Что такое самурайская смерть. Отношения самураев к смерти

Леонид КУЗНЕЦОВ
ОПЕРАЦИЯ БЕЗ НОЖА?
"Мы видели, как руки вошли в тело больного и показалась кровь. Четыре пальца врачевателя пронзили живот мужчины. Затем двумя или тремя пальцами он осторожно проткнул череп пациента, каждый раз вынимая оттуда окровавленные кусочки ткани и сгустки крови. Снова и снова мы старались увидеть, как блеснет на свету скальпель или появится выражение боли на лице оперируемого. Но ни скальпеля; ни перемены лица не было. Пациент не испытывал ничего, что вызывало бы напряжение, он сам спокойно наблюдал за работой врачевателя. Через три минуты он встал с ложа. Когда он проходил мимо нас, мы прикоснулись к его лбу, надеясь обнаружить след раны. Кожа была чистой.
Излагая эти впечатления на бумаге, я прихожу к выводу: я учился лечить людей другими методами, указанными наукой. Но, познакомившись с новым видом "врачевания", я спросил себя: что такое десять, двадцать или даже тридцать лет обучения, чтобы овладеть новейшей медицинской техникой, по сравнению с этим? Ничего".
Это рассказ двадцатипятилетнего врача из Западной Германии, опубликованный на страницах одной из самых крупных филиппинских газет "Таймс джорнэл" за 17 сентября 1980 года.
Приехав на Филиппины, я, естественно, старался узнать о стране как можно больше, меня интересовала жизнь, обычаи, традиции и т. д. Статья выпускника современного медицинского учебного заведения Рольфа Куля о филиппинских врачевателях, которую он, кстати, писал вместе со студенткой биологического факультета и которая попалась мне на глаза, не произвела на меня тогда особого впечатления. Это был рассказ о чуде. Что ж, Восток богат чудесами, не менее захватывающими, чем протыкание черепа человека пальцами. Но я вырезал из газеты репортаж Куля и положил его в папку, которую назвал "Традиции, обычаи, чудеса и курьезы".
Надо сказать, что эта папка наполнялась быстрее, чем все остальные. Ну, например, по таким разделам, как "медицинское обслуживание", "положение трудящихся", "кто есть кто в Юго-Восточной Азии" и другие. Чего только нет в этой папке! Вот, скажем, репортаж чуть ли не на всю полосу о том, как начало кровоточить сердце статуи девы Марии, находящейся в одной из церквей города Багио. В репортаже говорится, как открылись вдруг на статуе раны, как потекла кровь, как даже раздался голос самой девы, и написал это для серьезной и широко читаемой газеты г-н Джувинал К. Гереро, член верховного суда Филиппин, бывший губернатор провинции Ла Унион (он занимал этот пост одиннадцать лет, дважды признавался лучшим губернатором страны). Авторитетная личность. Я побывал в церкви, где произошло чудо. Видел статую девы Марии и засохшие капли крови на ней. Правда, врачи Багио сказали: при анализе так неожиданно появившейся крови оказалось, что в ней отсутствуют кровяные клетки, а добавить чего-либо определенного они не могут. Тем не менее популярность церкви в Багио выросла чрезвычайно. Сегодня, пожалуй, никакая другая не собирает столько верующих, чем эта.
Вместе с относительно современными "чудесами" живут на Филиппинах и свои, древние, родившиеся задолго до того дня, когда высадился на их берегах Магеллан с католическим крестом и с девой Марией. Так, например, филиппинский крестьянин не должен начинать уборку риса в полнолуние, иначе он лишится всего урожая, а его жена - подметать двор в момент наступления темноты - она может тем самым потревожить духов, живущих под землей. Это очень опасно, так как духи весьма обидчивы и в отместку, чего доброго, лишат либо женщину, либо ее мужа зрения. Но если неосторожная хозяйка вовремя спохватится и попросит прощения, то все обойдется.
В горах центрального Лусона мне посчастливилось увидеть много диковинного. Например, гадание по внутренностям животного, в результате чего мы узнали, что наше путешествие в Сагаду (а это высоко в горах по опасной дороге) будет успешным. И действительно, уже часа через полтора после того, как мы выехали из города Бонток, где проходило гадание, мы попали в небольшое селение и нам позволили присутствовать на интересной церемонии. Она началась с того, что закололи поросенка, на него положили траву, рису и начали молитвы. Точнее, молилась в основном старая женщина. Судя по всему, она обращалась со своей просьбой (исцелить дочь одного из жителей деревни) к деревьям, горам, пробегавшим по небу облакам.
На самом же деле, пояснил сопровождавший меня преподаватель университета Филиппин, молитва обращена главным образом к "аниту". Аниту это дух, который живет на земле, но он либо невидимка, либо хорошо прячется. Аниту всемогущ. Он может помочь человеку, но способен и принести ему много неприятностей. Вероятно, он за что-то обиделся на крестьянина, вот почему его дочь заболела.
Надо отдать должное главному лицу в этой церемонии. Воспользовавшись тем случаем, что аниту уже принесены жертвы, то есть за все заплачено, что собрался народ, старуха после изложения просьбы помочь заболевшей девочке не остановилась. Она сообщила аниту о тревогах односельчан, добрых и трудолюбивых, намекая на то, чтобы всемогущий вошел в их положение. "Парпакем нан ликхат ми", - начала она, то есть отведи все беды, главным образом крыс, от наших полей, помоги собрать урожай...
Я спросил участвовавших в церемонии, поможет ли аниту. Сомнений ни у кого не было. Даже у ветеринара, который оказался в ту пору в селении.
- А как вообще с верованиями? - обратился я к мужу главы церемонии. Говорят, вы, бонтоки, не запираете свои дома, не вешаете замки на амбары, а урожай в поле охраняет только срезанная с дерева ветка, которую прежде, чем воткнуть в кучу зерна, заговорят?
- Так-то оно так, - ответил старик. - Но уже нередки случаи, когда воруют рис, без спроса и позволения входят в жилище. И все от книжек, от грамоты. Молодые считают, что они умнее стариков, больше нас знают. Они научились читать, писать да играть в карты. Вот они и нарушают наши обычаи! Хорошо, что родители девочки придерживаются старых правил и не повезли больную к врачу. А что такое врач? Это ведь не аниту. Да и врач берет дорого...
В Сагаде я убедился в том, что действительно игороты хоронят или по крайней мере хоронили до недавнего времени своих наиболее уважаемых родственников в подвесных гробах. В скале вырубается небольшая ниша, потом вбиваются деревянные колья - они-то вместе с выступом и держат гроб. Здесь соблюдают, например, ритуал "апей", проводимый для того, чтобы "согреть поле", которое решено засеять рисом. Разводится костер, на нем кипятят воду и выливают ее на землю, затем приносят в жертву огню курицу, обязательно черную или по крайней мере темную; участники церемонии разогревают себя рисовой водкой и т. д.
