Как погиб виктор цой. Загадка гибели Виктора Цоя: версии и предположения

15 августа 1990 года всю страну облетело трагическое известие о гибели в автомобильной катастрофе лидера группы «КИНО» Виктора Цоя. Катастрофа произошла в Латвии, на 35 километре шоссе Слока – Талсы, у хутора Таутопнике. Виктор Цой проводил очередной летний отдых в посёлке Плиеньцемс. Вместе с ним отдыхали его подруга Наталья и его сын от первого брака. Цой неоднократно ездил по дороге, на которой произошла автокатастрофа (1).
В этот день Цой возвращался в посёлок Плиеньцемс после ночной рыбалки. В 11 часов 28 минут его автомобиль марки «Москвич 2141» столкнулся с автобусом марки «Икарус 250». Скорость автомобиля Виктора Цоя перед столкновением была определена следственными органами. Её величина составила около 130 км/час. В результате столкновения Виктор Цой погиб мгновенно. Им были получены ужасные травмы, и поэтому Цоя хоронили в закрытом гробу.
И, как всегда бывает, когда происходит трагическая смерть талантливой творческой личности, вокруг обстоятельств гибели этого человека начинают формироваться различные слабо обоснованные предположения, которые практически ничего не объясняют, но создают ореол загадочности вокруг трагедии и ажиотаж вокруг безвременно ушедшего кумира. А Виктор Цой, хотя и был звёздным парнем, однако имел высокое чувство собственного достоинства, и он не одобрил бы этого посмертного бума вокруг своего имени.
В настоящее время имеется три версии гибели рок-музыканта:
- самоубийство;
- заказное убийство;
- несчастный случай.

Самоубийство.

Прошло уже 25 лет, как не стало этого неординарного музыканта, внёсшего неоценимый вклад в становление самобытного русского рока. Друзья Виктора Цоя отмечали в нём собранность, целеустремлённость, честность, его непоколебимую уверенность в правильности выбранного им жизненного пути.
Начиная с первого альбома «45» и заканчивая последней посмертной работой «Чёрный альбом», чётко прослеживается неуклонный рост его мастерства, раскрытие многогранности его творческого потенциала. Тексты песен почти всегда оставались злободневными. Музыка органически вписывалась в текст, становясь сложнее с каждым новым выпущенным альбомом группы. До сих пор музыка группы «КИНО» остаётся запоминающейся с первых аккордов и узнаваемой всегда.
Работа В. Цоя в кинематографе также говорит о его постоянном поиске самовыражения. Фильм «Игла», вышедший на экраны страны в 1988 году, имел большой социальный резонанс среди молодёжи того непростого времени. Этот фильм выражает на языке кино гражданскую позицию Виктора Цоя.
Мог ли Виктор Цой, находясь на пике своего творчества, полный новых, как всегда, грандиозных планов, помышлять о самоубийстве?
Самоубийство людей искусства в истории человечества имеет место быть. Но причины, толкающие их на этот шаг, кроются в них самих. Кто-то зашёл в тупик в своём творчестве и ничего нового такой творец уже сделать не может; отсюда забвение друзьями, коллегами по работе, затем отчаяние и пустота. Кто-то под бременем славы деградирует: спивается или попадает в зависимость от наркотического дурмана. Единственный выход из создавшего положения такие люди видят либо в петле, либо в курке револьвера, либо в прыжке из окна многоэтажки.
Виктор Цой однозначно был сильной личностью, находящейся в постоянном поиске, был готов реализовать свои амбиции при любых обстоятельствах, сохраняя при этом своё собственное человеческое достоинство и уважая человеческое достоинство окружающих его людей. Само предположение о самоубийстве Виктора Цоя кощунственно.

Заказное убийство.

Как-то несерьёзно выглядит версия заказного убийства Виктора Цоя в виде спланированного столкновения с автобусом.
Такая операция по устранению Цоя была, практически, вообще не осуществима. Потому что злоумышленники должны были бы:
- во-первых, знать заранее дату, когда Цой поедет на рыбалку, и быть уверенными в том, что он будет возвращаться с рыбалки по этой дороге в запланированное время;
- во-вторых, быть уверенными, что к дате поездки Цоя на рыбалку ремонт автобуса «Икарус 250», принадлежащего автотранспортному предприятию № 29 города Тукумс, будет завершён;
- в-третьих, быть уверенными, что автобус «Икарус 250», выехавший с ремонтной базы, окажется в месте запланированной аварии в тот момент времени, когда там будет проезжать автомобиль В. Цоя;
- в-четвёртых, каким-то образом спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом (некоторые предполагают, что был автомобиль - «провокатор», хотя водитель автобуса второго автомобиля не видел, он видел только автомобиль, за рулём которого был Цой).
Такой план убийства Виктора даже теоретически почти не осуществим, слишком много непредсказуемых случайностей могут появиться по ходу его реализации.
В те лихие перестроечные времена неугодных или непокорных рок-музыкантов устраняли тривиальными способами. Игоря Талькова убили из пистолета за кулисами сцены во время концерта, Майка Науменко - во дворе его дома в драке, когда он возвращался с концерта. Кого-то выбрасывали из окна квартиры, где жил или просто находился в тот момент музыкант.
Виктор, возможно, мешал кому-то своей честностью, принципиальной позицией. Но главное, Виктор Цой и группа «КИНО» имели в то время огромную популярность. А творческая среда всегда была и будет пропитана ядом зависти, потому что идёт постоянная конкурентная борьба за зрителя, за популярность, за тиражи продаж альбомов. А это деньги, очень большие деньги. От Виктора Цоя, при желании, можно было бы избавиться одним из выше перечисленных, легко осуществимых способов, а не городить огород с автокатастрофой.
Кстати, имеется неподтверждённое предположение (1), что во время последней ночной рыбалки Цоя к нему подходили какие-то неустановленные лица. Между ними и Виктором, якобы, возник серьёзный конфликт. Если это были «киллеры», почему тогда они там же, на месте рыбалки, не расправились с Цоем? Место-то «глухое». Вместо этого они устроили за ним автомобильную погоню в духе «Неуловимых мстителей», чтобы спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом. Так могли поступить только шизофреники.
Доказательств заказной, спланированной автокатастрофы с Виктором Цоем не найдено. Их просто не существует. Никто не «заказывал» убийство Виктора Цоя.

