Как переводится годзилла с японского. Иностранная пресса о россии и не только

Годзилла - это огромный монстр-мутант, главный герой комиксов, мультфильмов, компьютерных игр и кинофильмов. Этот вымышленный персонаж появился в японской масс-культуре. Считается, что взрыв водородной бомбы заставил мутировать доисторического ящера. Рост Годзиллы по разным данным составляет от 50 до 160 метров.

Впервые монстр появился на телеэкранах в 1954 году, с тех пор о нем была снята целая серия фильмов. На Годзиллу обратили внимание даже голливудские продюсеры, выпустив зрелищные блокбастеры о конкуренте своего монстра, Кинг Конга.

К 1998 году монстр появился в 29 фильмах, став настоящей легендой и одним из самых узнаваемых персонажей в истории кино. Японский сериал о нем получил даже собственную звезду на Аллее Славы в Голливуде.

Сегодня Годзилла воспринимается неотъемлемой частью современной японской масс-культуры. Но, по большому счету, об этом монстре нам известно немного. Пускай герой и фантастический, но его настоящий и изначальный облик искажен некоторыми мифами.

Годзилла - отрицательный персонаж. Когда люди слышат имя Годзиллы, то они представляют себе огромного монстра, разрушающего города и уничтожающего несчастных японцев. Образ кажется кукольным, относящимся к манерным фильмам 1970-х. Но в фильмах той эпохи Годзилла зачастую был хорошим персонажем. Началась положительная история мутанта в 1964 году в фильме "Гидора, трехголовый монстр". В нем Годзилла объединился с бабочкой Мотрой и птерозавром Роданом дабы противостоять трехголовому инопланетному монстру Гидоре. В паре лент Годзилла выступал в качестве защитника планеты Земля, противостоя морским чудовищам, чужеродным зверям и даже роботизированной версии самого себя. Мутант даже объединился с Ультраменом в сериале "Zone Fighter". И только в новой серии фильмов о Годзилле, начавшейся в 1984 году, он снова предстал разрушителем города и отрицательным персонажем.

Годзилла является мутировавшим Тираннозавром Рекс. Этот миф появился, благодаря американской версии фильма "Кинг Конг против Годзиллы". В нем есть сцена, в которой пожилой ученый утверждает, что Годзилла является помесью Тираннозавра Рекса и стегозавра. И хотя в ранних фильмах такое происхождение монстра все еще фигурировало, он никогда напрямую не был связан с таким видом динозавра. Снявший самый первый фильм в 1954 году Исиро Хонда и мастер спецэффектов Эдзи Цобарайа сформировали облик Годзиллы на основе черт сразу нескольких динозавров. А в фильме 1991 года "Годзилла против Кинга Гидоры" появилось предположение, что монстр на самом деле является новой разновидностью динозавра. Ее окрестили "годзиллазавр". Существо проживало на уединенном острове в Тихом океане, являясь японской версией лох-несского чудовища. Годзиллазавр позже мутировал из-за воздействия атомной бомбы, превратившись в огромного зеленого монстра.

Годзилла неуязвим. На самом деле Годзиллу можно считать всего лишь почти неуязвимым. У этого существа есть иммунитет к обычному человеческому оружию, благодаря специальному регенерирующему гену G1. Это позволяет Годзилле моментально заживлять свои раны. Тем не менее в фильмах монстр умирал, как минимум, четырежды. В оригинальном фильме он распадался на молекулярном уровне, благодаря оружию "Разрушитель кислорода". Этот инструмент придумал ученый Сэридзава. В фильме "Годзилла 1985" сердце монстра останавливается после попадания кадмиевой ракеты в горло. А перед этим он сумел выжить после ракетно-ядерного удара в верхних слоях атмосферы. В "Годзилле против Разрушителя" монстр перегревает свое тело и тает. А в фильме 2001 года "Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют" чудовище проглотило адмирала в небольшом подводном судне. Человек изнутри запустил ракету, которая взорвалась, разорвав плоть ящера. Из раны на спине Годзиллы вылилась тепловая энергия и он разорвал сам себя. И хотя монстр умер, на дне залива продолжило биться его сердце.

Годзилла был грубым и примитивным. В ранних фильмах Годзилла был изображен грубым брутальным существом, настоящим стихийным бедствием. Не было каких-то разумных мотивов его поведения. Но в 1964 году в "Гидоре, трехголовом монстре" Годзилла разговаривал с Мотрой и Роданом. Бабочка пыталась убедить двух других монстров объединиться и сообща сражаться с Гидорой. Первоначально Годзилла отказывается вступать в этот союз. Монстр вполне резонно заявляет, что люди всегда пытались причинить ему боль - почему же он должен помогать им? Правда, Годзилла забыл упомянуть, что люди все же имели повод сражаться против него, учитывая его разрушительную деятельность. После этого поведение монстра стало более человечным, что нашло отражение в поздних фильмах эпохи Сёва в 1960-1970-х. В разное время чудовище сотрудничало с другими монстрами, разрабатывая стратегии битв. В "Годзилле против морского монстра" существо даже испытало симпатию к женщине, а в "Годзилле против Монстра Зеро" оно даже станцевало. В фильме "Годзилла против Гайгана" (Годзилла на острове монстров) он беседовал с другим монстром, Агирусом. В фильме у рта монстров нарисовали пузырь с их словами. В более позднем периоде, Хэйсэй в 1980-1990-е, Годзилла изображается уже, как живое существо, следовательно, более хитрое. Он испытывает очевидные эмоциональные привязанности к своим потомкам, а уровень общения с людьми возрастает в разы.

Годзилла победил Кинг-Конга в японском варианте "Кинг Конг против Годзиллы". Этот миф льстит фанатам монстра, но большинство настоящих ценителей серии, как и имеющие доступ к "Википедии", знают, что это не так. Но на протяжении долгих лет люди считали, что Годзилла сильнее Кинг Конга. Кинопродюсер Джон Бек в своем варианте фильма для американской аудитории сделал много изменений. Фильм, по сути, полностью отличался от японского варианта. Однако концовка не претерпела изменений. И Кинг Конг, и Годзилла в схватке упали в море, но на поверхность вынырнула только огромная обезьяна. Миф о том, что Годзилла все же вышел победителем в японской версии фильма, создал журнал "Spacemen". Вскоре это утверждение начали распространять и другие издания, посвященные монстрам. В знаменитой игре-викторине Trivial pursuit в 1980-х правильным ответом значилась как раз победа Годзиллы в японской версии. И только в 1990-е с развитием Интернета миф был развеян. Теперь настоящие фанаты Годзиллы все же предпочитают рассказывать настоящую версию, чем культивировать столь приятное заблуждение.

Годзилла атаковал только Японию. В фильмах, как правило, монстр действительно обрушивался на Японию. Но пару раз он делал вылазки и в другие места. Так, в "Уничтожить всех монстров" 1968 года монстр обрушивается на Нью-Йорк, пересекая Тихий океан. А в "Годзилла против Разрушителя" монстр нападает на Гонконг. И не стоит забывать о знаменитом голливудском блокбастере 1998 года, когда Годзилла снова атаковал Нью-Йорк.

У Годзиллы есть биологический сын - Минилла. В мире кайдзю есть несколько ненавистных символов, одним из которых является Минилла или Минье. Это персонаж появляется в фильме "Сын Годзиллы". Продюсеры с помощью Миниллы в 1960-х попытались завоевать любовь детской аудитории, которая тогда сильно интересовалась серией фильмов про монстра. Минилла стал попыткой сделать милого и дружелюбного клона Годзиллы. Однако попытка оказалась ужасно пошлой и ошибочной. Минилла выглядит, как нелепый плод любви доброго привидения, Зефирного человечка, и инопланетянина. Сходство с Годзиллой весьма отдаленное. А самое интересное, что в четырех фильмах с Миниллой, "Сын Годзиллы", "Уничтожить всех монстров", "Месть Годзиллы" и "Годзилла: финальные войны" нигде явно не утверждается, что этот персонаж является биологическим потомком ящероподобного существа, главного героя серии. Такая версия допускается, но с учетом физических различий вариант этот небесспорный. Просто предполагается родство Миниллы и Годзиллы. Меньший зверь следует за крупным и похожим образом извергает дым. Но этого явно мало, чтобы утверждать о родстве героев.

Годзилла зеленого цвета. С момента первого открытия динозавров в XIX веке их часто изображали зеленого цвета. В конце концов они являлись гигантскими ящерами, а большинство знакомых европейцам и американцам ящериц были именно такого цвета. Такая идея настолько укоренилась в мыслях людей, что, когда американцы начали импортировать фильмы про Годзиллу в 1950-1960-х годах, монстра начали изображать зеленым. А когда про него студия Ханна-Барбера в конце 1970-х сняла фильм, то существо окрасили все в тот же зеленый цвет. Примерно в то же время вышел комикс от Marvel, где Годзилла был привычного для динозавров цвета. Однако, монстр никогда не изображался зеленым в любом из ранних фильмов. А в Японии вообще до 1999 года никто не изображал Годзиллу в таком цвете. Он всегда имел темно-серый окрас. Но в фильме "Годзилла: Миллениум" 1999 года монстр получил уже зеленую кожу. С таким изменением он перешел в новую эру. Теперь, кажется, вопрос цвета Годзиллы решен окончательно.

