Лайма Вайкуле: биография и личная жизнь звезды. Фильмография лаймы вайкуле Певица лайма вайкуле биография личная жизнь

Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса Раззаков Федор

Лайма ВАЙКУЛЕ

Лайма ВАЙКУЛЕ

Л. Вайкуле родилась в марте 1954 года в Риге в рабочей семье. Ее отец - Станислав - был рабочим на производстве, мама - Янина - продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…»

Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить - масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий музыкальный инструмент).

В отличие от своей старшей сестры Яны Лайма росла сорванцом, эдаким «гадким утенком». Она ненавидела играть в девчачьи игры («дочки-матери», «классики»), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение - «казаки-разбойники», штандер и т. д. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли - сидела бы там до утра!..

В детстве я часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на самом деле это была хозяйка дома, где мы жили. Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались «выяснения отношений». Я помню, как-то она меня поругала, а я решила отомстить - отравить ее кур. У нас дома был змеиный яд, мама или папа пользовались им, не помню. Ага, думаю, змеиный яд - это то, что надо. Подмешала в корм. Естественно, ничего не произошло. Но скоро одна курица заболела, и я решила, что это я ее отравила. Ужасно переживала, молила бога, чтобы курица выжила… С тех пор ничего подобного никогда я не хотела сделать. Не то что не делала, а не хотела делать…»

Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план. С 11 лет она уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители относились к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в 1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром. Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.

Л. Вайкуле вспоминает: «Я тогда решила в своей детской голове, что мне интереснее поехать с роковым ансамблем на гастроли, чем каждый день ходить на репетиции к Паулсу, целый год петь в вокальном ансамбле и ждать, ждать, когда же Раймонд соизволит перевести меня в солисты. Я думаю, это был еще и вызов. Но, когда начались гастроли, мне все очень не понравилось. Не понравились сцены, гостиницы, эти переезды, эти репетиции в жутких условиях. Но решение было мое, и винить было некого.

Никогда я не была зависима от кого-либо, никто никогда не мог меня обидеть или оскорбить. Постоять за себя я научилась с детского сада.

У нас был случай, кажется, в Аджарии. В моих музыкантов стреляли милиционеры - совершенно несправедливо; мы возвращались с концерта и столкнулись с другой машиной, в которой сидели милиционеры. Они вели себя безобразно, и началась драка. И милиционеры стали стрелять. Двоих музыкантов ранили (у одного пуля прошла в миллиметре от сонной артерии) - их положили в больницу, а двое сидели в тюрьме. Ко мне приходил этот милиционер, который без предупреждения стрелял, на коленях стоял, чтобы я сказала, что он сначала в воздух выстрелил, большие деньги предлагал, но это было не так, и я не согласилась. Состоялся суд. Я запомнила его на всю жизнь, потому что сзади меня сидел сын милиционера и все время делал саблей так: шик-шик, шик-шик. Но я все равно рассказала все как было. А все остальные оказались подкуплены. А мои показания как несовершеннолетней, выяснилось, не имеют никакого значения - так что весь мой героизм был напрасен. Но главное не это, главное - я все сделала так, как хотела и считала нужным…»

В 1970 году на одной из дискотек Лайма познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи - его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии. По словам Андрея, он только пришел из армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…

«А потом опять судьба нас свела, и мы опять стали работать вместе, но уже в Ленинграде (это произошло в 1978 году. - Ф. Р.). Жизнь вне дома, гостиницы… Лайма и тогда была яркая, я стал ухаживать, и мы вместе пошли по жизни…»

В 1979 году Лайма стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс, который совместно со своим соавтором, поэтом Ильей Резником, и вывел ее на всесоюзную сцену. О том, как это произошло, рассказывает И. Резник:

«- Это у нас самое популярное варьете. Здесь хорошие грибы и довольно интересная программа, - сказал Раймонд, когда вся наша коммуна - Алла Пугачева с дочкой, Евгений Болдин, я с сыном, Паулс с женой и дочкой - расположилась за элегантно сервированным столом.

Заговорили о делах.

Это была пора расцвета нашего музыкального товарищества. Мы часто навещали друг друга, перемещаясь в пределах треугольника Москва - Ленинград - Рига.

На этот раз нас принимал Раймонд.

У всех было приподнятое настроение: Алла днем записала одну из наших последних песен «Ты и я - мы оба правы, правы, правы…». Теперь можно было отдохнуть, расслабиться и посмотреть на гримасы «буржуазного и чуждого нашей морали» жанра.

На маленькой, выложенной оргстеклом и подсвеченной снизу площадке чередовались певцы и танцовщицы, мини-кордебалет и «женщина-каучук».

Гвоздем шоу была экстравагантная певица - Лайма. Она появлялась четыре-пять раз и исполняла переведенные на латышский самые известные западные шлягеры.

Имидж Лаймы вызывал любопытство. Что же там - за отстраненным взглядом, непривычной пластикой и далеко не вокальным голосом?

