писатель особенности характера героини? (Пример ответа:

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность». Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна. В этом Он очень похож с автором, который говорил: «Женщины мне кажутся чем – то загадочным, чем более изучаю их, тем менее понимаю» .

5.6.(Выразительное чтение отрывка «Странная любовь» до слов … «и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»)

7. Самостоятельная работа. (На карточках выписан фрагмент описания внешности героини с пропущенными эпитетами). Попробуйте вставить на месте пропусков эпитеты и посмотрите, насколько вы как стилисты близки к стилю писателю .

(Она стояла… в чёрном ___ (бархатном) платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, ____ (праздничным) убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, сверканием ____ (алмазных) серёжек вдоль чуть припудренных щёк, ____ (угольным) бархатом глаз и ____ (бархатистым) пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные ____ (лоснящиеся) косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки.

Самопроверка(на слайде).

Анализ заключительного эпизода рассказа.

Вопрос: Возвращаясь к композиции рассказа, назовите кульминационную точку в развитии сюжета и взаимоотношение героев. (После единственной счастливой ночи героиня уходит в монастырь). Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту... Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие...»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

-Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году? ( Россия на пороге стра шных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война).

- Может быть это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России…

- Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.

Сравнительный анализ

Сравним 2 финала.

- Вспомним «Антоновские яблоки» и особенный, бунинский язык произведения: изображая осень, автор грустит об угасание дворянской эпохи, прощается с ней.

- Финал рассказа «Антоновские яблоки» - метафорически выраженное размышление об историческом пути России (текст песни, образ дороги, многоточие…)

- Через 44 года он размышляет о духовном пути России и создает свой «Чистый понедельник»,

- Историко-философский план произведения соотносится с размышлениями героини о России. «Чистый понедельник» Бунина – рассказ не только о любви, но и о России.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека".

Рефлексия (2-ой этап). Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.

Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?

О чем побудил вас задуматься этот урок?

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И.А. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного. П ослушайте, как о любви сказал И.А. Бунин- поэт (стихотворение читает подготовленный ученик)

Печаль ресниц, сияющих и чёрных,

Алмазы слёз, обильных, непокорных,

И вновь огонь небесных глаз,

Счастливых, радостных, смиренных…

Всё помню я… Но нет уж в мире нас

Когда-то юных и блаженных.

Откуда же являешься ты мне,

Зачем же воскрешаешь ты во сне,

Несрочной прелестью сияя,

Так дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая, земная,

Что бог нам дал и тотчас вновь расторг.

10.Обобщение и систематизация материала.

Учащиеся под руководством учителя подводят выводы:

    Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.

    Бунин раскрывает «неизбывную трагедию человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».

    Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.

    Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.

Заключительное слово учителя

Бунин в одну из бессонных ночей воскликнул: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Мне сегодня хочется перефразировать Ивана Алексеевича и сказать:«Благодарю Бога, что он дал мне возможность прочитать «Чистый понедельник».

Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа «Как бы я продолжил(а) рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина.