Кто есть кто в войне и мире. Самая простая классификация

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Характеристика героев романа “Война и мир”: образы персонажей

4.2 (84%) 5 votes

В этой статье мы представим вам главных персонажей произведения Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Характеристики героев включают основные черты внешности и внутреннего мира. Все персонажи произведения весьма любопытны. Очень большим по объему является роман "Война и мир". Характеристики героев даны лишь кратко, а между тем, по каждому из них можно написать отдельную работу. Начнем наш анализ с описания семьи Ростовых.

Илья Андреевич Ростов

Семья Ростовых в произведении - типичные московские представители дворянства. Глава ее, Илья Андреевич, известен щедростью и хлебосольством. Это граф, отец Пети, Веры, Николая и Наташи Ростовых, богач и московский барин. Он мотоват, добродушен, любит пожить. Вообще, говоря о семье Ростовых, следует заметить, что искренность, доброжелательность, живой контакт и непринужденность в общении были свойственны всем ее представителям.

Некоторые эпизоды из жизни деда писателя были использованы им при создании образа Ростова. Судьба этого человека отягощается осознанием разорения, которое он не сразу понимает и не в силах остановить. В его внешнем облике также имеются некоторые черты сходства с прототипом. Этим приемом пользовался автор не только в отношении Ильи Андреевича. Некоторые внутренние и внешние черты родных и близких Льва Толстого угадываются и в других персонажах, что подтверждает характеристика героев. "Война и мир" - масштабное произведение с огромным количеством действующих лиц.

Николай Ростов

Николай Ростов - сын Ильи Андреевича, брат Пети, Наташи и Веры, гусар, офицер. В конце романа он предстает как муж Марьи Болконской, княжны. В облике этого человека виднелись "восторженность" и "стремительность". В нем отразились некоторые особенности отца писателя, который участвовал в войне 1812 года. Отличается этот герой такими чертами, как веселость, открытость, доброжелательность и самопожертвование. Будучи убежденным в том, что он не дипломат и не чиновник, Николай оставляет университет в начале романа и поступает в гусарский полк. Здесь он участвует в Отечественной войне 1812 года, в военных кампаниях. Николай принимает первое боевое крещение, когда происходит переправа через Энс. В Шенграбенском сражении он ранен в руку. Пройдя испытания, этот человек становится настоящим гусаром, храбрым офицером.

Петя Ростов

Петя Ростов - младший ребенок в семье Ростовых, брат Наташи, Николая и Веры. Он предстает в начале произведения еще маленьким мальчиком. Петя, как и все Ростовы, весел и добр, музыкален. Он хочет подражать брату и тоже желает в армию. После отъезда Николая Петя становится основной заботой матери, которая только осознает в то время глубину своей любви к этому ребенку. Во время войны он случайно попадает в отряд Денисова с поручением, где остается, так как хочет принять участие в деле. Петя гибнет по стечению обстоятельств, проявляя перед смертью лучшие черты Ростовых в отношениях с товарищами.

Графиня Ростова

Ростова - это героиня, при создании образа которой были использованы автором а также некоторые обстоятельства жизни Л. А. Берс, тещи Льва Николаевича, а также П. Н. Толстой, бабушки писателя по отцу. Графиня привыкла жить в атмосфере доброты и любви, в роскоши. Доверием и дружбой своих детей она гордится, балует их, переживает за их судьбы. Несмотря на внешнюю слабость, даже некоторое героиня в отношении своих детей принимает разумные и взвешенные решения. Продиктовано любовью к детям и ее стремление любой ценой женить Николая на обеспеченной невесте, а также придирки к Соне.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - это одна из главных героинь произведения. Она является дочерью Ростова, сестрой Пети, Веры и Николая. В конце романа становится женой Пьера Безухова. Эта девушка представлена как "некрасивая, но живая", с большим ртом, черноглазая. Прототипом этому образу послужили жена Толстого, а также ее сестра Берс Т. А. Наташа очень чутка и эмоциональна, она может интуитивно угадывать характеры людей, в проявлениях чувств иногда эгоистична, но чаще всего способна на самопожертвование и самозабвение. Это мы видим, например, при вывозе из Москвы раненых, а также в эпизоде выхаживания матери после того, как скончался Петя.

