Самые известные вампиры. Вампиры

Сегодняшнее наше исследование будет посвящено вампирам, их истории, происхождению и суевериям, связанным с этими таинственными и могущественными существами. Они давно уже являются одними из самых популярных существ в фэнтези, хорроре, о них снято огромное количество фильмов самого разного качества и написано множество литературных произведений. Эти фантастические существа по праву занимают одно из первых мест по популярности в различных фэнтезийных произведениях.

Происхождение, места обитания

Люди всегда боялись смерти и мертвых, а также того, что мертвые вернутся к жизни, принесут несчастье. Чаще всего вампиров относят к нежити. Однако со временем представления о них в искусстве, к примеру, развивались. И вампиры стали смещаться из мистических романов в научно-фантастические, где они появлялись в результате какой-либо болезни, до неузнаваемости меняющей внешность, либо из-за мутации. Объяснений, как появляются вампиры, в искусстве множество. В биологии же о вампиризме говорят применительно к особому виду летучих мышей, омеле, пиявкам.

На самом деле вампирами можно было бы называть любых фантастических существ, пьющих кровь или питающихся человеческим мясом, энергией (вначале так и было), однако сейчас о них принято говорить в более узком смысле, слово стало использоваться в конкретном контексте. Считается, что слово «вампир» сербского или венгерского происхождения, но среди славян, обитавших на Балканоборачиваться в волков, отделение вампиров от оборотней произошло позже, изначально это был один вид. В русский язык слово вампир, согласно такому авторитетному источнику, как этимологический словарь Фасмера, пришло либо из французского (vampire) , либо из немецкого языка (Vampir) . Слово «вурдалак», кстати, было придумано и введено в употребление А.С. Пушкиным, а вовсе не пришло к нам из фольклора. Впервые, по всей видимости, одно использовано в стихотворении Вурдалак из цилка Песни западных славян .

На Руси этих существ называли упырями, слово «вампир» пришло позже, оно похоже по звучанию, а в некоторых родственных языках и по написанию и, быть может, поэтому прижилось. Упырями изначально называли злых духов, враждебных людям, как правило, духов мертвецов из враждебных племен, чужеродных групп. Постепенно представления менялись, и когда людей стали хоронить в земле, а не кремировать, как это делали в античности, упыри обрели плоть, трансформировались в восставших мертвецов. Этимологически первым, скорее всего, можно назвать именно слово «упырь». А уже от него образовалось слово вампир и пришло к нам в такой измененной форме. А вот слово «носферату» румынского происхождения.

Однако вампир и упырь изначально отличались, это два разных вида нежити, а не синонимичные понятия. Упырь больше соответствуют народному представлению, а представления о вампирах сформировались уже как художественный образ. Упыря славяне видели уродливым, с проваленным носом и красным лицом, а вампир щеголял аристократическими манерами, был красавчиком, умел нравиться людям, приспосабливаться к человеческому обществу. Вампир, к которому мы привыкли, на самом деле продукт литературного творчества, он сильно отличается от того существа, которым его считали в древности. Черты этого вида нежити в разных культурах различались, однако были и общие свойства. Об упыре как об отдельном виде вампиров мы поговорим более подробно в наших статьях, специально посвященных этим вопросам.

Балканы, Карпаты, Западная Украина считаются родиной вампиров. Особой дурной славой обладает Трансильвания, которую называют в художественных произведениях родиной Влада Дракулы. Она всегда считалась таинственным и мрачным местом. Образ живого мертвеца появлялся чаще всего в легендах Восточной Европы, обходя стороной Центральную ее часть, поскольку католичество в те времена относилось более строго к местным суевериям и не допускало возможности возвращения человека к жизни, делая исключение только для некоторых святых. На Балканах же к живым мертвецам относились терпимее и традиция была очень сильной.

Влад Цепеш (Цепеш в переводе означало Колосожатель или Пронзитель, это прозвище, а не фамилия) считается одним из первых (если не самым древним и самым главным) вампиром на Земле, прародителем всех остальных. В фильмах его обычно изображают как кровожадного монстра и мало внимания уделяют его политической деятельности, исторической роли. Ведь на самом деле он был строгим, но твердым и хорошим правителем, защищавшим Валахию от нападений турок, искоренявшим коррупцию и боровшийся с превосходством аристократии над простыми людьми. Он постоянно враждовал с боярами, которые были недовольны его деятельности и прислуживали врагам. Старнно, но хотя народ Валахии всегда боялся Дракулу, его там уважали. Да, он был жестоким и вел себя очень странно, однако его жестокость распространялась по большей части на внешних врагов или же предателей и преступников. Влад Цепеш был талантливым полководцем и сам участвовал в сражениях. По одной из версий, он пал в одной из ожесточенных битв с турками.

Известно, что Влад всегда вел себя непредсказуемо и пугающе. По легендам, он устраивал пиры на полях с трупами поверженных врагов, посаженными на колья. Он был крайне неуравновешен и скорее всего имел определенные психические отклонения. Возможно, на него сильно повлияло нахождение в плену в Османской Империи- он был отдан туркам в качестве заложника еще ребенком и прожил у них четыре года. О Дракуле-вампире всем нам в основном известно благодаря книге ирландского писателя Брэма Стокера, который угадал в событиях жизни князя благодатную почву для мистического романа. Писатель создал традиционный для искусства образ вампира.

Однако на Руси о Владе Колосожателе знали задолго до этого, еще в XV веке, благодаря распространившейся книге «Сказание о Дракуле воеводе» Федора Курицына, русского посла в Венгрии, где, конечно, очень много вымысла. Те сведения, которые в ней имеются, собраны из различных фантастических преданий о господаре Валахии. Скорее всего, все эти пугающие истории специально распространялись венгерскими авторами по приказу правителей для дискредитации Влада, т.к. поводов сомневаться в анонимных источниках, которыми пользовался Курицын, много. Однако это сочинение довольно интересно и показательно в плане изучения народных легенд. Дракуле приписывается особая мудрость и хитрость, а также своеобразный черный юмор и крайняя жестокость. Так, турецким послам, которые отказались снимать шапки перед ним, по его приказу прибили их к голове гвоздями. Графу Владу Цепешу как очень интересной исторической фигуре и персонажу многих произведений нужно уделить много времени, возможно, мы подробнее поговорим о нем позднее.

Есть и некоторые другие версии происхождения вампиров. Так, прародителем вампиров некоторые называют Каина, убившего своего брата и проклятого богом, вынужденного прятаться в тени и пить человеческую кровь, другие говорят о Лилит, первой жене Адама, по версии некоторых апокрифов. Ее обычно изображают как высокую женщину с черными распущенными волосам. Лилит считали духом ночи, злым демоном, ведьмой.