Несчастный случай.

Проведённое официальное расследование по факту гибели Виктора Цоя пришло к заключению, что дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) произошло по вине водителя автомобиля «Москвич 2141». Водитель автомобиля В.Р.Цой не справился с его управлением по причине того, что заснул за рулём (1).
Но мог ли Виктор Цой заснуть за рулём? Экспертизой было установлено, что в крови В. Цоя наличие алкоголя не было обнаружено. Значит, уснуть под воздействием алкогольного опьянения Виктор не мог. Тогда, может быть, его сознание отключилось из-за усталости после ночной рыбалки, что и привело к съезду на обочину дороги. Но в этом случае, вполне очевидно, неуправляемый автомобиль продолжил бы своё движение и он, в конечном итоге, вообще бы съехал с обочины на прилегающую к дороге территорию (в кювет, или в заросли кустов и деревьев, или в речку). Безусловно, была бы автомобильная авария, но столкновения с автобусом однозначно не произошло бы. Отсюда следует, что отключиться за рулём из-за усталости Цой не мог.
В тот день Виктор Цой до последней секунды своей жизни находился в полном сознании, он пытался справиться с управлением автомобилем, вышедшим из-под его контроля, но это ему не удалось и всё завершилось выездом на встречную полосу движения и столкновением с автобусом.
Во всей этой трагедии не последнюю роль сыграл человеческий фактор. Чтобы разобраться, что произошло в тот августовский день, необходим комплексный подход к рассмотрению трагических событий, учитывающий моральное и физическое состояние водителя, его водительские навыки, погодные условия, особенности того участка дороги, где катастрофа произошла.
На иллюстрации представлена схема ДТП и фотография места ДТП по материалам источника (1). На основе анализа фотографии места автокатастрофы оказалось возможным определить ширину проезжей части, ширину обеих обочин и их состояние, а схема ДТП стала источником информации о характере движения автомобиля Цоя по обочине. Известна также другая схема этого ДТП, представленная в источнике (2). Между схемами есть одно очень существенное различие, касающееся размеров обочин дороги. Как будет показано далее, правая обочина со стороны движения Цоя сыграла главную, роковую роль в этой драме.
Из документов ГОСТ Р52398-2005. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (3) и ВСН 25-88, Минавтодор РСФСР, «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (4) следует – дорога на фотографии относится к пятой категории, является дорогой обычного типа (не скоростная дорога), с общим количеством полос движения – 1, движение транспорта по полосе осуществляется в двух направлениях. Для такой дороги ширина полосы движения должна составлять, как минимум, 4,5 метра, а ширина обочины с обеих сторон проезжей части должна составлять, как минимум, 3,5 метра. Максимальная разрешённая скорость движения для такого типа дорог должна была выдерживаться в то время в пределах 60–70 км/час, при этом водитель должен был дополнительно учитывать погодные условия и руководствоваться установленными дорожными знаками.
Согласно документу «Методические рекомендации по применению дорожных ограждений» - документ МВД СССР, 1983 год (5), высота оградительного столбика для рассматриваемой дороги должна была составлять 0,8 метра.
Далее, в соответствии с вышеприведёнными стандартами, обочина должна исключать возможность заноса или сноса автотранспортного средства при съезде на неё. Поэтому для формирования обочины предписано использовать такие материалы как гравий, мелкий щебень. Обязательно должна проводиться утрамбовка обочины. Со временем на обочине может возникнуть травяной покров, но дорожным службам предписано следить за состоянием обочин и своевременно принимать меры по их очистке и восстановлению.
Выбрав в качестве масштаба высоту оградительного столбика (0,8 метра) по фотографии удалось ориентировочно определить:
- ширина проезжей части на всей её протяжённости до ограждения моста через речку, в районе ограждения моста и далее - 5,5 метра. Никакого сужения асфальтовой дороги там не было; габаритные размеры автобуса «Икарус 250» и автомобиля «Москвич 2141» позволяли им при обычном режиме движения без проблем разъехаться в районе ограждения моста;
- перед ограждением моста ширина обочины составляла: слева – не более 2,3 метра, справа, где ехал Виктор, - не более 1,8 метра;
- в средней части ограждения моста, справа, где ехал В. Цой, имело место существенное уменьшение ширины обочины до 1,5 метра;
- правая и левая обочины имели травяной покров;
- на фотографии и на схеме ДТП источника (1) чётко видна неодинаковость обочин по ширине (в отличие от схемы ДТП источника (2), где ширина обочин почти одного размера).
С правой стороны дороги, сразу же за ограждением (см. фотографию), смутно просматривается что-то похожее на дорожный знак, по конфигурации имеющий треугольную форму. Такая форма знака и его пространственное расположение соответствует предупреждающему знаку, и поскольку впереди крутой поворот, возможно, это знак «Опасный поворот направо» (знак 1.11.1 «Правил дорожного движения РФ»). Но установлен он, исходя из схемы ДТП, за 25 метров до поворота. Согласно (6), знак «Опасный поворот» должен устанавливаться до опасного участка дороги вне населённых пунктов - минимум за 150 метров; в населённых пунктах – минимум за 50 метров. Для незнающего эту дорогу водителя такое запоздалое предупреждение о крутом повороте может закончиться плачевно для него и его автомобиля. Но Виктор Цой эту дорогу знал, и про этот крутой поворот был «в курсе». Он не раз проезжал по этой дороге, направляясь на рыбалку и возвращаясь с неё обратно.
Виктор не имел большого опыта управления переднеприводным автомобилем «Москвич 2141», имеющим определённые особенности управления им (8). Со слов отца Цоя, на этой машине, зарегистрированной на имя его первой гражданской жены Марьяны, Виктор ездил всего три месяца (2). Он, возможно, знал, что нужно делать в случае заноса автомобиля с передним приводом колёс, но только на словах. Практического опыта выхода из заноса у него не было. Виктор Цой был уверен - если возникнет такая опасная ситуация, он как-нибудь справится.

