Благодарственное письмо и благодарность в чем отличие. Благодарственное письмо: что это, зачем и надо ли

В ходе переписки между официальными лицами могут составляться и отправляться благодарности и благодарственные письма. В чем особенности тех и других?

Что представляет собой благодарность?

Под благодарностью в официальной переписке понимается документ:

  1. адресуемый одним человеком другому (занимающему должность в той же компании или другой фирме) в целях выражения искренней признательности по отношению к поступку своего коллеги или партнера;
  2. адресуемый руководством организации кому-либо из сотрудников, который добился существенных успехов в работе (например, реализовал сложный проект).

Благодарность - документ, который содержит формулировки, представленные в достаточно свободной форме. Нет каких-то общепринятых норм, на которые можно ориентироваться при его составлении. Самое главное - донести до человека тот факт, что его поступок оказался кому-то приятен или полезен, а также что другой человек (коллега, партнер или руководитель) испытывает позитивные эмоции касательно действий, совершенных получателем благодарности.

Что представляет собой благодарственное письмо?

Под благодарственным письмом в деловой переписке понимается документ, который практически всегда отправляется из одной организации (например, от имени ее руководства) в другую. Адресуется благодарственное письмо непосредственно партнерской фирме или кому-либо из ее представителей.

По другой трактовке благодарственное письмо - это документ, являющийся наградой (наряду с почетной грамотой или, например, дипломом). Во многих регионах РФ такие регалии носят официальный статус - как благодарственные письма от главы субъекта, законодательного, исполнительного органа власти. Не менее распространены соответствующие награды также в муниципалитетах РФ.

Следует отметить, что и в коммерческих фирмах благодарственным письмам может быть придан официальный статус. Например, посредством издания отдельного локального нормативного акта, регламентирующего порядок вручения данных писем.

Таким образом, составление благодарственных писем нередко стандартизовано. Правила их написания могут отражаться в официальных правовых актах или локальных нормах внутри компании. Работники ведомств или частных фирм в этом случае при составлении благодарственных писем ориентируются на соответствующие правила.

Сравнение

Главное отличие благодарности от благодарственного письма заключается в том, что первый вид документа может передаваться от одних сотрудников компании другим (чаще всего от руководства - подчиненным). Второй, как правило, составляется одной организацией для другой или адресуется конкретному гражданину (если письмо является наградным документом).

Благодарность обычно составляется в свободной форме. Благодарственное письмо - часто в соответствии с официальными регламентами.

Изучив, в чем разница между благодарностью и благодарственным письмом, зафиксируем выводы в таблице.

Письма, в которых выражается благодарность, как правило, составляются в более свободной форме, чем другие разновидности писем. Ключевыми фразами такого письма являются:

  • Благодарим Вас за…;
  • Благодарим за оказанную помощь в…;
  • Выражаем Вам свою благодарность за…;
  • Позвольте Вас поблагодарить за…;
  • Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за… и т.п.

Письмо-благодарность может направляться в инициативном порядке или быть письмом-ответом, например, на поступившее приглашение, поздравление и т.д.

В сфере деловой переписки термины «письмо-благодарность» и «благодарственное письмо» являются синонимами. Вместе с тем у понятия «благодарственное письмо» есть еще одно значение. В установленных законодательством случаях благодарственные письма могут выступать в качестве наград и включаться в наградную систему, принятую отдельными органами власти и организациями. Эти письма, сохраняя свое видовое обозначение, утрачивают коммуникационную функцию и не являются инструментами информационного обмена. В данном случае по своему назначению они сходны с почетными грамотами, дипломами и другими подобными документами.

Благодарственные письма включены в наградные системы многих субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с Законом Астраханской области от 05.05.2004 № 23/2004-ОЗ «О наградах и иных знаках отличия Астраханской области» в этом регионе учреждены следующие награды:

Орден «За заслуги перед Астраханской областью»;

Звание «Благодетель Губернии»;

Почетная грамота Государственной Думы Астраханской области;

Почетная грамота Губернатора Астраханской области;

Благодарственное письмо Государственной Думы Астраханской области;

Благодарственное письмо Губернатора Астраханской области.