Однако если обратиться к науке, то некоторые ученые пришли к выводу, что следы вампиров уходят куда дальше Средневековья. Археологи находили останки людей, захороненных в неестественных позах и прижатых к земле огромными каменными валунами. И эти могилы относились к бронзовому веку. Выходит, в вампиров верили уже тогда. А представления о живых мертвецах, пьющих кровь, существовали и у населения Древнего Египта.

Внешние черты и характерные особенности

Внешне вампиры отличаются от живых. У них мертвенно-бледная кожа, красноватые глаза и неестественно алые губы. Помимо этого, вампиров обычно еще представляют чертовски сексуальными, привлекательными для противоположного пола. Вампиры всегда умели очаровывать своим обаянием, вызывать скрытые желания. Вера в вампиров очень тесно переплетается с их привлекательностью, ведь эти существа часто нападают на спящих в своих постелях людей, обычно противоположного пола. Первыми жертвами чаще всего становились их возлюбленные или супруги. Кроме того, простые люди верили, что вампиры могут возвращаться к людям, жить среди них и даже заводить детей.

Особая разновидность вампиров - инкубы и суккубы напрямую связаны с соблазнением, сексом. А ламии, женщины со змеиным хвостом, к примеру, прежде чем выпить из человека кровь, доводили его до изнеможения сексуальными утехами, вытягивали из него жизненную силу. Ламиями, по представлениям древних греков, становились девушки, умершие, так и не познав любви, не выйдя замуж.

Вампиры, как считается, не отражаются в зеркале, ведь у них нет души. И зеркало - одно из самых надежных средств для их обнаружения. Из-за этого вампиры ненавидят зеркала и стараются их уничтожить, не держат их в своем доме. Еще они не отбрасывают тени, что тоже может кто-то заметить, однако для этого нужно быть поистине наблюдательным человеком.

Кровь дает им силу. И чем больше крови выпьет вампир, тем он станет сильнее. И не случайно кровь так важна для этих фантастических существ. Многие народы придавали крови большое значение, видели в ней особую субстанцию, наделенную определенной энергией. У северноамериканских индейцев, к примеру, кровь связывалась с душой, и некоторые врачи прошлого, спорившие о том, где помещается душа, считали, что она заключена именно в крови. Наверно, именно эти представления и повлияли на формирование образа.

Вампир обладает огромной силой, раны на нем быстро заживают, он почти неуязвим для обычного оружия, намного быстрее людей, передвигается неслышно и незаметно. Наиболее могущественные вампиры способны управлять погодой, некоторыми природными явлениями, вызывать ветер, тучи, грозу. С возрастом вампиры, в отличие от людей, не становятся слабыми, наоборот, чем древнее вампир, тем он могущественнее и тем сложнее его убить.

Считается, что вампиры могут усыплять одним взглядом или же прикосновением, он обладает даром гипноза и способен очаровывать человека. Нужна очень сильная воля, чтобы противостоять внушению. Обычно вампир не убивает человека с первого раза, он растягивает удовольствие, приходя к жертве несколько раз. И если поначалу человек сопротивляется и сражается за свою жизнь, то в последующие разы он сам желает прихода вампира.

Часто в фильмах человек, подвергшийся нападению нежити, сам затем превращается в одного из них. Однако иногда для этого требуются особые условия, сознательное решение самого вампира, какой-то ритуал вроде обмена кровью. Ведь если бы любой укушенный превращался в вампира, на Земле давно бы не осталось пищи для них. Звери легко распознают вампиров, собаки, лошади пугаются и сторонятся их, чувствуют в них врагов. А вот людей вампиры могут обмануть довольно просто, за много веков они научились имитировать их поведение, растворяться в толпе, отводить глаза. Внимательный наблюдатель может отметить, что они ничего не едят и не пьют, однако не всякого человека, который так себя ведет, нужно непременно считать нежитью. Может, у человека просто диета строгая…

Вампиры способны обращаться в различные природные явления и некоторых животных. Превращаться в летучих мышей вампиры стали, кажется, только у Брэма Стокера, раньше они принимали совсем другие формы. Вампир мог обращаться в волка, черную кошку, крыс, туман и проникать в любое труднодоступное место. Причем если хотя бы часть вампира оставалась цела, то он мог полностью восстановиться. Летучие мыши-вампиры, кстати говоря, стали ассоциироваться с вампирами уже позднее, считается, что это они были названы по своему сходству с мифическими существами, а не наоборот. Однако сейчас представления о летучих мышах и о нежити тесно связаны. Они, а также совы, давно ассоциировались со сверхъестественным из-за своего ночного образа жизни.

Помимо значительных преимуществ, вампиры обычно имеют ряд опасных уязвимостей и ограничений. Они пережидают дневные часы в своем Убежище, где спят в гробах или в земле, долгое время пребывая без движения и ничем не отличаясь от обычных мертвецов. Из-за необходимости избегать солнечного света они обычно не уходят слишком далеко от своего укрытия, чтобы успеть вовремя вернуться. Засыпать же не на своем месте слишком беспечно и опасно для них. Соответственно, их можно выследить и убить во сне.

В большинстве произведений вампиры боятся солнечного света. Он для них губителен, попав под прямые солнечные лучи вампиры моментально сгорают. Вампиры не всегда сразу же гибли при попадании на солнце. Изначально они просто теряли часть своих сил, если мы вспомним произведения Брэма Стокера и более ранние варианты вампиров. Но с развитием спецэффектов нам очень часто стали показывать в кино, как кровососущая нежить вспыхивает, словно спичка.
Вампир - неживое существо и ему постоянно нужна кровь для продления своей активности. Если же он долгое время не получает подпитку, то постепенно теряет свою силу, становится малоподвижным, раздраженным, бледнеет все больше, его внешние черты искажаются. Несмотря на все эти слабости, вампиры очень живучи и выносливы, их очень сложно до конца уничтожить, т.к. они легко восстанавливают силы, излечиваются, способны надолго притворяться мертвыми, а потом воскресать, дождавшись нужного часа.

Народные представления

Необразованные, суеверные люди в разные времена видели вампиров в тех, кто чем-то отличался от них, как-то выделялся внешне. Подозревали в вампиризме рыжих, родившихся в «сорочке» или с зубами, людей, имеющих какие-либо физические изъяны, деформации черепа и конечностей. Предрасположенными к обращению в вампиров считались люди, рожденные с хвостом, избыточно волосатые или имеющие какие-либо другие аномалиями. А также вампирами могли стать те, кто рожден или зачат в определенные сроки, связанные с луной, святыми праздниками, когда запрещено было прикасаться к женщине, требовалось воздержание. Превращению в вампира могли способствовать чье-то колдовство либо проклятье, безнравственная жизнь, предательство своей веры, неправильные, неполноценные похороны или их отсутствие. Кстати, именно в этом обвиняли простые люди и Влада Цепеша, однако, скорее всего, это ложь.

В Греции, где люди в основном имели темные глаза, с подозрением относились к обладателям голубых глаз. В этой стране вера в вампиров вообще была очень сильна. Кандидатами на роль живых мертвецов были люди, умершие не своей смертью, самоубийцы, которых отлучили от церкви. Считалось также, что вампир будет отказываться от угощения, его раздражает запах соли и чеснока. Он не может прикасаться к священным предметам: святым книгам, иконам и крестам. Также вампиры, по многим поверьям, боятся серебряных предметов, поскольку серебро считалось особым, магическим металлом, который может очищать. Серебро было доступно только богатым. Используя его, они охотились на вампиров, заряжали серебром ружья.

Миф о кровососах поддерживали случаи, когда закопанными в землю оказывались еще живые, однако сильно больные люди, впавшие в каталепсию. Они потом могли приходить в себя уже в гробу и пытаться вылезти наверх, раздирая до крови пальцы, ужасно мучаясь. Если кто-нибудь раскапывал тела умерших, скрючившихся в муках, изменивших положение, со следами крови на губах или ногтях, это, естественно, подкрепляло страхи простых людей. Иногда же им удавалось откопать еще шевелящегося «вампира», и тогда его избавляли от мук, вбивая осиновый кол в грудь. Много невинных людей были убиты именно из-за этих предрассудков. Все случаи, когда человека находили в гробу в измененой позе, с необычной внешностью, покрасневшей кожей сейчас уже легко объяснимы с научной точки зрения. И даже рассказы о том, что, когда вампира убивали колом, он шевелился и издавал устрашающие звуки вполне обыденное явление. При разложении трупа в нем скапливаются газ, все тело раздувается, меняет цвет, кровь не находит выхода. Из-за этого безжизненное тело может совершать непроизвольные движения, переворачиваться. И, когда грудь пробивали колом, газ резко выходил наружу с громкими звуками. Так что подобные факты, которые, кстати, задокументированы и встречаются достаточно часто в архивах, не служат прямым доказательством существования реальных вампиров. Не обязательно было вбить кол в сердце и не обязательно он должен быть осиновым (хотя осина считалась деревом, отнимающим энергию, вытягивающим жизнь (на осине, кстати, повесился Иуда)). Кол вбивали, чтобы пригвоздить вампира к земле, не дать ему вылезти наружу. Или же вырывали сердце, как один из наиболее важных органов, энергитических центров. Многие суеверия связаны с цыганами, которые сыграли не последнюю роль в возникновении мифов. Вампиры встречаются и в мифологии Индии, они есть среди их богов.

Греческая церковь подливала масла в огонь, рассказывая о том, что тела отлученных от церкви не разлагаются после их смерти, если им не отпустили грехи. Неразлагающиеся тела, по мнению древних людей, несомненный признак вампиризма. Деревенские жители устраивали настоящую охоту на вампиров, они вскрывали подозрительные могилы и если люди в них лежали в неестественной позе, выглядели живыми, с краской на щеках, а волосы и ногти продолжали расти, их признавали нежитью и уничтожали. Для того чтобы узнать, где похоронен вампир, у крестьян существовал проверенный способ. По кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Если она откажется и заупрямится у какого-нибудь места, значит, там лежит кровопийца. Могилами вампиров могли считаться и просто очень старые, провалившиеся захоронения.

Многие народы, боясь возвращения мертвых, хоронили их особым образом. Греки клали им в рот обол (древняя монетка), чтобы злые силы не вошли в них через рот, венгры и румыны привязывали покойникам серп у шеи или у сердца. Они верили, что если вампир попытается вылезти, он отрежет себе серпом голову. Некоторые связывали покойникам руки и ноги, разрезали подошвы ног или вбивали в могилы колья, пришпиливая тела к земле. До сих пор находят гробы, связанные цепями, чтобы покойники не открыли крышку. Чтобы бороться с нежитью, использовали и совсем странные способы: разбрасывали возле могилы просо или семена мака, и вампиры должны были собрать или пересчитать все зерна, прежде чем займутся своей жертвой. За этим занятием могло наступать утро, и тогда вампир сгорал на солнце. На дверях и окнах домов в Восточной Европе вешали ветви боярышника (считалось, что им украсили венец Иисуса) или крушины. Считалось, что вампиры издают зловоние, однако и сами боятся резких запахов. Например, чесночного. Поэтому головки чеснока клали даже в могилы, вешали связки на шею покойника. Опытные хозяйки чесноком натирали двери домов. А чтобы вычислить вампира среди жителей, людей аставляли есть чеснок, и тот, кто откажется, - вампир. Обычно эти слабости есть и у вампиров в художественных произведениях, однако далеко не всегда, есть и нестандартные представители. Как например в произведениях известной писательницы Энн Райс или фильме Джона Карпентера .

Вампиров убивали не только с помощью кола, их также могли обезглавливать, сжигать тела. А иногда сочеталось сразу несколько способов. Вампирам приписывались различные беды, не только проблемы со здоровьем у местных жителей. Например, считалось, что они могут вызывать засуху, выпивая всю воду из туч. Они могли пить кровь из скотины, не обязательно из людей, и лишали коров молока. Различные постоянные несчатья, загадочные смерти, болезни, беды объяснялись присутствие вампиров.

Вампиры. Реальность или миф?

Кое-где в маленьких румынских деревушках до сих пор верят в существование вампиров, а также живы традиции охоты на них, избавления от навязчивой нечисти, мешающей живым. И сегодня известны случаи, когда молодые люди, верящие в обычаи своих предков, чтобы избавиться от предполагаемого вампира, вскрывали могилу недавно умершего загадочной смертью человека и вырывали у него сердце. Иногда рассказывают, что сердце нежити нужно было сжечь и выпить пепел.

Существуют ли вампиры в реальности? Почему вера в них существовала в разных культурах, никак не связанных, и в разные времена? Быть может, реальные заболевания, явились причиной появления мифов об этих фантастических существах. К примеру, такое заболевание как порфири´я действительно во многом напоминает описание вампиризма. Больные, у которых в крови перестают вырабатываться красные тельца, боятся солнечного света, т.к. под действием ультрафиолета в тканях и крови нарушается пигментный обмен, часть гемоглобина становится токсичной и разъедает ткани. Кожный покров приобретает коричневые тона, становится тонким, лопается на свету, от этого на теле могут оставаться язвы и шрамы. Повреждаются хрящи, деформируются нос и уши, скручиваются пальцы. Кожа вокруг губ высыхает, обнажая резцы, которые из-за отложения порфирина могут приобретать красновато-коричневый цвет. Кроме того, больные не могут есть чеснок, т.к. от него им становится хуже. Правда, именно есть, самого запаха они не боятся. В дневное время такие пациенты чувствуют сильную усталость, ночью они становятся намного активнее. На психику эта болезнь, правда, не влияет, поэтому не совсем ясно, почему в представлениях людей вампиры ведут себя агрессивно. Но общее очень плохое состояние, неизвестность, боль, мрачная атмосфера средневековой жизни могли дополнить картину. Порфирия в те времена была неизлечима, а чем дальше распространялось христианство, тем с большей жестокостью уничтожали подобных больных.