Дохристианские верования живы не только в горном Лусоне, на острове Панай беременным женщинам не рекомендуется смотреть на закат, иначе ребенок родится со множеством родимых пятен. На острове Сулу бездетным женщинам предлагается носить пояс из обезьяней шкуры, чтобы забеременеть. На острове Минданао во всех трудных, а тем более сомнительных случаях некоторые народности советуются с луной. Ну и, наконец, повсюду на Филиппинах распространена вера в антинг-антинг. Это амулет, защищающий от дурного глаза, от пули врага. Он приносит удачу и крестьянину, который ставит свои последние гроши на петуха, участвующего в петушиных боях, и богачу, решившему попытать счастья в игорном заведении Лас-Вегаса. Антинг-антинг может быть медальоном, в котором хранится кусочек бумажки с изречением из Библии, или изображением девы Марии, или зубом кабана, монеткой, ракушкой.
Местные верования обогащаются, а точнее пополняются в результате общения с соседями. У каждого есть чем похвастаться. В Сингапуре я видел немало официальных учреждений, которые занимаются тем, что обеспечивают безопасность жилья от злых духов, от злых людей, от злых проявлений стихии. В Малайзии мне довелось присутствовать при охоте за икан акунг, то есть за "королевской рыбкой". Когда спели свои последние перед сном песни птицы, убрало предзакатные лучи тропическое солнце, Маджид сел за весла, зажег факел и направился вдоль берега. Вдруг в свете колеблющегося пламени появилась небольшая рыбка с крестиком на голове, сверкающая нежным золотом чешуи. Свет действует на нее как гипнотизер. Она застывает. Тут же сачок переносит пленницу в круглую банку. Это большая удача. Обычно за икан акунг охотятся ночами. Ее ловят на счастье: золотая рыбка должна принести большое богатство. Посему ценится она очень дорого и по карману лишь тем, у кого и без нее уже много золота. Икан акунг приобретают оловянные и каучуковые "короли", владельцы предприятий, производящие современнейшее оборудование на компьютерах - как-никак дополнительный союзник в жестокой конкурентной борьбе.
Меджид рассказал мне еще много интересного. Ну, например, о китайце в их деревне, который поднимает мертвецов и даже заставляет их ходить. Эта операция нужна в том случае, когда кто-то умер далеко от родной деревни, а родственники хотят, чтобы он покоился рядом с могилами предков.
"Этих людей мы называем "ходоками", - уточняет Меджид, - и, когда они приводят умерших в деревню, все прячутся по домам, окна плотно занавешиваются, потому что, если живой человек посмотрит на возвращающегося к могиле мертвеца, он тут же погибнет".
На филиппинском острове Сулу муж, жена которого беременна, не имеет права рыть могилу или делать гроб, ибо тем самым он укоротит жизнь своего будущего ребенка.
Все эти верования, ритуалы, свидетельства и передающиеся из поколения в поколение рассказы о чудесах складываются в определенную систему взглядов, центром которых являются сверхъестественные силы, проявляющие себя по-разному в разных ситуациях. Однако с развалом колониальной системы, распространением знаний благодаря усилиям просветителей магия и все, что связано с ней, уже теряет свои позиции. Люди узнают, что их верования направляются против них же чужеземцами.
В свое время полковник Лэнсдейл, главный представитель ЦРУ США на Филиппинах, организуя подавление крестьянских выступлений, широко использовал веру в вампиров. Специально подготовленные агенты убивали человека, протыкали ему шею в двух местах и подвешивали вниз головой. Одновременно распускался слух о том, что коммунисты обладают способностью превращаться в вампиров. И вот крестьяне находят обескровленный труп. Многие в ужасе покидали родные места, ослабляя тем самым повстанческие отряды. Когда о хитрости Лэнсдейла стало известно, у многих филиппинцев зародилось сомнение, действительно ли существуют небом данные носители недобрых (а значит, и добрых), сверхъестественных сил.
В Гонконге меня поразило огромное количество хиромантов, астрологов, гадалок. Но самые популярные в народе сейчас члены общества "Хак тао" "Черная тропа". Их называют "да сиу ян", или "наносящие удары по людишкам". Как правило, "наносящие" - это старухи, одетые в традиционные черные платья. Они держатся группками, каждая из которых, как сказал мне журналист из "Саус чайна морнинг пост", "шабаш ведьм в миниатюре". Ведьмы популярны тем, что они активно вмешиваются в человеческие отношения.
- Например, рабочего обидел хозяин, - рассказывали мне. - Конечно, властям жаловаться опасно, призывать к стачке еще опаснее, за любой протест - арест. Обиженный идет к "да сиу ян" и просит наложить проклятие на хозяина, который в данном случае благодаря своим гнусным чертам переносится в разряд "людишек". Ведьма охотно соглашается. Орудия ее колдовства - чашка риса, кадило и пара шлепанцев. Итак, за дело. Перво-наперво старуха пишет на бумажке имя обидчика. Затем бумажку поджигают и, когда пламя разгорается, в ход идут шлепанцы. "Да сиу ян" бьет ими по пламени, нанося таким образом удары по ничтожеству, то есть по обидчику. Одновременно она рассыпает рис, подкармливая и подкрепляя таким образом злых духов, которые должны наказать хозяина. За проклятие обидчику обиженный платит доллар, от силы два. Но, если человек попросит проклинать кого-то целый день, то стоимость экзекуции, естественно, возрастает, порой до десяти-двадцати долларов.
- Ну и как, - полюбопытствовал я, - действует?
В ответ журналист пожал плечами. Но зато другая журналистка Френа Блумфилд, специалистка по народным верованиям, также долгое время живущая в Гонконге, абсолютно уверена в том, что "людишки", как правило, стойко переносят удары "да сиу ян".
В этой ситуации все большую и большую популярность приобретают филиппинские врачеватели, ибо их деятельность, их магия представляются как реальность. С годами эта мысль стала утверждаться все настойчивее. Слава о хилерахе ("хилер" от английского слова heal - врачевать) разнеслась по всему белу свету. Сопровождаемая, кстати, невероятным количеством описаний впечатлений, комментариев, предположений, догадок, гипотез, вопросов. Еще бы! Хирургическая операция без ножа! Как же не побывать у хилера? На Филиппинах зарегистрировано около пятидесяти известных врачевателей. 15 января 1983 года было объявлено о создании кружка филиппинских хилеров. Не все, однако, вошли в него. Некоторые предпочли остаться вне общества.