Годзилла дышит огнем. Этот вопрос может показаться семантическим, однако для японцев, переживших ядерные бомбардировки в ходе Второй Мировой войны, важны некоторые особенности ужасного монстра. Он не только мутировал из-за радиации, но и умеет испускать радиоактивную энергию. В первых фильмах это больше напоминало ядовитый пар или дым, но к середине 1960-х появился луч. Такое оружие Годзилла сохранил до сих пор. Обычно луч ярко-синий, за редкими исключениями, а спинные пластины монстра мерцают таким же светом. Интересно, что в американском производстве, все в тех же мультфильме Ханна-Барбера, комиксе Marvel, а также в маркетинговых плакатах для фильмов в местном дубляже, дыхание Годзиллы изображалось, как огненное, ярко-красное. Некоторые расценили такое изображение, как попытку дистанцироваться от связи монстра с американскими ядерными бомбардировками Японии. Однако более вероятно, что по мнению продюсеров американцам должен больше понравиться классический зеленый огнедышащий дракон, нежели темно-зеленое существо, стреляющее синими лучами.

Годзилла - существо женского пола. Этот миф появился потому, что у Годзиллы был сын. Но только женские рептилии могут откладывать яйца. Потомством Годзиллы называли Миниллу и Годзиллу-младшего. Но в фильмах монстра всегда называли мужчиной. Подтверждается пол и тем, что Годзиллу именуют Королем монстров, а не Королевой. Миф появился, благодаря американскому фильму 1998 года "Годзилла", где главный монстр, будучи бесполым, откладывал яйца. Тем не менее Годзилла официально считается обладателем мужского пола. Наличие яиц Годзиллы подразумевает, что были и женские особи такого вида в какой-то момент времени. Вполне вероятно, что они и существуют в этом вымышленном мире, но в фильмах о них не упоминалось. А в разных некинематографических сюжетах с участием Годзиллы (компьютерные игры, товары) есть упоминания и о самках Годзиллы, Bijra и Gojirin.

Годзилла был одного роста с Кинг Конгом. В фильме, в котором схватились два этих монстра, рост обезьяны составлял 45 метров. В версии эпохи Сёва Кинг Конг имел максимум 20 метров роста. А максимальный зафиксированный рост Годзиллы - 108 метров, минимальный же составляет около 50 метров.

Все фильмы про Годзиллу связаны преемственностью. Некоторые фанаты считают, что ленты последовательно повествуют одну историю. Однако это вовсе не так. Есть некоторые фильмы, имеющих явно свою собственную предысторию, другие же вообще обходятся без самого Годзиллы. Некоторые поклонники являются приверженцами точки зрения, что непрерывными можно считать только фильмы отдельных эпох (Сёва, Хэйсэй, Синсэй). Однако и это неправильно. Например, каждый из фильмов 2000-х имеет собственную предысторию, не будучи связанным ни со своей эпохой, ни с предыдущими. Иногда прослеживается лишь связь с оригинальной лентой 1954 года.

Костюмы Годзиллы создавались из резины. Многие люди считают, что костюмы монстра были резиновыми, но на самом деле материал создавался из пены. Сперва макет формировался на основе костюма актера, затем на эти образцы наносились склеенные куски пены. Так появлялась скульптура Годзиллы. После ее формирования из пены снаружи она покрывалась контактным клеем. Затем структура облачалась в кожу с деревянными элементами. Окончательно костюм герметизировался с помощью нескольких слоев жидкого латекса, красился. А в эпоху Сёва голова монстра лепилась из глины. В последних фильмах Годзилла является уже объектом компьютерной графики.

Годзилла не умеет летать. В фильме "Годзилла против Хэдоры" монстра наделили возможностью летать, благодаря ядерному лучу. Но в дальнейшем это умение нигде не использовалось и не упоминалось.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Годзилла всем хорошо знаком — плод фантазии японских кинематографистов. Первое появление Годзиллы на экране состоялось в 1954 году, в одноименном фильме режиссера Иширо Хонды (который, кстати, помимо всего прочего, работал ассистентом великого Куросавы на «Кагемуше», «Ране» и других лентах) на студии «Тохо». Картина создавалась под влиянием еще совсем недавней атомной бомбардировки японских городов. И Годзилла является воплощением ужаса, пережитого японцами. И который передается из поколения в поколение. Никакого продолжения не планировалось.

В конце фильма Годзилла погибает от кислородного оружия «Oxygen Destroyer» , изобретенного доктором Серидзавой. Судьба, однако, распорядилась иначе. Огромный успех первой ленты толкнул студию на продолжение. И через год Годзилла возродился. Да и не один, а в компании с Ангирусом (о нем и его коллегах пойдет речь ниже). После чего, как говорят криминалисты, «началась серия». Которая продолжается и по сей день. Не остался в стороне и Голливуд, при участии которого были созданы многие японские картины о Годзилле. Появление Годзиллы дало в Японии толчок к созданию и других кайдзю (монстров) и мощному взлету жанра токусатсу . Т.е. картин с использованием специальных эффектов. Правда, надо сказать, что первые ленты были низкобюджетными. Так что и «токусатсу» соответствующие…

ИМЯ
Название образовано из двух слов. Первое из которых — это gorira . Так японцы именуют гориллу (поскольку Л в языке отсутствует, в иностранных словах она заменяется на Р). Понятно, что горилла пришла из «Кинг-Конга» . Однако, просто скопировать персонаж Мериана Купера японцы не могли. Да и цель у них была другая. Это должно было быть ни на кого не похожее чудовище — результат атомной бомбардировки.

Все самое страшное и загадочное в Японии связано с морем. Вот, откуда и второе слово — kujira (кит). Соединив их вместе, авторы и получили выражение Горилла — Кит . Или (gojira ). Обратите внимание, что, поскольку Р в названии — это только замена Л в слове «горилла», то в английском (а по нему — и в других) написании она и осталась. Кроме того, вместо традиционного ДЖ, буква J с самого начала произносилась, как ДЗ (в русском варианте другого произношения J и нет). Записывают японцы слово «годзилла» только каной. Замечу, что в первоначальной версии название было иным. Так как монстр представлял собой гигантского осьминога. Но Ивао Мори убедил режиссера Иширо Хонду, что лучше создать что-то в виде ящера.

ЦИКЛЫ
Начатый в 1954 году цикл фильмов о Годзилле закончился в 1975 году. Он получил название — ШОВА . В 1984 году студия «Тохо» приступила к новому циклу. Который завершился в 1995 году. Его название — ХЕЙСЕЙ . Он, собственно, и должен был быть завершающим. Однако, в 1999 году после эммериховской «Годзиллы» 1998 года, вызвавшей у японцев резкое недовольство, студия выпустила картину «Годзилла 2000: Миллениум». Положив начало новому циклу.

Цикл ШОВА…………………………….(1954 — 1975)

Цикл ХЕЙСЕЙ………………………….(1984 — 1995)

Цикл МИЛЛЕНИУМ — начат в 1999 году. Продолжается и поныне (последний фильм «2004 Годзилла: Последние войны»). Часто его называют ШИНСЕЙ («возрождение»). Но это название не является формально принятым «Тохо». Кроме трех циклов студии «Тохо» сняты еще восемь картин о Годзилле, не вошедших в официальный список. Среди них и «Годзилла» 1998 года. Кроме игровых картин, сняты и анимационные серии. Первая на студии «Ханны — Барберы». А вторая — на «Фокс — Кидс».

«ДЗИЛЛА»………………………ジラ
В 1998 году немецкий режиссер Роланд Эммерих (автор известных картин «Унивесальный солдат», «Звездные врата», «День Независимости» и «Послезавтра») создал свой вариант «Годзиллы». Фильм собрал огромную кассу (хотя, и не такую, на которую рассчитывали). Но при этом подвергся резкой критике. Как американской, так и японской. Эммерих отказался от традиционного японского облика Годзиллы. Что вызвало резкую неприязнь японцев к этому созданию и общее мнение (всячески опровергаемое режиссером), что Эммерих является ярым ненавистником оригинальной версии. Как бы то ни было, голливудский монстр получил в Японии имя — ДЗИЛЛА . А в дальнейшем — и все последующие Годзиллы, расходящиеся с японским оригиналом. Это, однако, не означает, что Дзиллу вообще не признали. Только, как настоящего Годзиллу. А так он действует наряду с другими кайдзю в картинах о Годзилле (в частности, в «Последних войнах».

КАЙДЗЮ В «ГОДЗИЛЛА — СЕРИЯХ»
Словом кайдзю японцы обозначают загадочных и, как правило, огромных чудовищ. Картины про таких монстров носят название — КАЙДЗЮ ЭЙГА. Сами же кайдзю делятся на гуманоидных (кайдзин) и гигантских (дайкайдзю)


ГОДЗИЛЛА………………………………ゴジラ

Годзилла известен практически всем. Так что описывать его, думаю, нет необходимости. Добавлю только, что голос Годзиллы получен в результате трения пропитанной смолой перчатки о струны контрабаса. Японцы относятся к Годзилле с благоговением и страхом. Любят его и боятся одновременно. Фильмы о Годзилле отражают эти чувства. В одних Годзилла предстает злобным монстром, и чтоб его утихомирить призываются другие кайдзю (как, например, Кинг-Конг или Мотра). В других же, наоборот, Годзилла выступает в качестве «хорошего парня» и помогает людям справиться с напавшими на них «плохими» кайдзю. Часто и Годзилла действует против людей не один, а в компании коллег. Также бывают варианты, когда «плохие парни» дерутся между собой и гибнут.
Размеры Годзиллы менялись от цикла к циклу:

1954 — 1975………Рост 50 м, вес 20 тыс. т
1984 — 1989………Рост 80 м, вес 50 тыс. т
1991 — 1995……….Рост 100 м, вес 60 тыс. т


АНГИРУС……………………………….アンギラス

Ангирус (он же Ангилас, Андзилла, Ангорозавр) является следующим после Годзиллы чудовищем, созданным на «Тохо» и появившимся во втором фильме «Годзилла вновь атакует» 1955 года. Внешне он представляет собой анкилозавра (одного из динозавров, обитавших на территории нынешней Африки). Размеры Ангируса также менялись с годами. В лентах 1955 — 1969 годы он ростом 50 м. В 1972 — 1974 уже 70 м. А сегодня он достиг и 90 м. Вес — 60 тыс.т Ангирус — первый кайдзю, сразившийся с Годзиллой (они дерутся в Осаке). В последующих картинах он также выступает в качестве его союзника.

