Трагедия женской души в произведениях А.Н.Островского. Трагическая судьба Катерины в пьесе А

Драма Островского «Гроза» написана в 50 - 60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема - положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жишь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и каба- новых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

И от судеб защиты нет .

А.С.Пушкин

Закрыта последняя страница драмы А.Н.Островского “Гроза”. Эта величайшая пьеса прочитана и мной. До глубины души меня поразил образ главной героини - Катерины - образ сильной и решительной женщины. Ее сила в том, что она одна восстала против “темного царства”, но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу.

Катерина погибла, утопившись в Волге. Она знала, что самоубийство - большой грех, но не могла жить обманом, скрывая самые нежные и ранимые чувства человека, чувства любви. Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь, радость, доброта. Катерина бралась за работу с желанием, радостью, дела спорились в ее руках. А в свободное время она разговаривала с маменькой, ходила в церковь, занималась рукоделием или слушала странниц. Что бы она ни делала, все доставляло ей удовольствие. Но, выйдя замуж, она перешла жить в дом Кабановых, где не было даже примет старой жизни. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить и выслушивать Марфу Игнатьевну, которая учила всех уму - разуму, не давая никому воли. Здесь также ходили в церковь, слушали странниц, занимались рукоделием, но все делалось из-под неволи. И так было не только в доме Кабанихи, и нескольких домах, а во всем городе Калинове. Никто не хотел открывать глаза на правду, никто не хотел изменять своих заросших ложью и несправедливостью порядков. Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира этим городом и населявшим его обществом. Но, несмотря на то, что ее любящий муж Тихон обожал ее, он не мог, да и не пытался понять, что происходит в душе Катерины, почему она выглядит грустной, замкнутой, почему постоянно “летает” в своих мечтах. Несмотря на все что с ней происходило, она могла выплеснуть все свои эмоции Варваре, которая нравилась Катерине, она могла выслушать Катерину, помочь советом, но так же, как и муж, не могла понять до конца того, что камнем легло на сердце Катерины. И среди этих “очерствевших” людей она увидела Бориса, который полюбил ее. Борис для Катерины был “глотком свежего воздуха”. Они были очень похожи друг на друга. Их судьбы переплетались между собой. Можно было сказать, что они созданы друг для друга. И после отъезда Тихона они стали тайно встречаться. Десять дней, наполненных любовью, пониманием, они были озарением для Катерины в ее непростой жизни. С Борисом она обрела счастье, которого ей в этом городе не мог дать никто, даже муж. В Борисе Катерина увидела то, что так долго ждала и искала. Он воспринимал ее такою, какой она была, не требовал разыгрывать лживые сцены. У них был свой невидимый никем мир. Но он просуществовал недолго. Возращение мужа вернуло Катерину в реальность. И только тогда она поняла и осознала, что измена - это большой грех. И это легло тяжелым грузом на ее сердце. Осуждения, обвинения, насмешки в ее адрес, переживания за Бориса окончательно подорвали ее. Ну что же Борис?! Он даже слова не сказал в защиту столь любимой им женщины. Если бы он поддержал ее, не отдал на растерзание этим ненасытным, бездушным людям, то они вмести, и смогли бы разрушить “темное царство”. Но Катерина теперь не к кому, было, обратится за помощью, и она избрала смерть, тем самым решила избавиться от унижения, несчастья и обрести вечный покой и свободу. Но мысль о том, что самоубийство - грех, страшила ее, и она успокаивала себя: “Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила”. Прочитав пьесу до конца, задаешь вопрос: “кто же виноват в смерти Катерины?”. Я считаю, что ее погубило то самое “темное царство”, которое отказывалось понять, выслушать Катерину. Ее любовь осталась неразделимой до конца. И тогда она бросила вызов “темному царству” своей смертью, которая заставила хоть на мгновенье задуматься над тем, что произошло. Островский ярко выразил силу характера, волю, любовь к жизни, свободе в образе Катерины. В Катерине я вижу протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведений до конца, в которую бросилась бедная женщина. Из пьесы видно, что ничего светлого не может появиться в “темном царстве”, хотя Карена считала иначе, и показала этот “Луч света в темном царстве” луч надежды и любви. Благодаря этим качествам, она противостояла “темному царству” и показала истину жизни, и то, что не только в жизни существует лишь обман. Идея в своем восстании до конца против произвола и уничтожения, она отстояла свое право на жизнь, на счастье, и, наконец, то на любовь.

