Как исправить речевые дефекты у детей и взрослых в домашних условиях? Дети с дефектом речи. Виды нарушений речи у детей

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

Изучите возможные причины возникновения дефектов речи и узнайте, если сможете, какова причина вашего нарушения. Поработайте со специалистом по исправлению речевых дефектов (логопед/дефектолог) или профессиональным врачом при необходимости.

  • Возможные физические причины:
    • Волчья пасть была основной причиной дефектов речи до тех пор, пока не стала доступна хирургическая операция по ее устранению людям, страдающим этой патологией.
    • Аномалия прикуса – это когда зубы не могут нормально смыкаться при кусании. Неправильный прикус обычно корректируется ортодонтическими скобами, в некоторых случаях необходима операция.
    • Неврологические расстройства, вызванные авариями или опухолями мозга могут стать причиной нарушения речи, называемым диспросодией (синдром псевдо-иностранного акцента).
  • Ограниченные возможности обучения:
    • Дислексия и умственная отсталость может помешать человеку научиться правильно говорить.
    • Дети с ограниченными возможностями обучения часто страдают нарушениями речи, хотя они могут проходить логопедическое лечение.
  • Может, это вызвано эмоциональными проблемами?:
    • У людей, переживших травмы, часто развиваются проблемы с речью, такие как заикание и запинание. Смерть в семье, катастрофа или преступление часто влияют на способность человека говорить четко и ясно.

Узнайте, является ли ваш дефект речи постоянным. Некоторые расстройства речи являются постоянными, особенно, когда они вызваны неврологическими болезнями. С другой стороны, дефект речи может быть результатом того, что человека не учили, как ясно говорить и эффективно общаться. Если вы или ваш ребенок с детства не обучаются практике правильной речи в школе или дома, это впоследствии может привести к дефектам речи.

Начните работу по улучшению речи, как только узнаете причины вашего речевого расстройства.

Обратитесь за оценкой и советом к вашему логопеду/дефектологу. Учитесь говорить правильно. Нет никакой легкой альтернативы обучению, когда дело касается правильного и эффективного использования языка. Практика совершенствует и это справедливо для развития речи. Используйте любую возможность, чтобы говорить, практиковаться и отшлифовывать правильное произношение и дикцию.

Говорите на публике. Чем больше шансов у вас говорить публично, тем больше шансов практиковаться. "Публично" это не обязательно большая аудитория, особенно если это раздражает вас. Вместо этого практикуйте разговор с другом или близким, которому доверяете, и кто может терпеливо выслушивать. Затем переходите к разговору с другими.

Попробуйте позаниматься по разговорникам или аудио урокам. Уделите 2-3 часа в день практике правильного произношения слов. Возьмите на заметку слова и предложения, которые вы находите сложными и заковыристыми для произношения.

Запишите свои практические занятия на ручной диктофон или через микрофон, соединенный с стереосистемой или магнитофоном. Практические занятия по правильному произношению и дикции кажутся тяжелой работой, но все, что вы им посвятите, обязательно окупится.

Читайте вслух. Выберите какие-нибудь вдохновляющие речи из школьного учебника по русскому языку (или любой другой понравившийся вам текст), и читайте их громко вслух. Заодно вы можете развить свои ораторские навыки. Таким способом вы можете сосредоточиться на звуках и не размышлять над словами.

Не торопитесь. Медленная речь может не одобряться некоторыми людьми, потому что это звучит как "говорят тупые", но медленная и вдумчивая речь является очень эффективным и убедительным способом общения. Вы не должны говорить слишком медленно; следует говорить в темпе, удобном вам и вашей аудитории. Ровный темп звучит лучше, чем речь в быстром темпе, особенно если вы хотите донести смысл вашего сообщения до аудитории.

Говорите то, что вы думаете. Другая причина, по которой у некоторых людей встречаются нарушения речи – это то, что они не используют возможность высказываться или выражать себя публично. Чем больше вы молчите и замыкаетесь в себе, тем вероятнее развитие у вас нарушений речи как заикание, логоневроз или спутанная речь.

  • Поставьте скобы. Если у вас неровные зубы, вы можете испытывать трудности при произношении некоторых слов из-за шепелявости. Неправильный прикус в большинстве случаев исправляется скобами. Они вытягивают, толкают и изменяют направление роста каждого зуба и корректируют прикус. Дети и подростки не любят носить скобы, потому что их часто дразнят и обзывают "железным ртом" или "лицом с рельсами". Дело в том, что скобы до сих пор остаются лучшим способом исправить шепелявость, вызванную неровными зубами. Проблема со скобами в том, что они часто вызывают дефект речи, особенно когда ежемесячно регулируют пружинки, резинки и проволоки в комплекте скоб.

