Сколько лет мужу людмилы лядовой. Разлад в семье людмилы лядовой

О том, что Дворовенко стал официальным обладателем квартиры композитора, стало известно в программе "Пусть говорят". К слову, примерная стоимость недвижимости – 70 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ

Близкая подруга композитора Элеонора Филина заявила, что Виктор Дворовенко ухаживает за семьей Лядовой из искренних побуждений. По ее словам, когда самочувствие Людмилы Алексеевны резко ухудшилось, мужчина отправил ее в лучшую клинику. "Ее мужа он также лечил от алкоголизма и продолжает обеспечивать их обоих… Она абсолютно счастлива и окружена заботой", – утверждает Филина.

В настоящее время супруг прославленного композитора Александр Кудряшов лечится от рака. В студию пришла его внучка Кристина Зиновьева. Она заявила, что ей запрещают общаться с дедом по телефону и не пускают в квартиру. Якобы, она приходила не раз, но дверь ей Людмила Лядова не открыла.

"Потом мне позвонил Дворовенко и сказал, чтобы я больше не беспокоила Людмилу Алексеевну и ее семью", – рассказала Зиновьева. Но в искренность намерений женщины ее подруги не верят. Они считают, что она мечтает завладеть дорогостоящей квартирой.

Появился в студии и сам Александр Кудряшов. Он подтвердил, что его супруга продала квартиру адвокату. "Мы с женой виделись в последний раз где-то месяц назад. После выхода из первой клиники я жил с ней, Дворовенко за нами ухаживал. Я знаю, что квартира сейчас принадлежит ему", – рассказал мужчина.

Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске. Является знаменитым советским и российским композитором, пианисткой, певицей.

doc6a06ds07yqb16ni7weix

Людмила Лядова на крейсере "Мурманск", 1976 год

Корреспондент "Вечерки" побеседовала с композитором и певицей Людмилой Лядовой.

Не все молодые люди сегодня знают имя композитора Людмилы Лядовой, но при этом, сами того не подозревая, с пеленок растут и живут под ее восхитительно будоражащие, порой ироничные, всегда жизнерадостные мелодии. Ну кто не знает веселых куплетов «Перышки у птички» про смешную девчонку, путающую слова нехитрой песенки. У кого не на слуху бодрый «Старый марш» и «Чудо-песенка»? И ни один парад на Красной площади не обходится без «Праздничного марша» женщины-композитора Людмилы Лядовой.

А какая женщина! Энергичная, всегда с идеальной прической и гордой осанкой, она и в жизни королева. А на сцене и вовсе императрица - когда в роскошных платьях и прозрачных перчатках-митенках садится за рояль, чтобы не только, подобно всем композиторам, аккомпанировать, но великолепно свои песни «пропеть, а если надо, просвистеть»… И невозможно поверить, что этой женщине 88 лет - столько в ней бодрости, жизненной силы и неистребимого женского кокетства.

Помните, как мечтала героиня из фильма «Девчата»: «Я иду - а парни вокруг так и падают и сами в штабеля складываются”… Это о Людмиле Лядовой! И не в мечтах, а на деле. Красивых женщин много, но мало кто обладает такой необъяснимо-притягательной и могучей энергетикой. Что греха таить, обычно такой могучий темперамент и деятельная внутренняя сила мужчин пугают. Но в Людмиле или, как ее и сейчас зовут, Миле, Милочке Лядовой весь этот зажигательный фонтан облечен в такую же невероятную, без промаха бьющую силу обаятельной женственности. Потому и любви выпало много, четыре только официальных развода! Угомонилась Мила Лядова лишь на пятом муже.

Кажется, ей, такой яркой и оптимистичной, просто неведомы неудачи, огорчения, печаль, тем более отчаяние. А вот и нет. Как и каждому ребенку войны, Милочке выпала ее доля общей беды. Досталось и потерь, разочарований и тоски. Спасением и защитой всегда была музыка. Даже свою знаменитую задорную «Чудо-песенку», в которой исключительно «есть место поцелуям, шуткам и словам», Лядова сочинила и запела в период долгой и невыносимой разлуки с любимым человеком.

И откуда в вас, Людмила Алексеевна, столько оптимизма и бодрости? Наверняка знаете какой-то секрет молодости. Сколько людей, не дожив до шестидесяти, жалуются: возраст, здесь болит, там болит…

Так и у меня есть что-то, чего лучше бы не было: устаю быстро, с глазами совсем неважно… Но стараюсь не унывать - утром зарядка, чашечка кофе…, летом на дачу, на воздух… Дача у нас старенькая в Старой Рузе, еще лет сорок назад строила, там хорошо, рядом наш композиторский Дом творчества, санаторий в Дорохове и - никаких заводов. Прямо как в моей песне «Земная красота» - дыхание земли: солнце, чистая зелень, сенокосилки…

- Неужели и косите?

А как же! Еще обожаю рыбу ловить, дома порядок наводить и что-нибудь красить - очень успокаивает. Да и гвозди забью, если надо, но в этом больше Саша, муж, помогает, все-таки это дело мужское. Физическая работа, особенно когда с размахом, радует. Не то что на каком-нибудь совещании по четыре часа сидеть - вот уж что грустно и вредно. А еще я все время работаю, сочиняю, выступаю с концертами… В общем, мне о возрасте думать некогда. Может быть, это у меня от мамы - сила воли, упрямство, целеустремленность.

БОГ В ЩЕЧКУ ПОЦЕЛОВАЛ

Мы беседуем в ее большой квартире в композиторском доме. На стенах среди обычных в домах творческих людей портретов и фотографий несколько картин: «Лунная ночь» Крамского, пейзажи и натюрморты, лежащая собака… Копии или литографии?

Это мама… вышивала, - поясняет Людмила Алексеевна. - Да-да, не удивляйтесь - это вышивки, хотя стежки не разглядеть. И как тщательно подобраны цвета, оттенки. Каждую такую картину мама кропотливо вышивала порой целый год. Представляете, сколько терпения!

- А этот талант вы не унаследовали?

Нет, я вся в движении и в музыке. Жаль, что не могу больше гонять на машине, как, бывало, с кошкой Катей вдвоем за рулем. Кати теперь нет, а мне зрение не позволяет. Но музыка осталась. На днях вот интересную новую песню написала, диск сделали замечательный - трехчастный концерт, который я давно посвятила Вану Клиберну: он его слушал и очень хвалил…И сейчас выпускаем новый диск… Недавно племянник Витя Мирошников откопал запись, о которой я давно забыла - «Брестская крепость», поет Ренат Ибрагимов. Прослушала - здорово сделано, впечатляет!

- Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын?…

А что? - если хорошо, так хорошо. Ведь у меня только песен больше тысячи. Их пели самые значительные наши певцы - великая и несравненная Клавдия Шульженко, Мария Звездина, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Капитолина Лазаренко, Юрий Богатикова, Тамара Миансарова, Владимир Трошин, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Юлиан... И романсы мои пели Надежда Обухова, Зара Долуханова, Елена Образцова, Мария Биешу… Одну из моих оперетт «Пол черной маской», которая прошла по всем театрам страны, в Москве исполняли все звезды во главе с Таней Шмыгай и Владимиром Канделаки… Другая оперетта «Душа солдата» с успехом шла в Театре Советской Армии с Владимиром Зельдиным и Ниной Сазоновой. Звучали и крупные оркестровые и хоровые сочинения. Мы откликались на все важные события в жизни страны. И все новые произведения принимали профессиональные комиссии. Конечно, разное случалось - из-за политических ограничений, да и из зависти, но все-таки на радио и телевидение выходили произведения и исполнители высокого профессионального уровня, чего не скажешь о сегодняшнем потоке массовой музыки.. О культуре народа больше заботились: фестивали, национальные декады, гастроли в самой глубинке вплоть до сельских клубов…И на радио и телевидении постоянно звучала разная музыка - народная, классическая, современная… Даже годы войны стали временем творческих открытий.

- Именно тогда и состоялось ваше первое значительное выступление?

Да, в 43-м году в Московской консерватории был смотр молодых талантов, и я там пела мои песни на стихи Агнии Барто. Тогда в «Правде» отметили «яркие непосредственные миниатюры Людмилы Лядовой».

- Не посрамили родной город Свердловск.

Как же было можно! Наш Свердловск и тогда был городом с бурной музыкальной жизнью и прекрасным оперным театром.. Там пел и мой папа Алексей Иванович - у него был красивый тенор. А еще он играл на многих инструментах и выступал как скрипач с оркестром Исаака Дунаевского. Почти все время был в разъездах, на гастролях, и мы жили в основном с мамой, Юлией Петровной, которая всю свою безмерную любовь отдавала мне. Конечно мама хотела видеть меня счастливой, талантливой. Не знаю, от кого я что унаследовала, но рада, что маму не разочаровала: наверное, все-таки Бог меня немножко в щечку поцеловал.

- Что ж удивительного: еще не родившись, прекрасную музыку слушали.

А как же! Ведь и мама была музыкантом, хормейстером. Только она на природу не полагалась, воспитывала меня в строгости, лениться не позволяла. Как часто не хотелось вставать по утрам, но мама никаких поблажек не давала. Однажды я, лет в 13-14, где-то заболтавшись, пришла домой полвторого ночи - так она схватила ножницы и - отрезала мне волосы.

- С мальчиками заболтались?

Сейчас не помню. Но мальчики мне всегда нравились, и нравилось с ними кокетничать. Кокеткой я всегда была, но большего не позволяла. А маме за отрезанные волосы отомстила: ей было надо, чтобы я аккомпанировала на концерте хора, а я наотрез: «Не пойду, и все!» Зато потом навек была благодарна маме за строгое воспитание. И музыкой всегда занималась с радостью и на детское отделение консерватории прошла легко через огромный конкурс.

От родителей у меня и привычка ничего просто так не получать - все самой зарабатывать. И эта квартира мне не просто так досталась. В кооперативе Союза композиторов предложили на выбор двух-или четырехкомнатную. Я и решила: молодая - отработаю и большую… Нелегко пришлось: без конца деньги занимала-отдавала, но - наверстала за детские лишения. В Свердловске жили мы, как и большинство тогда, трудно. Наш деревянный дом стоял у каменной горы рядом с обсерваторией, топили печку, носили дрова. Помню, как война началась: все ринулись в магазины, а у нас ничего не было. Потом хлеб по карточкам. Чтобы выжить, мама пошла работать на фармзавод, перебирала какао-бобы, из которых делали лекарства.. Дома часто пекла лепешки из тертой редьки - ничего, вкусно было. Поздними вечерами, практически по ночам мама подрабатывала в филармонии. А еще мы с ней вместе выступали перед ребятами, которые шли на фронт, и перед ранеными в госпиталях. Пели романсы и песни, особенно такие нужные тогда - «Темная ночь», «Давай закурим»…А еще с другими сверстниками ездили в колхозы и на лесозаготовки - на телегах, под дождем, а то и пешком, потому что проехать было невозможно... Но и тогда жизнь шла своим чередом, женщины рожали, молодежь танцевала, пела, влюблялась. Бывало и другое. Однажды после поездки с концертами я шла пешком (трамваи не ходили) домой огородами. В сумочке несла заработанные деньги, и на меня напала банда, стали отнимать сумочку. Хотя я сама была сорванцом, тут растерялась, испугалась, и денег было жалко… Но вдруг сзади раздалось: «Не тронь ее! Иди домой, Мила» Их главарем оказался мой старый знакомый Пашка, с которым у нас до войны были взаимные теплые чувства - ну что говорить, нравился он мне.

- Привлекали необычные, сильные парни?

А как же, даже в банде верховодить не каждому дано. В пору нашего общения он бандитом не был, но внутренняя сила бурлила. К сожалению, тот Пашка плохо кончил, попал в тюрьму… А у меня другие воры однажды все-таки украли чемодан - с деньгами, документами и, что самое ужасное, с продовольственными карточками. К счастью, потом хотя бы паспорт подбросили…

- В свое время был очень популярным ваш дуэт с Ниной Пантелеевой.

Можно даже сказать, он и принес настоящую славу. Наш дуэт был очень удачный, голоса так слились, что мы были просто обречены на успех. Выступать вдвоем начали в 46-м году в Свердловске, а весной 48-го после окончания консерватории отправились в длительное турне по стране: Томск, Оренбург, Орск, Харьков, Ставрополь, Дальний Восток, Ленинград, Архангельск… Принимали нас всегда с восторгом. Но случались и казусы. Однажды выходим на сцену (кажется, это было в Красноярске) объявляют песню Мурадели «Москва-Пекин», я начала играть, и - мы вдруг… забыли начальные слова. Обе! Под насмешливое шушуканье зала промычали какие-то «ля-ля», а текст начали только с припева… Полный провал! После этого трудно было «взять» зал. Но, конечно, справились. Когда мы перед Дунаевским исполнили его «Ехал я из Берлина», он нам тут же подарил новую песню «Пути-дороги»… Но уже в 52-м году наш дуэт распался.

- И почему же?

Амбиции! Поскольку Нина вела первый голос, она вдруг вообразила, что потому главная. Забыв, что все музыкальные обработки и переложения для дуэта - все на мне, и тогда я уже получила свое первое звание «лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады». Видно, чтобы доказать, что она не хуже, Нина стала буквально играть на нервах, издеваться надо мной. Начала изучать историю ВКП(б), наверное, так хотела карьеру сделать. Нам на сцену выходить, а она до последней секунды в учебник уткнулась… - какой там творческий настрой! В общем из-за такой дурости бросила я ее, даже отказалась доработать двадцать запланированных концертов, стала одна выступать. В феврале 1951-го вступила в Союз композиторов и весной переехала в столицу. Многие мои песни сразу стали популярными и зажили собственной жизнью.

Однажды мы с мамой путешествовала на теплоходе «Родина». Пассажиры, узнав, что среди них находится известный композитор, попросили меня выступить. Открыли музыкальный салон, и я стала исполнять свои песни. Под конец спела «Чудо-песенку», которую попросили повторить. И вдруг из публики возглас: «Все это очень хорошо, но вы бы что-нибудь свое спели!»

А мой романс на слова Плещеева «Пленительные звуки» я даже отважилась предложить блистательной Надежде Обуховой. Надежда Андреевна посмотрела ноты и сказала: «Я медленно учу новые вещи, месяца через три запишу его на радио». Однако через месяц прислала мне письмо: «Романс так понравился, что я его выучила и записала, вы услышите его на радио».

- А как сложилась судьба Пантелеевой?

Нина долго не выступала, пока не нашла пианиста Берзина, но такого успеха, как в нашем дуэте, уже не было.. Жалко, конечно: красивый у нее голос, а как с моим сливался! Сейчас иногда записи Пантелеевой звучат по радио, она замечательная певица, но вот не выдержала испытания славой… Думаю, каждый человек должен занять свое, только ему принадлежащее место. Ведь когда я из дуэта ушла, Нина спохватилась, забегала, год уговаривала вернуться - но я ни в какую!

- Судя по всему, вы и в личной жизни столь же непреклонны: рвать - так рвать?

А что делать, если так складывается!

ПРИВЫКЛА БЫТЬ ЗАМУЖЕМ

- Правда, что за первым мужем-цыганом вы пошли кочевать с табором?

Ну не с табором - это был большой семейный ансамбль с многочисленными родственниками, которые все потрясающе пели и плясали. Мне было восемнадцать лет, когда я без памяти влюбилась в их солиста Васю Коржова. Какие у него были глаза! Те самые необыкновенные «жгучие и прекрасные» - прямо наповал меня сразили. И маму мою красавец так обаял, что она ни слова против. Свадьбу играли по цыганским обычаям, с размахом, с песнями, удалыми танцами, роскошными пирогами…Но - уж слишком много было родни, слишком много разъездов … Хотя я до сих пор очень люблю цыган и их песни, наверное, и их и разухабистого веселья оказалось многовато. Не захотелось мне опускаться до аккомпаниатора цыганского ансамбля. Зато в память о той любви осталась знойная «Цыганская рапсодия»… Я всегда и по любому поводу, и без повода много сочиняла, чем очень злила некоторых композиторов, а в особенности их жен. Вот уж кто мне всегда завидовал - жены!

- Может быть, ревновали?

Если вы о романах, так я им поводов не давала. Никогда не пользовалась своими прелестями, чтобы их мужей привлечь. Чтобы добиваться признания, мне не нужны были ни заслуженные мужья, ни мини-юбки, ни корпоративные праздники. - у меня были другие дела и достоинства. Но - они были просто жены, а я с их мужьями в творчестве на равных, а то и им не угнаться… И «раскручивать» меня не требовалось - сама показывала, что умею, без всяких скидок на то, что я не мужчина… Многие завидовали, что мою «Чудо-песенку» спела английская певица, и она зазвучала по всему миру - в то время это было невероятное событие. Я была знакома с американским журналистом Стивенсом, который себе русскую жену нашел в нашем колхозе. И вот однажды они меня пригласили в пансионат, а туда в это время приехал известный импресарио Сол Юрок, тоже одесского происхождения. Я ему «Чудо-песенку» сыграла, а он, видимо, ее записал. И однажды присланная запись в исполнении зазвучала на телевидении в «Добром утре». То-то композиторы все переполошились. Королева Бельгии Елизавета, услышав, присылала приглашения приехать. Разумеется, не пустили. Это сейчас можно свободно разъезжать, и ездят, и меня зовут - но теперь я отвечаю: «Вы поезжайте, а я буду здесь»…

Но мужчинам я, конечно, нравилась, и музыкантам и композиторам тоже. Вано Мурадели своих чувств не скрывал, Кабалевский, Хренников… Мстислав Ростропович еще до знакомства с Галиной Павловной мне в любви объяснялся и даже более серьезные виды на меня имел… А я кокетничала, но - цену себе знала. Я ведь была первой женщиной в Союзе композиторов, прошла «на ура» перед строгой и представительной комиссией. Я написала тогда «Волжскую сюиту» для оркестра народных инструментов, и ее исполнил лучший оркестр, когда еще был жив Осипов, имя которого он сейчас носит. А дирижер при исполнении в Центральном парке культуры вдруг…вручил мне дирижерскую палочку и поставил на свой пьедестал. Я, конечно, струсила - 70 музыкантов-мужчин на тебя смотрят, а потом ничего, даже понравилось. Ну а«Чудо-песенка» была как гром для всех композиторов - так сразу пошла!