В соответствии с Законом Камчатской области от 07.04.1999 № 40 «Об областных наградах, премиях и стипендиях» (с изменениями от 21.02.2003, 05.05.2004) в наградную систему Камчатской области входят областные награды:

Звание «Почетный житель Камчатской области»;

Почетная грамота администрации Камчатской области;

Почетная грамота Совета народных депутатов Камчатской области;

Благодарственное письмо Совета народных депутатов Камчатской области;

Благодарственное письмо администрации Камчатской области.

Органы местного самоуправления широко используют такую награду, как благодарственное письмо. Так, в Положении о награждении грамотой и Благодарственным письмом Главы Рыбинского муниципального округа (утверждено постановлением Главы Рыбинского муниципального округа Ярославской области от 05.05.2004 № 912) указано: «Награждение грамотой и благодарственным письмом является высшей формой поощрения, осуществляемой от имени Главы Рыбинского муниципального округа».

Коммерческие структуры также активно используют благодарственные письма как форму поощрения своих деловых партнеров и работников. Например, компания «Якутскэнерго» после завершения отопительного сезона 2003-2004 гг. пригласила для вручения благодарственных писем руководителей организаций, своевременно рассчитавшихся за тепло- и электроэнергию.

Положения о благодарственных письмах утверждаются организациями, учреждающими эту награду. Например, Положение о Благодарственном письме Совета народных депутатов Камчатской области утверждается постановлением Совета народных депутатов Камчатской области, Положение о Благодарственном письме администрации Камчатской области утверждается постановлением Губернатора Камчатской области.

В положениях о благодарственных письмах устанавливается статус этой награды, определяется порядок представления к ней и процедура ее вручения, дается описание благодарственного письма и приводится его форма, а также формы других документов (ходатайства о награждении, протокола вручения письма).

В положениях о благодарственных письмах дается описание достижений, за которые вручается эта награда. Так, в Положении, утвержденном указом Главы Администрации Смоленской области от 09.04.2004 № 2, указывается, что Благодарственное письмо Губернатора Смоленской области является формой поощрения за активную трудовую и общественную деятельность, значительный личный вклад в развитие экономики, производства, строительства, науки, техники, культуры, искусства, воспитания и образования, здравоохранения, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, направленной на достижение экономического, социального и культурного благополучия Смоленской области. Благодарственного письма могут быть удостоены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Смоленской области, а также, в исключительных случаях, граждане Российской Федерации, не проживающие на территории Смоленской области, иностранные граждане и лица без гражданства. Награждение Благодарственным письмом может приурочиваться к юбилейной дате представляемого к награждению гражданина.

В некоторых положениях о благодарственных письмах конкретизируется понятие «юбилейная дата». Например, в соответствии с Положением о Благодарственном письме Мэра Великого Новгорода (утверждено решением Думы Великого Новгорода от 24.04.2003 № 543) благодарственное письмо может вручаться в связи со следующими юбилейными датами:

для организаций и общественных объединений - 10 лет и далее каждые 10 лет;

для граждан:

Награждение благодарственным письмом может предполагать издание распорядительного документа. Например, награждение Благодарственным письмом Государственной Думы Астраханской области осуществляется постановлением Государственной Думы Астраханской области. Награждение Благодарственным письмом Губернатора Астраханской области осуществляется постановлением Губернатора Астраханской области.

Вручение благодарственного письма производится в торжественной обстановке. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 22.11.2001 № УП-592 Благодарственное письмо Президента Республики Башкортостан вручается в торжественной обстановке лично гражданину либо руководителю предприятия, учреждения, организации Президентом Республики Башкортостан.

В нормативных актах, определяющих статус благодарственного письма, как правило, дается описание этой награды.

Примеры оформления благодарственных писем

Директору Института русского

языка им. А.С. Пушкина

акад. П.И. Денисову

Уважаемый Петр Ильич!

В октябре этого года в вашем институте проходил научно-практический семинар «Современные проблемы риторики», в котором приняли активное участие и преподаватели нашего института.