Наиболее вероятное развитие автокатастрофы.

Погода стояла ясная, температура воздуха + 28 градусов тепла (1). Время – двенадцатый час дня. Спешить Виктору незачем, тем более, впереди крутой поворот. Скорость автомобиля Цоя не превышала 60-70 км/час.
Настроение у него было хорошее, радостное. Душа просто пела после ночной рыбалки. Ночь буквально подзаряжала Виктора, зачастую давала толчок к написанию новых песен, озаряла идеями новых проектов. Тема таинства и магии ночи проходит рефреном через всё его творчество. Он любил ночь, особенно, когда проводил её в одиночестве.
Возвращение домой по известному маршруту ослабило внимание Виктора. К тому же он находился в состоянии небольшой эйфории, возникшей образно говоря, от звёздной пыли, осевшей на нём в эту ночь и породившей в его голове вихрь мыслей о дальнейших творческих планах. И неважно, что почти не спал, и неважно, что поймал всего несколько рыбёшек (обнаружили в багажнике его автомобиля после аварии). Важно, что его сердце опять требовало перемен. В эту ночь Виктор понял, что он готов к ним.
Левое боковое стекло передней водительской двери было опущено полностью, в окно врывался теплый, приятный поток встречного воздуха. Локоть левой руки облокотился на проём окна двери, пальцы левой руки придерживали рулевое колесо (руль). Большой палец его левой руки сверху руля, остальные пальцы - на руле снизу; полного кругового обхвата кистью руки обруча рулевого колеса не было. Физическое состояние левой руки расслабленное. Правая рука водителя на руле не находилась, она, скорее всего, была опущена и располагалась на рычаге управления коробкой передач и тоже была в расслабленном состоянии. К сожалению, такое положение правой руки водителя во время движения - достаточно распространенное явление, хотя по правилам управления любым транспортным средством руль всегда должен удерживаться обеими руками (7). Из вышеизложенного следует, что надёжная фиксация руля водителем отсутствовала.
Внезапно Виктор почувствовал, что что-то пошло не так. Руль выбило из расслабленной левой руки, он неожиданно провернулся вправо. Внимание Виктора мгновенно сконцентрировалось на дорожной ситуации, за руль ухватились обе руки водителя, но к этому моменту автомобиль успел частично съехать на правую обочину. Съезд произошел примерно за 16 – 17 метров до ограждения моста через речку Тейтопе. Следы протектора от правого переднего и правого заднего колёс были обнаружены на обочине.
На рассматриваемой схеме ДТП, являющейся копией схемы ДТП из следственного дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Э.К. Ашман (1), отчётливо видно, что траектория движения автомобиля Цоя по обочине имеет волнообразный вид. Это указывает на предпринятые Виктором Цоем действия по выводу автомобиля из ситуации съезда на обочину. Уснувший или потерявший сознание водитель сделать этого не смог бы.
Съехав на правую обочину и двигаясь по ней, Виктор увидел, что автомобиль приближается к ограждению моста. Чтобы избежать столкновения с ограждением, Цой надавил на педаль «газа» и подвернул руль влево (так ему советовали поступать в ситуации заноса). Автомобиль получает ускорение, соответственно, его скорость резко увеличивается. Вывернутые влево ведущие колёса машины стали уводить её переднюю часть в сторону асфальтового покрытия дороги, прочь от ограждения моста. Правая задняя часть машины, в силу инерции скользя по травяному покрову обочины, запаздывала со съездом с обочины и стремительно приближалась к ограждению. Ширина обочины в середине моста составляла не более 1,5 метра. Это явно было недостаточно для «Москвича», ширина кузова которого составляет 1,7 метра. Расстояние до ограждения неумолимо сокращалось, и из-за узости обочины, задняя часть автомобиля всё-таки ударилось об него (есть в деле по факту гибели Цоя упоминание о следе соударения автомобиля с ограждением моста).