Этот визит в «Юрас перле» оказался не последним.

Напишите что-нибудь для меня, - попросила как-то Лайма, - мне нужна программа для гастролей.

Но мы только улыбались и неопределенно пожимали плечами: рядом с нами всегда зримо и незримо присутствовала державная Алла.

Прошло время.

Как-то я напомнил Раймонду о той певице из варьете и ее просьбе.

Я не уверен, - ответил Паулс. - На сцене она многое потеряет. Она прекрасно делает свое дело там…

К этой теме мы долго не возвращались.

А осенью 1986 года, когда мы написали песню «Ночной костер» и возник вопрос об исполнителе, решили дать Лайме шанс.

И вскоре она выступила в одной из передач телепрограммы «Песня-86».

Ну как тебе? - спросил Паулс по междугородной связи.

Мне понравилось. А тебе?

Очень прилично, - ответил он.

…Надвигался Новый год. А вместе с ним и долгожданный «Огонек». Когда уже отзвенели кремлевские куранты и были осушены бутылки с безалкогольными напитками, глазам многомиллионного телезрителя явился новоиспеченный дуэт Валерий Леонтьев - Лайма Вайкуле. Они спели «Вернисаж». Песня вскоре выбилась в лидеры хит-парадов, а дуэт, вызвавший столько симпатий, мгновенно распался…

Вторую песню в «Огоньке» Лайма исполняла уже с балетом за спиной и с Паулсом у рояля. «Еще не вечер» был написан давно. Так давно, что и не помню когда. Помню только, что Алла категорически отказалась петь эту песню. Возможно, Пугачеву уже тогда привлекали новые темы, новые ритмы или просто текст попал под горячую руку. Короче, она отказалась. И вот мы к нему вернулись. С Лаймой Вайкуле.

Весь 1987 год прошел у нас с Раймондом под знаком Лаймы. Нам было интересно работать для этой певицы, обладающей артистизмом, сценическим мышлением. Мы написали около двадцати песен: эксцентрическую «Шаляй-валяй», ностальгическую «Чарли Чаплин», трагическую «Скрипач на крыше», элегическую «Самый медленный поезд», поэтическую «Три ветра» и многие другие комические и драматические песни.

Восхождение Лаймы на эстрадный олимп завершилось в Чехословакии на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира», где композитор, поэт и исполнительница «Вернисажа» были удостоены высшей награды - «Золотой лиры».

Сама Лайма так вспоминает начало своего восхождения на всесоюзный олимп: «Однажды Раймонд сказал мне: «Готовятся мои сольные вечера в «России». Ты должна быть!» (Речь идет о концертах в 1987 году. - Ф. Р.) А я к тому времени уже гастролировала, уже известная певица, уже заканчивала второе отделение (тогда считали, что человек, заканчивающий второе отделение, - главный). И я ответила: «Раймонд, не знаю, смогу ли я. У меня гастроли». Тогда он сказал: «Запомни, эти концерты сделают больше для твоей карьеры, чем любые съемки или гастроли». Я поменяла все свои графики и была на этих концертах - не потому, что поверила ему, нет, сыграло свою роль латышское воспитание - оно таково, что ты не можешь отказать старшему по возрасту, или по званию, или по положению… Представьте: после первых вечеров в моем гостиничном номере звонили не переставая два имевшихся там телефона, причем одновременно. В те дни я действительно стала популярной…»

Между тем уже через год в том же концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты Лаймы в Москве. Тогда же она получила прекрасную возможность расширить свою зрительскую аудиторию и поработать на Западе. В том году на нее обратил внимание американский продюсер Стен Корнелиус - он приехал в Москву вместе со своим подопечным и познакомился с Лаймой. Через несколько месяцев она получила от него предложение поработать в Штатах и отбыла за океан. Однако тот заграничный вояж оставил в душе певицы двоякое впечатление: «Мне казалось, что я еду в рай. А приехала в Нью-Йорк, где полно бездомных и сумасшедших на улицах и постоянный вой полицейской сирены. Шесть месяцев прожила там не выезжая. Я почти забыла русский язык. Полгода достаточно, чтобы сойти с ума. Надо попробовать, чтобы понять. Со стороны моя жизнь казалась чудесной: личный повар, телохранитель, «Роллс-Ройс», огромный дом на берегу океана. И кроме похвалы и слов о том, какая я распрекрасная, я ничего не слышала. Но в это время в Латвии умер папа. А мне надо было работать и никому не показывать виду… Но ничего «глобального» из этого не вышло, хотя положительные отзывы Корнелиуса обо мне сделали свое дело. В одной из популярных газет вышла статья «Лайма - русская Мадонна», после чего я снялась в двух программах для американского телевидения. Меня заметили. Фирма грамзаписи MCA/GRP предложила контракт…»

Стоит отметить, что это был не последний контракт Лаймы с зарубежными партнерами. Например, в 1991 году она работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт - на 95 тысяч долларов.

