Правители руси и россии - федор иванович блаженный. Фёдор Иванович, царь: биография, годы правления

Федор (в крещении Феодор) I Иоаннович.
Годы жизни: 11 мая 1557 г. (Москва) -7 января 1598 (Москва)
Годы правления: 1584-1598

2-й Царь России (18 марта 1584 — 7 января 1598). Великий князь московский с 18 марта 1584 года.
Из династии Рюриковичей. Из рода Московских великих князей

Федор Блаженный — биография

Третий сын Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой.

Федор I Иоаннович — последний Рюрикович на троне по праву наследования.

Мальчик любил колокола и церковную службу, забирался на колокольню, за что и получил от отца прозвище «звонарь».

Слабый умом и здоровьем наследник не принимал участия в управлении государством. Незадолго до смерти его отец Иван Грозный назначил опекунский совет, который должен было управлять Россией в царствование его неполноценного сына. В него вошли: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Бельский и . Вскоре началась борьба за власть, победу в которой одержал царский шурин Б. Ф. Годунов, который устранил соперников и стал реальным правителем России с 1587 года, а после смерти Блаженного стал его преемником.

Царь Федор Иоаннович — правление

Даже исполнение ритуальных обязанностей для нового царя было непосильным. Во время коронации 31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля он, не дождавшись окончания церемонии, отдал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелую золотую «державу» — Борису Федоровичу Годунову. Это событие потрясло всех присутствующих. В 1584 г. Донские казаки дали присягу верности царю Федору Иоанновичу.

При правлении Блаженного Москва украшалась новыми постройками. Обновился Китай-город. В 1586-1593 гг. в Москве была сооружена из кирпича и белого камня еще мощная оборонительная линия - Белый город.

Но зато в его царствование резко изменилось к худшему положение крестьян. Около 1592 года они были лишены права переходить от одного господина к другому, а в 1597 году вышел царский указ о 5-летнем сыске беглых крепостных. Также был издан указ, по которому запрещалось закабаленным людям выкупаться на свободу.

Царь Федор Иванович часто ходил и ездил в разные обители, приглашая греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. Летописцы писали, что он был “прекроток и незлоблив”, многих миловал, богато “одарял” города, монастыри, села.

Смерть Федора Иоанновича

В конце 1597 года Федор Иоаннович тяжело заболел. Он постепенно лишился слуха и зрения. Народ любил Блаженного как последнего царя крови Рюрика и . Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой указал, что держава должна перейти в руки Ирины. Главными советниками трона назначены двое — патриарх Иов и шурин царя Борис Годунов.

7 января 1598 г. в час дня царь умер, незаметно, как бы заснул. Некоторые источники говорят о том, что царь был отравлен Борисом Годуновым, который желал стать царем в России. При исследовании скелета Федора Иоанновича в его костях был найден мышьяк.

С его смертью правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование.

В народном сознании он оставил по себе добрую память как милостивый и боголюбивый государь.

Женат с 1580 года на Ирине Федоровне Годуновой (26 сент. 1603 г.), сестре Бориса Годунова. После смерти мужа она отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь. С Федором Иоанновичем у них была дочь: Феодосия (1592-1594)

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О

После кончины Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) на престол взошёл его сын Фёдор (1584-1598). Новому царю было почти 27 лет. Никто и не думал, что этот до-брый, но безвольный и очень ограниченный человек станет прави-телем России. Много лет наследником престола был его старший брат Иван . Однако в ноябре 1581 г. царь, по слухам, в припад-ке гнева убил Ивана своим тяжёлым посохом. Так Фёдор стал на-следником.

Правление Федора Иоанновича

Понимая неспособность Фёдора к самостоятельному правле-нию, Иван Грозный завещал создать при нём своего рода «опекун-ский совет». Он надеялся, что опытные в государственных делах бояре-опекуны будут направлять Фёдора по правильному пути. Од-нако внутренняя логика российского самодержавия не допускала коллективного правления. Опекуны быстро перессорились между собой. Польский посол в начале правления Фёдора отмечал: «Между вельможами раздоры и схватки беспрестанные, а государь не таков, чтобы (им) препятствовать». Одновременно происходит стремительное возвышение Бори-са Годунова .

При слабом царе боярство вело борьбу за власть. Прекратить раздоры суровыми мерами удалось Борису Годуно-ву . Он стал фактическим правителем государства . Повелевая име-нем царя, Годунов действовал, как сам считал нужным. Брат жены царя, он имел чин великого боярина, был крупным землевладель-цем. Умный, властолюбивый и хитрый царедворец, Годунов стал ближайшим помощником царя.

6 января 1598 г. царь Фёдор скончался в возрасте 40 лет. С его смертью оборвалась правящая династия Рюриковичей, нахо-дившаяся у власти более семи столетий.