Удар задней части машины об ограждение получился скользящий, по касательной. От удара переднюю часть автомобиля разворачивает в сторону правой обочины, да так, что на траектории движения «Москвича», на некотором удалении впереди, оказывается жилой дом. Согласно (1), в то время в доме проживала А.И. Урбанеа.
Имея небольшие запасы времени и дистанции, во избежания столкновения с домом, Виктор надавил на педаль «газа» до упора в пол автомобиля, руль резко вывернул влево и тоже до упора. В результате предпринятых Виктором Цоем действий, автомобилю удалось выехать с обочины на дорожное полотно. Оба передних колеса машины, почувствовав под собой надёжное сцепление с асфальтовым покрытием, придали автомобилю бешеное ускорение. Автомобиль молниеносно, по крутой дуге, пересекает дорогу. И неожиданно перед глазами Цоя возникает что-то непонятное, стремительно приближающееся и увеличивающееся в размерах. Идут последние секунды жизни Виктора Цоя…
Удар автомобиля Цоя в борт автобуса был таким сильным, что столкнувшиеся «Икарус» и «Москвич» двигались вместе 6 метров, пока не разъединились. После этого искалеченную машину Цоя отбросило назад к ограждению моста, примерно на 25 метров от места столкновения, а автобус съехал в речку (см. схему).
Травмы, которые получил Цой при автокатастрофе, были ужасны. Описание этих травм имеется в документах судебной экспертизы. Вывод судебных экспертов был однозначен - смерть Виктора Цоя была мгновенной. Жизнь певца оборвалась, как гитарная струна.
Водитель автобуса, выехавший из-за поворота, видел легковой автомобиль, стремительно выезжающий с обочины на встречную полосу движения автобуса; и водитель попытался избежать столкновения с ним, о чём красноречиво говорят следы протектора колёс автобуса на обочине, зафиксированные на схеме ДТП. Но предотвратить автокатастрофы не удалось.

Выводы.

1. Гибель Виктора Цоя произошла в результате несчастного случая.
2. Виктор Цой не справился с управлением своего автомобиля, и поэтому он является виновником произошедшего ДТП.
3. Виктор Цой не засыпал за рулём автомобиля и до последней секунды своей жизни он активно пытался взять контроль над машиной.
4. Внимание Виктора Цоя во время движения перед катастрофой было ослаблено по следующим причинам:
- движение совершалось по известному ему маршруту (фактор привыкания);
- движение совершалось после ночной рыбалки (фактор усталости);
- водитель не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но мог находиться в состоянии задумчивости и расслабленности (фактор невнимательности).
5. Руль автомобиля во время движения водитель В. Цой удерживал одной левой рукой; надёжной фиксации руля не было (нарушение правил безопасности движения).
6. Причиной схода автомобиля В. Цоя на правую обочину мог стать банальный наезд переднего колеса его автомобиля на препятствие. Из-за наезда на препятствие руль выбило из расслабленной левой руки Цоя, и он неконтролируемо провернулся вправо.
7. Таким препятствием на дороге могли быть либо камень, либо осколок асфальтового покрытия, либо выбоина или ухабина на дороге.
8. Состояние и ширина обочин дороги не соответствовала предписанным нормам. На обеих обочинах имелся травяной покров, способствующий сносу или заносу автомобиля при наезде на него. С правой стороны дороги по ходу движения автомобиля В. Цоя в районе центральной части ограждения моста через речку имелось существенное сужение обочины до 1,5 метра.

Заключение.

Виктор Цой не засыпал за рулём. Он среагировал на возникшую ситуацию заноса, предпринял действия по выводу автомобиля из этой ситуации, но опыта управления автомобилем «Москвич 2141» у Виктора Цоя было недостаточно. Крайне малая ширина правой обочины и наличие на ней травяного покрова создавали дополнительные трудности для вывода автомобиля из заноса. В итоге, произошло то, что произошло.

История, о том, как умер Цой, овеяна легендами. Десятилетиями живут фразы «Виктор Цой - всегда живой» и «Цой не умер. Он вышел покурить». И это не случайно…

Немного истории. Виктор Робертович Цой появился на свет в 1962 году в городе Ленинграде в семье преподавательницы физкультуры и инженера. В возрасте 14 лет он посещал художественную школу, где создал группу «Палата номер шесть». Однако за неуспеваемость был отчислен из среднего учебного заведения и перешел в ПТУ-61 для получения профессии резчика по дереву. Впоследствии друзья отмечали, что Виктор прекрасно вырезал из дерева фигурки, преимущественно нэцке. Своим обликом и поведением он подражал своему кумиру - Брюсу Ли, и даже занимался восточными единоборствами.