Однако самых преданных и верных слушателей Лайма, естественно, всегда находила только на родине. В начале 90-х она входила в десятку самых популярных исполнителей отечественной эстрады. Хотя на родине, в Латвии, у многих к ней было негативное отношение. В одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о ней статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Под «агентами» он подразумевал таких людей, как Лайма Вайкуле. Эта публикация настолько сильно задела певицу, что она не долго думая написала ответ, озаглавив его соответствующим образом: «Сержант никогда не станет генералом».

В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. «Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь - это хождение по проволоке, а все остальное - ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…»

В 1993 году Лайма решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом - открыла в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Однако через три года на вопрос: «Как идут ваши дела в бизнесе?» - она ответила: «Мой салон нерентабелен. Когда я начинала, думала, что это будет стоить, к примеру, 10 тысяч долларов, а оказалось - несколько сот… Получилось так, что все, что я занимала, теперь нужно отдавать. Добавьте сюда высокую аренду, эксклюзивную продукцию из США, зарплату работникам… Но я почти в это не вникаю, доверив все профессионалам. Кстати, по сравнению с московскими ценами стрижка в моем салоне стоит «копейки».

Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.

Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20 - 30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот и у дачи Лаймы объявился бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.

Л. Вайкуле рассказывает: «Все потраченные на ремонт прежней дачи деньги нам так и не вернули. Хотя новые владельцы обещали заплатить 20 тысяч долларов, чтобы я освободила дом. Скрепя сердце едва заплатили тысячу. Увы, таков закон! Он не защищает людей, которые здесь жили десятилетиями. Кстати, объявившийся хозяин сюда, в Юрмалу, так и не переехал, предпочитая жить в Швейцарии…»

Весной 1996 года увидела свет новая программа Лаймы Вайкуле «Я вышла на Пикадилли». Московская премьера этой программы собрала полный аншлаг. Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, по столице давно ходили слухи о том, что в новой программе несравненная Лайма появится в новом образе - более драматичная и женственная (до этого она была копией Марлен Дитрих: мужские брюки, пиджаки, шляпы). Во-вторых, впервые за последние годы Вайкуле приехала в Москву со своим «крестным отцом» - Раймондом Паулсом, с которым она вновь возобновила творческое сотрудничество. Что касается Ильи Резника, то с ним у Лаймы случился конфликт, после которого она нашла себе другого поэта - куртуазного маньериста Владимира Пеленягрэ (стал известен после своего хита «Девочка моя» в исполнении С. Крылова). Суть своего конфликта с Резником Лайма объяснила следующим образом: «До некоторых пор я очень уважала этого человека и действительно многим ему обязана. Первый конфликт между нами произошел во время подготовки к творческому вечеру Резника в концертном зале «Россия». За несколько недель до этого мне вырезали узлы на связках и предписали постельный режим. Получив приглашение, я хотела отказаться, вежливо объяснив Илье, что мне нельзя говорить даже шепотом, не то что выступать. Но, чтобы не подвести друга, все же согласилась и пела «живьем», несмотря на предложение работать под фонограмму. Потом, конечно, слегла - у меня начался бронхит и жуткий кашель. А любой артист знает, насколько кашель опасен для голосовых связок. Прямо из «России» меня увезли в поликлинику Большого театра, и врач предупредил: еще одно выступление в таком состоянии - и я потеряю голос навсегда. Поэтому во втором концерте я выступать физически не могла. Резник, как человек очень самолюбивый, не смог простить мне отказа и во всех интервью пытался очернить меня.

Вскоре Илья уехал в Штаты, в Лос-Анджелес, но ненадолго - видимо, не прижился. В один из его приездов в Москву я сама позвонила ему, забыв о прошлых разногласиях: «Илюша, я хочу тебе помочь». Я как раз готовила новую программу и предложила Резнику написать для меня песню. Он обрадовался моему звонку, и примирение как будто состоялось. Однако это оказалось лишь видимостью… Резник назвал цену своих песен - в два раза большую, чем для других артистов. Но я постаралась не придавать этому значения, так как знала о его финансовых трудностях. Мне удалось уговорить Раймонда Паулса написать музыку - именно уговорить, потому что между ними был давний и серьезный конфликт. Так появилась песня «На улице Пикадилли». Я заказала студию в Америке, оплатила первый взнос, американские музыканты сделали аранжировку. И за два дня до моего отъезда в США приходит факс от Резника, в котором сказано что-то типа «мы посоветовались, и я решил», что запрошенный гонорар слишком мал и должен быть в два-три раза выше. Там же стояло условие, что я должна делать отчисления с каждого концерта, на котором исполняются его песни, и не имею права самостоятельно менять программу. В общем, по его мнению, мне не принадлежит ничего, кроме свежего воздуха. Поскольку человек я не бедствующий, в ответ на такую наглость я категорически отказалась от услуг Резника: «Спасибо за сотрудничество. Можете считать, что ваш текст свободен. Мы отказываемся от ваших услуг. До свидания». На этом наши отношения закончились…»

