Цель создания мини музея матрешки. Проект мини-музей "русская матрешка"

Введение

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

В группе раннего возраста воспитателями Заминева В.П. и Хажеева А.А. создан мини-музей «Русская матрешка». Экспонатами стали разнообразные игрушки, игрушки – матрешки, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски. Учитывая возраст детей, педагоги подобрали стихи, игры, песенки, потешки, сказки о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.

Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.

Немного истории:

Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») - Русская народная кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце Х1Х века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.

Матрешка – символ Русского народного искусства.

Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.

Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.

Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево-Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. Голубая – неизвестная матрешка. День Рождения «Матрешки» в России 23 августа

Мини-музеи в группе нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.

Музей « русская матрёшка »


Проект реализуется с детьми 2-3 года.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, игровой.

Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.

Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа раннего возраста «Дюймовочка».

Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски.

Актуальность

    Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

    Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

    Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель: Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Задачи:

Образовательные: сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие: познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края; развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.

Работа с детьми:

* Познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).

* Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).

* Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)

* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Работа с родителями:

    создание фольклорного мини-музея «Русская матрешка»

    консультация «Как играть с матрёшкой»

    консультация «Появление матрешки на Руси»

    консультация «В какие игры можно играть с матрешками»

  • подбор литературы, иллюстраций

    оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей».

Ожидаемый результат:

    познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);

    разучить простейшие элементы росписи;

    дать представление о цветовой гамме матрешек;

    расширить и активизировать словарный запас слов.

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный:

    Составление перспективного плана

    Изучение методических пособий и литературы по данной теме

    Создание условий для организации мини – музея

    Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, игр.

2 этап – основной:

    Организованная образовательная деятельность

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, отгадывание загадок.

  • Дидактические игры, подвижные игры.

    Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).

3 этап – основной:

    Рассматривание картин, иллюстрации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Участники

Сентябрь

Знакомство с матрешкой

"Какие бывают матрешки? "

Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ".

Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку».

Проведение родительского собрания с использованием презентации.

Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка»

Познакомить детей с матрешкой.

Формировать представления детей о разнообразии матрешек.

Содействовать развитию эстетического восприятия.

Воспитатели,

родители, дети.

Кукла матрешка

Беседа "Моя любимая

матрешка ".

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями.

Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатели,

Из чего делали матрешку?

Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке».

Презентация мини-музея «Русская матрешки» на пед. совете для педагогов МДОУ.

Развивать познавательные способности, любознательность у детей.

Воспитатели,

родители, дети

Семеновская матрешка

С/р игра «Сварим матрешке суп»).

Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки - вот такие крошки»

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх.

Воспитатели,

«Украсим матрешке сарафан»

Рисование "Украсим кукле сарафан".

Создание «Библиотеки» -

(загадки, стихи, потешки о матрешке).

Разучивание потешек, стихотворений о матрешке.

Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания.

Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

родители, дети.

Лепка «Слепим матрешке шарф»

Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела».

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком.

Воспитатели,

Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба»)

С/р игра «Построим матрешке дом»).

Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке»

Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

Рисование

Раскрашивание контурных картинок «Матрешки»

Пополнение мини-музея экспонатами.

Расширять знания детей о роли кукол на празднике.

развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе.

Воспитатели,

родители, дети.

Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку»

Разучивание русских народных потешек, стихотворений.

Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ.

Развивать творчество.

Продолжать знакомить детей с матрешками.

Воспитатели,

родители, дети.

Дети знакомятся с мини – музеем «Русская матрешка».

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация. Тема: «Наряди матрёшку»


ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование. Тема: «Раскрась матрешку»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Укрась матрёшке сарафан»

Дидактические игры.

«По порядку становись»

Цель : учить составлять матрешек по росту, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая(наоборот). Развивать координацию руки и глаза.

«Собери матрешку»

Цель : учить собирать матрешку, выбирая их по величине; находить большую и малую матрешку, последовательно уменьшающихся в размерах.