Эту болезнь вполне могли раньше принимать за какие-то демонические превращения, действие мистических, темных сил. И некоторые люди могли думать, что с редким заболеванием можно справиться, выпивая кровь, хотя на самом деле это, конечно, ерунда. Протекание порфирии было описано лишь во второй половине 20-го века. Это заболевание крови очень редкое, оно бывает у одного человека из 100 или 200 тысяч. Некоторые врачи сами (доктор Ли Иллис из Хэмпшира) говорили о возможной связи порфирии с мифами о вампирах. И это не единственная болезнь, которая похожа по своему протеканию на вампиризм. К примеру, бешенство вызывает у больных боязнь солнечного света, воды, агрессивное и странное поведение. Однако это всего лишь теория, пусть и очень правдоподобная, проверить ее сложно и не все она объясняет.

С другой стороны, некоторые маньяки и сумасшедшие вполне могли пить кровь своих жертв, а вечный страх людей перед темной, таинственным и неизвестным послужил толчком для появления различных суеверий. А некоторые люди и всерьез могли считать себя вампирами, пить кровь девственниц, чтобы обрести необычные способности или остаться вечно молодым (адепты многих мистических учений в это верили).

Сейчас ученые лечат порфирию и в скором времени, как утверждает медицина, ее будет возможно блокировать уже на ранних стадиях. И тогда, возможно, исчезнет сам прототип фантастических вампиров. И в то же время археологии продолжают находить захоронения «вампиров» в разных частях света. В их останках находят деревянные или металлические колья, их гробы перетягивают цепями, рассыпают сверху семена мака. Вампиры внушали страх людям даже в 20-м столетии, вряд ли вера в них исчезла повсюду и с приходом нового века.

В этой статье мы лишь наметили тему и специально не стали говорить о разновидностях вампиров (а их в действительности очень много в различных культурах), об этих существах в искусстве и играх, конкретных представителях, исторических личностях и художественных персонажах. Обо всем этом мы еще будем рассказывать и писать. Чтобы не пропустить самое интересное, не забудьте подписаться на обновления сайта.

Всего вам доброго и светлого, счастливых праздников и побольше хорошей фантастики в новом году! И как бы вы ни относились к вампирам, оставайтесь при этом людьми!

..

Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны...
Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение только Брема Стокера - автора известного всем "Дракулы". До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!) Трансильвания - земля, где то и дело полыхали кровопролитные войны и знать возводила на пологих склонах Карпат свои мрачные замки, - всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горные местности населяли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру как птица или любое другое животное. В «Дракуле» Б.Стокер наглядно описывает такую ситуацию: «Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота».
Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансильванских крестьян, целиком зависящих от урожаев со своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, с быстротой курьерского поезда распространялись по округе и опустошали целые города и провинции. Эти страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.
Беспомощные перед лицом эпидемий, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена.
Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. И конечно же приходили к выводу, что обнаружен очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.
Считалось, что полнокровный человек может быстрее оказаться жертвой вампира и сам стать таковым, ибо укус влечет за собой превращение в оборотня (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фольклоре сохранились предания, что некоторые люди проявляли большую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил на дне общества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в возвращении на божий свет из могилы. Еще подозревали рыжих, родившихся в «сорочке» младенцев, появившихся на свет на рождество и вообще всех родившихся при необычных обстоятельствах или с теми или иными физическими изъянами, например с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей. В Греции, где люди в основном темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считаются вампирами. Первыми кандидатами на возрождение в качестве кровососов были самоубийцы, так как их отлучила от себя церковь.
Греческая ортодоксальная церковь распространяла поверье, что тело того, кто отлучен от церкви, не разлагается после смерти до тех пор, пока ему не будет даровано отпущение грехов (в противовес римской католической церкви, чья доктрина утверждала, что не подвержены гниению только освященные тела).
Вера греков в вампиров - их называли вриколкас - была так сильна, что в XIX веке тела усопших выкапывали через три года, чтобы удостовериться, что они обратились в прах. Греки верили, что вриколкас на самом деле - не духи умерших, а дьявольские духи, поселяющиеся в теле, когда душа отлетает от него.
Традиционная вера в вриколкас настолько сильна, в частности, на острове Санторин, где вулканическая пыль сохраняет тела не тронутыми тлением, что у греков возникла даже поговорка «послать вампира на Санторин.» Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она не позволяла будто бы войти через рот злым духам. А в XIX веке греки сходным образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляя к устам умершего восковой крест.
Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца - специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались риску превратиться в стригоев , то есть в вампиров. Финны, например, связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле.
Иногда с вампирами пытались бороться поистине детскими способами. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника, последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса, - вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. Зерна проса, по преданию, также должны были отвлечь внимание восставшего из гроба вампира: он бросится собирать их возле могилы и забудет о том, кого он наметил себе в жертву.
Хотя считалось, что дыхание вампира зловонно, принято было думать, что сами они не выносят сильных запахов, например чесночного, и в могилы часто клали головки чеснока, вешали вязки его на шеи умерших.
И, как прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, которые вешали на дверях и воротах, для того чтобы не могли проникнуть в дом бессмертные души. Люди спали, положив под подушки острые предметы, доходило даже до того, что, боясь ночных визитов, раскладывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали себе на грудь.
Если по какой-либо причине трупы были неверно похоронены или амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных - тех, кто, преодолев барьер смерти, вернулся назад, - и убивали их. В некоторых культах сохранялась стойкая вера в том, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры обычно подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник.
В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгуммировали многие трупы и обследовали их на предмет принадлежности покойников к вампирам - по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства уничтожения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание, а то и сочетание всех трех способов. Встранах Восточной Европы в старину вскрывали могилу подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело колом, а потом все поджигали. Часто от трупа отделяли голову, используя для этого лопату могильщика. Голову затем помещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы.
Когда кол пронзал тело вампира, свидетели часто отмечали некие звуки, чаще всего хрипы, а также излияния темной крови. Звуки возникали обычно из-за того, что выходил остававшийся в легких воздух, но это воспринималось иначе: значит, считалось, тело живо и оно принадлежит вампиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти - как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.
Одной из особенностей «Дракулы» и залогом его успеха в викторианской Англии была его полускрытая чувственность, Дьявол-граф оказывал поразительное воздействие на те субъекты реальности, которые подпадали под его влияние, особенно на женщин. Он буквально парализовывал их своим видом и взглядом, соблазнял присоединиться к нему, разделить с ним бессмертие.
Сам по себе элемент сексуальности, присутствующий в книге, не нов. На протяжении веков страх перед вампирами и одновременно их притяжениебыли замешены на физических ощущениях. Поскольку вампиры обычно нападали на спящих в постели людей, их атаки подсознательно связывались с половым насилием. Действия такого плана, как покусывание, поцелуи и сосание груди, с самого детства тесно связаны с сексуальными переживаниями, с тем, что в сказках превратилось в понятие «зловещий поцелуй вампира». Традиционно «начинающие» вампиры выбирали первыми жертвами своих возлюбленных. И вдовцов (вдов) в первую очередь допрашивали, когда учащались случаи вампиризма.
Многих вампиров и им подобных существ нередко обвиняли в том, что от них беременеют женщины. Вера в ужасных инкубов исуккубов - мужских и женских духов, посещающих людей по ночам и заставляющих пускаться с ними в изнуряющие сексуальные игры, - была тесно связана с вампиризмом. Кровожадныеламии из древнегреческих легенд сексуально изматывали своих жертв, прежде чем выпить их кровь.

