Состав труппы бдт. История здания бдт

Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и поэта Александра Блока в 1918 году. Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева - первых сценографов театра. Репертуарную политику определил первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова - выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы. Самой знаменитой сценой СССР БДТ стал под руководством Георгия Товстоногова, который был главным режиссером театра с 1956 по 1989 год.
В 2013 году режиссер Андрей Могучий, один из лидеров современного театрального авангарда стал художественным руководителем БДТ. Для театра началась новейшая история, наполненная не только спектаклями, но и социально значимыми проектами. Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, Большой драматический театр ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».
У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей, реализуются социально-просветительские проекты, проходят выставки, круглые столы, концерты лекции ведущих деятелей современного искусства.

Дом графа А. С. Апраксина -

Малый театр - необарокко

наб. р. Фонтанки, 65

Пам. арх. (федеральн.)

1878 - арх. Фонтана Людвиг Францевич

Театр А. С. Суворина

1901-1902 - арх.(АХ) Гаммерштедт Александр Карлович - реконструкция

Академический Большой драматический театр им. Товстоногова

2011-2014 - реконструкция и реставрация

КБ ВиПС (КБ Высотных и подземных сооружений) - проект

Заказчик - ФГУ Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

Здание театра, соединяющее стилевые элементы барокко и ренессанса, построено графом А. С. Апраксиным (1878, арх. Л. Ф. Фонтана) и сдано в аренду Дирекции Императорских театров как вспомогательная сцена для выступлений Александринского театра. В 1880-90-х гг. театр арендовали различные антрепренеры для драматических и опереточных спектаклей. Здесь выступали: Е. Н. Горева, М. Т. Иванов-Козельский, Э. Росси, Э. Дузе, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли и др. В 1901 г. здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено.

В 1895-1917 в здании работал театр литературно-художественного общества, известный как Малый или Суворинский, по имени председателя об-ва, фактического владельца театра А. С. Суворина. Создан в 1895 как частный театр Литературно-артистического кружка (с 1899 ...общество). После смерти Суворина с 1912 г. назывался - Театр А. С. Суворина. Руководители театра делали ставку на приглашение известных актеров, постановки модных и новых пьес. Театр открыл русской публике имя М. Метерлинка, пьесы Э. Ростана. Стимулируя развитие современной отечественной драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.

В 1918-1920 работал Еврейский камерный театр-студия.

В 1919-1920 - Малый драм. театр.

28 сентября состоится открытие основной сцены Большого Драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Реставрация БДТ началась в январе 2011 года, и последние три с половиной года спектакли театра шли на Второй сцене БДТ в Каменноостровском театре и на площадке ДК Культуры имени Горького. В конце сентября театр наконец-то возвращается домой в здание на набережной реки Фонтанки, 65. Город+ проследил историю БДТ с момента его основания в 1919 году до его возвращения на историческое место в центре Санкт-Петербурга.

Легендарный театр имени Г.А. Товстоногова, более известный по аббревиатуре БДТ, был создан по инициативе Максима Горького. В 1918 году комиссаром по делам театров, актрисой МХТ Марией Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Став одним из первых театров открытых после Октябрьской революции, БДТ начал свои выступления в Оперной студии Консерватории 15 февраля 1919 года пятичасовой постановкой трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос».

В апреле 1919 года председателем Директории Большого драматического театра, а по сути художественным руководителем, стал Александр Блок. Художественным оформлением театра занимались представители объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, Владимир Щуко, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и Евгений Лансере. В то время в репертуар БДТ входили трагедии Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, драмы Виктора Гюго, пьесы Дмитрия Мережковского.

В 1929 году «театр великих слез и великого смеха», как БДТ называл Александр Блок, возглавил ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской. Под его руководством был сделан акцент на современную драматургию. В репертуаре театра появились пьесы Юрия Олеши, Николая Погодина и Льва Славина.