Стоит отметить, что в преддверии концерта Лайма очень сильно волновалась - боялась повторения неудач, которые сопутствовали ее прошлогодней программе. Тогда произошел ряд неприятностей, которые едва не выбили певицу из нормального рабочего состояния. Что же случилось? Сначала из-за какого-то пустяка угодил в милицию муж и продюсер Лаймы Андрей Латковский. А затем танцовщице балета Байбе пробила голову свалившаяся с летающего телевизионного крана камера, и девушку увезли в Склиф. Поэтому певица боялась, что нечто подобное может произойти и на этот раз. И она едва не ошиблась. В самом начале случилось ЧП: ротвейлер певицы Кэнди внезапно набросился на мать Лаймы и укусил ее. У Лаймы защемило сердце: неужели и на этот раз гастроли будут испорчены? Но все, к счастью, обошлось. По словам певицы: «Владыка Виктор благословил этот концерт, и вдруг все получилось удивительно просто и спокойно. Он назвал мой стиль «псевдоретро»: вместо насмешки над страной - глубокое уважение. И это самая лучшая похвала в моей жизни. Впервые мне было интересно мнение зрителя, человека непрофессионального. У меня исчезло ощущение того, что я всех важнее в этой жизни…»

В свое время Лайма не захотела заводить детей. А нынче всю нерастраченную материнскую энергию отдает братьям нашим меньшим - собакам. Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».

Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу - ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского - «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама, муж), так и сослуживцы (например, новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.

Л. Вайкуле рассказывает: «Когда моя собака укусила маму (очень сильно), я плакала, просила прощения, потому что я виновата в этом и я не могу ее уничтожить. Был еще момент: она укусила Андрея, и Андрей ее заломал, прижал к земле, а я должна была подать ему поводок, чтобы он собаку придушил, покорил… Кэнди на меня так смотрела, что мне казалось, я предаю ее… Это мое несчастье, что она такая. Но Кэнди влюбила меня во все живое. В то, на что раньше я не обращала внимания…»

Вот уже 20 лет рядом с Лаймой ее верный друг и продюсер Андрей Латковский. Они до сих пор не расписаны. Лайма говорит: «Официально я не замужем. Я слишком дорожу своей свободой, чтобы позволить кому-либо ее у меня отнять. Если бы Андрей попытался это сделать, наши отношения закончились бы мгновенно. Я как мой ротвейлер: когда моя собака была маленькая, я пробовала заняться ее «спартанским» воспитанием - чтобы она у меня рядом ходила, на кровать не залезала… Друзья подарили мне детский манеж, я поставила его у кровати, посадила туда Кэнди, опустив в манеж руку, чтобы ей не было одиноко. А проснулась оттого, что она - нет, не плакала, не скулила, - она разбегалась и билась лбом в сетку. Потом отходила, опять разбегалась и опять пыталась разорвать эту сетку. Она хотела на свободу! Я такая же…

Наверно, любовь к свободе не позволяет нам с Андреем пойти дальше. Причем наши отношения не хуже, чем были в самом начале, а даже лучше и, как нам кажется, стали более прочными. И, может быть, в этом и заключается секрет, почему у нас брак гражданский. Мы в любой день можем разойтись каждый в свою сторону. И это нас удерживает еще крепче. Я всегда говорю: с того момента, когда человек начинает думать, что кто-то кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), в этот момент все и рушится…»

А вот что по этому же поводу говорит А. Латковский: «Мы считаем себя в браке, я - во всяком случае. Скажем, если бы мы решили родить ребенка, то, конечно, сразу бы расписались. А пока до этого не доходят руки. И так всю жизнь, хотя сначала мы не хотели это делать сознательно. Больше всего об этом переживали наши родители, наверное, им это неприятно до сих пор. Но мы думали по-другому: было время тяжелое, мы хотели чего-то добиться, посмотреть мир…

Когда во время концерта я стою сзади и смотрю на Лайму, у меня возникает такое чувство гордости за нее. Я чувствую, что вот это - мое. Да, чувство собственничества. Ведь я вижу не глазами зрителя, а глазами близкого человека, и я уверен, что никто так не может оценить Лайму, потому хотя бы, что не знает всего пути, как это начиналось с 17 лет…

Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее - мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка на работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»

Из интервью Л. Вайкуле: «Когда я читаю эти безумные материалы про ужасный шоу-бизнес, мне кажется, этот мир существует только в сознании корреспондента. Может, я так думаю потому, что мне всегда кажется: меня все любят. Дружить времени нет, но у нас очень хорошие отношения с Юрием Шевчуком, Ларисой Долиной, Леонидом Трушкиным, Аллой Пугачевой. Если куда-то ходим, то вместе с Валей Юдашкиным, Киркоровым…

Мне иногда кажется, что постепенно я становлюсь таким… неинтересным человеком, которого, кроме профессии, ничто больше не интересует. Если я свободна от работы на сцене, то у меня есть салон, где постоянно надо что-то подправить, изменить, улучшить. Есть обязательства в Америке, связи, которые я должна поддерживать. В конце концов, есть собака, которую я обожаю. Если я начну говорить, что при этом еще и читаю, смешно будет. Что-то серьезное читать от случая к случаю, по пятнадцать минут, когда выкроится время? Так что ничего, кроме газет, Чейза и Библии, я не читаю.

ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ НЕ НОСИТ «СМЕРТЬ ЗВЕРЕЙ» Шумное и пестрое закулисье концертного зала «Россия». Ненароком здесь можно столкнуться с любой шоу-звездой. В этих эмпирейских чертогах пир горой: Александр Градский, точно испанский гранд со сладкоголосой гитарой в руках, прямо

Отца звали Станислав, работал он простым разнорабочим. Мать Янина зарабатывала на жизнь продавцом на местном рынке. Затем ей удалось стать директором торговой точки. Однако бабушка девочки пела в церковном хоре, что, безусловно, нравилось Вайкуле.

Лайма Вайкуле: дата рождения

Популярная в РФ и странах СНГ певица Лайма Вайкуле родилась 31.03.1954 года в Латвии в городе Цесис. Несмотря на то, что Лайма родилась одаренным ребенком, семья не имела никакого отношения к искусству и музыке.

В небольшом городке Цесис Лайма прожила недолго, так как ее родственники в скором времени перебралась в Ригу, когда Вайкуле исполнилось три годика. Там они сняли маленькую однокомнатную квартиру, в которой ютилось большое количество человек. Ведь помимо Лаймы в семье росли другие дети: две сестры и брат. До двенадцати лет девочка развлекала родителей своими песнями и танцами, но однажды ей удалось попасть на настоящую сцену, где она впервые раскрыла свой талант. Также Лайма выиграла конкурс вокалистов и поступила в музыкальную школу.

Лайма Вайкуле: личная жизнь, биография

Тем не менее, юное дарование не видела себя в качестве артистки, так как мечтала стать профессиональным врачом. В связи с этим, она окончила восемь классов и поступила учиться в медицинскую школу.

Когда Вайкуле исполнилось пятнадцать лет, то она стала главной солисткой столичного оркестра радио и ТВ. На тот момент творческой группой управлял Раймонд Паулс, который заметил в Лайме огромный потенциал.

Уже в конце 1970-х певица выступила в «Юрас перле». Солисткой она стала не сразу, сначала ее пробовали в танцевальном оркестре. Чем чаще девушка выступала на сцене, тем больше она понимала, что необходимо двигаться вперед. Со временем она пришла к тому, что необходимо поступить в ГИТИС, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела. И действительно, Вайкуле удалось попасть в данное заведение на кафедру режиссерского мастерства в 1984 году.

Карьерная лестница Лайма Вайкуле: фото

В ГИТИСе девушка проявила все свои скрытые таланты, она по-настоящему ожила там. сразу же заметил Вайкуле и предложил ей сотрудничество. В итоге она спела его песню под названием «Ночной костер». Эта песня звучала не только на радио, но и по телевизору. Весь СССР узнал о восходящей звезде. В 1986 году певица совместно с Валерием Леонтьевым исполнила номер «Вернисаж», который принес Лайме множество похвалы от самых на тот момент продвинутых звезд эстрады.

В конце 1980-х песня «Еще не вечер» попала во все музыкальные чарты и телевизионные программы. Все обсуждали изумительное выступление Вайкуле и прогнозировали ей успешную карьеру.

Раймонд Паулс в итоге создал из Вайкуле настоящую звезду, позвав ее на авторскую телепрограмму. Также во время учебы в ВУЗе певица подготовила сольный проект. Именно на канале «Россия» в 1988 году прозвучала творческая работа Лаймы. В данном случае успешная карьера Вайкуле – это не случайность, а закономерность, так как на сцене она чувствовала себя счастливой.

Ей удалось даже записать в конце 1980-х новый альбом в американской студии Майкла Самбелло. Для этого певице потребовалось всего семь месяцев. Когда она пребывала в США, то ей предложили подписать контракт с компанией MCA/GRP, которая занимается записью альбомов. Организация «Видеофильм» тоже не теряла время и сняла о советской певице документальный фильм. После выхода фильма, Лайму назвали «русской Мадонной».

Пик карьеры оказался не таким удачным как хотелось бы самой певице. Дело в том, что у нее диагностировали раковую опухоль. Лечение на тот момент она проходила в США, но после завершения всех процедур, Вайкуле расторгла соглашение с MCA/GRP и вернулась домой.