Однажды (была суббота) я взял вырезку статьи немецкого врача, к которой прибавились десятки других, перечитал их и отправился к Алексу Орбито, одному из ведущих на Филиппинах хилеров. Проехав километров двенадцать по улице Эпифанио де Лос Сантос (она напоминает наше Садовое кольцо и выполняет почти те же функции, только несколько уже и с большим количеством автомашин, так что на каждый километр уходит минут десять-двенадцать), мы свернули налево и облегченно вздохнули - тихий район, с редкими прохожими. На улице Мэрилэнд под номером 9 стоит обычный одноэтажный дом. Перед ним за плотным забором крошечный садик со скамейкой, крыльцо. На нем стол с книгой, куда нужно записать свою фамилию. Я уже был в этом списке пятьдесят седьмым, хотя до начала приема и, естественно, операций, то есть до 10.30, оставалось полтора часа. Прибывшие ранее пятьдесят шесть человек расположились тут же, на крылечке, другие прошли в узкую комнату, напоминающую крохотный кинозал со стульями (штук сорок, не больше), выстроенными в два ряда. Вместо экрана стеклянная перегородка. За ней помещение размером четыре метра на восемь со столом. На нем Библия, две полуторалитровые бутыли с водой и тарелка с тампонами из ваты.
За столом портрет Христа, перед столом лежак-каталка. Это и есть операционная. Дверь из нее выходит во внутренний дворик, где я увидел уток, кур, собаку в большой клетке ("очень злая, выпускаем только ночью", - объяснили мне), тут же разгружали небольшой автомобиль, тут же на керосинке что-то варили или разогревали. Если с парадного крыльца пойти направо, то попадаешь в большую комнату. Это гостиная. На стенах газетные вырезки статей на медицинские темы, плакаты. В целом же гостиная чем-то напомнила мне антикварную лавку после распродажи - раскуплено все ценное, все произведения мастеров, остались вещи, не представляющие ни художественного, ни исторического интереса: фигуры коней, японские фонарики, вазы, темный стол, плетеный диван. Все разного цвета, стиля, возраста, и все это кажется мрачноватым, думаю, это еще потому, что сюда слабо проникает солнечный свет.
За узкой дверью - маленький кабинет. Пока мы ждали в гостиной, к нам подошла девушка с пачкой книг под названием "Лечение верой и психохирургия". Книга вышла недавно. Ее можно купить. Здесь, в доме хилера, она стоила несколько дороже, чем в городской лавке.
- Почему?
- Как вы знаете, настоящие хилеры за лечение денег не берут. Настоящий хилер не должен злоупотреблять ни вином, ни амурными увлечениями. Вы можете, конечно, отблагодарить подарком. А если деньгами, то их следует отнести в клинику по соседству. Там их примут. Когда хилеру понадобятся деньги на приобретение ваты или починку, к примеру, стула, он пойдет в ту же клинику и возьмет там со "счета" столько, сколько ему требуется. Нам не хватает средств. Продажа книг в какой-то степени компенсирует эту нехватку".
(Справедливости ради следует сказать, что другие хилеры не столь щепетильны и деньги берут, при этом величина суммы их не смущает, наоборот - чем больше, тем лучше.)
Но вот в комнату вошел Алекс Орбито. Среднего роста, в белой рубашке и темных брюках. Кто-то сказал мне однажды, что ботинки с каблуками чуть выше обычных свидетельствуют, что их владелец страдает комплексом неполноценности. Но хозяин дома Алекс Орбито, которого я увидел, не страдал вышеупомянутым комплексом. Волевое лицо обнаруживало характер твердый, решительный.
Впоследствии, когда мы стали часто встречаться с А. Орбито, я убедился, что он прекрасный оратор, хотя ораторскому искусству не обучался, так же как и медицине. Солидная голливудская компания хотела пригласить Алекса на роль сурового и мудрого судьи, не знающего никаких эмоций. Но Алекса Орбито можно было бы пригласить и на роль добродушного, простого парня, ибо его улыбка очаровательна. Эта улыбка на какое-то мгновенье заставила меня забыть, что передо мною человек, чье имя уже вошло во множество книг и статей.
- Да, да, - сказал Алекс Орбито, увидев меня, - вы будете стоять рядом, вы можете фотографировать, а сейчас извините, я вас покину на пять минут, меня ждет австралийский корреспондент, приехал взять интервью.
Алекс Орбито относится к прессе с уважением, однако редкому журналисту рассказывает о себе. Он сын шофера, однажды он во сне увидел лицо незнакомой женщины. А утром сосед привел к нему именно ее и сказал: "Помоги..." - "Чем?" - удивился юноша. В тот момент на него нашло какое-то озарение, и он извлек из живота больной что-то, что, по всей вероятности, было причиной хвори, ибо женщина почувствовала себя лучше. Это была первая операция, после которой последовали сотни других.
Дверь скоро открылась, и Алекс Орбито, обращаясь к своей помощнице, а ею была молодая француженка, выпускница Сорбонны, сказал: "Начинаем". Не переодеваясь в халаты, не облачаясь в какие-либо "доспехи" хирурга, Алекс Орбито сел за стол операционной и, обхватив голову руками, закрыл глаза. И ассистенты и больные запели молитву. Видимо, туча открыла солнце, оно заглянуло в окно, ярко блеснули покрытые лаком ногти хилера.
Но вот молитва кончилась. Алекс Орбито встал. Первой легла на топчан филиппинка лет тридцати. Орбито приспустил ей джинсы, руки ушли в живот, через секунду показалось нечто похожее на целлофановую пленку в капельках крови. Она оборвалась. Орбито снова "утопил" руку и извлек обрывок. Женщина, чуть покряхтывая, встала и вышла во дворик. Я последовал за ней.
- Что вас беспокоило? - спросил я женщину.
- Моя соседка - женщина злая, мало того, с дурным глазом. Она подбросила мне что-то в пищу. Теперь чувствую себя хорошо.
Я вернулся к операционному столу. На нем лежал уже австралиец, тучный мужчина лет шестидесяти. Снова руки Алекса Орбито ушли в живот, на этот раз он извлек сгусток крови.
- На что жаловались? - спросил я австралийца, когда он встал со стола.
- Болел желудок, - тихо ответил пациент.
Потом операционный стол или операционный стул (Алекс Орбито одновременно удалял кисту, открывал ухо и что-то вынимал оттуда у больных, садившихся на стул) начали поочередно занимать члены западногерманской туристской группы.
- Как вы чувствовали себя в момент операции? - задал я вопрос женщине, которая жаловалась на поджелудочную железу.
- Приятное щекотание и больше ничего, а сейчас чувствую легкое жжение.