Семинар прошел на высоком научном уровне, привлек широкий круг участников из научных учреждений и вузов страны. Участники семинара смогли ознакомиться с современными достижениями в области риторики, рассмотреть проблемы риторического образования и подготовки кадров преподавателей риторики, ознакомиться с новой научной литературой по данной проблематике.

Благодарим коллектив Института русского языка им. А.С. Пушкина за прекрасную организацию и проведение научно-практического семинара и за огромный труд по пропаганде риторических знаний.

Желаем вам творческих успехов и надеемся на плодотворное сотрудничество.

С уважением,

Директор института,

д.и.н., профессор А.И. Мурашов

Руководителям

Центров компетенции

по решению «Проблемы 2000»

в Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

В ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года был успешно преодолен один из основных критических временных рубежей, связанных с «Проблемой 2000». По данным Центрального оперативного штаба по контролю и управлению обстановкой в критический период перехода компьютерных и информационных систем в 2000-й год, сбоев или отказов в основных народно-хозяйственных комплексах, сферах производственной деятельности не произошло.

Это позволяет сделать вывод об эффективности проведенной в нашей стране работы по подготовке компьютерных систем к встрече 2000-го года. Важная роль в выполнении этой работы принадлежит Центрам компетенции по решению «Проблемы 2000» в Российской Федерации, которые оказывали владельцам систем своевременную и необходимую научно-техническую и методическую помощь в решении данной проблемы.

Вместе с тем состоявшееся успешное прохождение систем через указанный временной рубеж - это преодоление только одного из критических моментов, связанных с «Проблемой 2000». Поэтому, в целях обеспечения готовности компьютерных и информационных систем к встрече новых критических временных рубежей, работы по решению этой проблемы, включая ее постоянный мониторинг, должны быть продолжены. Это в полной мере относится и к Центрам компетенции как одной из важнейших составляющих инфраструктуры, необходимой для окончательного решения «Проблемы 2000».

В связи с успешным преодолением «Проблемы 2000» на критическом рубеже вхождения в 2000-й год Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выражает руководителям и коллективам всех Центров компетенции признательность и благодарность за ответственное отношение к порученному делу и высокий профессионализм в работе.

Министр Российской Федерации

по связи и информатизации Л.Д. Рейман

Благодарственное письмо является прекрасным инструментом для построения крепких и лояльных отношений. Рассмотрим – какие бывают благодарственные бланки, как они составляются и за что их пишут.

Что такое благодарственное письмо

Благодарственный бланк относится к деловому документу, включающему выражение благодарности конкретному лицу или фирме по какой-либо причине. Благодарность может выражаться за профессиональное выполнение задания, за качество выполненных услуг и т.д. Благодарность может оказаться самостоятельным письмом либо оказаться ответом на какую-нибудь инициативу (за приглашение, поздравление и т.д.).

Как написать письмо благодарность

Особых требований к оформлению благодарственного бланка нет – допускается составление такого документа в свободном стиле. Тем не менее, письмо считается деловым документом, поэтому установлены определенные рекомендации к его структуре:

  1. Шапка бланка размещается в верху, справа. Она заполняется только при необходимости. Здесь отображаются данные о лице или фирмы, к которым обращаются с благодарностью:
    • Наименование
    • должность
    • Ф.И.О. человека.
    • Конкретное обращение.
  1. Основной раздел документа отображает выражение благодарности. Как правило, начинается обращение с шаблонных слов («Разрешите изложить свою признательность…», «Мы признательны вам за…», «Выражаем благодарность…» и т.п.).
  2. Подпись . Внизу слева пишется Ф.И.О и должность человека, выразившегося благодарность, и документ подписывается.

Инструкция по написанию благодарственного письма

Формат написания благодарственного письма обладает четкой последовательностью. Выполняя его, вам удастся обеспечить сохранение структуры и логики обращения, и понятно отобразить свою благодарность адресату. Объем документа должен быть на половине листа А4.