- Я слышала, родилась эта бодрая и озорная песня совсем не в таком настроении.

Это правда. Я тогда была влюблена в женатого человека по имени Володя Новиков, и у нас была тайная связь. Какой мужчина был! - Добрыня Никитич с голубями глазами! Он работал в органах, знал испанский язык, и вот однажды его отправили в длительную командировку в Мексику. А я осталась одна в комнатке, которую снимала, где кроме столика и диванчика, было еще пианино. Там вся в тоске и горе я и сочинила одну из самых веселых моих песен.

- С Володей вы тогда навсегда расстались?

Нет, через несколько месяцев он вернулся. Но я привыкла не просто встречаться, а быть замужем. А он не хотел бросать жену, которая - был уверен - ему очень предана, никогда не изменяла, никогда даже на работе не задерживалась! Как я потом смеялась, когда он узнал, что его «верная половина» ему вовсю наставляла рога прямо на работе со своим начальником генералом! Тогда он решил ее бросить, уйти ко мне. Только поздно - меня уже не было! - я назад не возвращаюсь!

К сожалению, часто приходилось разочаровываться. Вначале всегда бывает все хорошо, а потом, когда люди привыкают друг у другу, начинает открываться что-то другое, и не всегда это можно выдержать. Да и надо ли «выдерживать? Мужчины часто гнут свое, собственники, а не все женщины хотят быть собственностью.

- И тут же вновь вышли замуж.

Да, за артиста балета Юрия Кузнецова. В творческом плане наш союз оказался очень плодотворным. Для него с Элеонорой Власовой я написала много балетной музыки, элегию «Слепая девушка», а балетные миниатюры «Испанский танец», «Негритянские куклы» великолепно исполнили Волкова и Кондратьева в постановке Василия Вайнонена. Сочинила дивертисмент для «Березки», когда ансамбль только начинался. Но - мы с Юрой оба по натуре были лидерами, а два «генерала» в одном доме – это уже слишком!. Так получилось, что каждый муж у меня держался где-то восемь-девять лет.

- Но третий ваш муж, Кирилл Головин, был не из музыкальной, а из научной среды.

Потому поначалу казалось, что именно из-за этой разности впереди нас ожидает море счастья, но потом, что поделаешь, прошло у меня к нему чувство, и я стала видеть в нем одни лишь недостатки. Я ведь во всем была очень активной, и если мне кто-то нравился, сама дорисовывала то, что хотелось бы - получался изумительный идеал. К сожалению, при более близком общении выяснялось, что все совсем не то.

Но с четвертым мужем, певцом Игорем Сластенко у вас сложился такой прекрасный дуэт! Многие помнят вас по телевизионным «Огонькам».

Дуэт был удачным, но распался фактически по той же причине, что и с Ниной Пантелеевой: Игорь стал зазнаваться и даже меня «перевоспитывать». И однажды капля переполнила чашу. Как-то в его присутствии мне предложили вновь записать «Чудо-песенку», а он так недовольно и лениво процедил: «Не на-а-до». Ах, не надо? Я собрала чемодан и - прощай, дорогой! На этом все и закончилось.

- А что должно непременно быть в мужчине?

Смотря чего вы от него ждете. Бывают мужчины надежные друзья, бывают такие, что годятся только на роль любовников. Только Саша, мой последний муж, с которым мы прожили, страшно подумать, 41 год (!), не разочаровал. Не только потому что он человек спокойный, порядочный и честный - главное, он, сам музыкант, понимает, что я человек творческий, могу быть взрывной, буйной, но все это без зла, просто в силу темперамента. Когда мы с Сашей познакомились, он играл на саксофоне в эстрадном оркестре. Тихий, скромный, он мне сразу понравился, но как о муже я о нем не думала. Хотя бы потому, что он младше на семнадцать лет!

- Получается, вы не могли ужиться с талантом вашего уровня и - извините - претензий?

Трудно сказать. А может быть и так. У меня должна быть полная свобода передвижения. Саша не спрашивает, когда я приеду с концерта, я спокойно могу задержаться без скандалов дома - ни слежки, ни ревности. Он понимает, что я занимаюсь делом. А я, естественно, сочинила несколько пьес для саксофона. Правда, и другие духовые инструменты не обидела. Но и Саша мне, бывает, подсказывает какие-то идеи, особенно по своему инструменту.

- Зато и ему, вероятно, уютно за вашей спиной?

Наверное, не без того. Оба знаем, кто в доме генерал. Но и Саша не в рядовых - по меньшей мере полковник, адъютант, на которого можно положиться. И нашу любимицу чихуахуа Челси прогуляет, и ужин приготовит.

- Так он еще и повар?

Если надо. Но и здесь я не уступлю. Готовлю хорошо и со своими секретами. Скажем, в винегрет положить побольше свеклы, поменьше картошки, и обязательно яблочко потереть. И к баклажанам всегда яблоко добавляю. В грибной суп кладу только лук и морковку, и никакой картошки или вермишели. А как всем нравится мой борщевич! Еще люблю импровизировать: новое блюдо из всего, что дома найдется…

ГОЛОВА ПОЛНА НОВЫХ МЕЛОДИЙ

- Есть что-то несбывшееся, о чем жалеете?

В детстве мечтала стать балериной, и фигурка соответствовала. Мама не позволила. А жаль. Ну что ж, я и сейчас танцую на сцене. Еще жалею, что мои песни не спели Магомаев и Захаров - завистники меня к ним даже не подпустили. Не стеснялись просто оговаривать: «Не связывайся с Лядовой, она пьет литр водки каждый день!». Да если бы даже так было, при чем здесь песни!.

- Это неправда?