Источник изображения: herzenlib.ru

С началом Великой Отечественной войны БДТ был эвакуирован в Киров. Во время эвакуации труппа театра выступала не только перед жителями тыла, но и неоднократно выезжала на передовую. 11 февраля 1943 года, вскоре после снятия блокады, труппа театра вернулась в Ленинград для обслуживания госпиталей и войск Ленинградского фронта.

В 37-й день рождения театр получил нового художественного руководителя в лице Георгия Товстоногова. Получив карт-бланш от партийного руководства, новый руководитель уволил более 30 актеров, что составляло около трети труппы. Первой постановкой нового, Товстоноговского театра, стал «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо.

Источник изображения: artlib.ru

31 декабря 1957 года состоялась премьера «Идиота» с Иннокентием Смоктуновским. Актер говорил о работе над спектаклем: «Такого мучения, такой трудности я и предположить не мог». Труды актеров и режиссера были по праву вознаграждены – смотреть «Идиота» приезжали со всех концов страны, а многие театральные критики, режиссеры и актеры того времени называли спектакль Георгия Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.

В число постановок Георгия Товстоногова вошли «Варвары», «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Оптимистическая трагедия», «Дядя Ваня», «Смерть Тарелкина» и многие другие. На протяжении более чем трех десятилетий под руководством Георгия Товстоногова, БДТ являлся ведущим театром страны. Большим успехом его постановки пользовались и за рубежом – гастроли проходили почти во всех европейских странах, Аргентине, Израиле, Японии и Тайване.

Возвращаясь после репетиции спектакля «Визит старой дамы» 23 мая 1989 года, Георгий Товстоногов умер за рулем своего автомобиля. Он возглавлял БДТ 33 года. Через три года театру было присвоено его имя. Коллективом театра в ходе тайного голосования художественным руководителем был выбран народный артист СССР Кирилл Лавров, который работал под руководством Георгия Товстоногова с 1956 по 1989 годы. Он пригласил в театр талантливых режиссеров, в число которых входил Темур Чхеидзе, поставивший в 1990 году в БДТ «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. Спектакль задумывался еще Георгием Товстоноговым и стал первой официальной постановкой после его скоропостижной кончины.

Народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе встал у руля БДТ после Кирилла Лаврова, который руководил театром до конца своей жизни. Темур Чхеидзе оставался художественным руководителем БДТ до марта 2013. Сегодня театр возглавляет Андрей Могучий. В репертуаре БДТ представлены постановки произведений мировой и русской классики, а также современной драматургии.

Источник изображения: litcult.ru

В 2011 году историческое здание театра было закрыто на реставрацию. В рамках реконструкции здания планировалось установить современное оборудование и при этом сохранить его исторический облик. БДТ оборудовали сценой-трансформером, соответствующей всем запросам современных художников. Помимо сцены, которая не уступает по своему оснащению крупнейшим театрам мирового уровня, в зрительном зале появились новейшие установки для динамического света и новые современные звуковые пульты, мощные видеопроекторы.

Также отреставрированы были кабинет легендарного режиссера театра Георгия Товстоногова и гримерная Кирилла Лаврова. А также «гримерка №9», которую в свое время занимали артисты Олег Басилашвили, Сергей Юрский и Анатолий Гаричев. На потолке гримерки – автографы более 300 известных людей, в число которых входят Андрей Миронов, Эльдар Рязанов, Аркадий Райкин, Александр Солженицын и маршал Георгий Жуков.

Во время реставрации были открыты действующий камин XIX века и редкая историческая плитка 1900-х годов. Все это зрители смогут увидеть с началом нового сезона БДТ.

Источник изображения: vk.com

Открытие же основной сцены будет состоять из двух частей. Первая часть, которая состоится 26 сентября, пройдет в виде праздничной церемонии. Фасад театра задрапируют тканью, на которой будут представлены большого размера газетные статьи и рецензии на знаменитые спектакли БДТ разных лет. На один день в городе появится Большая драматическая улица (начало переулка Джамбула и Лештуков мост), по которой в сопровождении оркестра пройдет весь коллектив театра во главе с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих.