В 1990-х латышские издания оклеветали ее и назвали «русским агентом». Однако эта печальная выходка ни сколько не смутила артистку, а только лишь сделал сильнее. Она была готова принять новые вызовы и вновь стать популярной певицей на постсоветском пространстве.

В результате Лайме удалось записать десять альбомов, которые очень понравились российским слушателям. Стоит отметить, что всего было продано 20 млн дисков по всему миру, что является хорошим результатом для Вайкуле.

Теперь певица постоянно появляется на таких значимых мероприятиях, как «Новая волна», новогодние праздники, ТВ и радио. Помимо своей карьеры, она успевает заниматься защитой редких животных. Лайма намеренно не носит одежду из меха, ходит на акции против цирков и судится с хозяевами бойцовских собак.

Дети и муж Лаймы Вайкуле

Лайма Станиславовна Вайкуле создала себе прекрасный образ и имидж, хотя ее личная жизнь редко попадает на страницы желтой прессы. Певица старается обходить стороной разговоры о семье и родственниках.

Вайкуле больше 40 лет живет с партнером, другом и прекрасным супругом Андреем Латковским, который помогает ей во всем. И хотя у них нет детей, они отдают свою любовь молодым дарованиям и талантам. Им удалось не только пройти вместе все трудности жизни и побороть страшную болезнь, но и организовать конкурс «Юрмала». По словам Лаймы, она очень любит своего мужа и ценит все, что он для нее сделал, делает и будет делать. Другими словами, она счастлива быть замужем за Андреем Латковским.

«Мне было 16, когда мы познакомились, а в 19 уже жили вместе» - рассказывала Лайма Вайкуле об отношениях, в которых счастлива уже больше сорока лет. Муж Лаймы Вайкуле - ее бывший бас-гитарист и бывший директор Андрей Латковский. В интервью она охотно рассказывает, что у них хватает проблем, как у любой пары, но в отношениях должен стараться каждый, иначе ничего не выйдет. «Мы не спорим, - делится певица, - если я не согласна с ним, я молчу и он все понимает. Если согласна - говорю об этом». Это правило Лайма Вайкуле использует не только в личной жизни, но и в профессиональной деятельности, в общении со своими сотрудниками.

Муж Лаймы Вайкуле фото

Певица не скрывает личную жизнь - в ее инстаграме в избытке нежных кадров с семьей, фото мужа Лаймы Вайкуле можно найти где угодно. Она признается, что привыкла к этому за годы публичной карьеры. Не менее откровенна Лайма, когда речь заходит о детях. В интервью она открыто рассказывает, что в ее биографии было разное - алкоголь, аборты, наркотики, которые было так тяжело достать в союзе, но их все равно пробовал каждый. После одного из абортов Лайма больше не может иметь детей, зато спокойно рассказывает, как возилась с детьми Аллы Пугачевой, Лизой и Гарри, и ей этого хватало. «В моем возрасте, - рассказывает певица, - если тебе скучно, нужно завести кошку или собаку». Несмотря на это, Лайма Вайкуле с мужем живут счастливой, полной жизнью, и похоже, не тоскуют по невозможности оставить наследников.

Трагический аборт произошел, когда ее карьера шла на взлет, и узнав о беременности, Лайма Вайкуле была шокирована. Пришлось выбирать между ребенком и карьерой, и выбор был сделан не в пользу ребенка. Жалеет ли она об этом? По интервью кажется - смирилась, говоря, что расплачиваться за ошибки юности приходится всем. О других ошибках юности Лайма говорит, что все они были сделаны из чувства протеста. Она закурила, когда было запрещено курить, и старалась выпить больше своей нормы - будто назло себе самой. До 18 лет Лайма Вайкуле перепробовала все, что только можно, и признается, что после этого больше не тянуло.

А параллельно с этим отношения с Андреем Латковским пронизывали всю ее жизнь. Лайма Вайкуле познакомилась со своим мужем в ее 16 лет, благодаря ему она переехала из Риги в Москву. Долго они не могли пожениться, поскольку это поставило бы под угрозу заграничные гастроли: семейные пары при союзе выпускали неохотно, подозревая в намерении потом не вернуться. Так шли годы, и в конце концов, штамп в паспорте стал казаться чем-то незначительным и необязательным. И может, поэтому он так и не появился.

Отношения с гражданским мужем были трудными, Лайма Вайкуле признавалась в интервью, что однажды им пришлось разделить работу и личную жизнь, чтобы мужа не подавляли ее высокие заработки - и так он перестал заниматься ее гастролями, сосредоточившись на своем бизнесе. С неохотой певица вспоминает, как однажды они расставались на месяц, чтобы проверить чувство - и это была тяжелая разлука. Муж Вайкуле прошел с ней все взлеты и падения, помогал в периоды упадка карьеры, боролся с ней бок о бок, когда певице диагностировали рак груди.