Интересное учение о вампирах было создано американской компанией по производству компьютерных игр «Уайт Вольф инкорпорейтед» для своей игры «Вампир маскарад». Вампиры здесь поделены на 13 кланов, каждый клан имеет свои особенности, и его члены обладают определенными способностями. Каждым кланом управляет допотопный человек, или один из детей Каина. По имени вождей и названы эти кланы. Вот их краткое описание.
1. Тремер . Это вампиры- колдуны , самый подозрительный клан. Они научились использовать свою кровь таким образом, чтобы увеличивать свои магические способности. Обладают невероятным могуществом: от простого их прикосновения вскипает кровь человека, а после совершения определенного магического ритуала могут без опаски разгуливать на солнце и даже загорать. Их сила такова, что они сами превращают себя в вампиров, то есть другие вампиры не могут воздействовать на них.
2. Тореадор . Вампиры-художники. Их цель - создавать и защищать искусство. Они красивы собой и, возможно, больше всего связаны с человечеством.
3. Венче. Вампиры-политики. Всегда стремятся руководить и пытаются контролировать все вокруг.
4. Бруха . Это дерзкие вампиры. Кроме крови, обожают свободу и удовольствия. Обычно ездят на велосипедах и носят кожаную одежду.
5. Малкавиан. Сумасшедшие вампиры. Они верят, что только через сумасшествие можно достичь истины и просвещения. Они забавны и часто заводят друзей. Может быть, это совсем не такие уж сумасшедшие, какими хотят казаться.
6. Гангрел . Вампиры, склонные к трансформации. Обладают способностью изменять различные органы или превращаться в животных, чаще всего в огромных летучих мышей или волков. Эти вампиры имеют самые тесные связи с миром зверей. Например, они умеют разговаривать с животными.
7. Носферату. Деформированные, лысые, ужасно страшные вампиры. Всегда держатся в тени и живут в сточных трубах. Это вампиры-шпионы, ловкие и хитрые, их трудно обнаружить. Они безжалостные, но все же эмоциональные.
8. Лазомбра. Эти вампиры обладают способностью манипулировать тенями. Очень сильные, и многие их боятся.
9. Тзимиск . Физические тела этих вампиров непостоянны, они постоянно видоизменяются. Почти всегда превращаются в забавных странных существ. Рассудок их неустойчив, но они целеустремленны.
10. Равное . Безжалостные вампиры. Они преуспевают в злодеяниях и обычно являются спутниками язычников, сатанистов, всего того, что связано со злом.
11. Джованни . Самые могущественные вампиры. Умны, находчивы, безжалостны и хитры. О них мало что известно.
12. Салубри . Вампиры-целители. У них третий глаз на лбу. Пьют кровь только тех, кто сам добровольно разрешает им сделать это. Они верят в Божество. Согласно легенде, сам Тремер выпил кровь Салубри и превратился в вампира. Эти вампиры твердо верят в Голконду (или рай вампира), где они не испытывают больше жажды крови.
13. Самеди . Вампиры, склонные к еще более сильным трансформациям, чем Носферату, потому что не просто видоизменяются, они разлагаются. Их тела не перестают гнить даже тогда, когда они становятся вампирами. Они разлагают все, к чему прикасаются. Предпочитают скрываться, но выходят на свет чаще, чем Носферату. Их родина - страны Карибского бассейна, в первую очередь Гаити.
Все эти вампиры образуют более крупные группы, которые объединяют по несколько кланов. Те, кто верят в маскарад (то есть в то, что вампиры и люди могут сосуществовать и что вампиры могут жить в этом мире как люди), образовали Камарилью. К Камарилье принадлежат следующие кланы Тремер, Венче, Тореадор, Бруха, Малкавиан, Носферату и Гангрел. Есть вампиры, которые ни во что не верят, никому не подчиняются и делают все, что хотят. Они образуют группу Анархистов, в нее входят члены всех кланов, которые жаждут свободы и вседозволенности. Существует еще одно верование согласно которому вампиры должны быть вампирами, то есть не скрывать от людей своей сущности. Эти вампиры убеждены, что обладают властью, и должны быть отважными. Они называют свою группу «Шабаш», к ней принадлежит клан Лазомбра, Тзимиск и вампиры других кланов, которые разделяют те же убеждения. Члены кланов Камарильи, которые захотели стать членами Шабаша или втянуты в него, известны под именем Антитрибу (или Винче-антитрибу).

Предрасположения к становлению вампиром:

  • Рожденный в определенное время года (новолуние, святые праздники и т.д.)
  • Рожденный с хвостом (врожденная аномалия), с зубами или лишними сосками.
  • Рожденный с избыточным волосяным покровом, красной родинкой или двумя сердцами.
  • Зачатый в святой праздник.
  • Слишком рано отнятый от материнской груди.
  • Вскормленный чужой грудью, после того как был отнят от материнской.
  • Рожденный седьмой сын седьмого отца.
  • Умерший не окрещенным.
  • Проклятый.
  • Мать не ела достаточное количество соли во время беременности.
  • Мать видела вампира, будучи беременной.

  • Действия и события, которые могут привести к превращению в вампира:

  • В результате колдовства.
  • Совершения самоубийства.
  • Съесть животное, убитое волком.
  • Безнравственная и грешная жизнь.
  • Измена вере (для священников).

