Расчеты между юр лицами за наличный расчет. Ограничение наличных расчетов между юридическими лицами

В законодательстве РФ для субъектов хозяйствования действуют определённые правила использования средств в безналичной и наличной формах. При наличных расчётах существует ряд особенностей. В частности, физические лица, не ведущие предпринимательской деятельности, могут рассчитываться наличными без ограничений. Организации, предприятия и другие юридические лица, а также ИП должны следовать специально разработанным обязательным правилам.

Нововведения в наличных расчётах между организациями

Предел для расчёта по одному контракту остался без изменений и равен 100 тыс. руб. Юрлица и ИП пользуются правом осуществлять наличный расчёт в отечественной валюте в указанных размерах, а также в иностранной или в эквивалентной сумме по курсу ЦБР на момент совершения сделки.

Установленные ограничения

В п.6 Указания Банка России №3073 перечислены условия, при которых соблюдаются упомянутые выше ограничения. Они применяются:

  • в отношениях между участниками денежного расчёта в рамках гражданско-правового контракта на всём протяжении его действия;
  • при выдаче наличных банком или иной кредитной организацией в соответствии с договорённостями о возвращении остатков они перечисляются на спецсчет в ЦБР.

Когда предел расчёта наличными не действует

Не применяются лимиты при использовании наличных, используемых в следующих целях:

  • на выдачу зарплаты и других выплат из фонда зарплаты, в т. ч. социальных;
  • на потребительские цели ИП, не касающиеся его хозяйственной деятельности;
  • под отчёт сотрудникам компании.

Внесены изменения, разрешающие безлимитное использование остатка наличных денег ИП и представителям малого бизнеса, которые являются юрлицами.

Расчёт максимального размера остатка денег в кассе

На сегодняшний день расчёт лимита остатка денежных средств в кассе предприятия не является обязательным для субъектов малого предпринимательства. Тем не менее в целях обеспечения сохранности имущества и для оперативного управления денежными потоками организациям рекомендовано произвести расчёт лимита остатка денег в кассе, утвердить его соответствующим приказом и скрупулёзно исполнять.

Предельный размер остатка наличных денег в кассе устанавливается приказом руководителя и неукоснительно соблюдается

Применение указаний ЦБР при расчётах наличными

Для компаний и предпринимателей Банком России определены условия для наличных расчётов (Указания №3210-у). Обязательным является организованная руководством работа кассы. Предприятиям рекомендовано соблюдать установленные лимиты на остаток в кассе в конце рабочего дня (п.2 Указаний ЦБР).

В случае нарушения правил компания может лишиться возможности оставлять наличные деньги в кассе. Для ведения кассовой документации используются только документы установленной Госкомстатом РФ формы (Постановление №88).

Правила ведения кассовых операций

Требуется оформлять кассовые операции с использованием приходно-расходных ордеров. Ведёт такую документацию бухгалтер или кассир предприятия. Допускается также оформление ордеров руководителем, если он занимается совершением расчётных операций (п.4.2 Указаний).

На предприятии чётко определяется круг сотрудников, допущенных к расчётам наличными деньгами (руководитель, бухгалтер или кассир). Они фиксируют все совершённые транзакции с наличными си обязательно заносят необходимую информацию в кассовую книгу.

Изменения в оформлении кассовых документов

В бумажном формате ПКО и РКО оформляются от руки или при помощи специального программного обеспечения, подпись ответственного лица ставится собственноручно.

Кассовые документы в электронном виде оформляются на компьютере с применением кодирования от несанкционированного вмешательства. Это предотвратит их искажение или потерю важной информации. Ставится электронная подпись (ФЗ №63). Исправления в кассовых документах не допускаются.

На руководителя возлагается обязанность обеспечить максимальную защиту данных для обеспечения надёжной сохранности документации в любом формате.

Расчёты с юрлицами по договору

Между юрлицами производится наличный расчёт на основании Положений ст.128 ГК РФ, эти отношения являются объектом прав. Во время таких взаимодействий наличные деньги могут свободно перемещаться между юрлицами.

В определённых случаях могут устанавливаться некоторые ограничения. В Указаниях ЦБР идёт речь о том, что «наличка» может использоваться только по установленным правилам. По решению компании могут расходоваться только средства для расчётов с партнёрами, в частности, для взаиморасчётов с поставщиками продукции.

Для расчётов с юрлицами установлен лимит в размере 100 тыс. руб. Этот предел учитывается для каждой сделки по отдельному соглашению.

Порядок расчётов юридических и физических лиц

Наличный расчёт с физлицом не ограничивается лимитами (п.5 Указаний). Однако следует обратить внимание, что такая свобода действий распространяется только на отношения с гражданами, не являющимися предпринимателями (п.1 Указаний).

Установление лимита расчётов ООО и его структурного подразделения

Организации и предприятия имеют право совершать денежные операции наличными между обособленными подразделениями. Передача денег осуществляется посредством оформления расходного кассового ордера по установленному на предприятии порядку. Он также соблюдается и при получении наличных от структурных подразделений.

В отношениях головного предприятия и его подразделений лимиты не установлены, однако ничего не сказано об отсутствии ограничений. Если руководствоваться п.3 ст.55 ГК РФ, можно сделать логический вывод: подразделения не являются юридическими лицами, значит, ограничения на них не распространяются.