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 2.00 /5 (40.00%) 1 vote

Драма Островского «Гроза» написана в
50-60-х годах XIX века. Это время, когда в
России существовало крепостное право, но
уже ясно виделся приход новой силы - раз-
ночинцев-интеллигентов. В литературе по-
явилась новая тема - положение женщины в
семье и обществе.
Центральное место в драме занимает об-
раз Катерины. Взаимоотношение с осталь-
ными героями пьесы и определяет ее судьбу.
Многие события в драме происходят под
раскаты грома. С одной стороны, это природ-
ное явление, с другой - символ душевного
состояния, поэтому каждый из героев харак-
теризуется через отношение к грозе. Кате-
рина безумно боится грозы, что показывает
ее душевное смятение. Внутренняя, никому
не видимая гроза бушует и в душе самой ге-
роини.
Чтобы понять трагическую судьбу Кате-
рины, рассмотрим, что же представляет со-
бой эта девушка. Детство ее прошло в патри-
архально-домостроевское время, которое на-
ложило отпечаток на характер героини и на
ее взгляды на жизнь. Детские годы Катери-
ны были счастливыми и безоблачными. Мать
ее очень любила, по выражению Островско-
го, «души в ней не чаяла». Девушка ухажи-
вала за цветами, которых было в доме много,
вышивала «по бархату золотом», слушала
рассказы богомолок, ходила с матерью в цер-
ковь. Катерина - мечтательница, но мир ее
грез далеко не всегда соответствует действи-
тельности. Девушка и не стремится понять
действительную жизнь, она в любую минуту
может отказаться от всего, что ее не устраи-
вает, и снова окунуться в свой мир, где она
видит ангелов. Воспитание придало ее меч-
там религиозную окраску. Эта девушка, та-
кая неприметная на первый взгляд, обладает
сильной волей, гордостью и независимостью,
которые проявились уже в детстве. Еще бу-
дучи шестилетней девочкой, Катерина, оби-
девшись на что-то, убежала вечером на Вол-
гу. Это был своеобразный протест ребенка.
А позже, в разговоре с Варей, она укажет на
еще одну сторону своего характера: «Такая
уж я зародилась горячая». Ее свободная и
независимая натура раскрывается через стрем-
ление летать. «Отчего люди не летают так,
как птицы?» - эти на первый взгляд стран-
ные слова подчеркивают независимость ха-
рактера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы
в двух ракурсах. С одной стороны, это силь-
ная, гордая, независимая личность, с дру-
гой - тихая, религиозная и покорная судьбе
и родительской воле девушка. Мать Катери-
ны была убеждена, что ее дочь «будет лю-
бить всякого мужа», и, польстившись на вы-
годный брак, выдала ее замуж за Тихона
Кабанова. Катерина не любила своего буду-
щего мужа, но безропотно подчинилась воле
матери. Более того, она в силу своей религи-
озности считает, что муж дается Богом,
и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю-
бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя
не променяю». Выйдя замуж за Кабанова,
Катерина попала совсем в другой, чуждый ей
мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя
женщина, понятие греховности связывает ее.
Жестокий, замкнутый мир Калинова отгоро-
жен незримой стеной от внешнего «безу-
держно огромного» мира. Мы понимаем, по-
чему Катерина так мечтает вырваться из го-
рода и полететь над Волгой, над лугами:
«Вылетела бы в поле и летала бы с василька
на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невеже-
ственных диких и кабановых, столкнувшись
с грубой и деспотичной свекровью, инертным
мужем, в котором не видит поддержки и опо-
ры, Катерина протестует. Ее протест выли-
вается в любовь к Борису. Борис мало чем
отличается от ее мужа, разве что образован-
ностью. Он учился в Москве, в коммерческой
академии, у него шире кругозор в сравнении
с другими представителями города Калино-
ва. Ему, так же как и Катерине, трудно
ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он
такой же инертный и безвольный, как и Ти-
хон. Борис ничего не может сделать для Ка-
терины, он понимает ее трагедию, но совету-
ет ей покориться судьбе и этим самым пре-
дает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его
в том, что тот загубил ее. Но Борис только
косвенная причина. Ведь Катерина не боится
людского осуждения, она страшится гнева
Божьего. Главная трагедия происходит в ее
душе. Будучи религиозной, она понимает,
что изменить мужу - грех, но сильная сто-
рона ее натуры не может смириться со сре-
дой Кабановых. Катерина терзается страш-
ными муками совести. Она разрывается
между законным мужем и Борисом, между
праведной жизнью и падением. Она не мо-
жет себе запретить любить Бориса, но сама
себя казнит в душе, считая, что своим по-
ступком отвергает Бога. Эти страдания дово-
дят ее до того, что она, не выдержав мук со-
вести и опасаясь кары Божьей, бросается
в ноги к мужу и признается ему во всем, от-
давая свою жизнь в его руки. Душевные
муки Катерины усиливает гроза. Не зря Ди-
кой говорит, что гроза посылает наказание.
«Я и не знала, что ты так грозы боишься», -
говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бо-
яться! - отвечает Катерина. - Всякий дол-
жен бояться. Не то страшно, что-убьет тебя,
а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты
есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома
был последней каплей, переполнившей чашу
страдания Катерины. На ее признание окру-
жающие реагируют каждый по-своему. Ка-
банова предлагает зарыть ее в землю живой,
Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила от-
пущение грехов. Но осталась неспокойной
совесть, да и желаемой свободы она не обре-
ла и вновь вынуждена жить в «темном цар-
стве». Муки совести и боязнь навсегда ос-
таться среди Кабановых и превратиться в
одну из них приводят Катерину к мысли о
самоубийстве. Как же могла набожная жен-
щина решиться на самоубийство? Сносить
мучения и то зло, которое здесь, на земле,
есть, или же уйти от всего этого по своей во-
ле? Катерина доведена до отчаяния бездуш-
ным отношением к ней людей и муками сове-
сти, поэтому она отвергает возможность ос-
таться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нари-
совал новый тип самобытной, цельной, само-
отверженной русской девушки, бросившей
вызов царству диких и кабановых. Добролю-
бов справедливо назвал Катерину «светлым
лучом в темном царстве».