  • События происшедшие после смерти, которые могут привести к превращению в вампира:

  • Смерть в руках вампира.
  • Животное, перепрыгнувшее через труп или гроб.
  • Постоянная тень на трупе.
  • Не захороненный труп или неподобающие похороны.
  • Смерть в результате насилия или убийства.
  • Не отмщенное убийство.
  • Труп, оставленный без внимания.
  • Смерть в результате несчастного случая на воде (утопленник).
  • Обкраденный труп.

  • Похороненный лицом вниз.

    Вампиры, бродящие по земле сегодня ночью одновременно похожи и отличаются от того, что можно ожидать. Конечно, лучше всего начать наше обсуждение undead, как если бы они были отдельным видом живых существ — поверхностно схожими с людьми, которыми когда-то были, но демонстрирующими мириады физиологических и психологических отличий. Во многом кровопийцы похожи на знакомых монстров из мифов и кино. (Есть много правды в старых сказках, так как они безусловно были созданы обманутыми и запутавшимися смертными.) Однако — как к большей печали своей узнал неустрашимый охотник за вампирами — не все бабушкины сказки — правда.

    • Вампиры — живые мертвецы и должны поддерживать себя кровью живых. Правда. Вампир клинически мертв — его сердце не бьется, он не дышит, его кожа холодна, он не стареет — но он думает, и ходит, и планирует, и говорит, и охотится, и убивает. Потому что для поддержки своего искусственного бессмертия вампир должен периодически питаться кровью предпочтительно человеческой кровью. Некоторые раскаявшиеся вампиры перебиваются кровью животных, а древние вампиры должны выслеживать и убивать других упырей, чтобы прокормить себя, но большинство действительно поддерживают себя кровью своих бывших сородичей.
    • Каждый, кто умирает от укуса вампира, восстает, чтобы стать вампиром. Неправда. Если бы это было правдой, мир был бы переполнен жителями ночи. Вампиры действительно питаются человеческой кровью и иногда убивают свою добычу — но большинство людей, умерших от нападения, просто погибают. Чтобы вернуться как undead, жертва должна быть полностью лишена крови и затем получить каплю крови вампира. Этот процесс, называемый Высвобождением (Embrace), приводит к мистической трансформации человека в undead.
    • Кровопийцы — монстры, демонические духи, воплощенные в трупах. И правда, и нет. Клыкастые не демоны сами по себе, но сочетание трагических факторов неотвратимо приводит их к злым деяниям. В самом начале, вновь созданный вампир думает и действует во многом так же, как при жизни. Она не превращается немедленно в злого садистического монстра. Однако будущий бесмертный скоро познает свою непобедимую жажду крови и понимает, что ее жизнь зависит от питания своими сородичами. Во многом сознание вампа изменяется — она вырабатывает ряд пристрастий, менее согласующийся с «общественными всеядными», более подходящими для одинокого хищника.

    Сначала питающийся без охоты, вампир, в конце концов, вынужден делать это по необходимости — и питание становится легче и легче, по мере того, как проходят годы. Понимая, что он сама подозрительна, он перестает доверять другим. Понимая, что он не похожа на других, он отгораживается от мира смертных. Понимая, что его существование зависит от секретности и контроля, он становится первоклассным «кукловодом». И положение только усугубляется, пока годы превращаются в десятилетия и века, и он убивает снова и снова, и видит, как люди, которых он любил, стареют и умирают.

    Человеческая жизнь, столь короткая и дешевая по сравнению с его, становится менее и менее ценной, пока смертное «стадо» вокруг него значит не больше, чем туча назойливых насекомых. Старшие вампиры — среди самых измученных, бесчувственных, параноидных — кратко говоря, чудовищных — существ, которых когда-либо знал мир. Может они не демоны буквально — но теперь, кто может указать разницу? — Ночные ужасы сжигаются солнечным светом. Правда. Бледнолицые должны избегать солнца или они умрут, хотя некоторые могут вынести солнечный свет в течение очень короткого периода времени. Вампы — ночные создания, и для большинства очень тяжело оставаться бодрствующими в течении дня, даже в убежищах.

    Некоторые мифы о кровопийцах

    • Они отпугиваются чесноком и текущей водой. Неправда. Это мифы и ничего больше.
    • Красноглазые отпугиваются крестами и другими святыми символами. В общем, это неправда. Однако, если обладатель символа обладает большой верой в силу, которую он представляет, вампир может страдать от болезненных эффектов, вызванных размахиванием символом.
    • Вампиры умирают от кола в сердце. Неправда. Однако, деревянный кол — или стрела и т.д. — в сердце парализует монстра, пока не будет убран.
    • Любители крови обладают силой десяти человек, они повелевают волками и летучими мышами, они гипнотизируют живых и лечат самые страшные раны. И да, и нет. Сила вампира возрастает со временем. Молодые, вновь созданные вампиры часто ненамного сильнее людей. Но по мере того, как вампир растет годами и пониманием, она учится использовать свою кровь для вызывания секретных магических сил, которые называют Дисциплинами. Могущественные старшие вампиры — часто могут соперничать с вымышленными Лестатом (*»Интервью с Вампиром»*) или Дракулой, а действительно древние, Метьюзелы (Methuselahs) и Антедилувиане, охотившиеся в ночи тысячи лет, часто обладают буквально божественным могуществом.

    Видео: Антон Захаров — Вампиры с точки зрения науки

    Охота

    Итак, самое фундаментальное отличие между людьми и вампирами лежит в их методах поддержания жизни. Они не могут прожить на пище смертных, они должны поддерживать свою бессмертную жизнь через употребление крови — свежей человеческой крови.

    Вампиры осуществляют питание разными способами. Некоторые культивируют «стада» смертных, погружающихся в экстаз от поцелуя синегубого. Некоторые крадутся в дома ночью, насыщаясь от спящих людей. Некоторые охотятся на игрищах смертных — ночные клубы, бары и театры — заманивая смертных в запретную связь и выдавая свое хищничество за акты страсти. А другие кормятся самым древним способом — преследуя, нападая и обездвиживая (или даже убивая) смертных, которые заходят слишком далеко по одиноким ночным аллеям.

    Ночной Мир Вампира

    Они также ценят власть, ради нее самой и безопасности, которую она дает — и вампирам до смешного легко получить земные блага, богатства и влияние. Гипнотический взгляд и несколько слов дают вампу доступ ко всему богатству, власти и слугам, каких только он захочет. Некоторые могущественные способны оставлять постгипнотические приказы в сознании смертных, после чего заставляют забыть о присутствии вампира. Таким образом, исчадие ада могут получить легионы невольных рабов. Немало «слуг народа» и финансовых баронов тайно отвечают перед хозяевами-вампирами.

