Значение алчевская христина даниловна в краткой биографической энциклопедии.

(урожд. Журавлева)

Общественная деятельница, педагог, публицист, мемуаристка. Из детства вынесла мысль, что «уметь писать и читать есть нравственное наслаждение», до которого она должна «довести в жизни как можно больше людей». В 1861 г. переехала в Харьков, выйдя замуж за руководителя либерального кружка «Громада» . В 1884 г. в Петербурге выходит 1-й том грандиозного труда «Что читать народу?», в котором Алчевской принадлежит общий замысел и авторство в литературном отделе. Мемуары Алчевской «Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания», передающие атмосферу культурного движения в пореформенной России, свидетельствуют о знакомстве Алчевской с Достоевским в 1876 г.

Алчевская вспоминает: «Достоевский всегда был одним из моих любимых писателей. Его рассказы, повести и романы производили на меня глубокое впечатление. Но когда появился в свет "Дневник писателя", он вдруг сделался как-то особенно близок и дорог мне. Кроме даровитого автора художественных произведений, передо мною вырос человек с чутким сердцем, с отзывчивой душой, — человек, горячо откликавшийся на все злобы дня, и я написала ему порывистое письмо. Он ответил мне следующее: "<...> Позвольте мне поблагодарить Вас за Ваш искренний и радушный привет. Писателю всегда милее и важнее услышать доброе и ободряющее слово прямо от сочувствующего ему читателя, чем прочесть какие угодно себе похвалы в печати. Право, не знаю, чем это объяснить: тут, прямо от читателя, — как бы более правды, как бы более в самом деле. Итак, благодарю Вас..."»

10 марта 1876 г. Алчевская пишет второе письмо Достоевскому: «...Отправляя к вам свои несколько строк, я и не мечтала об ответе. Я чувствовала только непреодолимое желание высказать вам свой привет и не находила причин отказать себе в этом. При чтении 2-го № "Дневника писателя" я не без грустного раздумья остановилась на строках "Хорошо или нехорошо, что я всем угодил?". Сказать правду, я приняла это немножко на свой счет. Тем понятнее станет для вас та радость, которую доставило мне ваше письмо. Нам, провинциалам, каждый писатель представляется чем-то чуть не мифическим, недостягаемым, неслыханным и невиданным<...>. Февральский номер понравился нашему кружку еще более первого, особенно дело "Кронеберга". Что же касается лично до меня, то отдавая ему полную справедливость, я, тем не менее, остаюсь верна рассказу "Мальчик у Христа на елке" и признаю его chef d"œuvr"ом "Дневника писателя". Впрочем, и "Мужик Марей" мне очень, очень нравится...»

9 апреля 1876 г. Достоевский написал второе письмо Алчевской: «...Имея 53 года, можно легко отстать от поколения при первой небрежности. Я на днях встретил Гончарова, и на мой искренний вопрос: понимает ли он все в текущей действительности или кое-что уже перестал понимать, он мне прямо ответил, что многое уже перестал понимать. Конечно, я про себя знаю, что этот большой ум не только понимает, но и учителей научит, но в том известном смысле, в котором я спрашивал (и что он понял с ¼ слова. NB. Это между нами) он, разумеется, — не то что не понимает, а не хочет понимать. "Мне дороги мои идеалы и то, что я так излюбил в жизни, прибавил он, — я и хочу с этим провести те немного лет, которые мне остались, а штудировать этих (он указал мне на проходившую толпу на Невском проспекте) мне обременительно, потому что на них пойдет мое дорогое время"... Не знаю, понятно ли я Вам это выразил, Христина Даниловна, но меня как-то влечет еще написать что-нибудь с полным знанием дела, вот почему я, некоторое время, и буду штудировать и рядом вести "Дневник писателя", чтобы не пропадало даром множество впечатлений. Все это, конечно, идеал! Верите ли Вы, например, тому, что я еще не успел уяснить себе форму "Дневника", да и не знаю, налажу ли это когда-нибудь, так что "Дневник" хотя и два года, например, будет продолжаться, а все будет вещью неудавшеюся. Например, у меня 10—15 тем, когда сажусь писать (не меньше); но темы, которые я излюбил больше всего, я поневоле откладываю: места займут много, жару много возьмут (дело Кронеберга, например), номеру повредят, будет неразнообразно, мало статей; и вот пишешь не то, что хотел. С другой стороны, я слишком наивно думал, что это будет настоящий дневник. Настоящий дневник почти невозможен, а только показной, для публики. Я встречаю факты и выношу много впечатлений, которыми очень бываю занят, — но как об ином писать? Иногда просто невозможно. Например, вот уже три месяца, как я получаю отовсюду очень много писем, подписанных и анонимных, — все сочувственные. Иные писаны чрезвычайно любопытно и оригинально, и к тому же всех возможных существующих теперь направлений...»