Конечно! Случалось, скажем, с Люсей Зыкиной по стопочке под пельмени, которые она мастерски готовила. Да и с Люсей нас больше песни связывали, а пельмени - в придачу. А очернять и сейчас большие мастера - многим талантам совсем дорогу на телевидение перекрывают. Всегда сторонилась интриг и сплетен, которые, к сожалению, меня частенько нагоняли... Еще жалею, что … родилась женщиной. Сильному полу гораздо легче прокладывать себе дорогу в жизни. Но уж если так случилось, пусть на нотных полках, рядом – и русский классик Анатолий Лядов, и современный композитор Людмила Лядова.

- А что сейчас тревожит?

Люди сильно изменились: никто друг друга не слушает и не слышит, никого и ничего не ценят, заняты мелочами. Женщины сейчас - либо замуж за кого-то выгодно выскочить, чтобы не работать, либо вся в делах, либо попрошайничают у государства. Молодежи - лишь бы денег побольше и виллу - желательно за границей. И образование бесплатное никто не считает нужным обществу отрабатывать.Тревожит, что эстраду заполонили безголосые, бездарные «певцы». Исполнительство стало карикатурным, а музыка и тексты зачастую «сработаны» одноклеточными существами. Искусство массовое измельчало, все падает. Немного радует, что стали обращаться к ретро, вот только в каком качестве…

- Форму поддерживаете режимом, диетами?

Какое там! Разве что поспать стараюсь побольше, да и то встаю не рано, потому что поздно ложусь: слушаю радио или работаю. Друзья у меня сейчас остались отборные - всех плохих и ненадежных, которые слову своему не хозяева - прогнала. Мои самые верные друзья. Хотя и разных профессий - все помощники и в творческой жизни. В организации концертов: это Алла Георгиевна Грязнова, ректор Академии финансов, врач Виталий Мирошников, и, конечно, певица и артистка кино Галя Горбенко, она же мой директор и исполнитель моих песен соло и в дуэте со мной... Жаль, что концертов не так много, как раньше, как хочется и как могла бы. Силы и желание есть. И голова полна новых мелодий.

- Да вам бы впору еще новый роман, а то и еще одного мужа!

А что! Можно и роман. А вот мужей, пожалуй. хватит!… Сорок лет вместе, да еще с моим темпераментом - таким не разбрасываются. Это дорогого стоит.

Уникальная судьба талантливого композитора Людмилы Лядовой просто завораживает миллионы поклонников ее таланта. Народная артистка СССР, являясь композитором, пианисткой и певицей в почтенном возрасте до сих пор активно занимается творчеством, чем вызывает неподдельный интерес к своей персоне.

Краткая биография Людмилы Лядовой

В творческой семье 29 марта 1925 года появилась на свет уроженка Свердловска и будущая музыкальная звезда – Людмила Алексеевна Лядова. Отец девушки стал главным наставником в ее жизни, будучи солистом в оперном театре родного города и музыкальным исполнителем на многих инструментах, включая скрипку, мандолину и саксофон. Мать же будущей звезды мирового уровня была хормейстером, певицей и умела вышивать прекрасные картины, которые сегодня уже являются предметами антиквариата.

Начало музыкальной карьеры девочки началось после обучения азам у частного преподавателя музыки и окончания музыкальной школы. Уже в десятилетнем возрасте Людмила с легкостью выдержала конкурс десять человек на место и поступила в консерваторию Свердловска на детское отделение. Через год она уже принимала активное участие во всевозможных фестивалях и конкурсах, а еще через четыре года юное дарование уже смогло обеспечить себе место в симфоническом оркестре под управлением дирижера Марка Павермана.

Но безоблачное становление Лядовой в качестве популярного музыканта было омрачено началом войны. В этот трудный для всей страны период Людмила, как могла, вносила и свою лепту в патриотический настрой наших бойцов. В это время страна могла слышать песни в ее исполнении: «Темная ночь», «Давай закурим», репертуар Богославского, Покрасса и Каца. В возрасте восемнадцати лет она имела уже в своем репертуаре многочисленные песни, миниатюры и пьесы, а потому и была отправлена в Москву для участия в смотре юных дарований, где и была признана как начинающий композитор.

А дальше была судьбоносная встреча с Ниной Пантелеевой, в дуэте с которой в 1946 году Людмила Лядова смогла одержать победу на столичном конкурсе эстрадных исполнителей. Потом последовали многочисленные гастроли и концерты, включая ведущие музыкальные площадки в Москве и Ленинграде.

В 1948 году Лядова окончила консерваторию, и дуэт отправился во всесоюзный тур по всем большим городам страны. В 1951 году Людмила переезжает из родного Свердловска в Москву, где и входит в состав Союза композиторов. А уже через год устоявшийся популярный дуэт распадается, и она начинает свой творческий поиск самостоятельно.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, Людмила Алексеевна Лядова отмечает, что судьба всегда была к ней очень благосклонна, потому что во все периоды жизни ей встречались очень порядочные, сильные и талантливые люди, из-за которых стал возможен такой венценосный подъем на вершины славы и признания.

Личная жизнь известного композитора

Многочисленные браки Людмилы Лядовой очень красноречиво свидетельствуют о ее неуемном желании познать все аспекты жизни. Судьба обделила ее радостью материнства, зато с избытком дала мужей.

Первым супругом музыкальной звезды был Василий Коржов, который исполнял роль аккомпаниатора в цыганском ансамбле. Этот опыт семейных отношений ясно дал понять неуемной творческой натуре, что при ее амбициях у нее полностью отсутствует желание тянуть на себе посредственные таланты.

Второй супруг Людмилы – танцовщик балета Юрий Кузнецов – смог выдержать борьбу за лидерство в их семейно-творческом тандеме только в течение восьми лет. Далее свой жизненный путь пара решила продолжать порознь.

Третьим мужем кумира миллионов соотечественников стал инженер Кирилл Головин. В этом случае «за пять лет брака все остыло и перегорело». Итогом совместного «одиночества вдвоем» стал уже привычный разрыв.

Четвертую неудачную попытку найти семейное счастье разделил с Людмилой ее муж Игорь Сластенко. В данном случае его желание перевоспитать жену стало результатом очередного расставания.