1. Жестокие нравы города Калинова.
2. Кабаниха и Дикой.
3. Жизнь и смерть Катерины.

Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы «Гроза» я стала задумываться о глубине трагедии, которая разворачивалась на фоне простой будничной действительности. Судьба главной героини незавидна. Катерина очень явно отличается от людей, которые ее окружают. Именно поэтому она не встречает понимания, ей тяжело и одиноко.

Один из жителей города, Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» С этим трудно спорить. Однако людей, подобных Кулигину, в городе нет. Остальные — лжецы и лицемеры. Они умело притворяются, скрывая свою истинную сущность. Общество диктует свои законы, люди боятся чужого мнения. Никто не решается быть честным перед собой и другими. «Темное царство» слишком сильно, поэтому противиться ему никто не решается. Купчиха Кабанова и купец Дикой — яркие представители той части общества, которая имеет власть и диктует правила поведения. Спорить с Кабановой или Диким никто не рискнет. Даже мысленно никто не решился бы не подчиниться им.

Кабаниха бессердечна, эгоистична и на редкость лицемерна. Под ханжеской личиной скрывается ее жестокость по отношению даже к самым близким людям. Не случайно о Кабановой говорят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова очень властолюбива. Ей важно, чтобы все относились к ней с уважением и почтительностью. На самом деле ее никто не уважает, но признать это открыто никто не хочет. Ее дети, Тихон и Варвара, давно научились притворяться, они поступают так, как от них требуется. Отношение Кабановой к Катерине заслуживает особого внимания. Свекровь придирается к каждому слову и поступку Катерины, превращая жизнь девушки в сущий кошмар.

Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.

Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.

Надо сказать, что сначала Катерина пыталась полюбить своего мужа. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Однако эта попытка оказалась безуспешной. И не, последнюю роль здесь сыграла Кабаниха. Злая старуха говорит Катерине: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешь-

Катерина очень религиозна, воспринимает грозу наказанием за совершенный свой грех. Она кается в своем преступлении. И решает, что достойна смерти. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». В этом поступке Катерины проявляется ее решительность, которая была незаметна всю жизнь. Девушка спасается от позора единственно возможным способом — уходит из жизни.

Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского План.

I. Судьбы главных героинь в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.

II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.

1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:

а) описание характера Катерины;

б) любовь Катерины;

в) суть трагедии Катерины;

г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.

2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.

3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.

III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.

Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но “Бесприданница” и “Гроза” - произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные “жертвы времени”. В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.

В первое и второе действие “Грозы” Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: “… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…”; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: “… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…” Во втором гораздо ярче проявляется порыв: “… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..”

В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: “… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Силу своего чувства она подчеркивает словами: “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете”. В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.

В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – “погибель” и что надо “бросить его, бросить далеко, в реку кинуть”, но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.

Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.

Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из “Доходного места”, если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.

Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в “Бесприданнице” Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.

Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.