Творческий путь Цоя начался в Москве, где он пел на концертах, проходивших в квартирах (квартирниках). Во время одной из поездок в электричке до Москвы он пел в компании друзей, где на него обратил внимание знаменитый Борис Гребенщиков, который предложил Виктору свою помощь, а также поддержку Курёхина, Тропилло и других музыкантов.

В 1981 году Цой с друзьями основал группу «Гарин и Гиперболоиды», переименованную позже в «Кино». В этот же период была сделана первая запись, которая получила широкое распространение по стране. В 1984 году не без участия Гребенщикова и Курёхина записывается «Начальник Камчатки». В 1986 вышла запись «Ночь» (в том числе песни «Видели ночь» и «Мама-анархия»). В 1989 году фильм «Игла» с участием Цоя выходит на 2-е место в прокате СССР, он становится кумиром миллионов, выезжает на гастроли за рубеж. Летом 1990 года он дает последний концерт, в Москве. Его поклонники заполнили целый стадион Лужники.

В каком году умер Цой, знает почти каждый поклонник его творчества. Это произошло в августе 1990 (15 числа). Певец скончался от травм, которые он получил в автокатастрофе при столкновении автомобиля «Москвич» с автобусом «Икарус». Милицейский протокол того времени сообщает, от чего умер Цой - «машина передвигалась по шоссе на скорости около 130 км\час. Цой В.Р. не справился с управлением. Его смерть наступила мгновенно. Происшествие произошло на трассе Слока-Талси в Латвии рядом с городом Тукумс, 35 километр».

Специалисты, говоря о том, как умер Цой, сообщают, что он уснул за рулем, вероятнее всего от переутомления, т.к. много работал над новым альбомом. Однако до сих пор ходят слухи, что такого популярного человека могли устранить, а также версия о том, что Виктор устал от славы и решил таким образом «уйти». Ведь поклонники не получили возможности попрощаться со своим кумиром - Цоя, как жертву аварии, хоронили в закрытом гробу.

Узнав, как умер Цой, его многочисленные друзья не поверили этой информации. И многие не успели приехать на похороны с различных уголков СССР, т.к. билеты в то время были дефицитом. Его считали очень энергетичным человеком, спокойным, скромным и приятным в личном общении. Песни Цоя, по отзывам друзей и поклонников, «били как электрический ток», в них присутствуют мотивы, схожие с шаманскими, а вид певца на концертах часто был отстраненным. Поэтому многие не верят в его смерть. А современные экстрасенсы подтверждают, что он может жить где-нибудь в уединенном месте. Поэтому, возможно, мы никогда не узнаем точно, как умер Цой.

13:59 16.08.2010

ВКонтакте Facebook Одноклассники

На огромной скорости по лесной дороге несётся «Москвич», откуда доносится громкая музыка… Совершенно внезапно автомобиль ударяется в ограждение, а затем вылетает на встречку, где неспешно двигается междугородный «Икарус». Удар!

Как гласит милицейский протокол, столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета (Я 6832 МН) с рейсовым автобусом «Икарус-280» (0518 ВРН) (водитель – Фибикс Янис) произошло 15 августа 1990 года в 11:28 на 35-м километре трассы Слока – Талей. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть товарища Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал...

Что произошло за секунды до столкновения? То, что случилось, удалось восстановить достаточно подробно, благодаря протоколам милицейских экспертов и сообщениям свидетелей, которые побывали на месте происшествия: машина неслась на огромной скорости по лесной дороге (таковой она считается по официальным картам), обочина – утрамбованный песок, впереди – небольшой бетонный мосток, который пересекает то ли речушку, то ли ручеёк, то ли обычную канаву.

Внезапно автомобиль вылетает на обочину (свидетели и протоколы отмечают отчётливые следы протектора на песке), касается бетонного столбика и, оттолкнувшись от препятствия, вылетает на встречную полосу. Нужно тормозить! Но водитель продолжает движение, хотя впереди закрытый поворот… Этот поворот скрывает междугородный «Икарус», с которым через несколько секунд столкнётся «Москвич», причём следов торможения легковушки эксперты не обнаружат…

«Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» похож на эту машину – прим. авт.). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус», – дополняет картину Артур Нейманис, свидетель катастрофы.

Но почему водитель автомобиля – Виктор Цой – сначала таранит бетонный столбик, а потом, выехав на полосу встречного движения, не тормозит? Некоторые считают, что лидер группы «Кино» (сама группа тогда находилась в зените славы) позволил себе выпить спиртного: официально известно, что знаменитый певец возвращался с утренней рыбалки, а для русского человека трудно разделить водку и рыбную ловлю… Но друзья Цоя и судебные медики категорически отрицают подобное.

Вот выдержка из официального заключения: «Виктор Робертович Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления». А приятели музыканта единогласно добавляют: «Он достаточно спокойно относился к выпивке, как и к любого рода стимуляторам, несмотря на распространенное мнение».

«Очень часто водители засыпают именно на крейсерской скорости», – комментирует заключение судебных медиков инспектор ГИБДД Александр Маслов. – «Не нужно переключать передачи и, если дорога достаточно прямая, организм расслабляется… Те, кто выжил после подобных инцидентов, отмечают, что создаётся абсолютная иллюзия управления автомобилем, но человек на самом деле спит! Возможно, с музыкантом произошло нечто подобное…»

Но близкие кумира советской молодёжи сомневаются: неужели можно уснуть на такой скорости? «Я лично считаю это маловероятным, ведь от озера, где он рыбачил, до дачи 15 минут езды», – однажды заявил отец музыканта Роберт Цой. – «Может, он не справился с управлением, не совладав со скоростью… Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу. Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот. Но точного ответа нет. Вот и рождаются разные нелепые слухи».