Одно из главных достоинств Наташи - ее музыкальность, красивый голос. Пением своим она может пробудить все лучшее, что есть в человеке. Именно это спасает Николая от отчаяния после того, как он проиграл большую сумму.

Наташа, постоянно увлекаясь, живет в атмосфере счастья и влюбленности. После знакомства с князем Андреем в ее судьбе происходит перемена. Оскорбление, нанесенное Болконским (старым князем), подталкивает эту героиню к увлечению Курагиным и к отказу князю Андрею. Лишь многое перечувствовав и пережив, она осознает свою вину перед Болконским. Но настоящую любовь эта девушка испытывает лишь к Пьеру, женой которого становится в конце романа.

Соня

Соня - воспитанница и племянница графа Ростова, которая выросла в его семье. В начале произведения ей 15 лет. Эта девушка полностью вписывается в семью Ростовых, она необыкновенно дружна и близка с Наташей, влюблена с детства в Николая. Соня молчалива, сдержанна, осторожна, рассудительна, в ней развита в высшей степени способность к самопожертвованию. Она привлекает внимание нравственной чистотой и красотой, однако в ней нет той прелести и непосредственности, которыми обладает Наташа.

Пьер Безухов

Пьер Безухов в романе является одним из главных персонажей. Поэтому без него была бы неполной характеристика героев ("Война и мир"). Кратко опишем Пьера Безухова. Он является незаконнорожденным сыном графа, известного вельможи, который стал наследником огромного состояния и титула. В произведении изображается толстым, массивным молодым человеком, в очках. Отличают этого героя робкий, умный, естественный и наблюдательный взгляд. Он воспитывался за границей, в России появился незадолго до начала кампании 1805 года и смерти отца. Пьер склонен к философским размышлениям, умен, добросердечен и мягок, к другим сострадателен. Он также непрактичен, порой подвержен страстям. Андрей Болконский, его ближайший друг, характеризует этого героя как единственного "живого человека" среди всех представителей света.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин - офицер, брат Ипполита и Элен, сын князя Василия. В отличие от Ипполита, "спокойного дурака", на Анатоля его отец смотрит как на дурака "беспокойного", которого надо всегда выручать из различных неприятностей. Этот герой глуп, нагл, щеголеват, в разговорах не красноречив, развращен, не находчив, однако обладает уверенностью. На жизнь смотрит как на постоянное увеселение и удовольствие.

Андрей Болконский

Андрей Болконский - один из главных героев в произведении, князь, брат княжны Марьи, сын Н. А. Болконского. Описан как "весьма красивый" молодой человек "небольшого роста". Он гордый, умный, ищет в жизни большого духовного и интеллектуального содержания. Андрей образован, сдержан, практичен, имеет сильную волю. Его кумир в начале романа - Наполеон, которого также представит читателям чуть ниже наша характеристика героев ("Война и мир"). Андрей Балконский мечтает ему подражать. После участия в войне живет в деревне, растит сына, занимается хозяйством. Затем возвращается в армию, в Бородинском сражении погибает.

Платон Каратаев

Представим и этого героя произведения "Война и мир". Платон Каратаев - солдат, встретившийся в плену Пьеру Безухову. На службе он прозван Соколиком. Заметим, что в первоначальной редакции произведения не было этого персонажа. Появление его было вызвано окончательным оформлением в философской концепции "Войны и мира" образа Пьера.

При первом знакомстве с этим добродушным ласковым человеком Пьер был поражен ощущением чего-то спокойного, исходящего от него. Этот персонаж привлекает других своим спокойствием, добротой, уверенностью, а также улыбчивостью. После смерти Каратаева благодаря его мудрости, народной философии, выражавшейся неосознанно в его поведении, Пьер Безухов понимает смысл бытия.