Попытка «номер пять» в поиске вечной любви и семейного очага стала, по всей видимости, удачной. Ведь нынешний супруг Людмилы Алексеевны – саксофонист Александр – смог-таки соответствовать требованиям сильной женщины, не смотря на существенную разницу в возрасте. Муж младше жены на семнадцать лет.

Свой творческий путь она начала в середине минувшего века, и вскоре уже ни один праздничный концерт не обходился без ее оптимистичных, жизнеутверждающих песен и маршей, которые исполняли такие корифеи эстрады, как Клавдия Шульженко, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль. Людмила Алексеевна и сейчас, несмотря на солидный возраст, сохранила творческую активность и неиссякаемый оптимизм. В последние годы ею написано множество новых песен, которые исполняют Елена Образцова, Ренат Ибрагимов, Эдита Пьеха, Лариса Гапонова, Артур Эйзен, Сергей Пенкин.

Ловись, рыбка…

– Людмила Алексеевна, откуда у вас столько энергии?

– Наверное, оттуда (поднимает глаза кверху и крестится). Я верю в Бога, всю жизнь чувствую, что кто-то как бы наблюдает за мной. И все время благодарю Его за все, что имею. И еще верю в хороших людей, стараюсь делать добро, хотя мне не раз в моей жизни делали зло. Стараюсь использовать лекарственные травы. Но главное, мне кажется, – уметь отключаться, больше гулять. Я, например, езжу в Лужники, там хорошая набережная, воздух и вода, можно три-четыре километра пройти пешком. Конечно, это пришло с годами. В молодости не до того было: все нужно было скорей-скорей… Теперь стараюсь не насиловать себя. Если хочется поспать – ложусь и сплю. Есть люди, которые все время ноют: тут болит, там болит, но это ведь скучно, правда? А я вот, например, рыбалкой увлекаюсь.

– Даже сейчас, зимой? И не боитесь простудиться?

– Ну да, и зимой тоже! Наденешь валенки с галошами, а поверх – бахилы, чтобы не промокнуть, штаны теплые (мне летчики подарили двое таких штанов – для меня и для мужа), дубленку, шапку. Становишься как тумба. Однажды сижу на льду, и так хорошо клюет: ловится и ловится! Подходит ко мне какой-то мужчина, видит улов, потом подходит к своему приятелю, который неподалеку тоже сидит рыбачит. И говорит: «Что ж ты ничего не наловил? Вон, смотри, у того мужика-то как хорошо ловится!» А приятель отвечает: «Это не мужик, это Лядова!» – «Да какая Лядова? Не может быть!»…

Сижу, бывает, по пять часов, если, конечно, мороз несильный. Луночка замерзает, проворачиваешь коловоротом, тяжело... Особенно тяжело в марте, когда слой льда нарастает метровый. Конечно, термос берешь, бутерброды. Но там, где я рыбачу, и Дом рыбака есть, можно заночевать. Хорошо, если еще и в баньку. А лучше всего рыбу ловить летом, в июне: окунь ходит, жирует. Я на Сенеже окуня на малечка ловлю. Боже, как берет, аж палец болит снимать улов! Из пойманной рыбы готовлю уху, плотву жарю, иногда рыбные котлеты делаю… С детства люблю рыбалку, рыбачила с двумя своими двоюродными сестрами.

– Может, вы еще и спортом занимаетесь?

– А как же! На лыжах хожу. Иногда езжу в Рузу, там и Дом творчества композиторов, и Дом писателей, и Дом актера были, но сейчас все разворовали. Зато воздух там замечательный. К тому же в Старой Рузе у меня маленькая дачка.

Девушка с характером

– Вашей спортивной форме можно позавидовать. Говорят, и характер у вас боевой. Читала, что в молодости вас даже исключили за что-то из комсомола…

– Было дело, хотя я и была тогда членом горкома комсомола. Я тогда вступила в кооператив и очень много работала, чтобы за него расплатиться, поэтому мне некогда было ходить на комсомольские собрания. За то и выгнали. Я вообще все всегда делаю за свой счет. А вот молодые сейчас ищут спонсоров. Кто-то за них заплатил – и вот уже засияла новая «звезда».

– Людмила Алексеевна, книга, написанная о вас, называется «Людмила Лядова в противостоянии попсовой культуре». Вы действительно такой активный борец с «попсой» или это просто игра слов?

– Бороться с существующей системой бесполезно. Там, на телевидении, сидят «три кита», и они не пускают никого. Вот, например, сестры Толмачевы из Курска победили в конкурсе «Евровидение». Очень талантливые, поют прекрасно! Но… видимо, не дали взятку, и их «закрыли». Сережа Пенкин – потрясающий певец, а не видно его на телевидении. Магомаева 10 лет никуда не приглашали. Хорошо, хоть к Геннадию Петровичу Малахову всех приглашают бесплатно. Мне вот там даже часы подарили. Мне нравится эта передача. Я туда всегда с удовольствием прихожу и дарю свои любимые рецепты.

– А нашей газете подарите?

– Ну конечно! Вот, например, все женщины клюют на импортные кремы, платят за них огромные деньги, а я считаю, что достаточно утром помазать лицо хорошим оливковым маслом и походить так, а потом, что не впитается, ваточкой стереть. А еще побольше капусты надо есть во всех видах – и кислую, и свежую, и цветную.

Любви прекрасные порывы…

– Людмила Алексеевна, а правда, что в свое время на вас Тихон Хренников хотел жениться, а вы его отвергли?

– По поводу Хренникова – больше сплетен, чем правды. Он очень хороший человек был. Первое свое звание я получила благодаря ему. Однажды спросила у Тихона Николаевича: «Почему так? Мне уж 50 лет, а я не имею никакого звания». – «Разве?» – удивился он. И вскоре после этого мне дали «заслуженного деятеля искусств», а потом и «народную артистку СССР». Тогда все-таки были всякие фестивали, и композиторов поощряли.

А вообще на мне многие хотели жениться, не только Хренников. Но я выбирала всегда сама. Пусть и ошибалась. У меня сейчас четвертый муж, с которым мы живем уже 40 лет. Он моложе меня на 17 лет. Мы встретились в джаз-оркестре под управлением Александра Горбатых, где он играл на саксофоне.