«Помоги матрешке найти свою игрушку»

Цель: учить подбирать игрушки в соответствии величине матрешки, развивать зрительную память, воображение.

«Сказка про матрешку»

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движение. Обогащать словарь детей, развивать речевое внимание, речевой слух, артикулярный аппарат детей.

«Найди домик для матрешки»

Цель: учить выполнять действия с предметами по двум свойствам – величине и росту, развивать мелкую моторику рук.

«Чей платочек»

Цель : учить самостоятельно подбирать предметы(«платочки») соответственно с узором на матрешке. Развивать речь детей, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Подвижные игры

Проект по созданию музея одного предмета «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА»

Подготовила Вдовиченко Е.И., Чикаева Т.А., воспитатели МБДОУ детского сада № 96

2013-2014 год


  • долгосрочный
  • групповой
  • игровой
  • познавательно–речевой

проекта

Участники

  • вторая младшая группа «Дюймовочка»
  • воспитатели: Вдовиченко Е.И.,Чикаева Т.А.,
  • муз. руководитель: Коптева Л.М
  • родители воспитанников

проекта

Сроки реализации

  • 01.10.2013-31.05.2014

Актуальность темы

  • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
  • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
  • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.


Цель

  • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке

Задачи проекта

  • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Формы работы

с родителями

с детьми

  • беседы,
  • консультации,
  • наглядная агитация,
  • досуг
  • оформление фоторепортажа для родителей
  • занятия,
  • беседы,
  • игровая деятельность,
  • развлечения


РУССКАЯ МАТРЕШКА

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки -

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова



СЕРГИЕВ - ПОСАД

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.




ПЕРВЫЙ В РОССИИ- И В МИРЕ! МУЗЕЙ МАТРЕШКИ

Открылся в 2001 году в Москве.




















Проект «Мини-музей «История русской матрёшки»»
Вид проекта:
игровой, практико-ориентированный.
Тип проекта:
групповой.
Продолжительность:
средней продолжительности.
Срок реализации:
один месяц.
Участники:
воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги.
Возраст участников:
6 – 7 лет.
Место проведения:
групповая комната ДОУ.
Охватываемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно- эстетического развитие».
Актуальность темы:
одним из средств культурно-исторического воспитания детей является музей. К сожалению, дети дошкольного возраста по разным причинам не часто ходят в музей. А что, если музей приблизить к ребёнку, поместив его в стенах дошкольного учреждения, в своей группе? Но такой музей должен обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют мини-музеем. Ценность мини- музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. Данный проект позволяйте в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с музеем народной игрушки, в частности музеем одного предмета (русская матрёшка), с основами музейной культуры, правилами поведения в музее, предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Проблема.
Дети не знают о музеях народных промыслов, не имеют представления об основах музейной культуры, правилах поведения в музее.
Цели проекта:
 Знакомство детей с основами музейной культуры.  Создание экспериментального мини-музея народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате как форма работы с детьми и родителями.
Задачи проекта:
 Уточнить представления о музее (демонстрация разнообразия музеев, коллекций).  Приобщать к культурному наследию человечества (музей как социокультурный феномен, традиции коллекционирования, роль и значение музеев).  Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.  Развивать связную речь детей, обогащать её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение детей.  Развивать визуальную культуру и познавательную деятельность, активизировать индивидуальные проявления, собственные предпочтение и субъективную позицию (посещение музеев, посильное сохранение наследия – проявления ценностного отношения, соблюдение правил поведения, желание коллекционировать).  Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.  Активизировать творческую деятельность, развитие сюжетно-ролевой игры, коммуникации.
Материалы, инструменты, оборудование:
мультимедийная презентации по теме проекта; оборудование для показа презентаций; игрушки для
обыгрывания образовательных ситуаций; дидактические и развивающие игры по теме; изобразительные материалы; русские народные костюмы для детей и взрослых; стенды для выставки детского творчества; стеллажи для выставки экспонатов; фотоматериалы технологии изготовления и росписи матрёшек; технологические карты росписи матрёшек.
Структура проекта