МОТРА………………………………モスラ
Мотра представляет собой гигантскую ночную бабочку. Но в картинах появляется и в других формах. Из огромного сине-желтого яйца появляется ее личинка — большая коричневая гусеница с синими, а иногда и красными глазами, напоминающая тутовый шелкопряд. Иногда из яйца выходят и две личинки-близнецы. В некоторых картинах следует также стадия куколки, из которой появляется и имаго — взрослая бабочка. Мотра всегда выступает на стороне людей, защищая их от злых кайдзю. Хотя, разрушения она иногда причиняет и немалые. Мотра — гусеница использует два оружия. Она может вцепиться в хвост злодею (особенно, Годзилле). А также выпрыснув на него струю своей шелковистой жидкости, опутать его и заточить в паутину (опять же, характерный пример с Годзиллой). Мотра — бабочка обладает более мощными средствами. И огромной силой (позволяющей ей поднять Годзиллу и перенести ее на значительное расстояние).

Мотра — один из самых мощных кайдзю в картинах «Тохо». Прототипом его является легендарная птица Феникс. В цикле Хейсей появляется и сын Мотры, Мотра — Лео. Размеры Мотры:

1961…..Длина — 180 м (гусеница), 135 м (имаго). Вес — 20 тыс. т (гусеница), 15 тыс. т (имаго). Размах крыльев — 250 м.

1964 — 1968….Длина — 40 м (гусеница). Вес — 8 тыс.т (гусеница).

1992…..Длина — 120 м (гусеница), 65 м (имаго). Вес — 15 тыс.т (гусеница), 20 тыс. т (имаго). Размах крыльев — 175 м.

КИНГ — ГИДОРА………………………キングギドラ
Трехглавый огнедышащий дракон — мутант, практически ничем не отличающийся от всем нам хорошо знакомого Змея Горыныча. Гидора — космический хулиган, уничтоживший жизнь на многих планетах, включая Венеру (в английском варианте — Марс). Прибыв на Землю в метеорите, он вступает в схватку с Годзиллой и другими кайдзю. Гидора очень силен и одному Годзилле справиться с ним трудновато. Борьба с ним, в принципе, сводится к тому, что мы много раз наблюдали в «Илье Муромце» — к нейтрализации каждой из голов по отдельности.

1964 — 1972….Рост — 100 м. Вес — 30 тыс. т.
1991………….Рост — 150 м. Вес — 70 тыс. т
Размах крыльев — 150 м


РОДАН…………………………………….ラドン

Первоначально назывался Радон (от «птеранодон). Птерозавр, впервые появившийся в фильме 1956 года. Сначала выступает, как противник Годзиллы. Но в дальнейших картинах помогает ему и другим кайдзю справиться с Гидорой. В поздних сериях под воздействием радиации Родан мутирует в «Огненного Родана».

1956 — 1993 …Длина — 50 м. Вес — 15 тыс. т Размах крыльев — 150 м
1993………….Длина — 70 м. Вес — 16 тыс. т Размах крыльев — 150 м


ХЕДОРА………………………………..ヘドラ

Огромный морской кайдзю высотой 60 м и весом около 52, 8 тыс. т. Хедора принимает разные формы и обладает определенным химическим оружием. Он выпускает едкое кислотное облако. После вдыхания его паров, от человека остается только скелет. Последней формой Хедоры явилось 60-тиметровое двуногое существо.


ГАЙГАН…………………………………ガイガン

Киборг — циклоп с планеты Небула М. Отправлен на Землю вместе с Гидорой для уничтожения Токио. Высота — 65 м. Вес — 25 тыс. т. Гайган способен также летать со скоростью 3 Ма. Поединок Гидоры и Гайгана против Годзиллы и Ангируса заканчивается поражением космических пришельцев.

МЕГАЛОН………………………………メガロ
Разбуженный страж подводной страны Ситопии. Высота — 55 м. Вес — 10 тыс.т. Первоначально направлялся роботом Джет — Ягуаром. Однако, земляне сумели нейтрализовать, а затем и перепрограммировать робота. Тогда Ситопия призвала на помощь Мегалону Гайгана. Вдвоем они вступили в схватку с Джетом. В свою очередь, на подмогу Джету прибыл Годзилла. Они и выиграли сражение.


ДЖЕТ — ЯГУАР…………………………..ジェットジャガ

Робот, созданный конструктором Горо Ибуки. Джет существует в двух формах. Первая — рост 1, 8 м, вес 150 кГ. Вторая — рост 50 м, вес 25 тыс. т


МЕХАГОДЗИЛЛА………………………..メカゴジラ

Механический клон Годзиллы, созданный Симеонами — космическими врагами Земли. В борьбе с ним Годзилле помогает Родан. Мехагодзилла обладает мощным совершенным оружием — оптическим лазером, способным нейтрализовать радиацию, испускаемую Годзиллой. Одним из вариантов Мехагодзиллы является КИРИУ. Размеры:
Высота — 50 м, 120 м. Вес — 40 тыс т, 150 тыс. т


БАТТРА…………………………………..バトラ

Огромный черный мотыль, вариация Мотры. Баттра также существует в виде гусеницы и имаго. Название «Баттра» — это сокращение от BATTLE MOTHRA (японский вариант BATORU MOSURA ) — т.е. «Боевой Мотра». Баттра появился на Земле миллионы лет тому назад для уничтожения человеческой расы. Однако, Мотра, защитник людей, одержал над ним победу. Пробужденный метеоритом, Баттра летит к Токио, чтобы его уничтожить. Размеры Баттры:
Длина — 90 м (гусеница), 73 м (имаго). Высота — 60 м (гусеница). Вес — 20 т (гусеница), 30 т (имаго). Размах крыльев — 180 м. Скорость полета — 2,5 Ма


КОСМОГОДЗИЛЛА………..スペースゴジラ

Клон Годзиллы из поздних серий. Рост — 120 м, вес — 80 тыс. т. Обладает мощными средствами оружия и защиты, включая и телекинез.


БИОЛЛАНТЕ……………………ビオランテ

Редкий пример «женского» кайдзю. Биолланте существует в двух формах. Первая — высота 85 м, вес 100 т. Вторая — высота 120 м, вес 200 тыс. т


ГАМЕРА………………………………ガメラ

Созданный для картин о Годзилле, Гамера постепенно вышел за их рамки. И сам стал героем независимых «Гамера — серий». На протяжении многих лет внешность Гамеры претерпевала существенные изменения (в основе ее лежит черепаха). Так что можно сказать, что он существует в самых разных ипостасях.


ДЕСТОРОЯ (DESTROYER)…………….. デストロイア

Возник в результате экспериментов по созданию кислородного оружия «Oxygen Destroyer». Вначале существовал в виде микроорганизма, Затем — краба. Последняя форма — летающий дайкадзю. Дестороя использует лазерные лучи, испускаемые из его рога (помимо того, что он — огнедышащий, как и многие кайдзю). Формы Десторои:

Высота — 2 м, 40 м, 65 м, 120 м. Вес — 350 кГ, 1500 т, 15 тыс. т, 150 тыс. т


МЕХА — КИНГ — ГИДОРА………………..メカキングギドラ

Киборг, вариант Кинг — Гидоры. Высота — 150 м. Вес — 80 тыс. т. Скорость полета — 4 Ма


МОГЕРА………………………………..モゲラ

Название является дериватом японского слова «могура» (土竜(もぐら) — крот. И одновременно сокращением от Mobile Operation G-Expert Robot Aero-type. Робот, используемый пришельцами для уничтожения человечества. Высота — 120 м. Вес — 160 тыс. т.

ДРУГИЕ КАЙДЗЮ




КИНГ — КОНГ…………………….. キング コング

В сущности, та же горилла, но несколько видоизмененная. Рост — 45 м. Вес — 27, 5 тыс.т
ОРГА………………………………….オルガ
МИНИЛЛА (МИНЬЯ)………………………..ミニラ
Сын Годзиллы

БАРАГОН………………………………バラゴン
ЭБИРА………………………………..エビラ
Огромный лобстер, появившийся в ленте 1966 года
ГАБАРА…………………………………. ガバラ
БАРУГОН…………………………….バルゴン
КАМАКУРАС………………………カマキラス
КУМОНГА……………………………クモンガ
ГОРОЗАВР………………………………ゴロザウルス
МАНДА…………………………………..マンダ

В 2014 году исполняется ровно 60 лет с того момента, как на экраны планеты вылез самый эффектный и популярный монстр за всю историю кинематографа. С тех пор Годзилла стал исключительным феноменом поп-культуры, о котором знает каждый маленький ребенок, получил собственную звезду на голливудской «Аллее славы», вдохновил десятки режиссеров на создание собственных фильмов о чудовищах и превратился в символ разрушительной мощи природы, карающей человечество за неуважительное отношение к окружающей среде.