- Сложные операции, - комментировал мой знакомый Хаймсе Ликауко, автор четырех известных книг о хилерах. - Но были и сложнее. Одному американцу, страдавшему головными болями, он вскрыл (голыми руками, естественно) затылок, извлек сгустки крови и снова закрыл.
- Следующий... - подавал голос Алекс Орбито.
Операции занимают максимум две минуты. Один из хилеров за одиннадцать месяцев прооперировал две тысячи пациентов.
О филиппинских хилерах издано невероятно много книг и статей. Появились гипотезы и теории (в основном их авторы верят, что операции без ножа возможны), в одной из которых предполагается, что на кончиках пальцев врачевателей сосредоточивается неведомая нам энергия, которая не разрывает ткани и, раздвигая молекулы, позволяет пальцам проникнуть в тело. Высказывается предположение, что хилер способен создавать некое магнитное поле, и, если оно совпадет с магнитным полем Лусона (авторы теории утверждают, что оно есть, что оно особенное, почему, мол, операции могут делать только филиппинцы и только на острове Лусон, а лучше всего в провинции Пангасинан, откуда вышли все знаменитые хилеры), то можно делать операции. Магнитное же поле или неведомая энергия обеспечивает стерильность пространства над образующейся раной, которая бывает открытой лишь на мгновение. Другие считают, что никакого вскрытия тела не происходит. Хилер, являясь носителем астральной энергии, направляет ее в тело больного, она быстрее, чем рентгеновские лучи или радиоволны, достигает больного места, дематериализует его, выносит из тела, после чего оно снова материализуется и в своем первоначальном виде уже выбрасывается в сосуд для извлеченной хвори. Эта теория принадлежит доктору Хансу Наечели, президенту швейцарского общества физических исследований.
Да, хилерам приписывают сверхъестественные силы: способность создавать неведомую энергию, способность направлять ее именно в то место, которое нуждается в лечении. Утвердилось мнение, что именно отсюда их популярность. Однако я пришел к твердому убеждению, что популярность врачевателей зиждется и процветает главным образом на другой почве. В числе вырезок о чудесных исцелениях у меня лежит статья о хилерах-стоматологах. Они, правда, зубы не лечат, а только удаляют их. Но уж вырывают любой зуб. Причем либо голыми руками, либо с помощью палочки, гораздо реже щипцами. И главное - совершенно безболезненно, почти без всяких неприятных последствий. В университете Филиппин на эту тему была даже защищена диссертация. Ее автор Констанца Фернандес Клементе. Психолог по образованию, она несколько месяцев наблюдала, как хилеры удаляли зубы голыми руками. Однажды у нее самой возникла нужда, необходимость и она пошла к дипломированному стоматологу, - следовало удалить зуб. Но так как она вот-вот должна была родить, то врач, опасаясь возможных последствий, не решился взяться за щипцы. Он посоветовал обратиться к знахарю. И хотя, делится впечатлениями Клементе, коронка зуба не совсем вышла, Родольфо Лаганзод Каминонг в мгновенье ока, а точнее за три секунды, вытащил его, используя, правда, щипцы. Никакой боли ни во время операции, ни после нее Клементе не почувствовала.
Способность избавлять людей от боли Каминонг объяснил так: "Своим даром я обязан богу. Однажды, когда я жил еще в городе Олонгапо, ко мне прилетел сизый голубь и сообщил о том, что я могу вырывать зубы".
К другому стоматологу Хуну Мелдия озарение пришло в иной форме. "Мне было шестнадцать лет, - передает его рассказ газета "Таймс джорднэл". - Во время праздника, когда я выпил слишком много вина, я услышал, как человек жалуется на зуб. Я попросил его открыть рот, взял зуб. Я даже не знал, что вырвал его, и понял это только тогда, когда пошла кровь". Вот уже десять лет, добавляет газета, Мелдия удаляет зубы. Все тем же способом, то есть голыми руками, только сейчас он кладет на больной зуб носовой платок, чтобы не скользили пальцы.
В городе Замбоанга, на острове Минданао, я остановился в гостинице "Лантака". Я встречался в городе с местными газетчиками, издателями, политическими деятелями, фотографировал город, его окрестности. И вдруг у меня заболел зуб. Заболел в субботу. За ночь щеку раздуло так, что страшно было смотреть. Надежды на то, что успею долететь до Манилы, не осталось, и я пошел к администратору гостиницы с просьбой указать мне адрес врача. Администратор-девушка, выслушав меня, сказала, что в воскресенье известный стоматолог, выпускник столичного университета, не принимает. Но в десяти минутах ходьбы от гостиницы врачует замечательный умелец. "Идите к нему, улыбнулась администратор, - не пожалеете, да и берет он недорого".
Скоро такси - "трайсакл" (мотоцикл с коляской) остановился около одноэтажного дома. На стук в калитку появилась женщина и пригласила войти. Комната, в которой меня попросили подождать врача, была обычной. Изредка сюда заходили со двора куры (дверь не закрывалась, потому что сквозняк единственное спасение при жаре, а жара стояла сорокаградусная), их выгонял мальчик лет семи. Куры убегали, потом появлялись снова. Минут семь я наблюдал за мальчиком, когда наконец появился сам хозяин. После приветствий и короткого знакомства (врачеватель видел, что мне худо) я сел в кресло, отличавшееся от остальных большим размером. Никаких уколов, никаких протираний. Исцелитель взял щипцы и... Моя операция прошла, может быть, даже быстрее, чем у Констанцы Клементе, во всяком случае, не три секунды. Но зато в отличие от нее боль я почувствовал острейшую. Потом еще часа три после операции я чувствовал боль. Тем не менее я был благодарен за своевременную помощь. Что было бы со мной, если бы не врачеватель?
Вот именно этот вопрос я и задаю сейчас, чтобы объяснить (отчасти, конечно) популярность народных врачевателей. Задачи здравоохранения на Филиппинах далеко не решены. Уже после того, как я стал забывать о вырванном зубе, состоялась беседа с мэром города. И я узнал, что на два с половиной миллиона жителей Западного Минданао, куда входит и Замбоанга, всего 240 врачей. Из этого небольшого количества только сорок специалистов работают в сельской местности. К кому же обращаться больному? Он и смотрит на хилера как на спасителя, он его последняя надежда. Да и платить ему надо несравненно меньше, чем дипломированному врачу. Если в Маниле только за то, чтобы подготовить зуб к пломбе, мне нужно было выложить 150 песо, то в Замбоанге за всю операцию я отдал всего 25. Да и то потому, что я иностранец. Местный пациент заплатил бы в пять раз меньше или отблагодарил за помощь полдюжиной яиц.