Содержание:
1. Знакомство детей с игровым персонажем – домовенком Кузей, который очень хочет узнать тайну музея: постановка проблемы для персонажа – пояснение, что такое музей. 2. Активизация персонажем детского опыта посещения музеев. 3. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры с персонажем. 4. Дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта. 5. Беседа с детьми по вопросам: какой музей можно назвать самым необычным? Как предметы попадают в музей? Может ли быть музей одного предмета? Какие музеи любят вши родители? Бывают ли домашние музеи? Что такое музей народных промыслов? Какие правила поведения в музее вам известны и почему их следует выполнять? 6. Посещение музея народных промыслов, музея в родном городе. 7. Сочинение рассказов, сказочной истории музея, заполнение книги отзывов музея народных промыслов. 8. Исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?» 9. НОД по познавательному развитию, художественному творчеству, музыкально-эстетическому воспитанию. 10.Встречи с работниками краеведческого музея, музея народных промыслов и изобразительных искусств. 11.Виртуальная экскурсия по музеям города с использованием ИКТ. 12.Оформление витрины Музея русской матрешки. 13.Составление «карты музея». 14.Конкурс детского и педагогического творчества «Лучшая карта музея народных промыслов». 15.Выставка детского творчества «Матрешка – музейный экспонат».
16.Создание мини-музея в групповой комнате «История русской матрешки». 17.Создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей». 18.Семинары-практикумы и мастер-класс для педагогов.
Формы организации детей:
 Непосредственно образовательная деятельность;  Самостоятельная игровая деятельность: игры-драматизации, дидактические, сюжетные, сюжетно-ролевые, игры-имитации;  Групповые посещения выставок, музеев;  Самостоятельная деятельность детей в центрах активности;  Беседы, чтение стихотворений о матрешке;  Просмотр видео презентаций о народных промыслах, истории возникновения и развития матрешечного дела;  Выставка детского рисунка;  Выставки семейных газет и поделок по теме проекта;  Создание мини-музея в группе.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
 Игровые;  Объяснительно-иллюстративные;  Демонстрационные;  Словесные: диалог, беседы, разгадывание загадок, чтение художественного произведения;  Осуждение реально специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем музейной культуры;  Сравнительный анализ русских матрёшек по географии их создание;  Дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;  Общение и совместная деятельность взрослых с детьми;  Оформление выставки детского творчества;  Создание коллекций, мини-галереи.
Предполагаемый результат:
дети любознательны, активны, развита познавательная деятельность в ходе совместной практической деятельности с педагогом; умеют устанавливать причинно-следственные связи между событиями; расширен кругозор, систематизированы и закреплены их знания об основах музейной культуры; они владеют правилами поведения в музее; умеют реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения; у детей развита монологическая,
диалогическая и связная речь, обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями; развит интерес к музеям; создан экспериментальный мини- музей народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате.
Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей.
Знакомятся с игровым персонажем, который просит детей помочь узнать, что такое музей народной игрушки – русской матрёшки; персонаж активизирует детский опыт посещения музеев; дети вживаются в игровую в игровую ситуацию с персонажем; осознают проблему, принимают задачи проекта; участвуют в исследовании- путешествии в музей «Что хотим узнать?» (на листе ватмана отмечают условными значками эпизоды).
Деятельность педагога.