19 апреля 1876 г. Алчевская направила еще одно письмо Достоевскому, а 19 мая 1876 г. приехала в Петербург, чтобы встретиться с Достоевским. 20 мая 1876 г. Достоевский навестил Алчевскую. Вот что вспоминает Алчевская: «...Передо мною стоял человек небольшого роста, худой, небрежно одетый. Я не назвала бы его стариком: ни лысины, ни седины, обычных примет старости, не замечалось; трудно было бы даже определить, сколько именно ему лет; зато, глядя на это страдальческое лицо, на впалые, небольшие, потухшие глаза, на резкие, точно имеющие каждая свою биографию, морщины, с уверенностью можно было сказать, что этот человек много думал, много страдал, много перенес. Казалось даже, что жизнь потухла в этом слабом теле. Когда мы уселись близко, vis-a-vis, и он начал говорить своим тихим, слабым голосом, я не спускала с него глаз, точно он был не человек, а статуя, на которую принято смотреть вволю. Мне думалось: "Где же именно помещается в этом человеке тот талант, тот огонь, тот психологический анализ, который поражает и охватывает душу при чтении его произведений? По каким признакам можно было бы узнать, что это именно он — Достоевский, мой кумир, творец "Преступления и наказания", "Подростка" и проч.? И в то время когда он своим слабым голосом говорил об отсутствии в нашем обществе стойких самостоятельных убеждений, о сектах, существующих в Петербурге для разъяснения будто бы Евангелия, о нелепости спиритизма и интеллигентного кружка, дошедшего до вывода, что это нечистая сила, о деле Каировой, о своей боязни отстать от века и перестать понимать молодое поколение или диаметрально противоположно разойтись с ним в некоторых вопросах и вызвать его порицание, об анонимных письмах, в которых за подписью "Нигилисты" говорится: "Правда, вы сбиваетесь в сторону, делаете промахи, погрешности против нас, но мы все-таки считаем вас нашим и не желали бы выпустить из своего лагеря", о тех ошибках и перемене взглядов на вещи, которых он не чужд до сих пор; в то время как он говорил это не только не с надменностью замечательного ума, психолога и поэта, а с какой-то необыкновенной застенчивостью, робостью и точно боязнью не выполнить данного ему жизнью поручения честно и добросовестно, мне вдруг показалось, что передо мною вовсе не человек. Таковы ли люди, — все те люди, которых знаю я? Все они так реальны, так понятны, так осязаемы, а здесь передо мною дух непонятный, невидимый, вызывающий желание поклоняться ему и молиться. И мне непреодолимо захотелось стать перед ним на колени, целовать его руки, молиться и плакать...»

25 мая 1876 г. Алчевская была у Достоевского, а 29 мая 1876 г. Достоевский известил Алчевскую, что будет у нее завтра и, действительно, 30 мая 1876 г. был у Алчевской. 1 июня 1876 г. Алчевская написала письмо жене писателя , где сообщала, что «воспоминания о нашей встрече останутся навсегда самыми дорогими в моей жизни <...>. Благодарю вас за "Дневник писателя". Прочла. Плакала над Каировой, плакала над Писаревой, плакала над Воспитательным домом — удивительно, как может один человек вмещать в себе столько теплоты и чувства, что стало бы, кажется, тысячу...»

1 июня 1876 г. Достоевский пишет последнее письмо Алчевской: «Помните о нас хорошо: повторяю Вам, мы оба, я и жена, редко кого так полюбили и оценили, как Вас, и любим Вас искренно...», а сделала приписку: «...Дорогая Христина Даниловна, если б Вы знали, какое отрадное впечатление Вы на нас произвели и как мы искренно Вас полюбили!..»