Аналогичного мнения придерживается первая и единственная супруга рок-кумира Марьяна: «Не мог Цой заснуть за рулем! Возможно, Витя в то роковое утро находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа его пела, и он на секунду расслабился, отвлёкся...» Заставить отвлечься фронтмена группы «Кино» могла магнитола – по дороге музыкант слушал кассету, на которую буквально накануне записали новые песни группы.

Эту кассету обнаружит гитарист группы Юрий Каспарян: «Мы были на дороге у Тукумса, под Ригой... Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись...» Позднее черновик обработают, сведут и издадут пластинку «Чёрный альбом», которая мгновенно станет бестселлером и разойдётся миллионными тиражами.

Еще одна версия гибели Виктора Цоя: ему банально не хватило мастерства и опыта. «У него был небольшой водительский стаж», – говорит Роберт Цой, высказывание которого подтверждает продюсер Иосиф Пригожин, друживший с лидером группы «Кино»: «Он не был заядлым автомобилистом. По крайней мере, похоже, до злополучного «Москвича», на котором он разбился, у него не было машины – я возил его на своей «восьмерке». А «Москвич» мы вместе покупали…»

«В то время на «Москвичи» был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно. Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» - прим. авт.) договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Отдали 32 с половиной тысячи рублей», – добавляет Пригожин. – «Это было, по-моему, в мае 1990 года. Так что на своей машине Витька проездил только три месяца. Думаю, он всего пару тысяч километров на ней накатал...»

«Счетчик пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах», – поправляет коллегу бывший продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин, а инспектор ГИБДД Александр Маслов поясняет: «Даже имея врождённый талант, проездив несколько месяцев и накатав несколько тысяч километров, невозможно стать хорошим водителем – нужен гораздо больший опыт. Здесь, возможно, наложились недостаток мастерства, особенности автомобиля и дорожная обстановка…»

Дорожную обстановку, кстати, невозможно назвать благоприятной: лесная дорога, песчаная обочина, крутой поворот, где погиб легендарный музыкант, ни тогда, ни сейчас не обозначен знаками, а на самом повороте – здание, которое сильно ограничивает обзорность… «Если бы у Вити был шофёр или телохранитель, он бы, почувствовав прилив вдохновения, мог бы передать руль ему, и трагедии не случилось бы», – скажет позднее мама рок-кумира Валентина Цой.

Но этого не случилось: ни охранника, ни водителя не было и быть не могло – другое время, другие нравы… А потому остаётся только констатировать факты: 15 августа 1990 года в 11:28 лидер группы «Кино» скончался от полученных травм на месте аварии. Тут же появятся слухи о заговоре чекистов, о колдовстве экстрасенсов, но мнение экспертов и очевидцев единодушно: Виктор Цой либо уснул, либо отвлёкся, а скорость движения оказалась слишком высокой, чтобы музыкант выжил…

Иван Щербаков

21 июня исполняется 50 лет со дня рождения легендарного рок-музыканта, основателя группы "Кино" Виктора Цоя.

Певец, поэт, композитор и киноактер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец Виктора - кореец, родом из Казахстана, работал инженером, мать - русская, коренная ленинградка, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому в четвертом классе (в 1974 году) родители определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка, как и рисование, была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе. Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6".

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, на оформительское отделение. Но шрифты и плакаты были ему в тягость. Гораздо большее удовлетворение приносило увлечение музыкой.

В 1979 году он был отчислен из училища "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу. Позже учился в СГПТУ №61 по специальности "резчик по дереву", после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода Олега Валинского группу переименовали в "Кино".

В 1982 группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

Осенью 1982 года Виктор Цой работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума", на котором прозвучали такие песни, как "Алюминиевые огурцы", "Электричка" и "Троллейбус".

Весной 1983 года Алексей Рыбин покинул группу, причиной были разногласия с Виктором Цоем.

Весной 1984 года группа "Кино" выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила звание лауреатов, а песня Виктора Цоя "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была признана лучшей антивоенной песней.

Во второй половине 1984 года бы сформирован второй состав группы "Кино", куда вошли : Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара, вокал), Георгий "Густав" Гурьянов (барабаны, вокал), Александр Титов (бас, вокал). Через некоторое время на место Титова пришел Игорь Тихомиров.

Летом 1984 года группа записала альбом "Начальник Камчатки", затем вышли альбомы "Это не любовь" (1985), "Ночь" (1986), песни из которого "Мама анархия" и "Видели ночь" быстро стали популярными.

Весной 1985 года группа "Кино" стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа "Кино" получила приз за лучшие тексты.

В 1986 году группы "Кино" и "Аквариум" выступили с концертной программой в США и там же записали альбом "Красная волна" (Red Wave).

Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную "Камчатка".

Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа "Кино" получила приз "за творческое совершеннолетие".

Кроме музыкального творчества Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах "Йа хха!" (режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.

Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года - первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.

24 июня 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия , певец заснул за рулем.

Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Что же касается личной жизни музыканта, в 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива "Кино". 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели Цоя, но официально супруги не разводились.

27 июня 2005 года вдова Виктора Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась.

После смерти Виктора Цоя музыканты "Кино" решили "доработать" и выпустить последний сборник. В декабре 1990 года вышел "Черный альбом", посвященный Виктору Цою. Группа "Кино" перестала существовать.

В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке появилась "Стена Виктора Цоя". Ее исписали цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца собирались у стены два раза в год 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.

В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом фанатами.

15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник (авторы - художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили).

В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя "Котельная Камчатка" , где музыкант числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". Клуб считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

В 2009 году было объявлено о начале конкурса на изготовление и установку памятника Виктору Цою в Петербурге.

20 ноября 2010 года легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

А 21 июня 2012 года, к 50 летию со дня рождения музыканта, Аллея славы русского рока, центральное место в которой займет стена памяти Виктора Цоя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости

Как погиб Виктор Цой?

Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Смерть этого поистине талантливого рок-музыканта, автора сотен песен и актера стала шоком для миллионов поклонников. Какие версии смерти артиста рассматривало следствие?

Давайте попробуем разобраться в случившейся 26 лет назад трагедии.

21 июня 1962 года в семье преподавателя физкультуры Валентины Цой и инженера корейского происхождения Роберта Цоя родился сын Виктор. Кто же мог подумать, что обычный мальчик, который рос скромным и застенчивым ребенком, оставит о себе такую память?

Виктор комплексовал из-за своей корейской внешности, в школе учился плохо. Он предпочитал изучать те предметы, которые считал полезными для себя: физкультуру, рисование и труд. В дальнейшем именно этот опыт дал основу для его хобби: занятия восточными единоборствами, рисованию ярких картин и созданию фигурок нэцке.

Творчество рок-музыканта началось в конце 70-х начале 80-х годах прошлого столетия, когда он начал общаться с Алексеем Рыбиным. В то время Виктор играл на бас-гитаре в группе «Палата №6», а Алексей входил в состав популярной в то время «Пилигримы».

Друзья вместе ходили на квартирники, где Цой пел свои песни. Позже он стал участником группы «Гарина и Гиперболоидов», которая вошла в Ленинградский рок-клуб. Группа «Кино» возникла, когда изменился состав последнего музыкального коллектива. С того времени артисты начали собирать целые стадионы, став кумирами миллионов поклонников от Москвы до Камчатки.

В жизни молодой рок-звезды было много женщин, но самое большое влияние на него оказывала Марианна, с которой он связал узы брака в 1985 году. Позже у них родился сын Александр. Но счастье длилось не долго, и певец ушел из семьи, когда сыну исполнился год. Именно своему ребенку Виктор посвятил песню «Саша».

Пара официально не стала оформлять развод. И Цой нашел замену жене в лице Натальи Разлоговой, дочери известного кинокритика. Наталья не считала себя женой музыканта, она оставила это право Марианне. В день похорон Виктора, обе женщины стояли у гроба.

Виктор Цой был не только талантливым музыкантом, автором стихов, но и актером. Он снялся во многих фильмах, съемки которых проходили в Киеве, Ялте, Алма-Ате. Но однажды ему пришлось отказаться от роли Маугли, мотивируя причину отказа тем, что в этом мюзикле он не сможет самовыражаться.

За последние годы певец сильно изменился. Из застенчивого мальчика, краснеющего при игре на гитаре, он превратился в героя и кумира миллионов. Да, ему завидовали многие, даже коллеги.

Что произошло в тот день?

15 августа Виктор Цой в 6 часов утра отправился на рыбалку. Обычно он брал с собой сына, но в тот роковой день Саша отказался ехать с отцом. Виктор снимал дачу в Латвии под Тукумсом. Лесное озеро, где он ловил рыбу, находилось в 14 км от его дома.

В тот летний день выдалась жаркая погода: солнце плавило асфальт, было очень душно. Тихая спокойная дорога проходила через красивые места и небольшую речушку Теитупе, в которой спокойно журчала вода. Вблизи шумел лес, пели птицы.

Певец возвращался с рыбалки на новеньком автомобиле «Москвич-2141» в поселок Плиеньциемс с небольшим уловом: двумя рыбешками. Он слушал музыку по магнитофону.

В какой-то момент он не справился с управлением, выехал на встречную полосу, где на большой скорости столкнулся с автобусом «Икарус-250».

Удар был такой силы, что музыкант умер мгновенно.

Об аварии в Тукумский райотдел милиции сообщил житель хутора Дреймани, позвонивший в 11.30 по местному времени. На место происшествия, то есть на 35-й километр трасы Слока-Талсы, выехала бригада скорой помощи и дежурный инспектор.

Как удалось выяснить, Москвич двигался со скоростью 130 километров в час, а автобус — 70. От сильнейшего столкновения от автомобиля остался целым только задний бампер. Автомобиль отнесло от места аварии на 18 метров к мосту, двигатель был найден в 50 метрах от места ДТП. Передний бампер Икаруса в буквальном смысле оказался в салоне Москвича, тем самым принеся множественные травмы водителю легкового автомобиля.