О своей любви Лайма рассказывает одновременно откровенно и неохотно. Щедро делясь личными обстоятельствами и подробностями, она оберегает свою семью от посторонних глаз, полагая, что стороннему наблюдателю достаточно знать одно - она счастлива. С чужими детьми и без штампа в паспорте, потому что счастье - очень разное. Сам Андрей Латковский предпочитает не рассказывать ничего, избегая давать интервью и вообще появляться на публике.

Спустя долгие годы они так и не расписались, но однажды муж Лаймы предложил ей обвенчаться в одном из храмов Вегаса. Этот брак не признается законным в России и Латвии, но когда прошло столько лет - какая уже разница.

Лайма Вайкуле / showbiz.delfi.ua

Детство и образование

Лайма Станиславовна Вайкуле родилась в простой семье: отец Станислав Вайкулис был рабочим, а мама Янина Вайкуле сначала работала продавцом, затем – директором магазина. Их всей семьи пела только бабушка Лаймы – она пела в церковном хоре.

Когда Вайкуле было три года, ее большая семья – мама, отец, сводная и родная сестры, и сводный старший брат перебрались в Ригу. Там Лайма и пошла впервые в школу.

Артистка пела практически с пеленок, дома устраивала концерты для гостей.

Первый раз Вайкуле вышла на сцену в 12 лет – она приняла участие в конкурсе юных вокалистов в Доме культуры рижского завода ВЭФ, где получила диплом. С тех пор она стала выступать в биг-бэнде.

Однако Вайкуле мечтала не о карьере певицы – она хотела стать врачом, и по окончанию восьми классов поступила в медицинское училище.


Лайма Вайкуле (слева) / https://24smi.org

Во время учебы Лайма не бросила пение – в 15 лет она стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения, которым руководил Раймонд Паулс.

Врачом Вайкуле не было суждено стать – она в 1984 году поступила в ГИТИС на режиссерское отделение.


Лайма Вайкуле / https://24smi.org

Творческая деятельность

С 1979 года Вайкуле выступала в популярном варьете "Юрас перле" (с латышского переводится как "Морская жемчужина") – там она пела в танцевальном оркестре, потом стала солисткой варьете.

Во время учебы в ГИТИСе Лайму заметил известный поэт-песенник Илья Резник. Он предложил ей исполнить его песню "Ночной костер", которая вскоре попала в радиоэфир, а так же на телепередачу "Песня-86".В 1986 году Вайкуле на советско-итальянском концерте эстрадных звезд исполнила песню "Вернисаж", которая принесла ей всеобщее признание.

В 1987 году Лайма записала еще одну песню авторства Паулса и Резника – "Еще не вечер".

Всесоюзную славу артистке принесло участие в авторском вечере Паулса в ГЦКЗ "Россия", которую транслировали по телевизору.

Возросла популярность Лаймы и после участия в на международном фестивале "Братиславская лира" в Чехословакии, где она получила премию "Золотая лира" за песню "Вернисаж".Стоит отметить, что Вайкуле - одна из учредителей и организаторов конкурса молодых исполнителей песни в Юрмале.

С 2015 года создала и проводит ежегодный международный музыкальный фестиваль в Юрмале "Laima Rendezvous Jūrmala" ("Лайма Рандеву Юрмала").

В 2016 году артистка записала дуэт со Стасом Пьехой на песню "Я закрываю глаза".

За свою карьеру записала 10 музыкальных альбомов в Латвии и России, 20 миллионов ее дисков раскупили поклонники из России, стран Европы и США.

Политическая позиция

В августе 2018 года, во время гастролей в Одессе изданию "Думская ", Вайкуле сказала, несмотря на щедрые финансовые предложения.

Болезнь

На взлете карьеры у певицы диагностировали рак груди. Вайкуле признавалась, что была на грани смерти. Она боролась с болезнью в США, после чего вернулась домой.

Знаменитая певица в интервью телеведущей Оксане Пушкиной рассказала, что недуг полностью перевернул ее жизнь, болезнь заставила полностью пересмотреть свои принципы и задуматься о будущем, взглянув совершено иначе на привычные вещи.

Личная жизнь

С 1970 года Лайма вместе с Андреем Латковским, бывшим бас-гитаристом и ее продюсером. Пара в 1978 году стала жить в гражданском браке. Чуть позже супруги сыграли скромную свадьбу в Лас-Вегасе.

Детей у артистки нет,она сделала два аборта и пережила выкидыш.


Лайма Вайкуле и Андрей Латковский / https://24smi.org

Интересные факты

Вайкуле известна как активная защитница прав животных. Она - вегетарианка по этическим соображениям.

Вайкуле снималась в кино – ее дебют состоялся в 1979 году в киноленте "Инспектор Гулл" – она сыграла певицу в баре.

В 1995 году артистка получила звание "Народный артист Латвийской Республики".