Предлагает детям пояснить для персонажа, что такое музей; подводит детей к проблемным вопросам: «Что такое музей народных промыслов? Что такое музей одного предмета? Как нужно себя вести в музее?»; от лица персонажа активизирует детский опыт посещения музеев, задаёт вопросы-провокации; организует сюжетно- ролевые и театрализованные игры с персонажем; подбирает и изучает литературу, новые методики и технологии по вопросам ознакомление детей с музейной педагогикой; индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы, рекомендации; консультирование со специалистами; беседа с работниками музея просмотр видео презентации; приобретение необходимых материалов для разных видов детской деятельности; диагностирование детей и родителей, составление перспективного плана по реализации проекта; предлагает детям совершить исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?»; стимулирует возможные источники получения информации и способы деятельности детей.
2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей.
Участие в познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности, самостоятельная
деятельность в центрах активности; дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта; разыгрывание эпизодов сюжетно-ролевой игры «Музей матрёшек»; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; сочинение рассказов, сказочной истории музея; встреча с работниками краеведческого музея (краевед), музея народных промыслов и изобразительных искусств; виртуальная экскурсия по музеям города; обсуждение правил поведения в музее в игровой форме; коллекционирование матрёшек и иллюстраций с изображением разных видов матрёшек, историей возникновения и технологии их изготовления; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с педагогом «Карты музея».
Деятельность педагога.
Практическая деятельность по решению проблемы; осуществление плана работы над проблемой в разных видах детской деятельности; беседа с детьми и родителями об основах музейной культуры и правилах поведения в музее; создание мультимедийной презентации и музее русской матрёшки; организация познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, дидактических игр и упражнений; подготовка к созданию мини- музея в групповой комнате «История русской матрёшки»; беседы с детьми по теме проекта; организация встреч детей и сотрудников с работниками музея народных промыслов и изобразительных искусств; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с детьми «карты музея» организация детского коллекционирования.
3.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей.
Участие в защите проекта, представление продукта деятельности – работ, выполненных по тематике проекта; совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ: дети в игровой
форме «возвращаются» из предпринятого «путешествия», рассматривают экспонаты: сувениры с изображениями матрёшек, матрёшек разных видов, семейные фотографии в музее народной игрушки; созданные атрибуты для игр с матрёшками; нарисованные экспонаты; создание поделки во время образовательной деятельности; проводится «экскурсия» для родителей и детей младших групп детского сада.
Деятельность педагога.
Оценка продукции: соответствие проекту своевременность выполнения, качество; организация выставки детского творчества, создание в групповой комнате мини-музея «История русской матрёшки»; создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей»; поведение мониторинга.
4.Заключительный этап
Поведение итогов, анализ результатов реализации проектов:  Анализ и оформление результатов проектной деятельности;  Анкетирование и опрос детей и родителей;  Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в познавательном развитии детей, воспитании у них основ музейной культуры;  Создание видео-, мультимедийных презентаций;  Создание в групповой комнате экспериментального мини-музея «Истории русской матрёшки» как формы работы с детьми и родителями;  Выставка детского творчества «Матрёшка – музейный экспонат».