  1. Если документ адресован сотруднику предприятия, то желательно применять фразы «Уважаемый (-ая)…», что подчеркивает уважительное отношение к собеседнику. Желательно не употреблять казенные фразы «Господин…» или «Дорогой (-ая)…». Они смотрятся неестественно и разрушают официальный стиль документа. Использование фразы «Дорогой (-ая)…» возможно только тогда, когда у вас личные отношения с адресатом.
  2. При выражении благодарности к своему коллективу, можно обратится с фразой «Уважаемые коллеги!» В содержании документа нужно уточнить, кому конкретно выражается благодарность.
  3. Нужно указать человека, ставшего инициатором, то есть кто благодарит и кому выражается благодарность. Благодарственный бланк можно отправлять от фирмы, группы людей или личности. Например:
    • «ООО “Светлый путь” выражает признательность»
    • «Руководство предприятия „Рога и копыта“…»
    • «От имени сотрудников „Стройгидравлика“ и от себя лично примите признательность»
  1. Если вы пишете письмо партнёрам или сотрудникам, то можно применить фразы с указанием, кому отправлен документ: «Мы хотим выразить искреннюю благодарность сотрудникам Вашего завода», «Компания „ Стройгидравлика“ благодарит Ваш коллектив». При обращении к сотрудникам желательно отметить несколько лиц (не больше 5-7 человек). К примеру, «Уважаемые коллеги! Я, как руководитель, хочу выразить искреннюю благодарность сотрудникам…». При большом коллективе подразделения можно просто отметить руководителя отдела.
  2. Всегда нужно указывать, за что выражается благодарность. Необходимо избегать расплывчатых фраз типа: «Уважаемая…! Организация благодарит вас за все, за Ваше доброе отношение…». Такая формулировка неправильная. Правильно написанная признательность будет выглядеть так: «Уважаемый…! Коллектив предприятия выражает Вам признательность за оказанное содействие в установке партнерских отношений и т.д….»
  3. Благодарность нужно конкретизировать и детализировать, отмечая моменты, которые удачно получились у получателя бланка. Именно такая формулировка делает данное письмо индивидуальным.
  4. При этом, нельзя прибегать к откровенной лести типа: «Не имеет себе равных…», «бесподобен…» и т.д. Как, указывалось ранее, нужно отметить конкретно, за что получатель получил благодарность.
  5. Неплохо будет, если пожелаете успехов получателю в будущем.
  6. К последнему этапу составления бланка нужно отнести проверку на предмет ошибок и корректировку написанного содержания документа.

Благодарственный бланк вручается за прекрасно сделанную работу, оказанное содействие, поддержку, за финансовое спонсорство и т.д.

за работу

Благодарственное письмо за работу обязан выразить непосредственный начальник работника или коллектива. В тексте пишется послание, как к одному работнику, так и к общему коллективу фирмы. Признательность, обычно отображается в том случае, если задание было выполнено вовремя или досрочно. Если сотрудники предприятия долго работали над каким-то проектом, в результате чего предприятие заработало солидную прибыль, то благодарность окажется хорошим моральным подспорьем.

Ориентировочное содержание:

«Уважаемый (назвать по имени, отчеству или название фирмы)! Используя момент, хотел бы выразить благодарность сотрудникам фирмы (наименование) за оказанное содействие, отличное качество, оперативную работу и помощь в устранении возникших проблем. Надеюсь на дальнейшую продолжительную совместную работу. С уважением, (Ф.И.О.)».

Образец бланка

  • За их вклад:

Не редко предприятия благодарят своих спонсоров за содействие, поддержку, вклад. Заполнение бланка аналогично предыдущим образцам:

Уважаемый (И.О.)! Руководство [название компании] благодарит за оказанный вклад в организацию конкурса песен и плясок. Успешная реализация данного проекта не состоялась бы без Вашей активной помощи. Желаем Вам здоровья, перспективных проектов и дальнейшего развития фирмы. С уважением, (Ф.И.О).

Образец письма

Данный вид благодарственного документа весьма распространен. Он отправляется как сотрудникам компании, так и деловым партнерам. Такое письмо вручается на официальном уровне.

Ориентировочное содержание следующее:

Уважаемый (назвать по имени, отчеству)! Мы глубоко ценим совместное сотрудничество с Вашим предприятием. Мы прекрасно признаем, что высокими достижениями обязаны успешной деятельности Вашего предприятия. Желаем Вам и Вашему предприятию успехов и процветания! С уважением (Ф.И.О. руководителя).

