Бенни Гудмен: биография, лучшие композиции, интересные факты, слушать. Музыкальный словарь в рассказах

Benny Goodman (30.05.1909 - 13.06.1986)

Известный в народе как «король свинга», Бенни Гудмен был больше чем просто великий кларнетист и руководитель джаз-оркестра. Гудмен создавал ансамбли, известные своей удивительной сплоченностью и интеграцией (как в музыкальном, так и в расовом плане). Он пользовался огромным общественным влиянием, поскольку принимал чернокожих музыкантов в свои джаз-банды во времена сильнейшего фанатизма и сегрегации. Гудмен делал крупные заказы величайшим композиторам своей эпохи, в том числе Беле Бартоку, Паулю Хиндемиту и Аарону Копленду, исполнял и записывал произведения Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Иоганнеса Брамса, Карла Марии фон Вебера и многих других. Его виртуозные соло стали для кларнетистов примером для подражания. Гастролируя, Бенни Гудмен познакомил со своим уникальным классическим свингом аудитории в Азии и России, подняв свою особую манеру джазового исполнения на международный уровень.


Биография:

Бенни Гудмен (полное имя Бенджамин Дэвид Гудмен) родился в семье еврейских иммигрантов из России Давида Гутмана (эмигранта из Варшавы) и Доры Резинской-Гутман (по другим данным Гризинской или Гринской, из Ковно), был восьмым из двенадцати детей. На кларнете научился играть в 10 лет. Брал частные уроки музыки. В 1925, поступив в оркестр Б. Поллака, выступал с ним в Калифорнии, Чикаго и Нью-Йорке (вместе с Гленном Миллером, Дж. Макпартлэндом, Джеком Тигарденом). В декабре 1926 впервые записался на пластинки. В 1929 участвовал в постановке мюзиклов Джорджа Гершвина в нью-йоркских театрах. В это же время начал заниматься аранжировкой и композицией.В дальнейшем развернул активную деятельность в качестве свободного художника в многочисленных театральных и танцевальных оркестрах, на радио и студиях звукозаписи, сотрудничал с джазовыми коллективами и отдельными музыкантами.В 1931 организовал театральный оркестр, участвовавший в ревю Free For All (всего состоялось 15 представлений), потом работал в мюзик-холле на Бродвее. В конце 1933 - начале 1934 по предложению продюсера и менеджера Джона Хэммонда записал крупную серию пластинок и для этой цели привлек несколько талантливых негритянских музыкантов, сделала несколько записей с Билли Холидей. В 1934 Гудмен и его брат Гарри (тоже музыкант) создали свинговый биг-бэнд, получивший спустя два года мировую известность. Именно с ним связаны кульминационный пик расцвета оркестрового свинга и титул Гудмена - "король свинга", которого он был удостоен прессой и поклонниками. В том же году гудменовский биг-бэнд принял участие в серии музыкальных радиопрограмм "Let"s Dance" ("Потанцуем"), финансировать которую взялась крупная бисквитная фирма. Название радиосериалу дала одноименная музыкальная пьеса, служившая своеобразной музыкальной заставкой оркестра Гудмена. Для широких масс слушателей она стала символом свинга. Сам термин "свинг" впервые вошел в массовый обиход в связи с этими концертами, он использовался ведущими вместо термина "джаз". Концерты давались каждую субботу и продолжались с 11 часов утра до 2-х часов ночи; 53 радиостанции транслировали их на всю страну. "Стартовым капиталом" оркестра Гудмена стали 36 готовых аранжировок, написанных Ф. Хендерсоном. Воздействие этой музыки на белую публику в изысканно-элегантной гудменовской интерпретации было ошеломляющим. Негритянские оркестры, существовавшие еще с середины 1920-х годов, не могли конкурировать (особенно в период экономического кризиса) с многочисленными коммерческими свинг-бэндами белых, и широкие массы не знали их.Записи его комбо (в которых он предоставил негритянским солистам ведущие роли) нередко признаются даже более удачными и интересными, чем биг-бэндовые образцы, с точки зрения джазовой специфики и качества свинга. Представляют интерес и его опыты использования комбо не только как самостоятельного импровизирующего ансамбля, но и в сочетании с биг-бэндовым окружением. Одним из первых Гудмен ввел в малый ансамбль вибрафон в амплуа ведущего солирующего инструмента (1936), а несколько позднее - электрогитару (1939).Гудмен стал первым джазменом, который добился успеха и в классическом музыкальном жанре. С именем Гудмена связаны и первые филармонические концерты джаза, начало которым положил знаменательный концерт в нью-йоркском Карнеги-Холле в 1938, ранние эксперименты в области свинговой стилизации музыки барокко (датой рождения барок-джаза считается 1937, когда состоялось исполнение джазовыми музыкантами Двойного концерта d-moll Баха).
Как кларнетист Гудмен оказал влияние на многих музыкантов диксиленда, свинга и модерн-джаза. Он воспитал целую плеяду "звезд", видных руководителей оркестров, аранжировщиков и композиторов. Известен и как профессиональный музыкальный педагог (с 1940-х годов - руководитель класса кларнета в институте Джульярда). В 1941 опубликовал школу игры на кларнете. Кроме того, написал книгу "The Kingdom of Swing" ("Королевство свинга", совместно с Ирвингом Колодиным, 1939). Автор многочисленных музыкальных произведений, в том числе Lullaby In Rhythm, Don"t Be That Way (с Эдгаром Сэмпсоном), Flyin" Home (с Л. Хэмптоном), Soft Winds, Air Mail Special, и др.За свою долгую 60-летнюю жизнь Гудмен получил несметные награды, охватывая почетную докторскую уровень от Йельского университета и медаль от консерватории "Пибоди".
Роль Гудмена в истории джаза трудно переоценить: он помог многим негритянским музыкантам добиться общественного признания, расширил сферу сольной импровизации в биг-бэнде, в большой мере способствовал сохранению и развитию традиций хот-джаза в рамках свингового стиля, обогащению выразительных ресурсов биг-бэнда и камерного джазового ансамбля. За свои заслуги Гудмен удостоился прозвища «король свинга» («King of Swing»).
Он умер во сне 13 июня 1986 года, после репетиции в Lincoln Center .

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А. те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс .

А в конце XIX века появились и. другие песни – песни-жалобы песни протеста. Их стали называть блюзами . В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливала гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски.

После окончания гражданской войны 1861–1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэле и блюзов – их национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз .

Основные особенности джаза – это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента.

Что такое джазовая импровизация. Отрывок из фильма "Мы из джаза"

Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание ), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор Джордж Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, использовав элементы джаза в своей опере «Порги и Бесс».

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский. Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих пор пользующемся успехом фильме «Веселые ребята».

Джаз-оркестр Леонида Утёсова в фильме "Весёлые ребята"

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз – это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется какой-то другой музыкант.

Джазовый музыкант Бенни...

Первая буква "г"

Вторая буква "у"

Третья буква "д"

Последняя бука буква "н"

Ответ на вопрос "Джазовый музыкант Бенни... ", 6 букв:
гудмен

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гудмен

Американский джазовый музыкант, кларнетист, руководитель ансамбля, композитор (1909-1986)

Американский актёр, исполнивший роль Фреда в фильме «Флинстоуны»

Американский актёр, исполнивший роль Джона Чемберса в фильме «Операция «Арго»

америк. джазовый музыкант Бенни...

Американский актёр, исполнивший роль Ховарда в фильме «Кловерфилд, 10»

Американский джазмен, прозванный «Королем Свинга»

Американский актёр, исполнивший роль Уолтера Собчака в фильме «Большой Лебовски»

Определение слова гудмен в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Гудмен - английская фамилия (пер. хороший человек). Известные носители: Гудмен, Эл (1890, Никополь, Россия - 1972) - американский дирижер и композитор. Гудмен, Элис (р. 1958) - американский поэт. Гудмен, Элисон - австралийский писатель. Гудмен, Эми (р....

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГУДМЕН (Goodman) Бенджамин Дейвид (Бенни) (1909-86) американский джазовый музыкант, кларнетист. Начал выступать в 1920-е гг. Исполнение Гудмена отличалось безукоризненной техникой, красивым звуком с характерным приятным тембром. Создал оркестр, в исполнении...

Примеры употребления слова гудмен в литературе.

Томпсона, Гудмена , Боаса, Прайса, Рикетсона, Вальтера Лемана, Баудича и Морли.

Но, разумеется, такой высоконравственный субъект, каким был Квентин Абердин, не мог попрать общественную мораль и обмануть доверие доброго друга Тома Гудмена .

Хриплым от ужаса и жестким от напряжения голосом, заглушая музыкантов Бенни Гудмена , Бобби произнес: - Беда, берегитесь, Беда, там свет, он тебя любит.

Мы приглашаем Элизу Данстон с мужем, Джоан с кавалером, Джимми и Тайгер, Аллана с девушкой, Лу и Клаудию, Ченов, Уэнделлов, Ли Бертийона с девушкой, если ты не против, Майка и Педро, Боба и Тэй Гудмен , Каппов - она указала туда, где жили Каппы, - и Дорис и Акслея Аллерт, если они придут.

Рассел Хойтон, Джон Рэймонд Джуел, Иззи Фелд, Луи Армстронг, Мач Мак-Нийл, Фредди Дженкс, Джек Тигарден, Берни и Морти Голд, Вилли Фукс, Гудмен , Бейдербекк, Джонсон, Эрл Слейгл - одним словом, все.

Родился Гудмен в Чикаго (Chicago); был он 9-м из 12 детей бедных еврейских иммигрантов из Российской империи. Когда Бенни было всего 10, отец записал его и двух его старших братьев в музыкальный кружок одной из местных синагог. Годом позже Бенни Гудмен примкнул к местной музыкальной группе; параллельно он учился играть на кларнете у известного музыканта Франца Шоэппа (Franz Schoepp). Дебютировал в профессиональном плане Гудмен в 1921-м; в 1922-м он поступил в одну из чикагских старших школ, в 1923-м стал членом музыкального профсоюза. Уже в 14 лет Бенни играл в команде легендарного Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke). В 16 лет Гудмен числился в одной из известнейших группы Чикаго, Оркестре Бена Поллака (Ben Pollack); в 1926-м Бенни удалось впервые записаться в составе группы, а в 1928-м – выпустить первую самостоятельную запись.

В конце 20-х и начале 30-х Гудмен активно выступал в Нью-Йорке (New York City); по большей части работал в этот период он с Беном Поллаком.



В 1934-м Бенни прошел прослушивание для проекта NBC "Let"s Dance"; в этой популярной трехчасовой программе играла танцевальная музыка самых разных стилей. Писал музыку для шоу Гудмен с помощью Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson); Хендерсон не остался внакладе – Гудмен к тому времени уже был талантливым предпринимателем и помочь начинающему коллеге мог многим. Официально их союз начал работать с 1932-го; увы, особой популярности добиться ему не удалось.

В конце 1937-го публицист Гудмена Уинн Натансон (Wynn Nathanson) решил привлечь к своему подопечному новую порцию внимания; по его задумке, Гудмену и его команде следовало сыграть в нью-йоркском Карнеги-Холл. Бенни мог стать первым лидером джаз-группы, выступившим на этой сцене; сначала он явно колебался по поводу этой идеи, однако произведенный анонсами фурор его переубедил.

Концерт прошел 16 января 1938-го; билеты (из расчета на 2760 мест) были распроданы за несколько недель до мероприятия, причем по цене сравнительно высокой. По сей день мероприятие это считается одним из ключевых в истории джаз-музыки в целом; после долгих лет стиль этот наконец-то был в полной мере воспринят широкой публикой.

Неожиданно полезным приобретением для команды Гудмена оказался Чарли Кристиан (Charlie Christian). Изначально к идее использования в своей команде электрической гитары Гудмен относился, мягко говоря, скептически; помимо этого, Кристиан не понравился ему еще и своим стилем. Джон Хэммонд (John Hammond) буквально заставил Гудмена дать Кристиану шанс; последовавшее 45-минутное выступление заложило основу крепкому двухгодичному сотрудничеству.

Некоторое время дела Гудмена шли отлично, однако к середине 40-х популярность больших групп начала спадать, да и свинг перестал быть столь уж популярным. Гудмен, однако, не отчаялся; он продолжал играть свинг, бибоп и кул-джаз. В бибопе, впрочем, Бенни со временем разочаровался; новым источником вдохновения для него стала классика.

25 апреля 1938-го Бенни записал одну из композиций Моцарта вместе с "Budapest Quartet"; дебют оказался успешным, и Гудмен начал развивать успех. Увы, дела его упорно отказывались налаживаться; даже идея совместной работы с самим Луи Армстронгом (Louis Armstrong) закончилась провалом – музыканты вдребезги рассорились в самом начале работы.

Лучшие дня

Панк-рок нового поколения
Посетило:32
Янина Жеймо: Советская Мэри Пикфорд