Хилер - это народный целитель, который способен выполнять хирургические операции только путём манипуляций своих рук. Традиционная медицина не признает их деятельность. Считается, что механизм работы хилеров похож на действие плацебо. Хирургическое проникновение рук в тело больного и очень быстрое заживление ран является манипуляцией.

В целом операции, которые проводят хилеры, имеют некоторые общие черты. Сначала хилер массирует пальцами область, где находится больное место, собирая складку кожи. Потом он погружает пальцы в сформированную складку, проникая ими внутрь тела. При этом выделяется некоторое количество крови. А затем из тела достается органический материал. Затем следы крови на коже очищаются. После операции никаких ран или шрамов не остаётся. В большинстве случаев вся процедура выполняется только манипуляцией рук. Но бывают случаи, когда хилеры все же делают небольшие разрезы.

Хилеры используют совершенно различные техники и методы лечения. Например, на Филиппинах они используют различные растения, составляют режимы лечебного питания, применяют местные типы массажей с рефлексотерапией. Те хилеры, которые делают операции без применения инструментов, чаще всего пользуются так называемой техникой «психической хирургии».

Обычно перед операциями они входят в медитативное состояние. Перед работой, как филиппинские хилеры называют свои операции, они уединенно молятся Богу. Так они концентрируются над предстоящим делом и выходят к публике и своему пациенту собранными и решительными, находящимися в неком подобии транса. Считается, что хилеры во время операций чистят чакры больных людей и открывают у них «третий глаз». По местным поверьям они увеличивают силы пациента в борьбе с болезнью. Пациенты при необычной операции практически не ощущает боли. Хилеры лечат опухоли, грыжи, кисты, геморрой, катаракту и другие заболевания. Но хилер может и не взяться за лечение обратившегося человека по ряду причин. Хилеры не могут увеличить срок жизни человека. Психические заболевания им явно неподвластны.

Как же удается хилерам выполнять операции только руками и не оставляя шрамов или открытых ран? Человеческий организм способен излучать энергию, как и каждый из его отдельных органов. Если провести руками вдоль тела, то можно ощутить это излучение в виде покалывания и температурной разности от разных органов. Филиппинские хилеры могут видеть эту выделяемую энергию своими глазами. Хилеру не нужен предварительный диагноз. Он знает, как должен светиться здоровый орган. Он сам ставит диагноз, поскольку моментально видит патологию.

Во время операций, хилеры, как предполагается, могут выделять кончиками своих пальцев особое излучение, которое помогает растащить ткани тела. Хилер накладывает руки на больное место. Почти сразу же из этого места просачивается кровь. Если попробовать описать весь процесс операции, то вкратце хилер входит в ткани тела не сверху вниз, а наоборот, выдавливает больную часть снизу и сбоку - вверх. Когда хилер убирает руки, то ткани смыкаются безо всяких следов.

Заботиться о своем здоровье человек в здравом уме не перестанет никогда. Никогда он не прекратит искать новые пути к оздоровлению. Сегодня, когда доверительные отношения «доктор - пациент» в традиционной медицине подорваны, при проблемах со здоровьем люди обращаются к такому явлению, как альтернативная медицина. Среди всех существующих способов лечения оперирование по методу филиппинских хилеров, пожалуй, одно из самых удивительных.

Их считают великими целителями, колдунами, шарлатанами. Очевидцы со всего мира утверждают, что руки хилеров действительно волшебным образом проникают в тело человека и лечат такие недуги, от коих отвернулась традиционная медицина. Так кто же они - хилеры, филиппинские целители?

Кто это?

Традиционно принято называть проводящих различной сложности операции только лишь руками, то есть без каких-либо специальных инструментов. В своей практике филиппинские хилеры также не используют анестезирующих средств. Это самые известные отличия хилерства среди прочих медицинских учений, однако не единственные.

Филиппинскую медицину связывают с понятием психохирургии, потому что хилеры действуют не только в области физической, но и ментальной, воздействуя на сознание своих пациентов.

Множество названий

Название «хилер» является производным от английского слова Heal. Что означает «исцелять». Отметим, что этих удивительных людей называют не только хилерами. В западном мире им присвоили звания «экстрасенсорных хирургов», «ментальных хирургов», «хирургов четвертого измерения». Такими словесными оборотами люди подчеркивают экстраординарность методики лечения хилеров.

Первые упоминания

Начала распространяться по всему земному шару информация о филиппинских удивительных лекарях благодаря мореплавателям. Письменные источники 16 века содержат свидетельства моряков о чудесах врачеваниях, увиденных на далеких островах.

В 40-х годах 20 века удалось документально зафиксировать процесс работы хилера с человеком. С тех пор о филиппинских врачевателях стало известно повсюду. Сегодня гораздо проще увидеть, как работают хилеры, фото которых легко отыскать в открытых источниках.

Известные хилеры

Считается, что людей, обладающих глубокими познаниями филиппинской экстрасенсорной хирургии, всего лишь около 50 человек на Филиппинах. Но хилеры на Филиппинах еще и заносятся в специальные официальные списки. Так, зарегистрировано официально их гораздо больше (несколько тысяч). Поэтому стоит сделать выводы о качестве лечения того или иного хилера. Параллель с нашей медициной снова прослеживается.

Один из известных современных хилеров - Джун Лабо, чья клиника в наши дни принимает пациентов со всего мира.

Также на родине удивительного направления альтернативной медицины наиболее известны имена таких целителей, как Альказар Перлито, Нида Талон, Мария Билосана, Алекс Орбито, Вергилио Д. Гутиерес, Рудольфо Суят. Филиппинский хилер - почетное звание, заслужить которое среди многих других может лишь талантливый, истинный целитель.

В России наибольшую известность получил хилер Вергилио Гутиеррес, ныне врачующий на Гутиеррес обучал искусству оперативного вмешательства хилеров избранных учеников.

Филиппинские хилеры в России

С тех пор как связи между материками и островами стали прочнее, попасть на «прием» к хилеру можно не только в далеких странах. В России также живут хилеры. Лечение они проводят своими, нетрадиционными методами, которые принесли им мировую известность и множество пересудов.

К альтернативной медицине принято обращаться, когда все, что может предложить традиционная, не помогает. При этом заболевшие не всегда полностью доверяют тем методикам, на которые полагаются в последнюю очередь. Вот и хилеры, отзывы о которых противоречивы, относятся к такому направлению альтернативного лечения.

В России хилеры появились около 20 лет назад. Сегодня уже существует даже Ассоциация филиппинских хилеров. Возглавляет эту организацию Рушель Блаво - известный в мировом научном сообществе исследователь явления экстрасенсорного врачевания.

Рушель Блаво посвятил хилерам несколько книг, документальный фильм. Кроме того, ученый проводит семинары, посвященные уникальным возможностям филиппинских хилеров, с демонстрацией их искусства.

Другие филиппинские хилеры в Москве и других городах России уже не один раз проводили семинары, посвящая людей в таинство знаний их необыкновенной медицины.

Техники лечения хилеров

На самом деле, помимо оперативных вмешательств, хилеры используют и другие техники исцеления. Так, филиппинская медицина включает в себя применение различных заговоров, лечение травами, камнями, мануальную терапию. Все эти методы являются традиционными для азиатских народов, однако наибольшую известность получили именно хирургические операции.

Операции проводятся хилерами только лишь руками. Никаких инструментов, как то скальпели или зажимы, они не применяют. Таким образом, из тела человека врач может достать любое инородное тело, скопившиеся шлаки, камнеобразования. Врач находит отклонения в состоянии тех или иных органов самостоятельно и начинает свою работу именно там. Диагностика и прочие анализы не проводятся, что также удивительно для тех, кто впервые сталкивается с искусством филиппинских хилеров.