– Наверное, когда выходили за него замуж, близкие отговаривали вас, говорили, что из-за разницы в возрасте он все равно от вас уйдет?

– Конечно, все были в ужасе. Но от меня никогда никто не уходил. Я сама всех выгоняла. Ему тоже было нелегко со мной, но Саша умный человек. А прежние мужчины слишком уж задирали нос: считали, что, женившись на мне, уже меня и осчастливили. На этом и горели. А Саша очень заботливый. Бывает, я возвращаюсь поздно после концерта уставшая, а он мне говорит: «Милочка, приляг, отдохни, я тебе сейчас еду принесу». И несет ужин на подносе прямо в кровать. Сейчас время такое: все врут, все фальшивят, никому верить нельзя, а мы друг другу полностью доверяем, и я это очень ценю.

Недавно написала песню на прекрасные стихи Светланы Белявской, которая живет в Перми. Мне очень нравятся слова этой песни: «Пусть нету порой ни гроша, была бы богата душа. Она подороже рублей, в свой дом не закроет дверей, поможет уставшим присесть, поставит на стол все что есть. И все-таки жизнь хороша, была бы богата душа!» Душа – это главное.

– А детей почему не завели?

– Так, видно, суждено. Мои дети – моя музыка.


Родилась 29 марта 1925 года в Свердловске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Лядов Алексей Иванович, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки прекрасно играл на саксофоне и мандолине). Мать – Лядова Юлия Петровна (1902–1980), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии. Супруг – Лядов Александр Федорович.

Родители, рано заметив музыкальную одаренность дочери, начали серьезно готовить ее к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, которая давала Людмиле частные уроки. Затем ее определили в музыкальную школу к прекрасному педагогу В.А. Бернгард. В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс (из 150 человек было зачислено только 15), Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б.С. Маранц – ученице знаменитого Г.Г. Нейгауза. С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, елках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для нее, 14-летней школьницы, выступление с оркестром под управлением замечательного дирижера Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла бемольный концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б.С. Маранц. В это же время она училась на композиторском отделении у профессора В.Н. Трамбицкого.

Во время Великой Отечественной войны Людмила вместе с мамой активно включилась в работу концертных бригад: они выступали в воинских частях, на заводах, в консерватории, на импровизированной эстраде в здании вокзала. Людмила играла классику, исполняла песни из репертуара своей любимой певицы Лидии Руслановой, а также новые, услышанные по радио военные песни Покрасса, Дунаевского, Мокроусова, Соловьева-Седого, Богословского, Каца, Блантера. Пела «Темную ночь», «Давай закурим», «Поет гармонь за Вологдой», очень любила песню Каца «Как у дуба старого». Много пели дуэтом с мамой. Их первое совместное выступление состоялось еще до войны, на концерте в Доме отдыха: 11-летняя Людмила сидела за роялем, и они в два голоса исполнили песню «И кто его знает». Спустя годы на своих сольных концертах уже известный композитор Людмила Лядова нередко вызывала из зала маму, чтобы спеть вместе. Памяти мамы посвящена ее песня «Дорога», написанная на стихи Л. Овсянниковой...

В ноябре 1943 года в числе 12 лучших студентов Свердловской консерватории Людмилу Лядову направили в Москву на смотр молодых дарований, где ее сразу заметили. В столицу приехала не просто талантливая студентка, а начинающий композитор. К тому времени она уже написала детские миниатюры на стихи А. Барто и В. Петровского («Спать пора», «Птенчики», «Уха», «Василек», «Бабочка», «Пастушок»), несколько хоров, фортепианных пьес, песен на военную тематику («Три Тани», «Маруся-партизанка» и др.) и сонату для фортепиано.

По возвращении в Свердловск Людмила Лядова организовала дуэт с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они стали обладателями первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. После этой блестящей победы появилось много предложений. Свои новые песни им приносили композиторы Фрадкин, Френкель, Жарковский, Богословский, Хренников, Дунаевский, Милютин, Мокроусов. Девушки поехали на гастроли в Ленинград, где пели в разрушенном войной Петергофе на построенной в развалинах Петровского дворца эстраде. А через год вновь была столица – последовало приглашение принять участие в эстрадных представлениях в летнем театре сада «Эрмитаж». Популярность дуэта росла с каждым годом. Все обработки песен Людмила Лядова делала сама. Ее аранжировки привлекали своей оригинальностью и свежестью звучания. В 1947 году на госэкзамене в консерватории с симфоническим оркестром филармонии она играла Третий концерт С. Рахманинова. Публика, прослушав все три части на едином дыхании, неожиданно встала, вновь и вновь вызывала счастливую дебютантку...

Весной 1948 года после окончания консерватории Л. Лядова и Н. Пантелеева отправились в длительное турне по стране: Томск, Оренбург, Орск, Харьков, Ставрополь, Дальний Восток, Ленинград, Архангельск. В феврале 1951 года Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР. В 1952 году дуэт распался. Л. Лядова начала много писать, за роялем исполняла свои песни и песни других композиторов.

Творчество Л. Лядовой многогранно. Оно сочетает в себе талант композитора, аккомпаниатора, певицы, пианиста-исполнителя.

Людмилой Лядовой создано около тысячи песен. Среди них есть как мажорные, так и проникнутые тонким лиризмом мелодии и романсы. При всем разнообразии их объединяет отсутствие пессимистических или жалобных интонаций, тоски или безысходности. По признанию композитора, у нее и «минор всегда звучит мажорно».

К.И. Шульженко, исполнявшая такие песни Л. Лядовой, как «Когда-нибудь», «Телефонный звонок», «Сердечная песня», «Женщина» и др., писала: «Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма...» Песни Людмилы Лядовой хором подхватывали огромные залы и целые стадионы. Огромную популярность приобрели «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Ай-люли», написанная для Т. Миансаровой и принесшая ей звание лауреата и золотую медаль на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), и др. «Чудо-песенку» на стихи Л. Давидович и В. Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Великанова, Дорда, Лазаренко, Миансарова и английская певица Джерри Скотт. Первым исполнителем «Старого марша» стал И. Кобзон, потом песня вошла в репертуар Ю. Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Э. Хиля. «Старый марш» и «Барабан» исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.