Имя: Лайма Вайкуле (Laima Vaikule)

Возраст: 65 лет

Место рождения: Цесис, Латвия

Рост: 176 см

Вес: 63 кг

Деятельность: латвийская эстрадная певица, актриса

Семейное положение: замужем за Андреем Латковским

Лайма Вайкуле - биография певицы

Будущая эстрадная певица - девочка с красивым именем Лайма Вайкуле была рождена 31 марта 1954 года в городе Цесис на северо-востоке Латвии.

Семья у Вайкуле была большая, родители растили не только родных, но и приёмных детей,и все ютились в «однушке». С детства девочке внушали, что она обязательно должна стать врачом. Лайма стала думать, что она и вправду этого хочет.

Лайма Вайкуле - детские годы

Хотя заставить маленькую Лайму заниматься чем-либо без её желания было практически невозможно - судя по ее биографии детства, она была сложным ребёнком. В пять лет в знак протеста собрала маленький чемоданчик и ушла из дома. Правда, недалеко - за угол дома, и там, насупившись, ждала, пока кто-нибудь за ней придёт.

Вспоминая потом этот случай, она говорила, что, если бы за ней никто не вышел, она бы так там и стояла. Гордая была. А ещё - жестокая. Один раз, поссорившись с бабушкой, решила отравить всех её кур! Взяв флакончик с лечебным змеиным ядом, Лайма подсыпала его птицам в корм. К счастью, все они уцелели, а девчушку долго мучило чувство вины: когда позже одна из куриц заболела, Лайма решила, что из-за неё, и стала молиться о выздоровлении курочки.

Однажды школьная учительница юной Вайкуле пригласила к себе её родителей и сказала им, что дочь просто необходимо отдать в музыкальную школу. Ну или хотя бы приобрести домой пианино - у ребёнка неоспоримый талант! Установить громоздкий инструмент в маленькой квартирке не было ни единого шанса, поэтому родители от идеи отказались.

Сами они к музыке отношения не имели, хотя в биографии бабушки Лаймы Вайкуле имелось некоторое отношение к музыке: она пела в церковном хоре - видимо, её гены и передались будущей звезде. Девочка пела для самой себя, причём чаще всего там, где это было неуместно, например на тихом часе в детском саду - она так не любила спать днём! Домашние праздники без её выступлений не обходились, но выступала Лайма не только дома - в 11 лет она участвовала во всех местных концертах и конкурсах, а в 14 лет юная Вайкуле стала дипломантом престижного конкурса юных вокалистов.

Родителей успех дочери не воодушевил - они всё равно заставили её пойти учиться на медика. Но разве можно сбежать от судьбы? Через несколько лет Лайма бросила медучилище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе ВИА.

Лайма Вайкуле - начало музыкальной карьеры

Когда Лайме было 15 лет, её заметил известный композитор Раймонд Паулс . Он руководил эстрадным оркестром и предложил ей присоединиться к их коллективу. Вайкуле отказалась - не хотелось покидать любимый ансамбль, тем более вовсю готовились к туру по Кавказу. Гастроли прошли успешно, если не считать перестрелки, в которую они случайно попали - нескольких музыкантов ранило. А стрелявшими оказались милиционеры, которым всё сошло с рук.

В 1979 году Вайкуле стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причём не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов. Её шоу считалось одним из самых красочных в Прибалтике и привлекало огромное количество зрителей. Параллельно Лайма училась на режиссёрском факультете в ГИТИСе.

В 1985 году Вайкуле впервые появилась на Центральном телевидении - в новогоднем «Огоньке» с танцевально-песенной миниатюрой «Мухоморы».

Лайма Вайкуле - популярность певицы

После дебюта на телеэкране певицу заметил поэт-песенник Илья Резник . Он предложил ей записать песню на радио. С «Ночным костром» певица попала не только в радиоэфир, но и в телепередачу «Песня-86». В том же 1986 году в советско-итальянском концерте эстрадных звёзд Лайма Вайкуле вместе с Леонтьевым впервые исполнили знаменитый «Вернисаж», а к Новому 1987-му Лайма представила публике новый хит «Ещё не вечер».

И закружила популярность. Вайкуле записывалась даже в США. В 1991 году повезло работать в Японии - там с ней заключили контракт на 95 тысяч долларов. Тогда же певица серьёзно заболела. Врачи переживали за её жизнь, но сильная духом Лайма выкарабкалась.

Перипетии с гастролями и болезнью не остановили: Вайкуле лишь увеличила объёмы своей и без того бурной деятельности. Помимо гастролей и концертов она занялась бизнесом: открыла в Риге собственный салон красоты «Лайма-Люкс». Однако вскоре выяснилось, что бизнес нерентабелен: цены в её салоне были очень демократичными.

В середине 90-х случилась ещё одна неприятность: в Латвии вышел закон, по которому бывшие собственники, имевшие недвижимость и затем уехавшие за границу, получили право эту недвижимость вернуть. У дачи Лаймы объявился хозяин, проживающий в Швейцарии. К слову, он так и не приехал, но дачу пришлось вернуть...