Как должны осуществляться расчёты с ИП

Если наличный расчёт производится между юрлицом и индивидуальным предпринимателем, соблюдение лимита является обязательным . Так осуществляется контроль движения наличной денежной массы и не допускаются злоупотребления в виде сокрытия доходов. Ведь в бизнесе обмен денег может обозначать свершение взаимовыгодных сделок, при которых обе стороны получают определённую прибыль. Проще всего это сделать с наличными деньгами, однако практически невозможно при безналичном расчёте.

Регламентируется ли размер оплаты физических лиц

Стоит заметить, что если одной из сторон денежных отношений является физическое лицо, т. е., обычный гражданин, оба участника сделки могут не соблюдать лимит расчётов. Однако в Министерстве финансов РФ не раз заводили разговор об установлении лимитов для физлиц, чтобы контролировать дорогостоящие приобретения граждан. Планируется установить лимит на наличные в пределах 300 тыс. руб. Инициаторы такого нововведения предлагают внести изменения в ст.861 ГК РФ, а именно наказание в виде штрафа размером в разницу между лимитом и превышенной суммой выручки от реализации товаров или услуг.

Освобождение от ограничений

Как упоминалось выше, субъекты предпринимательской деятельности освобождаются от лимитирования операций с наличными в ряде случаев.

  • Выплата зарплаты.
  • Страховые и социальные начисления.
  • Выдача средств под отчёт.
  • Для личных нужд владельца компании или ИП.

Кроме этого, ЦБР в своих Указаниях называет дополнительные случаи, исключающие лимитирование налички:

  • транзакции с участием ЦБР;
  • таможенные, налоговые сборы;
  • платежи по кредитам.

При таком, казалось, демократичном отношении, в Указаниях ЦБР есть нововведения, которые намного выгоднее банкам, но отнюдь не предпринимателям.

Чтобы воспользоваться наличными в случаях, не указанных в специальном списке, их нельзя взять из кассы компании. В новом году вначале нужно сдать нужную сумму в банк, и лишь после этого снять необходимую наличность.

Таким образом, государство получает возможность контроля прохождения денежных средств, а ЦБ проценты за совершённые транзакции. Что касается предпринимателя, он при этом ничего не выигрывает, а лишь приобретает лишние проблемы и несёт дополнительные расходы.

Кто ответит за нарушение лимитов

Проверкой контролирующего органа могут быть выявлены нарушения, которые в п.1 ст.15 ГК РФ определены как административное правонарушение. В такой ситуации, стороне, получившей наличность в количестве, превышающем установленную норму, будет предъявлен штраф, причём ответственность возлагается не только на компанию, но и на руководителя.

  • Компания (юрлицо) заплатит штраф - от 40 до 50 тыс. руб.
  • Должностное лицо (руководитель предприятия) – от 4 до 5 тыс. руб.

Срок, в пределах которого могут быть предъявить претензии за правонарушение, равен 2 месяцам с момента заключения контракта.

Существует также запрет на использование наличности из средств, поступивших от таких источников, как займы, возврат неиспользованных подотчётных средств.

Особенности ограничения наличного денежного оборота

Лимит, ограничивающий суммы передвижения наличных денежных средств, определён в рамках заключённого между двумя субъектами договора.

Нормы в пределах 100 тыс. руб. должны соблюдаться при любой форме соглашения, независимо от предмета договора (заем, оплата услуги или товара, поставка продукции).

Лимит действует на всём протяжении действия договора. Даже если наличные платежи осуществляются несколькими траншами, их общая сумма должна быть не более установленного предела.

При наличии в контракте дополнительных договорённостей, касающихся выплат компенсаций, штрафов, неустойки, пени, их нельзя осуществлять наличными, если к этому моменту уже использована лимитированная сумма.

Превышение предельной величины

Выйти за рамки ограничений допустимо только в некоторых случаях.

  • Между субъектами хозяйственной деятельности заключено несколько контрактов, тогда по каждому из них разрешается рассчитываться наличными по 100 тыс. руб.
  • Если в соглашении указан объем денежных средств, превышающих 100 тыс. руб., наличными выплачивается только лимитная сумма, а остаток перечисляется безналичным путём.
  • ИП разрешается пользоваться в личных целях любой суммой, для этого не нужны договора, денежные операции: достаточно оформить денег выдачу кассовым ордером.

Ответственность за совершённые нарушения

Чтобы оградить себя от административной ответственности, необходимо особое внимание уделить всем деталям договора, изучить каждый его пункт, касающийся движения наличных денег, и только после этого приступать к реальным действиям.

Лимиты для наличных расчётов между ЮЛ и ИП на сегодняшний день составляют 100 тыс. руб. При этом законодательство и процедуры проведения проверок кассовой дисциплины на предприятии не меняются десятилетиями. Следовательно, чтобы избежать штрафных санкций, достаточно внимательно изучить нормативные акты Банка России, касающиеся порядка работы с денежной наличностью и не превышать установленные законодательством лимиты расчётов.

Сделки, производимые с помощью наличных денежных средств, имеют свои нюансы в отличие от безналичных. Самой главной особенностью является ограничение суммы оплаты .

Такое ограничение регламентируется Приказом Центрального Банка России (ЦБР) №1843У от 20.06.2007г, где установлен предел расходуемой денежной суммы на один договор в 100000 рублей.