Образец письма

Благодарность организации

Бланк с благодарностью организации, как правило, является официальным документом, с содержанием добрых слов в адрес организации за выполненный проект, за содействие в мероприятии, за другую работу. В данном разделе предлагаются некоторые образцы заполнения такого документа.

Такие письма-благодарности обладают следующей структурой :

  • В правом верху бланка заполняется адресат.
  • Затем пишется обращение от организации, желающей выразить благодарность.
  • Заполняемый текст не должен быть официальным. Текст обращения пишется в произвольном стиле с выражением признательности.
  • Бланк подписывается должностным лицом, выражающего благодарность с указанием должности.



Благодарность сотруднику – Как правильно написать

Любой труд обязан вознаграждаться – это аксиома. Поэтому различные достижения работников необходимо вознаграждать, стимулируя его к еще большим достижениям в процессе их совместного труда. Трудовым законодательством РФ прописаны разные виды поощрений. Так, статья №191 гласит, что признательность руководителя к отдельным сотрудникам способна выражаться в виде награждения ценными подарками, премиями или в виде морального поощрения. К моральному поощрению можно отнести благодарственный бланк.

В данном разделе попробуем описать тонкости заполнения такого бланка.

Как правило, благодарственный бланк передовику вручается в честь какого-нибудь известного события. Благодарность работнику за своевременное выполнение работы оформляется от имени руководства. Чаще, награждение таким письмом осуществляется на торжественном собрании перед всеми сотрудниками.

  1. Документ составляется на фирменном бланке предприятия. Можно составить документ на специализированном бланке, приобретенном в магазине или в типографском учреждении.
  2. Письмо оформляется в деловом стиле. При оформлении предлагается выполнять следующее:
    • Применять официальный, деловой стиль оформления
    • Обращение к сотруднику осуществляется по имени и отчеству: «Уважаемый(ая)…»
    • Нельзя применять фамильярные, просторечивые фразы
    • В тексте необходимо отразить повод для награждения
  3. Содержание текста должно отображать заслуги сотрудника, его положительные характеристики, значимые для компании.
  4. В конце текста необходимо пожелать успешной карьеры и надежд на продолжение совместной деятельности.

Благодарность сотруднику образец

Благодарность клиенту

При занятии бизнесом, немаловажным моментом является укрепление взаимоотношений с клиентом таким образом, чтобы они снова и снова воспользовались вашими услугами. И здесь большую роль играет благодарственное письмо. Данный документ должен обладать индивидуальностью и придерживаться следующих правил:

  • При оформлении документа, в приветствии нужно правильно написать имя клиента.
  • Оговорить причину благодарственного документа.
  • Обращение должно быть искренним. Можно привести выдержки из разговора с клиентом, чтобы он уяснил, что его не забыли.
  • Приложить сопутствующие вопросы по улучшению сервиса.
  • Выразить надежду, что клиент доволен обслуживанием, и отметить готовность отозваться на его вопросы и рекомендации.
  • Задать вопрос, нужны ли дополнительные услуги, для повышения его удовлетворенности.
  • Записать наименование своей фирмы, логотип и брендовые знаки. Лучше заполнять на фирменном бланке, где эти символы существуют.
  • При отправке благодарственного бланка по E-mail, имя и логотип фирмы надо размещать под подписью отправителя.
  • В заключении надо выразить надежду на продолжение сотрудничества с клиентом.
  • Письмо нужно заверять от руки лично.

Известно, что труд человека должен поощряться вознаграждением: финансовым, морально-идеологическими или другим. Работников с выдающимися трудовыми заслугами в первую очередь необходимо вознаграждать. В статье 191 Трудового кодекса РФ, регулирующем, взаимоотношения работодателя и работника, говорится: работодатель в праве объявлять благодарность работнику за особый вклад в работу организации, выражаться она может в виде ценных подарков/призов, премии или нематериальных ценностях: почетная грамота и звание «Лучший работник месяца, квартала, года».

Зачем нужно благодарственное письмо?