Но не только изображаются в произведении "Война и мир". Характеристики героев включают и реальных исторических лиц. Основные из них - Кутузов и Наполеон. Их образы довольно подробно описаны в произведении "Война и мир". Характеристики героев, которых мы упомянули, приведены ниже.

Кутузов

Кутузов в романе, как и в действительности, - главнокомандующий русской армией. Описывается как человек с пухлым лицом, изуродованным раной, с Он тяжело ступает, полный, седой. Впервые на страницах романа появляется в эпизоде, когда изображается смотр войск под Бранау. Производит впечатление на всех знанием дела, а также вниманием, которое скрыто за внешней рассеянностью. Кутузов способен быть дипломатичным, он довольно хитер. Перед Шенграбенским сражением благословляет Багратиона со слезами на глазах. Любимец боевых офицеров и солдат. Считает, что для победы в кампании против Наполеона необходимо время и терпение, что дело решить могут не знания, не ум и не планы, а что-то другое, не зависящее от них, что личность по-настоящему влиять на ход истории не в состоянии. Кутузов более созерцает ход событий, чем вмешивается в них. Однако он умеет все запомнить, выслушать, увидеть, не помешать ничему полезному и не позволить вредного. Это скромная, простая и потому величественная фигура.

Наполеон

Наполеон - реальное историческое лицо, французский император. Накануне основных событий романа является кумиром Андрея Болконского. Перед величием этого человека преклоняется даже Пьер Безухов. Уверенность и самодовольство его выражаются во мнении, что присутствие его повергает в самозабвение и восторг людей, что в мире все зависит лишь от его воли.

Такова краткая характеристика героев в романе "Война и мир". Она может послужить основой для более детального анализа. Обратившись к произведению, вы можете дополнить ее, если нужна подробная характеристика героев. "Война и мир" (1 том - представление главных героев, последующие - развитие характеров) детально описывает каждого из указанных персонажей. Внутренний мир многих из них меняется со временем. Поэтому Львом Толстым представлена в динамике характеристика героев ("Война и мир"). 2 том, например, отражает их жизнь в период между 1806-м и 1812 годом. Последующие два тома описывают дальнейшие события, их отражение в судьбе персонажей.

Большое значение имеют для понимания такого творения Льва Толстого, как произведение "Война и мир" характеристики героев. Через них отражается философия романа, передаются авторские идеи и мысли.

Роман-эпопея «Война и мир» — произведение грандиозное по своему замыслу, идее, масштабу изображенных событий. В нем действует огромное количество персонажей, причем наряду с реальными историческими лицами здесь сосуществуют вымышленные, которые тем не менее кажутся нам ничуть не менее реальными. Их психологическая достоверность такова, что часто возникали попытки в этих героях, созданных творческим воображением писателя методом реалистической типизации, найти черты реально существовавших людей — прототипов героев романа "Война и мир"..

В произведениях писателей-реалистов действительно не редко встречаются персонажи, у которых есть такие прототипы. Рассмотрим в статье вопрос о том, возможно ли найти их у отдельных персонажей романа «Война и мир».

Прототипы героев вряд ли существовали. Сам Толстой не раз высказывался по поводу этого вопроса резко негативно. Но тем не менее его персонажи были настолько типичны и жизненны, столь необыкновенна была степень достоверности их изображения, что и современники писателя, да и читатели более позднего времени, продолжали задаваться вопросом: неужели таких людей никогда не было на свете и писатель их просто выдумал. Вот почему Толстому пришлось объясниться по этому поводу в отдельной статье — «Несколько слов по поводу книги «Война и мир». Здесь он еще раз подчеркивал, что не следует искать прототипы героев романа "Война и мир". Именно эта четко выраженная писательская позиция позволяет нам достаточно верно оценить тех «претендентов» на их роль, о которых нам известно.

Исследователи творчества Толстого установили, что в обрисовке персонажей романа писатель шел исходя из своеобразных «анкетных» сведений: он определял их по деловым способностям, по характеру любовных отношений, по художественным вкусам и т.д. При этом герои брались не изолированно, а распределялись по семействам: Ростовы, Болконские, Курагины. Затем в процессе создания романа характеры героев становились более определенными, иногда достаточно серьезно изменяясь и уточняясь. По при этом писатель придерживался принципа исторической и психологической достоверности каждого из нарисованных им характеров.

