Нисский, георгий григорьевич - биография. Георгий Нисский: биография Картины нисского с названиями

... Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему - и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, - все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.

Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко... Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.

Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» - Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».

Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес - тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.

В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.

Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.




1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз



1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»



1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»...



1925 На крыше


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»


1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать - во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.

Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать - Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен...

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».




1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на "Жюле Барте")»

...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.

«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?

Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.

Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.

Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.

Так родился этот маленький шедевр:




1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики »
с 1961 года город носит название Новомосковск



1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.
Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 1981



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»


1930


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»



1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала


1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт "Москва"»

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) - 18 июня 1987, Москва) - советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922-1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич

Над полями летят самолеты. По путям бегут паровозы. Корабли и яхты режут волны. Шоссе зовет в путь. А рядом дремлют тихие ели, нависает ночное небо, закатная дорожка соединяет берега портовой бухты. Одни картины — романтическая взволнованность. Другие — лирическая мягкость, самые тонкие оттенки человеческих переживаний. Если рассматривать произведения Нисского в хронологической последовательности, то среди исполненных в последнее время можно увидеть такие, в которых оба эти начала тесно переплетаются, взаимно проникают. В итоге создается совершенно новый художественный образ, звучащий широкой эпической поэмой о Родине.

Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик — таков один из выдающихся живописцев нашей страны Георгий Григорьевич Нисский. На выставках его работы среди множества других полотен узнаются сразу по особой, ему одному присущей мажорности звучания и подчеркнуто современному взгляду на мир. «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженных дымами паровозов, — это все новая, измененная волей людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним», — так пишет в автобиографии художник, так он формулирует задачи для себя, своих учеников и собратьев по искусству, такое миропонимание пронизывает его творчество.

Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном человеку-созидателю.


Георгий Нисский
"Москва. Сортировочная", 1954 г.

Работы Нисского обобщают те впечатления и размышления над увиденным, которые приносят ему путешествия и походы. Он сам пишет: «На Дальнем Востоке» — подмечена из окна быстро идущего поезда. Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать — тоже. Остальное — в представлении и видении по памяти... «Подмосковные просторы» выхаживал на лыжах целую зиму, а когда почувствовал, что вещь скомпоновалась во мне и решена, быстро написал ее в мастерской».

К особым свойствам его творчества можно отнести то, что даже в самом маленьком пейзаже скромный и на первый взгляд ничем не выделяющийся из множества других уголок воспринимается как часть необъятной шири родной страны, как отдельная тема мощной и героической симфонии «Широка страна моя родная».

Когда говорят о Нисском, чаще всего вспоминают его пейзажи с разбегающимися железнодорожными путями, силуэтами семафоров, бегущими поездами. Это действительно один из любимых его мотивов. Вероятнее всего, корни этой привязанности еще в первых детских впечатлениях.

Георгий Григорьевич Нисский родился 21 января 1903 года на узловой железнодорожной станции Новобелица, в нескольких километрах от белорусского города Гомеля. На этой станции прошло его детство. Он вдыхал смешанный, острый запах угольного дыма, машинного масла и нагретого металла. Он восхищался любимым героем — паровозным машинистом. Он любил маневрировать на паровозе по разветвленным станционным путям. Интересы семьи, отца — железнодорожного врача — мало волновали мальчика. Так же мало волновало его в пору детства и искусство. О нем вовсе не думалось. С рисунком Нисский столкнулся впервые лишь в гимназии и занимался им на уроках без энтузиазма, хотя и тогда уже помогал в этом товарищам. Лишь в 1917 году, четырнадцатилетним гимназистом, он серьезно стал задумываться о профессии художника. Толкнул его к этому В. Зорин, в ту пору живший близ Новобелицы. Зорин рассказывал подростку о русских живописцах, особенно о тех, кто работал в начале XX столетия: о Левитане, Врубеле, Петрове-Водкине, Рерихе. Зорин впервые раскрыл юноше особенности русского искусства с его погружением в человеческую психологию, познакомил с работами лучших русских мастеров, посоветовал заниматься самому. Зорину носил будущий художник свои первые пейзажи и натюрморты, от него выслушивал первые профессиональные замечания.


Георгий Нисский
"Потевой обходчик", 1958-1959 гг.

А до этого времени техника занимала воображение мальчика — страстная, по-детски пылкая увлеченность созданием рук человеческих. Однако это не мешало любви к неброской, но задушевной красоте белорусских лесов, речушек, полей. «До сих пор непотухаемой любовью детства люблю свой родной пейзаж, — пишет художник. — Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые паровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилок, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега…» Из этих слов, написанных уже зрелым мастером, видно, что еще от детских впечатлений, прочно врезавшихся в память, идет соединение в его творчестве романтического начала, основанного на восхищении могуществом человека-творца, с лирическим, навеянным любовью к родным местам.