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - (1841 1920) украинский педагог просветитель. С 1862 организатор воскресных школ на Украине. Соавтор библиографических трудов Что читать народу? (3 тома, 1888 1906). Основоположник методики обучения грамоте взрослых … Большой Энциклопедический словарь

    Алчевская Христина Даниловна - Алчевская, Христина Даниловна, жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 году. Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой преподавание велось … Биографический словарь

    Алчевская, Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта; родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губернии; известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1842 1920), педагог, литератор, деятель образования. Жена А. К. Алчевского. Соавтор популярных в России пособий для воскресных школ и самообразования: «Что читать народу?» (тт. 1 3, 1884 1906) и «Книга взрослых» (тт. 1 3, 1899 1900). * * *… … Энциклопедический словарь

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - , деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием. Под влиянием просветительских идей русских демократов… … Российская педагогическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губ., известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по отзывам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алчевская Христина Даниловна - … Википедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1843 1918) педагог, заведующая воскресной школой в Харькове, деятельница народного образования, корреспондентка Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Автор ряда книг по народному образованию … Словарь литературных типов

Алчевский Алексей Кириллович, Алчевская Христина Даниловна

АЛЧЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ

(род. в 1835 г. - ум. в 1901 г.)

АЛЧЕВСКАЯ ХРИСТИНА ДАНИЛОВНА

(род. в 1841 г. - ум. в 1920 г.)

Алексей Алчевский - крупный банкир, промышленник, меценат. Христина - его жена. Основательница бесплатной женской школы, подвижница народного просвещения

… а также Иван, Дмитрий, Николай, Григорий, Анна и, наконец, младшая - Христина. Все они достойны отдельных статей. Уникальная семья, феноменальные таланты, разносторонние люди. Каждый из них оставил свой след в истории Харькова и не только его. Как верно подмечено в одной статье, название города Алчевска - это памятник не только главе славной семьи, Алексею Кирилловичу, но и всем его родственникам, трудившимся на благо народа Украины.

В центре Харькова многое напоминает о семье Алчевских. В помещении знаменитой школы Христины Даниловны находится выставочный зал Художественного музея, недавно установлен памятник Алексею Алчевскому - подарок города Алчевска к 350-летию Харькова, сохранились здания банков, которыми руководил Алексей Кириллович. Едва ли не каждый видный городской деятель - ученый, администратор, художник - так или иначе был связан с Алчевскими.

Алексей Кириллович родился в Сумах в 1835 году в семье владельца бакалейной лавки. От отца Алексей унаследовал в первую очередь предприимчивость, образование же он получил довольно слабое - окончил два класса местного училища. Развернуть активную экономическую деятельность он решил в Харькове, куда и переехал в 1860 году. Открыл он здесь скромную чайную фирму. За книги о финансах и торговле засел самостоятельно, как и просто за книги. Тяга Алчевского к знаниям была исключительно велика - недаром он через некоторое время стал активно трудиться на просветительском поприще, возглавлял местную «Громаду», спонсировал проекты своей жены Христины Даниловны.

Христина Даниловна родилась на Черниговщине в селе Борзна 14 (26) апреля 1841 года. Отец ее был учителем. Как это ни странно, но он был категорически против того, чтобы его дочь получала образование, считал это не женским делом. Так что пришлось юной Христе подслушивать под дверью, как занимаются с нанятым за гроши семинаристом ее братья. Было это уже в Курске, куда переехала семья Журавлевых (такова была девичья фамилия Христины Даниловны). Втайне от отца девушка доставала книги, журнал Герцена «Колокол», научилась разбираться в искусстве, однажды даже напечатала свои стихи в «Северной пчеле». Алексей Кириллович Алчевский брал в жены человека, возможно, более образованного, чем он сам, хотя и не имевшего об этом никаких свидетельств.

Уже через год после приезда в Харьков Христина Даниловна поступила на работу в воскресную школу учителем. Но школа практически тут же была закрыта, и Алчевской пришла в голову мысль учить бедных девушек (модисток, прислугу, фабричных работниц, жен и дочерей ремесленников) дома. Было набрано 50 учениц, которых бесплатно начали учить ряду основных предметов. Алчевская посвящала этому благому делу большую часть жизни. Постепенно она привлекла к работе ряд серьезных харьковских ученых, позже в школе (опять же бесплатно, «на энтузиазме») преподавали такие крупные представители науки, как историк Багалей и физиолог Данилевский. Но для начала Христине Даниловне пришлось преодолеть множество административных препон. Школу несколько раз пытались закрыть. В частности, под тем предлогом, что Алчевская не имеет диплома учителя. В конце концов через восемь (!) лет активной преподавательской деятельности Христине Даниловне пришлось сдать экзамен по арифметике, русскому языку, Закону Божьему, после чего от нее на некоторое время отстали, дали возможность перенести занятия из дома наставницы в помещение начального училища. А в 1896 году архитектор Бекетов выстроил то самое здание, в котором сейчас находится Художественный музей.

Количество учениц Алчевской постоянно увеличивалось (оно было доведено к концу педагогической деятельности Алчевской до пятисот), рос ее авторитет не только в Харькове, но и за его пределами. Выдающаяся просветительница в 70-х годах начала печатать статьи о народном образовании. Самым большим ее достижением на этом поприще было издание библиографического справочника «Что читать народу», о котором очень хорошо отозвались Лев Толстой, Александр Островский, Иван Франко. Сборник выдержал 17 изданий. Отдельную переписку с Христиной Алчевской вел Достоевский, который называл свою харьковскую корреспондентку человеком, который «имеет дар «одно хорошее видеть»… Кроме того, вижу, что Вы сама - из новых людей (в добром смысле слова) - деятель и хотите действовать». Первый том упомянутого сборника был отмечен наградой на Всемирной Парижской педагогической выставке. Христина Даниловна стала признанным авторитетом в области методики преподавания грамоты взрослым. Алчевская участвовала в нескольких зарубежных выставках, состояла членом многочисленных просветительских обществ. По примеру ее харьковской школы подобные заведения возникли еще в двенадцати городах России, в том числе в Москве. В 1910 году она была избрана вице-президентом Международной лиги просвещения.

Алексей Кириллович Алчевский полностью разделял убеждения жены и одобрял ее деятельность. (Собственно, на чьи деньги эта деятельность могла осуществляться?) Дела же его шли в гору по мере развития в России капиталистических отношений. Он сам и двигал их вперед. В 1868 году Алексей Алчевский основал в Харькове первый в Украине банк коммерческого кредита (Харьковский торговый банк), через три года он же создал первый во всей империи Земельный банк. Вскоре Алексей Алчевский был избран главой Харьковского биржевого комитета.

Основной задачей Земельного банка были операции с землей помещиков, которые после реформ Александра Освободителя не могли сами содержать свои огромные участки. Банк выдавал любые ссуды землевладельцам под залог недвижимости. Земли же тех, кто не мог рассчитаться с долгами, переходили к новому хозяину - им чаще всего становился опять же Алчевский. Как один из первых русских олигархов, Алексей Кириллович, конечно, не ограничивался банковской деятельностью, в аренду лучше сдавать самому себе, а на новых землях развивать прибыльное производство - так решил действовать Алчевский. В тот момент наиболее перспективным было вложение денег в быстро растущую горнодобывающую промышленность, металлургию. Все это происходило тут же под боком - в Донбассе. Алексей Кириллович путем скупки земель у помещиков, заключения договоров с крестьянами приобрел чуть ли не половину всей нынешней Луганской области. Здесь он основал Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), здесь же вело основные работы также основанное Алчевским Алексеевское горно-промышленное общество. Концентрация в своих руках производственной цепочки уголь - металл позволила Алексею Кирилловичу быстро увеличить во много раз свой капитал. (К концу XIX века, по некоторым источникам, он достигал 30 миллионов рублей.) В отличие от ряда своих коллег Алексей Алчевский отказался от государственных заказов (касавшихся, как правило, производства рельсов), а построил работу предприятий на фундаменте частного спроса. Он был категорическим противником проникновения на российский рынок и российские заводы иностранного капитала - бельгийцев, французов, англичан. Несколько раз представители зарубежных компаний делали Алчевскому заманчивые предложения по продаже контрольного пакета акций его предприятий (например, горнопромышленного общества, акции, изначально стоившие пятьсот рублей, теперь шли по две тысячи), но получали от ворот поворот.

Кроме указанных заводов, Алчевский создал объединение «Русский провиданс» в Мариуполе, на основе которого впоследствии был построен знаменитый металлургический комбинат им. Ильича. Чайную торговлю предприниматель оставил в управлении жены - «на булавки».

В Харькове, как уже было сказано, Алчевский лично участвовал в ряде просветительских проектов - создании публичной библиотеки (ныне им. Короленко), Общества распространения грамотности среди народа. Комитет этой организации в Сумах возглавил брат Алексея Николай. В Сумах же братья Алчевские открыли женскую воскресную школу, публичную библиотеку. Следует заметить, что Алчевские очень интересовались именно украинской культурой, ратовали за ее развитие. В сборнике «Что читать народу» были отдельные главы, посвященные украинским произведениям, в первую очередь Шевченко. Первый в городе памятник Кобзарю был установлен на территории усадьбы Алчевских в 1899 году. Алексей Кириллович активно работал в «Громаде» (в том числе и тогда, когда ей пришлось уйти в подполье). Сын Иван, работая в Большом театре в Москве, основал музыкально-драматическое общество «Кобзарь».

Заботились супруги и о развитии образования среди рабочих созданных Алексеем Кирилловичем предприятий. В Алексеевке Христина Даниловна открыла сельскую школу с преподаванием на украинском языке. Учителем был приглашен знаменитый писатель Борис Гринченко. Сейчас в школе создан музей Гринченко, на входе в который висит портрет Христины Даниловны Алчевской.

В Харькове под впечатлением от работ Чернышевского Христина Даниловна открыла специальную швейную мастерскую для «девушек, погибающих в нищете и разврате». К сожалению, когда мастерская перешла к другой хозяйке, она превратилась в заурядный модный магазин. В годы русско-турецкой войны Христина Даниловна работала в больнице.

К работе в харьковской школе Алчевской были привлечены и ее дети. Их у четы Алчевских было шестеро. Практически все они стали известными людьми. Иван - один из лучших российских теноров, солист Мариинского театра; Григорий - педагог-вокалист, композитор; Дмитрий - кандидат естественных наук, он остался в совете акционерного Алексеевского горно-промышленного общества и после смерти отца; Николай - театральный критик и педагог, автор украинского букваря, изданного в 1919 году; Анна - художница, вышла замуж за архитектора Бекетова. Христина Алексеевна - известная поэтесса, училась в Париже, состояла в переписке с Ольгой Кобылянской, Лесей Украинкой, Иваном Франко, лично дружила с небезызвестным харьковским адвокатом Михновским (ярым националистом, организовавшим взрыв памятника Пушкину), затем была одним из организаторов первой украинской политической партии РУП (написала для нее гимн), участвовала в митингах и стачках в 1905 году. Христина Алексеевна была не только поэтессой, но и переводчиком - осуществила перевод на украинский язык ряда романов Гюго, на французский переводила Шевченко.

Трагически закончилась жизнь главы семейства. В 1900 году в стране начался экономический кризис (в 1900–1903 годах им была поражена вся мировая экономика), все увеличивалось количество банкротов, закрывались крупнейшие заводы, товары не находили спроса. Некоторое время предприятия Алчевского продолжали работать как ни в чем не бывало - на поддержание производства и зарплат Алексей Кириллович стал использовать не доходы от продаж, а резервы Земельного банка. В конце концов банк разорился. Весной 1901 года Алчевский впервые отправился «на поклон» к императору, он просил о размещении на его заводах государственных заказов. Правительство отказало харьковскому дельцу - то ли потому, что мстило ему за предыдущие отказы, то ли под нажимом иностранного лобби. 7 мая 1901 года Алексей Кириллович погиб под поездом на Царскосельском вокзале. До сих пор обстоятельства его смерти остаются невыясненными. Версии таковы: несчастный случай, самоубийство разорившегося и отчаявшегося предпринимателя или… Акции предприятий Алчевского были скуплены французами и бельгийцами за считанные месяцы после его смерти. В то же время исследователи утверждают, что финансовое положение Алексея Кирилловича было далеко не столь плачевным, он еще располагал несколькими миллионами рублей. Ищи, кому выгодно? Впрочем, другие историки утверждают, что долг Алчевского составлял 19 миллионов рублей и без продажи предприятий выплатить его он не мог бы. Харьковский торговый банк после смерти его руководителя был закрыт, Земельный оказался в руках москвичей Рябушинских.

Так или иначе, работники ДЮМО сохранили память о своем благодетеле. В 1903 году по их просьбе станция Юрьевка была переименована в Алчевск, а вслед за станцией то же имя получил и рядом находящийся поселок. Это имя он носит и сейчас.

Христина Даниловна и после смерти мужа продолжила заниматься благотворительностью и просвещением народа. Умерла 15 августа 1920 года, всего за год до этого она прекратила работать в своей школе.

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИР) автора БСЭ Queen Christina Королева Христина 1933 - США (101 мин)? Произв. MGM (Уолтер Уэйнджер)? Реж. РУБЕН МАМУЛЯН· Сцен. Х.М. Харвуд, Салка Виртел, С.Н. Бёрмен по сюжету Салки Виртел и Маргарет Ф. Левин· Опер. Уильям Дэниэлз· Муз. Херберт Стотхарт· В ролях Грета Гарбо (Христина), Джон Гилберт (дон

ТРЕДИАКОВСКИЙ, Василий Кириллович (1703–1768), поэт, переводчик 261 Здравствуйте, женившись, дурак и дура. «Приветствие, сказанное на шутовской свадьбе» (1740; опубл. в 1849) ? Тредиаковский В. К. Избр. произв. – Л., 1963, с. 354 262 Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны

    - (1841 1920) украинский педагог просветитель. С 1862 организатор воскресных школ на Украине. Соавтор библиографических трудов Что читать народу? (3 тома, 1888 1906). Основоположник методики обучения грамоте взрослых … Большой Энциклопедический словарь

    Алчевская, Христина Даниловна, жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 году. Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой преподавание велось … Биографический словарь

    Жена харьковского негоцианта; родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губернии; известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1842 1920), педагог, литератор, деятель образования. Жена А. К. Алчевского. Соавтор популярных в России пособий для воскресных школ и самообразования: «Что читать народу?» (тт. 1 3, 1884 1906) и «Книга взрослых» (тт. 1 3, 1899 1900). * * *… … Энциклопедический словарь

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - , деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием. Под влиянием просветительских идей русских демократов… … Российская педагогическая энциклопедия

    Жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губ., известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по отзывам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1843 1918) педагог, заведующая воскресной школой в Харькове, деятельница народного образования, корреспондентка Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Автор ряда книг по народному образованию … Словарь литературных типов

Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860-х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой по её инициативе была введена система педагогических советов и педагогических дневников учащихся.

По почину Алчевской и при её деятельном сотрудничестве издан критический указатель книг для народного и детского чтения: «Что читать народу?», заключающий в себе ряд рецензий на народные книги и отзывы о них самих читателей из народа. Ей принадлежат статьи: «Огородник», рассказ («Детское Чтение», 1870), «История открытия школы в деревне Алексеевке» («Южный Край», 1881) и «Драматические произведения, как они понимаются народом» («Северный Вестник», 1887).

В 1887 году в село Алексеевка Екатеринославской губернии (сейчас Луганская область Украины) для работы в народной школе Алчевской приехали молодые супруги Гринченко: Борис Дмитриевич и Мария Николаевна.

Её сотрудником и учеником был украинский националист, террорист Николай Михновский, взорвавший в 1904 году памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Театральной площади Харькова (на том самом месте, где памятник стоит в настоящий момент).

Библиография

  • Х. Д. Алчевская. Полувековой юбилей 1862-1912. М., 1912;
  • Фридьева Н. Я. Жизнь для просвещения народа: (О деятельности Х. Д. Алчевской). М., 1963; Рус. писатели, 1800-1917