    Хотя есть исключения, они предпочитают оставаться близко к городам. Город предоставляет бесчисленные возможности для хищничества, любовных связей — а открытая местность часто означает опасность для вампиров. Природа — дом Люпинов, вервольфов, заклятых врагов, которые хотят ни более ни менее как уничтожить повелителей теней совсем.

    Высвобождение (The Embrace), как появляются бескровыне

    Кровопийцы создаются в процессе, называемом Высвобождением. Оно похоже на обычную «трапезу» вампира — вампир лишает свою выбранную жертву крови. Однако, наряду с полной экссангвинацией (лишением крови), вампир возвращает каплю своей бессмертной крови истощенному смертному. Лишь маленький глоток — капля или две — достаточен, чтобы превратить смертного в undead. Этот процесс может быть осуществлен даже на мертвом человеке, если только тело еще теплое.

    Когда кровь возвращена, смертный «пробуждается» и начинает пить кровь сам. Но, хотя и одушевленный, смертный все еще мертв — он не дышит, сердце не бьется. В следующую неделю или две, тело смертного претерпевает незначительные изменения; он учится использовать Кровь в своем теле, его обучают специальным способностям его клана. Теперь он — Вампир.

    Некоторые кланы Высвобождают при более жестких условиях, чем другие, но Embrace почти никогда не дается легко. В конце концов, новый вампир -возможный соперник в борьбе за пищу и власть. Потенциальный «отпрыск» (childe) часто наблюдается неделями или даже годами внимательным повелителем, скрупулезно проверяющим, действительно ли смертный станет хорошим дополнением клану и роду.

    Документальный фильм: Вампиры — ТАЙНЫ МИРА с Анной Чапман

    Вампиры различных культур, а также существа, склонные к вампиризму

    Альп

    в германской мифологии, а также в мире ведьмака, нежить, разновидность вампира, способная выносить солнечный свет

    Ангиак

    в поверьях эскимосов Аляски мстительный дух брошенного умирать новорожденного ребенка

    Асванг

    в фольклоре населения Филиппин вымышленное существо, сочетающее в себе признаки ведьмы, оборотня и вампира

    Брокса

    в еврейском фольклоре ведьма-оборотень, сосущая из людей кровь

    Бруколак

    особо вредная разновидность вампира, встречающаяся в Мультанах (Молдавия), Трансильвании (Семиградье), Добрудже * , а особенно часто в Валахии (Южная Румыния)

    Брукса

    португальский вампир исключительно женского пола, в которого после смерти превращается женщина, занимавшаяся при жизни колдовством

    Вампир

    в народных поверьях многочисленных культур мертвец, выходящий из могилы и сосущий кровь живых

    Вамфири

    самоназвание вампиров в цикле «Некроскоп» Брайана Ламли

    Веспертил

    особый демонический вид вампира

    Ветала

    в индийской мифологии злой вампироподобный дух, охотящийся на людей свесившись вниз головой с ветвей деревьев

    Вурдалак

    в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь

    Гианы

    в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают

    Дип

    каталонская версия адских псов; собака-вампир, посланец Дьявола

    Дхампир

    в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров

    Кажан

    домашнее животное вампиров, милое такое, с крылышками 🙂

    Кайбё

    в японской мифологии призрачная кошка, разновидность бакэ-нэко

    Капелобо

    в бразильском фольклоре чудовище с мохнатым человеческим телом, с копытами на ногах, когтями на руках и с мордой муравьеда, кабана или тапира

    Касны

    в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика

    Ламия

    полудева-полузмея, демоница, сосущая кровь своих жертв

    Ланнан-ши

    в фольклоре Ирландии и острова Мэн дух-вампир, который является жертве в образе прекрасной женщины, оставаясь невидимым для окружающих

    Мулло

    нежить, вампир в фольклоре цыган

    Нурэ-онна

    в японской мифологии женщина-змея, живущая в водоемах, которая подманивая мужчин своей женской половиной, нападает на них и съедает

    Оплетай

    в южносибирских поверьях фантастическое существо, «оплетающее» людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью

    Патасола

    в колумбийском фольклоре одноногая лесная женщина-вампир, соблазняющая охотников и лесорубов

    Пенанггалан

    в малайском фольклоре демонический вампир в облике летающей головы со свисающими внутренностями, который охотится за кровью рожениц

    Понтианак

    демоническая женщина-вампир в малайском фольклоре, в которую превращается умершая при родах женщина или её мертворожденный ребёнок

    Равк

    существо в саамской мифологии, подобное вампиру

    Стрыга

    в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь

    Упыри

    неупокоенные мертвецы, охотники за человеческим мясом

    Утукку

    в шумерской мифологии демон, вызывающий болезни груди, шеи и внешние повреждения

    Чупакабра

    в странах Латинской Америки и на юге США мифическое существо, убивающее домашних животных и высасывающее у них кровь

    Чурелин

    согласно индийскому фольклору, дух женщины, умершей во время беременности или вскоре после родов, ставшей таким образом вампиром

    Ырка

    в славянской мифологии злой ночной дух со светящимися глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле

    ]

    В большинстве случаев вампиры являются нежитью , то есть неупокоенными мертвецами. Они обладают плотью, но способны превращаться в туман. В отличие от прочей корпореальной нежити , вампиры не имеют на себе печати разложения и вполне могут сойти за очень бледных людей. Тело вампира регенерирует от любых повреждений, нанесенных после перерождения, но сохраняет весь ущерб, полученный при жизни.

    С возрастом могущество вампира растет, и если он умудряется дожить лет до тысячи, то приобретает почти божественную мощь. Единственное блюдо на столе вампира - человеческая кровь. Кровь животных при необходимости также может быть употреблена, но такая диета ведет к отупению и утрате магических способностей. Как-либо законсервированная кровь также малополезна - важнейшей частью вампирского ужина являются психические эманации жертвы, ее страх, боль, экстаз и так далее.

    Элементарная арифметика опровергает распространенное заблуждение о том, что всякий, от кого откушал вампир , в свою очередь встает в ряды кровососов. В играх, сохраняющих элемент здравого смысла, для создания себе подобного вампиру требуется провести определенный ритуал, обычно заключающийся во взаимном кровопитии.

    Вампиры сохраняют все способности, которые имели при жизни, и отличаются невероятной физической силой. Понятно, что на них распространяются все преимущества нежити - иммунитет к ядам, болезням (впрочем, многие источники утверждают, что, скажем, употребление крови больных чумой приводит их к безумию), магии смерти и так далее. Вампир может превращаться в животных - обычно это летучая мышь либо волк - и командовать оными (чаще всего это те же два вида плюс крысы). Он также обладает могущественными ментальными способностями - на охоте всегда полезно загипнотизировать, усыпить или, скажем, вызвать глубокую симпатию. А питие крови реализовано в играх путем высасывания у «героев» их с таким трудом заработанных уровней.

