"Кладовая солнца" (Пришвин): анализ произведения. Урок-конспект по литературе: "М

Слайд 2

Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.

М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.

Слайд 3

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин.

«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.

Слайд 4

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».

Слайд 5

Прототипы в повести

Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.

Слайд 6

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).

Слайд 7

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.

Слайд 8

Образ автора в повести.

Каким видит окружающий мир Пришвин? Каким человек предстает он перед нами? Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца.

Слайд 9

Сказочное и реальное в повести.Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия. Время действия – период Великой Отечественной войны. Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели. Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).

Слайд 10

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Слайд 11

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре? Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Слайд 12

Зачем отправились дети? Какова их цель?Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?

Слайд 14

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Слайд 15

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Слайд 16

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не похож на него Антипыч? Какую главную тайну не открыл Антипыч ребятишкам? Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Слайд 17

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Природа одушевлена и одухотворена. Художественный прием – олицетворение.

Слайд 18

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему? В чем отличие компаса от сказочного клубка, который ведет за собой героя?

Слайд 20

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.

Слайд 21

У каждого своя тропа.

  • Слайд 22

    Настя и Митраша.

    Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях? Почему в деревне любили Митрашу и Настю? Как относились друг другу брат и сестра? Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать? Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга? Что позвало ребят в поход за клюквой?

    Слайд 23

    Роль природы в повести.

    Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему? Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? Как отреагировала природа на то, что произошло? Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?

    Слайд 24

    Поведение Насти и Митраши.

    Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание? А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес? Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им? А когда и где вспомнила Настя о брате? Почему она испугалась, увидев гадюку? Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись? Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему? Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?

    Насти и Митраши

    Тип урока: комбинированный

    Цели:

    · на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,

    · анализировать поступки детей, их поведение в природе;

    · развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

    Задачи:

    Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

    Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

    Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

    Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

    Ход урока.

    Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

    М. Пришвин

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

    Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

    Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

    Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

    11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

    (Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

    ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

    III. Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

    1 эпизод - “Митраша в беде”.

    Как природа предупреждает мальчика об опасности?

    (“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

    (Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

    2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

    Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

    (Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

    Как животные реагируют на появление детей в лесу?

    (Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

    IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

    (Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

    Вопросы классу:

    1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

    Вопросы классу:

    1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

    2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

    4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

    5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

    I V . Вывод.

    Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

    Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

    Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

    Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

    Итак, внимание на экран.

    V. Домашнее задание:

    1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
    2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

    3. Решить кроссворд.

    М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли-вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде-альными для литературы того времени были произведения, пол-ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен-ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви-на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на-сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од-ним из самых неразгаданных писателей.

    Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен-но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас-сказ «Кладовая солнца».

    Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова-ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав-шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку-тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис-ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы-бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня-тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо-жественного повествования, в которой он мог свободно вопло-тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма-леньких солнышка.

    «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… <…>Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. <…> Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест-ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде-ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

    И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо-минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти-ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

    Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу-харь в темном лесу.

    Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

    Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

    Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

    Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ-ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот-ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо-жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо-щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла-дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели. Материал с сайта

    Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет-но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум-ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

    Таким образом, главная тема в были — тема единения чело-века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб-ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

    План

    1. Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
    2. Дети собираются за клюквой.
    3. Ребята повздорили и пошли разными тропами.
    4. Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
    5. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
    6. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се-рого Помещика, и дети возвращаются домой.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • кладовая солнца пришвин тест с ответами
    • составить план кладовая солнца
    • быль кладовая солнце найти строку настя находит палестинку всю усыпанную клюквой а митрашам попадает в болото
    • сочинение вместе с гатовым планами кладовая солнца
    • план по сказке были кладовая солнца

    Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется "Мужичком в мешочке".

    В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

    Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

    Важные детали анализа "Кладовая солнца"

    Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

    Образ старика Антипыча автор создал сказочно - неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться. Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди. Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге "маленьким Антипычем" нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

    Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

    Выводы о характерах главных героев

    Собака Травка не сразу стала воспринимать Митрашу, как своего нового хозяина. Лишь когда герой окликнул своего спасителя-собаку, она приняла его власть. Оказавшись в сильной опасности, Митраша проявил взрослые качества, силу и смелость, и Травка почувствовала это. К тому же, вставший на пути Митраши матерый хищник, оказался сражен человеком, а это еще одно проявление силы и мужества.