Однако Годзилла не всегда был таким, каким мы его знаем сейчас. За свою богатую историю разрушительный монстр успел побывать как врагом, так и защитником Земли, сразился с десятками других чудищ и получил двадцать восемь японских инкарнаций, в каждой из которых он представал в новом образе. С чего же всё начиналось?

1 марта 1954 года на атолле Бикини в Тихом океане Соединенные Штаты провели испытание термоядерного взрывного устройства под названием «Кастл Браво», ставшее самым мощным за всю историю американских испытаний. Взрыв мощностью 15 мегатонн привел к радиационному заражению окружающей среды, в том числе облучению разной степени подверглось 856 японских рыболовных судов с общей численностью экипажа около 20 тысяч человек. В Японии самым известным случаем стал инцидент с рыболовецким траулером «Фукурю-Мару». На момент испытания судно находилось на расстоянии в 170 км от атолла, технически в зоне безопасности, однако мощность получившегося ядерного взрыва в итоге в 2,5 раза превысила расчетную. Радиоактивная пыль, выпавшая на траулер, вызвала сильную лучевую болезнь у всех членов команды, каждый из которых, получив дозу облучения около 300 рентген, по прибытии в Японию стал тяжелым инвалидом, а радист корабля умер через полгода после заражения. Этот случай стал поводом для массовых антиядерных демонстраций и других протестных акций как в Японии, так и во всём мире.


Томоюки Танака спустя годы в окружении своих детищ

Инцидент с «Фукурю-Мару» не обошел стороной и , бывшего на тот момент продюсером японской кинокомпании Toho. «Кастл Браво» стал для японцев чем-то вроде второй Хиросимы, вызвав уже было угасший страх перед неконтролируемой и непредсказуемой мощью ядерного оружия из глубин человеческих сердец. Именно вновь возникшей массовой истерией и решил воспользоваться Танака при создании фильма о гигантской рептилии, миллионы лет находившейся в спячке и разбуженной ядерным взрывом. Уже позже, в 1985 году, Танака скажет в интервью Entertainment Weekly: «В те дни, японцы испытывали настоящий ужас перед возможностью радиационного заражения, и именно этот страх придал Годзилле такой размах. С самого начала своего создания чудовище символизировало месть природы человечеству».

Вдохновение Танака и его коллеги черпали не только из национальной мифологии, но и из американских фильмов ужасов. В частности, именно после просмотра классической ленты Эжена Лурье «Чудовище с глубины 20 000 саженей» создатели фильма приняли решение о том, что монстр будет динозавроподобным, вместо изначальной задумки скрестить гориллу (gorira) и кита (kujira), благодаря чему чудовище и получило свое имя — Gojira . Интересно, что прежде чем прийти к окончательному решению, специалисты по спецэффектам предлагали совершенно фантастические идеи, например, сделать Годзиллу огромным осьминогом и назвать Оодако, или гигантской гориллой с головой в виде грибовидного ядерного облака. В конце концов, после многочисленных предложений, чудовище из океанских глубин получило облик ящера юрского периода — Годзилла стал смесью смертоносного Тираннозавра и травоядного Стегозавра, со способностями огнедышащего дракона. Именно этот образ и стал каноническим.

В костюме Годзиллы

Однако воплотить придуманного изощренными японскими умами монстра на экране было не так-то просто. Никакой компьютерной графики в 1950-е годы еще и в помине не было, а единственно известная техника покадровой съемки, примененная, в частности, в знаменитом голливудском «Кинг Конге» 1933 года, была жутко дорогостоящей и занимала слишком много времени для съемок. Несмотря на то, что режиссер по спецэффектам Эидзи Тсубурайя был большим поклонником этого метода, по причинам экономии ему пришлось воспользоваться самым примитивным способом — посадить в костюм Годзиллы каскадера и пустить его бродить по миниатюрной модели Токио. Тем не менее, даже такой с виду простой способ доставил создателям фильма немало трудностей. Вес сконструированного костюма динозавра составлял 91 килограмм, отчего тот был практически непригоден для передвижения. К тому же, внутри костюма было ужасно жарко и душно, в связи с чем артисту Харуо Накаджиме, впоследствии сыгравшем еще в десяти фильмах о Годзилле, нельзя было находиться в нем более трех минут, чтобы избежать удушья. Отдельной головной болью была голова чудовища. Чтобы придать Годзилле хоть какую-то естественность и устрашающий вид, глаза и пасть монстра управлялись посредством трех кабелей, пропущенных по спине костюма. Забавно, что ради всё той же пресловутой экономии, студия Toho приобрела для съемок фильма черно-белую пленку вместо цветной. Тем не менее, именно благодаря этому в части сцен зрители не увидели вспомогательных кабелей костюма, а разрушительные атаки чудовища на Токио стали еще более мрачными и реалистичными. Знаменитый рев Годзиллы, ставший визитной карточкой всей серии, был создан композитором Акирой Ифукубе с помощью толстой кожаной перчатки, которой он водил по струнам контрабаса. Записанный звук, на который накладывался эффект ревербации (процесс постепенного затухания звука при его многократных отражениях), до сих пор вызывает ощущение животного страха и ожидания надвигающейся угрозы.

Сюжет о Годзилле был практически полностью позаимствован из уже упомянутой ленты «Чудовище с глубины 20 000 саженей». Как и в американской фантастике, Годзилла пробуждается от продолжительного сна в результате испытаний в Тихом океане американского ядерного оружия и начинает крушить близлежащие деревни, после чего переключается на крупный мегаполис. Несмотря на это, именно японский фильм считывается как более глубокое антивоенное высказывание о смертоносности ядерного оружия, поставленного на вооружение ведущих мировых держав. Учитывая историю Японии, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне и испытавшей на себе ужасы атомной бомбы, можно понять, почему история о морском чудище, поднявшемся из глубин, чтобы отомстить человечеству, получила такой резонанс в «Стране восходящего солнца». «Годзилла» напомнил японским зрителям о тех кошмарах, которые пережила их страна всего девять лет назад, за что студии Toho и режиссеру поначалу немало досталось. Однако превосходные на тот момент кассовые сборы (более $2 млн) и появившаяся через несколько лет положительная критика, сделали свое дело. Годзилла — внушительная аллегория послевоенной тревоги не только японского народа, но и всего человечества — заработал статус короля монстров и позволил студии запустить долгоиграющую франшизу, которая с переменным успехом продолжает радовать зрителей и по сей день.

В 1956 году успех японцев решили повторить вездесущие голливудские продюсеры. Они выкупили права на американский прокат фильма и решили слегка отредактировать историю для западной аудитории. В картину добавили новые сцены с участием американского журналиста, делающего репортаж о монстре, удалили несколько старых кадров, в том числе и знаменитый финал, в котором палеонтолог Яманэ предупреждает: «Если человечество не прекратит эксперименты с ядерным оружием, где-то в мире появится новый Годзилла». Обновленная версия под названием «Годзилла, король монстров!» успешно показала себя в американских кинотеатрах, однако антивоенный дух японского фильма был начисто утерян. По сути, единственное, за что стоит поблагодарить Голливуд, так это за популяризацию культа Годзиллы, ведь именно после американской премьеры о новом чудовище узнал весь мир.

Постер самого первого фильма о Годзилле

Дальнейшие появления Годзиллы на большом экране, несмотря на то, что создавались они в Японии командой оригинального фильма, к сожалению, уже не имели той силы пацифистского высказывания, которой обладала первая лента. Естественный уклон в сторону развлекательного кино был неизбежен, особенно после успеха на Западе. Зрители устали от военных метафор, и студия Toho, на потеху публики, сталкивала благородного кайдзю с новыми и новыми соперниками. Последующие 27 сиквелов, в которых Годзилла с равным апломбом выступал как в роли ядерной угрозы, так и в качестве национального героя, спасающего человечество от космических захватчиков, принято разделять на три периода: Сёва (1954-1975) — самый популярный период, за время которого были сняты наиболее удачные сиквелы; Хэйсэй (1984-1995) и Синсэй (1999-2004) или Миллениум. В каждом из этих периодов Годзилла сражался с самыми немыслимыми противниками, которых только можно было придумать. Достаточно прочитать названия нескольких сиквелов («Годзилла против Мотры» , «Годзилла против Биолланте» , «Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют» ), чтобы понять политику студии Toho — больше, выше, сильнее. Каждый новый период игнорировал все предыдущие инкарнации Годзиллы и брал за основу оригинальный фильм 1954 года, только чтобы бросить величественного монстра в битву с новыми неприятельскими чудовищами.