Список литературы

1.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – (Библиотека руководителя ДОУ).
2.
Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3.
Меркулова Н. Кукла-матрёшка / Детский сад от А до Я. -2012. - №6. – С. 100 – 104.
4.
Шевчук А. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
5.
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. Lidrary. Ru
6.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщен е детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Акцидент, 1997.


Цель создания: вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным; обогатить предметно-развивающую среду группы; познакомить детей с историей русской деревянной игрушки в виде куклы; развивать мелкую моторику (учить ребенка раскрывать матрешку вращательными движениями, а к трем годам – совмещать рисунок на двух частях); формировать первые математические понятия (величины «больше» - «меньше»); привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.


Этапы проекта: 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Определение целей, задач, подбор оптимальных методов и приемов, составление плана деятельности. Сбор информации из разных источников. 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) Оформление мини-музея. Оформление информационных стендов для родителей. Проведение познавательных и художественно-эстетических занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и т. д. Подготовка презентации проекта. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Проведение досуга. Показ презентации мини-музея «Матрёшки» на педсовете.












МИНИ- МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали
произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. «Детское воспитание» Макстерская Сергей Малютин
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца.
И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. В разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след- лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные
розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется а н и л и н о в ы м и п р о з р а ч н ы м и к р а с к а м и ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА. Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других. Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Тверская матрешка.
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей. Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.
Авторские матрешки. Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку. По мотивам сказок
Памятники культуры Первый в России и в мире - музей матрёшки. Открылся в 2001 году в Москве.
ЦЕЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ

Приобщение детей к наследию русской народной культуры; активизации познавательной деятельности через изучение национальной истории и культуры России.
ЗАДАЧИ МИНИ-МУЗЕЯ
 Формировать у детей представление о музее  Развивать творческую фантазию, их самостоятельность  Воспитать любовь к народному творчеству и искусству
ДЕВИЗ МИНИ-МУЗЕЯ
Русская матрёшка – душа России!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Содержание Задачи Участники Сентябрь Знакомство с матрешкой Беседы "Какие бывают матрешки? " Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ". Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешки» Проведение родительского собрания с использованием презентации. Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Матрешки» Познакомить детей с матрешкой. Формировать представления детей о разнообразии матрешек. Содействовать развитию эстетического восприятия. Воспитатели, родители, дети. Октябрь Кукла матрешка Беседа "Моя любимая матрешка ". Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями. Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек. Воспитывать интерес к народной игрушке. Воспитатели, дети. Ноябрь Из чего делали матрешку? Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке» Презентация мини-музея «Матрешки» на пед.совете для педагогов МДОУ. Развивать познавательные способности, любознательност ь у детей. Воспитатели, родители, дети Декабрь Семеновская матрешка Способствовать Воспитатели,
С/р игра «Сварим матрешке суп»). Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки вот такие крошки» использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. дети. Январь «Украсим матрешке сарафан» Рисование "Украсим кукле сарафан". Создание «Библиотеки»- (загадки, стихи, потешки о матрешке). Разучивание потешек, стихотворений о матрешке. Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания. Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас. Воспитатели, родители, дети. Февраль Лепка «Слепим матрешке шарф» Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела» Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком. Воспитатели, дети. Март Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба») С/р игра «Построим матрешке дом»). Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке» Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга. Продолжать знакомить с русскими Воспитатели, дети.
народными сказками, развивать активный словарный запас. Апрель Рисование Раскрашивание контурных картинок «Матрешки» Пополнение мини-музея экспонатами. Расширять знания детей о роли кукол на празднике. развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе. Воспитатели, родители, дети. Май Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку» Разучивание русских народных потешек, стихотворений. Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ. Развивать творчество. Продолжать знакомить детей с матрешками. Воспитатели, родители, дети.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание, где ознакомили родителей с проектом создание мини- музея « Русская матрёшка »  Опрос родителей «Зачем нужны музеи?».  Совместные экскурсии в музеи нашего города  Фотовыставка «Матрешка –любимая игрушка», картины природы о родном крае, альбомы, фотокалендари, фотомагниты, рамки для панно.  Продуктивная деятельность совместно родители-дети
 Праздник «Мы матрешки, пляшем под гармошку»
ИНФОРМАЦИЯ ПО МУЗЕЙНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Мини – музей «Матрешки» расположен в групповой комнате группы №4, в специально отведенном и доступном для детей месте. Музейный островок гармонично вошел в интерьер группы, и стал неотъемлемой частью развивающей среды. Мини – музей «Матрешки» – место удивления и восторга. Мини – музей можно посещать каждый день, трогать руками, рассматривать и переставлять экспонаты.
Экспонаты могут быть использованы для проведения бесед, игровой деятельности детей, в дидактических играх, в досугах и праздниках, а так же в качестве наглядного материала по всем образовательным областям. Экспонаты мини – музея «Матрешки» расположены по разделам: - экспонаты воплощения народного искусства; - познавательная литература «Из истории матрешки»; - детская художественная литература для чтения детям о матрешке; - коллекция фото матрешек; - коллекция раскрасок, шаблонов и образцов для самостоятельного детского творчества; - альбом детского творчества «Матрешки»; - картотека дидактических игр с матрешками: ·«Собери матрешку» ·«Сказка о матрешках» ·«Матрешки» ·«Помоги матрешке найти свои игрушки» ·«Матрешки - подружки» ·«По порядку становись» · «Чей платочек?» ·«Найди домик для матрешки» и др.