Особенно плодотворно Людмила Лядова сотрудничала с поэтом Георгием Ходосовым. Ими написано около 100 песен, среди которых популярные «Так легко», «Едем с нами», «В Колонном зале», «Полковой оркестр», «Вожатый наш» и др. Л. Лядова много работала с поэтом В.Я. Лазаревым. На его стихи написаны замечательные песни «Женщина», «Поздний поклон», «Зареченские ночи», «Без вины виноватый», «Сергею Есенину», «Сказка о любви», вальс «Земная красота», романс «Поздно», который включила в свой репертуар А. Баянова. Много произведений было создано в содружестве с поэтами С. Михалковым, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубковой, Б. Брянским, В. Петровым, Т. Пономаревой и многими другими.

Песни Л. Лядовой пели выдающиеся эстрадные исполнители: И. Кобзон, Э. Пьеха, Э. Хиль, Л. Зыкина, Т. Миансарова, Э. Жерздева, В. Толкунова, М. Лукач, Ю. Богатиков и др. Романс «Пленительные звуки», написанный Л. Лядовой на стихи Плещеева в 1951 году, исполняла великая Н.А. Обухова, а впоследствии – солистка Большого театра Л. Масленникова. Романс «Лунная ночь» звучал в исполнении народной артистки СССР Зары Долухановой. Песни Л. Лядовой исполняли также М. Биешу, И. Петров, Г. Писаренко, А. Эйзен, Н. Ткаченко, Б. Руденко, Л. Абрамова, Н. Васильева, Л. Полянская.

Первым крупным музыкальным произведением Л. Лядовой стала оперетта «Под черной маской». В основу либретто, написанного драматургом Яном Лельгантом, легли подлинные события из жизни легендарного русского борца Ивана Поддубного. Ее премьера состоялась в Московском театре оперетты в 1961 году. Постановку сделал А. Закс, в главных ролях были заняты А. Беседин, Н. Куралесина, О. Власова, М. Озолиня, В. Вольская, А. Котова, Э. Орловецкий, Я. Лельгант. Позднее оперетта «Под черной маской» с успехом шла во многих музыкальных театрах страны – в Одессе, Омске, Томске, Ростове-на-Дону, Краснодаре.

Людмила Лядова является автором оперы «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко, 1986); оперетт «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта, 1960), «Атаманша» (либретто Г. Павлова, 1972), «У опасной черты» (либретто И. Петровой, 1976), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой, 1978), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой, 1983); мюзиклов «Душа солдата» (либретто Е. Шатуновского, 1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (либретто И. Петровой, 1977), «Графиня из Сан-Франциско» (режиссер и драматург П. Градов, Ижевский академический оперный театр, 1993); вокально-инструментальных поэм «Великая битва» (слова В. Петрова, 1967), «Комсомолу – пионерский наш салют!» (слова Г. Ходосова, 1970), «Тюмень – Сургут» (слова В. Петрова, 1972). Среди сочинений Л. Лядовой – произведения для фортепиано («Концертный вальс», 1950; «Карусель», 1960; «Концертная полька», 1965; «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор», 1965; интермеццо, рапсодии), для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька», 1950; «Уральская рапсодия», 1951; «Волжская сюита», 1952; миниатюры), для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге», 1957; «Праздник на стадионе», 1958; «Русский сувенир», 1961; «Кокосы», 1963), камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду», 1961; пьеса для скрипки «Слепая девушка», 1962; фантазия для аккордеона, 1962 и др.). На музыку Л. Лядовой были поставлены балетные номера «Негритянские куклы», «Испанский танец», «Слепая девушка».

Судьба произведений Л. Лядовой не всегда складывалась легко. Еще учась в консерватории, она мечтала написать фортепианный концерт, первые наброски которого появились в начале 1950-х годов. Это произведение в трех частях – повествование о добре и зле, о родной земле, ее людях и мирном небе, которое надо охранять. Его услышал в авторском исполнении и высоко оценил Ван Клиберн. Удивительно светлый по мироощущению, насыщенный энергией и чисто русский по колориту фортепианный концерт Л. Лядовой оставался невостребованным более 30 лет... Только в 1997 году Людмила Алексеевна исполнила его с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии (дирижер В. Нестеров) на музыкальном фестивале в Кисловодске. Через год концерт прозвучал и в Москве, с Большим концертным оркестром Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания под управлением народного артиста СССР профессора М. Кажлаева. Л. Лядова продолжает творческий поиск в романсовой лирике, пишет произведения для духовного хора. Не оставляет она и военно-маршевую тематику. Например, в дни празднования 100-летия со дня рождения маршала Жукова ею на стихи В. Лазарева была написана песня «Скажи нам, маршал Жуков». Выдающемуся русскому оружейнику М.Т. Калашникову она посвятила балладу. Она не только исполняет за роялем свои песни, но, идя в ногу со временем, делает и современные аранжировки. Так записаны песни «Кони юности», «Что со мною», «Песенка о рыцарях», «Не верьте, что любимые стареют», «Мой марш», блюз «Звездные струны». В 1998 году написала «Мой марш», припев которого «Людмила Лядова, Людмила Лядова, Людмила Лядова всегда в строю!» обычно хором подхватывает весь зал.

Особое пристрастие Л. Лядовой – музыка для детей. Она создала целую серию замечательных детских песен. Ее детский мир – это жизнерадостный и удивительно чистый музыкальный остров, населенный ребятами, зверями, птицами, бабочками, игрушками... Вышел в свет сборник детских песен Л. Лядовой «Почемучка».

Людмила Алексеевна Лядова – народная артистка СССР (1985) и РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1975), лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России имени А.В. Александрова, премии Ленинского комсомола. Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) и Дружбы (1997), медалями «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель». С 1993 года является членом Фонда мира.

Людмила Алексеевна очень любит природу, тишину, может часами бродить по лесу или ловить рыбу. С удовольствием работает на земле на своей даче в Рузе. Много читает, отдавая предпочтение русской литературе, как классической так и современной.

Живет и работает в Москве.