Систематическая учеба началась для Нисского в Гомеле, в Студии изобразительных искусств имени М. Врубеля, которой руководил художник А. Быховский. Учеба совмещалась с работой на складах, на железнодорожной ветке. Талант Нисского обнаружился очень скоро, и в 1921 году он был командирован в Москву учиться на подготовительный факультет ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). В 1923 году он перешел на живописный факультет.


Георгий Нисский
"Аэродром", 1961 г.

ВХУТЕМАС являлся в те годы не только своего рода университетом изобразительных искусств, но и производственными мастерскими. Здесь преподавали знаменитые Архипов, Машков, Кончаловский, Фалилеев.

Учащимся ВХУТЕМАСа представлялись право и возможность свободного выбора любой мастерской и любой профессии. «Было отчего запутаться или даже сойти с ума в этом невероятном калейдоскопическом смешении форм и направлений, школ и дисциплин, которые обрушил ВХУТЕМАС на наши молодые, горячие и любознательные головы, которые извергались на нас из музеев нового искусства, литературных митингов, бесед и выступлений апостолов правого и левого искусства. Но я прекрасно помню, что многие из нас, перед которыми были открыты все эти пути и все дороги в искусстве живописи, выбрали живую жизнь как основу творчества, живопись как средство выражения и революцию как главную тему», — писал старый вхутемасовец Ю. Меркулов.

ВХУТЕМАС встретил молодого Нисского кипением политических и эстетических страстей. В первые годы после Октября художники лихорадочно искали способы отражения новой жизни. Нужны были новые формы для выражения содержания доселе не существовавших понятий. Учителя и ученики занимались экспериментаторством, исследовали разные пути. С энтузиазмом обсуждались произведения представителей нового западного искусства: Пикассо, Сезанна, Матисса — и русских: Татлина, Малевича, Кончаловского.

Молодой, горячий энтузиазм, царивший в стенах этой новой академии советского изобразительного и прикладного искусства, бросал ее студентов на оформление агиткампаний, массовых празднеств, театральных постановок. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры», — эти слова В. Маяковского были практикой жизни ВХУТЕМАСа 20-х годов, где каждый будущий художник отчетливо представлял себе политическое значение, роль и место искусства «в рабочем строю». Недаром великий пролетарский поэт Маяковский был любимым поэтом вхутемасовцев. Любовь к живописи сочеталась у студентов с любовью к спорту, который культивировался во ВХУТЕМАСе как элемент воспитания гармоничной личности, и трудно сказать, чему молодой Нисский отдавал предпочтение. Во всяком случае, на первых порах он большую часть времени проводил в спортзале, а зачеты сдавал урывками.

В живописи он не сразу нашел свою дорогу, кидался от образца к образцу. Однако через увлечение разными современными ему мастерами и различными творческими манерами упорно искал собственных путей в искусстве, и то, что эти поиски были ненапрасными, явствовало уже из дипломной картины «Восстание французских моряков в Одессе» (1928). Искренняя взволнованность чувств, страстный и стремительный боевой напор, свое, глубоко личное, чуждое всякой хрестоматийности отношение характеризовали эту первую работу начинающего живописца. Все это, несмотря на недостаточность мастерства, подражательность, подкупало и заставляло верить в будущее художника.

Выбор «морской» тематики не случаен. Еще студентом, в 1928 году, Нисский ездил на Черное море, которое с этих пор прочно вошло в его жизнь. Из этой поездки он привез акварели и гуаши, которые показал на одной из выставок. Море еще не раз становилось в его картинах главным местом действия или даже главным действующим лицом. Хотя маринистом в собственном смысле слова Нисский никогда не был.

В этот период художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов).

Общество художников-станковистов, возникшее в 1924 году, было первым по-настоящему серьезным художественным объединением молодежи. Остовцы ставили своей задачей создание современных и наиболее экономных форм живописи, в которых можно изобразить синтетически современный город с его приматом техники: заводы, шахты, радиоустановки и т. д. Поиски лаконизма, стремление к динамической композиции, упор на профессиональное мастерство, возрождение станковой картины с ее законченностью, «сделанностью» явились следствием новых требований, предъявляемых к искусству жизнью.

Остовцы считали художника участником социалистического строительства, который обязан создавать картины сюжетные и современные не только по изобразительным средствам, но и по содержанию. Формулируя свою художественную платформу, они писали: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой, социалистической культуры. Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа в области изобразительного искусства». Организаторами и активными участниками этой художественной группы были А. Дейнека, П. Вильяме, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие.

Несмотря на увлечение внешней стороной индустрии, грандиозностью техники, художественной манерой западного, особенно немецкого экспрессионизма, группа в целом сыграла положительную роль в истории советского изобразительного искусства. Серьезное увлечение молодого Нисского эстетическими концепциями остовцев прослеживается в одной из ранних работ «Судоремонт».

Началом серьезной творческой деятельности Нисского является 1932 год, год, когда ЦК ВКП(б) было издано решающее для дальнейшего развития советского искусства постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

Постановление 1932 года не только ликвидировало организационную путаницу. Самое главное — оно призывало к созданию подлинно художественных произведений, отводило работникам искусств важную роль в строительстве культуры нового общества. В годы первых пятилеток, художники должны были в своих произведениях отразить достижения страны. Они должны были увидеть сами и показать людям в малом, едва приметном, частицу общей закономерности. Они должны были помочь в формировании духовного облика народа.

Это сыграло определенную положительную роль в становлении творчества художника, делавшего еще первые шаги в большом искусстве. Требования партии отвечали творческим задачам, которые ставил перед собой молодой Нисский.

1932 год был этапным в творчестве Нисского еще и потому, что именно в это время он отыскивал те основные, принципиальные черты художественного видения и пути для выражения этого видения, которые останутся в его искусстве, разовьются и станут определяющими.

«Осень. Семафоры» (1932). Этой картиной художник делает заявку и на нового героя пейзажной живописи, и на новый способ поэтизации. Пустынно. Промозгло. Нахохлившиеся воробьи, зябко прижавшись друг к другу, уселись на провода. Но, несмотря на щемящие нотки серого осеннего дня, у зрителя не возникает ощущения унылости, потому что огромен простор неба, бодро бежит, попыхивая дымом, паровоз, по длинной полосе железнодорожного пути, которому, кажется, нет начала и нет конца. Работают семафоры. Всюду жизнь, во всем чувствуется человеческая деятельность.


Георгий Нисский
"Осень. Семафоры", 1932 г.

«Осень» — индустриальный пейзаж, композиционно четко построенный. Но как резко отлично отношение художника к индустрии здесь, по сравнению с его более ранней картиной «Судоремонт». Если там главное — машина, несмотря на то что в картине присутствует человек, то здесь человек присутствует незримо, в созданиях рук своих. От этого они выглядят одушевленными. И паровоз, и семафоры, и нити телеграфных проводов несут в себе частицы человеческой энергии и силы, действуют именно как одушевленные предметы. В этой новой поэтике, рожденной социалистическим строительством, и заключалось, в первую очередь, новаторство Нисского-пейзажиста, художника самого, казалось бы, «беспартийного» жанра.

И еще одна очень существенная черта проявляется в этом пейзаже: в четких ритмах и энергической напряженности детищ века индустрии вовсе не ощущается никакой холодности. Художник отыскивает в них глубоко лирические нотки, близкие каждому, окрашивает всю сцену очень личным настроением, идущим, вероятнее всего, от ласковых воспоминаний детства.

Картина «Осень» была первой творческой заявкой художника на собственное место в большом искусстве. А уже на следующий год он написал вторую свою большую картину в этом стиле — «На путях», полную особой, весенней бодрости, весенней звонкой радостности.

Снова нет конца разбегу рельсов. Однако, в отличие от предыдущей картины, зритель видит не только протяженность, но и ширь дорог. На первом плане — уже однажды найденный семафор. В глубине — железные конструкции моста, дым фабрики. А среди всей этой «работающей» большой индустрии идет женщина в белом платье, которое раздувается на ней от свежего весеннего ветра, и все изображение сразу теплеет, звучит радостным мотивом. Построение картины таково, что второй план выглядит театральными кулисами, а огромное стальное полотно дороги — сценической площадкой. Несколько наивная условность, некоторая поверхностность даже не зачеркивает начатую ранее линию соединения красоты технического гения человека с лирической окраской созданий этого гения.

При сравнении этих двух картин («Осень» и «На путях») бросается в глаза их композиционная схожесть, одинаковость художественных приемов, условность, идущая от отсутствия настоящего мастерства. Выработав определенную композицию, Нисский боялся отступить от нее. Поэтому художественное воплощение его дерзких замыслов оказывалось значительно бледнее их. Принципы были найдены. Теперь предстояло научиться их осуществлять.


Георгий Нисский
"На путях. Май", 1933 г.

«Учась, работать — работая, учиться». Эти слова художник сделал своим девизом почти на четыре года. Он увидел, что «настоящее мастерство, традиции и культура должны быть и стимулом, и источником нового». Исчез юношеский негативизм, отвержение авторитетов искусства ушедших эпох. Оно уступило место внимательному изучению старых мастеров. Нисский старался применить их технику в своих работах, но не слепо, а отбирая в ней лишь то, что отвечало его творческим поискам, что могло бы органично войти в его собственную художественную манеру.