Таким образом, новые ленты о Годзилле достаточно быстро превратились в низкокачественные боевики о дерущихся монстрах, попутно разрушающих вновь и вновь отстраивающийся Токио. Недаром студия делала внушительные перерывы между периодами, чтобы зрители успели отдохнуть от эпических битв и вновь соскучиться по старым чудищам. Тем не менее, в 1992 году американцы решили внести коррективы в эту дикую сумятицу безвкусных сиквелов и создать настоящий блокбастер с большой буквы, благо материал для этого был более чем подходящий. Создать новый фильм о Годзилле на американской почве японцы планировали еще в начале 1980-х годов, но тогда голливудские компании не рискнули выдать финансирование на столь, по их мнению, сомнительный проект. В начале 1990-х годов японцы повторили свое предложение, на которое откликнулась кинокомпания TriStar, принадлежавшая концерну Sony, и в 1992 году права на создание американской версии «Годзиллы» были куплены. Вместе с правами, продюсеры TriStar получили указ от студии Toho, чтобы новая трилогия о Годзилле (как задумывалось изначально) оставалась верна духу японских фильмов, то есть несла в себе идею-предупреждение об использовании ядерного оружия и неконтролируемых технологий. Голливуд был не против. Режиссером назначили датчанина , успевшего выстрелить фильмом . Ян де Бонт написал сценарий, в котором Годзилла был создан инопланетным разумом и должен был спасти Землю от нападения гигантского Грифона, что вполне соответствовало духу последних японских опусов о монстре. Однако руководство Sony осталось недовольно раздувшимся бюджетом, и «японский» вариант фильма прикрыли. Тогда-то сама студия Toho и предложила кандидатуры и на посты создателей ремейка. Их предыдущий фильм прилично заработал в Японии, отчего японские продюсеры решили, что хотят снова поработать с тандемом. Эммерих с Девлином согласились, при условии, что получат полную свободу на съемочной площадке. Что из этого вышло, мы знаем: невероятно глупый и лязгающий , неплохо собравший по миру, но провалившийся в американском прокате, вдобавок обруганный фанатами и втоптанный в грязь кинокритиками. Но даже этого оказалось мало. Посмотрев этот фильм, студия Toho решила не включать американскую Годзиллу в официальный пантеон инкарнаций чудовища, а оставить в качестве самобытного псевдо-монстра под именем Зилла.


Игуана-переросток из фильма Эммериха

Такая сокрушительная неудача хотя и была неприятной неожиданностью для продюсеров фильма, но имела веские причины. В попытке переосмыслить японского монстра, Эммерих слишком далеко шагнул в сторону от оригинала, не придав новой версии «Годзиллы» какой-нибудь маломальской идентичности. Вместо величественного ящера, фактически богоподобного существа, олицетворявшего мощь разгневанной природы, на рассмотрение зрителей была предложена мутировавшая игуана-переросток, слепо влекомая животными инстинктами, жаждущая не отомстить человечеству за грехи его, но лишь найти место для гнезда и вырастить своих детенышей. Именно поэтому, лишенная не просто своего благородства, но даже не стрелявшая ужасным тепловым лучом, Годзилл выглядел на экранах не более чем взбешенным зверем, случайно пересекшим дорогу людям. Оттого еще смешнее и позорнее выглядело посвящение Эммерихом своего фильма памяти легендарного японского продюсера Томоюки Танака (скончавшегося в 1997 году), того самого, который создал канонический образ монстра в фильме 1954 года.

В 2004 году, ровно к 50-летию короля монстров, Toho выпустила свою последнюю на сегодняшний день ленту о Годзилле. «Годзилла: Финальные войны» поставил точку в третьем периоде фильмов о динозавроподобном ящере. Японцы снова взяли перерыв, а в Голливуде плавно назревал новый план по созданию собственной картины с участием популярного чудовища. В марте 2010 года студия Legendary Pictures, наконец, приобрела права и официально объявила о проекте. За режиссерское кресло сел подающий надежды новичок , сразу заявивший, что Годзилла для него — олицетворение природы, несущей человечеству наказание, которого оно заслуживает. Остается надеяться, что, наученные горьким опытом Роланда Эммериха, создатели предстоящего не станут заново изобретать колесо, а представят качественную картину, в полной мере соответствующую духу оригинального фильма. И судя по трейлерам, нас ждет поистине эпичное возвращение одного из самых выдающихся киномонстров в истории.

Мы начинаем новую рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.

Шестьдесят лет назад вследствие испытаний водородной бомбы на землю ступил исполин невиданных доселе размеров. Заставив вздрогнуть самую хладнокровную нацию в мире, Гнев Природы нанёс свой сокрушительный удар, разрушая Японию и заставляя человечество задуматься о последствиях своих действий. Как водится, человечество так ничего и не осознало, и обитатель доисторической эпохи ещё не раз будет разбужен. Имя ему Годзилла — Король Монстров.

Первое появление ужасного динозавра-мутанта свершилось в далёком 1954-ом году, когда на экраны вышел фильм «Годзилла» (в Японии монстра зовут Годзира). Имя монстру дали не абы как, оно состоит из двух слов: Горира (Горилла) и Кудзира (Кит). Ни на первого, ни на второго монстр похож не был изначально, а чем-то напоминал (и напоминает) реально существовавшего динозавра — стегозавра. Хотя как любитель палеонтологии могу заверить, и тут сходство небольшое- маленькая голова, гребень на спине и наличие второго «мозга» в области таза. Кроме того, стегозавр передвигался на четырёх ногах, а наш древний ящер гордо вышагивает на двух. Но мы отвлеклись… Весь секрет имени монстра в том, что такое прозвище носил один из работников студии Toho, которая и выпускала фильмы о ящере. Итак, Годзилла не кит, не примат и в киностудии не работал. Так кто же он?

Галерея Годзилл

Существ его типа в Японии называют Кайдзю, что в переводе означает «Странный зверь». Есть целая отрасль кинопроизводства, выпускающая Кайдзю-фильмы. Из самых крайних представителей можно отметить «Тихоокеанский рубеж», «Монстро», и «Годзилла» 2014-го года. По сюжету первой картины, Годзилла — выживший динозавр, пребывавший веками в спячке на дне океана. Испытания водородной бомбы не только пробудили страшное создание, но и повлекли за собой его мутацию. Вследствие чего Годзилла достиг в росте 100-метровой отметки (в фильме 2014-го года — это рекордная отметка. В целом, рост менялся в каждом фильме), стал питаться радиацией и научился конденсировать в спинном гребне разрушительную энергию, которую высвобождал, стреляя изо рта лучом огромной мощности — Атомном Дыханием.

Его агрессия по отношению к Японии не совсем понятна, но учитывая, что Годзилла — динозавр-мутант, разбуженый после многовековой спячки, — вполне обоснована. Я тоже нервничаю и ору когда не высплюсь.

Кстати, о крике. В 1954-ом году впервые прозвучал и впоследствии стал одной из коронных «фишек» крик Годзиллы. Кошачий визг, плач ребёнка, скрип металла — что только не слышали зрители в этом душераздирающем призыве к битве или победном кличе. Но на самом деле, всё оказалось куда проще. «Крик» провоцировался струнным инструментом, вроде контрабаса, когда некто проводил по струнам рукой в кожаной перчатке.

Фильмы о Годзилле делятся на три эпохи:

Сёва (1954-1975)

В этой эпохе можно отметить четыре фильма: первые три и мега-кроссовер.

Годзилла (1954 год)

Мрачнейшее, суровое первое появление Годзиллы хоть и было в чёрно-белом варианте, но содержало много острых моментов, драму и проводило трагичную аналогию с ядерным оружием. Фильм стал классикой и дал начало бессмертной франшизе.

Годзилла снова нападает (1955 год)

Второй приметен тем, что создал схему Кайдзю-фильмов: противостояние двух монстров. У Годзиллы появился враг, и противоборство с ним сулит разрушение городов. Также во втором фильме появилась «пасхалка» — разрушение пагоды. В дальнейшем её будут разрушать чуть ли не в каждом фильме.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962 год)

Да! Два величайших монстра киновселенной встречались в одном фильме! Но чтобы Король Конг не был сожран Королём Монстров, ему пришлось сделать прокачку. Изначально рост Кинг-Конга всего восемь метров. Это исправили, подкормив Конга до размеров Годзиллы.

Далее пошла череда фильмов, которая, как правило, называлась «Годзилла против…» или «… против Годзиллы». На место троеточия вставлялось имя очередного соперника, малознакомого у нас, но очень популярного в Японии. Та же Мотра (гигантская бабочка, божественный защитник земли) имела свою серию фильмов ещё до встречи с древним ящером. Большинство фильмов отличается совершенно безумными сюжетами, психоделической подачей картинки и просто бредом больного.

DestroyallMonsters (1968 год)

Шикарнейшее завершение эпохи. Создатели собрали воедино всех монстров, с кем когда-либо сражался Годзилла, и противопоставили этой «Плеяде звёзд», мощнейшего врага — трёхголового Кинг Гидору.

На этом эпоху можно было и завершить, но вышло ещё несколько фильмов, которые оказались посредственными. За их просмотром можно узнать, что Годзилла:

— может смеяться и разговаривать на «языке монстров»;

— очень забавно танцует;

— трогательный отец-одиночка, хотя и раздолбай;

— побывал в космосе;

— умеет летать спиной вперёд в позе эмбриона, используя Атомное Дыхание как двигатель.

Годзиллу играл живой актёр в резиновых костюмах разной степени ужасности. Хотя роль и была эпичной, но являлась невероятно тяжелой. Костюм не предусматривал вентиляции (от духоты и жары внутри актёры падали в обмороки), какого-либо обзорного «окна» (все сцены сыграны практически в слепую), и был довольно тяжёлым и неудобным.

Хэйсэй (1984-1995)

После девяти лет покоя и тишины, Монстр возвращается! Эта эпоха отвергает весь бред умалишённого, отснятый в первой эпохе, оставляя каноничным только самый первый фильм 1954-го года.

Возвращение Годзиллы (1984 год)

Вернув Короля на экран, создатели вернулись и к изначальному положению вещей — Годзилла злой, у него нет соперника, и поэтому надо топтать людишек. Это единственный фильм эпохи, появившийся в американском прокате.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991 год)

Фильм интересен тем, что объясняет появление Годзиллы. Кроме того, врагом опять становится Кинг Гидора, который является самым главным соперником Годзиллы. Сюжет выдержан в стиле научной фантастики, с полётами во времени и злыми американцами.

Годзилла против Космического Годзиллы (1994 год)

Классический пример «Злого отражения». Клетки Годзиллы попадают в космос и кристаллизуются в чёрной дыре, откуда впоследствии и вылезает «Злая Копия».

Годзилла против Разрушителя (1995 год)

Заключительный фильм эпохи Хэйсэй и, по сути, не состоявшееся завершение франшизы в целом (хотя студия Toho и не собиралась останавливать производство фильмов серии. Всё дело в маркетинге). Самый ужасный соперник, самые драматичные события и «окончательная» гибель любимого многими гиганта.

В этой эпохе мы узнаем что:

— сердце Годзиллы — этоядерный реактор. Его перегрев привёл Годзиллу к гибели;

— сын Годзиллы чуть не погиб, сражаясь с Разрушителем;

Минилла — сын Годзиллы

— Годзилла в доисторическую эпоху являлся Годзиллазавром, хищным ящером не таких исполинских размеров и не стреляющим. Годзиллазавр — реально существовавший динозавр, но кроме имени ничего общего с киношным воплощением не имеющий. Они не родственники, и Япония может спать спокойно;

— Годзилла уже более поворотлив, но это по прежнему живой актёр в костюме. Спецэффекты стали лучше (для того времени).

В перерыве между эпохами американские жадные люди решили приложить свою лапу к кормушке, и режиссёр Роланд Эммерих снял…

Годзилла (1998 год)

Позорище, заставившее плеваться всех поклонников японской серии. Попытка придать фильму реализма и превратить доисторического «ядерного» ящера в игуану-переростка. В фильме присутствует пафос в огромных количествах, один Жан Рено и много плохих актёров, компьютерный чешуйчатый дрыщ, высиживающий яйца, и толпа велоцирапторов, украденных из «Парка Юрского периода». В Японии фильм провалился, и это более чем очевидно. Эммерих хотел снять продолжение, но студия Toho, к великой радости поклонников, испугавшись этого факта, отобрала права на франшизу. Хотя один плюс в куче сплошных минусов всё же был — фильм послужил толчком к новой эпохе, и возвращение Гнева Природы стало лишь вопросом времени.

Миллениум/Синсэй (1999-2004)

Заключительная на данный момент эпоха японских фильмов о Годзилле. В ответ Голливуду нужно было снять что-то, что покажет истинную мощь Монстра, и будет более серьёзно и устрашающе.

Годзилла: Миллениум (1999 год)

Больше научной фантастики, Годзилла снова антигерой, призванный разрушать и крушить. К тому же у него появилась способность к регенерации. В фильме присутствуют и очередные соперники: Миллениан и Орга.

В целом, эпоха представляет собой уже привычное противостояние знакомых монстров. Улучшилось качество, добавились ужасная компьютерная графика и драматичные моменты. Серия начала «выдыхаться», и её пора было остановить окончательно…

Годзилла: Финальные войны (2004 год)

Со времени выхода первого фильма прошло 50 лет. Достойный возраст, и Королю Монстров пора на покой. Но перед этим нужно выжить в величайшем монстр-побоище со времён DestroyallMonsters! Все самые знаменитые соперники, новые противники и монстры, давно в фильмах не появлявшиеся, сошлись на одном экране. В дань уважения в финале Годзилла не побеждён или убит, а уходит в море со своим сыном на заслуженный отдых.

В этой эпохе мы узнаем что:

— американский «Годзилла» (которого на самом деле зовут просто Зилла) существует, но он — самый слабый соперник Годзиллы настоящего. Проиграл битву за Сидней в кратчайшие сроки, не выдержав одного единственного Атомного выдоха;

— в фильмах этой эпохи очень много отсылок к прошлым фильмам, опять же в дань уважения;

— несмотря на прошедшие 50 лет, Годзиллу всё так же играют живые актёры.

Минули величайшие битвы, и вот уже 10 лет Годзилла пребывает в забвении. Но Король Монстров никогда не будет спать вечно!

Эпоха Legendary? (2014-…)

Годзилла (2014 год)

Перезапуск американской серии студией LegendaryPictures и самое эпическое, на мой взгляд, возвращение Годзиллы. Почти 110 метров роста, 90 тонн массы — воистину ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДОВИЩЕ. На этот раз фильм удался. И больше всего он похож на самый первый фильм о Годзилле — ключевая роль дана людям, а Годзилла лишь агрессивное порождение природы. Хотя фильм вобрал и много хорошего со всей серии: есть гигантские соперники, образ Короля Монстров взят из классической серии, а не придуман из головы. И Атомное Дыхание никуда не исчезло. Уже сейчас известно, что идёт работа над продолжением фильма, а это значит, что рождается новая эпоха, и спустя 60 лет — Годзилла жив и готов к охоте!

Сергей Хохлин

P.S. У японского Годзиллы есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.

09:54 pm - О Годзиллиаде
Стыдно сказать, но при всей своей любви к кинематографу в моем багаже очень много белых пятен, а уж когда дело доходит до классики, это вообще одно большое белое пятно размером с Малайзию. Что говорить, я вот к "Секретным материалам" только недавно приобщился, фильмы же урожая до 1980-го года вообще не смотрю принципиально (впрочем, для одного фильма 1979-го я таки сделал торжественное исключение, но об этом в другой раз).

Сегодня про Годзиллу. Как ни прискорбно, эти залежи прекрасного также остались мною не паханы. И, видимо, напрасно, поскольку скрывают кладезь мудрости, сокрытую одной Древней Восточной Культурой. Ну да, той самой культурой, пик которой - автоматы про продаже использованных частей интимного дамского туалета и полки с порнографическими комиксами в супер-маркетах.

В ранне-подростковом возрасте я, помнится, один раз случайно увидел по тель-авизору отрывок какого-то из фильмов про Годзиллу, видимо это был "Годзилла против Меха-Годзиллы", но ручаться точно не буду. Я еще очень далек от знания классики. Там были забавные резиновые кракозяблы, которые прыгали друг на друга и плевались лучами от фонарика. Как кукольный театр в детском саду, но даже круче. Уже относительно недавно, год или два назад, я, повинуясь зову чувства прекрасного, даже скачал эпохальный "Годзилла против Хедоры" с тем чтобы приобщиться и проникнуться, да. Но приобщения и проникновения не произошло - даже при избыточном количестве пива от первых же сцен нас так заколдобило, что знакомство с классикой пришлось прекратить в спешном, я бы даже сказал - экстренном, порядке. Видимо, что самураю хорошо, то русскому только под водку.

И только сейчас я пытаюсь возобновить свое знакомство с жанром, поскольку за эти годы практически познал дзен и уже не опасаюсь, что соприкосновение с великим наследием оставит неизгладимые следы в моей душе.

Кстати, для тех, кто не в теме - вот вам краткое описание паноптикума монстров из Вселенной Годзиллы. Если вы думаете, что это был театр одного актера, так вот фиг - этих кракозябл там было больше, чем вьетнамских менял на одесском рынке. И все лезли в Японию с упорством гастарбайтеров, да. Я их даже в чем-то понимаю - с такими-то данными... Впрочем, давайте посмотрим конкретику:

Во многих фильмах Годзилла появлялся не один. Его сопровождали разные монстры, с одними он сражался, другие выступали на его стороне, третьи придерживались нейтралитета.

Годзилла. Гигантский прямоходящий ящер (в фильме «Годзилла против Кинга Гидоры» выясняется, что Годзилла - мутировавший динозавр), отдалённо похожий на Спинозавра. Рост: 50 метров (Сёва), 80-100 метров (Хэйсэй), 55-100 метров (Миллениум). Невероятно силён и вынослив, обладает сверхпрочной, почти непробиваемой шкурой, которая по виду похожа на кору дерева. На спине и длинном хвосте - тройной гребень наростов, в которых аккумулируется его энергия. Излучает сильную радиацию. Способен стрелять синим (в некоторых фильмах красным или рыжим) атомным лучом из пасти. Отлично плавает и способен дышать под водой. На руках четыре когтистых пальца, один из которых противопоставленный, это позволяет Годзилле использовать оружие, хватать и даже душить врагов. Кроме того многие особенности строения и способности Годзиллы встречаются лишь в одном-двух фильмах и «забываются» во всех остальных. Например в «Годзилла снова нападает» он ненавидит яркий свет. В «Годзилле против Хэдоры» умеет летать используя для этого тепловой луч. В фильме «Годзилла против МехаГодзиллы 2» выяснится, что у Годзиллы есть второй мозг. Начиная с Хэйсея питается радиацией. Годзилла - это самец, а не самка, несмотря на название.

Атомные лучи! Синие! Из пасти! Черт возьми, мы любим эту макаку эту Годзиллу!