Этим во многом объясняется выбор фамилий главных персонажей. Толстой сознательно использовал традиционные, привычные для дворянской среды той эпохи фамилии, лишь слегка видоизменяя их: так появились, например, фамилии Друбецкой по аналогии с Трубецкой, Болконский — Волконский и т.д. Все это наталкивало читателей-современников писателя на проведение определенных параллелей. Так одна дама из семейства князей Волконских обратилась к писателю с вопросом о князе Андрее как о возможном родственнике. Это вызвало справедливое возражение писателя, которое для нас очень важно для понимания того, были ли у героев романа "Война и мир" прототипы.

И все же попытки связать героев Толстого с определенными лицами продолжались и дальше. Иногда в них можно заметить следы действительно существовавшего у Толстого замысла, от которого он впоследствии по тем или иным причинам отказался. Так произошло с изображением аристократки, хозяйки модного Петербургского салона фрейлины Анны Павловны Шерер . Ее салон в романе — это яркое выражение антинациональной сущности аристократии и высшего света, а сама Анна Павловна — воплощение чопорности, лживости, фальшивой любезности, характерной для этой среды. Но по первоначальному замыслу этот персонаж должен был играть совсем иную роль, героиня, которая именовалась фрейлина Аннета Д., казалась вполне милой и симпатичной дамой. Вполне вероятно, что в этом начальном варианте Толстой представлял себе реальное лицо — свою тетку фрейлину Александру Андреевну Толстую , дружбой с которой он гордился. Вот как пишет он о предполагаемой героине романа в плане работы: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью». Начальный вариант романа во многом сохраняет черты прототипа в этой героине. Этот образ претерпел в окончательной редакции романа поистине кардинальные изменения, став своей полной противоположностью.

Конечно, можно найти и другие примеры, не связанные со столь резкой переменой. Всем памятен образ Денисова, сама фамилия которого явно призвана вызвать ассоциацию с Денисом Давыдовым , участником Отечественной войны 1812 года, гусаром, который, как и герой романа, сражался в партизанском отряде. Здесь сходство между персонажем и прототипом достаточно очевидно, хотя, разумеется, и в этом случае речь не может идти о простом копировании. Также показателен образ Марьи Дмитриевны Ахросимовой, прототипом которой считается известная в Москве влиятельная и богатая знатная дама, которая жила на Поварской, — Офросимова : созвучие фамилий здесь совершенно очевидно. Кстати, сходный образ есть и в комедии Грибоедова «Горе от ума» — это грозная московская барыня Хлестова, которую побаивается даже Фамусов.

Ряд подобных примеров можно было бы продолжать и дальше, но, пожалуй, самой интересной с точки зрения проблемы прототипов является история, связанная с образом самой любимой и дорогой Толстому героини — Наташи Ростовой. По одной из версий ее прототипом могла быть девушка, близкая семье Толстых, — Татьяна Берс , в замужестве Кузьминская . Она впоследствии написала книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которой утверждала, что с нее Толстой писал Наташу, соответственно, прототипом графини Ростовой она считала свою маму и т.д. Существует несколько свидетельств писателя, которые дают основания рассматривать такую версию как возможную. Но все же они не дают основания говорить о том, что судьба Т.А. Кузьминской и ее характер точно соответствовали жизни его героини. Возможно, речь шла лишь о портретном сходстве. Тем более, как установили исследователи творчества писателя, работа Толстого над этим образом шла совершенно другим путем.

