Введение
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.
В группе раннего возраста воспитателями Заминева В.П. и Хажеева А.А. создан мини-музей «Русская матрешка». Экспонатами стали разнообразные игрушки, игрушки – матрешки, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски. Учитывая возраст детей, педагоги подобрали стихи, игры, песенки, потешки, сказки о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.
Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.
Немного истории:
Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») - Русская народная кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце Х1Х века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.
Матрешка – символ Русского народного искусства.
Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.
Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.
В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.
Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.
Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево-Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. Голубая – неизвестная матрешка. День Рождения «Матрешки» в России 23 августа
Мини-музеи в группе нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.
Музей « русская матрёшка »
Проект реализуется с детьми 2-3 года.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа раннего возраста «Дюймовочка».
Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски.
Актуальность
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.
Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Задачи:
Образовательные: сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Развивающие: познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края; развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.
Работа с детьми:
* Познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).
* Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).
* Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)
* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
подбор литературы, иллюстраций
оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей».
создание фольклорного мини-музея «Русская матрешка»
консультация «Как играть с матрёшкой»
консультация «Появление матрешки на Руси»
консультация «В какие игры можно играть с матрешками»
Ожидаемый результат:
познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);
разучить простейшие элементы росписи;
дать представление о цветовой гамме матрешек;
расширить и активизировать словарный запас слов.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный:
Составление перспективного плана
Изучение методических пособий и литературы по данной теме
Создание условий для организации мини – музея
Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, игр.
2 этап – основной:
Дидактические игры, подвижные игры.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
Организованная образовательная деятельность
Рассматривание картин, иллюстраций.
Чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, отгадывание загадок.
3 этап – основной:
Рассматривание картин, иллюстрации.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
Участники |
|||
Сентябрь | Знакомство с матрешкой "Какие бывают матрешки? " Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ". Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку». Проведение родительского собрания с использованием презентации. Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка» | Познакомить детей с матрешкой. Формировать представления детей о разнообразии матрешек. Содействовать развитию эстетического восприятия. | Воспитатели, родители, дети. |
Кукла матрешка Беседа "Моя любимая матрешка ". Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями. | Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек. Воспитывать интерес к народной игрушке. | Воспитатели, |
|
Из чего делали матрешку? Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке». Презентация мини-музея «Русская матрешки» на пед. совете для педагогов МДОУ. | Развивать познавательные способности, любознательность у детей. | Воспитатели, родители, дети |
|
Семеновская матрешка С/р игра «Сварим матрешке суп»). Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки - вот такие крошки» | Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. | Воспитатели, |
|
«Украсим матрешке сарафан» Рисование "Украсим кукле сарафан". Создание «Библиотеки» - (загадки, стихи, потешки о матрешке). Разучивание потешек, стихотворений о матрешке. | Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания. Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас. | Воспитатели, родители, дети. |
|
Лепка «Слепим матрешке шарф» Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела». | Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком. | Воспитатели, |
|
Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба») С/р игра «Построим матрешке дом»). Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке» | Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, развивать активный словарный запас. | Воспитатели, |
|
Рисование Раскрашивание контурных картинок «Матрешки» Пополнение мини-музея экспонатами. | Расширять знания детей о роли кукол на празднике. развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе. | Воспитатели, родители, дети. |
|
Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку» Разучивание русских народных потешек, стихотворений. Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ. | Развивать творчество. Продолжать знакомить детей с матрешками. | Воспитатели, родители, дети. |
Дети знакомятся с мини – музеем «Русская матрешка».
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация. Тема: «Наряди матрёшку»
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование. Тема: «Раскрась матрешку»
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Укрась матрёшке сарафан»
Дидактические игры.
«По порядку становись»
Цель : учить составлять матрешек по росту, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая(наоборот). Развивать координацию руки и глаза.
«Собери матрешку»
Цель : учить собирать матрешку, выбирая их по величине; находить большую и малую матрешку, последовательно уменьшающихся в размерах.