Ангирус (Анкилас) . В фильме 1955 года «Годзилла снова нападает» против главного героя выступил враг - Ангирус, представляющий собой хищную разновидность вымершего динозавра - анкилозавра. В схватке Годзилла покончил с Ангирусом. Передвигается на четырёх лапах, но иногда встаёт на дыбы. Весь покрыт чрезвычайно прочным панцирем, спина покрыта шипами, на носу короткий рог, ещё шесть рогов на голове. Хвост усеян шипами. Рост: 60 метров. Длина: 100 метров. В бою в основном использует зубы. В фильме «Годзилла: финальные войны» Ангирус способен сворачиваться в шипастый шар (разгоняется, подпрыгивает, сворачивается и на большой скорости катится).

Это еще цветочки. Видимо, вдохновение еще черпали из традиционных источников, оттого поначалу кракозябры выходили несколько блеклые. Но это только сперва, дальше пойдут такие тварюки, что бедный Ангриус со страху откусил бы себе хвост и все шесть рогов на голове.

Кинг-Конг . Гигантская горилла. Рост: 45 метров. Сражается в рукопашную и швыряет камни. Разряды электричества придают ему дополнительные силы и способность бить током при прикосновении.

У вас тоже появляется ощущение, что Джексон - отстой? После этого видения японских режиссеров на его большую мартышку, которая, стыдно сказать, даже током бить не умеет, никто и бесплатно не пойдет.

Мотра (Мосура) . Гигантская бабочка или мотылёк. Длина: 65 метров, размах крыльев: 135 метров. Выступает как хранительница планеты Земля. Живёт на острове скрытом Инфант. Может летать в космическом пространстве (В фильмах эпохи Хэйсэй), стреляет лучами из усиков (Хэйсэй), выпускает желтую ядовитую пыльцу (Если вся пыльца закончится, Мотра не сможет летать.), может поднимать сильный ветер взмахами крыльев. Может нейтрализовать тепловой луч Годзиллы (Хэйсэй). Может лечить других монстров, жертвуя своей энергией (Хэйсэй). В каждом фильме Мотру сопровождают две крохотные феи, названные «Космосом Земли», они понимают язык монстров (Шова) и могут призывать Мотру своим пением, а также способны превращаться в маленькую Мотру (Хэйсэй) и владеют телекинезом. В некоторых лентах появляется яйцо Мотры, из которого вылупляются личинки. Их единственное оружие - крепкие челюсти, выпускающие шелк (для кокона), а излюбленный приём - укусить Годзиллу за кончик хвоста. Один из трёх монстров-хранителей (Эта Мотра стреляет маленькими колючками).

Спонсор Мотры - как раз дошедший в те годы до Японии LSD. Love and Peace, Мотра!

Кинг-Гидора (Король Гидора, Кинг Гидра) . Космическое чудовище, уничтожившее цивилизацию Марса. Жители планеты Икс зовут его Монстр Зеро (Годзилла - Монстр-1, Родан - Монстр-2). В фильмах эпохи Хэйсэй другая версия происхождения этого монстра. Согласно ей Король Гидора - это результат ядерных испытаний 1954-го года. Огромный крылатый дракон с золотистой чешуей. У Гидоры три рогатые головы на длинных шеях и три хвоста. Способен летать в космическом пространстве. Атакует в основном тепловыми лучами (молниями) из пастей, в ближнем бою использует зубы. Другие приёмы: может создавать крыльями разрушительные волны при полете, поднимает противника на огромную высоту и сбрасывает вниз, зависает над лежачим противником и топчет его лапами, обвивает горло врага своей длинной шеей и душит. Как правило нападает на Землю не по своей воле, а находясь под контролем различных пришельцев. Без постороннего контроля достаточно умен, чтобы сбежать, если поражение неизбежно. Один из постоянных врагов Годзиллы.

Тут даже я проникся. Экая, понимаешь, знатная зверюга. И лапами тебе душит и, обратно, тепловые лучи пускает. Правда, несамостоятельная какая-то что ли, но это мелочи.

Родан (Радон) . Появился на свет после облучения птеранодона радиацией. Рост: 50(Шова)/70(Хэйсэй) метров. Размах крыльев: 120-150(Сёва)/120(Хэйсэй) метров. Его оружие: крепкий острый клюв, радиоактивный тепловой луч (Хэйсэй). Крыльями может так же как и Король Гидора, создавать разрушительные волны при полете (всё рушится в месте, над которым пролетает Родан) а также поднимать сильный ветер. Может поднимать в воздух тяжелые грузы (Годзиллу). «Энергия Родана» - Родан рассыпается, превращаясь в облако порошка, которое полностью исцеляет Годзиллу и усиливает его тепловой луч.

В то время еще не было Покемонов, оттого радиацией облучали всяких найденных в кустах птеранодонов, и это, пожалуй, хорошо. Иначе последствия могли бы быть куда серьезнее. Кстати, исцеляющее облако порошка намекает нам на источник вдохновения. Правда, чтобы придумать нечто подобное надо употребить много, очень много родановского порошка.

Горозавр . Гигантский динозавр-теропод. Похож на тираннозавра. Рост: 35 метров. Хорошо копает и прыгает.

Доисторический молдавский монстр - хорошо копает от рождения. Токио в панике - загадочная зверюга за два дня выложила весь город дешевым кафелем!

Манда. Подводный дракон. Выглядит как гигантская змея с лапами.

Можно не комментировать. Прекрасно и в исходном виде.

Хэдора. Другое название - Смог-монстр. Гигантский красноглазый слизняк, предположительно инопланетного происхождения. Тело Хэдоры состоит из промышленных отходов. Очень ядовит и живуч. Питается заводским дымом и грязью, от чего увеличивается в размерах и эволюционирует. В начале это маленький безобидный головастик. Затем он вырастает до гигантских размеров. Появляются конечности и головастик превращается в «лягушку». На этой стадии Хэдора может выходить на сушу, немножко умеет летать, а также плюётся высокотоксичной грязью. «Накурившись» дыма из заводских труб Хэдора превращается в подобие летающей тарелки. Он быстро летает и в полёте постоянно испускает едкий дым и пары серной кислоты, поэтому растворяет людей до скелетов и разъедает металл, просто пролетев рядом. Способен поднимать большие грузы (Годзиллу). Вскоре приобретает способность испускать очень мощный красный луч из глаз (Одно попадание валит Годзиллу с ног). Попав по земле, луч непостижимым образом создаёт завесу ядовитого дыма. Следующая стадия - нечто прямоходящее. На этой стадии Хэдора на голову выше Годзиллы. Сохраняются все виды оружия с предыдущих стадий. Способен трансформироваться обратно в «летающую тарелку». Следующие стадии неизвестны. Из-за своего состава Хэдора практически неуязвим (Все удары просто проходят сквозь него не причиняя особого вреда). Единственное слабое место - уязвимость к сильному воздействию электричеством, которое иссушает грязь Хэдоры.

Вы еще сомневаетесь в великом будущем японского кинематографа? Тогда Хэдора уже летит к вам! Кстати, есть мнение, что когда Хэдора-папа и Хэдора-мама встретились с целью воспроизводства себе подобных на радость простым японцам, на утро ученые уважительно хлопали смущенного Хэдору-папу по плечу и говорили: "Смог? Ну ты монстр!". Оттуда, собственно, и пошло - "Смог-монстр". Впрочем, Хэдора этого своего псевдонима не любил и очень стеснялся, предпочитая работать под девичьей фамилией.

Гайган (Гиган) . Рост: 65 метров. Киборг, сконструированный инопланетной расой для захвата Земли. Прямоходящий, на спине 3 «плавника», металлическая голова с крючкообразным рогом, клювом и жвалами, красный глаз. Вооружение: огромные металлические крюки на передних конечностях (другой вариант - бензопилы (Шинсей)), циркулярная пила в брюхе, лазерный луч (Шинсей), гарпуны (Шинсей). Умеет летать.

Внутри, как водится, обычный японский школьник инопланетной расы.

Гайра. Похож на гигантскую гориллу. Рост: 25 метров.

Видимо, кавайного Кинг-Конг побила устойчивая к электрическому току моль. Разумеется, тоже радиоактивная, как иначе.

Джет-Ягуар. Человекообразный робот, сконструированный мастером по имени Горо. Умеет увеличиваться в размерах, летать и даже петь.

Вот это "и даже петь" меня окончательно добило. Как хорошо, что в те годы творцы не задумывались о совместном индийско-японском кино, иначе, как пить дать, оно бы еще и танцевало. На руинах японских городов, разумеется.

Кинг Сизар (Король Сизар) . Хранитель Земли. Прямоходящий хвостатый красноглазый монстр, отдалённо похожий на собаку. Кожа чешуйчатая, местами покрыта шерстью. Любимый приём - удар головой с разбега. Способен отражать лазерный луч МехаГодзиллы («Ловит» луч одним глазом и тут же выстреливает из другого).

Все быстротечно, вот и эпоха LSD пошла на убыль, в моду вошли синтетические музы

Мехагодзилла 1 (Сёва) . Механическое подобие Годзиллы. Этот робот создан расой пришельцев из вселенной «Чёрная дыра», чтобы уничтожить Годзиллу и захватить мир. Сделан из космического титана. Вначале был покрыт кожей и внешне неотличим от Годзиллы. Оружие: разноцветные лазерные лучи из глаз, оранжевый тепловой луч из пасти, электрический луч из груди, ракеты из пальцев. Также имеются пушки в ноздрях (судя по постеру это огнемёты) и на коленях, в фильме они так и не были использованы. Может создавать вокруг себя защитное поле. Управляется дистанционно. Может летать.