Данное ограничение затрагивает расчет наличными между :

  • предприятиями юридической формы собственности;
  • индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом;
  • физическими лицами предпринимателями.

Эти операции касаются только платежей , производимых по одному заключенному соглашению, которые не имеют временного предела. То есть, в случае заключения договора между субъектами хозяйствования более 100000 рублей, расчет наличными деньгами не может быть осуществлен, в том числе частями и в различные дни.

Таким образом, предприятие имеет право произвести оплату до 100000 рублей наличными, а остальную часть прибегнув к помощи банковских учреждений. Также юридические лица могут на законных основаниях рассчитываться «наличкой», в один день сразу по двум соглашением, если их общая сумма не превышает регламентируемое ограничение.

В противном случае за нарушение лимита, сотрудники проверяющих служб могут вынести юрлицу определенное административное взыскание или арестовать финансовые счета компании .

При осуществлении денежных платежей наличностью, необходимо соблюдать следующие правила учета и оформления таких сделок:

  1. Фирма-производитель (продавец) в обязательном порядке должна использовать для последующей выдачи покупателям бланка строгой отчетности, чеков или других квитанций подтверждающих осуществление сделки. Покупатель в свою очередь должен принять выданный ему документ, для дальнейшего предоставления отчетности в требуемые государственные учреждения.
  2. Продавцу необходимо оформлять каждую полученную наличность приходным ордером через личную кассу, и вносить соответствующие сведения в «Кассовую Книгу».

Отдельные кассовые документы должны составляться, если следующие поступающие наличные средства оприходуются в общую кассу предприятия:

  • от кассиров или продавцов в конце трудового дня или смены;
  • непосредственно от потребителей, в том числе и юридических лиц.

Для контролирующих органов обязательным является соблюдение определенных условий , к которым относится:

  • одинаковое отображение всей приходной «налички» в Кассовой Книге и на ленте кассового аппарата;
  • обязательный учет всех поступающих наличных денег;
  • выдача подтверждающих документов о получении финансовых купюр.

Данные правила предусмотрены различными нормативными актами Федеральной Налоговой Службы и Центробанка РФ.

Необходимость проведения

Необходимость в проведении финансовых процессов денежными купюрами возникает у организации по различным факторам, которые могут быть внутренними и внешними.

К внутренним причинам такого расчета можно отнести следующие выплаты :

  • заработной платы;
  • материальной помощи;
  • дивидендов обладателям акций.

К внешним расчетам относится оплата:

  • поставок всевозможного сырья, материалов и другой продукции;
  • оказания нужных услуг;
  • предоставления или погашения займа;
  • государственного налога;
  • коммунальных платежей;
  • капитального строительства;
  • выполненных работ, трудящимися сторонней организации (подрядчиками).

В связи с этим, наличные расчеты можно разделить на товарные и нетоварные, где товарные операции подразумевают финансовые платежи за конкретно приобретенный продукт или оказанную услугу, а нетоварные связаны с перемещением финансовых средств от одной организации к другой, при этом юридическое лицо взамен не получает ни продукт, ни услугу.

Таким образом, чтобы учредителю осуществить определенный финансовый процесс, направленный на благо трудового коллектива и самой компании, иногда необходимо проводить расчеты наличными купюрами.

Другое

Наличные деньги являются одним из способов приобрести товар или получить услугу. В связи с этим, такой способ расчета применяется не только между юридическими лицами и предпринимателями любого бизнеса, но и между физическими лицами.

Владельцы различного бизнеса (индивидуальные предприниматели) принимают участие в хозяйственных процессах наряду с юрлицами . На законодательном уровне они могут:

  • открывать личные счета в банковских учреждениях;
  • формировать и пользоваться своей кассой;
  • осуществлять взаиморасчеты с другими лицами, как юридическими, так и физическими.

В своей деятельности предприниматель обладает двойным правовым положением. Дело в том, что он считается с одной стороны физлицом, а с другой субъектом хозяйствования. Однако физическое лицо не может быть членом хозяйствования, поэтому оно представляет собой только потребителя всевозможных товаров и услуг.

Получается, что расчеты между ИП и физлицом будут исключительно только наличными финансовыми средствами и с помощью пластиковой карточки, через банковскую организацию.

Согласно нормативной базы РФ полученные средства от покупателя (физического лица) должны пройти через личную кассу бизнесмена после чего приходоваться и внестись в отчетность. Дальше определяется и уплачивается сумма обязательного налога на прибыль, которую предприниматель получил путем взаиморасчета с потребителем.

При осуществлении денежных операций между такими субъектами лимитов на финансовые суммы не предусмотрено .

Между ИП и ИП

Для осуществления наличных платежей между индивидуальными предпринимателями существуют следующие правила :

  • установлено ограничение, согласно которому бизнесмен не может прибегать к использованию наличных средств, если по одному договору предусмотрена сумма оплаты выше 100000 рублей;
  • использовать имеющуюся наличность можно для уплаты таможенных сборов или выдачи заработных плат подчиненным;
  • принимать «наличку» от потребителей в любом количестве, и без каких либо ограничений;
  • все вырученные денежные средства являются непосредственной собственностью предпринимателя, которыми он имеет полное право распоряжаться по личному решению.

В случае если сумма расчета предпринимателя составляет меньше 100000, то банковский счет открывать не обязательно .