«Помоги матрешке найти свою игрушку»
Цель: учить подбирать игрушки в соответствии величине матрешки, развивать зрительную память, воображение.
«Сказка про матрешку»
Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движение. Обогащать словарь детей, развивать речевое внимание, речевой слух, артикулярный аппарат детей.
«Найди домик для матрешки»
Цель: учить выполнять действия с предметами по двум свойствам – величине и росту, развивать мелкую моторику рук.
«Чей платочек»
Цель : учить самостоятельно подбирать предметы(«платочки») соответственно с узором на матрешке. Развивать речь детей, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Подвижные игры
Проект по созданию музея одного предмета «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА»
Подготовила Вдовиченко Е.И., Чикаева Т.А., воспитатели МБДОУ детского сада № 96
2013-2014 год
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img1.jpg)
- долгосрочный
- групповой
- игровой
- познавательно–речевой
проекта
Участники
- вторая младшая группа «Дюймовочка»
- воспитатели: Вдовиченко Е.И.,Чикаева Т.А.,
- муз. руководитель: Коптева Л.М
- родители воспитанников
проекта
Сроки реализации
- 01.10.2013-31.05.2014
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img2.jpg)
Актуальность темы
- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img3.jpg)
Проблема
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.
Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img4.jpg)
Цель
- Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img5.jpg)
Задачи проекта
- Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
- Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img6.jpg)
Формы работы
с родителями
с детьми
- беседы,
- консультации,
- наглядная агитация,
- досуг
- оформление фоторепортажа для родителей
- занятия,
- беседы,
- игровая деятельность,
- развлечения
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img8.jpg)
РУССКАЯ МАТРЕШКА
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img9.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img10.jpg)
СЕРГИЕВ - ПОСАД
Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img11.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img12.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img13.jpg)
ПЕРВЫЙ В РОССИИ- И В МИРЕ! МУЗЕЙ МАТРЕШКИ
Открылся в 2001 году в Москве.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img14.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img18.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img19.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img20.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img21.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img22.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img23.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img24.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img25.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img26.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img27.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img28.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img29.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img30.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img31.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/a/51ad63095174366131d165f2fa6946695c798a64/img32.jpg)
Проект «Мини-музей «История русской матрёшки»»
Вид проекта:
игровой, практико-ориентированный.
Тип проекта:
групповой.
Продолжительность:
средней продолжительности.
Срок реализации:
один месяц.
Участники:
воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги.
Возраст участников:
6 – 7 лет.
Место проведения:
групповая комната ДОУ.
Охватываемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно-
эстетического развитие».
Актуальность темы:
одним из средств культурно-исторического воспитания
детей является музей. К сожалению, дети дошкольного возраста по разным
причинам не часто ходят в музей. А что, если музей приблизить к ребёнку,
поместив его в стенах дошкольного учреждения, в своей группе? Но такой
музей должен обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным
и приятным для детей. В условиях детского сада невозможно создать
экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в
дошкольном учреждении музей называют мини-музеем. Ценность мини-
музея заключается в воспитательной, культурно-исторической,
познавательной направленности. Данный проект позволяйте в условиях
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с
музеем народной игрушки, в частности музеем одного предмета (русская
матрёшка), с основами музейной культуры, правилами поведения в музее,
предоставить детям возможность реализовать разные виды детской
деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Проблема.
Дети не знают о музеях народных промыслов, не имеют
представления об основах музейной культуры, правилах поведения в музее.
Цели проекта:
Знакомство детей с основами музейной культуры.
Создание экспериментального мини-музея народной игрушки (русская
матрёшка) в групповой комнате как форма работы с детьми и
родителями.
Задачи проекта:
Уточнить представления о музее (демонстрация разнообразия музеев,
коллекций).
Приобщать к культурному наследию человечества (музей как
социокультурный феномен, традиции коллекционирования, роль и
значение музеев).
Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению
комплексного подхода к их воспитанию.
Развивать связную речь детей, обогащать её новыми словами и
выражениями; развивать творческие способности, воображение детей.
Развивать визуальную культуру и познавательную деятельность,
активизировать индивидуальные проявления, собственные
предпочтение и субъективную позицию (посещение музеев, посильное
сохранение наследия – проявления ценностного отношения,
соблюдение правил поведения, желание коллекционировать).
Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной
культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для
самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой
деятельности.
Активизировать творческую деятельность, развитие сюжетно-ролевой
игры, коммуникации.
Материалы, инструменты, оборудование:
мультимедийная презентации по
теме проекта; оборудование для показа презентаций; игрушки для
обыгрывания образовательных ситуаций; дидактические и развивающие
игры по теме; изобразительные материалы; русские народные костюмы для
детей и взрослых; стенды для выставки детского творчества; стеллажи для
выставки экспонатов; фотоматериалы технологии изготовления и росписи
матрёшек; технологические карты росписи матрёшек.
Структура проекта
Содержание:
1.
Знакомство детей с игровым персонажем – домовенком Кузей, который
очень хочет узнать тайну музея: постановка проблемы для персонажа –
пояснение, что такое музей.
2.
Активизация персонажем детского опыта посещения музеев.
3.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры с персонажем.
4.
Дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие
игры по теме проекта.
5.
Беседа с детьми по вопросам: какой музей можно назвать самым
необычным? Как предметы попадают в музей? Может ли быть музей
одного предмета? Какие музеи любят вши родители? Бывают ли
домашние музеи? Что такое музей народных промыслов? Какие
правила поведения в музее вам известны и почему их следует
выполнять?
6.
Посещение музея народных промыслов, музея в родном городе.
7.
Сочинение рассказов, сказочной истории музея, заполнение книги
отзывов музея народных промыслов.
8.
Исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?»
9.
НОД по познавательному развитию, художественному творчеству,
музыкально-эстетическому воспитанию.
10.Встречи с работниками краеведческого музея, музея народных
промыслов и изобразительных искусств.
11.Виртуальная экскурсия по музеям города с использованием ИКТ.
12.Оформление витрины Музея русской матрешки.
13.Составление «карты музея».
14.Конкурс детского и педагогического творчества «Лучшая карта музея
народных промыслов».
15.Выставка детского творчества «Матрешка – музейный экспонат».
16.Создание мини-музея в групповой комнате «История русской
матрешки».
17.Создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей».
18.Семинары-практикумы и мастер-класс для педагогов.
Формы организации детей:
Непосредственно образовательная деятельность;
Самостоятельная игровая деятельность: игры-драматизации,
дидактические, сюжетные, сюжетно-ролевые, игры-имитации;
Групповые посещения выставок, музеев;
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности;
Беседы, чтение стихотворений о матрешке;
Просмотр видео презентаций о народных промыслах, истории
возникновения и развития матрешечного дела;
Выставка детского рисунка;
Выставки семейных газет и поделок по теме проекта;
Создание мини-музея в группе.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
Игровые;
Объяснительно-иллюстративные;
Демонстрационные;
Словесные: диалог, беседы, разгадывание загадок, чтение
художественного произведения;
Осуждение реально специально созданных проблемных ситуаций,
связанных с решением проблем музейной культуры;
Сравнительный анализ русских матрёшек по географии их создание;
Дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;
Общение и совместная деятельность взрослых с детьми;
Оформление выставки детского творчества;
Создание коллекций, мини-галереи.
Предполагаемый результат:
дети любознательны, активны, развита
познавательная деятельность в ходе совместной практической деятельности
с педагогом; умеют устанавливать причинно-следственные связи между
событиями; расширен кругозор, систематизированы и закреплены их знания
об основах музейной культуры; они владеют правилами поведения в музее;
умеют реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на
полученные знания и умения; у детей развита монологическая,
диалогическая и связная речь, обогащена эпитетами, новыми словами и
выражениями; развит интерес к музеям; создан экспериментальный мини-
музей народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате.