Экстрасенсорная хирургия - чудо исцеления

Как ни странно бы это казалось нам, но хилеры исповедуют католическую веру. Как и у большей части что сложилось исторически, у хилеров лежит на столе Библия даже во время операций. Если рассматривать операции врачевателей как некий ритуал, то в нем христианство тесно переплелось с местными мировоззрениями.

Более того, свои чудеса врачевания филиппинские хилеры совершают, вдохновляясь, если можно так назвать, молитвами. Филиппинская католическая церковь официально признает хирургические операции хилеров как одно из проявлений божественного чуда исцеления.

Подготовка пациента

Важен не только сам процесс оперирования, но и подготовка пациента к лечению. Хилер начинает работать с пациентом задолго до того, как начнется сама операция. Медицина народов Филиппин ориентирована на преимущественную работу с духовной сущностью человека.

Процесс исцеления, в котором участвуют как заболевший, так и врач-хилер, заключается не только в физическом улучшении состояния человека, но и в оздоровлении духа и сознания. Подготовка пациента к операции включает в себя общении его с хирургом, медитацию, предварительное теоретическое ознакомление с предстоящим процессом.

До начала оперативного вмешательства пациент все-таки получает анестезию, однако не в привычном для нас виде. Хилер при помощи особых движений вводит пациента в состоянии полной или же частичной (как частичная анестезия).

Сам процесс операции человек может ощущать, находясь в сознании. Но боли и других неприятных ощущений при этом нет. Могут быть ощущения легкого покалывания или похлопывания в зоне оперативного вмешательства. Так о своих впечатлениях сообщают те, кто на собственном опыте убедился в реальности методов филиппинских целителей.

Процесс лечения по методу филиппинских хилеров

То, как со стороны смотрится операция, проводимая хилером, кажется чем-то сверхъестественным или же откровенно мошенническим.

Обычный на первый взгляд человек стоит над пациентом. Тот находится в состоянии полубессознательном. И тут врач проводит руками по телу пациента, словно сканируя его. Затем руки останавливаются в определенной зоне (это оказывается именно та зона, в которой у пациента есть проблемы со здоровьем). А затем словно бы пальцы хилера проникают в тело лежащего перед ним человека и начинаются невообразимые манипуляции.

Ловкими движениями пальцев хилер проводит какие-то пассы. Мы видим кровь или нечто, похожее на кровь, но она не льется, как мы панически этого ожидаем при виде разрыва на коже. Хилер продолжает лечение, доставая из тела человека голыми руками сгустки крови или другого вещества. Это - причина того, почему пациент плохо себя чувствует. Так (естественно, по-разному в каждом случае) лечат филиппинские хилеры.

Закономерно, что частью наблюдателей и просто узнавших о факте филиппинской медицины подобные манипуляции воспринимаются остро: с недоверием и открытыми обвинениями в шарлатанстве.

Попытки разоблачить методики хилеров

Вслед за скептическими выпадами в сторону чудотворной практики экзотических лекарей еще в прошлом веке последовали попытки пояснить «шоу», устраиваемое ими перед публикой. Хилеры на Филиппинах сегодная все так же активно провоцируют скептиков на всяческие проверки.

Процесс оперирования голыми руками пояснялся разными экстраординарными толкованиями. «Проникновение» рук хилера под кожные покровы человека - это не что иное, как высококлассная иллюзия. Появляющаяся «кровь» и доставаемые «сгустки» болезни (или же плохой энергии) - ловко проделанный прокол специального пакетика с жидкостью (куриной кровью даже, может быть), взятый шарлатаном в качестве реквизита для «фокуса».

Однако же часть людей все равно утверждали, что после сеанса исцеления их самочувствие улучшалось. На это убежденные скептики возражают тем, что хилеры обладают даром гипнотического влияния и убеждают своих «жертв» в том, что им действительно стало лучше.

Точка зрения скептика

Скептически в изучении филиппинского метода лечения можно рассматривать многое. Да что там, почти все! Сделать сложную операцию руками, не занести при этом инфекцию и получить положительный результат для здоровья пациента - это из области фантастики.

При ознакомлении с чудесным лечением возникают вопросы за вопросами, и это закономерно. Так почему же при таких возможностях жители Филиппин все равно болеют и умирают? Способности хилеров выходят за рамки нашего понимания, но достичь таких результатов они не в силах.

При своей чудесности и десятках необыкновенных историй людей, которых излечили хилеры на Флиппинах и за пределами островов, они могут далеко не все.

Действительно ли хилеры проникают сквозь ткани тела руками?

Интересующихся практикой психохирургии хилеров терзает один важный вопрос: действительно ли в тело пациента проникают руки врача? Действительно ли это происходит без помощи инструментов, как у привычных хирургов?

Альтернативная медицина, виды которой поражают сознание большинства посетителей поликлиник, располагает богатой палитрой методов. Ментальные инструменты хирургии хилеров среди них занимают место яркое, и вот почему.

Ответ на тревожащий нас вопрос будет положительным (если взять за отправную точку наше доверие филиппинцам и их чудесам врачевания). Хилеры проникают в физическое тело человека, но это происходит не при каждой операции. Как утверждают сами врачеватели, в этом нужда есть далеко не всегда.

Почему именно так? На это хилеры также дают вполне осознаваемое объяснение. Болезнь возникает из-за появления в энергетическом теле человека плохой, нездоровой энергии. Именно ее выуживают из пациента филиппинские хилеры во время сеансов. Зачастую для проведения такой психооперации не нужно вскрывать физическое тело.

Само же проникновение рук врачевателя в тело можно сравнить с погружением в воду. Молекулы воды словно расступаются перед нашими руками, давая им свободно проводить какие-либо действие в воде. Подобным образом, благодаря врожденному особому таланту, хилер входит в тело человека. Невероятно - но, может быть, и реально!

Чего не могут хилеры?

Точки зрения на явления филиппинской разные в силу того, что лишь небольшое количество людей испытало ее на себе или имеет надежные источники информации о ней. Однако с любой точки зрения возникает закономерный вопрос: а что хилерам не под силу?

Как и традиционная медицина, лечение филиппинскими методиками не может продлить предназначенный человеку срок жизни. Можно убрать болезнь, вернув таким образом себе свое положенное время.

Не под силу хилерам также психические заболевания. Хоть они и имеют дело с духом человека, возможности влиять именно на ментальное ограничены. Объяснить это можно несколько упрощенно. Филиппинская хирургия - прежде всего все же хирургия, то есть она подразумевает извлечение из тела человека нездоровых тканей. С психикой хилеры не способны проводить подобные манипуляции.

Добавим к этому тот факт, что, как и во всех сферах деятельности, есть хорошие специалисты и не очень хорошие. Филиппинских целителей это также касается.