Очевидцы свидетельствовали, что зрелище на месте дорожно-транспортного происшествия было ужасным. От новенького темно-синего Москвича не осталось живого места. Возле автомобиля лежал молодой черноволосый парень.

Приехавшая Скорая помощь зафиксировала смерть, которая наступила в результате черепно-мозговой травмы и множественных переломов. Водитель автобуса отделался легким испугом. К счастью, пассажиров в Икарусе не было.

В ходе обыска легкового автомобиля были найдены такие вещи: кассетный магнитофон, колонки, запасное колесо, набор инструментов, три удочки, рыболовные снасти, две рыбешки, деньги и паспорт на имя Цой Виктор Робертович.

Анализ крови показал, что певец находился в трезвом состоянии, в последние 48 часов он не принимал алкоголь и наркотические вещества. Единственным наркотиком Виктора была музыка.

Похоронили музыканта 19 августа 1990 году в Ленинграде на Богословском кладбище. Многотысячные поклонники, пришедшие проститься с кумиром, создали огромную очередь.

Причины аварии

Была ли гибель Виктора Цоя самоубийством, несчастным происшествием или умышленным убийством? Что произошло в тот роковой день? Ответ мы уже не сможем узнать, в наших силах остается только рассмотреть перечисленные версии.

Мать певца, Валентина Цой, рассказывала, что Виктор был спокойным, уравновешенным человеком, поэтому он не мог покончить с собой. По возвращении из Риги певца ждали съемки в фильме, запись альбома и гастроли в Японии и Южной Корее.

С трудом верится в то, что молодой преуспевающий рок-музыкант и талантливый актер, находящийся на пике популярности, мог неожиданно покончить с собой. К тому же, даже если певец и планировал суицид, то как он мог узнать, что из-за поворота неожиданно выскочит автобус. Эта версия маловероятна.

Версия несчастного случая больше подходит под произошедшие события и факты. Следствие утверждает, что певец заснул. Но как можно заснуть водителю автомобиля, который едет со скоростью 130 километров в час? Пусть у Виктора опыт вождения был невелик, но не может даже сильно уставший человек средь бела дня заснуть на такой скорости.

Этого мнения придерживалась и вдова музыканта. К тому же, Цой прекрасно знал эту дорогу, за 100 метров до злополучного поворота стоит знак, предупреждающий опасный поворот. Как примерный водитель мог его проигнорировать и уснуть?

Может Виктор просто отвлекся от вождения, чтобы поменять кассету в рядом стоящем магнитофоне? Ведь на шоссе не было найдено следов торможения автомобиля. Но в таком случае есть нестыковка. В то время Москвич считался довольно солидной маркой, но при езде на высокой скорости в салоне машины появляется сильный шум.

Грохот не то что не дает возможность музыку послушать, но и затрудняет разговор с собеседником. Поэтому врядли Цой по дороге менял кассету. Тем более, жена утверждала, что певец, несмотря на свой небольшой водительский стаж, аккуратно водил автомобиль, и не мог отвлечься от дороги для такой мелочи.

С трудом верится и в то, что у рок-звезды были враги, которые желали ему смерти. Но версия умышленного убийства имеет место.

Судя по воссозданной картине происшествия, можно говорить о том, что кто-то мешал ехать музыканту по своей полосе.

Возможно, этот загадочный человек вынудил Виктора выехать на встречную полосу. Но водитель автобуса не заметил посторонних машин, утверждая, что тогда на дороге их было двое. А как понимать тот факт, что шофер Икаруса через два месяца после трагедии был убит? Может кто-то хотел убрать свидетеля?

Опытный водитель Икаруса работал на междугородних перевозках, он пытался избежать столкновения, рискуя своей жизнью. Следствие по делу аварии прошло быстро, без дополнительных экспертиз, а родные, друзья и коллеги не настояли на тщательном расследовании. Хотя Марианна пыталась поговорить с водителем, но ей это не удалось.

Цой не умер — он просто вышел покурить

Да, так и есть. Лидер группы «Кино» до сих пор жив в своих песнях, фильмах и в сердцах поклонников. Его творчество бессмертно.

Иногда всплывают слухи о том, что якобы Виктор Цой жив, сейчас живет в Японии, занимается автомобильным бизнесом. Эту версию озвучил некий самозванец, который позвонил в одну из российских редакций. Человек представился известным рок-музыкантом и пояснил, что погиб в аварии не Виктор Цой, а какой-то мужчина.

Услышав об аварии, певцу пришла в голову идея подстроить свою смерть. И здесь возникает вопрос «Почему рок-звезду» похоронили в закрытом гробу? Может действительно в далеком 1990 году в новеньком темно-синем Москвиче-2141 сидел за рулем не Цой?

Голос из трубки был записан на диктофон, и экспертиза показала, что голоса идентичны. Но поскольку собеседник не пожелал встретиться с редактором, мотивируя отказ тем, что еще не пришло время, чтобы все рассказать, то этот незнакомец остался загадкой.

Виктор Цой написал сотни песен, он собирал полные стадионы фанатов, его музыку любили и любят до сих пор любят миллионы.

О таком человеке можно смело сказать, что жизнь талантливого рок-музыканта не прошла бесследно. Виктор погиб в зените славы!