Этапы работы над проектом
1.Разработка проекта (подготовительный этап).
Деятельность детей.
Знакомятся с игровым персонажем, который
просит детей помочь узнать, что такое музей народной игрушки – русской
матрёшки; персонаж активизирует детский опыт посещения музеев; дети
вживаются в игровую в игровую ситуацию с персонажем; осознают
проблему, принимают задачи проекта; участвуют в исследовании-
путешествии в музей «Что хотим узнать?» (на листе ватмана отмечают
условными значками эпизоды).
Деятельность педагога.
Предлагает детям пояснить для персонажа, что
такое музей; подводит детей к проблемным вопросам: «Что такое музей
народных промыслов? Что такое музей одного предмета? Как нужно себя
вести в музее?»; от лица персонажа активизирует детский опыт
посещения музеев, задаёт вопросы-провокации; организует сюжетно-
ролевые и театрализованные игры с персонажем; подбирает и изучает
литературу, новые методики и технологии по вопросам ознакомление
детей с музейной педагогикой; индивидуальная работа с родителями:
консультации, беседы, рекомендации; консультирование со
специалистами; беседа с работниками музея просмотр видео
презентации; приобретение необходимых материалов для разных видов
детской деятельности; диагностирование детей и родителей, составление
перспективного плана по реализации проекта; предлагает детям
совершить исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?»;
стимулирует возможные источники получения информации и способы
деятельности детей.
2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).
Деятельность детей.
Участие в познавательной, игровой, музыкальной
и художественно-изобразительной деятельности, самостоятельная
деятельность в центрах активности; дидактические игры и упражнения,
игры-имитации, развивающие игры по теме проекта; разыгрывание
эпизодов сюжетно-ролевой игры «Музей матрёшек»; посещение музея
народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в
родном городе; сочинение рассказов, сказочной истории музея; встреча с
работниками краеведческого музея (краевед), музея народных промыслов
и изобразительных искусств; виртуальная экскурсия по музеям города;
обсуждение правил поведения в музее в игровой форме;
коллекционирование матрёшек и иллюстраций с изображением разных
видов матрёшек, историей возникновения и технологии их изготовления;
оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с
педагогом «Карты музея».
Деятельность педагога.
Практическая деятельность по решению
проблемы; осуществление плана работы над проблемой в разных видах
детской деятельности; беседа с детьми и родителями об основах
музейной культуры и правилах поведения в музее; создание
мультимедийной презентации и музее русской матрёшки; организация
познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной
деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с
детьми, дидактических игр и упражнений; подготовка к созданию мини-
музея в групповой комнате «История русской матрёшки»; беседы с
детьми по теме проекта; организация встреч детей и сотрудников с
работниками музея народных промыслов и изобразительных искусств;
посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки,
краеведческого музея в родном городе; оформление витрины музея
русской матрёшки; составление вместе с детьми «карты музея»
организация детского коллекционирования.
3.Контроль и оценка деятельности.
Деятельность детей.
Участие в защите проекта, представление
продукта деятельности – работ, выполненных по тематике проекта;
совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ: дети в игровой
форме «возвращаются» из предпринятого «путешествия», рассматривают
экспонаты: сувениры с изображениями матрёшек, матрёшек разных
видов, семейные фотографии в музее народной игрушки; созданные
атрибуты для игр с матрёшками; нарисованные экспонаты; создание
поделки во время образовательной деятельности; проводится «экскурсия»
для родителей и детей младших групп детского сада.
Деятельность педагога.
Оценка продукции: соответствие проекту
своевременность выполнения, качество; организация выставки детского
творчества, создание в групповой комнате мини-музея «История русской
матрёшки»; создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей»;
поведение мониторинга.
