Горе от ума слепая любовь. Горе от любви и горе от ума (по комедии А

Горе от любви и горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи осво­бодительного движения своего времени и размышлял над вопро­сами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в по­беду восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» по­ставлены самые жгучие вопросы того времени: положен ие русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и обра­зования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов - консервативного поместного и чинов­ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции - прогрессивные и реакцион­ные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрам­ляет любовную линию.

Основной смысл пьесы - в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативны­ми. В заглавии пьесы - «Горе от ума» - отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умо­зрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» - отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». На­род - за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит на­родное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».

Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе каса­ются все действующие лица. Высокая философская нота - у Чац­кого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговари­ваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фаму­сова - «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противо­поставить другие ценности: Фамусов - устои крепостниче­ского дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину.

На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вы­зов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает по­нимать странную абстрактность законов «чистого разума», кото­рая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его оди­ноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий - в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?

Чацкий переживает социально-политическую трагедию и лич­ную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безог­лядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского бар­ства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изме­нилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых пра­вилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок - объявила Чацкого сумас­шедшим.

Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин - человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уве­ренный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.

Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враж­дебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раз­дражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разга­дать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», - писал И. А. Гончаров.

В своей пьесе «Горе от ума» поэт заглянул далеко за горизон­ты своей эпохи. Эта пьеса - больше, чем превосходная «картина нравов». Раскрывая внутренний облик персонажей, Грибоедов со­средоточил в основном внимание не на чувствах, переживаниях, а на общественных взглядах героев, на их идеях. Русская реали­стическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни, к тенденции показа социальных типов в их определяю­щих условиях, и даже сейчас, благодаря высокому художествен­ному мастерству Грибоедова, комедия не теряет своей острой злободневности,

Горе от любви и горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи осво­бодительного движения своего времени и размышлял над вопро­сами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в по­беду восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» по­ставлены самые жгучие вопросы того времени: положен ие русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и обра­зования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов - консервативного поместного и чинов­ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции - прогрессивные и реакцион­ные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрам­ляет любовную линию.

Основной смысл пьесы - в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативны­ми. В заглавии пьесы - «Горе от ума» - отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умо­зрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» - отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». На­род - за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит на­родное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».

Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе каса­ются все действующие лица. Высокая философская нота - у Чац­кого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговари­ваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фаму­сова - «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противо­поставить другие ценности: Фамусов - устои крепостниче­ского дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину.

На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вы­зов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает по­нимать странную абстрактность законов «чистого разума», кото­рая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его оди­ноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий - в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?

Чацкий переживает социально-политическую трагедию и лич­ную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безог­лядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского бар­ства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изме­нилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых пра­вилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок - объявила Чацкого сумас­шедшим.

Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин - человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уве­ренный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.

Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враж­дебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раз­дражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разга­дать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», - писал И. А. Гончаров.

Содержимое:

Комедия А. С. ГрибоедовА является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии — крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. Так же как и в реальной жизни, в комедии «Горе от ума» личное и общественное слиты вместе.
Чацкий воспитывается вместе с Софьей с детства. Его любовь к ней несомненна: после трехлетнего путешествия за границей, Чацкий мчится к Софье, даже не заехав к себе домой. Их связывают не только общие чувства, но и родство душ. Софья — умная девушка, она, также как и Чацкий, страстная натура. Но за время отсутствия главного героя многое изменилось. Чацкого встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны возлюбленной.
Что же произошло с Софьей7 За годы отсутствия Чацкого она нашла ему неравноценную замену — услужливого секретаря Фамусова Молчалина. Выбор Софьи, вероятно, был обусловлен особенностями ее образования. Свои жизненные правила и убеждения она черпает их французских любовных романов, как и большинство девушек того времени и класса. По этой причине возлюбленным Софьи становится Молчалин, он удобен в качестве «мужа-мальчика, мужа-слуги».
И вот у Чацкого и Софьи после разлуки состоялось свидание. Чацкий открыт в своих чувствах, он далек от сарказма. Но Софья...
с ним холодна и равнодушна. Не зная о ее чувствах к Молчалину, Чацкий говорит о нем с насмешливо-беззлобной издевкой умного наблюдателя.
И получает от Софьи ответ с таким смыслом, что он не человек, а змея. Чацкий не понимает, почему Софья отдаляется от него. Ведь он видел в ней свою единомышленницу. Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание. Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания.
В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями».
Получается, что горе героя и от того, и от другого: любовь не смогла затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества. Судьба страдания его народа — основной источник гражданского пафоса Чацкого. Этому пониманию жизни, долго, счастья пытался научить читателя А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума».