    Мы надеемся, что данный анализ повести "Кладовая солнца" окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге , делитесь статьями с друзьями.

    4.50 /5 (90.00%) 2 votes

    Сказку-быль «Кладовая солнца» М. Пришвин написал уже после окончания Великой Отечественной войны. И хотя в основу сказки были положены события одного мирного дня, произошедшие в лесу, а не события прошедшей войны, все же именно воспоминания о мужественной и суровой жизни соотечественников во время войны, воспоминания о близком сердцу писателя Переславском крае послужили материалом для написания «Кладовой солнца».

    Главными героями произведения являются сестра и брат – Настя и Митраша. У каждого из них есть свои недостатки и свои достоинства. Митраша был младше сестры на два года. Он был упрямым и сильным не по годам мальчиком, очень плотным, лобастым, с широким затылком. Лицо Митраши был сплошь усыпано веснушками, а его задорный носик глядел вверх. Брат Насти был упрямым, но очень целеустремленным и трудолюбивым.

    В школе Митрашу называли «Мужичок в мешочке», потому что он был настоящим хозяином – в десятилетнем возрасте мальчику доводилось выполнять всю мужскую домашнюю работу. Отец Насти и Митраши погиб на войне, а мама умерла от болезни. Брат и сестра остались сиротами. Мальчик был очень похож на отца и обладал всеми качествами взрослого человека. Еще до того, как погиб отец, мальчик успел научиться у него столярному делу. У Митраши остались все нужные для такой работы инструменты, благодаря чему мальчик делал разную деревянную посуду – лохани, бочонки, шайки.

    Митраша был взрослым не по годам. Он участвовал во всех собраниях и пытался разобраться в том, что обсуждали на этих собраниях взрослые. Мальчик любил природу и умел пользоваться ее благами. Однажды, когда мальчик оказался в лесу, он слишком увлекся и, сам того не замечая, оказался в беде.

    Митраша очень любил свою старшую сестру. Подражая отцу, он все время ее учил и наставлял ее. А когда сестренка не слушалась, Митраша начинал злиться и хорохориться. Но все равно я уверен, что Митраша – это очень хороший человек, который вырастет достойным и трудолюбивым мужчиной.

    Настя же вся была в мать. Из-за того, что девочка вся будто бы отливала золотом – золотые веснушки на лице, такие же золотые волосы, – автор дал ей шутливое прозвище «золотая курочка».

    Настя и Митраша были очень умными детьми. Они не только сами вели домашнее хозяйство, но и часто участвовали в общественных работах. Дети работали на скотных дворах, на колхозных полях и лугах. У них и дома было много домашних животных, с которыми они справлялись не хуже взрослых.

    Митраша и Настя были очень похожи друг на друга и в то же время сильно отличались. Брат был очень упрям и именно из-за этого попал в беду. Настя пыталась отговорить брата идти по заболоченной дороге, но тот ее не послушался. Настя разозлилась и бросила брата в лесу. Но тот, попав в Слепую Елань, не растерялся и, подозвав собаку, спасся. Настя тоже пострадала бы в лесу. Если бы она не опомнилась, ее укусила бы змея.

    На фоне красивой природы и всех ее богатств жадность Насти воспринимается как упрек автора тем людям, которые отступают от истинного и пренебрегают человеческими ценностями. Зло, с которым сталкивается Настя, помогает ей осознать свой нехороший поступок и понять, в какой опасности она оставила своего брата.

    В сказке «Кладовая солнца» М. Пришвин показывает не только жизнь детей, оставшихся сиротами из-за войны, но и красоту природы, на фоне которой проходит их непростая жизнь. Автор уверен, что благодаря природе любой человек сможет задуматься о своих поступках и разобраться в том, что он сделал в своей жизни правильно, а что – нет.