4.Заключительный этап
Поведение итогов, анализ результатов реализации проектов:
Анализ и оформление результатов проектной деятельности;
Анкетирование и опрос детей и родителей;
Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в
познавательном развитии детей, воспитании у них основ музейной
культуры;
Создание видео-, мультимедийных презентаций;
Создание в групповой комнате экспериментального мини-музея
«Истории русской матрёшки» как формы работы с детьми и
родителями;
Выставка детского творчества «Матрёшка – музейный экспонат».
Список литературы
1.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном
пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. – М.:
ТЦ «Сфера», 2008. – (Библиотека руководителя ДОУ).
2.
Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г.
Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3.
Меркулова Н. Кукла-матрёшка / Детский сад от А до Я. -2012. - №6. –
С. 100 – 104.
4.
Шевчук А. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
5.
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. Lidrary. Ru
6.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщен е детей к истокам русской
народной культуры. СПб.: Акцидент, 1997.
Цель создания: вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным; обогатить предметно-развивающую среду группы; познакомить детей с историей русской деревянной игрушки в виде куклы; развивать мелкую моторику (учить ребенка раскрывать матрешку вращательными движениями, а к трем годам – совмещать рисунок на двух частях); формировать первые математические понятия (величины «больше» - «меньше»); привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.
Этапы проекта: 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Определение целей, задач, подбор оптимальных методов и приемов, составление плана деятельности. Сбор информации из разных источников. 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) Оформление мини-музея. Оформление информационных стендов для родителей. Проведение познавательных и художественно-эстетических занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и т. д. Подготовка презентации проекта. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Проведение досуга. Показ презентации мини-музея «Матрёшки» на педсовете.
МИНИ- МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Матрешка
-
уникальная
русская
игрушка.
Вместе
с
русской
березкой
и
русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая
посланница дружбы и любви. Она душа России.
Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в
России
в
90х
годах
XIX
века
в
подмосковной
усадьбе
Абрамцево,
принадлежащей С.И. Мамонтову.
Мамонтов
Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи
тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал
в
своем
подмосковном
имении
Абрамцево
центр
художественной
жизни
России.
Абрамцево становится одним из центров художественной жизни
России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М.
Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, и многие другие, живо
интересовались
русской
историей
и
культурой,
собирали
и
изучали
произведения
крестьянского
искусства,
стремясь
возродить
народные
художественные ремесла.
Однажды в поместье попала японская
игрушка,
привезённая
с
острова
Хонсю
женой С. И. Мамонтова. Это была фигура
добродушного
лысого
старика,
мудреца
Фукуруму,
в
которой
находилось
ещё
несколько
фигурок,
вложенных
одна
в
другую. Японцы, кстати, утверждают, что
первым
выточил
подобную
игрушку
на
острове Хонсю русский монах. Эта игрушка
и
явилась
прообразом
нашей
матрешки
Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий
Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в
стенах
мастерской
“Детское
воспитание”,
основанной
меценатом
Саввой
Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин,
самолично матрёшку и расписавший.
«Детское воспитание» Макстерская Сергей Малютин
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в
косынке и народном платье, с петухом в руках.
Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова
девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и
«неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца.
И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица.
Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не
лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то
корзинка
с
грибами,
ягодами
или
цветами.
Но
главное-эта
куколка
с
секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.
В
разных
районах
России
художники
начали
расписывать
матрешек,
так
понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад,
Полхов
Майдан,
Вятка,
город
Семенов
–
древние
центры
народных
промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что
самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м.
насчитывает
72
фигурки.
А
самая
маленькая
матрешка
1.1
миллиметр,
сделана из слоновой кости.
ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.
Эта
игрушка
и
сейчас
похожа
на
первую
матрешку
с
петухом
в
руках.
Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают
ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные)
цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос
прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют
тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у
загорской
матрешки
завязан
узлом.