Источников для изучения было множество. Пуссен и Делакруа, Ван-Гог и Сезанн и другие крупнейшие мастера Европы разных веков и стилей. Именно поэтому работы, написанные в 1933—1936 годах, сделаны в самых различных манерах, идут от самых различных образцов и являются более плодами экспериментирования ученика, нежели самостоятельными художественными произведениями. Эти искания вовсе не были запоздалой реакцией выпускника художественного вуза на различные школы мирового искусства. ВХУТЕМАС в 20-е годы, приучая искать и мыслить, не давал достаточной профессиональной выучки. И, чтобы стать настоящим мастером, приходилось добиваться ее самостоятельно.

Все же в работах этих лет, столь различных по манере, со следами изучения разных мастеров, найденная в начале 30-х годов линия не исчезает. Особенно отчетливо она наметилась в картине 1935 года «Яхта», полной свежести и динамики, с точной и тонкой разработкой цветовых оттенков ветреного дня.

В картине «Яхта» появляется уже и нечто новое по сравнению с первыми работами этого плана. Оно заключается в стремлении художника приблизиться к натуре, не ограничиваясь одной авторской фантазией. Это знаменательно. Художник идет ко второму этапу «самообразования» — работе на природе.

Необходимость этого этапа логически вытекала из его творческих устремлений, потому что искусственность, идущая от неумения передать натуру, засушивала произведение, замораживала эмоциональность замысла.

В это время Нисский работал над картиной «Встреча» с большим количеством действующих лиц, с изображением человеческих отношений. Действие ее происходит в черноморской бухте летом. На первом плане девушка радостно протягивает цветы молодому моряку. Нужно было показать взаимные отношения героев, чувства, которые они при этой встрече испытывали, передать тонкие психологические оттенки, с одной стороны, и буйство красок летнего юга — с другой. Отразить все это долгое время не удавалось, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного багажа жизненных впечатлений. Художник понял это. Он оставил работу над картиной и в обществе Ф. Богородского и Г. Ряжского уехал в Севастополь работать на натуре.

Месяц провел Нисский в походах вместе с героями своей картины. Второй месяц настойчиво и упорно писал этюды. Упорно искал способы передачи цветового разнообразия и богатства оттенков окружающего мира. Характерно название его статьи, помещенной в журнале «Творчество» (N 12 за 1936 год),— «В упор к натуре». В ней он писал: «Из всех моих ощущений, впечатлений и воспоминаний я выбирал главное и нужное, в чем, как мне казалось, была заключена самая верная живописно-пластическая суть вещей». И далее: «В малом, но верно написанном этюде часто по-новому раскрывается перед тобой и большая не на натуре задуманная картина».


Георгий Нисский
"Встреча"

Творчество его обогатилось непосредственными жизненными наблюдениями. В лучших этюдах этого времени, сделанных на Черном море, отчетливо видны его достижения, особенно в колорите. Глаз художника острее реагирует на цвет, и из композиций исчезает нарочитая искусственная «построенность».

Севастополь научил художника видеть не только ярче, но и глубже. Вернувшись в Москву, он быстро переписал картину «Встреча». Она получилась очень по-молодому жизнерадостной и красивой и принесла художнику бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где экспонировалась в числе лучших достижений советского искусства. Действительно, в ней чувствуется уже не только яркость замысла, но и художественное мастерство.

Картиной «Встреча» Нисский показал, что период «второго ученичества» закончен. Он доказал свое право называться мастером. «Нисский привлекает зрителя сделанностью и законченностью своих картин, резко контрастирующими с небрежной этюдностью работ большинства его соседей по выставочным стендам», — так писала советская критика в 1937 году, подводя итог его творчеству.


(1903, Новобелица (Гомель) - 1987, Москва) - русский, советский художник, основатель т.н. сурового стиля.

Нисский Георгий Григорьевич родился 21 января 1903 года на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля, в семье станционного врача.
Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства».
В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции».
В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1923-1930).
Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.
Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.
В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.
В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе.
В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).
Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно.
В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г.Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.
Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933).
Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме.
Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949).
Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).
В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако, будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.
Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).
Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.
Умер в Москве 18 июня 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Нисский Георгий Григорьевич (список работ):

1. Ночь 1941 года. 1958
2. Севастополь. 1933
3. Черноморский флот.
4. Маяк в Пестово. 1953
5. На лавочке.
6. Пейзаж с парусной лодкой. 1930-е
7. Военный корабль.
8. На Пестовском плесе. 1947
9. Полустанок. 1958
10. Утро на Волге. 1954
11. У могилы друга.
12. Бобрики. 1933
13. Вечер в заливе. 1956
14. Перед вылетом. 1964
15. Радуга. 1950
16.

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».