Известно, что вначале эта героиня появляется в набросках незаконченного романа «Декабристы», в котором предполагалось рассказать о возвращении из ссылки старого декабриста Петра с женой Наташей. Оба они, естественно, уже совсем немолодые люди. Так что, работая над образом Наташи Ростовой из «Войны и мира», Толстой отталкивался от заключительной фазы развития характера героини: жены декабриста, последовавшей за мужем в Сибирь и разделившей все тяготы, выпавшие на его долю. Вряд ли можно предположить, что для такой Наташи прототипом могла послужить совсем еще молоденькая девушка, хотя это не исключает того, что писатель внимательно следил за жизнью своей знакомой Татьяны. Скорее, можно говорить об обратном влиянии. Возможно, после появления романа Толстого Кузьминская смогла иначе оценить себя, свою молодость, лучше разобраться в своей жизни. Впрочем, такое же значение многие образы из романа Толстого могли иметь и для других людей, причем не только его современников.

Именно в этом и состоит суть писательского творчества — находить в жизни отдельные факты, на основе которых создаются типы людей, близкие и понятные многим. И чем совершеннее художественное творение, тем глубже может быть эта связь. Не случайно так часто пытаются найти прототипов именно вершинных произведений литературы, будь то «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Отцы и дети» или «Братья Карамазовы». Но конечно же никто из героев этих классических произведений русской литературы не может быть полностью сведен к их возможным прототипам, хотя выявление их и дает возможность лучше разобраться в творческой лаборатории писателя.

Герои романа «Война и мир»

В основу оценки героев своей книги Л.Н.Толстой положил «мысль народную». Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любят родину и народ и героиня романа, чудесная «волшебница» Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе - все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.

В романе увековечен беспримерный подвиг Москвы. Ее жители в отличие от жителей столиц других стран, покоренных Наполеоном, не захотели подчиниться завоевателям и покинули родной город. «Для русских людей, - говорит Толстой, - не могло быть вопроса, хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Войдя в Москву, которая была похожа на опустевший улей. Наполеон почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника. Он стал настойчиво домогаться перемирия и дважды направлял послов к Кутузову. От имени народа и армии Кутузов решительно отверг предложение Наполеона о мире и организовал контрнаступление своих войск, поддержанное партизанскими отрядами.

Потерпев поражение в Тарутинском бою, Наполеон оставил Москву. Вскоре началось беспорядочное бегство его полков. Превратившись в толпы мародеров и грабителей, наполеоновские войска бежали обратно по той же дороге, которая привела их в русскую столицу.

После сражения под Красным Кутузов обратился к своим солдатам с речью, в которой сердечно поздравил их с победой и поблагодарил за верную службу отечеству. В сцене под Красным с особой проникновенностью раскрывается глубочайшая народность великого полководца, его любовь к тем, кто спас родину от иноземного порабощения, его настоящий патриотизм.

Однако следует заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался, и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда французы гнали партию пленных по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели…

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с убедительной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И она всегда будет служить для свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера: «Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами?» И Пьер ответил: «Я думаю, что да…»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец! - думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключительного труда».

), вторжение французов в Россию , Бородинское сражение и взятие Москвы, вступление союзных войск в Париж; конец романа отнесен к 1820 году. Автор перечитал множество исторических книг и мемуаров современников; он понимал, что задача художника не совпадает с задачей историка и, не стремясь к полнейшей точности, хотел создать дух эпохи, своеобразие ее жизни, живописность ее стиля.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Конечно, исторические лица Толстого несколько модернизированы: часто они говорят и думают, как современники автора. Но это подновление старо неизбежно при творческом восприятии историке кого процесса как непрерывного, жизненного потока. В противном случае получается не художественное произведение, а мертвая археология. Автор ничего не придумывал – он только выбирал то, что ему казалось наиболее показательным. «Везде, – пишет Толстой, – где только в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг».

Для «семейных хроник», помещенных в исторические рамки наполеоновских войн , он пользовался фамильными воспоминаниями, письмами, дневниками, неопубликованными записками. Сложность и богатство «человеческого мира», изображенного в романе, можно сравнить только с галереей портретов многотомной «Человеческой комедии» Бальзака . Толстой дает более 70 подробных характеристик, намечает несколькими штрихами множество второстепенных лиц – и все они живут, не сливаются друг с другом, остаются в памяти. Одной остро схваченной деталью определяется фигура человека, его характер и поведение. В приемной умирающего графа Безухова один из наследников – князь Василий в растерянности ходит на цыпочках. «Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом». И в этом подпрыгивании сказывается вся натура сановного и властного князя.