Смерть царевича Дмитрия

Царь Фёдор не имел детей. В Угличе в окружении «мамок и нянек» подрастал последний сын Ивана Грозного — Дми-трий, которому после смерти Фёдора дол-жна была перейти власть. Но судьба распорядилась иначе.

Царь Фёдор умер, не оставив наследни-ка. Так прервалась династия Рюрикови-чей, которая правила на Руси более 700 лет. По истечении положенного 40-дневного траура в Москве был созван Земский собор. После долгих дебатов и закулисной борьбы собор избрал нового царя. На трон взошёл Борис Годунов.

Английский посол в России в XVII в. так отзывал-ся о царе Фёдоре Иоанновиче: «Росту малого, приземист и толсто-ват, телосложения слабого; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склон-ности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Последний Рюрикович, которому досталась власть, был слаб телом и разумом и управлять страной не мог, как не мог иметь наследников. Правление Федора Ивановича пришлось на сложные для России годы. Наследство великого отца осталось в беспорядочном состоянии, которое требовало срочных реформ.

Общая политическая обстановка

Царство Ивана Васильевича заканчивалось при неблагоприятных условиях. Во-первых, неудачная война с Литвой, во-вторых, при борьбе со шведами за свободную беспошлинную торговлю на Балтийском море Россия не только не получила желаемого, но потеряла часть своих земель.

Опричная система подорвала экономическое могущество крупной аристократии и физически истребила ее наиболее ярких деятелей, которые могли бы быть опорой в правление Федора Ивановича. Был отменен Юрьев день, и у крестьянства копилась ненависть к государству, потому что им приходилось выполнять все более и более высокие повинности для вотчинников и помещиков. Росли и государственные налоги. Сами бояре и князья, вотчинники, старались принизить дворян и укрепить собственные позиции, вернуть утраченное при Грозном влияние. Дворяне же боролось против засилья бояр.

Личность наследника

Не было даже смотра невест, который был давней традицией. Просто так решил Грозный. Этот брак послужил первой ступенью для возвышения Бориса Годунова. Но Иван IV предусмотрел, что в браке может и не быть детей, поэтому в этом случае он в завещании повелел женить Федора на княжне Ирине Мстиславской. Однако интриги Бориса Годунова отправили эту княжну в монастырь. В 27 лет в 1584 году началось правление Федора Ивановича.

Но своих привычек он не изменил - по-прежнему окружал себя юродивыми, монахами, любил забраться на колокольню, чтобы звонить в колокола. А между тем страна ждала действий. Иван IV учредил опекунский совет при своем слабоумном сыне, но члены совета все перессорились, и на политической арене остались Шуйский и Годунов, который в итоге победил. Царевич Дмитрий, не имевший прав на престол, был удален с матерью в Углич. Это требовалось, чтобы ослабить клан Нагих.

На царстве

Когда опекунский совет окончательно развалился, началось стремительное возвышение Бориса Годунова, брата Хитрость и деловитость сделали его самым влиятельным человеком в правление Федора Ивановича. Он получил право вести коня во время торжественных выездов царя. Тогда это была реальная власть. По наставлениям «конюшенного» принимались важные царские решения. Понимая шаткость и ненадежность своего положения, Годунов искал поддержки у дворянства. В годы правления Федора Ивановича по наущению Годунова был установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян (указ 1597 г.), так как дворяне больше, чем вотчинники, страдали от нехватки людей, обрабатывающих землю. Был сделан дворянам еще один подарок. Самые бедные помещики, которые сами обрабатывали землю, были освобождены от уплаты налогов.

Положение государства

В годы правления Федора Ивановича (1584-1598) стало восстанавливаться хозяйство и улучшаться экономическое положение. Заброшенные пустующие земли распахивались. Годунов отбирал земли у бояр и раздавал их помещикам, тем самым укрепляя свое положение.

Но на землю помещались лишь только те, кто служил. Более того, в 1593-1594 годах была выяснена законность владения землей монастырями. Те, у кого не было документов, лишались уделов в пользу государя. Эти земли уже тоже можно было отписывать посадским и служилым людям. Таким образом, Годунов опирался на бедных и «худородных».

Церковная реформа

В Москве считали, что достоинство Русской православной церкви принижено. В 1588 г. в столицу приехал патриарх из Константинополя и дал согласие на самостоятельность в церковных делах, то есть глава Русской православной церкви из митрополита становился патриархом.

С одной стороны, такого рода самостоятельность подчеркивала престиж русского православия, а с другой - отделяла его от мира, задерживая развитие, не давая входить новым идеям. Патриаршество формально было выборным, но фактически был предложен только один кандидат, которого и выбрали - Иов. Духовная власть подчинялась государству и всячески поддерживала его. Такое укрепление светской власти произошло в правление

Завершение покорения Сибири

Начало было положено купцами Строгановыми, призвавшими на помощь Ермака. После его смерти остатки его отряда ушли из Сибири, но в 1587 году Москва прислала помощь, и был заложен город Тобольск. Движением на Восток продолжалось правление Федора Ивановича и Бориса Годунова.

Маленькая война на Западе

Война за свободную торговлю на Балтике началась в 1590 году и закончилась пять лет спустя. Это позволило Годунову возвратить русские города на Финских берегах и сделать торговлю со Швецией оживленной, что принесло ему популярность среди русских купцов.

Южные границы также были укреплены, и крымские татары с 1591 года более не досаждали Москве. На севере, в Архангельске, в 1586-м был открыт новый беломорский торг. Страна постепенно богатела и жила относительно тихо, так что летописцы вспоминали времена, когда на Москве стояла «тишина великая».

Несмотря на слабость государя, годы правления царя Федора Ивановича, благодаря умной политике Годунова, прошли успешно. В 1598 году блаженный царь Федор скончался. Ему было сорок лет. Он не оставил наследников, и вместе с ним прервалась

Царь Федор вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием Ивана IV, но ни по личным качествам, ни по своим способностям не подходил на роль правителя страны.
Согласно предсмертному распоряжению Ивана Грозного , при недееспособном царе Федоре был создан своего рода регентский совет, в состав которого вошли пять бояр: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Вольский и шурин царя Борис Федорович Годунов.

Столкновение между членами совета, разделенного на две противоборствующие группировки, было неизбежным. Поначалу Захарьин-Юрьев, опираясь на московское дворянство и посад, попытался примирить служилых князей (Шуйского и Мстиславского) и выдвиженцев Ивана IV (Бельского и Годунова). Но Бельский сразу же занялся опасными политическими интригами. Тогда 2 апреля 1584 г. против него были инспирированы волнения московского посада и он был удален в ссылку - воеводой в Нижний Новгород . В конце того же года Юрьев заболел и отошел отдел, что резко обострило противоборство Бориса Годунова с Шуйским. Годунова поддержала приказная бюрократия во главе с думными дьяками Андреем и Василием Щелкаловыми, сторонниками сильного централизованного государства . Это позволило Годунову избавиться от еще одного соперника - И.Ф. Милославского, отправленного в 1585 г. в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно постриженного там в монахи.

В 1586 г. руководители боярского клана Шуйских попытались, под предлогом бесплодия царицы Ирины, добиться развода ее с Федором Ивановичем и отстранить тем самым Б. Годунова от власти. При этом они опирались на московских посадских людей. Борису удалось подавить возникшие в столице в мае 1586 г. волнения, а вскоре И.П. Шуйский и его братья были сначала сосланы в свои вотчины, затем перевезены в Белоозеро и Каргополь, где тайно умерщвлены. После этого с боярской оппозицией было покончено, и Борис Годунов мог теперь гласно стать регентом государства. Он получил титул "правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы", ему Боярской думой было предоставлено право внешних сношений. Англичане называли его "лордом-протектором России ".

По своему происхождению Борис Годунов принадлежал к крупному нетитулованному боярству. Он приблизился к царю Ивану IV в последние годы его правления главным образом благодаря браку своей сестры Ирины с царевичем Федором. Сам Годунов, женатый на дочери Малюты Скуратова, был тесно связан с опричными кругами. Современники высоко оценивали Бориса: "муж зело чюден и сладкоречив", но в то же время отмечали его огромное властолюбие. Незаурядный политик, Борис умел быть таким, каким требовали обстоятельства. В этом ему помогали природный ум и твердая воля. Он не был широко образованным человеком, но, как писал один из знавших Бориса иностранцев, "не было ему равного по всей стране по смышлености, разуму и совету". Осторожный и дальновидный, щедрый и миролюбивый правитель, завоевавший симпатии широких слоев населения, он был коварен и вероломен, льстив и хитер - но именно благодаря всем этим качествам Борис Годунов сумел достичь вершин власти.

Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России , укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.

Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.). На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха.

15 мая 1591 г. в Угличе во время приступа "падучей болезни" погиб царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного от последней его жены - Марии Нагой), и молва объявила виновником его смерти Бориса Годунова. Источники не дают однозначного ответа на вопрос о причинах смерти царевича, но очевидно, что эта трагедия расчищала Годунову путь к престолу.

В 1598 г. со смертью бездетного Федора Ивановича правящая династия Рюриковичей прекращает свое существование.
Очередной Земский собор в феврале 1598 г. избрал царем Бориса Годунова.