Для осуществления наличных платежей между юридическими субъектами и индивидуальными предпринимателями также установлен лимит в 100000 рублей, поэтому взаиморасчет между ними может производиться исключительно в пределах этой суммы .

Если сумма не превышает лимита, то вырученные деньги переходят в кассу организации, после чего переводятся на действующий счет в банковском учреждении.

Если сумма превышает ограничение, то все платежи должны осуществляться только через финансовые счета .

Однако распоряжениями Центрального Банка России предусмотрены исключения, благодаря которым установленные ограничения не действуют . К таковым относятся:

  • выдача зарплаты сотрудникам организации;
  • оплата больничных листов, и других социальных начислений;
  • выплата командировочных денежных средств, куда также включаются затраты на проезд, питание и проживание работника.

Между юридическим лицом и физическим

У юридических лиц отсутствует большое количество привилегий по сравнению с предпринимателями, которые касаются наличного расчета с потребителями. Однако в данном случае ограничение по наличным платежам отсутствует, а платежи осуществляются согласно следующим правилам :

  1. Только в кассу субъекта, при этом полученная наличность должна сразу отражаться в приходном ордере.
  2. Через банки. Таким образом, произведенный расчет поступает на банковский счет юрлица, что позволяет автоматически зафиксировать поступающие денежные средства в компанию.

Выполняя требования нормативных актов Российской Федерации, учредители организаций ограждают себя от возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Об ограничениях на наличный расчет можно узнать из данного видео.

Проводить расчеты безналичным путем достаточно удобно и сравнительно быстро. Это не требует дополнительных затрат времени по подготовке купюр, их оформлению и других особенностях работы с наличными деньгами. Но в процессе работы небольших предпринимателей, ИП, очень часто возникают ситуации, когда невыгодно перечислять средства по безналу. Это связано, как с суммами операций, так и с контрагентами, которым проводится оплата. Поэтому в таких случаях лучше выбрать для ИП расчет наличными. 2019 год не стал исключением, что касается проведения данного типа взаимоотношений. Каждый ИП, который планирует проводить такого типа расчеты должен ориентироваться в лимитах, которые установлены нормативными актами РФ, а также правилами их проведения, в том числе и снятие со счетов.

Основы расчетов наличными

Законодательство РФ не запрещает проведение расчетов ИП с юридическими или физическими лицами наличными средствами. Данная норма представлена ст.861 Гражданского Кодекса РФ. Кроме этого все расчеты наличными средствами между ИП и ООО либо другими юридическими лицами регулируются Центральным банком России, который выдал Указ № 3073-У под названием, которое свидетельствует о его сути, «О провидении наличных расчетов» 07.10.2013. Его нормы действуют и в 2019 году. Он включает в себя несколько пунктов, которые определяют отношения между ИП, ООО, а также другими физическими лицами, в процессе проведения расчетов наличными средствами.

Но есть исключения, которые не подпадают под контроль Центробанка, а именно:

  • расчеты, одной из сторон которых является сам Центробанк;
  • когда проводятся расчеты для обеспечения банковских операций;
  • во время оплаты таможенных платежей;
  • проведения выплат заработной платы, а также других выплат социального характера;
  • выдача денежных средств работникам ИП под отчет;
  • снятие наличных предпринимателем со своего счета на личные цели, которые не касаются проведения предпринимательской деятельности.
Любые расчеты, которые проводит ИП с физическими лицами, не подпадают под контроль. Но в то же время оплаты между предпринимателем и ООО не могут превышать суммы 100 тыс. рублей по одному договору. Эта норма действует уже на протяжении нескольких лет и продолжит быть актуальной и ныне.

Ограничения по расчетам наличными

То есть Указ, который контролирует данную сферу расчетов, вводит систему ограничений использования наличных во время расчетов между бизнесменами:

  • по сумме;
  • по назначению оплаты.

Лимит по сумме

Если говорить о сумме, то уже было сказано, что в данном варианте ИП может проводить любые расчеты между ООО либо другими формами юридических лиц, не превышая 100-тысячный порог по одному договору.

Есть несколько особенностей данного лимита:

  • срок действия ограничения не определяется четким периодом действия договора, а имеет постоянную силу в отношении конкретного договора;
  • придерживаться лимита должны все стороны отношений, а именно договора, по которому устанавливается этот предел расчетов;
  • внимательным необходимо быть во время подписания договора аренды, а также указания условий оплаты в нем. Нередко бывает, что недвижимость сдается в пользование на длительный период. Такая ситуация приводит к тому, что общая сумма платежа довольно большая. Некоторые арендодатели требуют оплаты за весь период аренды. Но в данном случае лимиты Центробанка также должны выполняться. Поэтому, если ИП необходимо использовать недвижимость на протяжении длительного периода, то подписывать придется несколько договоров, в которых сумма расчета наличными не будет превышать 100 тыс.рублей;
  • не стоит путать лимит по сумме на один договор с ежедневным лимитом. На протяжении дня ИП может рассчитываться с десятков разных партнеров, в том числе наличкой, на любые суммы в общем. Главное, чтобы по одному договору, оплата прошла всего 100 тыс.рублей.
  • если сумма договора уже установлена на максимуме лимита, установленного для оплаты наличными в договоре между ИП и ООО, то расчет по дополнительным обязательствам, таким как, штраф за неустойку, пеня или другие, не может быть оплачен. Для этого придется составлять еще один договор между ними либо учитывать такую возможность изначально.
В случае несоблюдения лимита расчета наличными между ИП и ООО либо другими юридическими лицам на них при выявлении этого факта будет наложен штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей. Данная норма указана в ст. 15.1 КоАП России.