В России практика писать такие письма и вручать их работникам в качестве поощрения и выделения их среди коллег только начинает входить в моду. По статистике, 7 из 10 руководителей крупного и малого бизнеса будут удивлены , если их консультант посоветует рассылать подобные письма организациям, которые привозят им воду, обеспечивают работу техники, обучают персонал, и другие, а также писать и вручать их работникам компании во время проведения мероприятий. Так для чего же это нужно?

  • Во-первых, чтобы показать ценность отдельной персоны, работающей в вашей организации.
  • Во-вторых, применение этого приема сэкономит часть денег, заменит процедуру выдачи премии , если в компании финансовые трудности.
  • В-третьих, если вы выразите признательность работающему в дальнем углу офиса менеджеру, или представителю незаметного бумажного фронта, это покажет директора фирмы с хорошей стороны, что он знает о существовании этих людей и дорожит их вкладом в работу.
  • В-четвертых, это будет прекрасной мотивацией , но об этом мы расскажем в другой части статьи.

Вы партнер десятка компаний на рынке? Напишите, что совместная работа оказывает благоприятное влияние на ход дел, способствует росту прибыли или увеличении потока клиента. Отправьте печатный вариант по почте или курьером, напишите и пошлите по электронной почте, или же передайте лично.

Такой способ выстраивания отношений с партнерами выделит вас среди ваших конкурентов, а также всегда будут готовы пойти вам на встречу, а может быть смогут предоставить специальную скидку.

Определенно, это повысит имидж компании на рынке.

Что лучше грамота или благодарственное письмо

В каждой организации имеются принципы работы, отдыха, а также поощрения. Помимо финансовых или материальных видов наград, присутствуют морального характера, выделяющие заслуги определенного специалиста или отдела. Благодарственное письмо и грамота — вид нематериального признания профессионализма. Мероприятие вручения носит позитивный характер для обеих сторон. Однако в преддверии данного события менеджерам предстоит выбрать: какую из бумаг необходимо подготовить и вручить определенному человеку за труды.

Рассмотрим подробнее, какую и за что дают?

Грамота — письменный акт официального характера, удостоверяющий правовые отношения двух сторон .

Проще говоря, данный документ подтверждает оценку успехов в учебе, деле. Родиной грамоты явилась Византийская империя, но называли так важные документы вроде посланий и указов. В 10 веке на Руси «грамота» означала деловое письмо. Первые материалами для написания — береста и пергамент.

Популярность грамот выросла в советское время. Грамоты служили знаком отличия и высоких достижений творческой и трудовой сфере. Получали их школьники, работники заводов.

Благодарность — официальная форма признания ценности трудов человека . Используется награда для поощрения за успешно выполненное поручение или работу, определенные достижения и др. Содержательная часть документа имеет произвольную форму изложения поощрения за заслуги или достигнутые результаты. Внутри компаний принято оформлять на бланке с фирменным дизайном.

В чем же похожи эти два документа?

  • Оба являются официальными бумагами.
  • Оба оформляются на бланке организации с фирменным знаком.
  • Содержат письменное подтверждение и признание результатов определенного человека или группы людей.
  • Оба носят односторонний характер и не предполагают обмена информацией.
  • Как один, так и другим документом награждаются лично работники, отделы или же вся организация.

При всех вышеперечисленных сходствах, эти документы совершенно разные. В каких случаях вручается грамота, а в каких благодарственное письмо? Основные отличия двух документов:

Грамота вручается в следующих случаях:

  • Победа в спортивных соревнованиях;
  • Успехи в учебе;
  • Успеваемость по всем предметам;
  • Качественно выполненную работу;
  • Профессиональные навыки;
  • Педагогически показатели в работе с учениками.
    • Благодарственное письмо вручается за:
  • Участие в подготовке мероприятий;
  • Добросовестный подход к работе;
  • Честное выполнение условий контракта;
  • Взаимовыгодное партнерство/сотрудничество;
  • Бескорыстное предоставление оборудования;
  • Личный вклад в деятельность;
  • Успехи воспитания детей.