Специализация филиппинских врачевателей

Личные способности имеют большое значение в том, какое направление лечения наиболее разовьет хилер.Так, например, один из лучших хилеров Филиппин Лабо работает с опухолями и стал широко известен за пределами своей страны именно благодаря этому. Другие болезни также поддаются чудотворному лечению известного хилера.

Другому филиппинскому врачевателю, Хосе Сегундо, наилучшим образом даются манипуляции с зубами.

Принципы хилеров в практике

Что касается того, за что возьмется добросовестный хилер, а за что нет, ситуация будет, как и с традиционными врачами. Хилер возьмется лечить любого больного, даже если его состояние будет безнадежно. Равно как и наши доктора, он постарается продлить срок жизни человека или уменьшить его страдания.

Что касается вопроса лечения психических заболеваний, то сами хилеры открыто говорят, что эта область не в их власти. В местной, филиппинской медицине, естественно, можно найти и таких специалистов, но это уже будет совсем иной вид исцеления. Чаще всего местные присваивают этому жуткое понятие «изгнание демонов». Занимаются исцелением душ от «демонов» другие представители местной медицины.

Реальны ли возможности филиппинских хилеров или

Сделать однозначные выводы о реальности факта исцеления по методу филиппинских врачей на основе всего, что мы знаем, невозможно. Чтобы поверить или разубедиться окончательно, нужно столкнуться с удивительным феноменом воочию.

Как и в любой теории, всегда будут те, кто согласен, и те, кто против. Можно найти множество фактов, подтверждающих реальность явления или же мошенничество. Наш выбор остается нашим: мы сами выбираем источники, которым доверяем.

Однозначно то, что альтернативная медицина в виде хилерства обрела еще одну поражающую сознание методику на пути к здоровью.

Среди хилеров, несомненно, есть люди, обладающие неким даром. Деяния таких врачевателей гремят на весь мир и заслуживают глубочайшего почтения, восхищения. Есть и шарлатаны, в планах которых - лишь нажиться за счет доверия, наработанного истинными целителями.

Отметим то, что острое непринятие факта хилерства в нашей стране, да и многих других, обуславливается разницей в мировоззрении. Нам сложно представить, что человек может иметь такую власть над физическими и ментальными материями. Но в странах, где сохранились древнейшие народные верования, люди охотно верят в это. Видимо, есть причины…

Резюмируя сказанное…

Филиппинские хилеры - необычайный феномен в богатом мире различных нетрадиционных медицинских учений. Они могут лечить человека, проводя хирургические операции без инструментов и фармацевтических средств.

Впервые узнали о хилерах как о целителях, творящих чудеса, в 16 веке. С тех пор они стали известны во всех странах, а взгляды на хилерство остались противоречивыми. Немудрено: поверить в чудо среди привычных вещей крайне сложно.

Надеемся, наша статья украсила ваше времяпровождение и утолила жажду знаний о таком интересном явлении нашего мира, как филиппинское хилерство.

Сенсационные известия о таинственных «хирургах без скальпеля», или хилерах (от английского слова heal — исцелять), живущих на Филиппинах , будоражат людей уже не один десяток лет.

Первым целителем, который стал известен за пределами Филиппин, стал хилер Элеутерио Терте (Eleuterio Terte). Лечить людей он начал в 1926 году, в возрасте 25 лет. Причем сначала для операций он пользовался ножом, за что вскоре и поплатился — его обвинили в «незаконной врачебной практике».

С трудом выпутавшись из-под следствия, в ходе которого он дал клятвенное обещание больше за скальпель не браться, Элеутерио Терте стал думать, как жить дальше. И неожиданно для себя открыл, что нож ему и не нужен: он может действовать голыми руками.

Тренированные руки хорошо подготовленного человека вообще-то страшное оружие. Умелый спецагент может убить противника одним пальцем. А например, в Китае долгое время практиковали целители, которые запросто выдирали больной зуб, прихватив его двумя пальцами.

История умалчивает, как и на ком тренировался Элеутерио Терте, учась голой рукой вскрывать тело больного, не оставляя на нем никаких шрамов.

Он стал знаменит, после того, как помог некому американскому офицеру, а режиссер Ормонд зафиксировал на пленку его манипуляции и пустил фильм в широкий прокат.

Потом к делу подключился доктор Стеллер, профессор физики университета в Дортмунде. Он не поленился написать об Элеутерио Терте целый труд, в котором признался, что, наблюдая «операции без скальпеля», никакой «ловкости рук» не нашел.

Профессор уверял, что филиппинские хилеры могут осуществлять хирургические операции голыми руками без гипноза, без анестезии, без боли и занесения инфекции.

Ему вторил и японский медик Исаму Кимура, который исследовал кровь после ряда операций Терте и установил, что она принадлежит оперированным пациентам. Правда, иногда анализ показывал, что сгустки имеют неорганическое происхождение, то есть не принадлежат ни человеку, ни животному, а смахивают на красители. Но Терте объяснил это тем, что данные сгустки есть не что иное, как материализация самой болезни, «плохой энергии» в руках хилера.

Группируются хилеры в основном в районе Багио, утверждая, что здесь имеется какая-то особая космическая обстановка, благодаря которой местные целители и обретают нечеловеческую силу.

На самом же деле Багио — единственное на Филиппинах прохладное место с чудесными, умиротворяющими пейзажами. В Багио охотно едут туристы со всех концов света. Именно из-за обилия туристов-клиентов хилеры и облюбовали эти места.

Не так давно на Филиппинах побывал бакинский журналист Шариф Азадов. Вот, как он описывает встречу с одним из наиболее известных хилеров.

«Алекс Орбито — невысокий худощавый 43-летний человек с приятными чертами лица. Способности врачевателя впервые обнаружил у себя, когда ему было шестнадцать лег. Учился у своего отца, также хилера. А вот сын Алекса, к сожалению, не обладает умением концентрировать энергию, и потому пошел в обычный медицинский колледж»...

Работает Орбито через день по 45—50 минут в день, больше не может. Должен отдыхать, пополнять утраченную энергию. Детей он не оперирует, боится повредить психические центры, лечит только манипуляциями.

Орбито прощается с журналистами, говорит, что ему надо сосредоточиться перед операциями. А когда они начнутся, за нами придут. В большой комнате стеклянная перегородка, за ней — операционная. Перед началом операции все присутствующие распевают псалмы.

Когда Орбито вошел за перегородку, все замолчали. Взяв в руки Библию, хилер наклонился — тишина стала полной. Так он просидел минут пятнадцать—двадцать.

Операционная — обычная комната с узким столом. Две медсестры в обычных кофтах и юбках, сам хилер в той же тенниске, какая была на нем во время нашей беседы. Бросаются в глаза несколько баночек с маслянистыми жидкостями. Собственно медицинского здесь — только ватные тампоны.

Долгого мытья рук тоже не было, хилер просто сполоснул руки в банке с белой жидкостью. И так после каждой операции — окунал руки в банку и вытирал одним и тем же полотенцем.