Источник изображения: ru.wikipedia.org

«БДТ. Возвращение. Часть 2» пройдет 28 сентября, в день 99-летия со дня рождения Георгия Товстоногова. Именно в этот день БДТ вновь откроет свои двери для зрителей. Впервые с 2011 года можно будет войти в обновленный зал БДТ, увидеть золоченую роспись, барочных ангелов, обнаруженных реставраторами над порталом сцены, а также новый занавес со знаменитым гербом, созданным художником Владимиром Щуко. Специально к открытию театр подготовил постановку, которую покажут всего один раз.

Легендарный руководитель театра Георгий Товстоногов в «Зеркале сцены» писал, что «современное искусство, современный театр - это театр вечно движущийся, это театр ищущий, пробующий». Возвращение в историческое здание отроет новую страницу в движении и театральных поисках легендарного БДТ, поскольку с нового сезона спектакли БДТ будут проходить на трех сценических площадках – Основной и Малой сценах, а также в Каменноостровском театре.

Известный кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова по образованию театровед. Так вышло, что у нее рано появилась возможность наблюдать жизнь знаменитого театра изнутри. Ирина Павлова поделилась с «Лентой.ру» своими воспоминаниями о Георгии Товстоногове, актерах и спектаклях БДТ.

Фото: Сергей Вдовин / Интерпресс / Global Look

: Я попала в БДТ лет в 14 и прожила с этим театром огромный кусок жизни. Товстоногов там царил безусловно. И дело было даже не в той власти, которую он имел в театре, а в том, сколько значило любое его слово для каждого, кто в БДТ работал. В театре все время разговаривали о Гоге. Даже из мимолетных разговоров было понятно, что он царь и бог. Вершитель судеб. Что распределение ролей в новом спектакле – это либо казнь, либо возведение в генеральский чин.

«Лента.ру»: Вы когда-нибудь слышали, что на него жалуются? Многие актеры потом признавались, что были обижены на него – подолгу не давал ролей.

Бывало, не давал. Но не думаю, что в этом был какой-то злой умысел. Он просто исходил из соображений производственной необходимости. Ну, например, он искал князя Мышкина, хотя варианты были - актер репетировал и, наверное, сыграл бы премьеру. Но Товстоногов увидел фильм «Солдаты» с никому не известным Иннокентием Смоктуновским и закричал: «Вот он!». В одночасье Смоктуновский стал звездой. А что стало с тем актером, который репетировал князя Мышкина? Он спился. Пропал.

С Олегом Басилашвили получилось по-другому. Он пришел в БДТ из театра им. Ленинского комсомола, вместе с его тогдашней женой Татьяной Дорониной. Она уже пришла в БДТ в ранге восходящей театральной звезды – после «Фабричной девчонки» в том же питерском Ленкоме, была приглашена сразу на главную женскую роль в спектакль «Варвары», а у него до 1965-го года, до роли Андрея Прозорова в «Трех сестрах», на сцене БДТ были только скромные эпизоды. Зато после чеховской премьеры Басилашвили «проснулся знаменитым».

Товстоногов вызвал из Киева Олега Борисова. У него была такая примета: если в труппе не хватает какой-то краски, ищи в киевском русском театре, и найдешь там своего актера – из Киевского театра в БДТ приехал Кирилл Лавров, оттуда Товстоногов «выписал» Павла Луспекаева, оттуда потом пришел и Валерий Ивченко.

Помните Олега Борисова в кино до БДТ? «Балтийское небо», «За двумя зайцами». Амплуа «характерный актер» принесло ему успех, и, возможно, останься он тогда в Киеве, так и был бы выдающимся комиком… А в БДТ его брали как трагического актера! И вот Товстоногов его «мариновал». Хотя Борисов блистательно сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте»! Но после нее – ничего, только вводы. Актер собрался уходить из театра, уже и заявление написал.