Горе от ума, или Горе от любви в комедии Грибоедова

Предмет, возраст

Литература, 9 класс

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

Проблема, исследуемая в проекте, в истинности любви в конфликте разума и чувства главной героини комедии Софьи. В процессе работы над проектом обучающиеся анализируют произведение, проводят исследования и систематизируют полученные выводы для ответов на учебные и проблемные вопросы, с целью выхода на основополагающий вопрос: "Бездумная любовь - это болезнь?". В результате работы над проектом у обучающихся формируется способность к осмыслению и формулированию таких нравственных категорий, как любовь, дружба, счастье и многих др.

Структура проекта

План реализации проекта

Первый урок:

1. Знакомство с методом проектов

2. Просмотр стартовой презентации

3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами

4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время

Работа над проектом на втором уроке:

1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами

2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований

3. Обсуждение и предложение критериев оценивания результатов

4. Формирующее оценивание учителем

На третьем уроке:

1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам

2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта

3. Обсуждение и поиск ответов на основополагающий вопрос

4. Интерактивная игра kahoot

5. Итоговое оценивание учителем

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Бездумная любовь - это болезнь?

Проблемные вопросы:

Может ли любовь существовать бездумно? Любовь без разума - это любовь?

Учебные вопросы:

Почему Софья полюбила Молчалина, а не Чацкого?

Можно ли чувства Софьи назвать настоящей любовью?

Является ли разумный подход к любви основополагающей чертой для счастья между возлюбленными?

Почему Молчалин становится избранником Софьи?

Возможна ли любовь отдельно от разума?

Можно ли назвать чувства Чацкого к Софье любовью?

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает немало вопросов об отношении людей в обществе.

Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви.

Горе от ума он испытывает по той причине, что слишком умен для окружающих. Он получил прекрасное образование, три года путешествовал по Европе. Причем в Европу он отправился ни от скуки, ни для отдыха, а чтобы посмотреть, как там живут люди, получить новый опыт и новые знания. До поездки в Европу Чацкий тоже не страдал от безделья. Он выучился, успел послужить в армии, поработать на государственной службе. Но там он не прижился, как говорят окружающие, из-за характера. Дело в том, что он не привык прислуживаться, подлизываться. Он прямолинеен, говорит то, что думает, высмеивает глупцов и лентяев. Именно его неумение выслуживаться перед начальством и раздражает старшее поколение. Его умение подчеркнуть и высмеять недостатки окружающих лишает его расположения Софьи. Она говорит о том, что Чацкий умен, остроумен, но будет всех высмеивать и ему это в радость. Единственным достоинством Чацкого для окружающих является его дворянский титул и имущество.

Еще одна причина неприятия Чацкого в обществе, он не хочет посвящать свою жизнь военной или чиновничьей службе. Он хочет посвятить себя науке или искусству, что выходило за рамки списка достойных занятий для дворянина того времени.

Именно острый ум, более высокий интеллект и принесли Чацкому горе от ума.

Горе от любви он тоже испытал сполна. С детства он рос вместе с Софьей и успел искренне полюбить ее. После трехлетней поездки он первым делом спешит в дом к Фамусовым, чтобы повидать Софью. Но Софья встретила его очень холодно. У Фамусова его приезд тоже вызывает раздражение. Софья опасается, что Чацкий будет высмеивать ее жениха Молчалина. Фамусов опасается, что Чацкий нагрубит кому-то из высоких гостей, так как не умеет подлизываться, заискивать. В итоге с подачи Софьи по дому расползается слух о том, что Чацкий сошел с ума. Гости охотно передают друг другу весть о сумасшествии Чацкого, приписывая все новые подробности. В итоге они его боятся. До последнего момента Чацкий не мог понять, в чем причина отчужденности, почему гости стараются избегать общения с ним. В конце он узнает о нелепом слухе, о том, что этот слух придумала и распространила его невеста. Неизвестно, как сложилась дальше жизнь Чацкого, но в Москве он стал чужим, его опозорили на весь свет. Для него больше нет спокойной жизни в Москве, поэтому он спешит покинуть столицу.

Таким образом, на примере Чацкого Грибоедов показал то, как тяжела жизнь умного, честного, искреннего в чувствах человека в фамусовской Москве. Такой человек переживает в обществе старого образца лишь горе от ума и сердца.