Правила написания и примеры

Грамота и благодарность пишутся на специальном фирменном бланке конкретной организации, если такого нет — покупается универсальный в канцелярском магазине, или заказывается в типографии для создания оригинального дизайна к определенному мероприятию или дате.

Стиль письма зависит от повода и от вида благодарности. Оформление выбирается по желанию. Рассмотрим на примере оформления «шапки». Первый вариант: указывается ФИО человека, которому будет совершаться вручение и от кого (руководитель, директор). Вариант второй: отставить шапку незаполненной, ниже основного текста написать ФИО составителя, должность, поставить подпись и заверить печатью фирмы.

  • При написании использовать официально-деловой стиль;
  • Обращение к почетному сотруднику исключительно имя-отчество, начинать со слова: Уважаемый(ая). Использование фамильярности и просторечия строго запрещены;
  • Обязательно в тексте упоминание или несколько, если заслуг больше одной, повода для награждения;
  • Писать текст, ориентируясь на личностные характеристики человека, заслуги перед компанией, качеств, отражающихся позитивно на работе. Приветствуется оригинальность, постарайтесь избежать использования банальных слов и «заезженных фраз», повторяемых каждый раз снова и снова;
  • Концовка текста обязательно содержит пожелания успешного продолжения труда, и надежд на дальнейшее благотворное сотрудничество или партнерство.

Занесения благодарности в трудовую книжку

Трудовой кодекс предполагает благодарности работникам за успешное выполнение трудовых обязанностей и занесение их в трудовую книжку.

Существует специальный порядок действий для того, чтобы зафиксировать в трудовой книжке благодарность. Для этого необходимо подавать ходатайство перед подписанием приказа . Пишется ходатайство в свободной форме, но следующие данные обязательны:

  • ФИО сотрудника.
  • Занимаемая должность.
  • Наименование компании.
  • Основания для получения поощрения (достижения, награды).

К ходатайству прилагаются документы для подтверждения достижений и заслуг, и прошлые награды.

После одобрения ходатайства, руководство готовит и подписывает приказ. Формы приказа №Т-11 и 11а.

Пример текста приказа 1:

Приказом № 324 от 11.01.2017 года сотрудник Петров Василий Иванович в связи с (перечисление достижений и заслуг, в связи с которыми решено поощрить работника) награжден (форма поощрения ).

Пример текста приказа 2:

Приказом № 324 от 11.01.2017 года сотрудник Петров Василий Иванович принят на должность (перечисление достижений и заслуг, в связи с которыми решено повысить в должности работника).

После этого может быть внесена запись. Трудовые книжки заполняются по правилам, установленным Минтруда РФ от 10 октября 2003 №69.

Влияние благодарности на мотивацию

Как писалось выше, после распада СССР, руководители в России забыты такие способы мотивации сотрудников, как благодарственные письма. Но вспомните, как это работало в прошлом веке. Люди трудились, и отделами соревновались за нематериальные поощрения, перевыполняя в разы установленные планы.

Обычная благодарность даст понять сотруднику, что руководитель видит и ценит его работу, а это очень важно. Многие увольняются лишь потому, что не получили похвалу вовремя.

Также, зная, что руководитель внимательно относится к выполнению задач и к рутинной работе, будет меньше ошибок у работников. Люди будут стараться выполнить больше, чем всегда.

Заметьте, что словесная благодарность и поощрение дает свои плоды, а письменные, во время проведения серьезных мероприятий простимулируют сотрудников для новых достижений на благо компании.

Сотрудник хорошо поработал и заслужил благодарственное письмо, запись в трудовую книжку. Образец такой поощрительной отметки в трудовой не имеет жёсткого шаблона. Подобная запись – не всегда пустая формальность, а может быть реальным отражением заслуг и искренним выражением заработанной благодарности. Выясним, как правильно делать записи о вынесенных сотрудникам благодарностях и каких ошибок следует избегать при этом.

Какие благодарности заносятся в трудовую книжку

При оформлении записи важно понимать:

  1. за что именно отмечен сотрудник;
  2. каковы причины, побудившие начальство поощрить его.