Георгий Товстоногов пожимает руку Олегу Борисову на премьере спектакля "Король Генрих IV" (1969). На фото слева направо: Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Георгий Товстоногов

В это время Товстоногов готовил спектакль «Генрих IV», главную роль репетировал хороший, интеллигентный, умный актер, у которого вообще ничего не получалось. Товстоногов его снял с роли принца Гарри, и назначил на роль молодого Олега Борисова. И все сразу же встало на места. Когда в спектакле появился этот язвительный, с неприятным дробным смешком наглый парень, и все партнеры его в спектакле зажили по-другому. Актеры ведь похожи на спички в коробке: одна загорелась – и все вспыхнули.

Однако, несмотря на «тиранию», членством в труппе Товстоногова дорожили. Сам же режиссер называл свой режим «добровольной диктатурой».

Когда Георгий Александрович пришел работать в БДТ, ему был дан карт-бланш: он мог уволить любого, невзирая на чины и регалии. Многих и уволил. Но остались в театре два «смутьяна», оба - Народные артисты. Они писали на него телеги в обком. Ему об этом сразу потихоньку сообщали. Что сделали бы в этой ситуации девяносто девять режиссеров из ста? Выперли бы обоих. Что сделал Товстоногов? Пожилой актрисе дал две роскошных роли, а на актера-доносчика поставил практически бенефисный спектакль. Настоящий режиссер дорожит хорошим актером, даже если этот актер совершает неблаговидные поступки. А если актер заблуждается, если он привык, со всеми своими орденами и медалями, чувствовать себя хозяином в театре, то ему просто нужно объяснить, кто в доме хозяин. Зачем же с ним расставаться? Где ты потом такого найдешь? И актер-кляузник сыграл у Товстоногова Эзопа. А потом, по воспоминаниям завлита Дины Морисовны Шварц, в кабинете Гоги хлопнулся на колени и просил прощения. Как повел себя Георгий Александрович? «О чем вы?! Я ничего не знаю… За что вы просите прощения?» Все он знал. Но не считал возможным это даже обсуждать, а уж извинения принимать – и подавно. Вот так складывалась его «тирания».

От него уходили. Ушло несколько очень хороших артистов. Они, конечно, не пропали, с ними ничего плохого не случилось. Но ни у одного из них в театре больше таких свершений, как с Товстоноговым, не было. А уходили они в хорошие театры к хорошим режиссерам. Доронина, Юрский, Тенякова... Достаточно сопоставить то, что было у этих актеров, и то, что стало, чтобы понять, на чем держалась товстоноговская «диктатура». Актер видит свое частное и не видит целого. Исключением из этого правила, пожалуй, был только Олег Борисов. Но и его театральная судьба, несмотря на блистательные работы у Ефремова, Додина, Хейфеца, сложилась далеко не так, как могла бы.

Говорят, он с актерами не «братался», общался как бы сквозь стенку стеклянную. А с Копеляном и Луспекаевым дружил. В чем дружба выражалась?

Это была не стенка. Дистанция. С Копеляном он общался, считал его одним из самых умных людей в Ленинграде (что было чистой правдой). Евгений Лебедев был ему родственник. Луспекаева он просто любил, видел его фантастический талант. Дом Товстоноговых был довольно закрытый, малопроницаемый. Даже если ходили к Натэлле Александровне, это была другая половина. Так что вхожих в его дом было не много. А вхожих в его голову не было никого.

Ваше отношение к Товстоногову со временем менялось?

Человеку извне всегда видно далеко не все. А часто не все видно и изнутри. Иногда мне казалось, что происходит нечто неприличное, даже гадкое! Ну, к примеру, на малой сцене БДТ режиссер Марк Розовский репетировал спектакль «Холстомер». Пьеса по толстовской новелле была написана им самим, очень яркая, оригинальная. Евгений Алексеевич Лебедев, репетировавший главную роль, бубнил, как маньяк: «Это будут новые "Мещане"!»