ИП при проведении расчетов наличными средствами в 2019 году также должен помнить о том, что цели, куда будут направлены деньги, также должны быть в рамках нормативных актов:

  • выплаты нанятым работникам, которые предусмотрены Трудовым Кодексом РФ;
  • подотчетные деньги, которые предусмотрены на оплату услуги сотрудника;
  • расчеты по страховым возмещениям;
  • личные затраты ИП, которые находятся вне бизнеса;
  • расчет между подрядчиками за товары либо оказанные им услуги;
  • moneyback – возмещение денег клиентам за товары, которые не соответствуют заявленному качеству;
  • проведение банковских операций.

Кроме этого Указ выделяет перечень видов деятельности ИП, которые могут быть оплачены только после внесения наличных средств в кассу, снятие которых было проведено с банковского счета:

  • все платежи, связанные с оформлением или погашением кредита;
  • внутриорганизационная работа;
  • азартные игры.

Такое правило приводит к потере некоторой суммы комиссии в банке, что установлена тарифами за обналичивание со счета, но позволит сэкономить тысячи на штрафах за невыполнения Указа Центробанка.

Видео о лимитировании: мнение бухгалтера

Все операции, которые связаны с расчетами наличными между ИП, а также ООО или другими юридическими лицами в любом случае должны подпадать под учет и проводиться согласно норм законодательства РФ.

Есть несколько методов, как можно проводить расчеты наличными:

  • с использованием ККТ, контрольно-кассовой техники.
  • с использованием БСО, бланков строгой отчетности, которые применяют вместо кассовых чеков. Но их выдача допускается только теми ИП, которые оказывают услуги населению. Сами БСО не имеют строгой формы, а лишь перечень реквизитов, которые должны быть указаны в нем. Предприниматель самостоятельно создает свой бланк строгой отчетности для применения в своем бизнесе. Стоит отметить, что они должны быть разработаны исключительно в специализированных программах и отпечатаны типографским способом. В стандартных приложениях запрещено создавать БСО.
  • без использования ККТ и любых документов, что позволяется в исключительных случаях, для ИП согласно списку п.2 ст.2 54-ФЗ. Это предприниматели, которые имеют особую специфику деятельности, а также находятся в практически недоступных местах.
  • без использования ККТ, что позволяется ИП, которые находятся на ЕНВД либо патентной системе налогообложения. Им разрешено выдавать своим клиентам при расчетах наличными квитанции со всеми реквизитами предпринимателя.

Именно эти способы имеют право применять ИП для принятия наличных при расчетах со своими клиентами.

Лимиты по договорам

Стоит отметить, что для ИП, которые вписываются в лимит 100 тыс. рублей по договорам с ИП, ООО и другими юридическими лицами, то они могут не открывать счет в банке. Но все же, если у предпринимателя ежедневно есть расчеты по нескольким договорам на значительные суммы, то лучше использовать безналичный расчет.

Особенности лимитов по расчетам наличными в 2019 году в разрезе договоров:

  • по дополнительному соглашению – данный документ является дополнением основного договора, то есть вариант с тем, чтобы заключить дополнительные соглашения на всю сумму не допускаются. Такие действия будут сопровождаться наложением административного штрафа.
  • по однотипным договорам, что предполагает открытие нескольких одинаковых договоров под операции, которые требуют расчета более чем на 100 тыс. рублей, то есть дробление суммы. В таком случае органы контроля также имеют право наложить штраф. Но есть выход, который предполагает оформление нескольких договоров по одному направлению, но с указанием различных характеристик. К примеру, количества, объема, сроков поставок и других. К тому же, если есть необходимость оформления таких договоров, то лучше расчеты по каждому из них проводить в разные периоды, чтобы не вызвать подозрения и не привести такими действиями сотрудников органов контроля к необходимости проверки.
  • без заключения договора, что предполагает работу ИП, а также расчеты наличными по накладным и после реальной отгрузки товара. Законодательство РФ в таком варианте предполагает лимит в размере 100 тыс. рублей на каждую накладную.
  • По долгосрочным договорам – несмотря на срок действия документа лимит устанавливается в размере, указанном нормами Указа Центробанка. То есть, даже, если договор подписан на несколько лет, его сумма не может превышать 100 тыс.рублей.

Обойти систему довольно трудно, поэтому действительно, когда есть необходимость частых расчетов с контрагентами, общая сумма которых превышает 100 тыс. руб., то открыть счет в банке и через него проводить средства будет намного проще и надежней.

В любом случае проведение всех видов операций должно быть подкреплено документом, поэтому в случае большого количества договоров под наличные расчеты придется тратить много времени на оформление бумаг, которые при безналичном расчете автоматизируются.

К тому же, некоторые расчеты наличными средствами требуют обязательного зачисления на счет в банковском учреждении, чтобы позже провести их снятие и оплату. Такая ситуация еще раз подтверждает, что наличными необходимо пользоваться только в рамках лимитов. Если предприниматель крупный, то даже с комиссией за снятие ему будет более выгодно открыть счет и работать по безналу.

Расчеты наличными могут быть применены и не ко всем операциям. Поэтому придется открывать счет в банке.

Во всех случаях нарушения ИП выступает как ответственное лицо, на которого возлагается ответственность, а также штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей. Причем он не зависит от суммы перечисления. Рамки штрафов в 2019 году четко указаны. Их шаг не столь большой, поэтому тем, кто будет проводить небольшие операции с наличкой, не придерживаясь норм лимита, будет очень неприятно заплатить данную сумму в бюджет страны из-за небольших сумм договоров.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Не всегда удобно расплачиваться по «безналу», особенно если вы частный предприниматель или учредитель небольшого ООО. Наличный же расчёт – дело тонкое. Напомним, что в середине прошлого года законодатель установил целый ряд новых ограничений по таким расчётам. Давайте разберёмся, что к чему, и как действовать, чтобы ненароком не нарушить закон.

Нормативная база

Порядок денежных расчётов в России регулируется Центробанком. В 2013 году эта организация опубликовала Указание «Об осуществлении наличных расчётов», которое и вступило в законную силу 1 июля 2014 года. Состоит данный акт из семи пунктов.

Сразу следует отметить, что нормы Указания касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На любые наличные денежные операции между обычными гражданами они не распространяются. Кроме того, эти правила не действуют ещё в трёх случаях:

  • при любых расчётах с участием Центробанка;
  • при проведении банковских операций;
  • при внесении таможенных платежей.

Указание ЦБ содержит две категории ограничений при расчёте наличными для ИП и ООО: по целям и по сумме.

Ограничения по целям

Организации и ИП могут тратить деньги из кассы только в следующих целях:

  • выплата заработной платы и социальных отчислений (предусмотренных в Трудовом кодексе);
  • выдача денег сотрудникам под отчёт (например, для разовой оплаты услуг рабочих);
  • выплата страховых возмещений гражданам, заключившим соответствующий договор и уплатившим страховые премии наличными;
  • расходы на какие-либо личные нужды предпринимателя, не связанные непосредственно с его коммерческой деятельностью;
  • оплата товаров, услуг, проведённых подрядчиками работ (за исключением покупки ценных бумаг, которые нельзя оплачивать наличными средствами «из кассы»);
  • moneyback – возврат средств за товары ненадлежащего качества, невыполненные работы и не оказанные (либо оказанные некачественно) услуги;
  • выдача денег при проведении операций банковским платёжным агентом (в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе»).

Обратите внимание: ограничения не распространяются на кредитные (в том числе микрофинансовые) организации. Они вправе тратить наличные из кассы на любые цели.

В Указании законодатель ввёл ещё одно важное правило. Теперь ИП и юр. лица для некоторых «наличных» расчетов могут использовать только те деньги, которые были внесены в кассу после снятия с банковского счёта. К таким расчётам относятся:

  • платежи по выдаче или возврату займов (либо процентов по займам);
  • по внутриорганизационной деятельности;
  • по проведению азартных игр.

Что это означает на практике? Предположим, вам понадобилось выдать заём одному из своих работников. Просто достать деньги из кассы и выдать их сотруднику на руки нельзя – придётся пойти кружным путём. Наличную выручку нужно будет сдать в банк, а затем получить в том же банке сумму займа наличными (по чеку). Только после этого полученную сумму можно будет отдать сотруднику. Естественно, какой-то процент при этом «уйдёт» банку в качестве комиссии. Долго, неудобно и невыгодно – то есть вполне в стиле ЦБ.

Предельная сумма расчётов

Максимальная сумма наличных расчётов не изменилась. Сейчас, как и до 2014 года, она ограничена 100 тыс. рублей в рамках одного договора. Однако в новом Указании Центробанка содержится важное уточнение: данное ограничение по сумме актуально теперь не только в период действия договора, но и после окончания срока действия этого договора.

Представим, что в договоре чётко определён срок его действия. Этот срок благополучно истёк, но у покупателя осталась непогашенная кредиторская задолженность. Если раньше оплатить её можно было сразу в полном объёме (вне зависимости от суммы), то теперь это получится сделать только в случае, если сумма не превышает 100 тыс. рублей. Иначе придётся «разбивать» платежи по нескольким договорам.

Нужно упомянуть ещё несколько важных частных моментов.


Есть и ещё один нюанс, который стоит выделить отдельно. Ограничение по сумме применяется только к договорам, обеими сторонами которых являются юридические лица или ИП. Если же одна сторона – предприниматель или ООО, а другая – обычный гражданин (физическое лицо), то ограничение действовать не будет.

Вернёмся к примеру с договором аренды. Если вы арендовали помещение под свой офис у организации, то сможете расплатиться «наличкой» только при условии, что общая сумма аренды не превышает 100 тыс. рублей. Если же арендодатель – физическое лицо, то сумма может быть любой. Закон позволяет вам выплатить ему наличными хоть сто, хоть двести тысяч. Кстати, расчёт возможен не только в российской, но в иностранной валюте.

«Наличка» и ИП

Чаще всего расплачиваться наличными приходится именно предпринимателям. Мы выяснили, какие есть ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО, а теперь подведём итоги и составим цельную картину.

  1. Предприниматели могут осуществлять расчёты наличными и с гражданами, и с юридическими лицами, и с другими ИП. При этом в расчётах с фирмами и ИП предприниматели не должны превышать отметку в 100 тыс. рублей по одному договору.
  2. Если вы ИП, то закон даёт вам право без ограничений уплачивать таможенные платежи, выдавать своим работникам зарплату или деньги под отчет. Оплату наличными от населения, разумеется, тоже можно принимать без учёта каких бы то ни было лимитов.
  3. Поскольку индивидуальный предприниматель — это физ. лицо, вся его выручка (в том числе наличные деньги) автоматически переходит в разряд личных денежных средств. Этими средствами ИП может распоряжаться по собственному усмотрению. Цель их использования не обязательно должна быть связана с коммерческой деятельностью и нуждами бизнеса.

Предварительно сдавать выручку в банк нет надобности. Кстати, если ИП проводит расчёты в пределах 100 тысяч на один договор, счёт в банке можно вообще не открывать.

Штраф за несоблюдение ограничений

Превышение максимума в 100 тыс. рублей наличными по одному договору карается в административном порядке. За нарушение порядка работы с наличными денежными средствами предусмотрен штраф в соответствии с КоАП. Этот штраф налагается как на всю фирму в целом, так и на конкретное должностное лицо (ответственного работника) в частности.

  • размер штрафа, налагаемого на организацию – 40–50 тыс. рублей;
  • с ответственного работника взыскивается сумма в 4–5 тыс. рублей.

ИП в данном случае классифицируется как ответственный работник.

Привлечь к ответственности организацию можно только в течение двух месяцев со дня нарушения. Кстати, в некоторых случаях ответственность несёт не только фирма (или ИП), производящая неправомерный платёж наличными, но и то юр. лицо, которое принимает деньги. В законе чётко не регламентируется порядок распределения ответственности, поэтому решение зависит исключительно от суда.

Что в итоге?

Итак, при расчёте наличными предприниматель или руководитель фирмы должен:

  • следить за тем, чтобы итоговая сумма по договору (и доп. соглашениям, если они есть) не превышала 100 тыс. рублей;
  • помнить, что при расчётах с физическими лицами ограничения по сумме не действуют;
  • знать, в каких конкретных случаях расчёт наличными вообще допускается.

Учитывайте также и те не вполне очевидные нюансы, которые приведены в списках выше. Согласитесь, будет обидно получить штраф за пустяковое нарушение при проведении денежных расчётов.

Ведение предпринимательской деятельности сопряжено с осуществлением расчетных операций. Оптимальный способ проведения платежа, не занимающий много времени и не требующий предварительной подготовки, - это безналичный расчет. Платить по счетам по безналу - просто и быстро. Однако не всем предпринимателям выгодно рассчитываться наличными. Так, представителям малого бизнеса, в частности индивидуальным предпринимателям, часто намного удобнее оплатить товар или услуги не прибегая к услугам банковских учреждений. Причиной такого выбора может быть как наличие лимитов относительно суммы перевода, так и существование различных ограничений, связанных с контрагентами.

Порядок и условия проведения наличных расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен специальными законодательными актами, поэтому перед осуществлением данного вида взаимоотношений бизнесмены должны ознакомиться с нормативно-правовой базой. Основные вопросы, которые требуют внимания со стороны как юрлица, так и ИП, касаются правил проведения наличного расчета, а также порядка снятия средств со счетов.

Особенности процедуры

Как производится наличный расчет между ИП и юрлицом? В соответствии с законодательными актами, действующими в 2017 году, проведение расчетных операций между индивидуальным предпринимателем и образованием, имеющим статус юридического лица, наличными не запрещено. Данная норма регламентирована ГР РФ, в частности 861 статьей данного нормативно-правового акта. При этом полномочиями для осуществления контроля над порядком реализации данных взаимоотношений наделен Центральный банк РФ. Согласно указу, выданному Центробанком, наличный расчет должен производиться в установленном порядке и с учетом определенных ограничений. Указ Центрального банка содержит несколько пунктов, посвященных детализации и разъяснению правил произведения наличных платежей между ИП и ООО, а также другими юридическими лицами.

Несмотря на наличие у Центробанка достаточно широких полномочий существует ряд случаев, когда процедура осуществления наличного платежа не подпадает под его контроль. К таковым относят:

  1. расчетные взаимоотношения, когда одной из сторон выступает непосредственно Центральный банк;
  2. при осуществлении расчетов, направленных на обеспечение банковских операций;
  3. при оплате таможенных сборов;
  4. при произведении платежей, целью которых является погашение задолженности по заработной плате или реализация других выплат социального характера;
  5. при подотчетном предоставлении средств наемным работникам ИП;
  6. если индивидуальный предприниматель снимает деньги со счета предприятия для реализации собственных нужд, не имеющих никакого отношения к ведению бизнеса.

Обратите снимание! Не подлежат контролю со стороны Центробанк любые финансовые отношения, участниками которых является индивидуальный предприниматель и физическое лицо. Если расчет производится между ИП и предприятием, имеющим статус юридического лица, необходимо учитывать установленные лимитные ограничения. Так, размер выплаты, осуществленной в рамках одного договора, не может превышать 100 000 рублей. Данное ограничение по сумме платежа действует на протяжении уже нескольких лет, и на момент 2017 года она не утратила своей актуальности.

Лимитные ограничения по наличным платежам

Установленные вышеупомянутым Указом ограничения касаются таких аспектов:

  1. лимит по размеру платежа;
  2. ограничения по предназначению расчетной операции.

Остановимся более детально на особенностях реализации данных требований.

Ограничение по размеру наличного платежа

Как уже было сказано ранее, размер наличного платежа, сторонами которого являются ИП и юридическое лицо, не может превышать порога в 100 тысяч рублей. Однако существует ряд особенностей данного ограничения, детализация которых представлена далее.

Особенности лимита по сумме:

  1. утонений относительно срока действия ограничения на данный момент не существует, то есть, по сути, требование актуально в течение всего срока действия договора, составленного между ИП и юрлицом. Пока длятся договорные отношения между сторонами, они обязаны соблюдать требование относительно лимитирования суммы платежа;
  2. соблюдать установленное правило обязаны все участники того или иного соглашения на протяжении всего срока его действия;
  3. особое внимание необходимо уделить составлению и оформлению договоров аренды, поскольку, как правило, арендодатель предпочитает получить оплату не за месяц пользования недвижимостью, а за более длительный срок, в результате чего возникает необходимость в проведении платежа, превышающего 100 тысяч рублей. В таком случае, если планируются продолжительные отношения между участниками сделки, предметом которой является аренда недвижимого имущества, лучше составить несколько договоров с небольшим сроком действия. Чтобы соглашение было составлено в соответствии с нормами закона и отношения, возникающие на его основании, не нарушали предписаний Указа Центрального банка РФ, перед оформлением документа лучше проконсультироваться с опытным юристом, специализирующимся в сфере бизнеса;
  4. не стоит путать ограничение на размер платежа по договору с лимитом на день. В течение одного дня предприниматель может осуществлять десятки платежей по разным соглашениям, соответственно, общая сумма выплаты, произведенной за день будет в разы превышать дозволенную Указом. Главное требование, выполнение которого контролируется Центробанком, - это не допускать произведения наличных расчетов в рамках одного договора в сумме, превышающей 100 тысяч;
  5. если размер платежа увеличивается за счет выполнения дополнительных обязательств, в частности таких, как оплата штрафных санкций и пени, в результате чего общая сумма превышает дозволенный барьер, для реализации расчетной операции потребуется составить еще один договор. Общая сумма платежа, независимо от того, какие виды обязательств оплачиваются, не может быть выше 100 тысяч рублей.

Важно! В случае неисполнения требования относительно лимита по размеру наличного платежа между ИП и юридическим лицом, нарушителям грозит привлечение к юридической ответственности. Так, согласно законодательству за несоблюдение норма Указа Центрального банка в отношении нарушителей применяются штрафные санкции в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф налагается в случае выявления нарушения во время проведения контролирующих мероприятий.

Бесплатная подготовка документов для регистрации ИП и удобная онлайн бухгалтерия доступна вам на сервисе «Мое Дело ».

Ограничения относительно целевого назначения платежа

Помимо размера платежа, лимитированию подвергается и его целевое предназначение. Так, расчет наличными может быть произведен только в случаях, дозволенных специальными нормативно-правовыми актами, действующими на момент проведения операции.

Согласно законодательству наличный расчет возможет при таких обстоятельствах:

  • при выплате зарплаты работникам или при проведении других денежных переводов, предусмотренных трудовым законодательством;
  • при оплате определенных услуг сотрудника предприятия деньгами, выданными по отчет;
  • при поведении платежей, связанных с реализацией страховых обязательств и направленных на возмещение убытков, понесенных вследствие наступления страхового случая;
  • если средства необходимы для удовлетворения личных целей индивидуального предпринимателя, которые никак не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • при оплате услуг или товаров, предоставленных подрядчиками;
  • при возврате денег потребителям, желающим вернуть товар в случаях предусмотренных гражданским законодательством, в частности тогда, когда он не соответствует надлежащим качественных показателям;
  • с целью осуществления банковских расчетных операций.

Указом установлен перечень случаев, когда проведение наличного платежа возможно только после внесения предпринимателем наличных средств, предварительно снятых с банковского счета, в кассу финансового учреждения.

Так, в случае выполнения данного условия можно:

  1. проводить платежи, связанные с погашением кредита или оформлением кредитного договора;
  2. осуществлять расчетные операции, касающиеся внутриорганизационной работы предприятия;
  3. проводить платежи, связанные с азартными играми.

Данный способ обналичивания средств имеет как плюсы, так и минусы. К минусам относят тот факт, что во время проведения операции предприниматель теряет некоторую сумму денег, оплачивая банковскую комиссию. Плюс в том, что хоть вы и теряете средства, риска привлечения к ответственности в виде штрафа за неисполнение норм Указа Центрального банка РФ нет.

Способы проведения наличных платежей

К наиболее востребованным методам проведения наличных платежей между ИП и юрлицом относят:

  • расчет наличными с помощью контрольно-кассовой техники;
  • посредством использования бланков строгой отчетности, которые, по сути, являются альтернативой кассовым чекам. Применение БСО разрешается только тем ИП, которые ведут деятельность, связанную с оказанием услуг населению;
  • путем предоставления клиенту квитанции, подтверждающей проведение расчетной операции, со всеми необходимыми реквизитами предпринимателя. Разрешено только для ИП, работающих по ЕНВД или патентной системе обложения налогами.

Проведение расчетов наличными допускается и без использования ККС и БСО в случае пребывания предпринимателя в труднодоступном месте.