Внешняя черта приобретает у Толстого глубокое психологическое и символическое звучание. У него несравненная острота зрения, гениальная наблюдательность, почти ясновидение. По одному повороту головы или движению пальцев он угадывает человека. Каждое чувство, даже самое мимолетное, немедленно воплощается для него в телесном знаке; Движение, поза, жест, выраженье глаз, линия плеч, дрожание губ читаются им как символ души. Отсюда – то впечатление душевно-телесной цельности и полноты, которое производят его герои. В искусстве создания живых людей с плотью и кровью, дышащих, движущихся, отбрасывающих тень, Толстой не имеет себе равных.

Княжна Марья

В центре действия романа поставлены две дворянские семьи – Болконских и Ростовых. Старший князь Болконский, генерал-аншеф екатерининских времен, вольтерьянец и умный барин, живет в имении Лысые Горы с дочерью Марьей, некрасивой и уже немолодой. Отец страстно ее любит, но воспитывает сурово и мучит уроками алгебры. Княжна Марья «с прекрасными лучистыми глазами», с застенчивой улыбкой – образ высокой духовной красоты. Она безропотно несет крест своей жизни, молится, принимает «Божьих людей» и мечтает сделаться странницей… «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе любви и самоотвержения, преподанном ей Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и она это делала».

И все же ее иногда волнует надежда на личное счастье; ей хочется иметь семью, детей. Когда надежда эта осуществляется и она выходит замуж за Николая Ростова, душа ее продолжает стремиться к «бесконечному, вечному совершенному».

Князь Андрей Болконский

Брат княжны Марьи, князь Андрей не похож на сестру. Это – сильный, умный, гордый и разочарованный человек, чувствующий свое превосходство над окружающими, тяготящийся своей щебечущей, легкомысленной женой и ищущий практически полезной деятельности. Он сотрудничает со Сперанским в комиссии по составлению законов , но скоро устает от этой отвлеченной кабинетной работы. Его охватывает жажда славы, он отправляется в поход 1805 года и, как Наполеон, ожидает своего «Тулона» – возвышения, величия, «людской любви». Но вместо «Тулона» его ждет поле Аустерлица, на котором он лежит раненый и смотрит в бездонное небо. «Все пусто, – думает он, – все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Андрей Болконский

Вернувшись в Россию, он поселяется в своем имении и погружается в «тоску жизни». Смерть жены, измена Наташи Ростовой, которая казалась ему идеалом девичьей прелести и чистоты, повергают его в мрачное отчаянье. И только медленно умирая от раны, полученной в Бородинском бою, перед лицом смерти он находит ту «правду жизни», которую всегда так безуспешно искал: «Любовь есть жизнь, – думает он. – Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Николай Ростов

Сложные отношения связывают семью Болконских с семейством Ростовых. Николай Ростов – цельная, непосредственная натура, вроде Ерошки в «Казаках » или брата Володи в «Детстве ». Он живет без вопросов и сомнений, у него «здравый смысл посредственности». Прямой, благородный, храбрый, веселый, он удивительно привлекателен, несмотря на свою ограниченность. Конечно, ему не понять мистической души своей жены Марьи, но он умеет создать счастливую семью, воспитать добрых и честных детей.

Наташа Ростова

Его сестра Наташа Ростова – один из самых обаятельных женских образов Толстого. В жизнь каждого из нас она входит как любимый и близкий друг. От ее оживленного, радостного и одухотворенного лица исходит сияние, освещающее все вокруг нее. Когда она появляется, всем становится весело, все начинают улыбаться. Наташа полна таким избытком жизненной силы, таким «талантом жизни», что ее капризы, легкомысленные увлечения, эгоизм молодости и жажда «наслаждений жизни» – все кажется очаровательным.