А «Мещане» Товстоногова - это был спектакль не просто великий, но программный. Спектакль из той категории, что делают репутацию не только режиссеру, но театру в целом. Пришел Георгий Александрович, посмотрел. И сказал: «Ну что ж, переносите на большую сцену». Стали репетировать на большой сцене, и обнаружилось: на большой сцене спектакль разваливается. Георгий Александрович делает несколько ключевых поправок, меняет акценты, и вместо авангардного спектакля буквально на глазах вдруг родилась трагедия.

Сцена из спектакля "Мещане" (1968) Слева направо: Владимир Рецептер - Петр, Кирилл Лавров - Нил, Людмила Сапожникова - Поля, Николай Трофимов - Перчихин

Фото: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

В общем, на афише режиссером-постановщиком значился уже Товстоногов. «История лошади» стала хитом сезона. Розовский, естественно, был не в восторге от происшедшего… И многие молодые критики (и я в том числе) считали всю эту историю неблаговидной. Но Розовский потом сам поставил этот спектакль в другом театре. И тогда всем все стало ясно. И мне тоже. И я перестала восклицать: «Как не стыдно – красть спектакль!»

Вообще, Товстоногов был на тот момент главным режиссером страны, нравится это кому-то или нет. При том, что одновременно с ним работали и Эфрос, и Любимов, и Ефремов.

Товстоногов на сцене БДТ создал не просто уникальный художественный мир, полный невероятных режиссерских прозрений, парадоксальных решений. Он создал фантастический мир чувств, он вырастил плеяду великих актеров. Ведь даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделенной какой-то нечеловеческой интуицией.

Только ли в актерах дело?

А как актеры-то создаются? Великие актеры создаются великими спектаклями. Не модными, не эффектными – великими. Он из любой пьесы вытаскивал нечто невероятно важное, и актеры были проводниками этого важного. Красавец Владислав Стржельчик (до Товстоногова числившийся в амплуа «актера-фрачника») играл у него древнего старика Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера так, что зал на каждом спектакле рыдал вместе с героем… А Светлана Крючкова – буквально задыхающаяся от любви Аксинья в «Тихом Доне»…

Я не видела спектакля «Пять вечеров» с Шарко, Копеляном, Лавровым и Макаровой. Я только слышала неполную аудиозапись. Но как же это все должно было быть на сцене, вживую, если от старой звукозаписи буквально сердце останавливается?

Товстоногов пришел в БДТ, и первое, что сделал (в отличие от большинства других режиссеров) – поставил коммерческий спектакль. «Шестой этаж» по пьесе Жери. На него валом повалила простая публика. Спектакль многофигурный, он занял две трети труппы. Никому не ведомые артисты стали вдруг известными. После этого он делает спектакль «Сеньор Марио пишет комедию» Альдо Николаи. Никто особо не знал этого названия. Но сам факт, что у нас поставлена итальянская пьеса, привел к тому, что все поперли в театр, как оглашенные. В театр, на спектакли которого еще совсем недавно, до прихода Товстоногова, силком никого было не загнать. Он работал с городом. Он не только спектакли делал, он еще обольщал. Он был обольститель! И вдруг – один за другим спектакли: про князя Мышкина, про семью Бессеменовых. Про легкомысленную женщину, живущую на втором этаже, к которой вся семья Бессеменовых стремится, и к которой безумно ревнует любящий и непонятый отец. Все хотят туда, к ней, где пляшут и поют, а не туда, где душно и папа все время учит. И им не жалко этого папу, а папа-то прекрасный… То же самое было с «Варварами». Спектакль получился про то, что все хотят, чтобы их любили, а сами любить не умеют… А его «Лиса и виноград» с Полицеймако в главной роли – это был какой-то потрясающий гимн свободе! Финальная фраза Эзопа «Где тут ваша пропасть для свободных людей?!» всегда сопровождалась овацией, просто ревом зала!

Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре.