Анненков юрий павлович картины. Анненков Юрий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Анненков Юрий Павлович (1889-1974)

Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля". В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И. Е. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.

В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.

Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ.Анненков не сдал и поступил в студию Я. Ф. Ционглип-ского.

По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона - художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью ("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е).

Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство". Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской, много работал он и для театра Н.Н.Евреинова "Кривое зеркало".

Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду" (совместно с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.

В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И. Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А. А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ" в петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.

Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910-20-х гг. Он запечатлел А. М. Горького, В. Ф. Ходасевича, В. Б. Шкловского, М. А Кузмина, А А Ахматову, В. В. Хлебникова и др. Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, К. Радека и др. В них наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М. А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы "формулу" лица.

Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н. Ф. Балиевым, Б. Ф. Нижинской, М. А. Чеховым, С. М. Лифарем, оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам.

В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии "Оскар". Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И. Э. Бабеля, И. Г. Эренбурга, Ж. Кокто, М. Равеля, О. А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги "Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея".

Картины художника

Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать».

Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Юрий Павлович Анненков появился на свет 23 июля 1889 года в Петропавловске. В 1894 году семья Анненковых переезжает в Петербург. Юрий учился в 12-й Петербургской казённой гимназии, из которой был исключён за рисование политических карикатур. В 1906 он начал обучение в частной гимназии Столбцова.
В 1908 Анненков поступил на юридический факультет Петербургского университета, параллельно продолжая занятие живописью. В 1909 году начинающий художник попытался поступить в Академию Художеств, однако это ему не удаётся. Он идёт учиться в мастерскую Я.Ф. Ционглинского, а также посещает Училище технического рисования барона А.Д. Штиглица.
В 1913 году началось долгосрочное сотрудничество Анненкова с журналами «Театр и искусство» и «Сатирикон». Он создаёт множество иллюстраций, например к поэме «Двенадцать» А.А. Блока (1918). Помимо этого художник работал над оформлением спектаклей в театрах Санкт-Петербурга.



Юрий Анненков работал со многими известными режиссёрами своего времени: К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, Ф.Ф. Комиссаржевским, Н.Ф. Балиевым, Н.В. Петровым. Он дружил с Е.И. Замятиным и И.Е. Репиным.
В 1924 году после смерти В.Ленина Анненков выиграл конкурс на создание портрета вождя для изделий Гознака. Портрет Ленина, который был так же изображён на почтовых марках, художник исполнил масляными красками по наброску 1921 года.
Анненков был прекрасным портретистом, создавшим замечательные портреты А.А. Ахматовой, Ф.К. Сологуба, К.И. Чуковского, В.В. Маяковского, Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского. В 1924 году Анненков выехал в Италию и остался в Европе. Он поселился в Париже, занимался оформлением спектаклей для французских театров. Помимо этого художник проводил свои персональные выставки, а также создавал декорации и костюмы к кинофильмам.
Под псевдонимом Борис Темирязев Анненков опубликовал свои воспоминания о Горьком, Блоке, Маяковском, Ахматовой, Пастернаке

Юрий Анненков - русский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, представитель русско-французского модерна, литератор. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.

Юрий Анненков. « Дневник моих встреч»

` Мы все еще, разумеется, молоды: кому - 50, кому - 60, кому - далеко за 70. Единственный груз, который начинает нас тяготить, это - груз воспоминаний. Когда воспоминания становятся слишком обременительными, мы сбрасываем их по дороге, где придется и сколько удастся. И мы облегченно вздыхаем. Черепная коробка раскрывается для новых восприятий, видения и звуки яснеют. Однако бывают воспоминания, которые не только внешне отлагаются на поверхности нашей памяти, загромождая ее, но органически дополняют и обогащают нашу личную жизнь. Их мы не отдаем и не отбрасываем, мы только делимся ими. К таким воспоминаниям относится у меня все то, что связывало меня с людьми, которым посвящена эта книга, отнюдь не претендующая быть объективным разбором их творчества или их биографическими очерками. Здесь просто записаны мои впечатления и чувства, сохранившиеся от наших встреч, дружбы, творчества, труда, надежд, безнадежности и расставаний. Моя близорукость, или - моя дальнозоркость, моя...

Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. Выходец из нижних социальных слоев России, Алексей Максимович Пешков, переименовавший себя в Максима Горького, был «мальчиком» при магазине, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном бараке, пильщиком, грузчиком, пекарем, садовником, весовщиком и сторожем на железнодорожных станциях. Несмотря на все это и на революционные убеждения Горького, «классовое» общество и «жестокий» царский режим не помешали Горькому печатать свои произведения и прославиться в дореволюционной России и во всем мире.

«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы!
Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем...

Велемир Хлебников

«Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был по сравнению с другими поэтами странен, неотразим и патологически молчалив. Иногда, у меня — в Петербурге или в Куокалле, мы проводили длинные бессонные ночи, не произнеся ни одного слова.
Забившись в кресло, похожий на цаплю, Хлебников пристально смотрел на меня, я отвечал ему тем же. Было нечто гипнотизирующее в этом напряженном молчании и в удивительно выразительных глазах моего собеседника... Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом — об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно. Однажды, заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. — Не прерывайте меня, — произнес вслух Хлебников, не открывая глаз, — поболтаем еще немного. Пожалуйста!»

Пастернак

Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. На улицах, не зная, кто он, прохожие, в особенности — женщины, инстинктивно оглядывались на него. Никогда не забуду, как однажды Пастернак тоже оглянулся на засмотревшуюся на него девушку и показал ей язык. В порыве испуга девушка бегом скрылась за угол.
— Пожалуй, это уж слишком, — укоризненно сказал я.
— Я очень застенчив, и подобное любопытство меня смущает, — извиняющимся тоном ответил Пастернак.
Да, он был застенчив. Однако эта застенчивость не касалась ни его творчества, ни его гражданского мужества. Его биография это доказывает.

Александр Бенуа

Весной 1953 года в Париже Луврский музей устроил в своем помещении выставку произведений Александра Бенуа. Я пришел на вернисаж. Было много народу. Александр Николаевич, не вставая, сидел в кресле. Ему было уже восемьдесят три года. Я подошел и, пожимая руку, сказал:
— Замечательно! Сидеть в кресле на собственной выставке в Лувре!
Александр Николаевич, крепче сжав мою руку, еле слышно произнес, грустно улыбнувшись:
— Я предпочел бы, милый Юрий Павлович, вот так же сидеть на моей выставке в нашем петербургском Эрмитаже.
И это — несмотря на привязанность к версальским фасадам, аллеям, фонтанам.


Юрий Павлович Анненков
Родился: 11(23) июля 1889 года
Умер: 12 июля 1974 года

Биография

Юрий Павлович Анненков (лит. псевд. Б. Темирязев) родился 11(23) июля 1889 года в Петропавловске-на-Камчатке. Он сын Павла Семеновича Анненкова (? - 1920), народовольца и друга Веры Фигнер.

В 1905-1906 годах рисовал политические карикатуры для нелегального гимназического журнала, за что был исключен из казенной гимназии и перешел в частную гимназию Столбцова.

В 1907 году познакомился с Репиным (1844-1930), который стал для него самым почитаемым мастером. В 1908 году поступил на юридический факультетет Петербургского университета и одновременно вместе с М. 3. Шагалом (1887-1985) стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга (1862-1942). В 1909 году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (1858-1912), у которого учился до 1911 года. В 1911 году по совету Ционглинского поехал в Париж, занимался в частных мастерских Ф. Валлотона и М. Дени , испытал сильное влияние кубизма и футуризма. В 1913 году дебютировал в салоне "Независимых" с картинами "Вечер" и "Пейзаж" , в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству. Лето 1912 года провел в Бретани, исполнил для ученых зарисовки морских рыб и растений, часть которых была опубликована в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне.

В 1913 году вернулся в Петербург. В последующие 5 лет создал много станковых произведений. В этом же году дебютировал в качестве декоратора, оформив спектакль "Nomo sapiens" H. H. Евреинова для театра "Кривое зеркало". В дальнейшем сотрудничал во многих театрах Петрограда и Москвы. В 1916-1923 годах прославился как выдающийся портретист. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой , Замятина, В. Ф. Ходасевича, Бенуа, Горького , М. А. Кузмина, А. М. Ремизова, З. И. Гржебина, Ф. К. Сологуба, Н. Н. Евреинова, Пастернака и др. В 1920 году написал портреты Троцкого, Зиновьева и Луначарского. В 1924 году получил первую премию за портрет Ленина на всесоюзном конкурсе.

В советские годы много занимался графикой. Рисовал для сатирических журналов "Мухомор" (1922) и "Дрезина" (1923-1924); оформил приказ Реввоенсовета по случаю 5-летия Красной Армии (от 5.11.1923; единственный случай издания военного приказа при участии художника); в 1921 году исполнил обложки и иллюстрации к книгам "Зверушки " Н. Венгерова и "Искусственная жизнь " А. Беленсона , в 1923 году к "Мойдодыру " К. Чуковского (выдержала более 30 переизданий) и др. Самая известная работа в этом жанре - иллюстрации к поэме Блока "Двенадцать " (1918).

В 1921-1924 годах исполнил декорации к спектаклям "Самое главное" и "В кулисах души" Н. Евреинова, "Бунт машин" A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле "Скверный анекдот" по Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссер. В 1920 году вместе с Добужинским (1875-1957) и В. А. Щуко (1878-1939) оформил мистерию "Гимн освобожденному труду" на площади перед фондовой Биржей в Петрограде; в 1921 году поставил и оформил массовое театрализованное зрелище "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади. В 1919-1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете "Жизнь искусства".

В 1924 году выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке. Затем поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери , балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева "Летучая мышь". В последующие годы оформил для французских театров в общей сложности более 60 пьес, балетов и опер. После 1934 года много занимался кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем для 50 кинофильмов. Получил премию Американской академии киноискусства "Оскар" за костюмы к фильму "Мадам де***" (реж. М. Офюльс, 1954). В 1945-1955 годах был президентом "Синдиката техников французской кинематографии". Публиковал статьи о театре и искусстве в "Русской мысли" и "Современных записках" (под псевд. Б. Темирязев). Выпустил несколько книг воспоминаний.

За рубежом не оставлял занятий станковой живописью и графикой. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры. Для большинства работ характерна свободная игра цветовых пятен и контуров, декоративно-плоскостная манера.

Участвовал в Международной выставке художественнно-декоративного искусства в Париже (1925), выставках "Искусство книги" в Лейпциге (1927), группы "Мир искусства" в Париже (1927), "Современного русского искусства" в Филадельфии (1932) и "Современного французского искусства" в Москве (1928). Провел персональные выставки в парижских галереях Биллер (1927), Катр Шмэн (1928), Бинг (1929 и 1930), Бешер и Криллон (обе 1934) и др.

АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889, Петропавловск-Камчатский - 1974, Париж), русский график и живописец, художник театра и кино.

Сын революционера

Отец Анненкова - народоволец- в 1881 в связи с убийством Александра II был арестован. Непосредственного участия в покушении он не принимал и был приговорен к каторжным работам, затем жил на поселении в Петропавловске-Камчатском, куда приехала к нему жена и где родился будущий художник. После помилования отца (1893) семья в 1895 переехала в Петербург, и отец занял пост директора одного из крупных страховых обществ, что позволило ему купить имение в Куоккале. Отец Анненкова был знаком с В. И. Лениным, Мартовым и другими революционерами, дружил с Верой Фигнер, однако, будучи противником вооруженного переворота, отказался занять пост народного комиссара по социальному страхованию (спустя всего день обнаружил, что с его банковского счета сняты все деньги, а страховое общество ликвидировано). Правда, когда Ленин узнал о смерти Анненкова-отца (в 1920), его жене была назначена пожизненная пенсия "как вдове революционера".

Юрий Анненков, еще будучи гимназистом пятого класса, увлекался революционными идеями и активно участвовал в гимназическом революционном движении.

Увлечение живописью

В Петербурге Анненков кончил гимназию и в 1908 поступил на юридический факультет университета. Любил театр. Живописью и рисованием занимался с детства: в гимназические годы - в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица; в 1908 вместе с М. Шагалом- в школе художника С. М. Зейденберга. В 1904-17 часто встречался с Репиным благодаря соседству их дач в Куокалле, где Илья Ефимович жил в своем имении "Пенаты". По словам самого Анненкова, он "был очень близок с ним, несмотря на разницу в возрасте" и даже сделал с него несколько портретных зарисовок. В 1905 Репин, увидев портретный набросок Анненкова с писателя Е. Чирикова, сказал, погладив его по голове: "Ты будешь крепким портретистом..., если не собьешься с дороги", однако с дороги он сбился и стал театральным художником. Кстати предлагаем вам заказать заказать портрет маслом .

В 1909 занимался в частной мастерской профессора Академии художеств Я. Ф. Ционглинского и по его совету в 1911 отправился Париж, где брал уроки рисунка и живописи у художников Ф. Валлотона и М. Дени, членов группы "Наби", и где в 1913 в Салоне Независимых художников впервые выставил свои картины, близкие по стилю к кубизму.

По возвращении в 1913 в Россию сотрудничал в журналах "Театр и искусство", "Сатирикон" (1913-1916), оформлял спектакли (делал декорации и костюмы) в театрах Санкт-Петербурга (первой театральной работой было оформление спектакля "Homo Sapiens" в постановке Н. Н. Евреинова в театре "Кривое Зеркало"). Работал с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, Ф. Ф. Комиссаржевским, Н. Ф. Балиевым, Н. В. Петровым, дружил с Е. И. Замятиным.

В Советской России

Анненков встретил революцию, по его собственным словам: "как многие из нас - художников, писателей, поэтов, людей искусства, как Александр Блок, как Сергей Есенин, как Владимир Маяковский, - скорее фонетически, как стихийный порыв, как метель, как "музыку" (по словам Блока)".

В октябре 1918 Анненков отвечал за оформление советской столицы по случаю первой годовщины революции. В 1921 по заказу советской власти писал Ленина (два двухчасовых сеанса с натуры), причем Ленин, считая себя "скромным журналистом", просил себя таким и изобразить, на что Анненков возразил: "О Ленине-журналисте, простите меня, я не задумывался, а писать портрет обывателя с бородкой я считаю сейчас несвоевременным". В 1924, после смерти Ленина наряду с И. Бродским, Н. Альтманом, Н. Андреевым и другими художниками участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его. Портрет (голова Ленина), исполненный масляной краской (черной и белой) по наброску 1921 года, занимал приблизительно около квадратного метра и по стилю, по определению самого художника, был "ближе всего к кубизму", как и все его работы тех лет. Портрет был воспроизведен на почтовых марках, а также выставлен в советском павильоне на парижской Международной декоративной выставке 1925 года.

В 1920 Анненков был избран профессором Академии художеств. Создал целую галерею острохарактерных портретов писателей, художников, политических деятелей (А. А. Ахматовой, Ф. К. Сологуба, К. И. Чуковского, В. В. Маяковского, Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского). Эти портреты во многом составили славу художнику. Будучи талантливым книжным графиком, много иллюстрировал.

Его иллюстрации к поэме "Двенадцать" А. А. Блока (издание 1918) были выполнены при непосредственном участии самого поэта, который не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания. Эти иллюстрации, неразрывно связанные с блоковскими образами, стали классическими.

"Взятие Зимнего дворца"

В том же 1920 в качестве помощника главного режиссера, а также автора декораций и костюмов участвовал в постановке "Взятие Зимнего дворца" (организатор - музыкант Д. Темкин, главный режиссер - Евреинов), которой отмечалось трехлетие со дня революции. Это было самое грандиозное массовое зрелище того времени: в нем участвовало более 8 тыс. человек, оркестр в 500 человек, декорации занимали всю Дворцовую площадь (высота достигала третьего этажа Генерального штаба), в спектакле были использованы настоящие танки, пулеметы и даже крейсер "Аврора". Действие спектакля начиналось пушечным залпом в полной ночной темноте, затем освещался мост с фанфаристами и звучала симфония Гуго Варлиха, после вновь наступившей темноты и вновь вспыхнувшего света под звуки "Марсельезы" начиналась актерская игра. В какой-то момент, по замыслу Анненкова, Зимний дворец становился главным действующим лицом, где, в осветившихся окнах второго этажа, возникали силуэтные сцены сражений. После победы восставших все прожектора были сконцентрированы на красном знамени, взвившемся над дворцом. Об этом зрелище упоминается почти во всех трудах, посвященных современному театру.

Эмиграция

В 1921 вместе с Д. Штеренбергом участвовал в организации ОСТа, выставки которого были одним из последних прибежищ свободного русского искусства. В 1920-е гг. стала "разворачиваться общая драма русского искусства. Революция социальная совпала с революцией в искусстве лишь хронологически, - писал позже Анненков. - По существу же, социально-политическая революция породила в художественной области подлинную контрреволюцию: сталинско-ждановское нищенское "возвращение к классицизму", "социалистический реализм", мелко-мещанскую фотографическую эстетику, вздутую "марксо-ленинской идеологией", отсутствие мастерства и полицейский запрет всяческого новаторства". В Советской России художнику-новатору становилось душно. В 1924 он выехал в Италию на открытие Международной выставки в Венеции и на Родину не возвратился. Поселился в Париже (гонорар в размере 1000 рублей, что равнялось тогда 37 тыс. французских франков, полученный за портрет Ленина для Гознака, пригодился ему в этот период как нельзя кстати).

Оформил для французских театров более 60 драматических спектаклей, сотрудничая по-прежнему с режиссерами Комиссаржевским и Балиевым, а также с М. А. Чеховым, хореографами С. Лифарем, Дж. Баланчиным. После 1934 много работал для кинематографа. Выполнил декорации и костюмы более чем к 50 фильмам. Получил премию Американской киноакадемии "Оскар" за костюмы к фильму "Мадам де...". Автор ярких, но отнюдь не комплиментарных воспоминаний о М. Горьком, Блоке, Маяковском, Ахматовой, Б. Л. Пастернаке, Замятине и многих других (выступал под псевдонимом Борис Темирязев).

Сын политического деятеля П.С.Анненкова. С 1894 семья жила в Петербурге. Анненков был исключён из казённой гимназии за участие в выпуске нелегального гимназического журнала, окончил частную гимназию С.А.Столбцова. В 1908–1910 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В школьном возрасте занимался с домашним учителем, два-три месяца посещал ЦУТР. Учился в студии С.М.Зейденберга (1908–1909), в 1909–1911 – в студии Я.Ф.Ционглинского. Занимаясь в частных мастерских, Анненков ориентировался на русскую реалистическую живопись в духе И.Е.Репина, Ф.А.Малявина, увлекался творчеством П.А.Федотова, а также французским импрессионизмом и постимпрессионизмом.

По совету Ционглинского в мае 1911 поехал в Париж. Посещал академии Жюлиана, де ля Гранд Шомьер, Ла Палет (см.: академии парижские), студии Феликса Валлотона, Мориса Дени. Изучал графические техники и открыл для себя новейшие течения кубизма и футуризма. Общался с О.А.Цадкиным, Моисеем Кислингом, А.П.Архипенко, Амедео Модильяни, М.И.Васильевой, М.З.Шагалом, Ханой Орловой, Е.С.Кругликовой и другими художниками. Перед отъездом (весной 1913) выставил свои ранние работы (1909) в Салоне Независимых.

Ю.П. Анненков. Адам и Ева. 1913–1918. Холст, масло. 247×273. ГТГ


Ю.П. Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. Холст, масло.135×133. ГТГ


Ю.П. Анненков. Июнь. Лес. 1918. Холст, масло. 107,5×71,6. ГТГ

Вернувшись осенью 1913 в Петербург, начал карьеру профессионального художника с сотрудничества с журналами «Сатирикон», «Театр и искусство», «Весна», «Лукоморье», «Отечество», «Солнце России» (шаржи, рисунки). Иллюстрировал книги, в том числе Н.Н.Евреинова «Представление любви» (Пг., ); «Театр для себя» (Часть 2. Пг., 1916), где часть рисунков схематизирована и стилизована под детские.

С 1913 работал также в качестве сценографа в петербургских и московских театрах: «Кривое зеркало», им. В.Ф.Комиссаржевской, «Летучая мышь». Был одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене.

Постоянный посетитель «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов», активный участник летней художественной жизни в Куоккале. В ближайший круг его знакомых в 1910-е входили К.И.Чуковский, Н.Н.Евреинов, И.Е.Репин, В.В.Маяковский, В.В.Каменский, Б.К.Лившиц, Н.И.Кульбин, В.В.Хлебников, В.Э.Мейерхольд и другие. Эта жизнь отразилась в карикатурах и зарисовках в домашнем альбоме Чуковского («Чукоккала»).

Некоторые полотна этого периода скомпонованы по принципу «калейдоскопа» – они делятся на ячейки кубистскими сечениями, в каждой из ячеек развёртывается отдельный сюжет («Мечты провинциала (Боровичи)». 1912; «Адам и Ева». 1913–1918; «Июнь. Лес». 1918. Все – ГТГ). Сочетание элементов реализма и академического рисунка с приёмами авангардных течений характерно как для живописи («Портрет Е.Б.Анненковой». 1917; «Портрет М.А.Шерлинга». 1918. Оба – ГРМ), так и для графики того времени («Портрет В.Б.Шкловского». Частная коллекция; «Портрет М.А.Кузмина». ГРМ. Оба – 1919). В работах, где доминирует композиционная деконструкция и хаотичное нагромождение фигур, линий, пятен, обычно просматриваются детали предметов, а в портретах – узнаваемые черты лица («Портрет А.Лурье». 1917. ГРМ).

Незадолго до февральской революции вошёл в «Союз молодёжи» и в марте 1917, как его представитель, вступил в СДИ и активно участвовал в работе «блока левых». В июле 1917 – член-учредитель Профессионального союза художников-декораторов. В 1919–1920 преподавал в ПГСХУМ. С 1919 – член правления петроградского Дома искусств.

С конца 1910-х выработал в графике стиль, близкий ар деко. Создавал пространственные ассамбляжи, беспредметную живопись и различного рода коллажные работы. В иллюстрации также разработал свой характерный стиль, поначалу – с заметным влиянием кубофутуризма (книга собственных стихов «¼ девятого». 1918; поэма А.А.Блока «Двенадцать». Пг., 1918), а 1920-е – с элементами конструктивизма. Его иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей, а также к детским книгам (например, «Ёлка» под редакцией Чуковского и А.Н.Бенуа, 1918 и «Мойдодыр» Чуковского, 1923, более 20 переизданий) поставили Анненкова в ряд классиков этого жанра. Э.Голлербах в своей статье об Анненкове (1923) писал: «Анненков ни “левый”, ни “правый”, он может отлично сделать “левую” вещь, но неплохо сделает и “правую”. Он, в сущности, “всё может”, но не всё хочет; главное, не хочет рутины, эстетики, академизма».

В советские годы проявил себя как выдающийся портретист, создав галерею деятелей культуры (А.А.Ахматовой, М.Горького, А.А.Блока, В.Ф.Ходасевича и других), а в 1923–1924 выполнил по госзаказу ряд портретов военачальников и государственных деятелей (Л.Д.Троцкого, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева и других). В 1920-х они неоднократно воспроизводились в различных изданиях.

В начале 1920-х выставлял беспредметные полотна, дополненные пространственными элементами, ассамбляжи и крупные металлические конструкции.

В 1919 в Петрограде Анненков выступил как реформатор традиционного театра в постановке и оформлении спектакля «Первый винокур» по притче Л.Н.Толстого (Эрмитажный театр): инновациями были введение элементов цирка и мюзик-холла и активное подключение зрителей к действию, которое частично развивалось в зрительном зале. В театре «Вольная комедия» впервые оформил знаменитую впоследствии пьесу Евреинова «Самое главное» (1920). На сцене этого же театра, где Анненков заведовал художественной частью, возобновлялись в его оформлении и в новой интерпретации многие постановки «Кривого зеркала». Сотрудничал как сценограф с БДТ, создав образцы театрального конструктивизма. С начала 1920-х пропагандировал в советской периодике «театр чистого метода» и «динамические декорации», реализуя многие свои принципы на практике.

В 1920 к 1 Мая оформил (совместно с М.В.Добужинским и В.А.Щуко) массовое зрелище «Гимн освобождённому труду», а к третьей годовщине Октябрьской революции выполнил декорации и был одним из режиссёров самого грандиозного массового зрелища того периода – «Взятие Зимнего дворца» (оба – в Петрограде).

Участвовал в нескольких авангардных выставках в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (Петроград), а также в «Мире искусства» (1922), Первой русской художественной выставке (1922. Берлин) и многих других.

В июле 1924 Анненков получил разрешение выехать в Италию, где на Венецианском биеннале выставлялись его работы. С августа поселился в Париже и вошёл в контакт с художественной средой русских эмигрантов и французов. С 1930 Анненков стал невозвращенцем, хотя продолжал встречаться с приезжими из СССР. В 1931 в парижском журнале «Сатирикон» поместил множество рисунков разного жанра (под псевдонимами), в том числе галерею сатирических портретов советских политиков (И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, Н.К.Крупская и другие).

Продолжал интенсивно заниматься живописью и иллюстрацией. Сотрудничал с эмигрантскими театрами, оформлял драматические, оперные, балетные постановки и в эмигрантских антрепризах, и во французских театрах. С 1933 начал работать как художник по костюмам во французском и итальянском кинематографе, в том числе с самыми известными режиссёрами и кинозвёздами своего времени (более шестидесяти фильмов). Благодаря Анненкову в номенклатуре французской кинематографии появилась профессия «художник по костюмам».

В 1928–1959 состоялся ряд персональных выставок во Франции и США.

Литература:
  • Э.Голлербах. Юрий Анненков // Современное обозрение. 1922. Ноябрь. №2;
  • М.Бабенчиков. Анненков – график и рисовальщик // Печать и революция. 1925. Кн.4;
  • P.Courthion. Georges Annenkoff. Paris, ;
  • Е.Струтинская. Экспрессионизм в русском театрально-декорационном искусстве 1910-х годов. Сценография Ю.Анненкова // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1994;
  • И.Обухова-Зелиньская. Коллажная графика Ю.П.Анненкова // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа. М., 2005;
  • И.Обухова-Зелиньская. Юрий Анненков. Монпарнас. 1911–1913 гг. // Русское искусство. ХХ век. Исследования и публикации. Т.3. М., 2010;
  • И.Обухова-Зелиньская. Потерянные и обретённые портреты Юрия Анненкова // Россия и современный мир. Научный журнал РАН. 2012. №3.;
Сочинения:
  • ¼ девятого. Пг., 1918;
  • Портреты. Альбом. Пг., 1922;
  • Семнадцать портретов. [Комплект репродукций] Л., 1926;
  • Повесть о пустяках. Берлин, 1934;
  • Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т.1, 2. Нью-Йорк, 1966;
  • En habillant les vedettes. Paris, 1951;
  • Max Ophüls. Paris, 1962.;
Архивы:
  • ЦГИА СПб. Ф.14. (личное дело);
  • РГАЛИ. Ф.2618.;