Обычно выделяют следующие поводы для признательности за труд:

  • значительное повышение производительности труда;
  • успешное участие в ответственных мероприятиях;
  • продуктивная работа над крупным проектом;
  • внесение инновационных предложений;
  • улучшение качества и организации трудовой деятельности;
  • наставничество, обучение молодых специалистов.

Правильное оформление

В первую очередь, сотруднику отдела кадров следует обратить внимание на то, что благодарность в трудовой книжке должна быть оформлена с соблюдением норм и правил, принятых в делопроизводстве. Касающихся как собственно порядка внесения записей, так и специфики канцелярского лексикона. Трудовая книжка – это официальный документ сотрудника. Соответственно, при внесении в неё отметок и записей необходимо учитывать существующие нормативы.

Каким должен быть формат занесения благодарности в трудовую книжку? Образец может быть следующим. Как правило, запись в трудовой сопровождают названием и датой соответствующего приказа. Также приводят причину награждения и его форму. Например:

Отметим, что при оформлении записи следует учитывать конкретные достижения сотрудника.

Кроме того, благодарность заносится в трудовую книжку и тогда, когда сотрудник за свои достижения параллельно был повышен в должности. Запись выглядит следующим образом:

Разумеется, сотрудник отдела кадров при составлении благодарственной формулировки ограничен рамками официального языка. Но при желании он может подобрать слова, которые и в официальном документе будут выглядеть искренне и тепло. Напомним, что при внесении благодарности в трудовую книжку образец подобной записи не имеет жестких ограничений со стороны закона.

Правила заполнения трудовых книжек приняты постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Последнее изменение заключается в том, что с 27 ноября 2016 года окончательно отменена обязанность проставлять на бланке книжки печать (если ее вообще нет).

Не исключено, что работнику отдела кадров стоит обсудить текст благодарственной записи с начальником, подписавшим приказ о поощрении сотрудника. Так нужно, чтобы отмеченный руководством работник получил запись, способную воодушевить его на дальнейшие достижения. Это может сыграть значительную роль в деле мотивации сотрудников.

Отдельный раздел

Если необходимо объявить благодарность с занесением в трудовую книжку , то учтите, что с 2003 года в этом бланке появился отдельный раздел. Кром того, при внесении сведений о поощрении обязательно пишут его причину. Указывают также и данные о награждениях, присвоении почётных званий.

В пункте «Сведения о поощрениях (награждениях)» указывают:

  • наименование предприятия (полное и сокращенное);
  • номер записи;
  • дата награждения;
  • формулировка заслуг;
  • реквизиты распоряжения, согласно которому сотрудник награждён (обязательно – дата и номер).

Тонкости терминологии

Заметим, что объявление благодарности с занесением в трудовую книжку – не единственный вариант поощрения, связанного с благодарностью. Следует учитывать и то, что существует практика объявления благодарности без внесения сведений о ней в трудовую книжку.

Сотрудник имеет право требовать от работодателя внесения сведений о своих достижениях в этот официальный документ, поэтому спорные вопросы лучше обсуждать заранее. Поэтому работник, отмеченный руководством за свои заслуги, всегда может поинтересоваться, заносится ли благодарность в трудовую книжку .

Следует отметить разницу между понятиями «награждение» и «поощрение» (см. таблицу).

Понимание различий между этими терминами позволяет кадровику помочь сотрудникам сориентироваться во всех тонкостях. И что важно для сохранения здорового психологического климата в коллективе – избежать возможных разочарований, связанных с неверным пониманием этой специфической терминологии.

Что даёт благодарность в трудовой книжке

Отметка о том, что сотрудник был отмечен руководством за свои достижения, в итоге может повлиять на карьерный рост, размер пенсии. А при смене места работы подобные записи порой играют решающую роль, если руководство выбирает будущего работника из числа нескольких кандидатур.

Кроме того, заслуживает внимания и психологический фактор. Мотивация сотрудников – одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями. Работник, отмеченный благодарностью начальства, стремится и далее повышать производительность труда и улучшать результаты своей работы. Дух конкуренции побуждает его коллег работать лучше, чтобы так же получить заслуженное поощрение и быть отмеченными за свои успехи.