Далее
мастер
рисует
рукава
кофты,
сарафан.
Платок
и
передник
оформляются
простым
цветочным
узором,
который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-
лепесток
или
листок.
А
круглую
серединку
цветка
или
«горох»
можно
получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает
матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность
и
простота
оформления
создали
ясный
и
радостный
образ
русской
деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до
велика.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.
Семеновская
(городок
Семенов,
что
в
Нижегородской
области)
игрушка
также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо
просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину
применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может
треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное
изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено
книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую
матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это
нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и
чтобы
заблестела
матрешка
сразу
после
первого
покрытия
лаком.
По
высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной
тушью:
вырисовывают
овал
лица,
глаза,
нос,
губки,
очерчивают
платок,
завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с
цветочными
бутонами
является
отличительным
признаком
семеновской
матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные
розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется
а н и л и н о в ы м и
п р о з р а ч н ы м и
к р а с к а м и
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский
Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером
и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более
лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на
голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной
росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки
украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма
матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас
почти
каждая
область
и
республика
делают
своих
матрешек.
Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине
и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей
наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и
много-много других.
Вятская матрешка.
Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда
славилась
своими
изделиями
из
лыка
и
бересты,
в
которых
создавался
тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку
анилиновыми
красками,
а украшали
ее
ржаной
соломкой.
Этот
прием
оказался
новым
для
оформления
матрешек.
Для
этого
соломку
сначала
отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный
цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
Тверская матрешка.
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо
исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка,
Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что
очень привлекает детей. Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку
в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику
прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие,
полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных
матрешек
они
едва
намечены
половинчатыми
дугами
и
обрамлены
ресницами.
Даже
в
переходах
цветов
на
лице
«тверская»
матрешка
по
критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к
фотографии
–
настолько
реальными
кажутся
лица.
Да
и
не
только
они:
волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и
локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.
Авторские матрешки.
Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове,
Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от
фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в
своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так
появляются
матрешки-политики,
матрешки
с
сюжетами
из
фильмов
и
мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать
целую сказку.
По мотивам сказок
Памятники культуры
Первый в России и в мире - музей матрёшки.
Открылся в 2001 году в
Москве.
ЦЕЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ
Приобщение детей к наследию русской народной культуры; активизации
познавательной
деятельности
через
изучение
национальной
истории
и
культуры России.
ЗАДАЧИ МИНИ-МУЗЕЯ
Формировать у детей представление о музее
Развивать творческую фантазию, их самостоятельность
Воспитать любовь к народному творчеству и искусству
ДЕВИЗ МИНИ-МУЗЕЯ
Русская матрёшка – душа России!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
Содержание
Задачи
Участники
Сентябрь
Знакомство с матрешкой
Беседы
"Какие бывают матрешки? "
Рассматривание
рисунка на матрешке. Игровая ситуация
"Напоим матрешку чаем ".
Разучивание потешки: «Очень любим мы
матрешки»
Проведение родительского собрания с
использованием презентации.
Привлечение родителей к изготовлению
экспонатов для мини – музея «Матрешки»
Познакомить
детей с
матрешкой.
Формировать
представления
детей о
разнообразии
матрешек.
Содействовать
развитию
эстетического
восприятия.
Воспитатели,
родители,
дети.
Октябрь
Кукла матрешка
Беседа "Моя любимая
матрешка ".
Пополнение мини-музея экспонатами,
изготовленными родителями.
Способствовать
разыгрыванию
различных
ситуаций с
помощью
матрешек.
Воспитывать
интерес к
народной
игрушке.
Воспитатели,
дети.
Ноябрь
Из чего делали матрешку?
Разучивание стихотворения «Матрешка на
окошке»
Презентация мини-музея «Матрешки» на
пед.совете для педагогов МДОУ.
Развивать
познавательные
способности,
любознательност
ь у детей.