    • Каждый раз после регулировки скоб (или даже протезов) стоматологом, придется учиться хорошо говорить и есть. Это может быть довольно болезненно в первое время, но не перестарайтесь, так как есть вероятность повредить полость рта.
    • Большинство скоб используются в ортодонтических целях, хотя иногда их применяют и как украшение. Брекеты стоят довольно дорого и возможно вам понадобится взять ссуду или обналичить страховку, чтобы оплатить их.
  • Держите правильную осанку. Если вы сгибаете спину и наклоняете вперед свои плечи, вы не даете воздуху оказать достаточное давление на диафрагму или пройти через гортань (голосовой аппарат). Лучшие народные спикеры и ораторы всегда говорят в надлежащей позе:

    • Живот втянут
    • Грудь вперед
    • Плечи расслаблены
    • Спина прямая
    • Устойчивое положение ног.
  • О дефекте речи у детей

    Дефекты речи у детей наиболее часто наблюдаются в возрасте до 5-6 лет. Это именно тот период, когда ребенок пытается выразить словами свои мысли. Часто дефекты речи проходят самостоятельно к 6 годам . Однако порой неправильная речь ребенка требует помощи специалиста, и очень важно, чтобы родители во время обратились за такой помощью. Несвоевременная корректировка речи малыша может стать причиной наличия дефектов речи и в подростковом возрасте, а также и во взрослой жизни.

    Среди дефектов речи у детей выделяют следующие:

    1. Дислалия — нарушение в произношении слов, т.е. наличие фонетических дефектов, при этом у ребенка хороший слух и словарный запас;
    2. Дизартрия — неправильное произношение слов из-за незрелости работы нервной системы;
    3. Дисфония — патологические изменения голосового аппарата приводят к неправильной фонации;
    4. Ринолалия — изменение тембра голоса, вызванное наличием дефектов в речевом аппарате;
    5. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками;
    6. Мутизм — остановка речевого развития малыша. Мутизм характеризуется либо полным прекращением общения ребенка, либо его молчанием в протест на какие-то определенные обстоятельства, поступки, людей;
    7. Афазия — из-за наличия локализованного поражения головного мозга у дитя наблюдается полная или частичная утрата речи.

    Существуют и другие дефекты речи у малышей . Даже если Вам и удалось самостоятельно определить, какой именно дефект речи у дитя, не стоит заниматься исключительно самолечением. Исправление дефектов речи, корректировка речи будет качественной и эффективной, если этим займется профессионал. При наличии дефектов речи у ребенка, следует вместе с ним записаться на консультацию к врачу-логопеду.

    Причины дефекта речи у детей

    Причины дефектов речи у детей совершенно разнообразны. Так, немаловажной причиной является неправильная речь родителей при общении с ребенком. Излишнее сюсюканье, неправильное произношение слов взрослыми при обращении к малышу приводит к тому, что ребенок копирует такое произношение. Родители являются примером для подражания для малыша еще с малых лет. То, как Вы говорите, какие фразы и слова употребляете, а также настолько четкое у вас звукопроизношение — от этого и зависит правильность речи ребенка. Не забывайте об этом, иначе причиной выявленных дефектов речи у дитя можете оказаться и Вы сами.

    К другим причинам возникновения дефектов речи у ребенка относятся:

    • Врожденные патологии со стороны речевого аппарата;
    • Переживание ребенком стрессовых ситуаций, частые эмоциональные перенапряжения и психические травмы;
    • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания, поражающие речевой аппарат;
    • Невнимательность родителей к малышу. Когда родители прерывают рассказ ребенка, недослушивают его мысли до конца, не следят за правильностью речи и звукопроизношением малыша, они провоцируют то, что ребенок старается говорить бегло, не обращая внимания на правильность произношения слов. Это и приводит к появлению дефектов в речи.

    Исправление дефекта речи у детей

    Исправление дефекта речи у детей осуществляется на высшем уровне в нашем детском лечебно-диагностическом центре «Колыбель Здоровья». В нашей клинике работают лучшие логопеды-дефектологи, которые быстро, качественно и эффективно проведут корректировку речи малыша.