Вот это я понимаю, ответственно подошли к делу. Правда, изрыгатель "атомного луча" отчего-то забыли прикрутить. Я так думаю, во Вселенной "Черная дыра" царствуют откаты и распилы, а также банальное очковтирательство .

И как противовес ему - наш исконный русский Афонямышъ - радиоактивный клопъ, набравшийся вредных излучений от фонящего ядерного реактора Емелиной самоходной печки. В боевых действиях участия не принимал, спился в глубинке, замучанный еврейским кагалом .

Биолланте (Биолант, Биоланта, Розозавр) . Чудовище, получившееся в результате скрещивания клеток Годзиллы и розы. Существует в двух формах. Первая Выглядит как гигантское растение с толстым стеблем и цветком розы наверху. Вторая форма, появившаяся после смерти, обзавелась громадной зубастой пастью, похожей на крокодилью, и четырьми конечностями-корнями, позволяющими передвигаться. Оружие: ядовитый токсичный сок, многочисленные стебли-щупальца, которыми Биолланте оплетает противника и ранит его, стебли-щупальца с хищными пастями на концах (щупальца легко уничтожить, но отрастают новые). Довольно уязвим, однако живуч. Биолланте нельзя убить, после смерти его тело превращается в облако пыльцы, которое тут же улетает. По прошествии времени это облако вновь превращается в Биолланте. У Биоланте человеческая душа.

Мы не будем задаваться вопросом, при каких обстоятельствах произошло скрещение клеток Годзиллы и розы. В конце-концов у каждого из нас могут быть свои вкусы и пристрастия, а уж если бы вы были гигантским ящером с атомным лучом в пасти - уверяю, возможны и куда более интересные варианты .

Дора (Дорат) . Домашний любимец из будущего, созданный с помощью генной инженерии. Небольшая хвостатая летучая мышь с ушками, похожими на кошачьи. Безобидное дружелюбное существо. Под мощным воздействием радиации три Доры срослись в одно существо, сильно мутировали и увеличились в размерах, превратившись таким образом в Кинга Гидору.

А потом из будущего прилетел Джигурда, и три Джигурды срослись в одно целое, после чего шустрые японские ученые и его быстро обработали радиацией, получив на выходе смертоносного и великого Кинг-Джигурду! Ох, это меня уже заносит. Вот что значит - влияние классики!

Годзиллазавр(Динозавр) - крупный динозавр-теропод. Собственно это Годзилла до облучения радиацией. Внешне напоминает Годзиллу, но гораздо меньше и пропорции тела другие. Отсутствует тепловой луч. Уязвим для крупнокалиберного оружия. Рост: 12 метров.

Наглядно видно, как теплое ламповое излучение вкусной радиации делает из ничем не примечательных существ поработителей мира. Что ж, мы будем надеяться, что "Фукусима-1" воплотит в жизнь фантазии сразу многих поколений японцев.

Меха-Кинг-Гидора(Меха-Король Гидора) . Киборг созданный пришельцами из будущего из побеждённого Годзиллой Короля Гидоры. Потерянная в схватке средняя голова заменена на механическую, повреждённые крылья также заменены металлическими, корпус и ноги защищены бронёй. Управляется сидящим внутри пилотом. Оружие: тепловые (электрический?) лучи из пастей как и у обычного Короля Гидоры, выстреливающиеся из туловища тросы с клешнями-захватами на концах, через которые (тросы) подаётся сильный ток, большая клешня, выдвигающаяся из середины туловища, используется для захвата противника.

Неслабый апгрейд. Но они опять, опять забыли про Атомный Луч! Жаль тут не случилось Купцова - тот бы быстро накатал "Странную историю Годзиллы", в которой со свойственной ему убедительностью доказал бы, что Меха-Кинг-Гидора была изначально пораженческим оружием, разработанным хорошо законспирированной группой саботажников с целью проигрыша в грядущей войне.

Баттра. Гигантская бабочка, антипод Мотры. Также ее называют Чёрная Мотра. Способна дышать под водой и переносить очень высокую температуру (лава). В состоянии личинки: хорошо плавает, способна передвигаться, находясь в вертикальном положении. Умеет ползать под землей. На голове два «бивня» и один рог на лбу. Может выпускать фиолетовые лучи из глаз и оранжевый луч из рога. В отличие от Мотры, не умеет выпускать шелк, и в бабочку превращается без окукливания. В состоянии бабочки: На голове 3 небольших светящихся рога, вертикальная пасть с «зубами», лапки развиты лучше чем у Мотры. Умеет летать в космическом пространстве, может поднимать тяжелые грузы, стреляет фиолетовыми лучами из глаз. Пыльцу не использует.

Все плохо - порошок не возят, дичка не родит, барыги разбавляют - где, спрашивается, набраться вдохновения ваятелю нетленки?.. Видимо, есть и запасной вариант - склад крысиного яда. Уж не знаю, курят ли его или употребляют вовнутрь каким-нибудь другим способом, но эффект от него превосходный. Черная Мотра форева!

Малыш Годзилла. Появился из яйца динозавра, отложенного миллионы лет назад на необитаемом острове. Эмбрион яйца в результате пребывания рядом со свалкой ядерных отходов, мутировал в Годзиллозавра. Очень дружелюбен. Когда напуган, глаза становятся красными.

Нет, все-таки радиация у японцев - это какой-то фетиш. Ну, в историческом плане оно, конечно, понятно, у любой культуры возникло бы нежное отношение к этому интересному явлению, но тут просто сам Резерфорд бы зарыдал и закричал "Верю! Верю!".

Мехагодзилла 2(Меха-Годзилла) (Хэйсэй). Разработан и сконструирован японскими учеными для борьбы с Годзиллой. Как и в лентах семидесятых годов, это боевой робот ростом с Годзиллу, точно повторяющий его внешний облик. Оружие Мехагодзиллы-2: лазерные лучи из глаз, тепловой луч (как у Годзиллы) из пасти, мощная плазменная пушка на животе, плазменные гранаты, парализующие ракеты, электрошоковые гарпуны, джи-крашер (усиленные электрошоковые гарпуны, созданные для уничтожения второго мозга Годзиллы), защитное покрытие из искусственного алмаза, отражающее тепловой луч Годзиллы. Может летать. Объединившись с Гарудой, превращается в СуперМехаГодзиллу. Управляется пилотами, кабина которых находится внутри робота.

Про то, как именно Мехагодзилла-2 объединяется с Гарудой - смотрите на ночном канале. Да, и не пытайтесь повторить этого дома.

СпэйсГодзилла.(Космический Годзилла) Появился из клеток Годзиллы, занесённых в глубокий космос Биолланте или Мотрой. Клетки были поглощены чёрной и вытолкнуты белой дырами, после чего быстро разрослись и эволюционировали, поглощая кристаллические организмы и их энергию. Внешне Космический Годзилла похож на земного, «короной» из кристаллов и кристаллическими шипами. На плечах энергетические кристаллы, которые подпитывают выкачивают энергию из наземных кристаллов и подпитывают ей СпейсГодзиллу. Способен летать (в том числе в космосе), при этом на спине появляется огромный шипастый кристаллический панцирь, который может испускать маленькие фиолетовые молнии. Стреляет такими же молниями из плечевых кристаллов. Может левитировать и без трансформации, но недалеко и гораздо медленнее. Владеет мощным телекинезом: зелёные волны либо жёлто-зелёные лучи из плечевых кристаллов. Стреляет красным лучом изо рта (мощность зависит от полученной энергии). Бьёт фиолетовыми молниями из ладоней при прикосновении. Способен ненадолго создавать перед собой щит из кристаллов. Умеет создавать электромагнитный заслон (выводит из строя электронику). Создаёт кристаллы на земле, от которых подпитывается энергией, также может использовать их в качестве клетки или запускать во врага как ракеты. Может создавать разрушительные волны при полёте (как Родан). Кроме того может драться хвостом с шипами на конце, однако предпочитает обстреливать противников.

Чума и ураган. Я даже половины этого представить не могу, а тут эвон оно как...

По-моему, это прекрасно. В некоторых местах я буквально рыдал от переполнявших душу эмоций. И, кстати, у меня не осталось сомнений относительно причин недавнего землетрясения в Японщине. Это пробудились Мотры силы природы, тщась восстановить баланс прекрасного на этой планете, который немало пошатнули японские режиссеры.

Я же собираюсь посмотреть на этой неделе "Годзилла: Финальные войны". Не потому, что у меня какое-то особенное отношение именно к этому фильму (кажется, я уже люблю их все), просто там, если верить материалам, наибольшее сосредоточение всех чудищ из всех фильмов. Ну, типа как капустник, только с Атомными Лучами, Адом и Израилем.

Вот вам пара благодатных кадров оттуда:

Обратите внимание на лютую реалистичность и покоряющую достоверность - такое доступно только самой технически-продвинутой нации мира в 2004-м, между прочим, году. Есть мнение, что Кэмерон, носившийся тогда со своим "Аватаром", увидев этот фильм, рыдал как девчонка, клялся уйти из кинематографа и разбить любимую камеру, но лишь друзья и близкие удержали его на этом тернистом пути.

Что ж, эта пятница покажет, что сильнее - воля и разум или же культурное наследие прошлого. Но, между нами, ставки я делать опасаюсь...