    Вампирам напридумывали целую кучу уязвимостей. Hекоторые из них исключительно бредовы и, к счастью, мало распространены - например, неспособность зайти в дом без приглашения или, скажем, пересечь проточную воду даже по мосту. Среди более традиционных - отвращение к чесноку, осине, святым символам, зеркалам (в которых вампиры не отражаются). Hо больше всего вампиры не любят солнечный свет - он умерщвляет их почти мгновенно.

    Типичные игровые вампиры обычно, увы, обладают менталитетом проапгрейженных упырей - они живут бандами и набрасываются на все живое с криками «о, кровушка!». Внешность у них тоже соответствующая - синяя кожа, лысые головы, красные глаза и клычищи до пупа. Что резко расходится с заявляемой в тех же самых играх теорией о том, как вампиры легко маскируются среди людей (что и делает их настолько опасными).

    Hормально реализованный вампир - это одиночка, либо глава клана, и его практически невозможно даже вычислить, не говоря уже о том, чтобы уничтожить. Увы, чаще всего вампиры проявляют удивительную беспечность в выборе места дневного отдохновения, как бы мало беспокоясь о собственной уязвимости для света. А ведь что может быть проще, чем убежище в толще скалы, куда можно попасть только через трещинку, превратившись в туман?.. Охотники на вампиров чаще всего либо снаряжаются осиновыми кольями, чесноком и святыми символами всех известных им религий, либо рассчитывают на дневной сон противника. В первом случае проверенный метод заключается в протыкании колом, отрубании головы и набитии рта несчастного кровопийцы специями, во втором - в банальном вытаскивании под лучи дневного светила.

    Источник Форумы SkyNet по материалам Monstrum Magnum Игромании

    Монстр в Baldur"s Gate (пример)
    Вампир (VAMANC01.CRE)
    Тип * Нежить
    Характеристики : Сила 19, Ловкость 18, Сложение 9, Интеллект 18, Мудрость 9, Харизма 18
    96 Спасброски Сопротивление Оружие
    1 Смерть 5 Огонь 0 / Маг. огонь 0 Рубящее 0 Тип дробящее
    THAC0 9 Полиморф 6 Холод 50 / Маг. холод 50

    Имеются даже официальные свидетельства существования вампиров. К примеру, в 1721 году уходит в мир иной 62-летний житель Восточной Пруссии по имени Петер Благоевич. Так вот официальные документы свидетельствуют о том, что после смерти он несколько раз навещал сына, найденного впоследствии мертвым. Кроме этого предполагаемый вампир напал на нескольких соседей, выпивая их кровь, от чего они так же скончались.

    Один из жителей Сербии, Арнольд Паоле, утверждал, что во время сенокоса его укусил вампир. После смерти сей жертвы вампира погибло несколько его односельчан. Люди стали считать, что он превратился в вампира и начал охотиться на людей.

    По описанным выше случаям власти проводили расследования, не давшие реалистичных результатов, поскольку опрошенные свидетели безоговорочно верили в существование вампиров, строя на этом свои показания. Расследования только породили панику среди местных жителей, люди принялись раскапывать могилы тех, кого подозревали в вампиризме.

    Подобные настроения распространялись и на Западе. В городе Род-Айленд (США) в 1982 году в свои юные 19 лет скончалась Мерси Браун. После этого кто-то из ее семьи заболел туберкулезом. Обвинили в произошедшем несчастную девушку, после чего ее отец вместе с семейным доктором спустя два месяца после похорон достали труп из гробницы, вырезали из груди сердце и предали его огню.



    Тема вампиризма дошла до наших дней

    Не стоит говорить о том, что в сказки о вампирах верили в прошлом. В 2002-2003 годах целое государство в Африке - Малави, было охвачено настоящей «вампирской эпидемией». Местный жители забросали камнями группу людей, подозреваемых в вампиризме. Одного из них забили насмерть. При этом власти обвинялись ни много, ни мало в преступном сговоре с вампирами!

    В 2004 году произошла история, связанная с именем Тома Петре. Его родные испугались, что он стал вампиром, вытащили тело из могилы, сожгли вырванное сердце. Собранный пепел был смешан с водой и выпит.

    Первая научная публикация на тему вампиризма была сделана Майклом Ранфтом в 1975 году. В своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» он писал, что смерть после контакта с вампиром могла произойти из-за того, что живой человек заражался трупным ядом либо тем заболеванием, которое тот имел при жизни. А ночные приходы к близким могли быть не чем иным, как галлюцинацией особо впечатлительных людей, которые верили во все эти истории.



    Болезнь порфирия - наследство вампира

    Только во второй половине ХХ века ученые открыли заболевание под названием порфирия. Эта болезнь настолько редка, что встречается лишь у одного человека из ста тысяч, однако передается по наследству. Заболевание связано с тем, что организм не может производить красные кровяные тельца. Вследствие в дефиците находятся кислород и железо, нарушается пигментный обмен.

    Миф о том, что вампиры боятся солнечного света, связан с тем, что у больных порфирией под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. А чеснок они не едет, поскольку в нем содержится сульфоновая кислота, усугубляющая болезнь.

    Кожа больного принимает коричневый оттенок, истончается, воздествие солнца оставляет на ней шрамы и язвы. Резцы обнажаются, поскольку кожа вокруг рта губ и десен высыхает и становится жесткой. Так появились легенды о вампирских клыках. Зубы приобретают красноватый или красно-коричневый оттенок. Не исключены и психические расстройства.



    Дракула мог болеть порфирией

    Выдвигаются предположения о том, что среди больных порфирией был и валашский воевода Влад Цепеш или Дракула, впоследствии ставший прототипом героя знаменитого романа, который написал Брэм Стоукер.



    Примерно тысячу лет назад болезнь была очень распространена среди деревень Трансильвании. Скорее всего это было связано с тем, что деревушки были небольшими и в них совершалось много близкородственных браков.

    Синдром Ренфилда

    В завершении разговора о вампирах нельзя не вспомнить о психическом расстройстве, названном по имени еще одного героя Стоукера - о «синдроме Ренфилда». Больные, страдающие этим заболеванием, пьют кровь животных или людей. Это заболевание имели серийные маньяки, среди которых можно назвать Петера Кюртена из Германии и Ричарда Трентона Чейза из США, которые выпивали кровь убитых ими людей. Это и есть настоящие вампиры.



    Красивая же легенда о бессмертных и смертельно привлекательных существах, черпающих жизненную энергию в крови своих жертв, всего лишь страшная история.