    Логопед-дефектолог — это врач, занимающийся коррекцией речи малыша . Логопед-дефектолог занимается созданием всесторонней оценки речи у ребенка. Такой специалист владеет методикой коррекции устной и письменной речи, а кроме того располагает знаниями по неврологии, аномалии органов слуха и речи, психопатологии. Все это в комплексе позволяет быстро диагностировать проблему или дефект речи дитя, а также с легкостью устранить ее курсом индивидуального лечения. Специалисты, работающие в клинике «Колыбель Здоровья» находят персональный подход к каждому ребенку.

    Между врачом и ребенком создается дружеский контакт, что способствует более быстрому и легкому устранению дефекта речи.

    В лечении имеющихся дефектов речи у детей большое значение имеет устранение причины, которая повлияла на появление данных нарушений. Следует создать спокойную, благотворную обстановку вокруг ребенка, отгородить его от стрессов и эмоциональных переживаний, а окружить любовью родителей и спокойствием в семье. Также важным является и поддержка со стороны родителей. Не давите на ребенка, если он делает какие-либо ошибки, а помогайте ему и верьте в его успехи! Такой подход со стороны родителей поможет малышу еще быстрее справиться с дефектами речи.

    Поддержка родителей, а также квалифицированная и профессиональная помощь логопеда-дефектолога детского лечебно-диагностического центра «Колыбель Здоровья» помогут ребенку избавиться от любых дефектов речи. Помощь опытных врачей нашей клиники приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

    Логопеды-дефектологи нашего центра

    Логопед-дефектолог.

    Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

    Дефекты речи представляют собой ошибочное, искажённое произнесение звуков из-за патологии артикуляционного аппарата. Неправильное произношение у взрослых – это последствия сильных стрессов, травм, операций. У ребёнка образование речевой патологии происходит вследствие генетических факторов и неврологических расстройств.

    Есть много видов речевых нарушений. Чаще всего встречаются шепелявость и картавость. В детском возрасте подобные недостатки речи легко устранимы на занятиях с логопедом. Рекомендуется самостоятельно выполнять упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата и улучшающие произношение определённых звуков. Отличного результата можно добиться, проговаривая скороговорки.

    Дислалия

    Это дефект речи имеют люди с нормальным слухом и ненарушенной связью нервной системы с артикуляционным аппаратом. Симптомами являются искажение звуков, их замена, смешивание или отсутствие. Отличным средством коррекции патологии являются скороговорки.

    Дизартрия

    Образование дизартрии обусловлено поражением нервной системы и патологии связи между ней и артикуляционным аппаратом. Подвижность языка, губ, мягкого нёба невелика. По такой причине возникают дефекты произношения. Дизартрия у ребёнка приводит к затруднениям при письме, чтении и к общему недоразвитию речи. Взрослые люди, страдающие дизартрией, отлично понимают услышанную речь, чтение и письмо не изменяются.

    Дизартрия не самостоятельное заболевание, она лишь служит симптомом нейроинфекций, нарушения мозгового кровообращения, опухолей нервной системы, травм. У детей это один из признаков, сопровождающих ДЦП. Диагноз ставится невропатологом и логопедом.

    Ринолалия

    Представляет собой гнусавость при произнесении звуков. Образование ринолалии является следствием нарушения речевой функции носа.

    Заикание

    Удлинение, частое повторение слов, слогов или звуков, прерывающие речь паузы, нарушение ритма, ударений и интонации – основные признаки заикания. Подобные симптомы обусловлены судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Формирование заикания происходит у ребёнка в возрасте от двух до пяти лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков образование заикания встречается в три раза чаще, чем у девочек.

    Появление заикания обусловлено несколькими причинами:

    • Сильное эмоциональное потрясение в возрасте 2–6 лет (испуг).
    • Контузия у взрослых. С течением времени после лечения дефект может исчезнуть.
    • Слишком раннее и активное накопление словарного запаса. Например, при одновременном изучении ребёнком двух и больше языков ухудшается способность к адаптации ЦНС.
    • Задержка в развитии речи, недостаточное количество познаний об окружающем мире, бедный словарный запас, алалия, скрыто протекающие дизартрия, ринолалия, дислалия.
    • Институт семьи, где воспитанию ребёнка уделяется недостаточно внимания или воспитание носит патологический характер.
    • Заикающийся родитель: ребёнок демонстрирует специальное копирование его речи.
    • Иногда появляется после перенесённых инфекционных болезней.
    • Сопровождает недуги ЦНС (детский церебральный паралич).