Первой пациенткой была женщина. Хилер быстрыми короткими движениями выщелкивал у нее из грудей небольшие шишки, при этом едва струилась розоватого цвета кровь.

Лицо женщины было спокойным, не отражало ни боли, ни дискомфорта.

Затем на стол легла женщина с пупочной грыжей. «Я стоял вплотную к операционному столу и хронометрировал все операции, — пишет Шариф Азадов. — У меня на глазах указательный палец хилера после небольшого массирования вдруг вошел в живот, как в тесто.

Пошла кровь, но совсем немного, и Орбито выковырнул оттуда кусок мяса. Затем стал энергично поглаживать это место, как бы стягивая, смазал маслом, и женщина спокойно встала со стола. На ее лице не было ни тени страдания. Операция продолжалась сорок три секунды.

Так же он удалил аппендикс, правда, уже за минуту с лишним. Когда-то мне тоже удаляли аппендикс, и, если не ошибаюсь, это длилось более часа. Снова у меня на глазах пальцы хилера легко, без разрывов ткани и нажима, вошли в тело человека. Лицо пациента спокойно, слегка насторожено, но не больше. Видно, как хилер что-то делает там, внутри. Затем он извлек и показал больному аппендикс и бросил его в белый тазик.

Я спросил Орбито, как он соединяет концы сосудов, и тот объяснил, что не сшивает их, а вроде как запаивает энергией. Интересно, что работает он одной рукой, а ладонью второй как бы создает биополе. Наклонившись, я внимательно смотрел на то место, откуда только что у меня на глазах извлекли аппендикс. Ни шва, ни следа раны...»

Так закончил свой рассказ Шариф Азадов. Но вот описание таких же событий, принадлежащее другому очевидцу, более подготовленному, а потому смотрящему на вещи более трезво.

— Разобраться, действительно ли делается операция или это лишь видимость ее, совсем непросто,— рассказал Михаил Лазаревич Гершанович, профессор, доктор медицинских наук, по специальности онколог,— Поначалу действия хилера производят ошеломляющее впечатление. Даже на людей, настроенных скептически. А я был не просто скептически настроен — я был одержим идеей испытать работу хилеров на себе, рассмотреть ее изнутри.

Гершанович ездил на Филиппины вместе с Анатолием Карповым в качестве его врача, когда тот проводил в Багио матч на первенство мира с Виктором Корчным.

В беседе с журналистами — Олегом Морозом и Антониной Галаевой — Гершанович рассказал, что, будучи убежденным материалистом, да, к тому же, и врачом, все свидетельства экзальтированных очевидцев он в расчет не принимал — мало ли что покажется человеку в состоянии внушения.

— Поэтому вопрос, существует ли «филиппинское чудо», меня не занимал, — сказал Гершанович. — Я был твердо убежден: его нет. Законы природы незыблемы.

Разрезать или раздвинуть пальцами кожу, подкожные ткани невозможно. Никакие фильмы, никакие свидетельства не убедят меня в обратном. По крайней мере, до тех пор, пока не испытаю филиппинский «нож» на собственной шкуре. Более того, если меня и вскроют — не поверю, буду доискиваться, как они это сделали.

Вот, с таким настроением я поехал к хилерам. Впрочем, кроме любопытства был у меня и другой стимул: в ту пору тяжело болел отец Анатолия Карпова. И мне хотелось поискать в народной медицине, включая и методы хилеров, что-то такое, что могло бы помочь ему. Увы, ничего такого я не нашел, и это еще больше укрепило мой скептицизм.

Тем более что от вмешательства хилера Гершанович пострадал лично сам. Он попросил удалить ему опухоль в районе левого глаза. Это была так называемая базалиома, о которой до сих пор среди врачей идут споры, злокачественная это опухоль или нет (метастазов она не дает).

Дожидаясь своей очереди, Гершанович имел возможность наблюдать за работой хилеров и их пациентов. Ему показалось удивительным, что почти все хилеры имеют какую-то основную профессию, которая их кормит,— слесаря, механика, каменщика... А между делом — при наплыве туристов — занимаются хиропрактикой. Кроме того, Гершановичу бросилось в глаза, что в качестве пациентов время от времени выступают люди, которых он уже видел у других хилеров в той же роли...

В общем, чем больше Гершанович присматривался к работе хилера, тем больше у него крепло убеждение: никакой хирургии тут нет, налицо искусные фокусы и не более того...

— Но вот наступила моя очередь, — продолжал свой рассказ профессор. — Я попросил удалить опухоль под левым глазом и варикозный узел на ноге (кстати, очень удобный для демонстрации — было бы сразу видно, удалили его или нет). Хилер охотно согласился, предупредив, однако, что должен помолиться надо мной.

Наконец хилер сказал, что дух явился и он готов приступить. Он долго, больно тискал опухоль железными, цепкими, как клещи, пальцами — ничего не получилось.

После этого опухоль стала быстро расти, и мне пришлось поторопиться с ее удалением. Не на Филиппинах, разумеется, а уже дома, у прекрасного хирурга. Так что на память о том приключении остался лишь небольшой шрам. Но и его бы не было, уверен Гершанович, если бы он к тому же хирургу обратился сразу, еще до поездки на Филиппины.

Что касается варикозного узла, хилер его тоже порядком намял, В итоге развился тромбофлебит, который потом тоже пришлось долго лечить обычными методами...

В общем, как показывает статистика, 90 процентов пациентов хилеров по возвращении к себе домой, вынуждены вновь обращаться за медицинской помощью — уже к обычным врачам.

Оставшиеся десять процентов делятся примерно поровну. Пять процентов приходится на людей, которым вообще не нужна была никакая операция; их недомогание было лишь следствием излишней мнительности. И, наконец, оставшиеся пять процентов приходится на людей, которым хилеры действительно помогли.

Например, у одного пациента хилер удалил на груди атерому (доброкачественную опухоль). Но эта атерома была особая, типа большого угря — она была связана с закупоркой сальной железы, имела ход наружу и, следовательно, легко могла быть удалена простым выдавливанием.

Вот, собственно, и весь рассказ о секретах филиппинских хилеров. Выводы, как говорится, делайте сами. Мне же остается добавить к сказанному упоминание еще об одном свидетельстве, обнаруженное мной в Интернете. Бывший врач Станислав Сульдин, попав на Филиппины, решил заодно с отдыхом избавиться и от камней в желчном пузыре. Хилер провел операцию и сказал, что теперь все в порядке.

Однако по возвращении в Москву Станиславу все-таки пришлось сделать холицистоэктомию — операцию по удалению камней из желчного пузыря.

«Хилера рядом не было, наркоз был обычный, а оперировали наши хирурги, ребята с моего потока в институте, — пишет Станислав. — За что им и большое спасибо»... И добавляет: «Ребята не нашли следов вмешательства хилера, они просто сделали свою работу. Они практики и в чудеса не верят»...