Цитаты. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор Почему матрена взяла к себе киру

В Центральную Россию. Благодаря новым веяниям, недавнему зэку не отказывают теперь стать школьным учителей во владимирской деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Солженицын поселяется в избе местной жительницы Матрены Васильевны – женщины лет шестидесяти, часто болеющей. У Матрены нет ни мужа, ни детей. Ее одиночество скрашивают лишь уставленные повсюду в доме фикусы, да подобранная из жалости колченогая кошка. (См. Описание дома Матрены .)

С теплой, лиричной симпатией А. И. Солженицын описывает нелегкую жизнь Матрены . Многие годы у нее нет ни рубля заработка. В колхозе Матрена трудится «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Вышедший после смерти Сталина закон наконец дает ей право добиваться пенсии, но и то не за себя, а за потерю пропавшего без вести на фронте мужа. Для этого надо собрать кучу справок, а потом много раз возить их в собес и сельсовет, за 10-20 километров. Изба Матрены полна мышей и тараканов, которых невозможно вывести. Из живности она держит лишь козу, а питается в основном «картовью» (картошкой) размером не больше куриного яйца: крупнее ее песчаный, не удобренный огород не дает. Но и при такой нужде Матрена остается светлым человеком, с лучезарной улыбкой. Доброе расположение духа ей помогает поддерживать работа – походы за торфом в лес (с двухпудовым мешком за плечами по три километра), косьба сена для козы, хлопоты по хозяйству. По старости и болезням Матрена уже отпущена из колхоза, но грозная жена председателя то и дело приказывает ей бесплатно помогать на работах. Матрена легко соглашается пособить без денег и соседям на огородах. Получив-таки от государства рублей 80 пенсии, она справляет себе новые валенки, пальто из ношеной железнодорожной шинели – и считает, что жизнь ее заметно улучшилась.

«Матренин двор» - дом Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, место действия рассказа А. И. Солженицына

Вскоре Солженицын узнает и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей. Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.

Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.

Матрена Васильевна Захарова - прототип главной героини рассказа

Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена сама, суетясь, помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.

Вернуться живой ей было уже не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.

На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…

Деревня стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в словах их проглядывала корысть. И не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, явно думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Прося разрешения вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.

А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Октябрь 1956

В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей в ближайшие дни вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным сожалением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала». Для Солженицына же именно из этих пренебрежительных слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Впервые Фаддей Миронович Григорьев появляется в рассказе в образе скромного просителя за своего нерадивого младшего сынишку Антошку перед рассказчиком. Учитель Игнатич пытается объяснить отцу, что сынок лукав и ленив, что образованием сына необходимо заниматься, следить за его учебой. Фаддей клянется, что справно воспитывает сына, потому что рука у него тяжелая.

Несмотря, на то, что гость имеет благообразный облик старца с клюкой, у него приятный говор и вежливое обращение к собеседнику с патриархальным «батюшка», Игнатича что-то настораживает. Лицо Фаддея словно спрятано за обильным черным волосяным покровом: густая борода, пышные баки, нависшие брови. В его возрасте нет ни намека на седину. Эта чернота лица поразила рассказчика.

Позже Матрена поведает своему постояльцу историю ее отношений с этим человеком. В молодости он к ней, совсем юной, посватался. Но их разлучила война 1914 года. Фаддей пропал на фронте, не было от него вестей 3 года. Матрена его ждала, а потом из жалости вышла замуж за его младшего брата Ефима на Петров день, ведь была жатва, матери в их семье не стало, а нужны были рабочие руки. Через несколько месяцев после их свадьбы вернулся после долгого венгерского плена Фаддей. Грозился, что зарубил бы обоих, если бы не был Ефим его братом. Он любил Матрену может за то, чего был сам лишен. Она чистая и бескорыстная душа. А он собственник, который всегда боролся на свое. В отместку женился на женщине, у которой было такое имя, всю жизнь бил ее и детей за свою обиду. Словно душа его стала черной, как стало черным лицо.

Главным в его жизни стало «добро» – нажитое и накопленное имущество. Ради этого он убеждает Матрену отдать при жизни горницу, завещанную его родной дочери Кире, которую она, похоронив всех своих детей, выпросила на воспитание. Когда ломали избу, Фаддей преображается. Он вкалывает неистово, забыв про все свои недуги. И ленивый, хитрый младший сынок Антон работает без устали. Остальные сыновья и зятья такие же. Кроме Киры, которая выросла под опекой Матрены. Из-за жадности Фаддея, который не хотел платить лишние деньги за перевозку бревен, на железнодорожном переезде погибают три человека.

Даже после страшной трагедии Фаддей не забывает про хозяйство, изображая перед чиновниками немощного, убитого горем старика, спасает брошенные не обочине остатки горницы. А ведь у него погиб сын и любимая когда-то женщина, дочь на грани помешательства, зять под следствием. Он так занят, что не может прийти на поминки. С ужасом Игнатич понимает, как похожи на этого хозяйственного старика остальные. Даже лучшая подруга Матрены Маша, прибежав сообщить трагическую новость, выпрашивает себе вязаночку. А то завтра набежит родня, ничего уже не достанется. И близкие люди начинают бороться за скудное имущество уже у гроба, «оплакивая» Матрену, которую при жизни считали дурочкой, потому что мало нажила.

Не случайно, рассказывая о Фаддее, Матрена смотрела на дверь, словно боялась его появления, предчувствуя исполнения давнишней угрозы. И почудился Игнатичу в проеме двери облик бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее гибели.

Характеристика 2

В произведении Солженицына “Матренин двор” присутствует множество интереснейших ситуаций и персонажей, со своими уникальными образами, которые были созданы автором для того, чтобы передать свою мысль, и видение ситуации в целом. Однако повнимательнее стоит рассмотреть образ старика Фадея.