Воспитатели,
родители,
дети
Декабрь
Семеновская матрешка
Способствовать
Воспитатели,
С/р игра «Сварим матрешке суп»).
Разучивание танца с матрешками «Мы
матрешки вот такие крошки»
использованию
детьми матрешек
в сюжетно -
ролевых играх.
дети.
Январь
«Украсим матрешке сарафан»
Рисование "Украсим кукле сарафан".
Создание «Библиотеки»-
(загадки, стихи, потешки о матрешке).
Разучивание потешек, стихотворений о
матрешке.
Учить детей
украшать сарафан
матрешки путем
примакивания.
Способствовать
разыгрыванию с
помощью
матрешки
различных
игровых
ситуаций,
развивать
активный
словарный запас.
Воспитатели,
родители,
дети.
Февраль
Лепка «Слепим матрешке шарф»
Сюжетно ролевая игра «Матрешка
заболела»
Способствовать
использованию
детьми матрешек
в сюжетно -
ролевых играх.
Учить детей
раскатывать
пластилин
столбиком.
Воспитатели,
дети.
Март
Знакомство с матрешкой по сказке
(«Курочка Ряба»)
С/р игра «Построим матрешке дом»).
Разучивание потешки «Пыль клубится по
дорожке»
Продолжать
учить детей
накладывать
кубики друг на
друга.
Продолжать
знакомить с
русскими
Воспитатели,
дети.
народными
сказками,
развивать
активный
словарный запас.
Апрель
Рисование
Раскрашивание контурных картинок
«Матрешки»
Пополнение мини-музея экспонатами.
Расширять знания
детей о роли
кукол на
празднике.
развивать
творчество,
воспитывать
усидчивость в
работе.
Воспитатели,
родители,
дети.
Май
Мастер класс с родителями «Раскрась
матрешку»
Разучивание русских народных потешек,
стихотворений.
Проведение экскурсий в мини-музей для
других групп МДОУ.
Развивать
творчество.
Продолжать
знакомить детей с
матрешками.
Воспитатели,
родители,
дети.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание, где ознакомили родителей с проектом
создание мини- музея « Русская матрёшка »
Опрос родителей «Зачем нужны музеи?».
Совместные экскурсии в музеи нашего города
Фотовыставка «Матрешка –любимая игрушка», картины природы о
родном крае, альбомы, фотокалендари, фотомагниты, рамки для
панно.
Продуктивная деятельность совместно родители-дети
Праздник «Мы матрешки, пляшем под гармошку»
ИНФОРМАЦИЯ ПО МУЗЕЙНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Мини – музей «Матрешки» расположен в групповой комнате группы №4,
в специально отведенном и доступном для детей месте.
Музейный
островок
гармонично
вошел
в
интерьер
группы,
и
стал
неотъемлемой частью развивающей среды. Мини – музей «Матрешки» –
место удивления и восторга. Мини – музей можно посещать каждый день,
трогать руками, рассматривать и переставлять экспонаты.
Экспонаты
могут
быть
использованы
для
проведения
бесед,
игровой
деятельности детей, в дидактических играх, в досугах и праздниках, а так же
в качестве наглядного материала по всем образовательным областям.
Экспонаты мини – музея «Матрешки» расположены по разделам:
- экспонаты воплощения народного искусства;
- познавательная литература «Из истории матрешки»;
- детская художественная литература для чтения детям о матрешке;
- коллекция фото матрешек;
-
коллекция
раскрасок,
шаблонов
и
образцов
для
самостоятельного
детского творчества;
- альбом детского творчества «Матрешки»;
- картотека дидактических игр с матрешками:
·«Собери матрешку»
·«Сказка о матрешках»
·«Матрешки»
·«Помоги матрешке найти свои игрушки»
·«Матрешки - подружки»
·«По порядку становись»
· «Чей платочек?»
·«Найди домик для матрешки» и др.