    Алалия

    Образование патологии происходит при повреждении областей мозга, отвечающих за речь: при родах или при травмах в доречевой период развития. Нарушения слуха или умственного развития отсутствуют.

    Неправильное произношение у детей

    Картавость и шепелявость – естественные дефекты речи у детей, наблюдаемые с младенческого возраста. Их закрепление в речи ребёнка и продолжительность сохранения зависят от нескольких причин:

    • Невольное поощрение родителями неправильного произнесения звуков.
    • Патологии произношения у окружающих ребёнка близких людей, которые он копирует.
    • Эмоциональное потрясение.

    Самой распространённой патологией является дислалия когда имеет место неправильное произнесение свистящих и шипящих. Считается нормой, если ребёнок не выговаривает определённые звуки до 3–4 лет. Посещение логопеда необходимо, если проблема сохраняется и в пятилетнем возрасте.

    Важно выявить проблему на раннем этапе формирования речи у ребёнка. Какой именно речевой дефект есть у малыша, точно определит логопед-дефектолог. Он же подберёт индивидуальную программу устранения недостатков.

    Источником появления речевой аномалии могут быть врождённые патологии артикуляционного аппарата (неправильный прикус, «заячья губа», глухота, недуги мышц, патологии строения челюстей). Иногда нарушения произношения следствие болезней нервной системы, носа или голосовых связок.

    Шепелявость у детей 3–5 лет вполне нормальное явление, так как правильное дыхание, прикус и артикуляционный аппарат сформирован не полностью. Улучшить произношение шипящих помогут скороговорки:

    • Кукушка кукушонку купила капюшон.
    • У нас в печурочке серебряные чурочки.

    Речевые патологии у взрослых

    Дефекты речи у взрослых в большинстве случаев являются следствием болезни. Например, гнусавость (ринолалия) обуславливается полипами в носу или искривлением носовой перегородки. Невнятность произношения проявляется при сильном волнении, её легко исправить с помощью дыхательных упражнений, репетиций выступления, посещая курс ораторского мастерства.

    Вследствие недостаточной подвижности языка, аномального прикуса, травм ротовой полости, снижения слуха, наследственности или стресса возникает неправильное произнесение звука «ш».

    Существуют эффективные методы, как избавиться от шепелявости взрослому:

    • Посещение логопеда. Специалист поможет научиться правильному произнесению, подберёт фразы, звуки, скороговорки для закрепления результата.
    • Лечение заболеваний носа, восстановление проходимости носовых ходов и пазух.
    • Уменьшение напряжения мышц артикуляционного аппарата с помощью специальных препаратов (назначает невропатолог).
    • Визит к стоматологу – ещё один из способов как перестать шепелявить.

    Дефектолог и логопед

    Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование, профиль которого подразумевает работу с физическими и психическими отклонениями у детей. Дефектолог занимается с детьми, страдающими недугами центральной нервной системы или имеющими нарушения слуха. Специальное дефектологическое образование включает основы психологии, педагогики (сурдопедагогика и олигофренопедагогика), психиатрии, неврологии.

    Логопед занимается с детьми, развитие которых протекает нормально без отклонений в умственном развитии и функционировании ЦНС. Программа работы и профиль логопеда нацелены на постановку правильного произношения звуков, слогов, слов.

    Чем отличается логопед от дефектолога:

    • Логопед работает с малышами от трёх лет, дефектолог – в возрасте от одного года.
    • Логопед исправляет речь, дефектолог – корректирует отставание развития и помогает познавать окружающий мир.
    • Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование и широкий профиль. Логопед имеет узкоспециализированный профиль.

    Специальное дефектологическое образование можно получить, окончив Институт дефектологии и медицинской психологии в Москве. Институт также проводит курсы повышения квалификации.

    Речевая культура в профессии дефектолога имеет немаловажное значение, так как разработанный курс обучения и коррекции детей должен быть высокоэффективным. Для этого нужно обратиться к разным понятиям: речевая культура, оптимизация взаимодействия, культура общения, культура поведения, культура взаимодействия. Налаживание контакта с малышами требует навыка хорошего слушателя и умения говорить. Профиль специалиста требует правильного, последовательного и логичного изложения мыслей, умения вызвать у ребёнка симпатию к себе, для того чтобы влиять на него.