Фадей – на момент повествования произведения, пожилой мужчина, живущий в деревне, в которой происходит само произведение. Волей судьбы случилось так, что родной брать Фадея женился на его возлюбленной Матрёне, после чего Фадей возненавидел их обоих, затаив в своём сердце обиду на долгие годы. Не сумев смириться с произошедшим, Фадей всю свою оставшуюся жизнь продолжил всячески вредить паре, не давая им спокойной жизни, так и доведя свою возлюбленную в могилу. Таким образом, мы видим насколько Фадей злопамятный человек, что даже по прошествии такого количества времени, он всё равно не простил близких ему людей, всячески принося им неприятности, что помогало ему справиться с его чувством обделенности.

По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.

Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.

Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.

Сочинение про Фаддея

Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.

Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.

Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.

Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.

Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.

Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.

Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.

Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.

Вариант 4

Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.

Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.

Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.

Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.

Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Убиты под Москвой Воробьева

    Писатель Константин Воробьев – очень талантливый человек, а также, что важно – литератор. Ведь он смог в своем прекрасном произведении передать такие мысли, которые может и у многих были

  • Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова смысл, суть, идея сочинение

    Русский поэт, прозаик, драматург и художник Лермонтов Михаил Юрьевич написал это великое произведение, знакомое миллионам, популярное во всевозможных городах и странах в 1838-1840 годах.

  • Сочинение Моё любимое место в городе парк

    Я люблю свой город. В нём прекрасно всё: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то несомненно я остался бы там, где нахожусь.

  • Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 класс (описание)
  • Сочинение Уважение 9 класс

    Добивайся не услужения, а уважения - так гласит русская, народная поговорка. И ведь если разобраться она зрит в корень. Действительно уважение одно из главных составляющих жизни наших предков

Тема: «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"»

Цели:

обучающая: чтение и анализ художественного текста, выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини рассказа.

развивающая: пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).

воспитательная: расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте, историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, уважения к людям труда и правды.

Оборудование: медиопрезентация, портрет А.Солженицына, картины художников о русской деревне, эпиграфы, определения, рисунки.

Литература :

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в школе, № 3, 1994 г., стр. 33-37

    А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

1) Запись числа, темы. Мы продолжаем работу по изучению творчества А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын – писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

II. Изучение нового материала:

Сегодня в центре нашего внимания рассказ «Матренин двор». Написанный в 1959 году, в начальном периоде творчества писателя, этот рассказ дает яркое представление о Солженицыне – художнике слова и о послевоенном периоде жизни в деревне. (Слайд 1)

2) Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных ( . Слайд 2):

3) Сегодня мы знакомимся с героями рассказа А. Солженицына. Рассказ А.Солженицына «Матренин двор» находится у истоков русской деревенской прозы второй половины ХХ века. Попробуем в ходе анализа данного рассказа раскрыть его смысл и попытаемся ответить на вопрос: «В чем же состоит «тайный внутренний свет» прочитанного рассказа?» (Слайд 3)

1) Дома вы прочитали рассказ и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям.
Обратимся к определению жанра.
Рассказ – это…(Слайд 4. )

2) В своих рассказах А. Солженицын в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой размышляет над вечными вопросами: судьба русской деревни, положение простого человека-труженика, взаимоотношения людей и др. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». Итак, в основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Трагической судьбе Матрены и будет посвящена основная часть нашей работы. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанном рассказе. (Приложение3).

III. Беседа на выявление восприятия:

Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?
(
Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

Какие проблемы легли в основу данного рассказа?
( Безрадостныйуклад деревенской жизни, судьба деревенской русской женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др .) (Слайд 5)

IV. Анализ рассказа:

1) Нарисуйте словесный портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи.(Слайд 5)

2) Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир?
Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
( Слайд 6)

3) Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?
«Колотнаяжитенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. (слайд 8)

4) Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?
Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее, пенсии ей не полагалось, потому что работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». (слайд 9)

5) Как же относились к Матрене соседи по деревне, родственники?
Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?
Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа.
Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (
цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспрритульная и пр.) Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены. (слайд 10)

6) Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

7) Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился всвоего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. (слайд 11)

8) Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?


Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. (слайд 12)

9) В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея?
Первоначальное название (авторское) рассказа –
«Не стоит село без праведника» . А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ более нейтральное название – «Матренин двор». Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия. Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке». Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». (слайд13)

10) Какова позиция автора, если рассматривать шире, в контексте всего его творчества?
Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын едет в среднюю Россию работать учителем, где и встречается с Матреной. Судьба его нелегка. Рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Об этом свидетельствуют художественные детали (упоминание о том, что «ел я дважды в сутки, как на фронте», о лагерной телогрейке, о неприятных воспоминаниях, «когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях» и др.) Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. В избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение. Рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.

(слайд 14)

11) В чем же заключается «тайный внутренний свет» этого рассказа?
Есть у З. Гиппиус стихотворение, которое написано раньше изображаемых в нашем рассказе событий, и написано оно по другому поводу, но попробуйте соотнести его содержание с нашим рассказом, надеюсь, это поможет вам сформулировать собственные рассуждения при писании небольшой творческой работы. (слайд 15, приложение 7)

V. Закрепление нового материала.

Творческая работа учащихся: «Тайный внутренний свет» рассказа «А.Солженицына «Матренин двор» и мои впечатления от прочитанного. (приложение4)

VI. Итог урока : Давайте послушаем друг друга (выдержки из творческих работ учащихся)

VII. Домашнее задание : Прочитать рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и подумать, какая мысль объединяет эти два произведения.

Кадр из фильма «Матрёнин двор» (2008)

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Пересказал

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ , главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».