Она постоянно в движении, опьянена радостью, вдохновлена чувством; она не рассуждает, «не удостаивает себя быть умной», как говорит о ней Пьер, но ясновидение сердца заменяет ей ум. Она сразу же «видит» человека и метко его определяет. Когда ее жених Андрей Болконский уезжает на войну, Наташа увлекается блестящим и пустым Анатолем Курагиным. Но разрыв с князем Андреем и затем смерть его переворачивают всю ее душу. Ее благородная и правдивая натура не может простить себе этой вины. Наташа впадает в безысходное отчаяние и хочет умереть. В это время приходит весть о гибели на войне ее младшего брата Пети. Наташа забывает о своем горе и самоотверженно ухаживает за матерью – и это спасает ее.

«Наташа думала, – пишет Толстой, – что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». Наконец она выходит замуж за Пьера Безухова и превращается в чадолюбивую мать и преданную жену: отказывается от всех «наслаждений жизни», которые так страстно любила раньше, и всей душой отдается своим новым, сложным обязанностям. Для Толстого – Наташа есть сама жизнь, инстинктивная, таинственная и святая в своей природной мудрости.

Пьер Безухов

Идеологическим и композиционным центром романа является граф Пьер Безухов. К нему стягиваются все сложные и многочисленные линии действия, идущие от двух «семейных хроник» – Болконских и Ростовых; он явно пользуется наибольшей симпатией автора и наиболее близок ему по душевному складу. Пьер принадлежит к людям «ищущим», напоминает Николеньку , Нехлюдова , Оленина , но более всего самого Толстого. Перед нами проходят не только внешние события жизни, но и последовательная история его духовного развития.

Путь исканий Пьера Безухова

Пьер воспитан в атмосфере идей Руссо , он живет чувством и склонен к «мечтательному философствованию». Он ищет «правду», но по слабоволию продолжает вести пустую светскую жизнь, кутить, играет в карты, ездит на балы; нелепая женитьба на бездушной красавице Элен Курагиной, разрыв с ней и дуэль с бывшим приятелем Долоховым производят в нем глубокий переворот. Он увлекается масонством , думает найти в нем «внутреннее успокоение и согласие с самим собой». Но скоро наступает разочарование: филантропическая деятельность масонов кажется ему недостаточной, их пристрастие к мундирам и пышным церемониям возмущает его. На него находит нравственное оцепенение, панический страх жизни.

«Запутанный и страшный узел жизни» душит его. И вот на Бородинском поле он знакомится с русским народом – новый мир открывается ему. Духовный кризис подготовлен потрясающими впечатлениями, внезапно на него обрушившимися: он видит пожар Москвы, попадает в плен, проводит несколько дней в ожидании смертного приговора, присутствует при казни. И тут он встречает «русского, доброго, круглого Каратаева». Радостный и светлый, он спасает Пьера от духовной смерти и приводит его к Богу.

«Прежде он искал Бога в целях, которые он ставил себе, – пишет Толстой, и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уже говорила нянюшка; что Бог – вот Он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».

Религиозное вдохновение охватывает Пьера, все вопросы и сомнения исчезают, он не думает больше о «смысле жизни», ибо смысл уже найден: любовь к Богу и самоотверженное служение людям. Роман завершается картиной полного счастья Пьера, женившегося на Наташе Ростовой и ставшего преданным мужем и любящим отцом.

Платон Каратаев

Солдат Платон Каратаев, встреча с которым в занятой французами Москве произвела переворот в ищущем правды Пьере Безухове, задуман автором как параллель к «народному герою» Кутузову; он тоже человек без личности, пассивно отдающийся событиям. Таким видит его Пьер, т. е. сам автор, но читателю он представляется иным. Не безличность, а необыкновенное своеобразие его личности поражает нас. Его меткие словечки, прибаутки и поговорки, его постоянная деятельность, его светлое веселие духа и чувство красоты («благообразие»), его деятельная любовь к ближним, смирение, жизнерадостность и религиозность складываются в нашем представлении не в образ безличной «части целого», а в изумительное по цельности лицо народного праведника.

Платон Каратаев – такой же «великий христианин», как и юродивый Гриша в «Детстве». Толстой интуитивно почувствовал его духовное своеобразие, но его рационалистическое объяснение скользнуло по поверхности этой мистической души.