    Лечение заикания

    Основы лечения заикания составляет приведение в норму речевой функции. Курс лечения базируется на трёх элементах:

    • Терапевтический.
    • Педагогический.
    • Реабилитационный.

    Два последних компонента зависят от чувствительности человека к коррекции. Разработано много методов лечения, но ни один не даёт абсолютной гарантии избавления. Это объясняет, почему исправить заикание непросто. Исправление патологии без помощи квалифицированных специалистов и методик, разработанных профессионалами невозможно.

    У каждого заикающегося имеются собственные «проблемные» сочетания звуков, которые трудно произнести. Помочь в борьбе с патологией способны правильно подобранные скороговорки.

    Курс исправления заикания «Демосфен»

    Курс «Демосфен» разработан для людей, желающих избавиться от заикания самостоятельно. Такой курс рассчитан на 14 дней и включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, овладение аутогипнозом, приёмами релаксации. Программа «Демосфен» содержит речевые образцы, помогающие научиться говорить правильно.

    Курс самостоятельного лечения заикания «Демосфен» поможет исправить речь взрослому, ребёнку или подростку. Для этого достаточно:

    • Скачать программу «Демосфен» и прочитать её.
    • Заслушать записи речевых упражнений.
    • Заниматься по графику курса.

    Курс «Демосфен» состоит из пяти этапов аудиогипноза, в которых используются методы нейролингвистического программирования. После двух лет благополучной работы курс был обновлён и получил название «Демосфен 2». В него вошли новые упражнения, изменилось расписание занятий.

    Несовершенства речи в детском возрасте исправить нетрудно. Взрослому для устранения недостатков потребуется гораздо больше усилий. Корректировать речь помогают логопеды и дефектологи. Специально разработанная и усовершенствованная программа «Демосфен 2» поможет избавиться от заикания за две недели.

    С , З , СЬ , ЗЬ , Ц

    Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.


    Дефекты свистящих зв уков имеют такие разновидности:

    1. Шепелявость . Когда кончик языка нахо
    ди тся между зубами. Для исп ра влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н иж ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с бл изить. Следите, чтобы гласные после С , З , Ц не произносились скв оз ь зубы. Также, для исправления ше пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко нч ик языка. Задвиньте язык за ни жн ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр ох ода воздуха.

    2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С , З , Ц произ но сятся при подтягивании ни ж ней губы к верхним зубам. Для исправления на до оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н иж ние зубы и произносить звук в этом положении.

    3. Сигматизм призубной - звуки
    С , З , Ц пр ои зносятся тупо, без характерного с ви ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и ве рхними зубами, спинка не обр аз ует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправл ен ия этого дефекта надо, при пом о щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу сти ть кончик языка за нижние пер ед ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же л обку, производя характерный свист.

    4. Сигматизм шипящий - когда ко нчи к языка либо оттянут от нижних зубов, а с пин ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под н ят к альвеолам и поэтому вме ст о свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой де фе кт надо не напрягать язык и оття ну ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С , З , Ц , при эт о м прижимайте кончик язы ка к нижним зубам. Также для исправления упо мя нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С , З , Ц и пословицами, поговорками .

    Дефекты речи при произнесении Ш , Ж , Ч , Щ

    При произ не сении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. З уб ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при по днят за альвеолами верхних перед ни х зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Б ок овые края языка прижимаются к верхним зубам. И но гда у дикторов наблюдаются отклонения от но рм альной установки артик. аппарата. Это случа е тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н аз ад. В некоторых же сл у чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в пе ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г уб ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз ык хоть и поднят, но прижимается или к альве ол ам, или к твердому нёбу, чего быть не д ол жно.

    Для испра в ления дефекта при произнесении Ш , Ж надо постараться доб иться абсолютно правильной установки этих зв уко в и тренироваться на скороговорках и посл ов ицах для звуков Ш , Ж . Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З . Н ад о выдвинуть губы вперед, кончик языка по дн ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр ед лагается положение нормальной установки Ш и Ж . Но при этом произносить СА , ЗА . В результате получатся пра ви льные звуки.

    Звук Ч – сложный, . Он обра
    з уется путем слитного произношения с мя гченных ТЬ и ШЬ . При пр оиз несении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, че м при Ш . Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи мае тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не ср азу удается добиться правильного звучания Ч , предлаг ае тся, прижимая кончик языка к началу т вё рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ и тся правильный Ч . Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч .